Научная статья на тему 'Метод проекта - современная технология обучения студентов речевой культуре'

Метод проекта - современная технология обучения студентов речевой культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
391
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / "МЕТОД ПРОЕКТА" / ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РАБОТА В МИНИ-ГРУППЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горобец Л. Н.

В статье раскрывается современное понимание дидактического понятия «метод проекта». Анализируются подходы к структуре данной технологии, приводится своё понимание, подтверждённое практикой преподавания в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метод проекта - современная технология обучения студентов речевой культуре»

УДК 378.147

Л.Н.ГОРОБЕЦ, аспирант, [email protected] Армавирская государственная педагогическая академия

L.N.GOROBETS,post-graduate student, [email protected] Armavir state pedagogical academy

МЕТОД ПРОЕКТА - СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЕ

В статье раскрывается современное понимание дидактического понятия «метод проекта». Анализируются подходы к структуре данной технологии, приводится своё понимание, подтверждённое практикой преподавания в вузе.

Ключевые слова: технология, «метод проекта», этапы проектной деятельности, работа в мини-группе, деятельностный подход.

PROJECT METHOD - THE MODERN TECHNOLOGY OF TRAINING OF STUDENTS TO SPEECH CULTURE

In this article it is considered modern interpretation of didactic notion of "project method". The approaches to structure of the given technology are analyzed, the understanding confirmed by practice of teaching in institute of higher education is resulted.

Key words, technology, «project method», stages of project activity, work in mini-group, activity approach.

Основной задачей обучения в современном вузе является воспитание порядочного человека, готового к жизни в конкурентном, высокотехнологическом мире, поэтому вузовское образование (всех ступеней) должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить цели, искать способы их достижения, уметь предъявить найденное. Решению данных целей способствует использование в обучении новых технологий, метода проекта в частности.

Особое внимание в данной статье уделим технологии проектной деятельности. На сегодняшний день известно множество определений дидактического понятия «метод проекта». Его понимают как технологию (Е.С.Полат), в том числе педагогическую (И.Чечель); как метод обучения (А.Н.Щукин, Э.Г.Азимов); как способ организации самостоятельной деятельности обучающихся (З.Х.Ботамева) и др.

Нам близка точка зрения Е.С.Полат, которая характеризует технологию «как совокупность приемов, позволяющих в определенной их последовательности реализовать данный метод на практике» [2, с.45].

Опираясь на имеющиеся определения, в качестве рабочего мы используем следующее: метод проекта - это инновационная технология обучения, при которой учащиеся приобретают новые знания в процессе поэтапного, самостоятельного или под руководством учителя планирования, разработки, выполнения и продуцирования постоянно усложняющихся проектов-заданий.

В теории и практике сложилась определенная модель использования метода проекта, которая включает в себя четыре основных этапа: 1) организационно-подготовительный (формирование групп, выбор темы и др.); 2) проектирующий (составление плана, тезисов и др.); 3) технологический (работа в группах

над поиском фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу и др.); 4) заключительный (оформление результатов, общественная презентация с оппонированием со стороны всех присутствующих, обсуждение, саморефлексия, выдвижение новых проблем

и др.) [3].

Рассмотрев накопленный опыт в изучении проектной деятельности, мы пришли к выводу, что сама технология (процесс деятельности) даёт возможность для совершенствования методики её проведения, поэтому предлагаем свое видение. Думается, что в процессе создания проекта необходимо использовать следующие шесть этапов.

Первый этап - подготовительный. Он включает формирование творческих групп (групп по интересам или по выбору учителя); выбор темы, определение замысла проекта; определение целей, задач и ресурсов; выделение микротем, составление тезисов. На данном этапе учащиеся делятся на группы, самостоятельно выбирают тему, выделяют в ней микротемы, составляют тезисы и т.п. Учитель проводит организационную работу, участвует в обсуждении, помогает в составлении тезисов, консультирует, корректирует.

