УДК 37.0+371
Гугкаева Ирина Таймуразовна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии Северо-Осетинского государственного педагогического института, [email protected], г. Владикавказ
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАя ТЕхНОЛОГИя
Аннотация: Статья посвящена методу проектов - педагогической технологии, формирующей основные компетенции учащихся, развивающей навыки самопрезентации и умение общаться, а значит - работает на социализацию личности ученика. Работа над учебными проектами способствует развитию конструктивного критического мышления школьников, а также повышению мотивации к учению.
Ключевые слова: метод проектов, педагогический процесс, классификация проектов.
Gugkaeva Irina Taimurazovna
Candidate of pedagogical science, Assistant Professor Chaiz of special Psychology of North-Ossetian State Pedagogical Institute, [email protected], Vladikavkaz city
PROJECT-BASED LEARNING AS A PEDAGOGICAL TECHNOLOGY
Abstract: project-based learning helps to form a core competency of students. Work on the project contributes to the development of meaningful learning critical thinking of students, and increases the motivation for teaching. This pedagogical technology develops the skills of self-presentation and the ability to communicate, and thus runs on socialization of individual pupils.
Keywords: project-based learning, pedagogical process, classification of projects.
В настоящее время чрезвычайно актуален разговор о поиске новых педагогических технологий, методов и средств обучения, которые бы соответствовали обновленным содержанию и стандартам образования. Одной из широко известных педагогических технологий, причисляемых к сравнительно новым, является метод проектов. В нашем исследовании понятия «метод проектов» и «проектная методика» являются синонимами.
Несмотря на «современный» статус, данная технология имеет многолетнюю историю. Научным описанием метода проектов занимались американские педагоги и философы Д. Дьюи, У Килпатрик, Э. Коллингс и др., основываясь на постулатах прагматической педагогики, провозгласившей принцип «обучения посредством дел&ия». Ведущая идея данной научной школы состояла в необходимости организации обучения таким образом, чтобы выполняемая ребенком учебная деятельность строилась по принципу «Все из жизни, все для жизни». Д. Дьюи подчеркивал необходимость опоры на личный опыт ребенка и полезность деятель-
ности для реальной жизни. В 20-х гг. ХХ в. методом проектов заинтересовались советские педагоги (Б. В. Игнатьев, Е.Г. Кагаров, М. В. Крупенина, В. Н. Шульгин, С. Т. Шацкий). Его широко использовали в «трудовой школе», так как приобретение знаний осуществлялось на основе и в связи с трудом учащихся в рамках общественно-полезных дел.
Сравнительный анализ показывает, что подходы к пониманию его сущности отечественными и американскими педагогами были разными. Принципиальное отличие состояло в том, что отечественные педагоги основную ценность метода проектов видели в развитии социально значимых качеств личности (коллективизм, общественно-политическая активность, трудолюбие, настойчивость в достижении цели и др.), а их американские коллеги делали акцент на выработке индивидуальной приспособительной реакции школьника на ситуацию или среду. Ценность метода проектов, с точки зрения американских педагогов, состояла в возможности индивидуализации обучения за счет опоры на субъектный опыт и по-
знавательные интересы учащихся [1]. Тем не менее, оба указанных подхода содержат в себе положительные моменты, так как в жизни каждого человека необходимо развитие как индивидуальных особенностей, так и навыков социального взаимодействия.
Для ответа на вопрос «Что представляет собой метод проектов в педагогическом процессе?» необходимо выделить его характерные особенности при анализе различных дефиниций.
В педагогическом энциклопедическом словаре метод проектов описывается как система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов [3]. Авторы утверждают, что, «исторический опыт апробации данного метода показывает, что данная педагогическая технология не должна являться доминирующей, но должна быть органично вплетена в образовательный процесс на ряду с другими методами и технологиями обучения и воспитания» [Там же. С. 528]
В определении Е. С. Полат [5] делается акцент на самостоятельную деятельность учеников, сопровождающуюся детальной разработкой проблемы, с завершением в качестве реального, практического результата. Также стоит обратить внимание на понимание метода проектов А. А. Хромовым как системы обучения, гибкой модели организации учебного процесса, ориентированной на творческую самореализацию личности учащихся, развитие их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость, под контролем учителя [4]. Таким образом, в педагогике проектная деятельность рассматривается как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии, сотрудничестве и сотворчестве педагога и воспитанников в ходе поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей.
В соответствии с указанными определениями и различными описаниями метода проектов [2] выделим его характерные черты:
• сотрудничество и сотворчество всех субъектов педагогического процесса, при ориентации на самостоятельность учеников;
• использование комплекса знаний и навыков из различных областей;
• соответствие поставленных проблем реальным интересам и потребностям воспитанников;
• четкая последовательность этапов реализации проекта и работы над ним;
• творческая направленность, стимулирование самореализации и само-актуализации личности;
• ориентация на практический, социально-значимый результат.
Роль проектной методики в обучении трудно переоценить. Она позволяет реализовать принципы проблемного и деятель-ностного обучения, помогает сформировать основные компетенции учащихся. Работа над учебными проектами способствует развитию конструктивного критического мышления школьников, а также повышению мотивации к учению. Данная педагогическая технология развивает навыки самопрезентации и умение общаться, а значит - работает на социализацию личности ученика.
Широкое применение метода проектов подтверждается огромным разнообразием типов проектов. Наиболее подробную типологию проектов предлагает Е.С. Полат. Она выделает несколько классификаций проектов по различным критериям.
Разделение проектов по содержательной области предполагает монопроекты (в рамках одного учебного предмета) и междисциплинарные проекты. По характеру контактов проекты могут быть внутренними (региональными) и международными. Количество участников в проекте также может варьироваться. В зависимости от этого проекты делятся на личностные и групповые (парные). Наибольший интерес представляет классификация проектов по доминирующей в ходе работы деятельности. Здесь Е. С. Полат выделяет исследовательские, творческие, игровые, ознакомительные и прикладные проекты. Такое многообразие свидетельствует об относительной универсальности проектной методики в процессе обучения и огромном педагогическом потенциале
Сибирский педагогический журнал ♦ № 2 / 2013
145
метода проектов.
Применяемый в системе обучения метод проектов играет особую связующую роль, в определенной степени открывая перед учениками механизмы взаимодействия в, так называемой, «взрослой жизни», так как в современном мире понятие «проект», как способ организации профессиональной деятельности и взаимодействия в обществе, становится все более популярным. Такие особенности метода проектов, как опора на личный опыт, приоритет самостоятельной деятельности, преобладание групповой работы и новизна позволяют с большой уверенностью предположить успешность использования указанной технологии на занятиях.
Библиографический список
1. Альтернативные модели воспитания в сравнительной педагогике: Учебно-методический комплекс для студентов педагогических вузов / Под ред. М.Н. Певзнера и С.А. Расчетиной. -Новгород, 1994. - С. 172-183
2. Педагогическая энциклопедия. Т.1 / под ред. А.Г. Калашникова. - М.: Работник просвещения, 1929. - 193с
3. Педагогический Энциклопедический Словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528с.
4. Петунин О. В., Шошина, М. Ю. Воспитательная система «Мастерская достижений» [Электронный ресурс] // www.it-n.ru/Attachment. aspx?Id=1080
5. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 272с.