Научная статья на тему 'Метод проектов в формировании литературно-краеведческой компетенции студентов-филологов бакалавриата'

Метод проектов в формировании литературно-краеведческой компетенции студентов-филологов бакалавриата Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
479
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРА / ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / LITERATURE / LITERARY STUDY OF LOCAL LORE / COMPETENCE / INNOVATIVE TECLITERATURA / LITERARY RESEARCHES / EXPERTISE / PROJECT-BASED LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Койнова Елена Григорьевна

В статье отмечается, что литературное краеведение является основой регионального компонента содержания современного литературного образования филологов. На конкретных примерах рассматривается использование метода проектов для формирования литературно-краеведческой компетенции студентов-филологов бакалавриата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Койнова Елена Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD OF PROJECTS IN FORMATION OF LITERARY AND LOCAL HISTORY COMPETENCE OF STUDENTS PHILOLOGISTS OF THE BACHELOR DEGREE

The article notes that the literary lore is the basis of the regional component of the modern literary education of philologists. Examples of how to use the project to form a literary competence of students-philologists of Bachelor's degree.

Текст научной работы на тему «Метод проектов в формировании литературно-краеведческой компетенции студентов-филологов бакалавриата»

УДК 378 ББК 74.58

Койнова Е.Г.

МЕТОД ПРОЕКТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИТЕРАТУРНО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ БАКАЛАВРИАТА

Kojnova E.G.

METHOD OF PROJECTS IN FORMATION OF LITERARY AND LOCAL HISTORY COMPETENCE OF STUDENTS PHILOLOGISTS OF THE BACHELOR DEGREE

Ключевые слова: литература, литературное краеведение, компетенция, метод проектов.

Keywords: literature, literary study of local lore, competence, innovative tecliteratura, literary researches, expertise, project-based learning.

Аннотация

В статье отмечается, что литературное краеведение является основой регионального компонента содержания современного литературного образования филологов. На конкретных примерах рассматривается использование метода проектов для формирования литературно-краеведческой компетенции студентов-филологов бакалавриата.

Abstract

The article notes that the literary lore is the basis of the regional component of the modern literary education of philologists. Examples of how to use the project to form a literary competence of students-philologists of Bachelor's degree.

Одной из актуальных задач подготовки студентов-филологов бакалавриата является формирование литературно-краеведческой компетенции как регионального компонента содержания профессионального образования. Необходимость регионализации системы высшего образования нашла отражение в Законе Российской Федерации «Об

образовании» и Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО)1 в совокупности требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 032700 Филология.

С принятием этих документов для каждого конкретного региона России стала актуальной проблема теоретической, практической разработки и реализации регионального компонента содержания образования. Основой регионального компонента содержания литературного образования филологов является литературное краеведение2.

Высшая школа всегда играла важную роль в подготовке кадров, способных не только воспроизводить социальный опыт, но и развивать его, расширять

профессиональную деятельность, преобразовывать и создавать новые знания и ценности. В связи с этим одной из актуальных проблем современной подготовки студентов -филологов является формирование их литературно-краеведческой компетенции и, соответственно, разработки теории и методики решения данной задачи.

Различные аспекты регионального компонента содержания общего образования

1 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 032700 Филология (квалификация (степень) "бакалавр"). Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 января 2010 г. N 34.

2 Травушкин, Н.С. Литературное краеведение в системе литературоведческих наук // Научные доклады литературоведов Поволжья. - Астрахань, 1967. - С. 162.

рассматриваются в работах А.Ю. Белогурова, С.А. Гильманова, Л.Ф. Греханкиной, А.В. Даринского, Э.Д. Днепрова, В.И. Загвязинского, И.А. Закировой, Н.А. Корощенко, А.П. Кузнецовой, М.Н. Кузьмина, Ю.В. Лазарева, Г.Н. Мухаметзяновой, Т.М. Рагозиной, Н.С. Румыниной, Н.Х. Сопоевой, В.К. Шаповалова и других.

Вопросы применения литературного краеведения в вузе и школе рассматривались в трудах Д.С. Лихачева, В.Г. Маранцмана, А.Г Прокофьевой, В.А. Доманского. Л.А. Соловьевой, Н.А. Милонова, В.И. Саулина, Л.С. Скепнер и др.

