Научная статья на тему 'Метод онлайн-фотоголоса в кросс-культурном проекте: инновационный подход к обучению английскому языку студентов психолого-педагогического факультета'

Метод онлайн-фотоголоса в кросс-культурном проекте: инновационный подход к обучению английскому языку студентов психолого-педагогического факультета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
традиционный фотоголос / онлайн-фотоголос / вирту-альный фотоголос / быстрый фотоголос / проектная работа / английский язык для психологов / межкультурные исследования / photovoice / Online Photovoice / virtual photovoice / rapid photovoice / project work / English for psychologists / cross-cultural study

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкодав Татьяна Владимировна, Волкодав Елизавета Владимировна

Актуальность исследуемой проблемы определяется тем, что постоянный поиск инновационных технологий, подходов и методов обучения иностранному языку в вузе является ключевым условием для создания динамичного, ресурсного и эффективного образовательного процесса, в рамках которого и студенты, и преподаватели посредством совместного участия в проектно-исследовательской деятельности могут учиться прогнозировать новые вызовы, тенденции и требования общества в быстроменяющемся мире. Цель данной статьи заключается в том, чтобы представить опыт расширения методических возможностей преподавания дисциплины «Иностранный язык», а также ввести в русскоязычное научное и образовательное пространство такой качественный метод исследования, как онлайн-фотоголос, оценить его эффективность и описать алгоритм его использования в проектно-исследовательской деятельности. Метод онлайн-фотоголоса (Online Photovoice, OPV) является эффективным подходом к исследованию социальных проблем и может быть использован для изучения множества острых и эмоционально заряженных тем, включая образование, здравоохранение, культуру и спорт. Формат работы с методом фотоголоса позволяет участникам исследования выйти за рамки привычных способов коммуникации и методов интервьюирования и использовать язык фотографии, который может быть более доступным и выразительным. Теоретическая значимость статьи заключается в том, что впервые на русском языке была подробно описана не только методология онлайн-фотоголоса в контексте кросс-культурного исследования, но и отличие виртуального фотоголоса (virtual photovoice) и онлайн-фотоголоса (Online Photovoice) от традиционного фотоголоса (photovoice). Практическая значимость представленного опыта реализации кросс-культурного проекта характеризуется тем, что проектно-исследовательская деятельность, в основе которой лежит метод онлайн-фотоголоса, способствует улучшению психологического климата на занятиях, создает интерактивную и вовлекающую среду для студентов и может применяться на лабораторных занятиях не только по иностранному языку, но и по таким дисциплинам, как «Педагогика», «Методология и методы в психолого-педагогических исследованиях», «Основы проектной деятельности», «Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований» и т. д. Концепция данного метода позволяет студентам выражать свои мысли и эмоции, создает возможность для более глубокого эмоционального и интеллектуального вовлечения в процесс обучения. Проектная деятельность с применением метода онлайн-фотоголоса позволила всего лишь за 5 практических занятий и 10 часов самостоятельной работы студентов создать новую стимульную среду, в которой личные и профессиональные компетенции студентов были успешно интегрированы в качественно новый вектор развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волкодав Татьяна Владимировна, Волкодав Елизавета Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Harnessing the power of online photovoice in cross-cultural English language education: a study among students of psychology and pedagogy faculty

The relevance of the researched problem lies in the constant search for innovative technologies, approaches, and methods of teaching foreign languages in higher education institutions. This is crucial for creating a dynamic, resourceful, and effective educational process. Through their joint participation in project-based research activities, both students and teachers can learn to anticipate new challenges, trends, and societal demands in a rapidly changing world. The objective of this article is to present the experience of expanding the methodological opportunities of teaching the discipline "Foreign Language" and introduce a qualitative research method called Online Photovoice (OPV) into the Russian scientific and educational space. It also aims to describe the algorithm of using OPV in project-based research activities. While Online Photovoice is an effective approach to social problem research, it can also be used to study various acute and emotionally charged topics in fields such as education, healthcare, culture, and sports. Using this method allows research participants to go beyond traditional communication methods and interview techniques. The language of photography, being more accessible and expressive, enables individuals to express emotions, moods, and feelings that are difficult to articulate in words. The theoretical significance of this article lies in the detailed description, for the first time in the Russian language, of the methodological aspects of Online Photovoice in the context of cross-cultural study. The practical significance of the presented experience in implementing a cross-cultural project is characterized by its contribution to improving the psychological climate in classes and creating an interactive and engaging environment for students. This approach can be applied not only in foreign language laboratory classes but also in disciplines such as Pedagogy, Methodology, and Methods in Psychological and Pedagogical Research, Fundamentals of Project Activities, Qualitative and Quantitative Methods in Psychological and Pedagogical Research, and others. The concept of this method allows students to express their thoughts and emotions, providing opportunities for deeper emotional and intellectual engagement in the learning process. Through project activities using the Online Photovoice method, students were able to create a new stimulating environment in just five practical sessions and ten hours of independent work. This environment integrated their personal and professional competences into a qualitatively new vector of their development.

Текст научной работы на тему «Метод онлайн-фотоголоса в кросс-культурном проекте: инновационный подход к обучению английскому языку студентов психолого-педагогического факультета»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2023, № 10 (октябрь) Раздел 5.8. Педагогика

ART 231102 DOI 10.24412/2304-120X-2023-11102 УДК 378.147:811.111

Метод онлайн-фотоголоса в кросс-культурном проекте: инновационный подход к обучению английскому языку студентов психолого-педагогического факультета

Harnessing the power of online photovoice in cross-cultural English language education: a study among students of psychology and pedagogy faculty

Авторы статьи

Authors of the article

Волкодав Татьяна Владимировна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры английской филологии ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар, Российская Федерация tatianavolkodav@mail.ru ORCID: 0000-0003-3129-3638

Волкодав Елизавета Владимировна,

студент ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар, Российская Федерация volkodav@rgf.kubsu.ru ORCID: 0009-0007-9189-7085

Конфликт интересов

I

Tatiana V. Volkodav,

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation tatianavolkodav@mail.ru ORCID: 0000-0003-3129-3638

Elizaveta V. Volkodav,

Student, Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation

volkodav@rgf.kubsu.ru ORCID: 0009-0007-9189-7085

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан

Conflict of interest is not declared

Для цитирования

I

For citation

Волкодав Т. В., Волкодав Е. В. Метод онлайн-фотого-лоса в кросс-культурном проекте: инновационный подход к обучению английскому языку студентов психолого-педагогического факультета // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. -№ 10. - С. 166-184. - URL: https://e-koncept.ru/2023/231102.htm. DOI 10.24412/2304-120X-2023-11102

T. V. Volkodav, E. V. Volkodav, Harnessing the power of online photovoice in cross-cultural English language education: a study among students of psychology and pedagogy faculty // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". - 2023. - No. 10. - P. 166-184. - URL: https://e-koncept.ru/2023/231102.htm. DOI:

10.24412/2304-120X-2023-11102

Поступила в редакцию Received 18.08.23 Получена положительная рецензия Received a positive review 22.09.23

Принята к публикации Accepted for publication 22.09.23 Опубликована Published 31.10.23

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2023 © Волкодав Т. В., Волкодав Е. В., 2023

