УДК 151.8 ББК 88.492 К 64
Кормушина Наталья Геннадьевна
шискатель
кафедра теоретической и прикладной психологии Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Kormushina Natalia Gennadievna Applicant
Department of Theoretical and Applied Psychology Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk
Интегративные функции песочной арт-терапии в работе со старшими подростками Integrative functions of sand art therapy in working with older adolescents
В статье представлены современные психотехнологии песочной арт-терапии, проанализированы механизмы психокоррекционного взаимодействия, способствующие формированию эмоциональной устойчивости старших подростков; выявлены основные изменения в эмоциональном состоянии и поведении старшего подросткового возраста.
The article presents the modern psycholotechnologies sand art-therapy, psychoanalysis of the mechanisms of interaction that help shape the emotional stability of older adolescents identified major changes in emotional state and behavior of older adolescents.
Ключевые слова: адаптация, арт-терапия, песочная арт-терапия, взаимодействие, психокоррекционное взаимодействие, формирование, эмоциональная устойчивость, старшие подростки, эмоциональное состояние, поведение.
Key words: adaptation, art-therapy, sand art-therapy, communication, psychointeraction, formation, emotional stability, older adolescents, emotional state, behavior.
Как следствие адаптации к окружающему миру у старших подростков могут возникать ощущения собственной несостоятельности и неполноценности, эмоциональной неустойчивости. Эти психические состояния объясняют обостренную утрату старшим подростком внутренней уверенности в своих силах и ограничивают возможности самореализации.
Для старших подростков такая ситуация является психотравмирующей и приводит к нарушениям поведения, повышенной тревожности, страхам, снижению позитивной активности, эмоциональной неустойчивости. В связи с этим возникает необходимость проведения коррекционно-развивающей работы по формированию эмоциональной устойчивости в подростковый период.
В работе с подростками используются различные техники и приемы, непосредственно направленные на коррекцию эмоциональной устойчивости. Песочная арт-терапия среди них является методом «социального врачевания» и коррекции различных эмоциональных состояний образами художественного творчества.
Эти образы в процессе песочной арт-терапии могут корректировать неадаптивные установки и иррациональные представления. Игровой характер самого процесса манипулирования с естественными природными материалами делают песочную арт-терапию способом символической коммуникации, что далеко не всегда достигается другими изобразительными материалами. В соответствии с подходом М. Кляйн, символизм и талант взаимосвязаны, «символы не только являются основой фантазирования и сублимации, но благодаря им также развивается способность субъекта к взаимодействию с внешним миром» [3; 21]. Песочные картины при всем многообразии построений - это «зашифрованный маршрут к волшебным тайнам душевных глубин» [4; 5]. Тот, кто знает сокральный язык символов, способен пройти по этому маршруту и узнать о человеке многое.
Песочная арт-терапия как язык символов способствует формированию здоровой и творческой личности, благодаря следующим функциям: адаптационной, коррекционной, мобилизующей, регулятивной, реабилитационной и профилактической.
В процессе коррекционного воздействия метода арт-терапии действуют пять основных психологических механизмов:
- символического реконструирования;
- отстранения;
- эмоциональной децентрации;
- катарсиса;
- присвоения социально-нормативных личностных смыслов.
Названные механизмы обеспечивают последовательность стадий реализации психокоррекционного процесса, каждый из которых решает свою специ-
фическую задачу и осуществляются благодаря искусству в особой символической форме.
Позитивное воздействие песочной арт-терапии основано на том, что подросток осваивает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением способностей и мотивации строить свой мир собственными руками.
Опыт позволяет старшему подростку реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее решение. Именно в процессе построения песочной картины драматизация освобождает заблокированную энергию, и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в психике старшего подростка [3; 49]. Упорядочение внутреннего душевного хаоса старшего подростка, в классификации Л.Д. Лебедевой проходит следующие этапы:
1) проработки психотравмирующих ситуаций на символическом уровне;
2) экстериоризации негативного эмоционального опыта в процессе творческого самовыражения на песочном листе;
3) соприкосновения с глубинными уровнями психики и укрепления сознательного Я;
4) расширения внутреннего опыта;
5) формирования отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе;
6) укрепления доверия к миру;
7) развития новых, более продуктивных отношений.
