УДК 330 Б01 10.51608/23058641_2021_2_21
МЕТОД ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ УНИКАЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
© 2021 Л.В. Иваненко*
В статье рассматривается исполнение национальных проектов на основе применения метода проектного управления на государственном и региональном уровнях. Отмечается, что на муниципальном уровне для осуществления локальных уникальных мероприятий также может быть применен метод проектного управления.
Ключевые слова: национальные проекты, государственный, региональный и муниципальный уровень, уникальные мероприятия, метод проектного управления.
В настоящее время в стране на государственном и региональном уровнях активно исполняются национальные проекты, при этом в качестве эффективного и инновационного способа их внедрения используется метод проектного управления. В статье показана реализация Правительством Самарской области проектного управления в государственном региональном секторе.
Самарская область является субъектом Российской Федерации, входящим в состав Приволжского федерального округа, с административным центром - городской округ Самара [1].
Самарская область расположена в юго-восточной части европейской территории России, в среднем течении реки Волги. Область занимает территорию площадью 53,6 тыс. кв. км. С севера на юг Самарская область протянулась на 335 км, с запада на восток - на 315 км.
По состоянию на 01.01.2019 численность населения Самарской области составила 3183038 человек, доля городского населения в общей численности населения области составляет 80,24% [2].
В соответствии с Уставом Самарской области, регион включает в себя 37 муниципальных образований верхнего уровня, это: 10 городских округов и 27 муниципальных районов [3].
Проектная деятельность в Самарской области осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 18.08.2017 № 542 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Самаркой
области», которым утверждены Положение «О проектной деятельности и функциональная структура проектной деятельности в Правительстве Самарской области» [4].
В целом представленный нормативный правовой акт разработан в соответствии с аналогичным документом, принятом на федеральном уровне (постановление № 1288), однако, имеет ряд особенностей, регламентирующих проектное управление исключительно на региональном уровне.
Так, установленный постановлением № 1288 понятийный аппарат дополняется закреплением таких терминов, как: «региональная составляющая национального проекта», «региональная составляющая федерального проекта», «межведомственный проект», «региональный проектный офис», «региональный центр проектной деятельности».
Ключевыми документами в проектном управлении на региональном уровне являются региональные составляющие национальных проектов и региональные составляющие федеральных проектов. Исходя из представленных утвержденным постановлением № 542 Положением определений, проект - это направленный на обеспечение достижение целей, показателей и результатов федерального проекта, мероприятия которого относятся к законодательно установленным полномочиям Самарской области, а также к вопросам местного значения муниципальных образований Самарской области, называются региональной составляющей федерального проекта, а совокупность таких состав-
* Иваненко Лариса Викторовна (ivanenko_lv@mail.ru) - доктор экономических наук, профессор; ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» (Самара, РФ).
ляющих - региональном составляющей национального проекта. Общая координация, сопровождение, мониторинг и контроль за реализацией национальных и федеральных проектов в части, касающейся Самарской области, возложена на региональный проектный офис, функции которого осуществляются министерством экономического развития и инвестиций Самарской области.
Реализация проектного управления в Самарской области проходит следующие стадии жизненного цикла: инициирование проекта ^ разработка паспорта проекта ^ реализация проекта ^ мониторинг реализации проекта ^ внесение изменений в проект ^ завершение проекта.
Функциональная структура проектной деятельности в Самарской области представлена постоянными органами управления и временными.
К постоянным относятся:
- Совет по национальным и приоритетным проектам Самарской области;
- региональный проектный офис;
- региональный центр проектной деятельности;
- ведомственные проектные офисы.
Временные органы представлены такими
структурными элементами:
- кураторы проекта;
- проектные комитеты по национальным проектам;
- руководители проектов (руководители проектных команд);
- администраторы проектов;
- участники проекта (проектные команды).
За достижение целей и показателей федеральных проектов в части, касающейся Самарской области, в сфере своих компетенций закреплена персональная ответственность за:
- заместителем председателя Правительства Самарской области Катиной Натальей Игоревной;
- заместителем председателя Правительства Самарской области Фетисовым Александром Борисовичем;
- исполняющим обязанности заместителя председателя Правительства Самарской области, министром лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Ларионовым Александром Ивановичем.
