Н.Р. ГУКАСОВА кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и антимонопольного регулирования Северо-Кавказского института - филиала РАНХиГС при Президенте РФ*
А.А. ОРЛЯНСКАЯ кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и антимонопольного регулирования Северо-Кавказского института - филиала РАНХиГС при Президенте РФ*
М.А. БИСАКАЕВА старший преподаватель кафедры экономики и антимонопольного регулирования СевероКавказского института - филиала РАНХиГС при Президенте РФ***
Основные особенности внедрения проектного управления в деятельность органов исполнительной власти в регионах СКФО
На современном этапе решением проблемы качества государственного управления в условиях реализации государственных программ призван стать проектный подход. В соответствие с Распоряжением Правительства РФ «Об утверждении Программы Правительства РФ по повышению эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года» акцент делается на дальнейшем развитии проектного управления при реализации государственных программ.
Что касается проблемы перевода органов исполнитель-
* Гукасова Нина Рафаэловна, e-mail: [email protected]
** Орлянская Анна Александровна, e-mail: [email protected]
*** Бисакаева Мадина Анваровна, e-mail: [email protected]
ной власти, госучреждений и корпораций на проектное управление, нетрудно предвидеть насколько сложный и болезненный этот процесс.
Внедрение проектного управления в регинах СКФО имеет свои особенности. Так, система управления Правительства Республики Дагестан представляет собой набор процессов и инструментов управления ресурсами, предназначенных для достижения целей Правительства Республики Дагестан.
Внедрение проектно-ориентированной системы управления предполагает внедрение или модификацию существующих процессов управления. К ведомственным приоритетным проектам относятся проекты органа исполнительной власти Республики Дагестан, сформированные в установленном порядке.
Стандарт организации проектной деятельности в Правительстве Республики Дагестан устанавливает подходы, принципы и порядок внедрения проектной системы управления только в отношении республиканских приоритетных проектов.
Республиканские приоритетные проекты, реализуемые в рамках основных направлений стратегического развития Российской Федерации, разрабатываются в соответствии с методическими рекомендациями федерального проектного офиса.
В целях эффективного управления и решения задач Правительства Республики Дагестан проекты могут объединяться в программы и портфели проектов. В этом случае для внедрения процессов программного и портфельного управления рекомендуется использовать Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 54871-2011 «Проектный менеджмент.
Инструментами проектного управления стали приоритетные проекты развития Республики Дагестан. Приоритетные проекты развития Республики Дагестан - это новые принципы государственного управления, новая система оценки деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, охват практически всех сфер
1
жизнедеятельности .
1 Указ Главы Республики Дагестан от 02.11.2015 года № 262 «О реализации приоритетных проектов развития Республики Дагестан в 2016 году». Режим доступа: http://glava.e-dag.ru/dokumenty/ukazy/ukaz-glavy-rd-ot-2-noyabrya-2015-goda-262-o-realizatsii-prioritetnykh-proektov-razvitiya-respubliki-dagestan-v-2016-godu
Проектное управление Администрации Главы и Правительства Чеченской Республики создано Указом Главы Чеченской Республики от 05.12.2016 г № 198 и функционирует с 01.01.2017 г.
На сегодняшний день есть определенные положительные результаты проектного управления Администрации Главы и Правительства Чеченской Республики: разработан и внесен в установленном порядке проект постановления Правительства Чеченской Республики «О внесении изменений в постановление Правительства Чеченской Республики от 29.12.2016 г. № 215», предусматривающий:
- определение из числа заместителей Председателя Правительства Чеченской Республики ответственного за организацию проектной деятельности в Республике;
- определение структурного подразделения Администрации Главы и Правительства Чеченской Республики, осуществляющего функции регионального проектного офиса;
Разработана и доведена до органов местного самоуправления типовая форма правового акта городского округа (муниципального района) об организации проектной деятельности в муниципальном образовании, руководствуясь которой органами местного самоуправления приняты следующие меры по внедрению системы управления проектной деятельностью в соответствующих муниципальных образованиях.