Второй этап - реализация (выполнение) проекта подразделяется на выбор методов исследования, самостоятельную работу учащихся над микротемами или заданиями проекта; промежуточное обсуждение достигнутых результатов; выбор жанра, стиля, типа речи; оформление полученного творческого продукта или текста. Учащиеся выявляют причинно-следственные связи в явлении (тексте, предмете) исследования; ищут доказательства, приводят примеры, сопоставляют варианты решения проблемы, структурируют найденный материал, принимают решения, выступают перед учителем (индивидуально, в мини-группах). Учитель направляет учащихся, подсказывает необходимую и важную информацию, консультирует, координирует, направляет, дает советы, выступает в роли простого советчика, помощника.

Третий этап - первая «тихая презентация.» в мини-группе. Учащиеся представляют свои презентации (тексты разных жанров,

показы, поделки, таблицы, схемы) и т.п. Учитель проводит «тихую» проверку, редактирует, уточняет и детализирует, указывая на недочеты.

Четвертый этап - представление проекта (вторая презентация) в аудитории. Публичное выступление. Учащиеся представляют конечный результат своей работы. Учитель выступает в роли эксперта, оценивает представленную презентацию, выступления учащихся.

Пятый этап - рефлексия. Учащиеся анализируют своё выступление, роль в процессе создания проекта. Учитель подводит итоги занятия, комментирует и оценивает работу учащихся, стараясь выделить всех, чтобы дети поняли свои удачи, неудачи, приняли свои или чужие победы.

И последний шестой этап - итог проекта. Оформление тематического порт-фолио. Учащиеся под руководством учителя или самостоятельно представляют оформленный продукт проекта в виде текста разных жанров (эссе, заметка, слово, научное сообщение, доклад и др.) по выбору учащегося. Здесь же возможно и предполагается выдвижение новых проблем, гипотез, проектов.

Данная технология организации обучения позволяет значительно повысить его эффективность, поэтому основными принципами являются: активизация деятельности каждого члена группы; опора на сознательное усвоение материала при деятельностном подходе; сотрудничество и взаимопомощь в режиме учитель - ученик на всех уровнях усвоения материала и его применения и др.

Сравнивая метод проекта с традиционными подходами, можно отметить ряд его преимуществ: процесс обучения максимально приближается к практике; учащиеся накапливают опыт до включения в самостоятельную профессиональную деятельность; метод проекта ставит обучающихся перед необходимостью отыскивать и принимать оптимальное решение; обучающиеся совершенствуют информационную и коммуникативную компетенции; происходит творческое усвоение необходимой информации.

Таким образом, метод проекта позволяет индивидуализировать учебный процесс и сделать его более интенсивным, предоставляя обучающимся возможность выбрать свой темп продвижения к конечным результатам обучения.

Проектная методика помогает обучающимся осознать роль знаний в жизни человека, где они перестают быть целью, а становятся средством в образовании.

«Потребность в разрешении сомнения является постоянным и руководящим фактором во всем процессе обучения. Где нет вопроса, или проблемы для разрешения, или где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум... Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления» [2, с.46-47].

Таким образом, все вышесказанное подтверждает мысль о том, что метод проекта в настоящее время является инновационной технологией, предполагающей введение инновационного в образовательный процесс «новой школы». Он помогает достичь ощутимых результатов в ходе выполнения как групповой, так и индивидуальной деятельности обучающихся; кроме того, организация поэтапных действий в ходе работы над проектом поможет будущим учителям русского языка в профессиональной деятельности. Именно проектная деятельность, на наш взгляд, способствует развитию и совершенствованию таких ключевых компетенций, как коммуникативная, информационная и профессиональная, которые являются неотъемлемой частью готовности будущих учителей русского языка к профессиональной деятельности.

В качестве примера приводим сценарий занятий с использованием метода проекта, проведенных при обучении студентов филологического факультета (будущие учителя русского языка и литературы, журналисты) Армавирского государственного педагогического университета [1, с.359-362].

Тема проекта: «Риторические жанры педагогического дискурса» (время для подготовки проекта 2-3 недели).

