УДК 376.36+37.0
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СПОСОБ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ АКТИВНОСТИ И ИНИЦИАТИВЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА
Калашникова Светлана Сергеевна.
г. Билибино, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» комбинированного вида города Билибино Чукотского автономного округа», учитель-логопед, [email protected].
Аннотация. В статье показаны возможности применения проектной деятельности как способа поддержки и развития детской активности и инициативы, а также взаимодействия с семьей воспитанников условиях дошкольного логопедического пункта.
Ключевые слова: метод проектов, родители, ФГОС ДО, логопедический пункт, детская активность и инициатива, коррекционно-образовательный процесс.
METHOD OF PROJECTS AS A WAY TO SUPPORT CHILDREN'S ACTIVITIES AND INITIATIVES IN REMEDIAL WORK IN SPEECH
THERAPY UNITS
Kalashnikova Svetlana.
Bilibino, Municipal budget preschool educational institution "kindergarten "fairy Tale" combined type Bilibino Chukotka Autonomous Okrug", teacher - speech therapist, [email protected].
Abstract. The article shows the possibilities of project activity using as a way to support and develop children's activity and initiative, as well as interaction with the pupil's family at the conditions of a pre-school speech therapy center.
Key words: Method of projects, parents, Federal State Educational Standard of Preschool education, speech therapy, point, children's activity and initiative, correctional and educational process.
Одним из основных принципов дошкольного образования в ФГОС ДО является «...построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования» (ФГОС ДО, п.1.4). Особое внимание для реализации задач развития и воспитания уделяется поддержке детской активности и инициативы детей как условия для создания социальной ситуации развития. Логопедический пункт в дошкольном учреждении не является исключением для исполнения требований Стандарта.
Коррекционно-образовательный процесс в условиях логопедического пункта отличается от коррекционных условий специальной логопедической
группы для детей с различными нарушениями и от групп общеразвивающего типа.
В настоящее время в логопедических пунктах всё больше детей, у которых отсутствует возможность посещать специализированное учреждение или группу, поэтому несоответствие тяжести речевого нарушения и сроков коррекции, систематическое нарушение режима посещения ребёнком детского сада, некоторая отстраненность родителей от коррекционного процесса часто не приводят к желаемым результатам.
Занятия с учителем-логопедом в логопункте (преимущественно индивидуальные и подгрупповые) встраиваются в образовательное пространство дошкольного учреждения, поэтому часто не имеют чёткого расписания, строго регламентированы по времени, насыщенны, и в них сложно найти место той «детской инициативе», о которой говорится в Стандарте.
Чтобы добиться качественных результатов, учитывая требования ФГОС, учитель-логопед стремится оптимизировать коррекционно-развивающий процесс и пересмотреть формы сотрудничества с детьми и их родителями.
Метод проектов, по мнению И.С. Сергеева, является методом обучения, основанным на постановке социально значимой цели и её практическом достижении. Он не привязан к конкретному содержанию и может быть использован в ходе изучения любого предмета, а также может являться межпредметным [3, с. 11]. Умения, навыки, приобретаемые осознанно в ходе работы над личностно-значимой проблемой, быстро присваиваются и закрепляются ребёнком, превращаются в его активный запас знаний и практический опыт, легко переносятся на другие виды деятельности [3, с. 12]. Такая особенность проектной деятельности, которая входит в область «познавательное развитие», является важной составляющей для всех этапов коррекционно-развивающей деятельности наряду с созданием комфортных эмоциональных условий и положительной мотивации дошкольников.
Основополагающей целью любого проекта в коррекционной работе логопункта будет обеспечение своевременной, эффективной коррекции и развития всех компонентов устной речи детей как средства общения, познания, самовыражения ребёнка: грамматического строя речи, связной речи -диалогической и монологической форм, формирование словаря, воспитание звуковой культуры.
Придерживаясь классификации проектов по основаниям, предложенным Н.А. Кочкиной [3, с. 14], и проанализировав периоды использования метода проектов в условиях дошкольного логопедического пункта, была составлена таблица, в которой показана возможность применения проектной деятельности на разных этапах работы над речью (таблица 1).
Следует отметить, что в реальной практике типы проектов не имеют чёткой градации и, как правило, смешаны.
В условиях логопедического пункта сложно и, возможно, некорректно сравнивать и оценивать результат работы в цифрах.
