УДК 378 ББК 74.580 Г 70
Л.Н. Горобец
Доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка и методики преподавания
Армавирской государственной педагогической академии; E-mail:
«МЕТОД ПРОЕКТА» КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Аннотация. В статье раскрывается современное понимание дидактического понятия «метод проекта». Анализируются подходы к структуре данной технологии, приводится своё понимание, подтверждённое практикой преподавания в вузе.
Ключевые слова: технология, «метод проекта», этапы проектной деятельности, работа в минигруппе.
L.N. Gorobets
Doctor of Pedagogy, Professor of the Department of Russian and Technique of Teaching, Armavir
State Pedagogical Academy; E-mail:
“THE PROJECT METHOD” AS THE PEDAGOGICAL TECHNOLOGY
Abstract. The work discloses the modem comprehension of the didactic concept of “the project method”. An analysis is made of the approaches to study the structure of this technology. The author provides his own comprehension, which is confirmed by teaching practice in higher education institution.
Keywords: technology, “the project method”, stages of design activity, work in a mini-group.
Как воспитать «взрослого» учителя профессионала? Как помочь учителю избежать методических ошибок в использовании современных образовательных технологий?
Отвечая на эти вопросы, мы сталкиваемся с издержками педагогического образования: расхождением между социальным заказом (компетентностным подходом) и неподготовленностью вузов к его реализации (несогласованность подсистем, разрыв между достижениями педагогической науки и практикой преподавания). Названные противоречия обнажили проблемы использования образовательных технологий, среди которых мы выделяем и проектную деятельность.
В словаре иностранных слов даётся такое толкование слова «проект»: «Проект (от лат. брошенный вперёд) - 1) технические документы, чертежи, расчёты, макеты, вновь создаваемых зданий, сооружений и т.д.; 2) предварительный текст какого-либо документа; 3) план, замысел» [1]. Видим, что широкое понимание понятия даёт возможность употребления его в разных технологических процессах, в том числе и образовательном.
На сегодняшний день известно множество определений дидактического понятия «метод проекта» (МП) / проектная методика. Его понимают как технологию (Е.С. Полат), педагогическую, в том числе (И. Чечель); как метод обучения (А.Н. Щукин, Э.Г Азимов); как способ организации самостоятельной деятельности обучающихся (З.Х. Ботамева) и др. Нам близка точка зрения Е.С. Полат, которая характеризует проектную технологию «как совокупность приемов, позволяющих в определенной их последовательности реализовать данный метод на практике» [2].
В имеющихся теоретических подходах точки зрения авторов совпадают в а) определении МП как инновационного способа организации обучения; б) определении МП как способа организации самостоятельной деятельности обучающихся, которая должна привести к собственному / творческому / нестандартному / практическому решению / предъявлению / презентации; в) практике субъект-субъектных отношений; г) возможности использования рефлексии; а расходятся в отнесении метода проекта либо к технологиям, либо к методам обучения, что, на наш взгляд, и требует более глубокого рассмотрения.
Мы предлагаем в качестве рабочего следующее определение: «Метод проекта - это инновационная технология обучения, при которой учащиеся приобретают новые знания в процессе поэтапного, самостоятельного/под руководством учителя планирования, разработки, выполнения и продуцирования усложняющихся заданий / аспектов проблемы, её микротем».
Каждый исследователь привносит что-то свое / новое/ творческое в разработку и реализацию методики проектной деятельности. Акцент делается на том или ином этапе, что указывает на его значимость для автора, например, у В.С. Кукушина, больше внимания уделяется первому этапу разработке проектного задания, где расписывается буквально каждый шаг. Л.И. Лебедева и Е.В. Иванова описывают более подробно этап оценивания проекта, выделяя 9 критериев оценки [3; 4].
Объединяет исследователей совпадение этапов подготовки проекта, их четыре: 1) организационно-подготовительный (формирование групп, выбор темы и др.); 2)
планирования (составление плана, тезисов и др.); 3) технологический (работа в группах над поиском фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу и др.); 4) заключительный (оформление результатов, общественная презентация с оппонированием со стороны всех присутствующих, обсуждение, саморефлексия и др.), выдвижение новых проблем.
Рассмотрев накопленный опыт в изучении проектной деятельности, мы пришли к выводу, что сама технология (процесс деятельности) даёт возможность для совершенствования методики её проведения, поэтому предлагаем свое понимание. Думаем, что в процессе создания любого проекта необходимо использовать шесть этапов.
