Научная статья на тему 'МЕТОД ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРОЙ ЧЕЛОВЕКА, СТОЛКНУВШИМСЯ С ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИЕЙ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ'

МЕТОД ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРОЙ ЧЕЛОВЕКА, СТОЛКНУВШИМСЯ С ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИЕЙ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
178
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ / ПАНДЕМИЯ / ПОТЕРЯ РАБОТЫ / СМЕРТЬ БЛИЗКИХ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ / ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Полянская Е.Н., Каргина Н.В.

Статья посвящена проблеме эффективных методов в работе с эмоциональной сферой человека, столкнувшимся с трудной жизненной ситуацией в период пандемии. Современные реалии с пандемией и как следствие нестабильная экономическая ситуация вынуждает человека находиться в напряжении, состоянии стресса и фрустрации. Потеря работы, переход на дистанционное обучение и работу, болезнь, смерть близких людей и т.д. и т.п. Не многие находят в себе силы для того, чтобы пережить негатив и найти необходимые ресурсы для адаптации в новых условиях. Чаще всего негативные эмоции человека настолько сильны, что «захватывают» его полностью, мешая думать и принимать решения. Авторами проведено экспериментальное исследование с испытуемыми, оказавшимися в трудных жизненных ситуациях, был использован метод песочной терапии. В результате авторы приходят к выводу, что метод песочной терапии является эффективным методом для работы с эмоциональной сферой человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHOD OF SAND THERAPY IN WORKING WITH THE EMOTIONAL SPHERE OF A PERSON WHO IS FACED WITH A DIFFICULT LIFE SITUATION DURING A PANDEMIC

The article is devoted to the problem of effective methods in working with the emotional sphere of a person who is faced with a difficult life situation during a pandemic. Modern realities with a pandemic and, as a result, an unstable economic situation force a person to be in tension, a state of stress and frustration. Job loss, transition to distance learning and work, illness, death of loved ones, etc. etc. Not many find the strength in themselves to survive the negative and find the necessary resources to adapt to the new conditions. Most often, a person’s negative emotions are so strong that they “capture” him completely, making it difficult to think and make decisions. The authors conducted an experimental study with subjects who found themselves in difficult life situations, the method of sand therapy was used. As a result, the authors come to the conclusion that the method of sand therapy is an effective method for working with the emotional sphere of a person.

Текст научной работы на тему «МЕТОД ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРОЙ ЧЕЛОВЕКА, СТОЛКНУВШИМСЯ С ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИЕЙ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ»

УДК 159.9

Метод песочной терапии в работе с эмоциональной сферой человека, столкнувшимся с трудной жизненной ситуацией в период пандемии

The method of sand therapy in working with the emotional sphere of a person who is faced with a difficult life situation during a pandemic

Полянская Е.Н., Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова; Российский университет дружбы народов, polyanskayae@mail.ru Каргина Н.В., ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (Российская правовая академия Министерства юстиции Российской федерации)», kanat99@yandex. ru

Polyanskaya E., Pirogov Russian National Research Medical University; Peoples' Friendship University of Russia, polyanskayae@mail.ru

Kargina N., All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia), kanat99@yandex.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2022.151.1.028

Ключевые слова: трудные жизненные ситуации, пандемия, потеря работы, смерть близких, эмоциональная сфера, песочная терапия, эффективный метод.

Keywords: difficult life situations, pandemic, job loss, death of loved ones, emotional sphere, sand therapy, effective method.

Аннотация. Статья посвящена проблеме эффективных методов в работе с эмоциональной сферой человека, столкнувшимся с трудной жизненной ситуацией в период пандемии. Современные реалии с пандемией и как следствие нестабильная экономическая ситуация вынуждает человека находиться в напряжении, состоянии стресса и фрустрации. Потеря работы, переход на дистанционное обучение и работу, болезнь, смерть близких людей и т.д. и т.п. Не многие находят в себе силы для того, чтобы пережить негатив и найти необходимые ресурсы для адаптации в новых условиях. Чаще всего негативные эмоции человека настолько сильны, что «захватывают» его полностью, мешая думать и принимать решения.

