Научная статья на тему 'Метод оценки компетенций выпускников вуза и специалистов предприятий'

Метод оценки компетенций выпускников вуза и специалистов предприятий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1271
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОНЦЕПЦИЯ НОВОЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОЦЕНКА КОМПЕТЕНТНОСТИ / ШКАЛА КОМПЕТЕНЦИЙ / ГРАДАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТИ / THE CONCEPT OF THE NEW ИНДУСТРИАЛИЗА-TION / ENGINEERING COMPETENCE / PROFESSIONAL / SOCIAL AND PERSONAL COMPETITION / COMPETENCE ASSESSMENT / THE SCALE OF THE COMPETENCES / THE GRADATION OF COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидорин Андрей Викторович

Представлен метод оценки совокупности инженерных компетенций выпускников вуза и специалистов предприятий для реализации концепции Новой Индустриализации. Метод основан на измерении двух составляющих: потенциальных возможностей специалистов и результатов их реализации. Разработана совокупность профессиональных, социальных и личностных компетенций для оценки, метод оценки компетентности, шкала градаций результатов оценки и варианты принимаемых решений на основании полученных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Method of evaluation of the competencies of University graduates and specialists of the enterprises

The Abstract. Current paper reflects the method of assessment of the combination of engineering competences of graduates and company employees which helps to realize the concept of New Industrialization. The method is based on measurement of two components: the potential of specialists and the results of application of mentioned potential. The following tools were developed: set of professional, social and personal competences for further evaluation; competences’ evaluation method; gradation scale of the results of the assessment; options of the decisions made on the basis of the received results.

Текст научной работы на тему «Метод оценки компетенций выпускников вуза и специалистов предприятий»

Сидорин Андрей Викторович

Sidorin Andrey Victorovich Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики, МГТУ МИРЭА Moscow State Technical University of Radioengineering, Electronics and Automation,

MSTU MIREA Доцент Assistant professor E-Mail: a_sidorin@mirea.ru

Метод оценки компетенций выпускников вуза и специалистов предприятий

Method of evaluation of the competencies of University graduates and specialists of

the enterprises

Аннотация: Представлен метод оценки совокупности инженерных компетенций выпускников вуза и специалистов предприятий для реализации концепции Новой Индустриализации. Метод основан на измерении двух составляющих: потенциальных возможностей специалистов и результатов их реализации. Разработана совокупность профессиональных, социальных и личностных компетенций для оценки, метод оценки компетентности, шкала градаций результатов оценки и варианты принимаемых решений на основании полученных результатов.

The Abstract. Current paper reflects the method of assessment of the combination of engineering competences of graduates and company employees which helps to realize the concept of New Industrialization. The method is based on measurement of two components: the potential of specialists and the results of application of mentioned potential. The following tools were developed: set of professional, social and personal competences for further evaluation; competences’ evaluation method; gradation scale of the results of the assessment; options of the decisions made on the basis of the received results.

Ключевые слова. Инженерные компетенции, концепция Новой Индустриализации, профессиональные, социальные и личностные компетенции, оценка компетентности, шкала компетенций, градации компетентности

Keywords: Engineering competence, the concept of the New Индустриализа-tion, professional, social and personal competition, competence assessment, the scale of the competences, the gradation of competence

Введение

Объективный анализ компетенций выпускников вуза и специалистов предприятий необходим на различных этапах их профессионального цикла - в процессе об**учения, при аттестации по окончании вуза, при приеме на работу, при определении необходимости повышения квалификации, и актуализации компетенций [1-4]. Оценка сформированных в процессе обучения компетенций выпускников вузов и специалистов предприятий приобретает особую актуальность в условиях реализации концепции Новой Индустриализации. Переход на «несырьевую» экономику требует нового качества инженеров для предприятий и организаций

Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800) Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru

