Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА НОВОГО ТИПА НА БАЗЕ КРОСС - ПЛАТФОРМЕННОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ: МЕТОДИКА И АПРОБАЦИЯ'

ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА НОВОГО ТИПА НА БАЗЕ КРОСС - ПЛАТФОРМЕННОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ: МЕТОДИКА И АПРОБАЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРОСС- ПЛАТФОРМЕННЫЙ ПРОЕКТ / ИКТ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов Андрей Андреевич

Автором представлено многокомпонентное практическое исследование электронной образовательной среды нового типа на примере авторского кросс-платформенного проекта Langteach-online, ориентированного на обучение иностранных студентов русскому языку. Электронная образовательная среда нового типа позволяет создавать онлайн-курсы без использования западных систем управления обучением, таких как LMS Moodle, Schoology и других с интеграцией мобильных устройств обучаемых в смешанном и дистанционном форматах. Методология настоящего исследования позволяет создавать мультидисциплинарные онлайн-курсы преподавателям без специальной подготовки в области информационных технологий и программирования, что особенно актуально в условиях пандемии Covid-19. Приводятся результаты применения кросс-платформенного проекта Langteach-online в обучении иностранных граждан русскому языку на уровнях бакалавриата и магистратуры в ряде высших учебных заведений Российской Федерации с целью формирования творческой профессиональной личности выпускника-иностранца. Мультиформатность заданий и материалов (текст, видео, аудио, графические изображения, презентации) позволяет говорить о возможности использования кросс-платформенных проектов данного типа не только для преподавания практических курсов по иностранным языкам и РКИ, но и других дисциплин. Обучение на основе данной модели может осуществляться как в смешанном, так и в дистанционном формате. Система технической и методической организации кросс-платформенного проекта обладает гибкостью, которая позволяет использовать её внутри личного веб-ресурса преподавателя или образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецов Андрей Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW TYPE OFE - LEARNING ENVIRONMENT BASED ON A CROSS - PLATFORM LEARNING MODEL: METHODOLOGY AND TESTING

The author presents a multi-component practical study of a new type of electronic educational environment on the example of the author’s cross-platform project Langteach-online, aimed at teaching foreign students Russian. A new type of elearning environment will allow you to create online courses without the use of Western learning management systems, such as LMS Moodle, Schoology, and others with the integration of mobile devices that are trained in the learning process in mixed and distance formats. The methodology of this study will allow creating multidisciplinary online courses for teachers without special training in information technology and programming, which is especially relevant in the context of the Covid-19 pandemic. Russian cross-platform project Langteach-online is used in teaching foreign citizens Russian at the bachelor’s and master’s levels in a number of higher educational institutions of the Russian Federation in order to form a creative professional personality of a foreign graduate. The multi-format of organized tasks and materials (text, video, audio, graphics, presentations) allows us to talk about the possibility of using cross-platform projects of this type not only for teaching practical courses in foreign languages and RFL, but also other disciplines that are taught in schools and higher educational institutions. Training based on this model can be carried out both in blended and distant formats. The system of technical and methodological organization of a cross-platform project has the fexibility to use it inside the personal web resource of a teacher or educational institution.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА НОВОГО ТИПА НА БАЗЕ КРОСС - ПЛАТФОРМЕННОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ: МЕТОДИКА И АПРОБАЦИЯ»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2021. №1

А. А. Кузнецов

Электронная образовательная среда нового

ТИПА НА БАЗЕ КРОСС-ПЛАТФОРМЕННОЙ МОДЕЛИ

обучения: методика и апробация

(кафедра методики преподавания РКИ Государственного института русского языка имени А. С. Пушкина; e-mail: aakuznetsov@pushkin.institute)

Автором представлено многокомпонентное практическое исследование электронной образовательной среды нового типа на примере авторского кросс-платформенного проекта Langteach-online, ориентированного на обучение иностранных студентов русскому языку. Электронная образовательная среда нового типа позволяет создавать онлайн-курсы без использования западных систем управления обучением, таких как LMS Moodle, Schoology и других с интеграцией мобильных устройств обучаемых в смешанном и дистанционном форматах. Методология настоящего исследования позволяет создавать мультидисциплинарные онлайн-курсы преподавателям без специальной подготовки в области информационных технологий и программирования, что особенно актуально в условиях пандемии Covid-19. Приводятся результаты применения кросс-платформенного проекта Langteach-online в обучении иностранных граждан русскому языку на уровнях бакалавриата и магистратуры в ряде высших учебных заведений Российской Федерации с целью формирования творческой профессиональной личности выпускника-иностранца. Мультиформатность заданий и материалов (текст, видео, аудио, графические изображения, презентации) позволяет говорить о возможности использования кросс-платформенных проектов данного типа не только для преподавания практических курсов по иностранным языкам и РКИ, но и других дисциплин. Обучение на основе данной модели может осуществляться как в смешанном, так и в дистанционном формате. Система технической и методической организации кросс-платформенного проекта обладает гибкостью, которая позволяет использовать её внутри личного веб-ресурса преподавателя или образовательного учреждения.