Первый этап - подготовительный включает формирование творческих групп (групп по интересам / по выбору учителя); выбор темы, определение замысла проекта; определение целей, задач и ресурсов; выделение микротем, составление тезисов. На данном этапе учащиеся делятся на группы, самостоятельно выбирают тему, выделяют в ней микротемы, составляют тезисы и т.п. Учитель проводит организационную работу, участвует в обсуждении тем и микротем, помогает в составлении тезисов, консультирует, корректирует.
Второй этап - реализация проекта подразделяется на выбор методов исследования, самостоятельную работу учащихся над микротемами / заданиями проекта; промежуточное обсуждение достигнутых результатов; выбор жанра, стиля, типа речи; оформление полученного творческого продукта / текста. Учащиеся выявляют причинно-следственные связи в явлении / тексте / предмете исследования; ищут доказательства, приводят примеры, сопоставляют варианты решения проблемы, структурируют найденный материал, принимают решения, выступают перед учителем (индивидуально, в мини-группах). Учитель направляет учащихся, подсказывает необходимую и важную информацию, консультирует, координирует, дает советы.
Третий этап - «тихая презентация» в мини-группе. Учащиеся представляют свои презентации / тексты разных жанров / показы / поделки / таблицы / схемы и т.п. Учитель проводит «тихую» проверку, редактирует, уточняет и детализирует, указывая на недочеты. Отсутствие этого этапа сразу чувствуется при защите проекта: нет чёткости, презентация не соответствует требованиям, не соотнесена с произносимым текстом и т.п.
Четвертый этап - публичная защита («громкая» презентация). Учащиеся представляют конечный результат своей работы и защищают его в разных формах и жанрах. Учитель выступает в роли эксперта, оценивает представленный проект, выступления учащихся.
Пятый этап - рефлексия. Учащиеся анализируют своё выступление, роль в процессе создания проекта. Учитель подводит итоги занятия, комментирует и оценивает работу учащихся, стараясь выделить всех, чтобы дети поняли свои удачи / неудачи, приняли свои / другие победы. Это тоже очень важный этап, так как умения анализировать свои и чужие работы, высказать замечания, принимать их не всегда сформированы у современных студентов и школьников. Думается, что в проектной деятельности важна не столько оценка учителя, сколько самооценка и взаимооценка.
Шестой этап - итог проекта. Мы предлагаем завершать проектную деятельность
составлением «тематического портфолио». Учащиеся под руководством учителя / самостоятельно представляют оформленный продукт проекта (на бумажном носителе) в виде текста разных жанров (эссе, заметка, слово, научное сообщение, выпуск номера газеты / журнала, поделки, модели и др.) по выбору учащегося). Выдвижение новых проблем, гипотез, проектов.
Сказанное представим в таблице 1 «Метод проекта: система деятельности учителя и учащихся»:
Таблица 1.
«Метод проекта: система деятельности учителя и учащихся»
Деятельность учителя Этапы, фазы Деятельность учащихся Форма работы Жанры речи
Учитель проводит организационную работу по объединению учащихся (формированию творческих групп). Ставит проблему. Формирование данных групп может проходить по степени успеваемости учащихся, по степени заинтересованности в той или иной проблеме I. Подготовительный этап а) формирование творческих групп Учащиеся группируются в соответствии со своими интересами Под руководст вом учителя на уроке (1520 мин. 1го урока) Слово учителя, диалог
Учитель предлагает свои темы на выбор / рассмотрение учащимся. Участвует в обсуждении б) выбор темы, определение замысла проекта, целей, задач Учащиеся выбирают темы предложенные учителем, обсуждают, анализируют их, предлагают свои варианты Под руководст вом учителя -//- Беседа
Учитель заранее, выделяет, предлагает микротемы. Участвует в их обсуждении. Помогает в составлении тезисов, направляет учащихся в) выдвижение проблем, выделение микротем, составление предварительных тезисов Учащиеся рассматривают предложенные микротемы. Участвуют в их обсуждении. Выбирают предложенную микротему, либо предлагают свою. Под руков. учителя -//- Тезисы
Учитель консультирует, корректирует, организует ситуацию учебного диалога. Заранее готовит задания для мини-групп, отбирает необходимую литературу Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта II. Этап реализации (выполнения)проект а а) определение ресурсов, выбор / определение своей роли и места в проекте Учащиеся собирают материал. Самостоятельно обозначают цели проекта. Сбор, систематизация и анализ имеющегося материала, составление тезисов Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты микротем, выбирая одну из них (выбирает себе роль) Самост., внеаудито рная работа, групповая План проекта
Учитель направляет учащихся, подсказывает необходимую и важную информацию, консультирует, координирует б) выбор метода, жанра, стиля и типа речи Учащиеся выявляют причинно-следственные связи, сопоставляют варианты решения проблемы -//- Работа с текстом (анализ, синтез, обобщение )
Учитель консультирует, координирует направляет. Выступает в роли участника в) работа учащихся над микротемами / заданиями проекта, кот. получили в своей мини-группе Учащиеся называют факты, приводят примеры, ищут доказательства, структурируют наработанный материал. -//- Конс-пект, подбор цитат
Учитель консультирует, координирует, выступает в роли наблюдателя г) оформление полученного творческого продукта / текста Учащиеся в мини-группах оформляют полученный материал. -//- План мини- проекта, тезисы, презентац ия и т.д.