Проблема включения регионального компонента в подготовку студентов-филологов стала разрабатываться в последние годы, однако использование литературнокраеведческого материала как средства формирования их профессиональной компетенции ещё не нашло достаточного теоретического обоснования. Это требует поисков новых, эффективных путей и приёмов включения его в систему вузовского литературного образования.

Цель данного исследования - показать возможности использования проектной деятельности в качестве средства формирования литературно-краеведческой компетенции студентов-филологов.

Компетентностный подход в образовании выдвигает на первое место не информированность обучающихся, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и овладение способами этой деятельности. Обрести профессиональную компетентность можно лишь при самостоятельном исследовании проблем, поиска необходимых для их решения знаний и применения их в практической деятельности. Способом развития требуемых компетенций становится специально организованная деятельность студентов, основными направлениями которой становятся: самостоятельная творческая работа, учебное и научное исследование, проектирование, эксперимент.

Одной из основополагающих характеристик современного специалиста является его способность к проектной деятельности. Теоретические основы проектного обучения рассматриваются в исследованиях В.П. Беспалько, И.В. Богданова, В.В. Гузеева, В.В. Давыдова,

A.Н. Джуринского, Я. Дитриа, Д. Дьюи, Е.С. Заир-Бека, В. Кильпатрика, В.А. Моляко,

B.М. Монахова, Н.Н. Нечаева, Н.Ю. Пахомовой, ЕС. Полат, А.В. Хуторского, И.Д. Чечеля и др. В современной дидактике проектное обучение рассматривается как основа авторизованного образования (Н.Н. Халаджан), контекстного обучения (А.А. Вербицкий), эвристики (А.В. Хуторской, В.Г. Табачковский). Отечественные исследователи В.В. Гузеев, М.В. Кларин, Д.Г. Левитес, И.Д. Чечель рассматривают проектное обучение как целостную технологию обучения, способствующую овладению учащимися методологическими знаниями, умениями и навыками самообразования; как средство развития способностей обучающихся, исследовательских умений, социальных навыков и т.д. Однако применение проектной деятельности в формировании литературно-краеведческой компетенции студентов-филологов бакалавриата пока не становилось предметом специального изучения, что определяет актуальность данного исследования.

Актуальность овладения основами проектирования студентами-филологами бакалавриата обусловлена и рядом других причин. Основная характеристика бакалавриата - это практико-ориентированное обучение. Требования ФГОС ВПО (п.3.6.1) предусматривают, что одной из важных задач, которую должен решать бакалавр по направлению подготовки 032700 Филология является проектная деятельность в различных сферах. Следовательно, подготовка бакалавра филологии требует обучения студентов умению использовать метод проектов в различных сферах профессиональной деятельности.

В свете изменений в системе современного образования, актуальным становится вопрос о необходимости рассматривать филологическую компетенцию как один из важнейших компонентов профессиональной подготовки не только филолога и лингвиста,

но и специалистов в других областях научного знания. В пункте 3.6.1. «Задач профессиональной деятельности бакалавра филологии»3 отмечается, что среди профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилизацией подготовки бакалавр филологии должен в научно-исследовательской деятельности уметь применять теоретические и практические знания в отдельных областях филологии и иных гуманитарных наук для собственных научных исследований. Решению этой задачи способствует применение технологии научно-исследовательских проектов. Владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит студентам в дальнейшем более эффективно осуществлять особенно необходимые сегодня аналитические и организационно-управленческие функции. К тому же, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста. Метод проектов ориентирован не только на интеграцию имеющихся фактических знаний, но и на их практическое применение, а также приобретение новых.

В Тольяттинском государственном университете с 2008 года действует экспериментальная площадка по созданию, адаптации, внедрению активных форм обучения на базе курса «Актуальные проблемы современной литературы». Одним из трех модулей, изучающих актуальные проблемы современной литературы России, является литературнокраеведческий региональный модуль «Актуальные проблемы литературы современного Тольятти». Его главная цель - формирование литературно-краеведческой компетенции студентов - будущих филологов. Данный курс включен в программу четвертого, выпускного курса бакалавриата. В его преподавании для реализации данной цели применяются различные активные виды обучения, направленные на формирование профессиональных компетенций, и, в том числе, метод проектов.

Проектная деятельность по формированию литературно-краеведческой компетенции осуществляется в различных формах на учебных занятиях, самостоятельной работе и во внеучебной деятельности студентов.