Ключевые слова: кросс-платформенный проект; ИКТ; дистанционное обучение; смешанное обучение; междисциплинарность.

1. Теоретическое обоснование кросс-платформенного проекта как нового формата электронной образовательной среды

Весь мир сейчас живет в вынужденной изоляции из-за вируса. Единственным способом коммуникации является Интернет. Образование как в России, так и за рубежом, перешло в формат дистанционной работы [20]. В последнее время наблюдается существенное увеличение разрабатываемых электронных ресурсов, в том числе мобильных приложений, ориентированных на обучение русскому языку иностранных студентов: TORFL GO [2], мобильное приложение от специалистов из Псковского государственного университета «Привет» (запущено в июне 2020 г.)

[14]. В апреле 2020 г. было объявлено об открытии первого дистанционного подготовительного факультета для иностранных граждан на базе Российского университета дружбы народов [22]. В Государственном институте русского языка им. А. С. Пушкина запущен цикл программ повышения квалификации для преподавателей «Обучение русскому языку в цифровую эпоху», ориентированный на повышение их ИКТ-компетен-ции и улучшения навыков работы с ресурсами сети Интернет в дистанционном формате [30]. На портале «Образование на русском» с начала апреля 2020 г. специалистами Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина стали проводиться вебинары и телемосты с зарубежными партнерами по использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в преподавании РКИ и иностранных языков:

1. Н.В. Виноградова «Обучение русскому речевому этикету в элек-

тронной среде» [5];

2. Телемост «Индия - Россия: актуальные вопросы онлайн-обучения»

[27];

3. Т.С. Веселовская «Как сделать учебную рассылку в условиях ди-

станционного обучения эффективной» [4];

4. Н.В. Кулибина «Методическая подготовка аутентичного художе-

ственного текста для интерактивного урока чтения» [13];

5. Л.В. Ковалевская, Е. Н. Белихина «РаZOOMная методика препода-

вания РКИ» [7];

6. Онлайн-семинар для преподавателей русского языка Португалии

[18] и др.

Согласно ФГОС нового поколения преподавание любых дисциплин должно вестись с использованием электронных ресурсов сети Интернет и информационных технологий, соответственно преподаватели должны существенно повышать ИКТ-компетенцию, так как это является требованием времени. Многие преподаватели стали посещать вебинары портала «Образование на русском» (Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина) и других. вузов. Крупные российские издательства такие, как «Златоуст» (Санкт-Петербург), Юрайт (Москва), IPR Media (Саратов) и многие другие стали проводить циклы вебинаров для преподавателей с целью оказания помощи «не утонуть в океане ресурсов Сети». Преподаватели изучают эти инструменты и внедряют в свою педагогическую деятельность, и мы понимаем, что образование уже не станет прежним. Подобное замечание, можно увидеть и в речи министра высшего образования В. М. Фаль-кова: «По словам Фалькова, из-за последствий эпидемии коронавируса в России изменится вся система высшего образования. "Его частью станут и национальная платформа онлайн-курсов, и онлайн-поступление в вузы, и распознавание лиц, и многое другое, что нам казалось до пандемии ненужным или немыслимым", - пояснил министр» [16].

Эпидемия вируса отразилась и на обучении иностранных граждан в российских вузах. Все очные занятия в срочном порядке были переведены в дистанционный формат обучения, согласно приказу Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 397 [24]. Пункт 1.2 настоящего приказа «устанавливает <...> организацию контактной работы обучающихся и педагогических работников исключительно в электронной информационно-образовательной среде и использование различных образовательных технологий, позволяющих обеспечивать взаимодействие обучающихся и педагогических работников опосредованно (на расстоянии), в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».