Учитель проводит «тихую» проверку, редактирует, уточняет и детализирует, указывая на недочеты. Помогает соединить собранный материал в систему. Ищет «изюминку» в представлении каждой группы / каждого ученика. Корректировка плана и жанра проекта мини-группы III. Этап «тихой» презентации в мини-группе Учащиеся 1-ый раз в минигруппе представляют свой продукт (презентации / тексты разных жанров / показы / поделки / таблицы / схемы и т.п.). Анализ литературы, составление ссылок. Консультация под руководст вом учителя Публич. выступлен ие в разных жанрах: дискуссия, сообще- ние, сообщение с презентацией, историчес кая справка, спич, заочная экскурсияи нтервьюви део-ролик, комментар ий к видео ролику, беседа, постер, письмо к..., слово о... и др.
Учитель выступает в роли эксперта, оценивает представленную презентацию, выступления учащихся, контроль знаний в разных формах (тест, заполни таблицу, ответ на проблемный вопрос, заданный учителем) IV. Этап публичной защиты («громкая» презентация) Учащиеся представляют конечный результат своей работы. 1-2 урока
Учитель подводит итоги занятия, комментирует и оценивает работу учащихся, стараясь выделить всех, чтобы дети поняли свои удачи / неудачи, приняли свои / другие победы. V. Этап рефлексии Учащиеся анализируют своё выступление, роль в процессе создания проекта. Анализ, само- анализ, диалог, коммен- тарий
Учитель выступает в роли тьютора. VI этап. Итог проекта - «тематический портфолио» Учащиеся представляют оформленный продукт проекта в виде текста разных жанров (эссе, заметка, слово, научное сообщение, доклад и др.) по выбору учащегося). Выдвижение новых проблем, гипотез, проектов. Внеаудито рная работа (консульта ция, индивидуа льный / групповой зачёт и др.) Тематический портфолио, видеоролик, видеофильм и т.п.
Сравнивая метод проекта с традиционными подходами, отмечаем ряд его преимуществ: процесс обучения максимально приближается к практике; меняется позиция учащегося в образовании, ученик сам познает, сам открывает, осмысливает и применяет полученные знания [6]; учащиеся накапливают опыт до включения в самостоятельную профессиональную деятельность. Подготовка к работе над методом проекта ставит обучающихся перед необходимостью отыскивать и принимать оптимальное решение;
обучающиеся совершенствуют информационную и коммуникативную компетенции; создаются условия для формирования их профессиональной компетенции; происходит творческое усвоение необходимой информации.
Таким образом, метод проекта позволяет индивидуализировать учебный процесс и сделать его более интенсивным, предоставляя обучающимся возможность выбрать свой темп продвижения к конечным результатам обучения [5]; учебная деятельность приобретает поисковый и творческий характер [6].
В качестве примера приводим сценарий занятия с использованием метода проекта, проведенного нами при обучении студентов филологического факультета (будущие учителя русского языка и литературы, журналисты) в Армавирской государственной педагогической академии.
Тема проекта: «Риторические жанры педагогического дискурса» (время для подготовки 2-3 недели)
Цель проекта:
1) обучающая - подготовить выступление в жанре слова / эпидейктической речи / творческого отчета / программой речи; риторический анализ выступления сокурсника;
2) практическая - раскрыть смысловую и коммуникативно-речевую специфику выбранного риторического жанра;
3) воспитательная - создать положительную мотивационную базу для использования этого жанра в профессиональной деятельности.
Доминирующая деятельность в проекте: творческая и ролевая.
Цели работы студентов, представляющих проект на занятии (выбор и реализация приемов, обеспечивающих запланированный результат): презентовать выбранный жанр, мотивируя свой выбор; предъявить (вербально и невербально) понимание жанрообразующих признаков данного риторического текста, предложив свою интерпретацию; объяснить свои речевые действия, показать, как рефлексирование углубляет понимание («Я намеренно употребляю ...»; «Я считаю так, потому что...»); организовать на занятии диалог-познание и диалог-общение, которые выявляют отношения сокурсников (членов других малых групп), к предложенному варианту (приветствуется творческий подход, сочетание / чередование вербального и невербального в речи); психологическая подготовка к вопросам сокурсников; оформление выступления; рефлексия.
