МЕТОД ПРОЕКТОВ: СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Осколкова Виктория Равильевна
канд. пед. наук, доцент кафедры английской филологии, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Пермь
E-mail: [email protected]
Рачева Александа Павловна
студентка 742 гр. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Пермь
E-mail: [email protected] PROJECT METHOD: ESSENTIAL CHARACTERISTIC
Victoria Oskolckova, Ph.D
Associate Professor, English Philology Department Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm,
E-mail: [email protected]
Alexandra Racheva
Student of the Faculty of Foreign Languages, group 742 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm,
E-mail: [email protected]
Ключевые слова, проектное обучение, виды проектов, развитие мышления.
Иностранный язык имеет огромное воспитательное и развивающее личность ребенка значение: он приобщает учащихся к разнице между мировой и родной культурами, включает их в диалог, развивает средствами языка. Обучение иностранным языкам осуществляется в настоящее время в широком социокультурном контексте и имеет четкую выраженную культуроведческую направленность. Имеющиеся методики обучения иностранному языку и воспитательный потенциал предмета «Иностранный язык» предоставляют возможность для решения данной проблемы. Одним из таких методик/методов является метод проектов. В настоящее время в практике обучения иностранным языкам в школах России широко используется данный метод, который предполагает опору на творчество школьников, приобщение их к исследовательской деятельности, позволяет реально интегрировать разные учебные предметы, использовать различные режимы работы учащихся, организовывать обучение в сотрудничестве.
Обратимся к истокам возникновения данного метода. Метод проектов появился в 1920-е гг. в сельскохозяйственных школах США в связи развивающейся там все шире и шире идеей трудовой школы. Проектное обучение было направлено на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не только запоминать и воспроизводить знания, которые дает школа, но и уметь их применять на практике. Таким образом, общий принцип, на котором базировался метод проектов, заключался в установлении непосредственной связи учебного материала с жизненным опытом учащихся, в их активной познавательной и творческой совместной деятельности в практических заданиях (проектах) при решении одной общей проблемы.
Метод проектов продолжал развиваться благодаря педагогическим идеям американского педагога и психолога Дж. Дьюи, а также его учеников и последователей В.Х. Килпатрика, Э.У. Коллингса. Джон Дьюи (1859-1952). Американский педагог, психолог, философ-идеалист подверг критике господствовавшую тогда в США школьную систему за отрыв от жизни, абстрактный характер всего обучения, основанный на приобретении и усвоении знаний. Дж. Дьюи предложил реформу школьного образования, согласно которой знания должны были извлекаться из практической самодеятельности и личного опыта ребенка. Дж. Дьюи отмечал: «... знание, которое можно назвать знанием, умственное воспитание, ведущее к какой-нибудь цели, дается лишь в процессе близкого и реального участия в активностях социальной жизни» [5].
Джон Дьюи выдвигает лозунг, который является одним из основных тезисов современного понимания проектного обучения: «Обучение посредством деланья» [5]. При этом Дж. Дьюи выделяет ряд требований к успешности обучения: проблематизация учебного материала; активность ребенка; связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом. Таким образом, Дж. Дьюи утверждает, что ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат возникшей у него потребности в знаниях и, следовательно, является активным субъектом своего обучения.
Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще в начале XX в. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Большое внимание методу проектов уделяли С.Т. Шацкий, В. Петрова, Н.К. Крупская, профессор Б.В. Игнатьев, В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина. Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся в обучении и будет способствовать непосредственной связи между приобретением знаний и умений и применением их для решения практических задач [1]. Сторонники метода проектов В.М. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни, где приобретение знаний будет осуществляться на основе и в связи с трудом учащихся. «Чтобы добиться результата», - продолжает Е.С. Полат, -«необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность
прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи» [6].
Разные авторы дают свое определение данного метода, например, Н.Д. Гальскова под методом проектов понимает обобщенную модель определенного способа достижения поставленной цели, систему приемов, определенную технологию познавательной деятельности [2].
Е.С. Полат под методом проектов понимает определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода (если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая -конкретный результат, готовый к внедрению), а организацию процесса достижения этого результата [7].
Таким образом, в зарубежной и русской литературе нет единого толкования понятия этого метода, также как нет единой интерпретации типологии проектов. Так, например, в начале XX в. Коллинс предлагал разделять проекты на следующие типы:
• экскурсионные (Ехсшгаопрт)еСз);
• трудовые (На^рю)еСз), которые «стремятся выразить различного рода мысли в конкретной форме - смастерить кроличью ловушку, приготовить какао для школьного завтрака и т.п.»;
• игровые (РкургсцеСз);
• проекты рассказывания ^огургсцеСз) - сюда входят рассказы детей о различных историях, пение песен, слушание граммофонных рассказов с кратким изложением содержания [3].