Все вышесказанное повышает актуальность нашего исследования и позволяет нам перейти к теоретическому обоснованию кросс-платформенного проекта как нового формата электронной образовательной среды.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) с каждым днем всё больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, так и внутренние факторы, связанные с распространением в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования, появлением необходимого опыта информатизации у большого количества преподавателей. В большинстве случаев использование средств информатизации оказывает реальное положительное влияние на интенсификацию труда учителей школ и преподавателей вузов, а также на эффективность обучения школьников и студентов.

Развитие новых технологий всегда следовало за новыми открытиями в других подчас смежных областях развития человеческой мысли и потребностей общества. Технологии обучения всегда строились на новых теориях психологии обучения. Вторая половина XX в. ознаменовалась открытиями, которые оказали очень сильное влияние на развитие всех сторон жизни общества. Для исследования вопроса развития и применения информационных технологий в образовании следует отметить стадиальные изменения в истории развития способов коммуникации в обществе. Эти изменения можно разделить на 6 этапов, каждый из которых обладает своими характеристиками. Рассмотрим подробнее каждый из этих этапов.

1-й этап (до второй половины XIX в.) - «ручная» информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки

почтой писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме.

2-й этап (с конца XIX в.) - «механическая» технология, оснащенная более совершенными средствами доставки почты, инструментарий которой составляли пишущая машинка, телефон, диктофон. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме более удобными средствами.

3-й этап (40-60-е гг. XX в.) - «электрическая» технология, инструментарий которой составляли большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. Основная цель информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование её содержания.

4-й этап (с начала 70-х гг.) - «электронная» технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы, оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии ещё более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы.

5-й этап (с середины 80-х гг.) - «компьютерная» («новая») технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации автоматических систем управления (АСУ), который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и искусственного интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений.

6-й этап - «сетевая технология» (иногда её считают частью компьютерных технологий) только устанавливается. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети. Ей предсказывают в ближайшем будущем бурный рост, обусловленный популярностью её основателя - глобальной компьютерной сети Internet [6]. Это в первую очередь относится к появлению персонального компьютера и современных средств коммуникации. Удобный и оперативный вид связи и сервисов работы с информацией достаточно быстро привлек внимание педагогов, появились научные школы [17], обосновавшие теоретически педагогический потенциал интернет-технологий. Универсальность возможностей информационно-коммуникационных

технологий позволила использовать интернет-технологии в разных предметных областях в первую очередь как уникальный информационный ресурс. Появление таких интернет-ресурсов обусловило не только новое направление в педагогических исследованиях в методике преподавания (компьютерную лингводидактику [3]), но и обозначило новый процесс в обществе - информатизацию.

Основу информатизации составляет информация, получаемая из разных источников. Как утверждает преподаватель факультета иностранных языков и регионоведения МГУ В. А. Скакунова: «В современном мире определяющую роль в любой сфере человеческой деятельности играют ИКТ» [26]. На наш взгляд - это абсолютный и неоспоримый факт.

Согласно определению С. В. Титовой, информатизация общества -это объективный социальный процесс, связанный с повышением роли и степени воздействия интеллектуальных видов деятельности на все стороны жизни человечества, это процесс перестройки жизни общества на основе все более полного использования достоверного, исчерпывающего знания во всех областях сознательной человеческой деятельности [28].

По мнению А. Л. Назаренко быстрому и широкому распространению информации способствуют следующие её характеристики: востребованность к ресурсам, легкость в транспортировке, проницаемость (несмотря на попытки остановить её проникновение), постоянная потребность в ней [15]. Стоит отметить, что в современном мире можно найти сотни онлайн-курсов по разнообразным дисциплинам: начиная от курсов по рисованию и заканчивая курсами по изучению иностранных языков.

Как показала отечественная и международная практика и многочисленные эксперименты, специально организованная целенаправленная совместная работа учащихся в сети Интернет оказалась эффективна, дала высокий педагогический результат. Учебный телекоммуникационный проект стал популярной формой организации учебной деятельности учащихся. Дальнейшее развитие телекоммуникаций привело к появлению нового феномена - сетевых сообществ. Большое количество исследований по развитию сетевых сообществ и совместной сетевой проектной деятельности выполнено Е. Д. Патаракиным. Он говорит о «педагогической информатике сообществ», которая становится инструментом интеграции учебных дисциплин, полем для межпредметной учебной творческой деятельности. «Компьютерные коммуникации формируют новую среду, к существованию в которой образование постепенно адаптируется так же, как это уже сделали бизнес, наука и здравоохранение». Речь идет не о создании специальных педагогических объектов и средств, а об использовании образованием тех возможностей, которые уже существуют в сетевых сообществах. Учебная деятельность в среде сетевых сообществ позволяет естественным путем соприкоснуться с сообществами

путем обмена знаниями, где открываются уникальные информационные, технологические и людские ресурсы.