Авторами проведено экспериментальное исследование с испытуемыми, оказавшимися в трудных жизненных ситуациях, был использован метод песочной терапии.

В результате авторы приходят к выводу, что метод песочной терапии является эффективным методом для работы с эмоциональной сферой человека.

Abstract. The article is devoted to the problem of effective methods in working with the emotional sphere of a person who is faced with a difficult life situation during a pandemic. Modern realities with a pandemic and, as a result, an unstable economic situation force a person to be in tension, a state of stress and frustration. Job loss, transition to distance learning and work, illness, death of loved ones, etc. etc. Not many find the strength in themselves to survive the negative and find the necessary resources to adapt to the new conditions. Most often, a person's negative emotions are so strong that they "capture" him completely, making it difficult to think and make decisions.

The authors conducted an experimental study with subjects who found themselves in difficult life situations, the method of sand therapy was used.

As a result, the authors come to the conclusion that the method of sand therapy is an effective method for working with the emotional sphere of a person.

Введение. Современные реалии с пандемией и обучение и работу, болезнь, смерть близких

как следствие нестабильная экономическая людей и т.д. и т.п. Общество оказалось

ситуация вынуждает человека находиться в психологически не готово к подобным

напряжении, состоянии стресса и фрустрации. жизненным обстоятельствам, многое, во что

Потеря работы, переход на дистанционное человек вкладывал силы и ожидания, стало

рушиться. Не многие находят в себе силы для того, что бы пережить негатив и найти необходимые ресурсы для адаптации в новых условиях. Чаще всего негативные эмоции человека настолько сильны, что «захватывают» его полностью, мешая думать и принимать решения. Во многих случаях человек самостоятельно не может преодолеть этот барьер самостоятельно, поэтому обращается за помощью к психологу.

Однако, для того, что бы оказать эффективную и всестороннюю психологическую помощь человеку, как мы полагаем, необходимы определенные условия. Во-первых, проблема эмоционального состояния людей, попавших в трудную жизненную ситуацию в период пандемии, должна быть изучена достаточно глубоко. Во-вторых, должен быть подобран эффективный и простой метод, позволяющий работать с эмоциональной сферой клиента как напрямую (переживание и проработка эмоций), так и косвенно, через возможность нового взгляда на ситуацию, постановка планов и т.д.

Метод песочной терапии является достаточно молодым методом, однако, много практических психологов считают его эффективным при работе со многими проблемами, в том числе и с проблемами эмоциональной сферы, однако реальная его эффективность на данный момент не является доказанной.

Актуальность исследования определяется тем, что необходимо изучить эффективность метода песочной терапии в работе с негативными эмоциональными состояниями людей, столкнувшихся с жизненными трудностями в период пандемии.

Проблема исследования: на данный момент психологические особенности людей,

столкнувшихся с жизненными трудностями в период пандемии, изучены не в полной мере, важно изучить эффективные методы работы психолога сданной категорией людей.

Литературный обзор проблемы. Эмоции человека представляют собой очень сложное и многогранное психическое явление, наиболее влияющее на жизнь человека, и тесно связанное и иными психическими явлениями, свойствами и состояниями личности. Эмоции тесно связанны с мотивационной сферой личности,

эмоциональный компонент играет очень большую роль при формировании мотивов человека, позволяющих эффективно

адаптироваться в новых условиях жизнедеятельности. Эмоции влияют на активность человека, на его поведение и когнитивные способности (когнитивные

способности человека в подавленном состоянии резко снижаются).

В эмоциональной сфере людей, столкнувшихся с жизненными трудностями в период пандемии, из-за фрустрации многих потребностей будут преобладать негативные эмоции, что в свою очередь негативно скажется на эффективности жизнедеятельности человека.

Песочная терапия является самым необычным методом с древней предысторией и короткой историей. Первые упоминания о работе с песком как с терапевтическим материалом упоминаются в заметках исследователей племён индейцев Северной Америки, которые применяли данный метод с разными целями в ритуалах [4;9]. Также разные племена использовали песок в качестве символа, который помогал человеку обрести здоровье [1-4;8].