Аннотация

Актуальность исследуемой проблемы определяется тем, что постоянный поиск инновационных технологий, подходов и методов обучения иностранному языку в вузе является ключевым условием для создания динамичного, ресурсного и эффективного образовательного процесса, в рамках которого и студенты, и преподаватели посредством совместного участия в проектно-ис-следовательской деятельности могут учиться прогнозировать новые вызовы, тенденции и требования общества в быстроменяющемся мире. Цель данной статьи заключается в том, чтобы представить опыт расширения методических возможностей преподавания дисциплины «Иностранный язык», а также ввести в русскоязычное научное и образовательное пространство такой качественный метод исследования, как онлайн-фо-тоголос, оценить его эффективность и описать алгоритм его использования в проектно-исследовательской деятельности. Метод онлайн-фотоголоса (Online Photovoice, OPV) является эффективным подходом к исследованию социальных проблем и может быть использован для изучения множества острых и эмоционально заряженных тем, включая образование, здравоохранение, культуру и спорт. Формат работы с методом фотоголоса позволяет участникам исследования выйти за рамки привычных способов коммуникации и методов интервьюирования и использовать язык фотографии, который может быть более доступным и выразительным. Теоретическая значимость статьи заключается в том, что впервые на русском языке была подробно описана не только методология онлайн-фотоголоса в контексте кросс-культурного исследования, но и отличие виртуального фотоголоса (virtual photovoice) и онлайн-фотоголоса (Online Photovoice) от традиционного фотоголоса (photovoice). Практическая значимость представленного опыта реализации кросс-культурного проекта характеризуется тем, что проектно-исследовательская деятельность, в основе которой лежит метод онлайн-фотоголоса, способствует улучшению психологического климата на занятиях, создает интерактивную и вовлекающую среду для студентов и может применяться на лабораторных занятиях не только по иностранному языку, но и по таким дисциплинам, как «Педагогика», «Методология и методы в психолого-педагогических исследованиях», «Основы проектной деятельности», «Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований» и т. д. Концепция данного метода позволяет студентам выражать свои мысли и эмоции, создает возможность для более глубокого эмоционального и интеллектуального вовлечения в процесс обучения. Проектная деятельность с применением метода онлайн-фотоголоса позволила всего лишь за 5 практических занятий и 10 часов самостоятельной работы студентов создать новую стимульную среду, в которой личные и профессиональные компетенции студентов были успешно интегрированы в качественно новый вектор развития.

Ключевые слова

традиционный фотоголос, онлайн-фотоголос, виртуальный фотоголос, быстрый фотоголос, проектная работа, английский язык для психологов, межкультурные исследования

Благодарности

Авторы искренне признательны студентам, преподавателям и сотрудникам факультета педагогики, психологии и коммуникативистики Кубанского государственного университета за 15 лет тепла, поддержки и вдохновения.

Abstract

The relevance of the researched problem lies in the constant search for innovative technologies, approaches, and methods of teaching foreign languages in higher education institutions. This is crucial for creating a dynamic, resourceful, and effective educational process. Through their joint participation in project-based research activities, both students and teachers can learn to anticipate new challenges, trends, and societal demands in a rapidly changing world. The objective of this article is to present the experience of expanding the methodological opportunities of teaching the discipline "Foreign Language" and introduce a qualitative research method called Online Photovoice (OPV) into the Russian scientific and educational space. It also aims to describe the algorithm of using OPV in project-based research activities. While Online Photovoice is an effective approach to social problem research, it can also be used to study various acute and emotionally charged topics in fields such as education, healthcare, culture, and sports. Using this method allows research participants to go beyond traditional communication methods and interview techniques. The language of photography, being more accessible and expressive, enables individuals to express emotions, moods, and feelings that are difficult to articulate in words. The theoretical significance of this article lies in the detailed description, for the first time in the Russian language, of the methodological aspects of Online Photovoice in the context of cross-cultural study. The practical significance of the presented experience in implementing a cross-cultural project is characterized by its contribution to improving the psychological climate in classes and creating an interactive and engaging environment for students. This approach can be applied not only in foreign language laboratory classes but also in disciplines such as Pedagogy, Methodology, and Methods in Psychological and Pedagogical Research, Fundamentals of Project Activities, Qualitative and Quantitative Methods in Psychological and Pedagogical Research, and others. The concept of this method allows students to express their thoughts and emotions, providing opportunities for deeper emotional and intellectual engagement in the learning process. Through project activities using the Online Photovoice method, students were able to create a new stimulating environment in just five practical sessions and ten hours of independent work. This environment integrated their personal and professional competences into a qualitatively new vector of their development.

Key words

photovoice, Online Photovoice, virtual photovoice, rapid photovoice, project work, English for psychologists, cross-cultural study

Acknowledgements

The authors are sincerely grateful to the students, teachers and staff of the Faculty of Pedagogy, Psychology and Communication Studies of Kuban State University for 15 years of warmth, support and inspiration.

Введение / Introduction

В настоящее время международная проектно-исследовательская деятельность играет все более важную роль в образовательном процессе вуза, особенно в сфере преподавания иностранных языков [1]. Проектная деятельность и научно-исследовательская работа как часть Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) помогают преподавателям не только повысить качество образовательной программы за счет эффективной организации всего учебного процесса, но и развить у студентов как коммуникативные, так и исследовательские навыки в межкультурном профессиональном взаимодействии [2].

С одной стороны, опыт участия студентов в кросс-культурных исследованиях в рамках проектно-исследовательской деятельности помогает им научиться применять теоретические знания и практические умения на практике. С другой стороны, межпредметный характер проектно-исследовательской деятельности подразумевает владение материалом различных, не смежных дисциплин, и, следовательно, руководство студенческими проектами требует от преподавателей повышения уровня педагогической компетенции и расширения их предметной специализации на более глубинном уровне, чем прежде [3]. Таким образом, хорошо организованный процесс про-ектно-исследовательской работы со студентами способствует формированию и развитию качественного межкультурного профессионального взаимодействия у всех участников проекта.

Обзор литературы / Literature review

Метод Online Photovoice (OPV) появился на основе качественного метода исследования «фотоголос» (от англ. photo - «фотография» и voice - «голос»). Если обратиться к руководствам, манулам и гидам по методу фотоголоса, то можно увидеть, что в документации зафиксировано два варианта написания термина: photovoice [4-7] и PhotoVoice [8-10]. В нашей работе мы будем придерживаться более распространенного варианта англоязычного написания оригинального названия метода, а именно photovoice, и будем использовать термин «метод онлайн-фотоголоса» для обозначения данного метода на русском языке.

Впервые метод фотоголоса был описан в 1997 году, когда К. Ван и М. Беррис проводили так называемое партисипаторное исследование [11]. Фотоголос позволяет респондентам исследования использовать фотографию как средство для выражения своих мыслей, чувств и опыта. Участники сами фотографируют ситуации, объекты или моменты, которые они считают важными, и затем используют эти фотографии для рассказов и обсуждений в индивидуальном формате. Важным аспектом метода является активное участие респондентов, которые имеют возможность представить свои переживания в исследовательском процессе.

Фотографии в исследованиях с применением метода фотоголоса используются различными способами, например для отражения отношения участников исследования к социальной реальности или их жизненному опыту. Исследователь анализирует и снимки, и вербальные истории участников, которые обязательно документируются. Респонденты могут делать фотографии самостоятельно или могут использовать фотографии из семейных архивов. Фотографии позволяют стимулировать разговор на сложные эмоциональные или социальные темы, помогая респондентам выражать свое отношение к изображенным ситуациям. Фотографии способствуют созданию

комфортной для коммуникации дистанции и позволяют проявить неочевидные или неосознаваемые аспекты опыта респондентов через их самораскрытие. Таким образом, целью фотоголоса является исследование и обнаружение проблем, улучшение понимания социального контекста, поощрение диалога и изменений на местном уровне [12]. Этот метод позволяет участникам высказать свои голоса и привлечь внимание к своим потребностям и желаниям. Кроме того, метод фотоголоса может использоваться в различных сферах, включая образование, здравоохранение, социальное развитие и т. д.

Эффективность традиционного фотоголоса (photovoice) в качестве качественного метода исследований в области социальной работы была изучена и описана в различных зарубежных публикациях. Наоми Кэти МакГукин, аспирант кафедры социальной работы Каледонского университета Глазго (Шотландия) [13], использовала метод фотоголоса для проведения исследования. В нем приняли участие студенты, последний год обучения которых пришелся на период изоляции в связи с пандемией коронавирусной инфекции. Результаты интервьюирования студентов показали, что метод фотоголоса позволил им выразить свое мнение и свои мысли способом, который был им недоступен на протяжении пяти лет обучения в университете.