Современные программно-технические средства открыли ещё один педагогический ресурс: использование коммуникационных технологий непосредственно во время образовательного процесса, на уроке, на занятии, в условиях, когда у каждого обучающегося есть компьютер, либо планшет, либо ноутбук. Такая организация взаимодействия получила название модель «1:1», класс программно-педагогических средств, поддерживающих это взаимодействие на программно-аппаратном уровне -система управления классом (ClassRoom Managment Systems - CRMS). Например, платформы Schoology, LMS широко используются не только в высших учебных заведениях (МГУ, НИУ ВШЭ, Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина и др.), но и в школах, например, ЦО № 2097. Современные школы и вузы оснащены всем необходимым для проведения занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Во всех сферах и дисциплинах российского образования является очень важным использование ИКТ. Пандемия Covid-19 лишь ускорила процесс интеграции ИКТ в образования на всех его уровнях. При обучении преподаватели ищут всё больше вариантов заданий и способов повышения мотивации студентов. В связи с этим появляется необходимость в расширении функциональных возможностей современных онлайн-курсов, повысилась актуальность внедрения новой модели дистанционного (смешанного) обучения. Она предполагает интеграцию и использование различных онлайн-сервисов в рамках одной системы. Говоря об использовании новой модели обучения на базе ИКТ, следует отметить необходимость разработки методической составляющей данной модели.

В начале XXI в. наметилось формирование различных моделей и форматов дистанционного и смешанного обучения. Развитие моделей обучения обусловило появление новых технических (ИКТ, средства Интернет, мобильные технологии и т.п.), технологических (игровые, проектные, портфолио и др.) и методических (тандем-метод, коммуникативный метод и т.п.) средств и форматов обучения. Наиболее полным исследованием развития моделей обучения начала XXI в. следует считать работу Е. С. Полат, в котором рассматриваются ряд моделей обучения смешанного и дистанционного обучения: интеграция очных и дистанционных форм обучения, сетевое обучение и кейс-технологии, интерактивное телевидение (Two-way TV) [23].

Основываясь на опыте учёных Уральского федерального университета и их американских коллег-специалистов в области организации электронных образовательных сред для смешанного и дистанционного обучения, нами предлагается новая модель обучения и новый формат проекта электронной образовательной среды (ЭОС). Кросс-платформенная модель обучения основана на единой системе управления

обучением (LMS), объединяющей интегрированные в неё различные социальные сервисы Веб 2.0, обладающие определенными дидактическими свойствами и выполняющие определенные дидактические функции [12]. Кросс-платформенный проект - это совокупность технических, методических и технологических функций (средств), которая позволяет сформировать автономную электронную образовательную среду на основе любого веб-ресурса сети Интернет [8].

2. Методика организации кросс-платформенного проекта как нового формата электронной образовательной среды

Впервые модель построения учебной сети была выдвинута в начале 70-х гг. XX в. на заре развития компьютерных сетей Иваном Илличем в его знаменитой работе «Общество без школ» [21]. В 1971 г. он предложил и реализовал сетевую модель городского образования, которую он назвал «Учебная Паутина». В этой модели подробно рассматриваются службы, необходимые для успешного функционирования учебной сети внутри города.

1. Система для поиска и получения учебных объектов, к которым от-

носятся книги, средства деятельности, обучающие игры. Если нам нужен текст, фотография, видеозапись, игра, руководство и т.д., у нас должны быть способы быстро найти и получить этот объект.

2. Система для обмена умениями и навыками. Если у человека есть

умения и навыки, которыми он хочет поделиться, система должна предоставить ему такую возможность.

3. Система объединения по интересам. Система должна обеспечивать

возможность объединения в учебные группы по интересам. Если несколько человек хотят вместе изучать какой-то предмет или продвигаться в освоении какой-то дисциплины, то должен быть простой способ их объединения.