Кроме того, сам по себе материал песка обладает сакральным значением: в исламских странах, если под рукой нет воды, то ритуальные омовения совершались песком. В христианских культурах, песок в экстренных ситуациях (когда человек при смерти) так же заменял воду для обряда Крещения [1-4;8].

Метод песочной терапии относится к арт-терапевтическим методам, он построен на интерироизации экстрапсихичегого в

интрапсихическое (внешние проявления эмоций, проблем, переживаний человека) во внутренние психическое пространство (Поливанова). В ходе песочной терапии человек выражает свое психоэмоциональное состояние [10, с.241]. Соответственно, в основе данного метода лежит работа с эмоциями. В том числе и с эмоциями людей, столкнувшихся с жизненными трудностями. Так как мы взяли за основу ознакомления с методом песочной терапии базу арт-терапии, то и далее мы будем рассматривать метод песочной терапии в рамках метода арт-терапии.

Метод песочной терапии предполагает построение испытуемыми из песка и дополнительных фигур своего мира, в котором отражаются, как правило, как проблемы, так и внутренние конфликты и переживания [1-4; 8]. Игра в песок позволяет «здесь и сейчас» разрешить внутренние противоречия, а также увидеть возможность решения своей проблемы [11; 12]. Метод песочной терапии относится к арт-терапевтическим методам, и соответственно должен быть эффективен при работе с негативными эмоциональными состояниями людей, столкнувшихся с жизненными трудностями в период пандемии [5;6].

Материалы и методы исследования. Цель исследования. С целью установления особенностей эмоциональной сферы людей, столкнувшихся с жизненными трудностями в период пандемии и проверкой эффективности метода песочной терапии для дальнейшей углубленной работы психолога, с данной категорией людей и улучшения их эмоционального состояния было проведено настоящее исследование.

База исследования. Диагностическое исследование проводилось онлайн.

Экспериментальная работа проводилась на базе психологического Центра г. Москвы. Первоначально диагностическое исследование проводилось онлайн. Были исследованы добровольцы 15 человек, столкнувшихся с жизненными трудностями в период пандемии. Возраст испытуемых составил 21 - 43 года, как мужчины, так и женщины. Далее были определены особенности эмоциональной сферы данной категории людей. Затем непосредственно была проведена работа по оптимизации эмоций с помощью метода песочной терапии. Для проверки эффективности метода песочной терапии мы провели повторное диагностическое исследование и сравнили данные до и после проведения песочной терапии с использованием Т - критерия Вилкоксона.

Методы исследования. 1.«Шкала

дифференциальных эмоций» (ШДЭ) [9].

2.«Шкала личностной тревожности», автор

Ч.Спилбергер, в адаптации Ю.Л. Ханина [7].

3.Метод песочной терапии. Данный метод включал в себе различные техники и технологии. Сущность метода заключается в выносе интрапсихической (внутренней) проблемы, под которой мы подразумеваем наличие противоречий между желаемым и реальным результатом во вне, посредством опосредованной символической инсталляции проблемы на песочном листе. Для этого мы использовали несколько техник.

- «Технику построения мира».

- Техника, которая применяется при работе с клиентом посредством песочной терапии - это техника фокусировки проблемы (или запроса клиента) на песочном листе. Эта техника предполагает выбор клиентом определённого участка актуальной проблемы и выноса его во вне, т.е. на песочный лист.

4. Методы математической статистики. Т -критерий Вилкоксона.

Результаты исследования. Первым этапом диагностического исследования испытуемых, столкнувшихся с жизненными трудностями в период пандемии, было измерение частоты переживаний базовых эмоций (радости, отвращения, интереса, страха, горя, удивления, презрения, стыда, гнева, вины). Мы получили первичные данные, которые представлены, см. рисунок 1. По результатам исследования для анализа частоты переживаемых эмоций была построена гистограмма.