Из всех стран постсоветского пространства Украина лидирует среди количества публикаций, в которых рассматривается метод фотоголоса в социальных исследованиях. И. В. Бурлакова и О. В. Швед, ученые кафедры украинского языка и культуры Научно-учебного гуманитарного института Национального авиационного университета (Украина), после детального рассмотрения многочисленных примеров таких видов фотоинтервью, как фотоновелла, фотоголос и фотостимуляция, пришли к выводу о том, что они дают возможность считывания больших объемов информации, изучения взаимосвязей между отдельными явлениями, проведения сравнения и отслеживания их эволюционного развития легкодоступным, систематическим способом [14]. Их коллега, профессор Татьяна Семигина, в своей статье «Методология фотоголоса (PhotoVoice) в исследованиях по социальной работе» [15] предлагает для выявления проблемы, требующей поиска путей решения, придерживаться следующего алгоритма использования фотоголоса:

- подготовительный этап (формирование программы исследования, получение заключения этической экспертизы, вербовка участников);

- практический этап (участники исследования делают фотографии и дают описания к фотографиям);

- аналитический этап (исследователи документируют и затем транскрибируют запись интервью, готовят аналитический отчет);

- информационный этап (представление результатов, информирование всех заинтересованных лиц).

За последние 15 лет количество публикаций, посвященных использованию метода фотоголоса в сфере образования, возросло, но незначительно. Кроме того, о фотоголосе стали писать как об эффективном педагогическом инструменте в рамках организации и проведения научно-исследовательских проектов на уровне высшей школы. В 2009 году ученые и профессора Кара Шелл, Алана Фергюсон, Рита Хамо-лин, Дженнифер Ши и Роанн Томас-Маклин из Университета Саскачевана (Канада) [16], делая обзор научной литературы по визуальным методам, пришли к выводу, что на момент написания статьи «Фотоголос как учебный инструмент: обучение через

практику с использованием визуальных методов» практически не существовало исследований, где метод фотоголоса фигурировал бы в учебном процессе или образовательном контексте. В своем исследовании канадские авторы установили, что для педагогов метод фотоголоса является не только успешным инструментом для проведения исследований, но и инструментом обучения студентов критическому мышлению посредством знакомства с новым способом создания знаний. В то же время студенты получают новый учебный опыт: они примеряют на себя роль исследователя и обнаруживают огромный потенциал визуальных методов для информирования научного общества о существующих проблемах, вызовах и жизненном опыте респондентов.

В 2016 году Джулианна Мосс (Университет Дикина, Австралия) и Барбара Пини (Университет Гриффита, Австралия) [17] и в 2017 году Лючиан Чолан (кафедра педагогики, Университет Бухареста, Румыния) и Лоредана Манасия (кафедра социальных наук, Университет Бухареста, Румыния) [18] отмечали в своих научных трудах, что методология фотоголоса не только не получила широкого распространения как педагогический инструмент, но и в принципе оказалась недооцененной.

Затем в 2018 году выходит статья ученых Университета Джорджа Мэйсона (США) [19], и снова авторы приходят к выводу, что несмотря на свой бесспорный трансформационный потенциал педагогические адаптации методологии фотоголоса практически не представлены в научной или учебной литературе, поэтому остается малоисследованной тонкая грань между участием в исследовательской деятельности и педагогическим вмешательством, например, в рамках поддержки учащихся из семей мигрантов в освоении языка принимающей страны, развитии их грамотности и формировании личности в целом.

В 2021 году Шамейн Баземор-Бертран из Иллинойсского государственного университета в своей статье «Использование фотоголоса в качестве учебного инструмента для изучения того, как студенты-педагоги воспринимают школьников из бедных семей» также рассматривает метод фотоголоса как учебный инструмент [20]. Использование фотоголоса в качестве педагогического инструмента (а) предоставило студентам возможность пересмотреть свои представления о бедных городских детях и понять, как лучше поддерживать детей из неблагополучных семей, и (б) помогло самому педагогу определить точки роста студентов. Метод фотоголоса позволил профессору Шамейн Баземор-Бертран создать педагогическое пространство, в котором увеличился уровень осознанности среди белых студентов за счет расширения их научного опыта, показывающего, как фотоизображения могут передавать то, что может быть упущено непосредственно в процессе личного общения.

В разгар эпидемии COVID-19 как зарубежные, так и российские ученые начали активно изучать влияние перехода вузов и колледжей на дистанционное обучение вследствие пандемии и связанной с ней изоляции на психическое и ментальное здоровье студентов и преподавателей [21, 22]. В 2020 году А. Танхан, ученый из Адыяман-ского университета (Турция), изучая, что именно помогает студентам адаптироваться к новым учебным условиям (фасилитаторные факторы) и что мешает (барьерные факторы), определил общие принципы подхода к проведению исследования с помощью качественного метода онлайн-фотоголоса (Online Photovoice, OPV) [23].

А. Танхан и его коллеги [24] приходят к следующему заключению:

- метод онлайн-фотоголоса (Online Photovoice, OPV) является более эффективным методом исследования по сравнению с традиционным методом фотоголоса (photovoice),

поскольку онлайн-формат и структура онлайн-фотоголоса экономят время, затраченное исследователями и участниками на проведение интервьюирования;

- метод онлайн-фотоголоса особенно эффективен, когда офлайн-общение невозможно или затруднено, например во время эпидемии, военных конфликтов или природных катастроф;

- метод онлайн-фотоголоса основан на традиционном методе фотоголоса, разработанном Вангом и Баррисом, поэтому термины «метод онлайн-фотоголоса» и «технология онлайн-фотоголоса» могут использоваться взаимозаменяемо в зависимости от исследования и контекста аналогично тому, как фотоголос может использоваться в качестве метода, методологии или технологии, так как у фотоголоса есть конкретный алгоритм и инструменты его применения;

- традиционный метод фотоголоса не может обеспечить анонимность;

- исследование с использованием традиционного фотоголоса может быть проведено только с относительно небольшим числом участников;

- традиционный метод фотоголоса требует физического присутствия исследователя;

- и традиционный фотоголос, и онлайн-фотоголос носят инновационный характер, позволяющий участникам исследований выразить свою точку зрения, что будет способствовать позитивным изменениям в жизни респондентов.

В 2021 году ученые Тьерри М. Люшер (Университет Свободного государства, Ман-гаунг, Южная Африка), Анджелина Уилсон Фадиджи (кафедра психологии образования, факультет образования, Университет Претории, Южная Африка), Кеамогетсе Морве (Университет Венда, Тохоянду, Южная Африка) и Тширелетсо С. Летсоало (кафедра психологии, Университет Претории, Южная Африка) вводят новый термин Rapid Photovoice (RPV), который можно перевести на русский язык как «быстрый фотоголос» [25]. По словам ученых, быстрый фотоголос (Rapid Photovoice, RPV) является модифицированной версией фотоголоса, адаптированного под проект по исследованию насилия и психологического благополучия студентов из четырех южноафриканских университетов. Термин «быстрый фотоголос» получил свое название благодаря сжатому до трех дней графику внедрения всех этапов классического метода: обучение участников, сбор и обсуждение данных и представление первых результатов. Традиционный фотоголос, как правило, подразумевает работу над проектом на протяжении нескольких недель или даже месяцев. В рамках проекта по изучению темы насилия и психологического благополучия студентов с использованием метода быстрого фотоголоса (Rapid Photovoice, RPV) основное взаимодействие преподавателей с участниками происходило в течение одной недели на трех однодневных мастерских, то есть время, затраченное на знакомство, тренинг, сбор данных, обсуждение и рефлексию, а также первичную презентацию результатов, сократилось до трех дней.

В 2022 году канадский ученый Оливье Ферлатт со своими коллегами из Университета Монреаля [26] опубликовали статью «Виртуальный фотоголос с людьми пожилого возраста: методологические размышления во время пандемии COVID-19», в которой оперировали понятием Virtual Photovoice, то есть «виртуальный фотоголос», главным отличием от традиционного метода которого является то, что интервьюирование респондентов происходит при личной встрече в онлайн-формате. В том же году Лорен Селинго и ее коллеги из Висконсинского университета (США) в своем исследовании «Предварительный анализ методов виртуального фотоголоса для изучения жизненного опыта студентов-эрготерапевтов во время пандемии COVID-19» под-

черкивают, что виртуальный фотоголос, по сути, обладает тем же трансформационным потенциалом, что и классический, поскольку меняет восприятие студентов о своей роли в исследовательском проекте. Если на первом этапе проекта студенты ощущали себя просто участниками исследования, то на этапе интервьюирования респондентов и анализе данных они уже чувствовали себя в роли со-исследователей [27]. На сегодняшний день метод виртуального фотоголоса ограниченно представлен в научной литературе [28].