Разработаны и утверждены методические рекомендации по подготовке предложения проекта (программы) ЧР, методические рекомендации по подготовке паспорта проекта (программы) ЧР, методические рекомендации по подготовке сводного плана проекта (программы), методические рекомендации по подготовке рабочего плана проекта (программы) ЧР.
За 2017 г организованы заседания Совета при Правительстве Чеченской Республики по внедрению системы управления проектной деятельностью в органах исполнительной власти Чеченской Республики. Начальником проектного управления принято участие в обучающих семинарах областного автономного учреждения «Институт региональной кадровой политики» по дополнительной профессиональной программе «Проектное управление в государственном секторе» в Белгородской области, в семинаре по приоритетному проекту «Формирование комфортной городской среды»,
организованном Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в г. Казань, Республика Татарстан. Сотрудниками проектного управления принято участие в обучающем семинаре на тему: «О порядке рассмотрения обращений граждан в Администрации Главы и Правительства Чеченской Республики», так же принято участие в экспертном обсуждении, открывающем серию мероприятий в рамках проведения конкурса «Проектный Олимп» -«Проектный Олимп. Профессиональное развитие участников проектной деятельности» в г. Москва. Сотрудники проектного управления участвовали в селекторных совещаниях организованных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Разработаны и утверждены 12 целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов РФ, ответственными за выполнение которых определены профильные органы исполнительной власти. Минэкономтерразвития ЧР определено ответственным за внедрение пяти целевых моделей, по четырем из которых достигнуто 100% выполнение. В ходе заседания были детально рассмотрены различные аспекты по внедрению всех моделей, обозначены пути решения некоторых проблемных вопросов, ответственные лица и сроки исполнения.
Реализация проектного подхода через механизм государственных программ в условиях финансовых ограничений потребует не только определения важнейших критериев развития, но и их количественной характеристики. Между тем распределение управленческих ресурсов при реализации проектов является сегодня едва ли не более важным, чем распределение финансирования.
Указом Главы Кабардино-Балкарской Республики от 13 апреля 2015 № 49-УГ создан Совет при Главе Кабардино-Балкарской Республики по инвестициям и предпринимательству (организационный штаб).
Распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 9 декабря 2014 г. № 751-рп образована Правительственная комиссия по подготовке к проведению Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации и внедрению лучших практик, направленных на улучшение инвестицион-
ного климата в Кабардино-Балкарской Республике (региональный проектный офис).
Принято постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 23 июня 2017 г. № 121-ПП «Об организации проектной деятельности в Правительстве Кабардино-Балкарской Республики»
Протоколом заседания Правительственной комиссии по подготовке к проведению Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ и внедрению лучших практик, направленных на улучшение инвестиционного климата в Кабардино-Балкарской Республике от 31 марта 2017 г. № 2 утверждены: состав проектного комитета по основным направлениям стратегического развития РФ: «Международная кооперация и экспорт», «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Реформа контрольной и надзорной деятельности», «Моногорода», состав проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Здравоохранение», состав проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Образование»; состав проектного комитета по основному направлению стратегического развития РФ «Экология».
Исполнительными органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики приняты приказы об утверждении ответственного должностного лица по организации проектной деятельности в соответствующем министерстве.
В Ставропольском крае проектная деятельность регулируется Положением об организации проектной деятельности в Ставропольском крае, утвержденное Постановлением Правительства Ставропольского края № 208-п от 22 мая 2017 г.
Органы исполнительной власти края принимают участие в реализации приоритетных проектов (программ) по основным направлениям стратегического развития Российской Федерации (далее - федеральные приоритетные проекты (программы) в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также методическими рекомендациями Департамента проектной деятельности Правительства Российской Федерации.
Общая координация реализации в Ставропольском крае федеральных приоритетных проектов (программ), а также взаимодействие с федеральным проектным офисом по вопросам их реализации осуществляются региональным
проектным офисом.