Первый вице-губернатор - председатель Правительства Самарской области Виктор Вла-
диславович Кудряшов определен в качестве ответственного за организацию проектной деятельности по реализации национальных и федеральных проектов в части, касающейся Самарской области.
В целях организации работы по реализации приоритетных проектов в Самарской области постановлением Правительства Самарской области от 11.07.2017 № 437 образован Совет по национальным и приоритетным проектам Самарской области, утверждено положение о его деятельности.
Кроме того, постановлением Правительства Самарской области от 02.11.2018 № 635 «Об общей координации реализации национальных и федеральных проектов и внесении изменений в отдельные Постановления Правительства Самарской области» рекомендовано органам местного самоуправления в муниципальных районах и городских округах Самарской области выполнить следующее:
- организовать деятельность, направленную на достижение значений целевых показателей;
- закрепить персональную ответственность должностных лиц за организацию проектной деятельности по реализации национальных и федеральных проектов в части, касающейся муниципальных районов и городских округов Самарской области;
- закрепить персональную ответственность должностных лиц за достижение целей, значений целевых показателей и решение задач национальных и федеральных проектов в части, касающейся муниципальных районов и городских округов Самарской области.
Таким образом, на региональном уровне сформирована нормативная правовая база, регламентирующая вопросы организации и реализации национальных проектов, закреплена персональная ответственность, созданы необходимые органы управления и координации, принимается участие в реализации всех национальных проектов до 2024 года.
Информационное сопровождение процесса реализации региональных проектов осуществляется на специальном сайте [5].
Следует отметить, что, из одиннадцати федеральных проектов, составляющих национальный проект «Экология», Самарская область принимает участие в шести [6].
Паспортом региональной составляющей национального проекта «Экология» определены показатели и цели реализации федераль-
№ 2 (27)
ных проектов для шести реализуемых региональных составляющих определено 19 показателей, из них 16 основных и 3 дополнительных.
Значения показателей для всех реализуемых федеральных проектов определены по годам, объемы финансирования и персоны, ответственные за достижение и реализацию национального проекта представлены также в паспорте.
Основными исполнителями региональной составляющей национального проекта являются: министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, а также министерство промышленности и торговли Самарской области.
Формирование региональных составляющих федеральных проектов, выполняемых в Самарской области, осуществлено в строгом соответствии с федеральными проектами, их параметры находятся в пределах заявленных значений соответствующих федеральных проектов.
Ситуация несколько иная на муниципальном уровне, т.к. в процессе внедрения национальных проектов метод проектного управления практически не применяется. Однако сформированный положительный опыт метода проектного управления представляется возможным использовать для реализации локальных уникальных мероприятий как на региональном, так и на муниципальном уровнях управления.
Следует отметить, что отдельные локальные уникальные мероприятия, которые необходимо организовывать и выполнять на муниципальном уровне (например, на территории города), с определенной степенью условности, можно назвать муниципальным проектом, и для его разработки и реализации применить эффективный инновационный метод управления проектом.
В качестве примера локального уникального мероприятия - муниципального проекта -в городском округе Самара предлагается рассмотреть «Реконструкцию Центрального парка культуры и отдыха им. М. Горького».
В соответствии с распоряжением Правительства Самарской области от 29.04.2010 № 113-р в постоянном (бессрочном) пользовании у ГБУ СО «Самаралес» находится земельный участок площадью 375315 кв. м. (кадастровый номер 63:01:0000000:543), относящийся к категории земель населенных пунктов, располо-
женный по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Ново-Садовая, 150, с разрешением использования под парк (акт приема-передачи министерства имущественных отношений Самарской области от 2010 года) [7].
Земельный участок находится в границах ул. Ново-Садовая, Шушенская, Травяная, 1-я просека и левого берега реки Волги.
Парк расположен в ландшафтно-рекреаци-онной зоне города. Данная зона классифицируется Генеральным Планом г. о. Самары (принятом в 2008 г.), как городская озелененная территория общего пользования. Поэтому ЦПКиО им. Горького - это общегородской парк, который является объектом ландшафтной архитектуры, предназначенный для осуществления культурно-массовой работы, содержание и масштабы деятельности которого носят общегородской характер.
К необходимости организации паркового пространства на территории Загородного парка Правительство Самарской области обращалось ни один раз.
