Научная статья на тему 'Интегративные функции песочной арт-терапии в работе со старшими подростками'

Интегративные функции песочной арт-терапии в работе со старшими подростками Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1411
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / АРТ-ТЕРАПИЯ / ПЕСОЧНАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / СТАРШИЕ ПОДРОСТКИ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ПОВЕДЕНИЕ / ADAPTATION / ART-THERAPY / SAND ART-THERAPY / COMMUNICATION / PSYCHOINTERACTION / FORMATION / EMOTIONAL STABILITY / OLDER ADOLESCENTS / EMOTIONAL STATE / BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кормушина Наталья Геннадьевна

В статье представлены современные психотехнологии песочной арттерапии, проанализированы механизмы психокоррекционного взаимодействия, способствующие формированию эмоциональной устойчивости старших подростков; выявлены основные изменения в эмоциональном состоянии и поведении старшего подросткового возраста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integrative functions of sand art therapy in working with older adolescents

The article presents the modern psycholotechnologies sand art-therapy, psychoanalysis of the mechanisms of interaction that help shape the emotional stability of older adolescents identified major changes in emotional state and behavior of older adolescents.

Текст научной работы на тему «Интегративные функции песочной арт-терапии в работе со старшими подростками»

УДК 151.8 ББК 88.492 К 64

Кормушина Наталья Геннадьевна

шискатель

кафедра теоретической и прикладной психологии Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Kormushina Natalia Gennadievna Applicant

Department of Theoretical and Applied Psychology Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Интегративные функции песочной арт-терапии в работе со старшими подростками Integrative functions of sand art therapy in working with older adolescents

В статье представлены современные психотехнологии песочной арт-терапии, проанализированы механизмы психокоррекционного взаимодействия, способствующие формированию эмоциональной устойчивости старших подростков; выявлены основные изменения в эмоциональном состоянии и поведении старшего подросткового возраста.

The article presents the modern psycholotechnologies sand art-therapy, psychoanalysis of the mechanisms of interaction that help shape the emotional stability of older adolescents identified major changes in emotional state and behavior of older adolescents.

Ключевые слова: адаптация, арт-терапия, песочная арт-терапия, взаимодействие, психокоррекционное взаимодействие, формирование, эмоциональная устойчивость, старшие подростки, эмоциональное состояние, поведение.

Key words: adaptation, art-therapy, sand art-therapy, communication, psychointeraction, formation, emotional stability, older adolescents, emotional state, behavior.

Как следствие адаптации к окружающему миру у старших подростков могут возникать ощущения собственной несостоятельности и неполноценности, эмоциональной неустойчивости. Эти психические состояния объясняют обостренную утрату старшим подростком внутренней уверенности в своих силах и ограничивают возможности самореализации.

Для старших подростков такая ситуация является психотравмирующей и приводит к нарушениям поведения, повышенной тревожности, страхам, снижению позитивной активности, эмоциональной неустойчивости. В связи с этим возникает необходимость проведения коррекционно-развивающей работы по формированию эмоциональной устойчивости в подростковый период.

В работе с подростками используются различные техники и приемы, непосредственно направленные на коррекцию эмоциональной устойчивости. Песочная арт-терапия среди них является методом «социального врачевания» и коррекции различных эмоциональных состояний образами художественного творчества.

Эти образы в процессе песочной арт-терапии могут корректировать неадаптивные установки и иррациональные представления. Игровой характер самого процесса манипулирования с естественными природными материалами делают песочную арт-терапию способом символической коммуникации, что далеко не всегда достигается другими изобразительными материалами. В соответствии с подходом М. Кляйн, символизм и талант взаимосвязаны, «символы не только являются основой фантазирования и сублимации, но благодаря им также развивается способность субъекта к взаимодействию с внешним миром» [3; 21]. Песочные картины при всем многообразии построений - это «зашифрованный маршрут к волшебным тайнам душевных глубин» [4; 5]. Тот, кто знает сокральный язык символов, способен пройти по этому маршруту и узнать о человеке многое.

Песочная арт-терапия как язык символов способствует формированию здоровой и творческой личности, благодаря следующим функциям: адаптационной, коррекционной, мобилизующей, регулятивной, реабилитационной и профилактической.

В процессе коррекционного воздействия метода арт-терапии действуют пять основных психологических механизмов:

- символического реконструирования;

- отстранения;

- эмоциональной децентрации;

- катарсиса;

- присвоения социально-нормативных личностных смыслов.

Названные механизмы обеспечивают последовательность стадий реализации психокоррекционного процесса, каждый из которых решает свою специ-

фическую задачу и осуществляются благодаря искусству в особой символической форме.