Цель проекта:

1) обучающая - подготовить выступление в жанре слова (эпидейктической речи, творческого отчета, программной речи); риторический анализ выступления сокурсника;

2) практическая - раскрыть смысловую и коммуникативно-речевую специфику выбранного риторического жанра;

3) воспитательная - создать положительную мотивационную базу для использования этого жанра в профессиональной деятельности.

Доминирующая деятельность в проекте: творческая и ролевая.

Цели работы студентов, представляющих проект на занятии (выбор и реализация приемов, обеспечивающих запланированный результат): презентовать выбранный жанр, мотивируя свой выбор; предъявить (вербально и невербально) понимание жанрообразующих признаков данного риторического текста, предложив свою интерпретацию; объяснить свои речевые действия, показать, как рефлексирование углубляет понимание («Я намеренно употребляю...»; «Я считаю так, потому что...»); организовать на занятии диалог-познание и диалог-общение, которые выявляют отношения сокурсников (членов других малых групп) к предложенному варианту (приветствуется творческий подход, сочетание или чередование вербального и невербального в речи); психологическая подготовка к вопросам сокурсников; оформление выступления; рефлексия.

Алгоритм работы авторов проекта над риторическим текстом:

1. Определи своё целевое намерение.

2. Представь ситуацию общения и адресата речи.

3. Определи замысел (информацию, которую хочешь передать, чтобы реализовать цель).

4. Выдели основной тезис (мысль, которую хочешь передать, чтобы реализовать цель).

5. Выбери жанр. Раскрой его смысловую, коммуникативную и риторическую специфику.

6. Подбирая доказательства, примеры, факты, цитаты, учитывай следующее:

- тип речи и композиция;

- «закон края»;

- приёмы развертывания мысли (топосы);

- особенности риторического жанра;

- правила передачи своего отношения к предмету речи или адресату (модальность, оценочность);

- риторические приемы (активизация внимания, воздействие, популяризация, ора-лизация и др.).

7. «Говори не им, а с ними».

8. Украшая свой текст, помни о роли вступления, заключения.

9. Подумай, как будешь произносить текст.

10. Рефлексируй!

Цели работы студентов в мини-группе: обсуждение выбора риторического жанра и способов презентации проектов с учётом ораторского опыта; желательно, чтобы были представлены разные риторические жанры; краткий анализ тезисов.

Задачи работы оппонентов (студентов из других мини-групп): аудитория должна задавать вопросы (обязательно), на которые выступающему необходимо ответить; аудитория оценивает выступление, при этом традиционная отметка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» не ставится, делается риторический анализ выступления.

Задачи руководителя проекта: консультирование при подготовке проектов; ведение занятия; организация диалога; мотивация проектной деятельности мини-групп; ком-

ментарий (оценочное суждение) выступлений студентов; подведение итогов занятия.

Комментируя предложенную технологию, отмечаем, что обращение к проектной деятельности не просто предоставляет студентам максимальные возможности для совершенствования риторических умений ^ риторического опыта ^ риторической компетенции, не только «создает особые условия многомерного диалога, диалога-познания», но и формирует методическую компетенцию будущего учителя, показывая преимущества деятельностного подхода.

Очевидно, что использование современных технологий обучения в вузе - это новый путь формирования профессиональной (методической) компетенции будущего учителя-словесника.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горобец Л.Н. Формирование риторических знаний и умений студентов-нефилологов: Монография. Армавир, 2007.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат. М., 2005.

3. Педагогические технологии: Учеб. пособие для студ. пед. специальностей / Под общ. ред. В.С.Кукушина. М., 2004.

REFERENCES

1. Gorobets L.N. Formation of rhetorical knowledge and skills of students- nefilologov: Monography. Armavir, 2007.

2. New pedagogical and information technologies in an education system / Ed. E.S.Polat. Moscow, 2005.

3. Pedagogical technologies: tutorial for students of pedagogical professions / Ed. V.S.Kukushina. Moscow, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.