Алгоритм работы авторов проекта над риторическим текстом
1. Определи своё целевое намерение.
2. Представь ситуацию общения и адресата речи.
3. Определи замысел (информацию, которую хочешь передать, чтобы реализовать цель).
4. Выдели основной тезис (мысль, которую хочешь передать, чтобы реализовать цель).
5. Выбери жанр. Раскрой его смысловую, коммуникативную и риторическую специфику.
6. Подбирая доказательства, примеры, факты, цитаты, помни о типе речи и композиции; о «законе края»; о приёмах развертывания мысли (топосах); особенностях риторического жанра; о том, как передать своё отношение к предмету речи / адресату (о модальности, оценочности); о риторических приемах (активизации внимания, воздействия, популяризации, орализации).
7. «Говори не им, а с ними».
8. Украшая свой текст, помни о роли вступления, заключения.
9. Подумай, как будешь произносить текст.
10. Рефлексируй!
Цели работы студентов в мини-группе: обсуждение выбора риторического жанра / способов презентации проектов с учётом ораторского опыта; желательно, чтобы были представлены разные риторические жанры; краткий анализ тезисов.
Задачи работы оппонентов (студентов из других мини-групп): аудитория должна задавать вопросы (обязательно), на которые выступающему необходимо ответить; аудитория
оценивает выступление, при этом традиционная отметка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» не ставится, делается риторический анализ выступления.
Задачи руководителя проекта: консультирование (индивидуальное и групповое) мотивация деятельности студентов в мини-группах, ведение итогового занятия - защита проекта; комментарий выступлений студентов; подведение итогов занятия, анализ «тематического портфолио».
Отмечается активность, увлечённость, оригинальность подачи и оформления материала каждой группой. В ходе проекта формирование правописной грамотности студентов и учеников мотивируется грамотностью функциональной. Методическая компетенция студентов, будущих учителей, формируется на историко-культурной основе.
Комментируя предложенную технологию, отмечаем, что обращение к проектной деятельности не просто предоставляет студентам максимальные возможности для совершенствования коммуникативных умений - коммуникативного опыта -коммуникативной компетенции, но и формирует методическую компетенцию будущего учителя.
Очевидно, что использование современных технологий обучения в вузе - это новый путь формирования профессиональной (методической) компетенции будущего учителя-филолога.
Практический опыт автора и анализ основных направлений и проблем современного образования убеждает в следующем, именно проектная деятельность даёт возможность развивать личность средствами предмета; методическую компетентность современного студента педагогического вуза необходимо формировать на основе единства классического образования и современных педагогических технологий.
Примечания:
1. Словарь иностранных слов. М.: Рус. яз. 1988. С. 401.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. М., 2005. 272 с.
3. Педагогические технологии: учеб. пособие для студ. пед. специальностей / под общ. ред. В.С. Кукушина. М., 2004. 320 с.
4. Лебедева Л.И., Иванова Е.В. Метод проектов в продуктивном обучении // Школьные технологии. 2002. № 5. С. 116-120.
5. Бобиенко О.М. Ключевые компетенции профессионала: проблемы развития и оценки. Казань: Изд-во КазГУ им. В.И. Ульянова-Ленина, 2006. 146 с.
6. Позднеева С.И., Кузнецова Т.В. Проектная деятельность в практике учителя начальной школы // Вестник ТГПУ Сер. Педагогика. 2006. Вып. 10 (61). С. 65-66.
References:
1. Dictionary of foreign words. M: Russian Language Publishing House, 1988. P. 401.
2. New pedagogical and information technologies in the education system / Ed. E.S.Polat. M., 2005.
272 p.
3. Pedagogical technologies: teaching manual for students of pedagogical specialties / Ed. VS. Kukushin. M., 2004. 320 p.
4. Lebedeva L.I., Ivanova E.V. A method of projects in productive training // School technologies. 2002. No. 5. P. 116-120.
5. Bobiyenko O.M. Key competences of the professional: development and assessment problems. Kazan: Kazan State University named after V.I. Ulyanov-Lenin, 2006. 146 p.
6. Pozdneeva S.I., Kuznetsova T.V. Design activity in practice of the teacher of elementary school // Bull. of TGPU. 2006. No. 10 (61). Series: Pedagogy. P. 65-66.