вина стыд страх презрение отвращение гнев горе удивление радость интерес

4 6 8 10 12 14

0

2

Рисунок 1. -Результаты средних значений показателей частоты переживаний базовых эмоций, испытуемыми, столкнувшимися с жизненными трудностями в период пандемии по методике

«Шкала дифференциальных эмоций», п=15.

Из рисунка 1 мы видим, что испытуемые, столкнувшиеся с жизненными трудностями в период пандемии, испытывают интерес довольно редко. Средний показатель этой эмоции у респондентов достаточно низкий, что говорит о том, что в последнее время в их жизни отсутствует заинтересованность чем-либо. Так как интерес является одной из главных мотивирующих эмоций, то мы можем говорить о том, что испытуемые, столкнувшиеся с жизненными трудностями в период пандемии достаточно мало мотивированны к активным действиям в своей жизнедеятельности.

Испытуемые, столкнувшиеся с жизненными трудностями в период пандемии, радуются тоже редко. Мы видим, что средний показатель по частоте испытываемой эмоции радости у них ниже, чем показатели других эмоций. Среднее значение опять же говорит о том, что у испытуемых, столкнувшихся с жизненными трудностями в период пандемии, мало радостных событий в жизни, или они не акцентируют внимание на положительных моментах, предпочитая фиксировать внимание на плохих событиях. Так как радость является эмоцией, которая наполняет человека энергией и силой, то мы можем говорить о том, что у наших респондентов внутренние ресурсы почти на исходе, а внешние источники, которые могли бы их пополнить - отсутствуют. Они не видят мира во всей красоте и гармонии, они более склонны критически смотреть на окружающее.

Испытуемые, столкнувшиеся с жизненными трудностями в период пандемии, так же достаточно редко удивляются, это проявляется в равнодушии к происходящему и т.д.

Испытуемые, столкнувшиеся с жизненными трудностями в период пандемии, часто переживают эмоцию горя. Эта эмоция проявляется в подавленном настроении, отсутствии желания двигаться вперёд и т.д. Однако, средний показатель ненамного превышает норму, что говорит о том, что не всё так плохо. И возможно, наши респонденты слишком субъективны в оценках своего несчастья, и считают его чрезмерным.

Средний показатель испытуемых, столкнувшихся с жизненными трудностями в период пандемии, в отношении эмоции гнева соответствует норме. Гнев - это негативная эмоция, связанная с ощущением собственной несвободы, мы полагаем, что гнев связан с тем, что человек на данный момент зависим от окружающих (как финансово, так и морально), зависим от обстоятельств и т.д. Эта зависимость

тяготит его, что приводит к гневу, вероятным вспышкам агрессии, вспыльчивости.

Средний показатель отвращения и презрения соответствует норме. Эти эмоции: «холодные» эмоции, так как когда человек их испытывает, что его физиологические показатели или не меняются вовсе или же меняются незначительно. Презрение и отвращение может испытывать как к себе самому, так и к окружающему миру.

Испытуемые, столкнувшиеся с жизненными трудностями в период пандемии, достаточно часто испытывают страх. Следовательно, в их жизни есть ситуации, которые, ощущаются или воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлены его спокойствие и безопасность.

Наиболее часто данные респонденты переживают эмоции стыда и вины. Человек, переживающий стыд, ощущает себя объектом презрения и насмешек, он чувствует себя смешным, униженным, маленьким. Он ощущает беспомощность, неадекватность, неспособность и невозможность осмыслить ситуацию. Стыд-это осознание собственной неумелости,

непригодности, неадекватности, в некой ситуации или при исполнении некого задания, сопровождаемое негативным переживанием-огорчением, беспокойством и тревогой. Человеку стыдно, что он оказался в сложной ситуации по той или иной причине, он ощущает себя неудачником и т.д. Эмоции стыда и вины часто связанны друг с другом, но это разные эмоции. Если эмоция стыда затмевает рассудок, то эмоция вины стимулирует мыслительные процессы, часто связанные с осознанием виновности и перебором возможностей для исправления ситуации. Однако, это происходит не всегда. Часто человек уходит в самообвинение, и, вместо того, что бы адекватно анализировать ситуацию, чтобы найти из неё выход, начинает заниматься абсолютно непродуктивным самоедством. Самое печальное в этой ситуации, что окружающие зачастую поддерживают такое поведение человека, ошибочно воспринимая его за трезвый анализ ситуации и адекватную самокритику. Таким образом, человек, перестаёт активно действовать, считая, что самообвинения с него вполне хватит.