По мнению Чарльза Лебстера, должны быть соединены не только школы, но и городские сетевые сервисы и сообщества по оказанию услуг. Именно модель Иллича заложила основу моделирования обучения с использованием информационных технологий [8]. За техническую основу личного сайта был взят хостинг Ucoz.ru, поскольку технология блога, на наш взгляд, не позволяет структурно отобразить огромное количество информации, которое требуется для создания дистанционных и смешанных курсов по иностранным языкам (РКИ) и информационным технологиям в образовании. Специально для реализации кросс-платформенной модели для проведения педагогического эксперимента был разработан веб-ресурс Langteach-online в который был интегрирован ряд онлайн-сервисов [20]. Платформа Langteach-online представляет собой единую систему, которая состоит из ряда модулей, которые необходимы для успешного ведения смешанного обучения как в индивидуальном, так

и в групповом формате. В платформу интегрированы следующие ресурсы: ОпНпе1е$1ра^ М^42, Youtube, Яндекс.Дзен и некоторые другие социальные сервисы Веб 2.0. Система предоставляет огромное количество дополнительных учебно-методических материалов (тексты, презентации лексики, аудиозаписи, интегрированные PDF-документы, планы уроков, ведомости групп, домашние задания и т.д.). Все материалы разбиты по тематическим группам: 1) домашние задания; 2) ведомости; 3) отчёты на дату по группе; 4) анализ письменных работ; 5) основные и дополнительные учебно-методические материалы для преподавателей и студентов в рамках курса РКИ [11].

Основной целью проекта является создание электронной образовательной среды для иностранных учащихся, которые нацелены на совершенствование знаний по русскому языку в условиях самостоятельной работы в смешанном или дистанционном форматах обучения. Задачи подробно расписаны в авторском исследовании «Кросс-платформенный проект как новая форма организации электронной образовательной среды (на примере РКИ)», опубликованном в Международном аспирантском вестнике в 2020 г. На основе сформулированных задач проекта была разработана методическая концепция, направленная на формирование высококвалифицированного специалиста в рамках программы интегрированной магистратуры по направлению «Лингвистика» как средствами высших учебных заведений, так и в условиях самообразования обучаемого во внеаудиторной деятельности. Данная методическая концепция основана на следующих компонентах:

1. Целенаправленное системное формирование самостоятельной лич-

ности иностранного студента (развитие личности через обучение, самообразование, проектную деятельность);

2. Раскрытие творческого начала с использованием мотивационных

факторов и информационных технологий (создание гибкой ЭОС для успешного процесса обучения РКИ и организации проектного обучения и взаимодействия по цепочке «Преподаватель-студенты»);

3. Формирование внутреннего самоконтроля в процессе смешанного

и дистанционного обучения (возможность для обучаемых контролировать личные успехи в обучении за счёт онлайн-заданий с автоматической оценкой по завершению их выполнения);

4. Формирование профессиональной языковой личности обучаемо-

го для научной коммуникации (возможность развития не только в рамках дисциплины «Практический курс русского языка», но и смежных дисциплин. Материал веб-ресурса позволяет собирать и использовать коллекции материалов из смежных областей: культурологии, истории, обществознания, социологии и др.);

5. Учёт личностного интереса обучаемых к аспектам культуры стра-

ны изучаемого языка;

6. Возможность самореализации траектории обучения в рамках сме-

шанной и дистанционной форм обучения.

Положения 5-6 подтверждаются описанием положения 4, так как все положения данной концепции взаимосвязаны.

Целенаправленное системное формирование самостоятельной личности иностранного студента является приоритетным направлением в рамках ФГОС ВО по направлению «Педагогическое образование» (Уровни: бакалавриат и магистратура) [29]. Для подтверждения данного тезиса следует обратиться к разделу 4.4, размещенного по ссылке документа. Положения нашей концепции под номерами 2-6, выделенные выше также подтверждаются разделом 4.4. ФГОС ВО «Уровень высшего образования. Бакалавриат. Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 4 декабря 2015 г. N 1426).

Основными целями методической концепции являются развитие самостоятельности обучаемого в изучении русского языка, поддержка мотивации средствами ИКТ, увеличение лексического запаса иностранных студентов, повышение их культурного уровня и формирование письменно-речевых умений и навыков на русском языке. Методическая концепция проекта Langteach-online обусловлена повсеместным использованием ИКТ в сфере образования, в частности в сфере преподавания иностранных языков, в том числе и РКИ. Преподаватели в современном мире не могут вести свою педагогическую деятельность без использования сети Интернет. Почти всегда при подготовке к занятиям со своими студентами, они просматривают десятки, а то и сотни страниц контента по теме, которую они будут преподавать своим студентам на следующий день. На этот обзор источников и ресурсов иногда уходит несколько часов в день.