В первый раз, в 2010 году была разработана «Концепция развития ЦПКиО им. М. Горького (Загородный парк)», однако учитывая ограничения объема расходов областного бюджета, указанная концепция до настоящего времени не утверждена.
В 2018 году Губернатором Самарской области Д.И. Азаровым было вновь обращено внимание на необходимость организации современного паркового пространства. В этой связи в 2018 году по инициативе Губернатора и Самарской региональной организации Союза Архитекторов России был проведен открытый архитектурный конкурс по разработке концепции реконструкции Центрального парка культуры и отдыха им. М. Горького.
Целью проведения конкурса являлось определение лучшего концептуального функционально-планировочного и объёмно-пространственного решения реконструкции парковой территории, позволяющего придать ей новую общественную роль в городском пространстве и культурной жизни городского округа Самары.
По итогам конкурса из 83 представленных проектов жюри выделило 15 проектов. Первое место было присуждено проекту «Городской лес». Лучшим участникам предоставлены гранты в общем объеме 2,5 млн рублей.
На следующих этапах развития парковой территории планировались к осуществлению
проектные и сметные работы, обоснование стоимости реализации проекта, а также непосредственная реконструкция.
В качестве источника финансового обеспечения рассматривались средства федерального бюджета, предоставляемые для приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», в процессе реализации которого предусматривается осуществление государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды и мероприятий по обустройству мест массового отдыха населения (городских парков), в которые включаются мероприятия по благоустройству дворовых территорий, а также территорий муниципальных образований соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий) [8].
Паспорт приоритетного проекта в качестве результатов определял выполнение мероприятий региональных и муниципальных программ по благоустройству, сформированных на уровне населенных пунктов, финансируемых, в том числе за счет средств федеральной субсидии на благоустройство в период с 2017 по 2020 годы.
До настоящего времени реализация данного мероприятия таки не осуществлена. Отмечается множество причин, в том числе:
- итогом проведения конкурсов проектов стал портфель невозможных к реализации проектов, Правительством Самарской области в лице министерства строительства и архитектуры Самарской области, министерства культуры Самарской области, а также Администрации Губернатора Самарской области проводились отдельные опросы по вопросам желаемого видения парковой территории у горожан, голосования за выбранные из конкурсных проектов идеи и архитектурные решения;
- несогласованность действий органов исполнительной власти Самарской области и органов местного самоуправления городского округа Самара - реализация мероприятия требовала непосредственного участия министерства строительства и архитектуры Самарской области, министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, министерства имущественных отношений Самарской области, министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, министерства культуры Самарской области, Адми-
нистрации городского округа Самара и ее структурных подразделений.
Вместе с тем, с позиции метода проектного управления мероприятие «Реконструкция Центрального парка культуры и отдыха им. М. Горького» является муниципальным проектом и отвечает всем характеристикам и признакам проекта, а именно:
- уникальность - территория парка является земельным участком с разрешенным использованием «ландшафтно-рекреационная территория» и ограниченной возможностью ее использования в связи с расположенным в ее границах памятником археологии «Стоянка, поселение, 1 тыс.- XIII - XIV вв. н.э.»;
- результативность - организованное ланд-шафтно-рекреационное пространство, отвечающее современным тенденциям архитектурно-планировочных решений и доступное для посещения маломобильными категориями граждан;
- временная локализация - проект начинается на этапе его инициирования и завершается вместе с открытием для посещения горожанами обновленной парковой территории;
- инновационность - реализация мероприятия предполагает применение современных технологий и решений, а также новых, ранее не использованных решений;
- разовость - реализовать другой такой же проект в другом месте невозможно, он уникален в связи с ландшафтно-рекреационными особенностями и расположением на берегу р. Волги.
Осуществление данного муниципального проекта потребует обеспечения межведомственного взаимодействия на высоком уровне.
Опыт реализации национальных проектов сформировал в государственном управлении механизмы, способные обеспечить данные потребности, к которым относятся:
- высокий уровень межведомственного взаимодействия;
- нормативная правовая база, регулирующая проектное управление в государственном и муниципальном секторе.