В отечественной литературе и в русскоязычном научном сегменте в целом исследований с применением метода онлайн-фотоголоса (Online Photovoice, OPV) на сегодняшний день не существует, что делает наш опыт использования метода в педагогическом пространстве абсолютно уникальным.

Рассмотрим пример организации межкультурной проектно-исследовательской деятельности с помощью метода онлайн-фотоголоса (Online Photovoice, OPV) в процессе обучения английскому языку для психологов - студентов кафедры педагогики и психологии и кафедры дефектологии и специальной психологии Кубанского государственного университета в контексте повышения мотивации к изучению профессионально ориентированных дисциплин, учебный материал которых основан на английском языке.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

В 2021 году А. Танхан, разработчик методологии Online Photovoice (OPV), на турецком языке прислал нам приглашение присоединиться к кросс-культурному исследованию «Использование метода Online Photovoice (OPV) для изучения дистанционного обучения и психического здоровья студентов в период пандемии COVID-19», в котором также принимали участие ученые и созданные ими студенческие исследовательские группы из Турции, Филиппин, США, Малайзии, Индии, Пакистана, Индонезии, Египта и ряда других стран. Каждая исследовательская команда из числа студентов университетов и колледжей прошла обучение по протоколу использования онлайн-фотоголоса и только после этого допускалась непосредственно к вербовке и интервьюированию респондентов. В некоторых странах студенты получали кредиты за участие в исследовании.

Как и профессор Луис С. Вильяканьяс де Кастро из Университета Валенсии (Испания) [29], мы решили внедрить метод онлайн-фотоголоса в проектную деятельность на занятиях по английскому языку для студентов факультета педагогики, психологии и коммуникативистики Кубанского государственного университета. Данный проект «Использование метода Online Photovoice (OPV) для изучения дистанционного обучения и психического здоровья студентов в период пандемии COVID-19» был включен в дорожную карту оптимизации учебного процесса как обязательная групповая работа в проектно-исследовательской деятельности в рамках изучения дисциплины «Иностранный язык для психологов».

В состав исследовательской команды проекта вошли 40 студентов II курса (в дальнейшем - студенты-участники), обучающихся по программе бакалавриата по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (Психология образования) и 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование. Наш выбор пал на студентов II курса, поскольку они обладали необходимым для участия в проекте опытом дистанционного обучения в период изоляции во время пандемии COVID-19.

Для организации студенческого проекта была выбрана водопадная, или каскадная, модель (от англ. waterfall - «водопад»), где каждый этап работы, словно поток воды, продолжает предыдущий и не может начаться, пока он не завершился [30]. Это идеально соответствует концепции применения метода фотоголоса, поскольку при проведении исследования происходит последовательный переход от одного этапа на другой, при этом пропуск отдельного этапа и возврат на предыдущий не предусмотрен. Помимо этого, как и в классической каскадной модели управления проектами, на стадиях исследовательской деятельности увидеть результат можно только в конце работы, поэтому важно каждый раз перед переходом на следующий этап проводить проверку и приемку у преподавателя, так называемый «гейт». Строгий менеджмент каскадной модели предполагает, чтобы студенты, участвующие в проекте, были дисциплинированными, соблюдали четкую последовательность работ и жесткие требования регламентов, документировали каждый этап, оставаясь в рамках намеченного плана с фиксированными сроками [31].

Наша проектно-исследовательская работа со студентами-участниками в рамках кросс-культурного проекта «Использование метода Online Photovoice (OPV) для изучения дистанционного обучения и психического здоровья студентов в период пандемии COVID-19» проводилась на протяжении пяти недель и состояла из четырех этапов, которые описаны в табл. 1. Для обеспечения коммуникации и обмена информацией между всеми студентами-участниками кросс-культурного проекта нами был создан чат в приложении MS Teams.

Таблица 1

Этапы проектно-исследовательской работы

№ Название этапа Краткое содержание Сроки выполнения

1 Подготовительный Обучение через подробное изучение и перевод руководств к использованию метода классического фотоголоса (photovoice) и он-лайн-фотоголоса (Online Photovoice, OPV) с английского языгка на русский, рассмотрение международных кейсов по специфике применения двух методов, подготовка и защита презентаций и докладов по исследуемой теме на английском языыке Две недели

2 Тренинг Перевод онлайн-опросника и всей документации по проведению исследования с помощью метода виртуального фотоголоса (virtual photovoice) и метода онлайн-фотоголоса (Online Photovoice, OPV) с английского языгка на русский, обучение через личный опыт участия в исследовании с использованием классического фотоголоса (photovoice) и виртуального фотоголоса (virtual photovoice) Одна неделя

3 Практический Проведение исследования с применением онлайн-фотоголоса (Online Photovoice, OPV) в рамках участия в кросс-культурном проекте Одна неделя

4 Подведение итогов Перевод ответов опрошенных респондентов с русского языгка на английский, загрузка данных в базу проекта, анализ результатов исследования; рефлексия касательно опыта участия в кросс-культурном проекте Одна неделя

На подготовительном этапе студенты-участники проекта «Использование метода Online Photovoice (OPV) для изучения дистанционного обучения и психического

здоровья студентов в период пандемии COVID-19» ознакомились с видеоинструкциями по обучению методу онлайн-фотоголоса (Online Photovoice, OPV), которые специально для нас записал на английском языке А. Танхан, руководитель кросс-культурного исследования. В рамках домашней самостоятельной работы студенты распределили между собой всю документацию по качественным методам исследования, включая мануалы по визуальным методам, гиды и инструкции по методу онлайн-фо-тоголоса (Online Photovoice, OPV), тьюториалы с кейсами, затем перевели все текстовые материалы касательно специфики применения метода онлайн-фотоголоса с английского языка на русский и подготовили презентации и доклады, которые представили на мини-конференции, продолжительность которой составила четыре академических часа (две недели).

На втором этапе студенты погрузились в перевод онлайн-опросника, который был разработан и предоставлен нам А. Танханом. Опросник был оснащен подробными рекомендациями по решению сложных переводческих задач. Так, например, в некоторых странах переводилось не только само название метода, но и предлагались переводческие решения передачи акронимов таких, как SHOWED, где каждая буква является первой буквой слова из значимой части каждого вопроса. Кроме того, студенты погрузились в теорию и практику перевода опросников, осваивая специфику и все тонкости создания русскоязычных версий и адаптаций зарубежных опросников. На практическом занятии студенты знакомились с понятиями «симметричный перевод» и «асимметричный перевод» опросников, коллективно обсуждали все возможные варианты перевода текста и принимали совместное решение о том, как в каждом отдельном проблемном для перевода случае сохранять верность оригиналу текста и его прагматический потенциал, ориентируясь на точность смысла того или иного высказывания или утверждения.

Когда перевод опросника был готов, необходимо было сначала проверить его методом обратного перевода, другими словами, провести проверку эквивалентности перевода оригиналу. Для этого мы пригласили 1 студента магистратуры кафедры английской филологии и 12 студентов магистратуры кафедры дефектологии и специальной психологии Кубанского государственного университета перевести русскоязычный опросник на оригинальный язык, тем самым помочь студентам-участникам пройти проверку качества их перевода. Сравнение двух вариантов выявило ошибки, неточности, неправильное понимание исходного текста. Здесь важно отметить, что преподавателям необходимо контролировать свои порывы вмешаться и за студентов выполнить перевод опросника или подсказать им более точные варианты перевода. Таким образом, студенты учатся самостоятельно и ответственно подходить к выполнению своей работы, не ожидая, что преподаватель все исправит за них.

После внесения правки опросник был протестирован на 60 студентах I и II курсов кафедры дефектологии и специальной психологии, изъявивших желание принять участие в опросе. После того как была собрана обратная связь и пожелания студентов-добровольцев изменить сложные и трудные для понимания формулировки, опросник был доработан и прошел повторную проверку при участии студентов-магистрантов факультета педагогики, психологии и коммуникативистики первого курса заочной формы обучения.

После этого студенты-участники сначала сами ответили на все вопросы готового опросника, а потом провели личное интервьюирование своих друзей и знакомых.