В пункте 3.6.1. «Задач профессиональной деятельности бакалавра филологии»4 отмечается, что среди профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилизацией подготовки бакалавр филологии должен в научно-исследовательской деятельности уметь применять теоретические и практические знания в отдельных областях филологии и иных гуманитарных наук для собственных научных исследований. Решению этой задачи способствует применение технологии научноисследовательских проектов. В процессе формирования литературно-краеведческой компетенции студентов на учебных занятиях и в самостоятельной работе применяется профессионально-ориентиро-ванная технология исследовательских и творческих проектов. Эта технология применяется для студентов-филологов в курсе литературно-краеведческого модуля «Актуальные проблемы литературы современного Тольятти», входящего в курс «Актуальные проблемы современной литературы». Она используется при подготовке к научно-исследовательскому проекту - проведению общегородской научной конференции «Тольятти литературный». Подготовка общего научно-исследовательского проекта по проведению конференции состоит из серии взаимосвязанных отдельных проектов по изучению творчества авторов г. Тольятти. Для этого применяется технология творческих проектов. Необходимость применения подобной технологии определяется малой изученностью исследуемого материала и его многообразием, вызванным индивидуальными особенностями жизни и творчества авторов региона. В них студенты исследуют как творческий путь местных авторов (например: «Творчество Бориса Скотневского»,

«Творческий путь Виталия Сивякова»), так и отдельных значимых тем их творчества («Есенинские традиции в творчестве тольяттинских поэтов Б. Скотневского, В.Сивякова,

3 ФГОС ВПО по направлению подготовки 032700 Филология (квалификация (степень) «бакалавр»). Утв. Приказом Минобразования и науки от 14.01.2010 №34.

4 ФГОС ВПО по направлению подготовки 032700 Филология (квалификация (степень) «бакалавр»). Утв. Приказом Минобразования и науки от 14.01.2010 №34.

Ю.Сизова», «Тема Родины в лирике С. В. Тришкина (на материале поэтического сборника «Тихая околица»). Темой исследования становятся и наиболее значимые в литературном процессе города темы общего характера («Мир природы в творчестве тольяттинских авторов», «Тема города в поэзии тольяттинских авторов», «Детская поэзия Тольятти»).

Научно-исследовательские проекты являются одними из самых сложных, а потому требуют от участников проектирования определенных знаний, умений и навыков. Выбор технологии проектов в данном случае определен тем, что курс «Актуальные проблемы современной литературы» изучается на последнем курсе обучения, когда студенты уже обладают необходимыми теоретическими знаниями для проведения самостоятельной работы в проектной деятельности. Студенты из курсов методики уже знакомы с историей метода проектов, его характерными чертами, особенностями организации, проведения и оценивания проектной работы, собственной ролью и ролью преподавателя в его осуществлении. Поэтому в их проектной деятельности развиваются не только познавательные активность и самостоятельность, но также и профессионально значимые компетенции.

На установочном занятии объявляется тема проекта, его цель и задачи. Студентам предлагается список тем, из которого им предлагается по желанию выбрать тему своего исследования. Для сохранения цельности общего научно-исследовательского проекта студентам даются общие схемы работы над их индивидуальными проектами.

Далее обсуждаются возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Возникающие в процессе работы над проектом проблемы продумываются непосредственно самими студентами под руководством преподавателя.

На установочном занятии проводится распределение задач по студентам группы, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

Затем проводится самостоятельная работа студентов над собственным проектом по своим индивидуальным исследовательским и творческим задачам с учетом цели и задач группового проекта. Особенностью творческих проектов является то, что они не имеют заранее определённой и детально проработанной жесткой структуры, подразумевают индивидуальный подход к решению проблемы. Выбор подобной технологии был обусловлен индивидуальными различиями исследуемого материала: особенностями творчества и личности автора, жизненного и творческого пути, степенью изученности и т.п.

Наряду с общими особенностями, в проектах по изучению творчества местных авторов необходимо учесть региональный компонент, что и было предложено студентам в схеме анализа.

