Научная статья на тему 'Метод оптимизации экстрадозного моста'

Метод оптимизации экстрадозного моста Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
894
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мост / метод оптимизации / вант / балка жесткости / пролетное строение

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Кулешов Антон Юрьевич

В статье рассмотрена задача оптимизации проектирования экстрадозных мостов, описан метод оптимизации, показан алгоритм расчета экстрадозного моста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Кулешов Антон Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метод оптимизации экстрадозного моста»

Содержание

139

сумматорных уравнений. Для получений численных результатов на основании полученного аналитического решения достаточно воспользоваться любым из известных итерационных методов. Как показывает предварительный анализ полученной системы уравнений и определения неизвестных методом последовательных приближений, уже в первом приближении отмечается на контактной поверхности наличие зон, в которых .

4. Литература

Васильев В.З. Пространственные задачи прикладной теории упругости. - М.: Транспорт. 1993.

Teresawa K. On the elastic equilibrium of a semiinfinite solid under qiven boundary conditions with same applications. Jorn. of Colleqe of Sei. Tokyo. Imp. Univ. 1916. V 37. №7. p. 16-31.

УДК 624.

МЕТОД ОПТИМИЗАЦИИ ЭКСТРАДОЗНОГО МОСТА

А.Ю. Кулешов

Аннотация

В статье рассмотрена задача оптимизации проектирования экстрадозных мостов, описан метод оптимизации, показан алгоритм расчета экстрадозного моста.

Ключевые слова: мост; метод оптимизации; вант; балка жесткости; пролетное строение.

Введение

В последние годы получил распространение принципиально новый класс мостов - так называемые экстрадозные мосты (Мостостроение мира №1-2. 2003), пролетные строения которых выполняются преимущественно в виде предварительно-напряженных неразрезных железобетонных балок, усиленных в надопорных участках вантами, закрепленными в верхней части, в специальных отклоняющих устройствах с небольшой высотой (аналогично пилонам вантовых мостов). Пролетные строения являются промежуточным типом между неразрезными балочными и вантовыми. Напрягаемые элементы размещаются не внутри сечения балки, а вне его

Известия Петербургского университета путей сообщения

2005/1

Содержание

140

пределов (реализуется принцип внешнего армирования). Если канаты вантовых мостов воспринимают в основном вертикальные нагрузки, то канаты экстрадозных мостов обеспечивают горизонтальное предварительное напряжение балки пролетного строения, отличаясь большим эксцентриситетом приложения усилий, чем в неразрезной балке. Другим достоинством канатов экстрадозных мостов является их меньшая подверженность усталостным повреждениям, чем в вантовых мостах, так как изменение напряжений в канатах при изменении загружений моста временной нагрузкой на пролетном строении относительно невелико. Следовательно, эти пролетные строения могут надежно работать при значениях, близких к предложенным.

Учитывая возрастающее применение таких мостов, становится актуальной задача поиска решений, обеспечивающих минимальную стоимость сооружения путем установления его наиболее целесообразных параметров. Необходимо определить при этом оптимальное соотношение постоянной и временной нагрузок с точки зрения усилий в вантах, жесткостных показателей, обеспечивающие плавность линии прогибов под временной нагрузкой и др.

1. Задача оптимизации

Требуется запроектировать для автодорожного моста неразрезное железобетонное пролетное строение коробчатого сечения, усиленное в надопорных участках балки внешней напрягаемой арматурой - вантами, опирающимися на отклоняющие устройства в виде пилонов небольшой высоты. При этом необходимо обеспечить минимальную стоимость усиления.

Задача оптимизации включает в себя требующую минимизации целевую функцию:

C = Св 2 Ав1 li (1)

при граничных условиях:

y < [у] и ав < ~^Rdh, (2)

q + p

где yi - прогиб балки жесткости в i - ой точке пролетного строения; ов -напряжения в вантах; Rdh - расчетное сопротивление материала вант; q, p -погонная нагрузка соответственно постоянная и временная; Св - стоимость 1 т вант; Aei - площадь сечения i - ой ванты; li - длина i - ой ванты; n -количество вант пролетного строения.