Здесь необходимо отметить, в чем заключалась разница между традиционным фотоголосом и виртуальным фотоголосом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Процесс интервьюирования с помощью традиционного метода фотоголоса выглядел следующим образом: студенты-участники проводили две личные встречи со своими респондентами: первая встреча необходима была для того, чтобы получить согласие человека на участие в самом опросе, а также согласие на анонимную передачу данных (фотографии и задокументированный рассказ респондента) ученым для статистического определения результатов и согласие на публикацию суммарных результатов исследования в научных журналах, ознакомить респондента с темой интервью, процедурой опроса, продолжительностью, объяснить, что означает анонимность и конфиденциальность в исследовании, раскрыть критерии к фотоизображению (собственная фотография, сделанная при помощи фотоаппарата или камеры смартфона, отражающая отношение, эмоции и мысли по поводу исследуемой темы, не содержащая четкого изображения лиц людей и их личные данные, номера телефонов, паспортные данные или номера машин и т. д.) и вторая личная офлайн-встреча (интервьюирование по алгоритму SHOWED).

Процесс использования метода виртуального фотоголоса заключался в следующем: студенты-участники принимали участие в онлайн-опросе, следуя подробной видеоинструкции по использованию алгоритма SHOWED перед каждым разделом опросника.

Здесь следует пояснить, что метод онлайн-фотоголоса (Online Photovoice, OPV) основан на двух важных компонентах: фотографии и истории, рассказываемой респондентом по определенному алгоритму, именуемому SHOWED, который стимулирует респондентов создавать связный рассказ, а не просто кратко отвечать на каждый вопрос по двум заранее подготовленным и загруженным фотографиям. В нашем кросс-культурном проекте «Использование метода Online Photovoice (OPV) для изучения дистанционного обучения и психического здоровья студентов в период пандемии COVID-19» фотография № 1, сделанная лично каждым респондентом, была олицетворением того, что помогало ему/ей адаптироваться к новым учебным условиям во время дистанционного обучения в период изоляции в связи с пандемией корона-вирусной инфекции (табл. 2); в то время как фотография № 2 отражала то, что ассоциировалось у респондентов с тем, что мешало им сосредоточиться на учебе и создавало дополнительные сложности в обучении (см. табл. 3).

Таблица 2

Вопросы к фотографии № 1 для выявления фасилитаторных факторов

S. What do you See in the picture as representative of the facilitator/strength/support for you or your community as part of your COVID-19 online and/ or distance education experience (from the beginning till today)?

H. What is Happening in the picture you have taken? (Briefly describe the picture). O. How does that relate to (y)Our life as a person and/or community? W. What is it that contributes to or creates the barrier/concern?

E. What did you Experience (feelings, thoughts, sensations, behaviors) when you took the photo and when you wrote the caption and then submitted the photo?

D. What can we (as mental health professionals, peers, universities, institutions, and all) Do about it?

Таблица 3

Вопросы к фотографии № 2 для выявления барьерных факторов

S. What do you See in the picture as representative of the barrier (concern/issue) for you or your community as part of your COVID-19 online and/or distance education experience (from the beginning till today)? H. What is Happening in the picture you have taken? (Briefly describe the picture). O. How does that relate to (y)Our life as a person and/or community? W. What is it that contributes to or creates the barrier/concern?

E. What did you Experience (feelings, thoughts, sensations, behaviors) when you took the photo and when you wrote the caption and then submitted the photo?

D. What can we (as mental health professionals, peers, universities, institutions, and all) Do about it?_

Следовательно, за одну неделю студенты-участники смогли пройти обучение и освоить методологию через приобретение личного опыта участия в исследовании с помощью как традиционного метода фотоголоса, так и виртуального фотоголоса. Кроме того, что особенно важно для развития ключевых речевых и языковых компетенций учащихся в рамках реализации дисциплины «Иностранный язык для психологов», студенты получили опыт перевода и адаптации англоязычного опросника, включая организационные и содержательные аспекты этого процесса.

После апробации и валидации русскоязычной версии опросника в рамках кросс-культурного проекта по методу онлайн-фотоголоса (Online Photovoice, OPV) был определен минимум в 120 респондентов в возрасте от 18 до 20 лет с обязательным опытом дистанционного обучения в период изоляции во время пандемии COVID-19. На этом этапе в течение одной недели студенты-участники осуществляли поиск респондентов с учетом требуемых критериев и делились ссылкой на опросник, который был создан при помощи Google Forms. Согласно регламенту проекта, каждый студент-участник должен был опросить трех респондентов.

На последнем этапе студенты-участники осуществляли перевод ответов своих опрошенных респондентов с русского языка на английский для дальнейшего анализа результатов исследования и написания в будущем на английском языке статей (по желанию). Кроме того, студентам-участникам было предложено написать эссе, чтобы отрефлексировать свой опыт участия в данном кросс-культурном проекте «Использование метода Online Photovoice (OPV) для изучения дистанционного обучения и психического здоровья студентов в период пандемии COVID-19».

Результаты исследования / Research results

В рамках реализации кросс-культурного проекта «Использование метода Online Photovoice (OPV) для изучения дистанционного обучения и психического здоровья студентов в период пандемии COVID-19» студенты-участники опросили 120 респондентов, которые выразили согласие на участие в интервью. Из них только 74 респондента (12 мужчин и 64 женщины) согласились предоставить свои ответы для проведения более детального научного анализа в лабораторных условиях. Средний возраст опрошенных составил 19,8 ± 4,71 года.

В процессе перевода полученных задокументированных материалов респондентов студенты-участники также строго следовали методологии онлайн-фотоголоса (Online Photovoice, OPV), которая состоит из пяти шагов. Сначала студенты-участ-

ники перевели с русского языка на английский данные по фотографии № 1, в частности, какой фактор являлся для респондентов наиболее важным во время дистанционного обучения в период изоляции (рис. 1).

You may choose to understand mis step 1 through a) watching the VIDEO, b) listening to the AUDIO, and/or c) reading the following sentences

Step 1: Deciding The Most Important Facilitator: Now you can reflect on all possible facilitators supports during COYID-19 online and or diuonce education process. You can n rite down at least one at most 10 facilitators in the following box. Before move to the next step, please take a little more time to IDENTIFY which factor is the most important one and please keep that in >our mind and move to the 2nd step

Family computer friends girt hometown

100%

Рис. 1. Пример перевода с русского языка на английский фасилитаторного фактора респондента

Далее студенты-участники загрузили в базу данных проекта фотографии респондентов. Необходимо отметить, что загружались в базу данных только те фотографии, на которых лица людей не видны или видны нечетко, например, это могли быть фотографии людей, находящихся на большом расстоянии, или обработанные таким образом, чтобы лица людей и их личные данные были скрыты путем ретуши или замены пикселей, чтобы защитить конфиденциальность людей, снятых на фотографии (рис. 2).

You may choose to understand this step 2 through a) watching the VIDEO, b) listening to the AUDIO, and/or c) reading the following sentences

Step 2: Taking a Representative Photo of the Most Important Facilitator and l'ploading it:

Based on the first step, now you can take a photo that represents the most important facilitator You can take as many photos as you want: however, you will be able to upload only one photo You can choose from your old photos as well. You should not include any photos of human faces including yourself and private property in a way that can be recognized by others. The photo does not have to represent the facilitator explicitly, it is based on your perception, interpretation, and preferences. Although you can use photos from internet that do not have copyright issues, we strongly encourage you to take your own photo or use trotn your already available ones. Please upload your photo from the following link.

фото 6 ¡рд

Рис. 2. Пример загрузки первой фотографии респондента

После этого студенты-участники перевели истории опрошенных респондентов, которые более подробно объясняли, что помогало им во время дистанционного обучения в период изоляции в связи с пандемией коронавирусной инфекции (фасили-таторный фактор), включая подпись к фотографии № 1 (рис. 3).