Примерная схема анализа творчества автора с учетом литературно-краеведческого компонента:

1) биография и творчество автора с выделением фактов, связанных с местным регионом (дат пребывания в крае, дат создания произведений). Если регион является местом рождения и становления автора, необходимо изучение влияния места рождения (истории, окружающей природы, круга общения и т.п.) на формирование его мировоззрения и творческого становления;

2) литературные места края (связанные с именем автора или описанные в его литературных произведениях); фотографирование памятных мест, например, дома, в котором он родился или жил;

3) отражение своеобразия природы, местного пространства, ландшафта в литературных текстах;

4) прототипы образов и герои, связанные с регионом в творчестве автора;

5) местные особенности, своеобразие языка и стиля, диалект в создании речи героев;

6) традиции культуры местного региона в творчестве автора;

7) место творчества автора в общенациональном литературном процессе.

При выполнении проекта по исследованию творчества автора перед студентами ставятся задачи:

1) познакомиться с биографией и произведениями писателей местного региона и произведений о крае (в библиотеках, музеях, архивах);

2) изучить критическую литературу по творчеству авторов;

3) выяснить историю творческих поисков писателя и создания произведений;

4) провести самостоятельный анализ произведений о родном крае местных авторов;

5) выявить своеобразие языка, стиля автора;

6) определить значимость творчества автора и его место в общенациональном литературном процессе.

Работа над индивидуальным творческим проектом завершается письменной работой, основные результаты которой докладываются и защищаются на итоговом занятии. В результате последующего коллективного обсуждения определяются лучшие исследования, которые выносятся на ежегодную общегородскую научную конференцию «Тольятти литературный». В ряде случаев исследовательские проекты модуля продолжались и вырастали в курсовые и дипломные работы студентов.

Для реализации данных проектов проводится студентами поиск информации в книгах, справочниках и поисковых системах, ее анализ, обработка, презентация. В случаях, когда имеющейся информации оказывалось недостаточно, так как творчество многих местных авторов пока мало изучено и описано, особенное значение приобретал личный контакт студентов с изучаемым автором во время встреч, интервью, бесед. Это дает возможность проникнуть в творческую лабораторию писателя, «изучить его творческий метод, мировоззрение, вкусы и пристрастия, идеалы, постичь, как они претворяются в образную ткань литературного произведения»5, что, как правило, невозможно осуществить воочию при изучении других литературоведческих дисциплин. Если же изучалось творчество уже ушедшего из жизни автора, студенты использовали архивные материалы, воспоминания, и т.п. Это способствовало формированию как литературно-краеведческой, так и коммуникативной компетенции студентов. Взаимодействие в процессе учебного сотрудничества в малых группах для достижения общей цели (проведения литературнокраеведческой конференции), необходимость всем участникам договариваться между собой, вырабатывать общую стратегию решения поставленной задачи, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь в процессе ее решения, способствует формированию очень важной в современных условиях коммуникативной компетенции.

Некоторые проекты по желанию студентов выполнялись в форме мультимедийных альбомов и презентаций. Мультимедийные продукты по литературному краеведению -это компьютерные разработки, в которые кроме текста входят музыкальное сопровождение, галереи слайдов с таблицами и иллюстрациями, анимация и т.д., что позволяет ярче представить основные положения исследования. Проектная деятельность по созданию мультимедийных презентаций и альбомов позволяет формировать современные профессиональные компетенции, которые невозможно сегодня осуществлять без применения компьютерных технологий. Она совершенствует навыки применения различных компьютерных технологий, оживляет процесс самообучения и воспитания, делая его более привлекательным, современным и интересным. Это способствует формированию, как общей информационной культуры, так и в области литературно-краеведческой компетенции студентов в частности. Одной из проблем является сохранение и распространение данных, полученных студентами в результате проведенных ими исследований. Создание в перспективе литературно-краеведческого сайта могло бы успешно решить эту проблему.

Функциями преподавателя в процессе выполнения студентами подобных проектов являются: консультирование (в том числе и по Интернету - электронной почте, в учебном

5 Краеведение / Под ред. А.В. Даринского. - М.: Просвещение, 1987. - С. 74.

форуме образовательного портала сайта ТГУ); помощь в определении проблемы, замысла проекта; наблюдение за ходом работы и оказание помощи отдельным студентам; оценка творческой проектной деятельности на каждом этапе. Преподавателю следует быть готовым к тому, что у студентов могут возникнуть вопросы, связанные с процессом организации самостоятельного информационного поиска, анализом и обобщением полученных фактов, грамотным созданием понятийного аппарата исследования. При этом преподавателю необходимо выступить в роли помощника, способного подсказать, как этот ответ найти, а не просто дать готовый правильный ответ.