высокотехнологичных отраслей промышленности. Вместе с разработкой и установлением требований к совокупности инженерных компетенций не меньшее значение приобретает и их оценка. Ее результаты важны и для установления адекватности модели выпускника согласно Федеральным государственным образовательным стандартам требованиям работодателей -предприятий и организаций промышленности, и оценки качества и эффективности образования, и определения востребованности конкурентоспособности выпускников вузов и специалистов предприятий на рынке труда. В основе представленного метода - квалиметрическая оценка как отдельных компетенций, т.н. единичных показателей, так и оценка комплексная, по совокупности компетенций с учетом их значимости. Особенность метода - в оценке компетентности и выпускников вуза и специалистов предприятий в течение профессиональной деятельности по двум составляющим - приобретенным знаниям, навыкам, умениям - с одной стороны, и по готовности и способности их применению, реализации в практической деятельности - с другой. Метод оценки включает систему показателей и критериев, процедуру получения данных о компетенциях, их оценку, определение обобщенного критерия соответствия выпускника вуза и/или специалиста предприятия требованиям, а также рекомендуемые варианты для принятия решений по результатам оценки. Поскольку в настоящее время полной согласованности требований предприятий-работодателей к совокупности компетенций специалистов и требований Федеральных образовательных стандартов (ФГОС) по направлениям подготовки и к компетенциям выпускников вузов не достигнуто, для предложенного метода оценки разработана система компетенций и их критериев, учитывающая и потребности современного высокотехнологичного наукоемкого производства и тенденции в модернизации высшего профессионального образования.

Система показателей и критериев для оценки совокупности инженерных

компетенций выпускников вузов и специалистов предприятий

Система показателей и критериев оценки компетенций специалистов представлена на рис. 1. В ее основе - совмещение требований предприятий-работодателей - потребителей квалифицированного труда выпускников вузов с требованиями Федеральных образовательных стандартов (ФГОС) по направлениям подготовки к компетенциям выпускников вузов.

В основе метода и системы оцениваемых компетенций - балльный подход к установлению критериев для различных по значимости компетенций. Максимальная оценка, какую может получить по совокупности количественных значений компетенций каждый из оцениваемых выпускников вузов и/или специалистов-претендентов предприятий, составляет 1000 баллов (или 100 %). При этом полная оценка состоит из двух групп показателей, составляющих равное или неравное количество баллов в зависимости от социально-экономических условий и придания большей или меньшей значимости той или иной группе оцениваемых компетенций. В рассматриваемом варианте метода каждая из групп компетенций оценивается по максимальному и равному числу в 500 баллов (или по 50 %).

Первую группу компетенций и, соответственно, их критериев, составляют компетенции, характеризующие возможности специалистов, их потенциал, важнейшие из которых -высокая степень профессионализма, выражающаяся в знании и владении современными технологиями, включая информационные, применяемые в мировой практике, владение современным новейшим отечественным и иностранным оборудованием - технологическим, контрольно-измерительным, испытательным.

Вторая группа компетенций и критериев характеризует достижения специалистов на момент оценки их деятельности. Достижения - результаты реализации возможностей выпускников - претендентов на рабочие места предприятия - отражают их социальные и личностные

качества, степень реализации ими возможностей, заложенных при получении образования в вузе.

Первая группа включает компетенций и критерии оценки знания:

- современных технологий в соответствующей области науки и техники, применяемых в мировой практике;

- современного оборудования, в т.ч. иностранного - технологического, контрольно-измерительного, испытательного;

- современных информационных технологий;

- российских и иностранных нормативно-технической документации (НТД), основ стандартизации, современных методов менеджмента, включая менеджмент качества, менеджмент ресурсов, инновационный менеджмент, менеджмент персонала, проектный менеджмент, менеджмент рисков и др.;

- иностранных языков (для большинства инженерных профессий предпочтение отдается английскому).

Рис. 1. Система показателей и критериев системы оценки компетенций выпускников

вузов и специалистов предприятий

В эту же группу входят компетенции, характеризующие общий культурный уровень, широту кругозора, эрудицию - не менее значимые качества для специалиста, предполагающего в своей деятельности не ограничиваться только выполнением узкопрофессиональных обязанностей, но и стремящегося к успешному решению проблем карьерного роста в компании, на предприятии, в организации.