Основной задачей проектных комитетов ведомственных проектов (программ) является координация деятельности участников ведомственных проектов (программ). Состав проектных комитетов ведомственных проектов (программ) и порядок их работы определяется руководителями соответствующих органов исполнительной власти края.
Функции проектного комитета ведомственного проекта (программы) по решению руководителя соответствующего органа исполнительной власти края могут быть возложены на ведомственный координационный орган.
В области проектной деятельности в органах исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики урегулированы отдельные вопросы. Установлено, что уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики по методологическому обеспечению проектной деятельности в республике, является Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики. Так, основными целями внедрения проектного управления являются: обеспечение достижения результатов, запланированных органами исполнительной власти; обеспечение соблюдения и сокращения сроков достижения результатов; повышение эффективности использования ресурсов; прозрачность, обоснованность и своевременность принимаемых органами исполнительной власти решений; повышение эффективности внутриведомственного, межведомственного взаимодействия.
Структура проектной деятельности в органах исполнительной власти включает в себя: проектный комитет; центральный проектный офис; функциональные проектные офисы; проектные группы в проектных офисах органов исполнительной власти КЧР.
В соответствии с Законом о федеральном бюджете на 2017 г. и на плановый период 2018-2019 гг. ресурсное обеспечение Госпрограммы развития СКФО было сокращено на 59,7%. При этом, согласно поручению Президента России Правительство может рассмотреть вопрос о возможном увеличении объема финансирования Госпрограммы при формировании бюджета на 2018-2020 гг. И, несомненно, одним из критериев увеличения бюджета Госпрограммы станет эффективность реализации подпрограмм.
Часть проектов сдано в эксплуатацию в 2017 г. В частности, комплекс по приемке, хранению и первичной обработки зерна в Республике Северная Осетия - Алания, завода по изготовлению алюминиевых профилей РИАК на территории Республики Ингушетия, Тепличные комплексы ООО «Югагрохолдинг» и ООО «Агромир в Республике Дагестан. Остальные проекты переходящие на следующий год и на данный момент активно реализуются».
Более двадцати инвестиционных проектов регионов Северо-Кавказского федерального округа включены в региональные подпрограммы госпрограммы по развитию СКФО в 2018 г.
Для организации и координации деятельности по улучшению инвестиционного климата и внедрению лучших практик высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) региона (далее - Руководителю региона) рекомендуется принять решение о создании Организационного штаба управления проектами (далее - Штаб.)
Штаб может создаваться в виде:
- отдельного коллегиального органа;
- части (президиума) существующего коллегиального органа (например, инвестиционного или иного совета);
- иного объединения (образования, органа) по решению Руководителя региона.
Штаб рекомендуется возглавить непосредственно Руководителю региона. Заместителем руководителя Штаба может быть определен (назначен) заместитель Руководителя региона, к ведению которого отнесены вопросы социально экономического развития и состояния инвестиционного климата региона. Члены штаба могут быть номинированы на роль Кураторов проектов.
Штаб дает поручения Проектному офису и контролирует их исполнение. В том случае, если в регионе уже существует Центральный Проектный офис по поддержке проектов социально экономического развития, рекомендуется уточнить его задачи и функционал с учетом задач по улучшению инвестиционного климата, или создать специализированный Проектный офис для координации задач улучшения инвестиционного климата в регионе.
Штаб разрабатывает организационную структуру внедрения проектного управления (в пределах полномочий),
осуществляет общий контроль процесса внедрения проектного управления и принятия ключевых решений. Так же Штаб инициирует изменения законодательства и иных нормативно-правовых актов, необходимые для реализации проектов и изменения в регламенты межведомственного взаимодействия, взаимодействия с представителями естественных монополий, делового сообщества, определяет приоритетные направления для внедрения лучших практик в области снижения административных барьеров, улучшения инвестиционного климата и предпринимательской среды в субъекте Российской Федерации, а также разработки целей и задач в данной сфере органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и других участников процесса.
Вся административная и методологическая поддержка деятельности Штаба обеспечивается Проектным офисом. Один раз в месяц Штаб проводит проектное совещание с Проектным офисом для обсуждения хода проектов, степени вовлечения членов Рабочих групп и исполнителей в реализацию проектов.
