Содержание
139
сумматорных уравнений. Для получений численных результатов на основании полученного аналитического решения достаточно воспользоваться любым из известных итерационных методов. Как показывает предварительный анализ полученной системы уравнений и определения неизвестных методом последовательных приближений, уже в первом приближении отмечается на контактной поверхности наличие зон, в которых .
4. Литература
Васильев В.З. Пространственные задачи прикладной теории упругости. - М.: Транспорт. 1993.
Teresawa K. On the elastic equilibrium of a semiinfinite solid under qiven boundary conditions with same applications. Jorn. of Colleqe of Sei. Tokyo. Imp. Univ. 1916. V 37. №7. p. 16-31.
УДК 624.
МЕТОД ОПТИМИЗАЦИИ ЭКСТРАДОЗНОГО МОСТА
А.Ю. Кулешов
Аннотация
В статье рассмотрена задача оптимизации проектирования экстрадозных мостов, описан метод оптимизации, показан алгоритм расчета экстрадозного моста.
Ключевые слова: мост; метод оптимизации; вант; балка жесткости; пролетное строение.
Введение
В последние годы получил распространение принципиально новый класс мостов - так называемые экстрадозные мосты (Мостостроение мира №1-2. 2003), пролетные строения которых выполняются преимущественно в виде предварительно-напряженных неразрезных железобетонных балок, усиленных в надопорных участках вантами, закрепленными в верхней части, в специальных отклоняющих устройствах с небольшой высотой (аналогично пилонам вантовых мостов). Пролетные строения являются промежуточным типом между неразрезными балочными и вантовыми. Напрягаемые элементы размещаются не внутри сечения балки, а вне его
Известия Петербургского университета путей сообщения
2005/1
Содержание
140
пределов (реализуется принцип внешнего армирования). Если канаты вантовых мостов воспринимают в основном вертикальные нагрузки, то канаты экстрадозных мостов обеспечивают горизонтальное предварительное напряжение балки пролетного строения, отличаясь большим эксцентриситетом приложения усилий, чем в неразрезной балке. Другим достоинством канатов экстрадозных мостов является их меньшая подверженность усталостным повреждениям, чем в вантовых мостах, так как изменение напряжений в канатах при изменении загружений моста временной нагрузкой на пролетном строении относительно невелико. Следовательно, эти пролетные строения могут надежно работать при значениях, близких к предложенным.
Учитывая возрастающее применение таких мостов, становится актуальной задача поиска решений, обеспечивающих минимальную стоимость сооружения путем установления его наиболее целесообразных параметров. Необходимо определить при этом оптимальное соотношение постоянной и временной нагрузок с точки зрения усилий в вантах, жесткостных показателей, обеспечивающие плавность линии прогибов под временной нагрузкой и др.
1. Задача оптимизации
Требуется запроектировать для автодорожного моста неразрезное железобетонное пролетное строение коробчатого сечения, усиленное в надопорных участках балки внешней напрягаемой арматурой - вантами, опирающимися на отклоняющие устройства в виде пилонов небольшой высоты. При этом необходимо обеспечить минимальную стоимость усиления.
Задача оптимизации включает в себя требующую минимизации целевую функцию:
C = Св 2 Ав1 li (1)
при граничных условиях:
y < [у] и ав < ~^Rdh, (2)
q + p
где yi - прогиб балки жесткости в i - ой точке пролетного строения; ов -напряжения в вантах; Rdh - расчетное сопротивление материала вант; q, p -погонная нагрузка соответственно постоянная и временная; Св - стоимость 1 т вант; Aei - площадь сечения i - ой ванты; li - длина i - ой ванты; n -количество вант пролетного строения.
2. Метод оптимизации
Известия Петербургского университета путей сообщения
2005/1
Содержание
141
В порядке первого приближения определяются усилия в вантах от временной нагрузки:
Si = — Г, S, = — г,, (3)
sin a sin a2
где Yi - лишняя неизвестная в i - ом узле крепления вант.
Прогиб балки жесткости в i - ом узле с абсциссой x от временной нагрузки аппроксимируется полиномом четвертой степени (Аль-Якуб Муса, 1992):
y = bx + cx2 + dx3 + ex4 < [y] (4)
Значения неопределенных коэффициентов b, c, d, e можно найти из граничных условий:
y1 = b + 2cx + 3dx2 + 4ex3 = ф(х),
y11 = 2c + 6dx + 12ex2 = M (x),
J EI
y111 = 6d + 24ex = Q(x), (5)
J EI W
yiV = 24e = PW ,
J EI
где и, M, Q, p - соответственно угол поворота, изгибающий момент, поперечная сила в сечении с координатой x и временная нагрузка.
Подставляя значения коэффициентов b, c, d, e в (4), найдем выражение для yi в виде:
yi = ki e + ti , (6)
2 3 4
где ti = bx + cx + dx ; ki = x .
Площадь поперечного сечения i - ой ванты определена по формуле:
A =
S,
Ee (kie + tl )
l sin a
(7)
Целевая функция (1) с учетом (7) примет вид:
С(е) = СвУвХ
Sl sin a
Ев (kie + ti )
l
i 5
(8)
где ув - объемный вес материала вант.
Условие оптимизации тогда выразится в виде:
dC(e) = с £ l sin a, ^ ^ = 0
de в Ев (kie + ti ) i
(9)
Известия Петербургского университета путей сообщения
2005/1
Содержание
142
Задача решается с использованием итерационного процесса. Из (9) определяется значение коэффициента e для второй итерации, после чего находятся величины b2, c2, d2, yi2 = k e2 + ti2 .
Решение (9) позволяет получить наименьшую стоимость усиления пролетного строения при заданных ограничениях. На каждом шаге итерационного процесса выполняется проверка прочности вант по выражению и прогиб балки жесткости, т.е. выполнение условий (2). Каждая итерация требует определения усилия в канате по формуле:
S
в1 n+1
= S*
(q+рК
pR
dh
(10)
3. Блок схема алгоритма расчета экстрадозного моста
Известия Петербургского университета путей сообщения
2005/1
Содержание
143
1
С _ с ^ ^в1, n+1 ^i, n PRdl,
Рис. 1. Блок-схема алгоритма расчета экстрадозного моста.
4. Заключение
Предложенный метод позволяет вести поиск наиболее оптимального решения конструкции экстрадозного моста, назначение основных параметров сооружения при рациональном использовании материалов с точки зрения их прочностных свойств и стоимости.
5. Литература
«Мостостроение мира №1-2 2003». - Гипростроймост. 2003. № 1-2, с. 3 - 25.
Аль-Якуб Муса. Проектирование автодорожных вантовых мостов с железобетонными балками жесткости при заданных технико-экономических показателях. - Санкт-Петербург. 1992.
УДК 624.012.45.04
К РАСЧЕТУ СТЕНОВОЙ ПАНЕЛИ СБОРНОГО ЖЕЛЕЗОБЕТОННОГО ЗДАНИЯ С УЧЕТОМ НЕЛИНЕЙНОЙ
РАБОТЫ МАТЕРИАЛА
Е.В. Луговая
Аннотация
Статья посвящена использованию одного из новых вариантов описания нелинейной работы бетона в расчете стеновой панели сборного железобетонного здания. Разработан итерационный процесс уточнения жесткостных характеристик железобетона и параметров напряженно-деформированного состояния стеновой панели. Полученные результаты реализованы в виде программы, используемой в расчетах крупнопанельных сейсмостойких зданий.
Ключевые слова: железобетон; плоское напряженное состояние;
механические характеристики; итерационный процесс; нелинейность
Известия Петербургского университета путей сообщения
2005/1