В ходе нашего исследования на базе МОУ «Лицей №4» Северного образовательного округа г. Оренбурга среди эмоционально неустойчивых учащихся 910 классов, в количестве 80 человек, были проведены песочные циклы с целью профилактики и преодоления тревожности и страхов, формирования эмоциональной устойчивости у старших подростков. В течение 10 занятий учащиеся создавали песочные композиции на значимые темы: «Мой кошмарный сон», «Страна беспокойства», «Королевство моих тревог», «То, чего я боюсь» и др.
На песочном листе, эмоционально неустойчивый подросток создает для себя «островок безопасности», где принимает свои негативные чувства, превращает эмоции в образ. Целенаправленная работа со старшими подростками предполагает развитие рефлексии, т.е. самопознания внутренних психических актов и состояний, положительной самооценки, а также формирование эмоциональной устойчивости.
Общение с песком дает возможность старшему подростку испытать гамму чувств: от одиночества, страхов до восторга от осознания собственной великой созидательной силы. Знание источников и особенностей своих переживаний и страхов позволяет чувствовать себя уверенней. Следует отметить, что в процессе песочной терапии старший подросток строит новые взаимоотношения с самим собой. Связь с бессознательными побуждениями, выражение их в символической форме на песочном листе, в значительной мере облегчает функционирование психики старшего подростка.
Помимо коррекции различных страхов, песочная арт-терапия позволяет решать разнообразные психолого-педагогические проблемы:
• снижение уровня внутренней тревожности;
• осознание своих страхов;
• умение адекватно выражать различные состояния, чувства, эмоции;
• закрепление новых форм позитивного поведения и взаимодействия;
• активизация потенциальных ресурсов личности;
• изменение частоты проявления психосоматических реакций;
• формирование эмоциональной устойчивости.
По мнению К.Г. Юнга, образы исцеляют, способствуя включению неосознаваемых психических содержаний в сознание и, тем самым, обеспечивают взаимодействие «Я» с источником психической жизни. К.Г. Юнг считал что, объединяясь с Самостью - «Центральным архетипом единства целостности, которому подчинено сознательное «Я», личность становится посредником между внутренним и внешним миром. Благодаря этому устанавливается более тесный контакт с бессознательным. Создание конкретных форм помогает осмыслить
его содержание» [4; 49]. С точки зрения юнгианского подхода песочная арт-терапия создает возможность для проявления архетипа ребенка.
В качестве психологической технологии песочная арт-терапия представляет старшему подростку новые возможности для эмоционального отреагирова-ния аффекта социально приемлемым способом. Кроме того, «преодоление формой содержания» не только обеспечивает катарсис как высший вид эмоционального отреагирования, но и опредмечивает аффект, раскрывая принципиально новые возможности осознания старшим подростком своих чувств, переживаний [5; 222]. Вместе с тем, песочная арт-терапия позволяет старшим подросткам подняться на более высокую ступень своего развития, выступает как средство построения и усиления личностной идентичности.
Практика психологического консультирования показывает, что эмоционально неустойчивые подростки труднее включаются в процесс построения песочной картины.
Иногда проходит несколько песочных сессий, прежде чем эмоционально неустойчивый подросток преодолеет свою робость и стереотипы привычного для него поведения.
Стереотипы поведения старшего подростка заставляют воспринимать песочную арт-терапию как «детскую игру», недостойную взрослого человека. В другом случае, напротив, как «художественную деятельность» с необходимым для нее созданием «правильных» или «красивых» песочных картин. Следует отметить, что и та, и другая тенденция проявляется у старших подростков в начале занятий.
В своей коррекционной работе по формированию эмоциональной устойчивости старших подростков, мы предпочли групповую форму песочной арт-терапии, как наиболее «экономичную» по времени.
Мы принимали во внимание тот факт, что подростки более спонтанны и менее способны к рефлексии своих чувств и поступков. Их переживания «звучат» в песочных картинах более непосредственно, а запечатленные в изобрази-
тельной продукции образы, легко доступны для восприятия и психологического анализа.
При таком понимании образ может выступать для старшего подростка своеобразным «контейнером», внутри которого сложные переживания могут сохраняться до тех пор, пока он не сможет их осознать или «принять» [2; 80].
Повторное переживание страха при отображении на песочном листе в виде образа приводит к ослаблению его травмирующего звучания. Это неслучайно, поскольку при создании песочной картины интерес постепенно гасит эмоцию страха старшего подростка.