Вторая группа объединяет компетенции с их критериальными значениями, характеризующие объективные и субъективные аспекты сформированных компетенций, способность специалиста реализовать свои возможности на практике, накопленный опыт, и включает кроме профессиональных также и личностные и социальные компетенции:

- опыт практической деятельности;

- креативность, лидерство, ответственность обучаемость;

- заинтересованность, мотивируемость;

- востребованность направления подготовки, специальности, специализации рынком труда;

- знание основ корпоративной культуры и способность работать в команде;

- адаптируемость, ответственность, толерантность;

- престиж образовательного учреждения, его репутация.

Содержание компетенций и критериев как первой, так и второй группы, их наполнение и весовые коэффициенты критериев зависят от конкурентоспособности направления подготовки, конкретной специальности, специализации в определенной социально-экономической обстановке устанавливаются и периодически пересматриваться экспертами с учетом этих обстоятельств. В представленном методе содержание компетенций, их критериев и их весовые коэффициенты распределены в соответствии с современными оценками их значимости в комплексной характеристике специалистов-претендентов на инженерные позиции в сфере современного производства (табл. 1).

Первая из компетенций и ее критериальное значение в первом блоке включает две составляющие, по которым по выпускником вуза, соискателем рабочего места на предприятии и специалистом предприятия для прохождения оценки представляется информация:

- об образовании, успеваемости, о составе изучаемых и/ или изученных дисциплин (по данным матрикула);

- о знании современных технологий в соответствующей области науки и техники, применяемых в мировой практике, - по ответам (устно или письменно) на вопросы анкет или экспертов - специалистов по менеджменту персонала.

Таблица 1 - Критериальные значения компетенций первой группы и их весовые коэффициен ты

№ Наименование компетенпии и ее составляющих Значение критерия (балл) Значение критерия для составляющих компетенции (балл) Весовые коэффициенты для компетенции и ее составляющих

Первая группа критериев

1.1 'Знание современных технологий. включая: 100 0,2

1.1а - образование, успеваемость, состав изучаемых дисциплин (по данным матрикула); 50 0.1

1.16 - современные технологии в соответствующей области науки н техники, применяемые в мировой практике. 50 0.1

1.2 Знание современного отечественного н иностранного оборудования — технологического, контрольно-измерительного, испытательного, в т.ч. 100 0.2

1.2а - знание принципов работы современного оборудования, в т.ч. - иностранного; 40 0,08

1.26 - навыки практической работы на современном (в ряде случаев - иностранном) оборудовании соответствующего определенной специальности претендента; 40 0.08

1.2в - умение обслуживать оборудование (в необходимых пределах). 20 0.04

1.3 Владение современными информационными технологиями: 80 0.16

1.3а - на уровне пользователя ос- 40 0.08

новных программных продуктов:

1.36 - умение создавать новые программные продукты. 40 0,08

1.4 Знание российских и иностранных НТД. основ стандартизации. современных методов менеджмента, включая менеджмент качества, менеджмент ресурсов, инновационный менеджмент, менеджмент персонала н др. 80 0.16

1.4а - владение основами документооборота; 40 0.08

1.46 - владение методами работы в области качества, сертификации: 40 0.08

1.5 Широта кругозора, общая эрудиция. высокий культурный уровень, включая: 70 0.14

1.5а - эрудиция и кругозор в вопросах и проблемах науки н техники. смежных с основной специальностью; 30 0.06

1.56 - эрудиция н кругозор в гуманитарной области; 20 0.04

1.5в - дополнительное образование. 20 0.04

1.6. Знание иностранных языков, в т.ч.: 70 0.14

1.6а - английского; 50 0.1

1.66 - другие (немецкий, французский и др.) 20 0.04

В составе второй из компетенций (знание современного оборудования - технологического, контрольно-измерительного, испытательного) - три составляющие, а именно:

- знание принципов работы современного оборудования, в т.ч. - иностранного; 6

- навыки практической работы на современном (в ряде случаев - иностранном) оборудовании соответствующего определенной специальности претендента;

- умение обеспечивать и поддерживать работоспособность оборудования (в необ-

ходимых пределах).