Позитивное воздействие песочной арт-терапии основано на том, что подросток осваивает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением способностей и мотивации строить свой мир собственными руками.

Опыт позволяет старшему подростку реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее решение. Именно в процессе построения песочной картины драматизация освобождает заблокированную энергию, и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в психике старшего подростка [3; 49]. Упорядочение внутреннего душевного хаоса старшего подростка, в классификации Л.Д. Лебедевой проходит следующие этапы:

1) проработки психотравмирующих ситуаций на символическом уровне;

2) экстериоризации негативного эмоционального опыта в процессе творческого самовыражения на песочном листе;

3) соприкосновения с глубинными уровнями психики и укрепления сознательного Я;

4) расширения внутреннего опыта;

5) формирования отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе;

6) укрепления доверия к миру;

7) развития новых, более продуктивных отношений.

В ходе нашего исследования на базе МОУ «Лицей №4» Северного образовательного округа г. Оренбурга среди эмоционально неустойчивых учащихся 910 классов, в количестве 80 человек, были проведены песочные циклы с целью профилактики и преодоления тревожности и страхов, формирования эмоциональной устойчивости у старших подростков. В течение 10 занятий учащиеся создавали песочные композиции на значимые темы: «Мой кошмарный сон», «Страна беспокойства», «Королевство моих тревог», «То, чего я боюсь» и др.

На песочном листе, эмоционально неустойчивый подросток создает для себя «островок безопасности», где принимает свои негативные чувства, превращает эмоции в образ. Целенаправленная работа со старшими подростками предполагает развитие рефлексии, т.е. самопознания внутренних психических актов и состояний, положительной самооценки, а также формирование эмоциональной устойчивости.

Общение с песком дает возможность старшему подростку испытать гамму чувств: от одиночества, страхов до восторга от осознания собственной великой созидательной силы. Знание источников и особенностей своих переживаний и страхов позволяет чувствовать себя уверенней. Следует отметить, что в процессе песочной терапии старший подросток строит новые взаимоотношения с самим собой. Связь с бессознательными побуждениями, выражение их в символической форме на песочном листе, в значительной мере облегчает функционирование психики старшего подростка.

Помимо коррекции различных страхов, песочная арт-терапия позволяет решать разнообразные психолого-педагогические проблемы:

• снижение уровня внутренней тревожности;

• осознание своих страхов;

• умение адекватно выражать различные состояния, чувства, эмоции;

• закрепление новых форм позитивного поведения и взаимодействия;

• активизация потенциальных ресурсов личности;

• изменение частоты проявления психосоматических реакций;

• формирование эмоциональной устойчивости.

По мнению К.Г. Юнга, образы исцеляют, способствуя включению неосознаваемых психических содержаний в сознание и, тем самым, обеспечивают взаимодействие «Я» с источником психической жизни. К.Г. Юнг считал что, объединяясь с Самостью - «Центральным архетипом единства целостности, которому подчинено сознательное «Я», личность становится посредником между внутренним и внешним миром. Благодаря этому устанавливается более тесный контакт с бессознательным. Создание конкретных форм помогает осмыслить

его содержание» [4; 49]. С точки зрения юнгианского подхода песочная арт-терапия создает возможность для проявления архетипа ребенка.

В качестве психологической технологии песочная арт-терапия представляет старшему подростку новые возможности для эмоционального отреагирова-ния аффекта социально приемлемым способом. Кроме того, «преодоление формой содержания» не только обеспечивает катарсис как высший вид эмоционального отреагирования, но и опредмечивает аффект, раскрывая принципиально новые возможности осознания старшим подростком своих чувств, переживаний [5; 222]. Вместе с тем, песочная арт-терапия позволяет старшим подросткам подняться на более высокую ступень своего развития, выступает как средство построения и усиления личностной идентичности.

Практика психологического консультирования показывает, что эмоционально неустойчивые подростки труднее включаются в процесс построения песочной картины.

Иногда проходит несколько песочных сессий, прежде чем эмоционально неустойчивый подросток преодолеет свою робость и стереотипы привычного для него поведения.

Стереотипы поведения старшего подростка заставляют воспринимать песочную арт-терапию как «детскую игру», недостойную взрослого человека. В другом случае, напротив, как «художественную деятельность» с необходимым для нее созданием «правильных» или «красивых» песочных картин. Следует отметить, что и та, и другая тенденция проявляется у старших подростков в начале занятий.

В своей коррекционной работе по формированию эмоциональной устойчивости старших подростков, мы предпочли групповую форму песочной арт-терапии, как наиболее «экономичную» по времени.

Мы принимали во внимание тот факт, что подростки более спонтанны и менее способны к рефлексии своих чувств и поступков. Их переживания «звучат» в песочных картинах более непосредственно, а запечатленные в изобрази-

тельной продукции образы, легко доступны для восприятия и психологического анализа.