Далее мы продиагностировали личностную и ситуативную тревожность испытуемых при помощи методики «Шкала личностной и ситуативной тревожности», автор Ч. Спилбергер, в адаптации Ю.Л. Ханина, см. рисунок 2. Далее для наглядности и анализа тревожности мы построили гистограмму.

Рисунок 1. - Результаты средних значений уровней личностной и ситуативной тревожности у испытуемых, столкнувшихся с жизненными трудностями в период пандемии по методике «Шкала личностной и ситуативной тревожности», автор Ч. Спилбергер, в адаптации Ю.Л. Ханина, п=15.

Среднее значение личностной тревожности респондентов равно 46,9 баллам, и ситуативной тревожности 47,2, что относится к высокому уровню тревожности. Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа. Как мы понимаем, данное состояние связано, прежде всего, с трудными жизненными ситуациями, возникшими в период пандемии (в нашем случае потеря работы и социального статуса, тяжелая болезнь или смерть близких людей или родственников).

Многие наши респонденты постоянно пребывают в напряжении, ожидая разрешения ситуации или с поиском работы или с изменением жизнедеятельности. Они тревожатся за себя, своих близких, Они постоянно ожидают какой-нибудь беды, напасти, не могут радоваться жизни без оглядки.

Средние значения уровней личностной (46,9) и ситуативной тревожности (47,2) у респондентов находятся на одном высоком уровне. Высокие средние значения ситуативной тревожности, предположительно, говорят о значении трудной жизненной ситуации для испытуемых.

Далее мы провели с каждым из респондентов несколько терапевтических 10 встреч, за время которых респонденты работали в песочной терапии.

Прежде всего, была использована «Техника построения мира» и её различные модификации. В основе техники лежит гипотеза Доры Калфф о том, что песочный лист, так же как и мандала, наиболее точно отражает состояние интрапсихической реальности клиента на текущий момент. Техника имеет определённые критерии для интерпретации, согласно которым песочный лист-это карта проблемы клиента, в которой точно отражены как реальные события в жизни клиента в их символическом значении, так и эмоциональные и когнитивные компоненты их восприятия. Размер, цвет и значения фигурок так же имеют свою интерпретацию. Нужно обращать внимание на то, как располагаются фигурки на песочном листе, в каком сегменте песочного листа их максимальное скопление, а какие сегменты клиент не заполнил, или же заполнил скудно. Это может говорить о том, какие сферы не задействованы в решении его проблем, а так же о многих других факторах.

Инструкция к технике построения мира. В начале клиента знакомят с песочным листом (если клиент не был знаком с этой техникой ранее), показывают ему, как можно построить ландшафт, рассказывают, что могут символизировать голубые (или тоже вариант нормы) синие борта и дно песочницы. Далее клиенту предлагается взять корзину, или коробку, в которую он наберёт жителей своего мира. Можно, работать и без корзины или коробки, но их использование в «Технике построения мира» может дать нам дополнительный материал для интерпретации. Например, если клиент оставил какие-то фигурки в корзине, мы можем потом обговорить этот нюанс с клиентом. Важное замечание для психолога: мы наблюдаем за