Проектная деятельность предполагает ориентацию на получение конкретного практического результата. Использование проектной деятельности в литературнокраеведческом модуле «Актуальные проблемы литературы современного Тольятти» имеет ряд важных практических достижений. Так, традицией проведения конференций «Тольятти литературный» стало присутствие на них тольяттинских авторов, что положительно влияет на студентов, повышая их ответственность за качество выполнения проекта и, в конечном итоге, профессиональную компетенцию, а также благотворно влияет на творческую атмосферу в литературной среде города. Итоги этого отразились в работе «круглого стола» на тему «Открытый диалог: проблемы, тенденции и перспективы развития литературного сообщества в городском округе Тольятти», который состоялся 29 октября 2009 г. на базе Тольяттинского государственного университета. Его организаторами выступили департамент культуры мэрии городского округа Тольятти, профессорско-преподавательский состав Дома ученых ТГУ, представители науки и образования, в том числе гуманитарного института Тольяттинского государственного университета, члены творческих союзов писателей и литературных объединений (гг. Самара, Тольятти), работники муниципальных библиотек, творческая студенческая молодежь, представители власти и СМИ (всего приняло участие свыше 70 человек). Данный «круглый стол» стал значимым культурным событием для городского литературного сообщества как первая объединенная встреча тольяттинских литераторов, ученых-литературоведов, представителей организаций культуры и творческой молодежи. Мероприятие было посвящено определению путей взаимного сотрудничества в целях развития литературных процессов в Тольятти и пропаганды продвижения достижений тольяттинских авторов. Важную роль в его проведении сыграли студенты - участники научно-исследова-тельского проекта «Тольятти литературный» («Актуальные проблемы литературы современного Тольятти»), которые выступили с докладами, презентациями (в том числе мультимедийными), активно участвовали в обсуждении проблем и освещении работы «круглого стола» в СМИ.

Еще одним видом студенческого научно-исследовательского проекта стала работа студентов разных курсов в научно-исследовательской группе, исследовавшей общую тему: «Жизнь и творчество Александра Ширяевца». В ней работали студенты 3-4 курсов в рамках научно-исследовательской работы студентов. Каждый из них исследовал собственную проблему («Проблема жизни и смерти в творчестве А. Ширяевца», «Своеобразие ориентальной лирики А. Ширяевца», «Проблема города и природы в поэзии А. Ширяевца» и др.) в рамках общей вышеуказанной темы. Итогом работы научноисследовательской группы стало выступление студентов с докладами на конференциях различного уровня, в том числе в отдельной секции на ежегодной студенческой научной конференции ТГУ, написание курсовых и дипломных работ по творчеству Александра Ширяевца.

Метод проектов применяется для формирования литературно-краеведческой компетенции студентов-филологов и во внеучебной деятельности. Таковым стал комплексный студенческий научно-исследовательский и социокультурный проект «Тольятти литературный: история и современность». Он был направлен на улучшение позитивного имиджа г. о. Тольятти через создание и продвижение общественнозначимого культурного проекта в области литературы. Его целью явилось исследование истории литературы Ставрополя-Тольятти, выявление связанных с ней объектов (улиц,

организаций) и создание на этой основе справочника и карты «Тольятти литературный», на которой обозначены улицы, названные в честь великих писателей и поэтов, литературные объединения и сообщества, которые функционируют в городе на современном этапе. Проект имел помимо утилитарного, также нравственновоспитательное значение: разрушение примерами культурных достижений

существующего стереотипа Тольятти как исключительно технократического промышленного города. Своей задачей он ставил осветить историю литературы Ставрополя-Тольятти, основные этапы её развития, отражение в жизни горожан и современное состояние. Цель проекта - повышение культурно-литературного уровня города Тольятти, возрождение литературной традиции и пропаганда творчества авторов города, а также привлечение к участию во всевозможных литературных объединениях новых заинтересованных лиц; формирование в сознании горожан образа города Тольятти как творческого и креативного города.