You may choose to understand this step 3 through a) watching toe VIDEO, b) listening to the

Step 3: Writing a Story Caption for the Facilitator and Photo: Based on the first and second steps, you will write a caption, story that explains the most important facilitator and its representative photo in a little more detail. We highly suggest you to follow SHOWED acronym to put a whole meaningful story or you can write the story caption in a comprehensive way without following the SHOWED acronym aspect. However, striving to include SHOWED acronym aspects

£What do you Stt in the picture as representative of the facilitator strength support for you and or your community as part of your COYID-19 online and or distance education experience (from the

¿¿What is tfappening in the picture you have taken? (Briefly describe the picture). Q How does that relate to (y)(?ur life as a person and or community?

£ What did you Experience (feelings, thoughts, sensations, behaviors) when you took the photo £ What can we (as mental health professionals, peers, university, and all) ¿)o about it°

My mam support is my cat When I had to do assignments for the university all night she always came sat next to me watched and even tried to play with me When everyone

In this photo my cat is lying on the carpet in my room She tnes to get attention expects me

Those who have pets will understand me well For us they are just a period in life and we are for them a whole lite Any display of attention of this fluffy animal to me makes me smile • land feel happy That is why her presence next to me on those long nights when I studied

Рис. 3. Пример перевода истории респондента к фотографии № 1 с русского языка на английский

и его загрузка в базу данным проекта

При возникновении трудностей в процессе перевода историй респондентов с русского языка на английский студенты-участники консультировались с преподавателем. Затем студенты-участники осуществили перевод метафоры, которая объединила фасилитаторный фактор, историю, фотографию и подпись к ней (рис. 4).

You may choose to understand this step 4 through a) watching the VIDEO, b) listening to the AUDIO, and/or c) reading the following sentences

Step 4: Writing a Theme or Metaphor for the Facilitator. Photo, and Caption: Now you can

consider all the first three steps and write at least one (at most three) fheme or metaphor that summarizes the most important facilitator and its photo and caption story. Please write at least one (at most three themes) or metaphors, and strive to not use more than 10 words in this section.

Beauty sky Novorossiysk house sea

Рис. 4. Пример перевода метафоры, которая объединила фасилитаторный фактор респондента, его историю,

фотографию и подпись к ней

Далее студенты-участники отметили в базе данных, к какой системе (или системам) респондент отнес свой фасилитаторный фактор: индивидуальная / интрапси-

хическая, микросистема, экзосистема и/или макросистема (рис. 5).

You may choose to understand this step 5 through •) watching the VIDEO, b) listening to the AUDIO, and'or c) reading the following sentences

Step 5: Attributing the Barrier« to which Systems: When you reflect on all the four steps, to n hich of the folio« ing system s do you attribute the most important banner: Individual intrapsychic, microsystem, exosystem. and or macrosystcm? Please choose all the appropriate ones for you.

Q Individual intrapsychic factors (one s emotions thoughts behaviors attitudes sex education etc )

□ Microsystem factors (family school peers physical environment/neighborhood religious spiritual resources etc )

□ Exosystem factors (media neighbors social services local administration local institutions etc )

□ Macr»system factors (governments and their policies society values economy international institutions etc )

Q All the systems above contribute to the facilitator

Рис. 5. Пример ввода дополнительных данных респондента

После этого студенты-участники повторили шаги 1-5 для второй фотографии респондента, отражающей барьерный фактор, то есть то, что мешало или вызывало дополнительные трудности в дистанционном обучении в период изоляции. Кроме того, студенты-участники перевели с русского языка на английский демографические данные своих респондентов (рис. 6).

После загрузки всех данных в базу проекта студентам-участникам был предложен просмотр обучающего вебинара, проведенного А. Танханом на английском языке. Главной целью данного вебинара было продемонстрировать применение метода онлайн интерпретативного феноменологического анализа (ОИФА) для обработки результатов исследования. Студентам-участникам была предоставлена возможность под руководством преподавателя интерпретировать обнаруженные темы, связи и паттерны. На основе этих интерпретаций в своем рефлексивном эссе студенты сформулировали рекомендации, направленные на преодоление трудностей, возникающих при дистанционном обучении. Помимо этого студенты-участники описали и структурировали свой опыт, мысли и эмоции относительно того, как участие в кросс-культурном проекте повлияло не только на развитие их языковых компетенций, но и на их личное развитие и мировоззрение.

Section 4: Demographic Questions

Please answer the following questions. All the questions are multiple-choice or require fen words, and some of them are optional.

How old are you? 19

What is your sex?

о Male О Female

О Prefer no to disclose

Which country do you currently live in4 Russian Federation

Which city do you cinrently hye in4

Novorossiysk What is your nationality?

Russian

Рис. 6. Пример ввода демографических данных респондента

Заключение / Conclusion

Уникальность опыта работы с методом онлайн-фотоголоса в кросс-культурном проекте «Использование метода Online Photovoice (OPV) для изучения дистанционного обучения и психического здоровья студентов в период пандемии COVID-19» заключается в инновационном подходе к обучению английскому языку студентов психолого-педагогического факультета. Как показал анализ рефлексивных эссе студентов, метод онлайн-фотоголоса позволил нам создать такое пространство, в котором личные и профессиональные компетенции студентов были успешно интегрированы в качественно новый вектор развития каждого участника: одни студенты начали задумываться о социальной направленности своей будущей профессии и приняли участие в конкурсе социальных стартапов, другие проявили интерес к научной деятельности и научному волонтерству, третьи активно включились в коллаборационные проекты «Точки Кипения» и т. д.

В процессе применения метода онлайн-фотоголоса в проектной деятельности студенты вырабатывали навыки устной речи, позволяющие им выражать свои мысли, чувства и переживания, а также успешно общаться и участвовать в дискуссиях и презентациях. Благодаря данному методу студенты также тренировали свою способность понимать речь настоящих носителей английского языка, прослушивая лекции и ве-бинары по исследуемой теме. Они развивали умение работать с текстом, выделять ключевую информацию, анализировать и интерпретировать прочитанное. Помимо этого студенты получали возможность тренироваться в ясном и грамотном письменном изложении мыслей, составлении и переводе документации с английского языка на русский и с русского языка на английский, написании эссе, отчетов и других письменных текстов на английском языке.

Также проект включал работу над глубоким пониманием грамматики языка при переводе опросников, историй респондентов, кейсов и другой документации, что

способствовало расширению словарного запаса, знакомству с новыми терминами и понятиями. Реализация данного метода в проекте также включала развитие умения адаптироваться к различным культурным контекстам, проявлять уважительное отношение к многообразию. Развитие способности применять полученные знания и навыки в реальном контексте привело к ожидаемым результатам, а именно: повышение мотивации студентов и их уверенности в своих профессиональных навыках, а также развитие эмпатии в пространстве, которое поощряет студентов делиться своим личным опытом и понимать опыт других студентов. Студентам также была предоставлена возможность расширить свою информационную базу о новейших методиках, разработках и исследованиях в области педагогики и психологии, существующих сегодня в англоязычном сегменте. Применение данного метода в проектной деятельности также способствовало развитию критического мышления, гибкости, ответственности, самостоятельности, а также умению эффективно работать в команде.

Ссылки на источники / References

1. Волкодав Т. В., Волкодав Е. В. Дизайн-мышление как инструмент разработки психологических настольных игр для подростков-билингвов: дидактический потенциал дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 08 (август). -URL: http://e-koncept.ru/2023/231074.htm

2. Исаева М. А., Плиева А. О. Организация проектно-исследовательской деятельности студентов в условиях современного ВУЗа // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 74(4). - С. 88-90.