построением картины мира молча, делая для себя записи в тетради, какие фигурки взял клиент сначала, какие выложил из корзины (или коробки), какие фигуры положил обратно, какую фигуру искал долго, какие нашёл сразу. Далее мы наблюдаем процесс построения мира, фиксируя как первичное положение фигурок на песочном листе, и их последующие изменение. Мы можем с согласия клиента использовать фотоаппарат, что бы потом анализировать полученные результаты более подробно. Далее мы отмечаем, какие фигурки вызывают у нас наибольшее напряжение и эмоции (мы можем потом это тоже оговорить с клиентом, но это не является обязательным пунктом терапевтического процесса). Когда мир построен, мы начинаем путешествие по нему. Это можно делать как через посредника, так и без него. Посредник представляет собой нейтральную фигуру (допустим плюшевого медвежонка или космонавта). Который проявил интерес к появившемуся миру. Мы не будем упоминать подробно все стратегии, при помощи которых можно работать через посредника, просто перечислим их: молчаливый слушатель, любопытный путешественник, трикстер (провокатор), что вижу, то и пою. Плюсами работы с посредником являются: возможность задать абсолютно любые, даже самые глупые и неуместные вопросы. Минусом работы с посредником является то, что в случае столкновения с серьёзными травмами в жизни клиента (например, потеря родного человека),

посредник неуместен. В этом случае мы его аккуратно выводим из работы (незаметно убираем и включаемся сами). Мы обязательно спрашиваем, как называется мир. Как живут его обитатели. Упоминаем, что это мир клиента, и он может трансформировать его, когда захочет и как захочет.

Следующая техника, которая применяется при работе с клиентом посредством песочной терапии - это техника фокусировки проблемы (или запроса клиента) на песочном листе. Эта техника предполагает выбор клиентом определённого участка актуальной проблемы и выноса его во вне, т.е. на песочный лист [5;6].

Инструкция к методике. Мы предлагаем выбрать клиенту те фигуры, которые, по его мнению, ассоциируются у него с текущей ситуацией. Далее мы располагаем их на песочном листе, и проговариваем с клиентом каждую деталь отдельно: как сами фигуры, так и чувства, которые они у него вызывают, а так же значение фигур, их цвет, фактуру, как они расположены на песочном поле. В этой технике карта чтения песочного листа может не применяться, однако, её использование даёт больше информации. Далее мы можем работать с фокусировкой проблемы клиента в двух песочницах, в одной построив реальную ситуацию, в другой идеальную ситуацию и т.д.

Далее мы продиагностировали наших испытуемых повторно и получили следующие результаты, см. рисунок 3.

вина стыд страх презрение отвращение гнев горе удивление радость интерес

0 после □ до

10

12

14

0

2

4

6

8

Рисунок 1. - Результаты средних значений показателей частоты переживаний базовых эмоций, испытуемыми, столкнувшимися с жизненными трудностями в период пандемии по методике «Шкала дифференциальных эмоций», до и после проведения эксперимента, п=15.

Мы видим, что у наших испытуемых эмоция интереса стала проявляться гораздо чаще и приблизилась к значению нормы, а, следовательно, они стали более заинтересованы своей жизнью.

После терапии наши респонденты стали значительно чаще испытывать радость.

Эмоция горя стала переживаться реже. Мы предполагаем, что проживание истинного горя через взаимодействие с песком, а так же фокусировка проблемы или травмирующей ситуации на песочном листе, помогают дифференцировать и контейнировать эмоции. А так же работа с фигурками помогает пережить и отпустить горе, связанное с той или иной ситуацией.

После проведения курса песочной терапии

наши респонденты стали гораздо реже переживать эмоции гнева, страха, стыда вины.

Результаты повторной диагностики респондентов по методике «Шкала личностной и ситуативной тревожности», автор Ч. Спилбергер, в адаптации Ю.Л. Ханина показал, что личностная тревожность наших испытуемых снизилась с высокого до среднего уровня. Это говорит о том, что они перестали испытывать гнетущее чувство тревоги из-за вероятных возможных бед и неприятностей, стали более адекватно оценивать реальные угрозы их безопасности.

Для подтверждения статистических различий нами был применён Т - критерий Вилкоксона. Мы выявили следующие различия, которые отражены в таблице 1.

Таблица 1. - Различия между показателями методик до и после проведения песочной терапии у испытуемых, столкнувшихся с жизненными трудностями в период пандемии с использованием Т - критерия Вилкоксона, п=15.