Он имеет долгосрочную перспективу в реализации через воплощение последовательно реализуемых в определенной системе нескольких отдельных проектов. На первом этапе - это проект по созданию карты с обозначением мест, значимых в литературной жизни г. Тольятти и справочника «Тольятти литературный»; в дальнейшем - создание методической литературы для учителей русского языка и литературы по литературе Ставрополя-Тольятти; учебника-хрестоматии по литературному краеведению для внеклассного чтения для школы; создание web-сайта «Тольятти литературный» с включением имен литераторов, связанных с городом и краем, биографических очерков, фотографий, видеоматериалов, произведениях литературнокраеведческого характера, библиографии, а также ссылок на краеведческие Интернет-ресурсы.

Проектная деятельность в комплексном студенческом научно-исследовательском и социокультурном проекте «Тольятти литературный: история и современность» осуществлялась в Ш этапа:

I этап - сбор необходимой информации, библиографии, проведение интервью с тольяттинскими авторами, с членами молодежных литературных организаций, клубов бардовских песен; изучение критических статей; сбор фотографий;

II этап - обработка собранной информации, составление информативных справок для карты и справочника, исторических комментариев для каждого объекта, структурирование материала;

III этап - подготовка к печати рукописи справочника «Тольятти литературный: история и современность».

Таким образом, в ходе проектной деятельности по литературному краеведению студенты смогли найти реальное применение своих знаний, что соответствует современным принципам практико-ориентированного обучения, предусматриваемым ФГОС ВПО по направлению подготовки 032700 “Филология” (квалификация (степень) «бакалавр»). Так студентами-филологами ТГУ в 2007-2012 годах было подготовлено более 100 докладов как общего характера, так и посвященных творчеству отдельных авторов. Они были представлены на конференциях различного уровня, в ряде случаев послужили в дальнейшем материалом для курсовых и дипломных работ. Это дало возможность студентам-филологам бакалавриата овладевать компетенциями ОК-1, ОК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8. Совместная с другими студентами работа над проектом формировала умение работать в команде, проявлять чувство личной и коллективной ответственности для достижения конечного результата.

Таким образом, использование метода проектов при обучении студентов формирует культуру студента, готового развиваться и совершенствоваться, необходимые для будущей профессии качества личности, организует активное взаимодействие студентов как друг с другом, так и с преподавателями. Кроме того, студенты в процессе выполнения проектов могли убедиться в неоднозначности решения возникающих проблем и поиске вариантов их решения, что дало возможность реализовать их творческие способности.

Метод проектов осуществляет связь образования с жизнью посредством активного участия обучаемых в исследовательской деятельности студентов, обращает их от пассивного созерцания к активному участию в жизни родного города и края, что имеет важное воспитательное значение. Следует отметить, что студенты участвовали в литературно-краеведческих проектах с большой активностью и интересом, были непосредственно заинтересованы в результате своей работы, так как осознавали ее полезность и значимость, видели непосредственные результаты своего труда.

Выполнение профессионально-ориентированных проектов помогает студентам оценить имеющиеся и увидеть перспективы дальнейшего профессионального развития, а значит подняться на более высокую ступень образованности. Участие в проектной деятельности позволило студентам самостоятельно определить границы своих знаний и потребность их расширить, ликвидировать имеющиеся пробелы, что, несомненно, способствовало формированию их литературно-краеведческой и профессиональной компетенции в целом.

Библиографический список

1. Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С.И. Архангельский. - М.: Высшая школа, 1980. - 367 с.

2. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 327 с.

3. Краеведение / под ред. А.В. Даринского. - М.: Просвещение, 1987. - 158 с.

4. Крюкова, Е.А. Теоретические основы проектирования и применения личностноразвивающих педагогических средств: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Е.А. Крюкова. -Волгоград, 2000. - 52 с.

5. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. - М.: АРКТИ, 2003. - 110 с.

6. Полат, Е.С. Метод проектов. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Е.С. Полат. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 347 с.

7. Полат, Е.С. Метод проектов: типология и структура / Е.С. Полат // Лицейское и гимназическое образование. - 2002. - № 9. - С. 26 - 36.

8. Полат, Е.С. Бухаркина, М.Ю. Моисеева, М.В. Петров, А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю, Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. - М.: Академия, 1999.

9. ФГОС ВПО по направлению подготовки 032700 «Филология» (квалификация (степень) «бакалавр»). Утв. Приказом Мин.образования и науки от 14.01.2010 №34.

10. Шестак, Н.В. Высшая школа: Технология обучения / Н.В. Шестак. - М.: Вузовская книга, 2006. - С. 18, 58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.