Оценка специалистов по этим компетенциям осуществляется на основании документов об образовании, результатов собеседования, других свидетельств, подтверждающих достоверность информации.

Третья из компетенций в первой группе - знание современных информационных технологий - также состоит из двух составляющих:

- владение основными технологиями и программными продуктами на уровне

пользователя;

- умение создавать новые программные продукты.

Соответствие этому критерию устанавливается как по формальным признакам (на основании документов, подтверждающих полученное образование), так и по результатам непосредственной проверки, тестирования, собеседования с экспертами.

Четвертая компетенция предназначена для оценки знания российских и иностранных НТД, основ стандартизации, современных методов менеджмента, включая менеджмент качества, менеджмент ресурсов, инновационный менеджмент, менеджмент рисков, менеджмент персонала и др. Эта компетенция включена с целью определения возможностей, способностей и расположенности к комплексному подходу и выпускника вуза и специалиста предприятия при решении проблем, умению документировать результаты своей профессиональной деятельности, понимать свою роль и степень своего участия в деятельности организации, осознавать степень своего влияния на успешность деятельности организации, что и отражается в двух составляющих критерия:

- владение основами документооборота;

- владение методами работы в области качества, установления соответствия, сертификации, метрологии.

Пятая из компетенций первой группы, определяемая как широта кругозора, общая эрудиция, высокий культурный уровень, включает три составляющие:

- эрудиция и кругозор в вопросах и проблемах науки и техники, смежных с ос-

новной специальностью;

- эрудиция и кругозор в гуманитарной области;

- дополнительное образование.

Оценка по этой компетенции направлена на определение способности и готовности специалиста к системному подходу при решении задач на предприятии, его творческих способностей, потенциала для поиска и нахождения решений в неординарных условиях.

Во второй группе компетенций (табл.2) важнейшими являются первые две. Первая характеризует насколько направление подготовки, образование, специальность, специализация выпускника вуза и /или специалиста предприятия соответствуют предъявляемым требованиям со стороны работодателей, рынку труда. В компетенции две составляющие:

- направление подготовки, специальность, специализация, оцениваемые по степе-

ни близости к условиям работы на предприятии;

- востребованность направления подготовки, профессии, специальности на рынке труда, характеризующая конкурентоспособность специальности, ее распространенность, уникальность специалистов.

Таблица 2 - Критериальные значения компетенций второй группы и их весовые коэффициенты

№ Наименование компетенции и ее составляющие Значение критерия (&а,тл) Значение критерия для состав-ляюшиь компетенции (балл) В есовые коэффициенты д ля компетенции н ее С оставляют И!

Вторая группа критериев.

2.1 Соответствие специальности требованиям: вг.ч.: 100 0,2

2.1а - специализация; 50 □л

2.16 - востребованность на рынке труда. 50 ОД

2.2 Опыт практической деятельности О О 4=1 0,2

2.3 'Заинтересованность, могнвн-руемость. включая: 80 0,16

2.3а - заинтересованность в карьерном росте; 40 0,08

2.36 - материальные и моральные стимулы в ра&оте. 40 0,08

2 4 Креативность, лидерство, обучаемость, включая: 70 0,14

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 4л - творческий подход к работе, инициативность; 30 0,06

2.46 - способность руковолить и нести ответственность; 20 0,04

2.41 - восприимчивость к новому в профессиональной сфере обучаемость. 20 0,04

2.5 Престиж учебного заведения, вуза 50

2.6 Адаптируемость, толерантность: 50 0,1

2.6з - способность принять условия коллектива, производственной среды: 25 0,05

2.66 - способность терпимо относиться к несоответствиям в поведении сотрудников, условиям произвол ственной Среды. 25 0;05