При таком понимании образ может выступать для старшего подростка своеобразным «контейнером», внутри которого сложные переживания могут сохраняться до тех пор, пока он не сможет их осознать или «принять» [2; 80].

Повторное переживание страха при отображении на песочном листе в виде образа приводит к ослаблению его травмирующего звучания. Это неслучайно, поскольку при создании песочной картины интерес постепенно гасит эмоцию страха старшего подростка.

Данные нашего исследования свидетельствуют о том, что в процессе песочной арт-терапии на одном из её этапов в эмоциональном состоянии и поведении старшего подростка наблюдаются ниже перечисленные изменения:

1) исчезает импульсивное, хаотичное поведение, связанное с «выплескиванием» чувств у 60% испытуемых ;

2) происходит переход к творческой деятельности, связанной с созданием визуальных образов у 35% подростков;

3) развивается способность видеть заключенный в создаваемой песочной картине экзистенциальный смысл у 47% опрошенных;

4) получает удовлетворение от творческой деятельности и создаваемых им образов 80% испытуемых;

5) повышается самооценка старшего подростка, происходит развитие механизма психологической защиты у 50%;

6) появляется новое восприятие подростком самого себя и собственных возможностей у 57% респондентов;

7) демонстрируется новый опыт взаимодействия у 43% подростков.

Для оценки достоверности изменений в процессе коррекционноразвивающей программы «Песчаный оазис» применялся Т-критерий Вилкоксо-на, который подсчитывался отдельно по контрольной и экспериментальной группам. Данный критерий позволил установить не только направленность изменений, но и их выраженность.

В экспериментальной группе наблюдается положительная динамика в снижении уровня личностной тревожности у старших подростков (Тэмп =238); уровне школьной тревожности по шкалам: «общий результат» (Тэмп=113), «общая тревожность в школе» (Тэмп=343), «страх ситуации проверки знаний» (Тэмп=557), «низкая физиологическая сопротивляемость стрессу» (Тэмп=301); выраженности актуальных экзистенциальных страхов: страх пауков и змей (Тэмп=192), страх темноты (Тэмп=201), страх болезни близких людей (Тэмп=191), страх изменений в личной жизни (Тэмп=187), страх ответственности (Тэмп=173), страх старости (Тэмп=241), страх перед будущим (Тэмп=240), страх смерти (Тэмп=198), страх глубины (Тэмп=256), страх перед негативными последствиями болезни близких людей (Тэмп=243), страх заболеть (Тэмп=202), страх связанный с половой функцией (Тэмп=262)страх агрессии по отношению к близким (Тэмп=238), страх замкнутых пространств (Тэмп=271); представлений о воображаемом образе смерти: вид изображения (Тэмп=198), цветовая палитра (Тэмп=201-258), фон рисунка (Тэмп=185), наличие у образа рук (Тэмп=191), основные намерения образа смерти (Тэмп=256), общий размер рисунка (Тэмп=245), количество дополнительных фигур (Тэмп=195), модификация образа смерти (Тэмп=198), движение образа смерти (Тэмп=203), наличие штриховки по шкале интенсивности (Тэмп=199); умения противостоять своим страхам (Тэмп = 197,5).

Не выявлены статистически значимые положительные изменения в уровнях школьной тревожности по шкалам: «фрустрация потребности в достижении успеха» (Тэмп=358), «страх самовыражения» (Тэмп=346), «страх не соответствовать ожиданиям окружающих» (Тэмп=312), «проблемы и страхи в отношениях с учителями» (Тэмп=546), «переживание социального стресса» (Тэмп=342); выраженности актуальных экзистенциальных страхов, а именно «страх сумасшествия» (Тэмп=291), «страх преступности» (Тэмп=346), «страх начальства» (Тэмп=532), «страх за сердце» (Тэмп=657), «страх бедности» (Тэмп=669), «страх войны» (Тэмп=493), «страх физической боли» (Тэмп=291),

«страх высоты» (Тэмп593), «страх перед публичными выступлениями» (Тэмп=203, «страх самоубийства» (Тэмп=723).

В контрольной группе интенсивность положительных сдвигов не превышает интенсивность отрицательных сдвигов.

Анализ полученных данных показывает, что иерархическая структура степени выраженности тех или иных экзистенциальных страхов слабо отличается в экспериментальной (суммарный средний индекс страха составил в - 3,18 баллов,) и контрольной (3,37.) группах.