Таблица - 1. Применение проектной деятельности на разных этапах работы над речью.___
Классификация проектов Период применения Направление работы
Домини эующая деятельность
Исследовательский Можно применять в течение всего года Эффективен на подготовительном этапе работы над звукопроизношением, лексико-грамматическим строем речи.
Творческий Практически все направления коррекционной работы с учетом интеграции в другие образовательные области.
Ролевой Развитие всех видов устной речи.
Информационный Данный вид проекта часто интегрируется с исследовательским. Эффективен в совместной работе с родителями.
Практико-ориентированный Самый широко используемый вид проекта в работе с детьми, семьей и педагогами детского учреждения. Применим независимо от этапов коррекции, количества участников.
Предметно-содержательная область
Монопроект В течение всего года Эффективен в рамках одной образовательной области (речевая) на всех этапах коррекции.
Межпредметные проекты Интеграция в несколько образовательных областей (экологическое, музыкальное, художественно-эстетическое).
Характер координации
Открытая координация В начале года В зависимости от коррекционной цели и этапа работы педагог определяет степень координации процесса.
Скрытая координация В течение года
Количество участников
Индивидуальный Наиболее частое использование на разных этапах коррекционной работы.
Парный Применим для работы с родителями в процессе проведения консультаций, занятий, тренингов и т.д.
Групповой и коллективный Только при работе в малых подгруппах в процессе закрепления полученных умений и навыков.
Продолжительность
Краткосрочный Зависит от поставленных целей и задач.
Среднесрочный
Долгосрочный
Характер контактов
Внутригрупповой Возможно создание разновозрастной подгруппы, объединенной по сходным нарушениям.
Межгрупповой Применение осложнено особенностью организации коррекционно-образовательной деятельности логопункта.
Региональный
Отмечается существенная разница между детьми, нуждающимися в коррекции, и детьми из общеразвивающих групп с относительной нормой развития. Результаты активного использования в течение трёх лет (2014-2017 гг.) метода проектов можно отразить в виде эффективности взаимодействия родителей, детей, педагогов как результат «здесь и сейчас», а не «в сравнении с прошлым годом», так как необходимо учесть наличие в списочном составе детей
со сложными речевыми нарушениями (алалия, дизартрия). Но даже с учётом всех «проблемных факторов» мы можем увидеть положительную динамику, например, на этапе работы над звукопроизношением (таблица 2).
В процессе коррекции звукопроизношения детям разных возрастных групп и их родителям после диагностики уровня речевой готовности были предложены проекты «Школа Язычка», «Язычок-путешественник», «Свистелки-сопелки», «Ветерок и голосок», «Страна пальчиковых игр» и другие.
По сравнению с прежним периодом родители не просто проявляли заинтересованность, а активно включались в коррекционную работу. Дети выступали в роли мотиватора в процессе выполнения различных заданий, проявляя инициативу и предлагая новые идеи. По результатам мониторинга общая результативность (в процентах) значительно не изменилась, но произошел качественный скачок в социально-коммуникативном развитии дошкольников: дети стали увереннее в речевом поведении, проявляя заинтересованность к окружающей их среде и самому себе, пытались анализировать неудачи в процессе работы, а положительные эмоции помогали достигать результата.
Появилась возможность повысить объем практической профилактической работы и задействовать в коррекционно-образовательном процессе родителей и детей на только подготовительной, но и старшей и средней группы.
В таблице 2 отражены результаты применения проектной деятельности в период работы над звукопроизношением в течение 2014-2017 учебных годов по сравнению с 2013-2014 учебным годом.
Таблица - 2. Результаты применения проектной деятельности
Период Участие родителей Эффективность работы над звукопроизношением
2013-2014 16% 25%
2014-2015 38% 47,8%
2015-2016 61% 56,6%
2016 -2017 73% 43,9%
Суть проектной деятельности в логопедической работе - стимулировать детей и их родителей к решению задач развития речи, находить эффективные способы для их достижения. Метод проектов в коррекционной работе логопедического пункта заслуживает внимания для реализации задач развития и воспитания по поддержке детской активности и инициативы детей как условия для создания социальной ситуации развития с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Проектная деятельность помогает интегрировать коррекционный процесс в несколько образовательных областей, что позволяет успешнее приобретать и закреплять речевые умения и навыки на практике.
Библиографический список:
1. Веракса Н.Е., Веракса АН. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез. -2008. - 112 с.
2. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. -2012. -72 с.