показатели методик уровень значимости

«Шкала дифференциальных эмоций», автор Ротин Л.Н.

интерес ,060

радость ,001*

удивление ,874

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

горе ,015

гнев ,012

отвращение ,944

презрение ,964

страх ,001*

стыд ,002*

вина ,001*

«Шкала личностной и ситуативной тревожности», автор Ч. Спилбергер, в адаптации Ю.Л. Ханина

ситуативная тревожность ,003*

личностная тревожность ,001*

* -уровень значимости 1%

Проведенный статистический анализ показал, что существуют значимые различия между показателями частоты радости, страха, стыда, вины у респондентов до и после проведения песочной терапии, уровень значимости 0,01. Существуют значимые различия между показателями личностной и ситуативной тревожности до и после до и после проведения песочной терапии уровень значимости 0,01.

В ходе проведения песочной терапии были задействованы техники «Техника построения мира», «Фокусировка проблемы в песке», «Я и мои чувства» и другие.

Заключение. Таким образом, проведенное исследование показало, что у испытуемых, столкнувшихся с жизненными трудностями в период пандемии, частота переживаний базовых

эмоций, таких как страх, стыд и вина наиболее выражена. Данные эмоции явились следствием того, что испытуемые, столкнувшиеся с жизненными трудностями в период пандемии, имели негативные установки, которые заключались в ошибочных суждениях о себе самом и своей ситуации, а также у испытуемых отсутствовала поддержка со стороны родных и близких. Также испытуемые, столкнувшиеся с жизненными трудностями в период пандемии, характеризуются высокой ситуативной и личностной тревожностью.

Проведенные занятия с использованием метода песочной терапии показали свою эффективность в работе с эмоциональной сферой человека, так как данный метод относится к арт-терапевтическим методам, которые наиболее

эффективны в этом направлении. Эмоциональная сфера испытуемых, столкнувшихся с жизненными трудностями в период пандемии, после проведения песочной терапии имела следующие особенности: у респондентов стали преобладать позитивные эмоции (радость), тогда как частота негативных эмоций (страх, стыд, вина) значительно снизилась, снизилась и ситуативная и личностная тревожность.

В результате проведенной работы авторами обобщены следующие рекомендации для практического использования метода песочной терапии:

1. В работе с данной категорией клиентов все силы необходимо направить на проработку

состояний, связанных с переживаниями страха, вины и стыда.

2. В работе с клиентом важно говорить о его чувствах, о его мыслях по поводу происходящего в его жизни. Важно при завершении каждой встречи фиксировать клиента на положительном моменте.

3. Нужно обращать внимание на свои мечты и желания.

4. Показать клиенту необходимость делиться своими опасениями с близкими людьми, которые могут понять и поддержать.

5. Показать важность умения при негативном эмоциональном состоянии не стесняться обращаться за помощью к специалистам.

Литература:

1. Бросова Т.В. Песочная терапия один из методов арт-терапии [Электронный ресурс] // Проблемы Науки. - 2015. - № 3 (33). - С.89-92.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. - СПб.: Издательство «Речь», 2005. - 340 с.: ил.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнева, Т.М. Грабенко. - СПб.: Издательство «Речь», 2003. - 400 с.: ил.

4. Карвасарский Б.Д. Психотерапия: учебник для студентов медицинских ВУЗов / Б.Д. Карвасарский. -СПб.: Питер. - 4-е изд., 2012. - 672 с.

5. Никольская И.М. Арт-терапия - терапия изобразительным искусством / И.М. Никольская // Учебник «Детская психиатрия; под ред. Э.Г. Эйдемиллера. - СПб.: Питер, 2005. - С. 993-996.

6. Попов Т. Терапия песочными фигурами -эффективный и многообещающий метод арт-терапии [Электронный ресурс] / Т. Попов // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - 2013. - № 3. - С. 108-117.

7. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: учеб. пособие / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Горбачевский и др.; под общей ред.