3. Кудинова О. С., Скульмовская Л. Г. Проектная деятельность в ВУЗе как основа инноваций // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 4. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27928

4. Photovoice Facilitator's guide // Rutgers. - URL: https://rutgers.international/wp-content/uploads/2021/09/Pho-tovoice-Facilitators-guide.pdf

5. Photovoice Manual. - URL: https://doi.org/10.13140/RG.2.2.17685.12006

6. Palibroda B., Krieg B., Murdock L., & Havelock J. A practical guide to photovoice: Sharing pictures, telling stories, and changing communities. - 2009. - URL: https://glcopmcgill.ca/wp-content/uploads/2015/04/photovoice_manual.pdf

7. Amos S., Read K., Cobb M., & Pabani N. Facilitating a Photovoice Project: What you need to know! - 2012. - URL: https://foodarc.ca/makefoodmatter/wp-content/uploads/sites/3/VOICESPhotovoiceManual.pdf

8. The PhotoVoice Manual. A guide to designing and running participatory photography projects. - URL: https://eclass.hmu.gr/modules/document/file.php/YK128/PV_Manual.pdf

9. PhotoVoice Manual for Participatory Photography. - URL: https://connect.photovoice.org/photovoice-manual

10. The PhotoVoice manual. A guide to designing and running participatory photography projects. - URL: https://www.girlsnotbrides.org/learning-resources/resource-centre/the-photovoice-manual-a-guide-to-design-ing-and-running-participatory-photography-projects

11. Wang C., Burris M. A. Photovoice: concept, methodology, and use for participatory needs assessment // Health Education and Behavior. - 1997. - 24. - Р. 369-387. - URL: https://doi.org/10.1177/109019819702400309

12. Waegh R. D., Teaurere R., Orams M.B., & LQck M. Online photovoice to engage indigenous Cook Islands youth in the exploration of social and ecological wellbeing amidst a global disruption // Frontiers in Sustainable Tourism. -2023. - URL: https://https://doi.org/10.3389/frsut.2023.1172034

13. McGookin N. K. It was kinda like D.I.Y closure. Using Photovoice to capture the experiences of final year social work students graduating amidst the pandemic // Qualitative Social Work. - 2023. - 22(4). - Р. 623-642. - URL: https://doi.org/10.1177/14733250221105081

14. Бурлакова И. В., Швед О. В. Визуализация информации как способ построения интерактивной коммуникации и привлечения общественности к процессу принятия решений // Science and Education a New Dimension. Humanities and Social Sciences. - 2016. - № IV(18). - Р. 61-65.

15. Семипна Т. Методолопя фотоголос (photovoice) у дослщженнях iз сощальноТ роботи // Social Work and Education. - 2022. - № 9(3). - С. 210-225. - URL: https://doi.org/10.25128/2520-6230.22.33

16. Schell K., Ferguson A., Hamoline R., Shea J., Thomas-Maclean R. Photovoice as a Teaching Tool: Learning by Doing with Visual Methods // The International Journal of Teaching and Learning in Higher Education. - 2009. - 21. -Р. 340-352. - URL: https://www.isetl.org/ijtlhe/pdf/IJTLHE639.pdf

17. Moss J., & Pini B. Visual research methods in educational research. - Basingstoke, England: Palgrave Macmillan. -2016. - URL: https://doi.org/10.1057/9781137447357

18. Ciolan L., Manasia L. Reframing Photovoice to Boost Its Potential for Learning Research // International Journal of Qualitative Methods. - 2017. - 16(1). - URL: https://doi.org/10.1177/1609406917702909

19. Call-Cummings M., Hauber-Ozer M., Byers C. C., Mancuso G. P. The power of/in Photovoice // International Journal of Research & Method in Education. - 2018. - 42. - Р. 399 -413. - URL: https://doi.org/10.1080/1743727X.2018.1492536

20. Bazemore-Bertrand S. Using Photovoice as a Teaching Tool to Explore Pre-service Teachers' Perceptions of Students from Impoverished Backgrounds // Journal of Urban Learning, Teaching, and Research. - 2021. - 16. - Р. 4357. - URL: https://10.51830/jultr.18

21. TQmkaya S., Kayiran B. K., Tanhan A., Arslan U. Using Online Photovoice (OPV) to Understand Youths' Perceptions of Distance Education during COVID-19 // International Journal of Education and Literacy Studies. - 2021. - URL: https://journals.aiac.org.au/index.php/IJELS/article/view/6940

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Blackburn A. M. et al. Author Correction: COVIDiSTRESS diverse dataset on psychological and behavioural outcomes one year into the COVID-19 pandemic // Scientific Data. - 2022. - 10. - URL: https://doi.org/10.1038/s41597-022-01383-6

23. Tanhan A. Utilizing Online Photovoice (OPV) Methodology to Address Biopsychosocial Spiritual Economic Issues and Wellbeing during Covid-19: Adapting OPV to Turkish // Turkish Studies. - 2020. - 15(4). - Р. 1029-1086. - URL: https://dx.doi.org/10.7827/TurkishStudies.44451

24. Tanhan A., Arslan G., Yavuz K. F., Young J. S. et al. A constructive understanding of mental health facilitators and barriers through Online Photovoice (OPV) during COVID-19 // Ekonomik ve Sosyal Ara§tirmalar Dergisi. - 2021. -2(21). - Р. 214-249. - URL: https://dergipark.org.tr/en/pub/esamdergisi/issue/64932/956618

25. Luescher T. M., Fadiji A. W., Morwe K., Letsoalo T. S. Rapid Photovoice as a Close-Up, Emancipatory Methodology in Student Experience Research: The Case of the Student Movement Violence and Wellbeing Study // International Journal of Qualitative Methods. - 2021. - 20. - URL: https://doi.org/10.1177/16094069211004124

26. Ferlatte O., Karmann J., Gariepy G., Frohlich K. L. et al. Virtual Photovoice With Older Adults: Methodological Reflections during the COVID-19 Pandemic // International Journal of Qualitative Methods. - 2022. - 21. - URL: https://doi.org/10.1177/16094069221095656

27. Selingo L. A., Barcelona M., Lee D., Massey M. et al. Preliminary Analysis of Virtual Photovoice Methods Used in Exploring OT Students' Lived Experience During the COVID-19 Pandemic // The American Journal of Occupational Therapy. - 2022. - URL: https://doi.org/10.5014/ajot.2022.76S1-PO117

28. Call-Cummings M., & Hauber-Ozer M. Virtual Photovoice: Methodological Lessons and Cautions // The Qualitative Report. - 2021. - 26(10). - Р. 3214-3233. - URL: https://doi.org/10.46743/2160-3715/2021.4971

29. Villacanas-de-Castro L. S. 'We are more than EFL teachers - we are educators': emancipating EFL student-teachers through photovoice // Educational Action Research. - 2017. - 25. - Р. 610-629. - URL: https://doi.org/10.1080/09650792.2016.1215930

30. Не только Agile: как устроена модель Waterfall и в каких проектах ее использовать // Challenge от вуза до топ-компании. - URL: https://changellenge.com/article/ne-tolko-agile-kak-ustroena-model-waterfall-i-v-kakikh-proektakh-ee-ispolzovat

31. Сурков А. Как устроена каскадная модель управления проектами. Недостатки и преимущества waterfall. Гибридные методологии // Новое профильное медиа «Метрология Pro». - URL: https://kachestvo.pro/kachestvo-upravleniya/proektnoe-upravlenie/kak-ustroena-kaskadnaya-model-upravleniya-proektami

1. Volkodav, T. V., & Volkodav, E. V. (2023). "Dizajn-myshlenie kak instrument razrabotki psihologicheskih nastol'nyh igr dlya podrostkov-bilingvov: didakticheskij potencial discipliny "Inostrannyj yazyk v professio-nal'noj deyatel'nosti" [Design thinking as a tool for developing psychological board games for bilingual teenagers: the didactic potential of the discipline "Foreign language in professional activity"], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 08 (avgust). Available at: http://e-koncept.ru/2023/231074.htm (in Russian).

2. Isaeva, M. A., & Plieva, A. O. (2022). "Organizaciya proektno-issledovatel'skoj deyatel'nosti studentov v usloviyah sovremennogo VUZa" [Organization of project-based and research activities of students in the conditions of a modern university, Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, № 74(4), pp. 88-90 (in Russian).

3. Kudinova, O. S., & Skul'movskaya, L. G. (2018). "Proektnaya deyatel'nost' v VUZe kak osnova innovacij" [Project-based activity at the University as the basis of innovation], Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, № 4. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27928 (in Russian).

4. "Photovoice Facilitator's guide", Rutgers. Available at: https://rutgers.international/wp-content/up-loads/2021/09/Photovoice-Facilitators-guide.pdf (in English).

5. Photovoice Manual. Available at: https://doi.org/10.13140/RG.2.2.17685.12006 (in English).

6. Palibroda B., Krieg B., Murdock L., & Havelock J. (2009). A practical guide to photovoice: Sharing pictures, telling stories, and changing communities. Available at: https://glcopmcgill.ca/wp-content/uploads/2015/04/pho-tovoice_manual.pdf (in English).