Руководитель Штаба руководит деятельностью Штаба, утверждает его план работы, назначает заседания и утверждает повестку, руководит заседаниями Штаба, подписывает протоколы заседаний Штаба, принимает решение о привлечении к участию в заседаниях Штаба без права голоса лиц, не являющихся членами Штаба.
Куратор проектов, помимо общих функций члена Штаба, в отношении курируемого проекта (проектов), утверждает Паспорт проекта, План-график проекта, отчеты по проекту; согласует значения КПЭ Руководителя проекта, Координатора проекта в рамках системы стимулирования, обеспечивает верхнеуровневый контроль реализации проекта по срокам, финансовым показателям, результатам, целевым показателям.
Проектный офис создается для обеспечения деятельности Штаба и Рабочих групп. Проектный офис создается по решению Руководителя региона или решению иного должностного лица региона, принятому в пределах его компетенции.
Проектный офис - подразделение, организующее планирование и контроль проектной деятельности, внедрение, административную поддержку и развитие проектно- ориен-
тированной системы управления в органе исполнительной власти.
При организации работы Проектного Офиса предлагаем выделить следующие основные этапы:
1. Разработка нормативно-регламентного обеспечения
- порядок взаимодействия участников проектной деятельности;
- разработка уставов, календарных планов, планов управления по рискам, при необходимости, разработка бюджетов.
2. Формирование команды и выполнение требуемых функций Проектного офиса.
3. При необходимости - разработка и внедрение Проектного Портала, IT-компонента комплескного решения.
Кастомизация типового IT решения, основанного на лучших практиках проектного управления позволяет эффективно организовать проектное взаимодействие в условиях участия в проекте представителей нескольких организаций (Заказчика, Пользователей, Поставщиков, Исполнителей). Обеспечивает решение задач календарного планирования и контроля, управления рисками, проблемами, изменениями. Реализуется на базе Microsoft Office SharePoint Server, возможна интеграция с информационной системой управления проектами.
В условиях временных ограничений существует возможность использовать типовое IT-решение "Проектный Портал" по принципу SaaS (software as a service) - программное обеспечение, как услуга. Суть модели сводится к тому, что Заказчик не покупает программное обеспечение и не размещает софт на своих серверах, а получает доступ к необходимому типовому решению на сервере постащика, что позволяет в минимальные сроки (1 -2 недели) внедрить программу.
Организованный проектный офис позволит:
- руководителям проектов и высшему руководству обладать актуальной и достоверной информацией о ходе реализации проектов, возникающих проблемах и отклонениях, получать возможность принятия взвешенных и обоснованных решений;
- всем участникам проектной деятельности понимать зону своей ответственности и, при необходимости, получать методологическую поддержку по всем вопросам управления проектами.
Схема взаимодействия Проектного комитета, Проектного офиса и функциональных проектных офисов должна выглядеть следующим образом:
- планирование деятельности органа исполнительной власти осуществляется «сверху вниз», от руководителя органа исполнительной власти, через Проектный офис, далее через заместителей руководителя органа исполнительной власти, функциональные проектные офисы и до конкретных должностных лиц;
- отчетность формируется в обратном порядке.
В целях обеспечения ответственности и полномочий участников проектов целесообразно введение проектных ролей: Директор проекта, Заказчик проекта, Руководитель проекта, Координатор проекта, Администратор проекта, Участники проекта.
Таким образом, считаем необходимым разработать детальную дорожную карту по внедрению проектного управления в субъекте, которая включит в себя:
- организационные мероприятия;
- нормативно-правовое обеспечение проектной деятельности;
- развитие проектных компетенций;
- развитие проектной мотивации.
Для правильного запуска проектного офиса необходимо провести отбор и обучение специалистов, составляющих основу Проектного офиса.
Для формирования Проектного офиса целесообразно определить требования к знаниям, умениям и навыкам специалистов проектной деятельности. Требуемый уровень компетентности специалистов Проектного офиса должен быть закреплен в модели компетенций.