Данные нашего исследования свидетельствуют о том, что в процессе песочной арт-терапии на одном из её этапов в эмоциональном состоянии и поведении старшего подростка наблюдаются ниже перечисленные изменения:
1) исчезает импульсивное, хаотичное поведение, связанное с «выплескиванием» чувств у 60% испытуемых ;
2) происходит переход к творческой деятельности, связанной с созданием визуальных образов у 35% подростков;
3) развивается способность видеть заключенный в создаваемой песочной картине экзистенциальный смысл у 47% опрошенных;
4) получает удовлетворение от творческой деятельности и создаваемых им образов 80% испытуемых;
5) повышается самооценка старшего подростка, происходит развитие механизма психологической защиты у 50%;
6) появляется новое восприятие подростком самого себя и собственных возможностей у 57% респондентов;
7) демонстрируется новый опыт взаимодействия у 43% подростков.
Для оценки достоверности изменений в процессе коррекционноразвивающей программы «Песчаный оазис» применялся Т-критерий Вилкоксо-на, который подсчитывался отдельно по контрольной и экспериментальной группам. Данный критерий позволил установить не только направленность изменений, но и их выраженность.
В экспериментальной группе наблюдается положительная динамика в снижении уровня личностной тревожности у старших подростков (Тэмп =238); уровне школьной тревожности по шкалам: «общий результат» (Тэмп=113), «общая тревожность в школе» (Тэмп=343), «страх ситуации проверки знаний» (Тэмп=557), «низкая физиологическая сопротивляемость стрессу» (Тэмп=301); выраженности актуальных экзистенциальных страхов: страх пауков и змей (Тэмп=192), страх темноты (Тэмп=201), страх болезни близких людей (Тэмп=191), страх изменений в личной жизни (Тэмп=187), страх ответственности (Тэмп=173), страх старости (Тэмп=241), страх перед будущим (Тэмп=240), страх смерти (Тэмп=198), страх глубины (Тэмп=256), страх перед негативными последствиями болезни близких людей (Тэмп=243), страх заболеть (Тэмп=202), страх связанный с половой функцией (Тэмп=262)страх агрессии по отношению к близким (Тэмп=238), страх замкнутых пространств (Тэмп=271); представлений о воображаемом образе смерти: вид изображения (Тэмп=198), цветовая палитра (Тэмп=201-258), фон рисунка (Тэмп=185), наличие у образа рук (Тэмп=191), основные намерения образа смерти (Тэмп=256), общий размер рисунка (Тэмп=245), количество дополнительных фигур (Тэмп=195), модификация образа смерти (Тэмп=198), движение образа смерти (Тэмп=203), наличие штриховки по шкале интенсивности (Тэмп=199); умения противостоять своим страхам (Тэмп = 197,5).
Не выявлены статистически значимые положительные изменения в уровнях школьной тревожности по шкалам: «фрустрация потребности в достижении успеха» (Тэмп=358), «страх самовыражения» (Тэмп=346), «страх не соответствовать ожиданиям окружающих» (Тэмп=312), «проблемы и страхи в отношениях с учителями» (Тэмп=546), «переживание социального стресса» (Тэмп=342); выраженности актуальных экзистенциальных страхов, а именно «страх сумасшествия» (Тэмп=291), «страх преступности» (Тэмп=346), «страх начальства» (Тэмп=532), «страх за сердце» (Тэмп=657), «страх бедности» (Тэмп=669), «страх войны» (Тэмп=493), «страх физической боли» (Тэмп=291),
«страх высоты» (Тэмп593), «страх перед публичными выступлениями» (Тэмп=203, «страх самоубийства» (Тэмп=723).
В контрольной группе интенсивность положительных сдвигов не превышает интенсивность отрицательных сдвигов.
Анализ полученных данных показывает, что иерархическая структура степени выраженности тех или иных экзистенциальных страхов слабо отличается в экспериментальной (суммарный средний индекс страха составил в - 3,18 баллов,) и контрольной (3,37.) группах.
Наиболее значительные отличия были обнаружены по страхам перед будущим, старостью, негативными последствиями болезни близких, боязнь замкнутых пространств, пауков и змей, войны, перед публичными выступлениями. Страх смерти занимает в ЭК пятое место, а в КГ - шестое. На первое место испытуемые поставили страх болезни близких людей. На второе - страх бедности, на третьем месте страх пауков и змей. На четвертом - страх перед будущим, затем идут страх ответственности, преступности, старости, сумасшествия, страх начальства и темноты. На 20-м месте страх перед негативными последствиями болезней близких. На 21-м месте страх самоубийства.