2.7 'Знание основ корсорагавшга культуры и способность работать в команде, в т.ч.: 50 ОД

2.7л - способность руководить и подчиняться. 20 0,04

2.76 - готовность следовать совокупности правил, выполнить требования кодекса поведения в организации: 20 0.04

2.71 - способность убедить, увлечь сотрудников на выполнение работ в интересах ор-ганшацни. 10 0,02

Вторая из компетенций - опыт практической деятельности - оценивает по 100балльной шкале стаж работы претендента по специальности.

Третья компетенция во второй группе - заинтересованность и мотивированность специалиста оценивает его устремления и интерес в работе на данном предприятии, в организации с точки зрения стремления к карьерному росту и в поэтапном достижении материальных

и нематериальных ориентиров как результатов работы. Это отражают две составляющие компетенции:

- заинтересованность в карьерном росте;

- материальные и моральные стимулы в работе.

Оцениваемая по максимальному значению в 40 баллов каждая из составляющих третьего критерия определяется в результате анкетирования или (и) собеседования с претендентом.

Четвертая компетенция - комплексная - оценивает такие качества специалиста, как креативность, лидерство, обучаемость методом экспертной оценки по данным анкетирования, тестирования, собеседования, а также на основании формальных свидетельств качеств претендентов - рекомендаций, характеристик, отзывов, дипломов, грамот и т. д. (при их наличии). Компетенция включает три составляющие:

- творческий подход к работе, инициативность;

- способность руководить и нести ответственность за результаты;

- восприимчивость к новому в профессиональной сфере, обучаемость.

Пятая компетенция оценивает специалиста по рейтингу вуза, в котором он получил образование. Значимость этого критерия определится авторитетом, традициями вуза, его репутацией и репутацией выпускаемых специалистов.

Шестая компетенция - адаптируемость и толерантность характеризует в общем случае «уживчивость» и «приспосабливаемость» специалиста к различным условиям, к коллективу, готовность «смириться» с обстоятельствами, с которыми он внутренне не согласен, но готов принять как одно из условий трудоустройства. Две составляющие этого критерия отражают двойственный характер этого качества. Первая - способность адаптироваться, приспособиться, принять условия производственной среды, нормы коллектива - оценивает подверженность человека внешним влияниям, его осознанную изменчивость. Вторая составляющая - способность терпимо относиться к несоответствиям собственным представлениям в поведении сотрудников, условиях производственной среды - качество, характеризующее широту взглядов, «уживчивость», «терпимость».

Седьмая из компетенций второй группы, характеризующая «социальные» качества специалиста - восприятие корпоративной культуры и способность работать в команде, - состоит из трех частей, отражающих разные стороны этого качества:

- способность руководить и подчиняться оценивается по тестам, результатам бе-

сед с экспертами-психологами, экспериментально - в ходе деловых игр, в процессе практической деятельности, по рекомендациям, характеристикам и т.д.;

- готовность принять и следовать совокупности правил, выполнять требования

кодекса поведения в организации определяется по результатам анкетирования, тестирования, собеседования, а также по рекомендациям с предыдущих мест работы и (или) учебы;

- способность распределить обязанности, почувствовать себя членом команды,

объединенной общей целью, убедить в этом сотрудников - других членов команды и увлечь их выполнением работ в интересах организации также определяется по отзывам, рекомендациям, результатам тестирования, собеседования, в деловых играх, тренингах, другими возможными средствами.

Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800) Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru

Конкретные числовые значения при оценке компетенций и их составляющих устанавливаются в диапазоне возможных значений (от нуля до установленного критериального максимума). Причем, значения составляющих компетенций устанавливаются по результатам оценки характеристик специалиста (претендента на определенную должность), а компетенций в целом - как сумма числовых значений их составляющих.