Также существует несколько типологий проектов в зависимости от доминирующего метода, характера коммуникации и продолжительности.
В зависимости от доминирующего метода проекты могут быть:
• исследовательскими (в виде одновременно проводимого анализа фактов,
явлений, процессов);
• творческими;
• игровыми, приключенческими (в виде ролевых игр,
телекоммуникационных экскурсий: в музеи, исторические места, картинные галереи, зоопарки и др.);
• информационными (в виде обмена народными играми, жаргонными
словами, шутками, пословицами, народными сказками);
• практико-ориентированными, например, «издание» книги. Эти проекты
отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта.
Что касается характера контактов, то проекты могут быть:
• внутренними или региональными (т.е. в пределах одной страны);
• международными (участники проекта являются представителями разных стран).
По количеству участников проектов, можно выделить проекты:
• индивидуальные (выполняемые самостоятельно одним учеником);
• личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах);
• парные (между парами участников);
• групповые (между группами участников).
По продолжительности проведения проекты могут быть:
• краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Средняя продолжительность таких проектов - от недели до месяца;
• долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
Каждый раз, решая проблему, какой проект выбрать для работы, каждый организатор проходит свой собственный путь. Он организует проект, исходя из целей его использования в учебной деятельности.
Независимо от типов проектов данный метод создает условия для развития у учащихся вербального интеллекта, развитие критического мышления, логического мышления; умения самостоятельно выдвигать гипотезы, принимать решения [7].
Развитие критического мышления подразумевает умение собирать необходимую информацию, факты. Логическое мышление развивается в условиях самостоятельного конструирования своих знаний, ориентировки в информационном пространстве, при анализе полученной информации с разных точек зрения, при составлении выводов и заключений. Умение принимать решения заключается в поиске направления и методов решения проблемы.
Проектный метод создает условия, благоприятные для управления процессом развития внимания, памяти и умственных способностей.
Внимание школьников сосредоточено на предмете иностранного языка при использовании материала, интересного в содержательном плане, в случае обеспечения каждому ученику понимания смысла (мотивов и целей) предлагаемых заданий и упражнений.
Рассматривая память младших школьников, следует отметить, что память достаточно развита, однако легко и быстро дети запоминают то, что вызывает их эмоциональный отклик и отвечает их интересам. Учитывая эту возрастную особенность, при использовании метода проектов создаются такие учебные ситуации, которые связаны с интересами детей и создают мотивы для общения и взаимодействия между собой.
Умственные возможности детей младшего школьного возраста довольно широки. У них развита способность к рассуждению, они могут делать выводы и умозаключения, анализировать предметы и явления, не прибегая к практическим действиям, что свидетельствует о развитии словесно-логического мышления. Все перечисленные способности успешно развиваются в условиях проектной деятельности [8].
В процессе изучения иностранного языка данный метод является комплексным видом учебной деятельности, он интегрирует различные виды иноязычного речевого общения в целях решения определенных конструктивно -
практических, информационных, исследовательских и других проблемных и творческих задач. Эти задачи могут быть ориентированы на создание учащимися различных видов конструктивных творческих продуктов (от детских иллюстраций и подписей под картинками до исследования культурно-исторических проблем) [9].
Таким образом, проектная методика позволяет актуализировать собственно учебно-познавательную деятельность и активизировать учащегося как субъекта данной деятельности. Это обеспечивает по-настоящему продуктивный характер учебной деятельности и продуктивность образовательного процесса.
Список литературы
1. Бухаркина М.Ю. Метод проектов в обучении английскому языку // Иностранные языки в школе. - 2005. - № 5. - С. 24-28.
2. Гальскова Н.Д., Никитенко Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: метод. пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 240 с.
3. Зимняя И.А., Сахарова И.А. Проектная методика обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. - 1991. - № 3. - С. 12-15.
4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студентов. высших и средних пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. -176 с.
5. Пеньковских Е.А. Метод проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории, и практике: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2007. - 217 с.
6. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 2. - С. 13-16.
7. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Академия, 2007. - 368 с.
8. Потапова А.П., Пестерева Е.В. Некоторые приемы обучения младших школьников иностранному языку // Нач. шк. - 1996. - № 7. - С. 42-45.
9. Романова М.А., Терентьева Н.Г. Проектная деятельность как средство развития личности младшего школьника (из опыта работы). - М.: Моск. центр качества образования, 2008. - 87 с.
© Осколкова В.Р., Рачева А.П., 2014