Сравнение результатов формирующего эксперимента с применением 1;-критерия Стьюдента позволило выявить статистически значимые различия в уровнях личностной тревожности, школьной тревожности, выраженности актуальных экзистенциальных страхов, представлений о воображаемом образе смерти, умения противостоять своим страхам.
Таким образом, песочная арт-терапия как инструмент психологической помощи старшим подросткам обеспечивает снижение уровня тревожности, позволяет осознать свои страхи, активизирует потенциальные ресурсы личности, закрепляет новые формы позитивного поведения и взаимодействия, повышает самооценку, способствует формированию эмоциональной устойчивости.
Выполнено при поддержке АВЦП « Развитие научного потенциала высшей школы РФ (2009-2010)», проект3.1.1./6700 « Формирование инновационной культуры студентов педагогического вуза»
Библиографический список
1. Долгова, В.И. Воспитание профессионала в педагогическом вузе [Текст] / В.И. Долгова, А.Н. Богачев, В.В. Латюшин. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцева, 2002. - Ч.1 - 300 с.
2. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми [Текст] / М.В. Киселева. -СПб.: Речь, 2007. - 160 с.
3. Киселева, М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе [Текст] / М.В. Киселева. - СПб.: Речь, 2007. - 336 с.
4. Копытин, А.И. Техники аналитической арт-терапии: исцеляющие путешествия [Текст] / А.И. копытин, Б. Корт. - СПб.: Речь, 2007. - С.86-94.
5. Лебедева, Л. Д. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии [Текст] /Л. Д. Лебедева, Ю.В. Никонорова, Н.А. Тараканова. - СПб.: Речь,
2006. - 336 с.
6. Лебедева, Е.С. Применение песочной терапии в психологическом консультировании // Материалы Международной научно-практической конференции. Психологическое консультирование и психотерапия: на стыке наук, времен, культур [Текст] / Е.С. Лебедева, Е.Г. Лопес. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2007. - С. 363.
7. Практикум по арт-терапии [Текст] / под. ред. А.И. Копытина. СПб., Речь, 2000. -
92 с.
8. Сакович, Н.А. История и современные тенденции песочной терапии [Текст] / Н.А. Сакович // Вестник практической психологии образования. - №32(11): Научно-методический журнал. - 2007. - С.94.
9. Сакович, Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту [Текст] / Н.А. Сакович. -СПб.: Речь, 2006. - 176 с.
Bibliography
1. Dolgova, V.I. Educating professionals in the pedagogical university [Text] / V.I. Dolgova, A.N. Bogachev, V.V. Latyushin. - St. Petersburg: Herzen University them. AI Herzen, 2002. - Part 1 - 300 p.
2. Kiselev, M.V. Art Therapy in working with children: a guide to child psychologists, teachers, doctors and professionals working with children [Text] / M.V. Kiseleva. - SPb.: Speech,
2007. - 160 p.
3. Kiselyov, M.V. Art Therapy in practical psychology and social work [Text] / M.V. Kiseleva. - Speech, 2007. - 336 p.
4. Kopytin, A.I. Analytical techniques of art therapy: healing journey [text] / Kopytin A.I., Kort A.B. - SPB.: Speech, 2007. - S. 86-94.
5. Lebedeva L.D. Encyclopedia of signs and interpretations in a projective drawing and art therapy [Text] / Lebedeva L.D., Nikonorova Y.V., Tarakanov N.A. - SPb.: Speech, 2006. - 336 p.
6. Lebedeva, ES Use sand therapy in psychological counseling. Proceedings of the International scientific-practical conference. Psychological counseling and psychotherapy: at the crossroads of science, time, cultures [Text] / E.S. Lebedeva, E.G. Lopez. - Astrakhan: Publishing House "Astrakhan University, 2007.- S.363.
7. Workshop on art therapy [Text] / ed. A.I. Kopytina. - SPb.: Speech, 2000.- 92 p.
8. Sakovich, N.A. History and current trends in sand therapy [Text] / N. Sakovich // Herald practical psychology of education .- № 32 (11): Scientific-methodical journal. -2007. - P.94.
9. Sakovich, N.A. Technology play in the sand. Games on the bridge [Text] / N. Sakovich. -SPb.: Speech, 2006 .- 176 p.