Метод оценки компетенций выпускников вуза и специалистов предприятий и

варианты принятия решений

Результаты оценки выпускников вузов и/или специалистов предприятий для различных составляющих компетенций могут выражаться как количественными значениями, так и качественными градациями по введенной шкале оценки. Оценка компетенции в баллах рассчитываются как сумма результатов оценки его составляющих по формуле:

где: 1 - номер компетенции К в первой или второй группе, } - число составляющих в 1-й компетенции, С} - значение J-й составляющей в г- й компетенции.

Количественные значения составляющих компетенций первой группы, получаемые в результате оценки, представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Результаты оценки по составляющим компетенций первой группы

П

( 1 )

№ сосгавлящей компетенции Наименование составляющей компетенции Оценка специалиста Численное значение составляющей компетенции

Показатель Зичеяве показа теля

Составляющие компетенций первой группы

1.1а Образование, успеваемость, состав изучаемых днсипп-лнн (по данным мат-рнкула); Степень соответствия требо-ваншЕМ Организации (выполняемым функциям} Полное соответствие 25

В основном соответствует 15

Частичное соответствие 5

1.16 Знание современных технологии в соответствующей области науьн п техники, применяемые в мировой практике. Степень соответствия требованиям организации (выполняемым функциям) Полное соответст-вне 25

В основном соответствует 15

Часпгсное соответствие 5

1.2а Знание принципов работы современного оборудования, в т.ч. - иностранного: Степень соот-ветсгвня требованиям организации (выполняемым функциям) Полное соответствие 40

В основном соответствует 30

Частичное соответствие 10

1.26 Навыки практической работы на современном (в ряде случаев - иностранное) оборудовании, соответствующего определенной специальности претендента; Степень соответствия требованиям организации (выполняемым функциям) Полное соответствие (имеет опыт работы на определенном оборудовании) 40

В основном соответствует [имеет опыт работы на аналогичном оборудовании) 30

Неполное соответствие (знаком с оборудованием, но не работал} 10

1.2в Умение обслуживать оборудование (в не-обзодвыьш пределах) Степень соответствия требованиям организации (выполняемым функциям) Полное соответствие (умеет выполнить ремонт н наладку в обьемет предусмотренном инструкцией по эксплуатации) 20

В основном соответствует (умеет выполнить процедуры по обслуживанию оборудования) 10

Неполное соответствие (не имеет опыта ремонта и нападай) 0

1.3а На уровне пользователя основных программных продуктов; Степень соответствия Полное соответствие 40

Частичное соответствие 20

несоответствие 0

1.36 Умение создавать новые программные продукты. Степень соответствия Полное соответствие 40

Частичное соответствие 20

Несоответствие 0

1.4а Владение основами документов борота Уровень Высокий 40

средний 20

Ниже среднего 5

1.46 Владение методами раооты в области качества, сертификации Уровень Высокий 40

Средний 20

Ниже среднего 5

1.5а Эрудиция и кругозор в вопросам и проблемах науки н тех-шки. смежных с основной специальностью Уровень Высокий 30

Средний 20

Ннже среднего 5

1.56 Эруднцщ к кругозор в гуманитарной области; Уровень Высоыш 20

Средний 10

Низкий 5

1.5в Дополнительное образование Степень содействия основной специальности Высокая 20

Средняя 10

Ниже среднего 5

1.6а Знание английского Ж?ЫКД Уровень знаний Высокий (разговорный язык, письменный н усг-кьш перевод) 50

Средний (чтение и перевод со словарем) 30

Ниже среднего (чтение со словарем материалов по специальности) 10

Отсутствие дяяпт 0

1.66 Знание других иностранных языков (немецкий, французский н др.) Уровень знаний Высокий (второй. дополнительно к английскому) 20

Высокий (разговорный Я’ЗЫК. письменный н устный перевод) 10

Средний (чтение и перевод со словарем) 5

Отсутствие знаний 0

Таблица 4 - Результаты оценки по составляющим компетенций второй группы

К? составлящей компетенции Наименование составляющей компетенции Оценка специалиста Численное значение составляющей компетенции