Методическая концепция проекта Langteach-online заключается в основных положениях, которые сформированы с учетом современных требований к подготовке научно-педагогических кадров из числа иностранных студентов и требований к ведению педагогической деятельности преподавателями в вузах Российской Федерации [9].

1. Обучение иностранных студентов письменно-речевым навыкам

и другим аспектам русского языка для успешной научной коммуникации на изучаемом языке;

2. Расширение фоновых культурных знаний о стране изучаемого язы-

ка, путём предоставления текстов из российских СМИ с лексическими минимумами после каждого материала;

3. Путь к творческому развитию личности, посредством разнопла-

новых мультиформатных заданий, созданных средствами ИКТ и формирование индивидуальной траектории изучения темы;

4. Проверка собственных способностей учащимися путём решения

заданий в ЭОС и получение результата для анализа собственных ошибок;

5. Повышение личностной мотивации к изучению русского языка, по-

средством мультиформатности заданий;

6. Внутренний самоконтроль усвоения знаний;

7. Отдельный методический блок материалов для преподавателей

(планы уроков по изучаемым темам, полезные ресурсы, предполагаемые варианты домашних заданий и т.п.).

Описанная методическая концепция может использоваться как в смешанном, так и в дистанционном формате обучения (с использованием вебинаров). Она также может быть использована при обучении русских студентов иностранным языкам. Прикладное значение состоит в том, что описанная методическая концепция позволяет существенно увеличить количество изучаемого материала в рамках одного занятия длительностью 2 академических часа, а также мотивировать студентов на организацию самостоятельной научно-исследовательской деятельности на русском языке во внеаудиторное время.

3. Практическое применение кросс-платформенного проекта Ьап^еасЬ-опНпе в вузах Российской Федерации

3.1. Дисциплина «Иностранный язык»

В ходе теоретической разработки проблемы организации обучения иностранных студентов русскому языку как иностранному в смешанном формате были разработаны методические основы применения данной технологии, в том числе описаны форматы заданий на базе кросс-платформенного проекта Langteach-online, условия их успешной реализации, критерии оценивания и др. Каждый эксперимент проводился в определённых условиях и в разных группах, так как не была предоставлена полномасштабная практика для проведения экспериментов в нескольких группах на одном факультете и в рамках одной учебной организации.

Для проведения эксперимента в рамках диссертационного исследования были задействованы следующие высшие учебные заведения, их подразделения:

1. ФГБОУ ВО Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого (ТГПУ им. Л. Н. Толстого) (подготовительное отделение для иностранных граждан международного факультета) (очный эксперимент): Отработка грамматических навыков речи;

2. ФГБОУ ВО Псковский государственный университет (отделение ба-

калавриата для иностранных студентов) (дистанционный эксперимент) (Направление «Интегрированная магистратура по лингвистике»): Отработка грамматических навыков речи;

3. ФГБОУ ВО Московский государственный университет имени

М. В. Ломоносова, факультет иностранных языков и регионове-дения и Высшая Школа Перевода (смешанный формат) (Направления: «Интегрированная магистратура по направлению Лингвистика» и бакалавриат по направлению «Лингвистика»): Отработка грамматических и письменно-речевых навыков на основе написания тематических эссе;

4. ФГБОУ ВО Государственный институт русского языка им. А. С. Пуш-

кина, филологический факультет (смешанный формат, дистанционный формат) (Направление «Отечественная филология»): Отработка грамматических и письменно-речевых навыков на основе написания тематических эссе.

Экспериментальная апробация состояла из пяти этапов: формирование идей и гипотез, апробация концепции обучения лексике «Слово - образ -предмет» и создание первой версии ЭОС Langteach-online, составление типологии онлайн-сервисов для интеграции в кросс-платформенный проект, первичная апробация системы тестирования проекта Langteach-online, использование КПП ЭОС Langteach-online для независимой оценки качества усвоения письменно-речевых умений грамматических правил русского языка иностранными студентами в условиях самостоятельной работы. На каждом из этапов было два формата апробации: смешанный и дистанционный. В апробации приняли участие более 500 иностранных студентов 1 и 2 курсов. Результаты апробации доступны в личном кабинете преподавателя на платформе Onlinetestpad.