2. Метод оптимизации

Известия Петербургского университета путей сообщения

2005/1

Содержание

141

В порядке первого приближения определяются усилия в вантах от временной нагрузки:

Si = — Г, S, = — г,, (3)

sin a sin a2

где Yi - лишняя неизвестная в i - ом узле крепления вант.

Прогиб балки жесткости в i - ом узле с абсциссой x от временной нагрузки аппроксимируется полиномом четвертой степени (Аль-Якуб Муса, 1992):

y = bx + cx2 + dx3 + ex4 < [y] (4)

Значения неопределенных коэффициентов b, c, d, e можно найти из граничных условий:

y1 = b + 2cx + 3dx2 + 4ex3 = ф(х),

y11 = 2c + 6dx + 12ex2 = M (x),

J EI

y111 = 6d + 24ex = Q(x), (5)

J EI W

yiV = 24e = PW ,

J EI

где и, M, Q, p - соответственно угол поворота, изгибающий момент, поперечная сила в сечении с координатой x и временная нагрузка.

Подставляя значения коэффициентов b, c, d, e в (4), найдем выражение для yi в виде:

yi = ki e + ti , (6)

2 3 4

где ti = bx + cx + dx ; ki = x .

Площадь поперечного сечения i - ой ванты определена по формуле:

A =

S,

Ee (kie + tl )

l sin a

(7)

Целевая функция (1) с учетом (7) примет вид:

С(е) = СвУвХ

Sl sin a

Ев (kie + ti )

l

i 5

(8)

где ув - объемный вес материала вант.

Условие оптимизации тогда выразится в виде:

dC(e) = с £ l sin a, ^ ^ = 0

de в Ев (kie + ti ) i

(9)

Известия Петербургского университета путей сообщения

2005/1

Содержание

142

Задача решается с использованием итерационного процесса. Из (9) определяется значение коэффициента e для второй итерации, после чего находятся величины b2, c2, d2, yi2 = k e2 + ti2 .

Решение (9) позволяет получить наименьшую стоимость усиления пролетного строения при заданных ограничениях. На каждом шаге итерационного процесса выполняется проверка прочности вант по выражению и прогиб балки жесткости, т.е. выполнение условий (2). Каждая итерация требует определения усилия в канате по формуле:

S

в1 n+1

= S*

(q+рК

pR

dh

(10)

3. Блок схема алгоритма расчета экстрадозного моста

Известия Петербургского университета путей сообщения

2005/1

Содержание

143

1

С _ с ^ ^в1, n+1 ^i, n PRdl,

Рис. 1. Блок-схема алгоритма расчета экстрадозного моста.

4. Заключение

Предложенный метод позволяет вести поиск наиболее оптимального решения конструкции экстрадозного моста, назначение основных параметров сооружения при рациональном использовании материалов с точки зрения их прочностных свойств и стоимости.

5. Литература

«Мостостроение мира №1-2 2003». - Гипростроймост. 2003. № 1-2, с. 3 - 25.

Аль-Якуб Муса. Проектирование автодорожных вантовых мостов с железобетонными балками жесткости при заданных технико-экономических показателях. - Санкт-Петербург. 1992.

УДК 624.012.45.04

К РАСЧЕТУ СТЕНОВОЙ ПАНЕЛИ СБОРНОГО ЖЕЛЕЗОБЕТОННОГО ЗДАНИЯ С УЧЕТОМ НЕЛИНЕЙНОЙ

РАБОТЫ МАТЕРИАЛА

Е.В. Луговая

Аннотация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья посвящена использованию одного из новых вариантов описания нелинейной работы бетона в расчете стеновой панели сборного железобетонного здания. Разработан итерационный процесс уточнения жесткостных характеристик железобетона и параметров напряженно-деформированного состояния стеновой панели. Полученные результаты реализованы в виде программы, используемой в расчетах крупнопанельных сейсмостойких зданий.

Ключевые слова: железобетон; плоское напряженное состояние;

механические характеристики; итерационный процесс; нелинейность

Известия Петербургского университета путей сообщения

2005/1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.