A.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб: Питер, 2000. -560с.: ил. - («Практикум по психологии»).

8. Пшеничная В.В. Возможности использования технологии песочной терапии в работе психологической лаборатории вуза [Электронный ресурс] / В.В. Пшеничная // Образовательные ресурсы и технологии. - 2017. - № 4 (21). - С.15-19.

9. Ротина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности: учебно-методическое пособие / Л.Н. Ротина. - Минск, 1999.

10. Скавитина А. Аналитическая игра в песок (сэндплей) - дверь в королевство детства / А. Скавитина. - М., 2001.

11. Шевелёва Е.В. Песочная терапия в практике психолога ПМПС школы / Е.В. Шевелёва // Психология в школе. - 2009. - № 3. - С. 41-43.

12. Юнг К.Г. Аналитическая психология: теория и практика: Тавистокские лекции / К.Г. Юнг; пер. с нем.

B. Зеленского. - СПб.: Издательский дом «Азбука-классика», 2007. - 240 с.

Referenсes:

1. Brosova T.V. Sand therapy is one of the methods of art therapy [Electronic resource] // Problems of Science. -2015. - № 3 (33). - P.89-92

2. Zinkevich-Evstigneeva T.D., Grabenko T.M. Miracles in the sand Workshop on sand therapy / T.D. Zinkevich-Evstigneeva, T.M. Grabenko. - St. Petersburg: Publishing house "Rech", 2005. - 340 p.: ill.

3. Zinkevich-Evstigneeva T.D., Grabenko T.M. Workshop on Creative Therapy / T.D. Zinkevich-Evstigneva, T.M. Grabenko. - St. Petersburg: Publishing house "Rech", 2003. - 400 p.: ill.

4. Karvasarsky B.D. Psychotherapy: a textbook for students of medical universities / B.D. Karvasarsky. - St. Petersburg: Peter. - 4th ed., 2012. - 672 p.

5. Nikolskaya I.M. Art therapy - fine art therapy / I.M. Nikolskaya // Textbook "Children's Psychiatry; ed. E.G. Eidemiller. - St. Petersburg: Peter, 2005. - S. 993-996.

6. Popov T. Therapy with sand figures is an effective and promising method of art therapy [Electronic resource] / T. Popov // Bulletin of Pedagogy and Psychology of South Siberia. - 2013. - № 3. - P. 108-117.

7. Workshop on General, Experimental and Applied Psychology: Proc. allowance / V.D. Balin, V.K. Gaida, V.K. Goibachevsky and others; under the general editorship. A.A. Krylova, S.A. Manichev. - St. Petersburg: Peter, 2000. - 560s.: ill. - ("Workshop on psychology").

8. Pshenichnaya V.V. Possibilities of using the technology of sand therapy in the work of the psychological laboratory of the university [Electronic resource] / V.V. Wheat // Educational resources and technologies. - 2017. -№ 4 (21). - P.15-19.

9. Rotina L.N. Development of the emotional world of personality: educational and methodological manual / L.N. Rotina. - Minsk, 1999.

10. Skavitina A. Analytical game in the sand (sandplay) - the door to the kingdom of childhood / A. Skavitina. - M., 2001.

11. Sheveleva E.V. Sand therapy in the practice of a PMPS school psychologist / E.V. Sheveleva // Psychology at school. - 2009. - № 3. - S. 41-43. "

12. Jung K.G. Analytical Psychology: Theory and Practice: Tavistock Lectures / K.G. Jung; per. with him. V. Zelensky. - St. Petersburg: Publishing house "Azbuka-classics", 2007. - 240 p.

5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии (19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии)

Сведения об авторах:

Полянская Екатерина Николаевна (г. Москва, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова; доцент кафедры психологии и педагогики Российского университета дружбы народов, е-mail: polyanskayae@mail.ru

Каргина Наталья Вячеславовна (г. Москва, Россия), кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры теории, истории государства и права, общеобразовательных дисциплин ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (Российская правовая академия Министерства юстиции Российской федерации)», е-mail: kanat99@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.