7. Amos, S., Read, K., Cobb, M., & Pabani, N. (2012). Facilitating a Photovoice Project: What you need to know! Available at: https://foodarc.ca/makefoodmatter/wp-content/uploads/sites/3/VOICESPhotovoiceManual.pdf (in English).

8. The PhotoVoice Manual. A guide to designing and running participatory photography projects. Available at: https://eclass.hmu.gr/modules/document/file.php/YK128/PV_Manual.pdf (in English).

9. PhotoVoice Manual for Participatory Photography. Available at: https://connect.photovoice.org/photovoice-man-ual (in English).

10. The PhotoVoice manual. A guide to designing and running participatory photography projects. Available at: https://www.girlsnotbrides.org/learning-resources/resource-centre/the-photovoice-manual-a-guide-to-design-ing-and-running-participatory-photography-projects (in English).

11. Wang, C., Burris, M. A. (1997). "Photovoice: concept, methodology, and use for participatory needs assessment", Health Education and Behavior, 24, pp. 369-387. Available at: https://doi.org/10.1177/109019819702400309 (in English).

12. Waegh, R. D., Teaurere, R., Orams, M. B., & Luck, M. (2023). "Online photovoice to engage indigenous Cook Islands youth in the exploration of social and ecological wellbeing amidst a global disruption", Frontiers in Sustainable Tourism. Available at: https://https://doi.org/10.3389/frsut.2023.1172034 (in English).

13. McGookin, N. K. (2023). "It was kinda like D.I.Y closure. Using Photovoice to capture the experiences of final year social work students graduating amidst the pandemic", Qualitative Social Work, 22(4), pp. 623-642. Available at: https://doi.org/10.1177/14733250221105081 (in English).

14. Burlakova, I. V., Shved, O. V. (2016). "Vizualizaciya informacii kak sposob postroeniya interaktivnoj kommunikacii i privlecheniya obshchestvennosti k processu prinyatiya reshenij" [Visualization of information as a way to build interactive communication and involve the public in the decision-making process], Science and Education a New Dimension. Humanities and Social Sciences, № IV(18), pp. 61-65 (in Russian).

15. Semigina, T. (2022). "Metodologiya fotogolos (photovoice) u doslidzhennyah iz social'noi roboti [Methodology of photo voice (photovoice) in Social Work Research], Social Work and Education, № 9(3), pp. 210-225. Available at: https://doi.org/10.25128/2520-6230.22.3.3 (in Ukrainian).

16. Schell, K., Ferguson, A., Hamoline, R., et al. (2009). "Photovoice as a Teaching Tool: Learning by Doing with Visual Methods", The International Journal of Teaching and Learning in Higher Education, 21, 340-352. Available at: https://www.isetl.org/ijtlhe/pdf/IJTLHE639.pdf (in English).

17. Moss, J., & Pini, B. (2016). Visual research methods in educational research, Palgrave Macmillan, Basingstoke, England. Available at: https://doi.org/10.1057/9781137447357 (in English).

18. Ciolan, L., & Manasia, L. (2017). "Reframing Photovoice to Boost Its Potential for Learning Research", International Journal of Qualitative Methods, 16(1). Available at: https://doi.org/10.1177/1609406917702909 (in English).

19. Call-Cummings, M., Hauber-Ozer, M., Byers, C. C., & Mancuso, G. P. (2018). "The power of/in Photovoice", International Journal of Research & Method in Education, 42, pp. 399-413. Available at: https://doi.org/10.1080/1743727X.2018.1492536 (in English).

20. Bazemore-Bertrand, S. (2021). "Using Photovoice as a Teaching Tool to Explore Preservice Teachers' Perceptions of Students from Impoverished Backgrounds", Journal of Urban Learning, Teaching, and Research, 16, pp. 43-57. Available at: https://10.51830/jultr.18 (in English).

21. Tumkaya, S., Kayiran, B. K., Tanhan, A., & Arslan, U. (2021). "Using Online Photovoice (OPV) to Understand Youths' Perceptions of Distance Education during COVID-19", International Journal of Education and Literacy Studies. Available at: https://journals.aiac.org.au/index.php/IJELS/article/view/6940 (in English).

22. Blackburn, A. M., et al. (2022). "Author Correction: COVIDiSTRESS diverse dataset on psychological and behavioural outcomes one year into the COVID-19 pandemic", Scientific Data, 10. Available at: https://doi.org/10.1038/s41597-022-01383-6 (in English).

23. Tanhan, A. (2020). "Utilizing Online Photovoice (OPV) Methodology to Address Biopsychosocial Spiritual Economic Issues and Wellbeing during Covid-19: Adapting OPV to Turkish", Turkish Studies, 15(4), pp. 1029-1086. Available at: https://dx.doi.org/10.7827/TurkishStudies.44451 (in English).

24. Tanhan, A., Arslan, G., Yavuz, K. F., Young, J. S. et al. (2021). "A constructive understanding of mental health facilitators and barriers through Online Photovoice (OPV) during COVID-19", Ekonomik ve Sosyal Ara$tirmalar Dergisi, 2(21), pp. 214-249. Available at: https://dergipark.org.tr/en/pub/esamdergisi/issue/64932/956618 (in English).

25. Luescher, T. M., Fadiji, A. W., Morwe, K., & Letsoalo, T. S. (2021). "Rapid Photovoice as a Close-Up, Emancipatory Methodology in Student Experience Research: The Case of the Student Movement Violence and Wellbeing Study",

International Journal of Qualitative Methods, 20. Available at: https://doi.org/10.1177/16094069211004124 (in English).

26. Ferlatte, O., Karmann, J., Gariépy, G., Frohlich, K. L. et al. (2022). "Virtual Photovoice With Older Adults: Methodological Reflections during the COVID-19 Pandemic", International Journal of Qualitative Methods, 21. Available at: https://doi.org/10.1177/16094069221095656 (in English).

27. Selingo, L. A., Barcelona, M., Lee, D., Massey, M. et al. (2022). "Preliminary Analysis of Virtual Photovoice Methods Used in Exploring OT Students' Lived Experience During the COVID-19 Pandemic", The American Journal of Occupational Therapy. Available at: https://doi.org/10.5014/ajot.2022.76S1-PO117 (in English).

28. Call-Cummings, M., & Hauber-Ozer, M. (2021). "Virtual Photovoice: Methodological Lessons and Cautions", The Qualitative Report, 26(10), pp. 3214-3233. Available at: https://doi.org/10.46743/2160-3715/2021.4971 (in English).

29. Villacañas-de-Castro, L. S. (2017). "'We are more than EFL teachers - we are educators': emancipating EFL student-teachers through photovoice", Educational Action Research, 25, 610-629. Available at: https://doi.org/10.1080/09650792.2016.1215930 (in English).

30. "Ne tol'ko Agile: kak ustroena model' Waterfall i v kakih proektah ee ispol'zovat'" [Not only Agile: how the Waterfall model works and in which projects to use it], Challenge ot vuza do top-kompanii. Available at: https://changel-lenge.com/article/ne-tolko-agile-kak-ustroena-model-waterfall-i-v-kakikh-proektakh-ee-ispolzovat (in Russian).

31. Surkov, A. "Kak ustroena kaskadnaya model' upravleniya proektami. Nedostatki i preimushchestva waterfall. Gi-bridnye metodologii" [How the cascade model of project management works. Disadvantages and advantages of waterfall. Hybrid methodologies], Novoe profil'noe media "Metrologiya Pro". Available at: https://kachestvo.pro/kachestvo-upravleniya/proektnoe-upravlenie/kak-ustroena-kaskadnaya-model-uprav-leniya-proektami (in Russian).

Вклад авторов

Т. В. Волкодав - администрирование проекта, методология, анализ результатов проекта, написание первоначального черновика манускрипта, супервизия.

Е. В. Волкодав - концептуализация, исследование, редактирование текста статьи.

Contribution of the authors

T. V. Volkodav - project administration, methodology, analysis of project results, writing the initial draft of the manuscript, supervision.

E. V. Volkodav - conceptualization, research, editing of the text of the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.