Показатель Значение показателя

Составляющие компетенций второй группы

2.1а Соответствие специализации Степень соответствия требованиям организации. профессиональным обязанностям Полное соответствие 50

В основном соответствует 20

Частичное соответствие 10

2.16 Востребованность на рынке труда Показатель рейтинга специальности, профессии Высокий 50

Средний 30

Ниже среднего 10

2.2 Опыт практической деятельности Стаж работы по специальности 10 лет н более 100

От 3-я до 10 лет 60

Менее 3-х лег 40

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нет опыта работы 10

2 За Заинтересованность в карьерном росте, продвижении по службе Степень заинтересованности Высокая 40

Средняя 30

Ниже средней 20

2.36 Материальные и моральные стимулы в работе Эффективность воздействия Высокая 40

Средняя 20

Ниже средней 10

2 4а Творческий подход к работе, инициативность Степень активности, инициативности Высокая 30

Средняя 20

Ниже средней 10

2.46 Готовность и способность руководить и нести ответственность Степень соответствия требованиям Высокая 20

Средняя 10

Ниже средней 50

2.4» Воафннычнвость к новому в профессиональной сфере, обучаемость Степень восприимчивости Высокая 20

Средняя 10

Ниже средней 50

2.5 Престиж учебного заведения, вуза Показатель рейтинга учебного заведения, вуза Высокий 50

Средний 30

Ниже среднего 10

2.6а Способность принял, условия коллектива, производственной среды; Уровень способности Высокий 25

Средний 10

Ниже среднего 5

2.66 Способность терпимо относиться к несоответствиям в поведении сотрудников, условиям производственной среды. Степень толерантности, снисходительно стп Высокая 25

Средняя 15

Ниже средней 5

2.7а Способность руководить н подчиняться. Уровень руководящих способностей Высокий 20

Средний 10

Ниже среднего 5

2.76 Готовностъ следовать совокупности правит, выполнять требования кодекса поведения в организации; Степень дисциплинированно ста Высокий 20

Средний 10

Ниже среднего 5

2.7в Способность убедить, увлечь сотрудников на выполнение работ в интересах организации. Уровень способности убеждать Высокий 10

Средний 7

Ниже среднего 5

Оценка по первой и второй группам компетенций и общая оценка по двум группам компетенций определяется по формулам:

п

К = I к

( 2 )

п

К2 = I К,.

I

21

( 3 )

К^ = К + К ( 4 )

Уровень потенциальных возможностей В выпускника вуза и/или специалиста предприятия определяет отношение суммы значений в оценке компетенций первой группы в баллах к максимальному значению баллов в этой группе - т.н. «весу» этой группы критериев:

В

К

1

500

( 5 )

Степень реализации Р возможностей выпускника вуза и/или специалиста предприятия определяется по отношению суммы значений в оценке компетенций второй группы в баллах к максимальному значению баллов в этой группе - т.н. «весу» этой группы критериев:

Р

К

2

500

( 6 )

Соотношения значений показателей В и Р достаточно информативные и в отдельности позволяют, кроме того, оценить динамику состояния специалиста, его перспективность, или, напротив, сделать вывод о его «исчерпанности».

Комплексная оценка соответствия специалиста требованиям выполняется по значениям обобщенного критерия соответствия специалиста, который рассчитывается как сумма показателей возможностей и реализуемости:

О = В + Р (7 )

Количественные значения обобщенного критерия соответствия выпускника вуза и/или специалиста предприятия предъявляемым требованиям распределены по различным градациям и применяются для принятия решения, в частности, о возможности приема на работу, о необходимости повышения его квалификации, о возможности назначения на руководящие должности и т.п. (табл. 5).