Наиболее значительные отличия были обнаружены по страхам перед будущим, старостью, негативными последствиями болезни близких, боязнь замкнутых пространств, пауков и змей, войны, перед публичными выступлениями. Страх смерти занимает в ЭК пятое место, а в КГ - шестое. На первое место испытуемые поставили страх болезни близких людей. На второе - страх бедности, на третьем месте страх пауков и змей. На четвертом - страх перед будущим, затем идут страх ответственности, преступности, старости, сумасшествия, страх начальства и темноты. На 20-м месте страх перед негативными последствиями болезней близких. На 21-м месте страх самоубийства.

Сравнение результатов формирующего эксперимента с применением 1;-критерия Стьюдента позволило выявить статистически значимые различия в уровнях личностной тревожности, школьной тревожности, выраженности актуальных экзистенциальных страхов, представлений о воображаемом образе смерти, умения противостоять своим страхам.

Таким образом, песочная арт-терапия как инструмент психологической помощи старшим подросткам обеспечивает снижение уровня тревожности, позволяет осознать свои страхи, активизирует потенциальные ресурсы личности, закрепляет новые формы позитивного поведения и взаимодействия, повышает самооценку, способствует формированию эмоциональной устойчивости.

Выполнено при поддержке АВЦП « Развитие научного потенциала высшей школы РФ (2009-2010)», проект3.1.1./6700 « Формирование инновационной культуры студентов педагогического вуза»

Библиографический список

1. Долгова, В.И. Воспитание профессионала в педагогическом вузе [Текст] / В.И. Долгова, А.Н. Богачев, В.В. Латюшин. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцева, 2002. - Ч.1 - 300 с.

2. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми [Текст] / М.В. Киселева. -СПб.: Речь, 2007. - 160 с.

3. Киселева, М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе [Текст] / М.В. Киселева. - СПб.: Речь, 2007. - 336 с.

4. Копытин, А.И. Техники аналитической арт-терапии: исцеляющие путешествия [Текст] / А.И. копытин, Б. Корт. - СПб.: Речь, 2007. - С.86-94.

5. Лебедева, Л. Д. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии [Текст] /Л. Д. Лебедева, Ю.В. Никонорова, Н.А. Тараканова. - СПб.: Речь,

2006. - 336 с.

6. Лебедева, Е.С. Применение песочной терапии в психологическом консультировании // Материалы Международной научно-практической конференции. Психологическое консультирование и психотерапия: на стыке наук, времен, культур [Текст] / Е.С. Лебедева, Е.Г. Лопес. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2007. - С. 363.

7. Практикум по арт-терапии [Текст] / под. ред. А.И. Копытина. СПб., Речь, 2000. -

92 с.

8. Сакович, Н.А. История и современные тенденции песочной терапии [Текст] / Н.А. Сакович // Вестник практической психологии образования. - №32(11): Научно-методический журнал. - 2007. - С.94.

9. Сакович, Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту [Текст] / Н.А. Сакович. -СПб.: Речь, 2006. - 176 с.

Bibliography

1. Dolgova, V.I. Educating professionals in the pedagogical university [Text] / V.I. Dolgova, A.N. Bogachev, V.V. Latyushin. - St. Petersburg: Herzen University them. AI Herzen, 2002. - Part 1 - 300 p.

2. Kiselev, M.V. Art Therapy in working with children: a guide to child psychologists, teachers, doctors and professionals working with children [Text] / M.V. Kiseleva. - SPb.: Speech,

2007. - 160 p.

3. Kiselyov, M.V. Art Therapy in practical psychology and social work [Text] / M.V. Kiseleva. - Speech, 2007. - 336 p.

4. Kopytin, A.I. Analytical techniques of art therapy: healing journey [text] / Kopytin A.I., Kort A.B. - SPB.: Speech, 2007. - S. 86-94.

5. Lebedeva L.D. Encyclopedia of signs and interpretations in a projective drawing and art therapy [Text] / Lebedeva L.D., Nikonorova Y.V., Tarakanov N.A. - SPb.: Speech, 2006. - 336 p.

6. Lebedeva, ES Use sand therapy in psychological counseling. Proceedings of the International scientific-practical conference. Psychological counseling and psychotherapy: at the crossroads of science, time, cultures [Text] / E.S. Lebedeva, E.G. Lopez. - Astrakhan: Publishing House "Astrakhan University, 2007.- S.363.

7. Workshop on art therapy [Text] / ed. A.I. Kopytina. - SPb.: Speech, 2000.- 92 p.

8. Sakovich, N.A. History and current trends in sand therapy [Text] / N. Sakovich // Herald practical psychology of education .- № 32 (11): Scientific-methodical journal. -2007. - P.94.

9. Sakovich, N.A. Technology play in the sand. Games on the bridge [Text] / N. Sakovich. -SPb.: Speech, 2006 .- 176 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.