Таблица 1
Матрица компетенций для отбора участников системы управления проектами
Характеристика Описание
Компетентность 3 уровня - эффективен в своей деятельности; - эффективен в нескольких видах деятельности; - эффективен вне зависимости от рода деятельности.
Универсальные индикаторы компетентности: - демонстрирует стабильность успеха вне зависимости от рода деятельности; - обладает опытом привнесения изменений в организации / регионе; - обладает опытом создания чего-либо «с нуля»; - ориентирован на достижение результатов; - в своем роде деятельности демонстрирует уникальные / лучшие результаты; - демонстрирует высокий потенциал роста (горизонтально - новые отрасли и/или вертикально - новый уровень).
Развитость Культура - терпимо относится к другим культурам, мнениям и пр.; - умеет слушать, слышать и принимать во внимание чужие мнения; - умеет устанавливать и поддерживать отношения с широким кругом людей, в том числе из других культур. Образованность - обладает широким кругозором; - свободно владеет устной и письменной коммуникацией. Порядочность - честный; - порядочный; - уважает закон (в общечеловеческом понимании). Гибкость - готов учиться новому; - стремится к развитию, самосовершенствованию; - умеет адаптироваться в новой ситуации. Командность - эффективно работает в команде; - разделяет успех с командой, берет на себя ответственность за неудачи команды, «не ищет виноватых».
Активный (активная жизненная позиция Мотивация - проявляет здоровый «идеализм»; - обладает менталитетом «слуги народа», т.е. рассматривает занимаемую (или желаемую) должность как возможность принести пользу / работать на благо города / региона / страны;
- хочет использовать свои знания, опыт, компетенции на благо общества; - ощущает ответственность перед обществом; - обеспокоен конкретной общественной темой, проблемой; Лидерство - берет на себя ответственность за себя / за других / за результат дела, которым занимается; - ставит общественное благо выше собственных интересов; - эффективно мотивирует, убеждает других.
Интеллект Критичность - задает вопросы, позволяющие прояснить ситуацию и прийти к решению; - не принимает ничего «на веру», думает, прежде чем что-то делает; - понимает собственные сильные стороны и недостатки. Комплексность - использует разнообразные данные; - понимает связи между различными элементами системы и влияние этих элементов на систему в целом (видит взаимосвязи между частями и целым); Конструктивность - пересматривает собственные решения, если они устарели или были неправильными; - соединяет существующие решения/модели/идеи и на их основе создает новые; - всегда предлагает альтернативные варианты решения различных проблем / задач.
Персональные и управленческие компетенции участников проектной деятельности - индивидуальные особенности личности, отражающие жизненные ценности, а также набор знаний, практического опыта, совокупность которых позволяет участнику проектной деятельности эффективно осуществлять свою деятельность в соответствии с выполняемой ролью в проекте.
Прикладные компетенции участников проектной деятельности - знания, умения, навыки, задаваемые по отношению к процессам управления проектом, необходимые
для качественной продуктивной проектной деятельности в соответствии с выполняемой ролью в проекте.
Процедура оценки квалификации участников проектной деятельности в федеральных органах исполнительной власти Российской Федерации закреплена пунктом 24 постановления Правительства РФ от 15.10.2016 г. № 1050.
В модели компетенций специалиста Проектного офиса должны найти отражение не только базовые компетенции в области проектного управления (знания, умения и навыки), но и лидерские, сервисные и личностные компетенции, являющиеся на наш взгляд неотъемлемым залогом успеха в работе специалиста Проектного офиса.
Модель компетенций позволяет определять, какую роль в Проектном офисе готов и может выполнять специалист, составлять индивидуальный план развития сотрудника и контролировать повышение квалификации специалистов Проектного офиса.
Качество оценки специалиста по модели компетенций обеспечивается набором методик: компьютерное тестирование (профессиональное и психологическое), оценка деловым окружением, решение кейсов. На основании сформированной модели компетенций специалиста Проектного офиса возможно проводить отбор, обучение и развитие сотрудников.