Таблица 5 - Комплексная оценка соответствия выпускника вуза и/или специалиста предприятия по обобщенному критерию

№ □.п. Характеристика соответствия выпускника вуза а1]] л и с пепла листа предприятия Значение обо&шенного критерия соответствия

1 Полное соответствие 0,9 и более

2 Соответствие по основным требования:.! 0,7 - 0,9

1 Соответствие по отдельным компетенцию* 0,4 - 0,7

4 Несоответствие требованиям Менее 0,4

Возможные варианты принимаемых решений в зависимости от результатов оценки соответствия выпускника вуза и/или специалиста предприятия предъявляемым требованиям приведены в таблице 6.

Таблица 6 - Варианты принимаемых решений при оценке специалиста

Ха рак терне тика соответствия выпускника втза и-или специалиста Варианты принятия решений

Полное соответствие Оцениваемый выпускник н-'нлн специалист предприятия соответствует требованиям. Рекомендуется безусловный прием.

Соответствие по основным требованиям Оцениваемый выпускник и/или специалист предприятия по совокупности основных компетенции соответствует требованиям предприятия. Однако степень соответствия не достаточна дтя полной уверенности в его компетенциях в перспективе. Рекомендуется прием при условии дополышельного обучения, приведения в соответствие с требованиями.

Соответствие по стд&чь-ным компетенциям Оцениваемый выпускник и или специалист предприятия по ряду компетенций соответствует требованиям предприятия. Однако степень соответствия не достаточна дня полной уверенности в качестве его работы. Бозиодш прием при условии дополнительного обучения, приведения: в соответствие с требованиями.

Несоответствие греоова-нияы Оцениваемый выпускник ннлн специалист предприятия не соответствует требованиям предприятия. Прием не рекомендуется.

Заключение

Представленный метод повышает объективность оценки компетенций выпускников вузов и инженерных квалификаций, в частности. На основании оценки обоснованно и взвешенно могут приниматься различные решения в отношении оцениваемых специалистов предприятий и выпускников вузов, как в процессе обучения и при аттестации по окончании вуза, так и при приеме выпускника на работу. Перспективы применения метода открываются и на предприятии при определении необходимости повышения квалификации сотрудников. , В не меньшей степени метод может быть востребован и в сертификации профессиональных компетенций инженеров.

Квалиметрическая оценка отдельных компетенций и комплексного показателя может быть также основой в оценке качества образовательной деятельности как по отдельным направлениям подготовки, специальностям, магистерским программам, так и в оценке качества образовательной деятельности вуза в целом.

Метод может рассматриваться в качестве типовой модели оценки компетенций выпускников вуза по различным направлениям подготовки с изменением совокупности оцениваемых компетенций и значений критериев в соответствии с требованиями работодателей и/или ФГОС.

ЛИТЕРАТУРА

1 Сигов А.С., Сидорин А.В. Основные требования к качеству инженеров для обеспечения конкурентоспособности организации с инновационной стратегией развития // Материалы Международной научно-технической конференции «Фундаментальные проблемы радиоэлектронного приборостроения». 23-27 октября 2007 г. Часть 4. Москва-2007, с. 38-45.

2 Сигов А.С., Сидорин А.В. Оценка и прогнозирование конкурентоспособности специалистов. Управление качеством инженерного образования и инновационные образовательные технологии // Сборник докладов Международной научно-методической конференции 2830 октября 2008 г. В 2-х ч.- М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. Ч.2, с.135-138.

3 Чучалин А.И. Основные принципы стратегического управления университетом инновационного типа. - Томск: ТПУ, 2004. - 49 с.

4 Сидорин А.В. Требования к компетенциям специалистов для обеспечения конкурентоспособности организации с инновационной стратегией развития Управление качеством инженерного образования и инновационные образовательные технологии // Сборник докладов Международной научно-методической конференции 28-30 октября 2008 года. В 2 ч.-М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. Ч.1, с.210-215.

5 Сидорин А.В. Система менеджмента инновационной стратегии развития технического университета // Инженерное образование, выпуск 9, 2012 г., с.33-41.

Рецензент: МГТУ МИРЭА Заведующий кафедрой телекоммуникационных систем, д.т.н., профессор В.И.Нефедов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.