Особенностями управления проектами являются:
- осуществление деятельности в жестких правовых рамках;
- подотчетность вышестоящим органам власти;
- финансирование проектов за счет бюджетных ресурсов;
- публичная отчетность и общественный контроль;
№ 2 (27)
- амбициозность целей проектов;
- многогранность, архиважность и масштабность проектов;
- направленность на социальный эффект, а не на получение выгод от инвестирования финансовых средств.
Потребуется создать проектный офис, который должен быть представлен руководителями (заместителями) всех заинтересованных ведомств и органов.
Несмотря на сформированную нормативную правовую базу, регулирующую проектное управление, в статье предлагается, по договору гражданско-правового характера, привлечь «проект-менеджера» и наделить его специальными функциями. Такой подход позволит совместить проектное управление, применяемое в коммерческой среде, с уже реализуемым проектным управлением в государственном секторе.
Приглашенный проект-менеджер - как управляющий должен обладать специальным образованием и опытом руководства в крупных проектных кампаниях, а также иметь заинтересованность в успешной реализации проекта и материальном стимулировании по итогам его реализации.
В состав полномочий проект-менеджера рекомендуется включить следующие виды работ:
- разработка проекта;
- подбор и формирование команды;
- поиск наилучших решений для реализации;
- разработка бюджета реализации проекта;
- контроль за реализацией проекта;
-поиск альтернативных источников финансирования реализации проекта.
К задачам созданного проектного офиса предлагается отнести:
- актуализацию текущего состояния - мониторинг выполнения проекта;
- разработку и установление плана мероприятий по реализации проекта и установление контрольных точек;
- оценку имеющихся на современном этапе ресурсов для осуществления проекта;
- организацию оперативных изменений в государственные и муниципальные программы.
В результате такой организации работ -применения эффективного инновационного метода управления проектами - реконструкция Центрального парка культуры и отдыха им. М. Горького будет успешно завершена.
Библиографический список
1. Правительство Самарской области [Электронный ресурс]. - URL: https://www.samregion.ru/ sam_region/ (дата обращения: 16.01.2021).
2. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Самарской области [Электронный ресурс]. - URL: https:// samarastat.gks.ru (дата обращения: 16.01.2021).
3. Нормативно-правовой акт. Устав Самарской области [Текст]: Закон Самарской области от 18.12.2006 № 179-ГД // Волжская коммуна. - 2006. -№ 237 (25790).
4. Нормативно-правовой акт. Об организации проектной деятельности в Правительстве Самаркой области [Электронный ресурс]: постановление Правительства Самарской области от 18.08.2017 № 542. -URL: https ://www. samregion. ru/documents/government_ resolution/542-ot-18-08-2017/ (дата обращения: 16.01.2021).
5. Национальные проекты в Самарской области [Электронный ресурс]. - URL: https://np.minfin-samara.ru (дата обращения: 16.01.2021).
6. Паспорт региональной составляющей национального проекта «Экология» (Самарская область) [Электронный ресурс]: протоколом Совета по национальным и приоритетным проектам Самарской области от 12.04.2019 №ДА-11. - URL: https:// economy.samregion.ru/upload/iblock/c7a/Pasport-NP-Ekologiya.pdf (дата обращения: 15.01.2021).
7. О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Новосадовая, д. 150 [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Самарской области от 29.04.2010 № 113-р. - URL: https://www.samregion.ru/documents/government_dec ree/114-r-ot-29-04-2010/ (дата обращения: 15.01.2021).
8. Паспорт приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» [Электронный ресурс]: утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 18.04.2017 № 5. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2 16250/ (дата обращения: 16.01.2021).
Поступила в редакцию 23.01.2021 г.
PROJECT MANAGEMENT METHOD AS AN INNOVATIVE WAY OF IMPLEMENTING UNIQUE ACTIVITIES AT THE MUNICIPAL LEVEL
© 2021 L.V. Ivanenko *
The article considers the completion ofnational projects through the application of the project management method at the federal and regional levels. It is noted that project management can also be applied to implement local unique activities at the municipal level.
Keywords: national projects, federal, regional and municipal levels, unique activities, project management approach.
* Ivanenko L.V. (ivanenko_lv@mail.ru) - Doctor of Economics, Professor; Samara National Research University Named After Academician S.P. Korolev (Samara, Russian Federation).
Received for publication on 01.23.2021