Технология взаимодействия с Заказчиком по отбору и развитию персонала Проектного офиса должна включать:
- разработку модели компетенций специалиста Проектного офиса: определение набора ключевых компетенций, индикаторов их оценки, инструментов проведения оценки;
- комплексную оценку и формирование планов развития специалиста Проектного офиса с использованием развивающих мероприятий.
На основании модели компетенций Проектного офиса специалисты организации проходят профессиональных отбор и проверку на соответствие высокому уровню компетентности в области проектного управления.
Прежде, чем кандидат получит приглашение стать частью команды Проектного офиса, он проходит несколько этапов отбора:
- предварительный отбор резюме по ключевым компетенциям, опыту работы и другим формальным признакам;
- комплексная оценка с использованием модели компетенций Проектного офиса, в рамках которой по результатам тестирования, решения кейсов, оценки деловым окружением выявляется уровень компетентности в области проектного управления и соответствие профилю роли в Проектном офисе.
По результатам оценки каждый сотрудник Проектного офиса имеет индивидуальный план развития, согласованный с руководителем, позволяющий повышать его квалификацию и компетентность.
Свою квалификацию специалисты Проектных офисов должны повышать как путем получения новых теоретических знаний на тренингах и курсах, которые проводит учебный центр, изучая рекомендованную литературу, так и приобретая новый опыт в ходе работы над проектами разного уровня.
Для обучения государственных служащих и повышения их квалицицации в рамках проектного управления, считаем целесообразным утвердить организацию программ обучения основам Управления проектами на базе Северо-Кавказского института - филиала РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. Организовать обучение проектных офисов по линии Агентства стратегических инициатив (7 семинаров с регионами) инициатив. Проводить ежегодный обмен опытом через конференции (Проектный Олимп). Обязательным условием является региональное обучение (регион заказывает обучение). Для стимулирования муниципальных служащих предлагаем воспользоваться таким финансовым инструментом, как субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетам муниципальных образований на поощрение муниципальных служащих, участвующих в проектной деятельности региона. Считаем, что для применения данного инструмента уполномоченным органам государственной власти субъекта Российской Федерации целесообразно разработать и утвердить Порядок распределения и предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетам муниципальных образований на поощрение муниципальных служащих, участвующих в проектной деятельности региона.
Как видим, инструменты развития направлены на выполнение двух задач. Во-первых, инструменты развития позволяют наградить сотрудника за проделанную работу -в этом отношении инструменты развития схожи с инстру-
ментами награждения и признания. Во-вторых, инструменты развития позволяют улучшать навыки и умения лучших сотрудников, предоставляют возможность внеочередного повышения квалификации, составления индивидуального плана тренингов и/или повышения квалификации, организации тренингов по командообразованию для наиболее успешных отделов и департаментов.
Гукасова Н.Р, Орлянская А.А, Бисакаева М.А. Основные особенности внедрения проектного управления в деятельность органов исполнительной власти в регионах СКФО.
Статья рассматривает особенности внедрения проектного управления в деятельность органов исполнительной власти в регионах СКФО. Для организации и координации деятельности по внедрению лучших практик высшему должностному лицу региона рекомендуется принять решение о создании Организационного штаба управления проектами. Предложена технология взаимодействия с Заказчиком по отбору и развитию персонала Проектного офиса.
Ключевые слова: общество, проектное управление, органы исполнительной власти, отбор и развитие персонала.
Gykasova N.R., Orlynskaya A.A, Bisakaeva M.A. The article discusses the features of the implementation of project management in the activities of executive authorities in the regions of the North Caucasus Federal District. The article discusses the features of the implementation of project management in the activities of executive authorities in the regions of the North Caucasus Federal District. In order to organize and coordinate the implementation of best practices, the highest official of the region is recommended to decide on the creation of an organizational headquarters for project managemen. The technology of interaction with the Customer on the selection and development of Project Office staff is also proposed.
Keywords: society, the implementation of best practices, the selection and development proposed.