Год апробации Тип апробации Место апробации Количество студентов

2013 Очная ФИЯР МГУ 16

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2014 Очная ФИЯР и ВШП МГУ 46

2015 Смешанная/ дистанционная ФИЯР и ВШП МГУ 52

2016 Смешанная/ дистанционная ВШП МГУ+ дистанционно 24+68

2017 Смешанная/ дистанционная Дистанционно 130

2018 Очная/ Смешанная/ дистанционная ФИЯР МГУ+ТГПУ им. Л. Н. Толстого+ дистанционно 11+14+80

Год апробации Тип апробации Место апробации Количество студентов

2019 Смешанная/ дистанционная ПсковГУ+ дистанционно 26+117

2020 Смешанная/ дистанционная ГИРЯП 56

3.2. Дисциплина «ИКТ в профессиональной деятельности»

Дополнительно к основным целям можно добавить возможность проведения не только языковых дисциплин. В качестве примера апробации нашей модели в других условиях была создана типология социальных сервисов Веб. 2.0, которая легла в основу курса «ИКТ в профессиональной деятельности». Типология создана на основе анализа дидактических свойств и функций социальных сервисов по следующим критериям: функциональные возможности, язык интерфейса, максимальное число пользователей, поддержка пользователей, поддержка получения файлов с помощью сканирования QR-кода, возможность поделиться с другими пользователями.

Многие преподаватели РКИ, которые преподают русский язык за рубежом, часто используют интернет-технологии для ведения своей педагогической деятельности. Они не стремятся создать свой собственный онлайн-курс или школу целиком, как например, Ю. Амлинская, которая создала ряд онлайн-школ по обучению иностранным языкам, в том числе и РКИ (LanguageLife [1] и Russificatekids) и ориентируется на обучение большого количества учащихся одновременно, а просто создают ресурс для поддержки своей педагогической деятельности. С другой стороны, есть преподаватели, которые создают блоки заданий для работы в дистанционном и смешанном форматах. Блоки заданий создаются на основе различных приложений (онлайн-сервисов): Onlinetestpad, Quizstars, Testmoz, PuzzleCup, Youtube, ESLVideo, Let's test и др.

В интернете можно найти разные сервисы под различные цели и задачи. Онлайн-сервисы можно разделить на ряд подгрупп: облачные хранилища, сервисы для создания упражнений, сервисы для хранения видео и аудиоматериалов, сервисы для создания каталогов и баз данных ресурсов. К категории облачных хранилищ следует отнести следующие веб-приложения: GoogleDisk, Яндекс.Диск, Dropbox. К сервисам для создания упражнения следует отнести следующие веб-приложения: Onlinetestpad, Let's test, Quizstars, Quizlet, Testmoz, PuzzleCup. К сервисам для хранения видео и аудиоматериалов следует отнести следующие веб-приложения: Youtube, ESLvideo. К сервисам для создания каталогов и баз данных ресурсов можно отнести следующие веб-приложения: Academia, Яндекс. Дзен, Google.Документы.

В дальнейшем данная типология нами была расширена до 6 подгрупп, которая подробно описана в авторском исследовании «Типология

сервисов веб 2.0 в преподавании РКИ и популяризации русского языка в мире» [10], а также создан онлайн-каталог социальных сервисов Веб 2.0 проекта Langteach-online [25], который в настоящее время часто используется студентами и преподавателями Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина.

4. Общие выводы

На основании анализа дидактических свойств ЭОС на базе данного проекта и его модели интерактивности и результатов апробации мульти-форматных заданий, нацеленных на развитие самостоятельной научно-исследовательской деятельности на русском языке иностранных студентов, считаем возможным использовать кросс-платформенные проекты в качестве возможной замены LMS для организации интерактивного обучения.

Разработанная и описанная в исследовании система заданий на базе кросс-платформенного проекта соответствует современным образовательным стандартам МГУ, нацелена на развитие описанных в ОС МГУ компетенций, уточняет их и описывает на уровне ключевых умений и навыков. Кроме того, задания полностью регламентируют и описывают формы текущего контроля самостоятельной деятельности студентов, что согласуется с требованиями, предъявляемыми ОС МГУ к рабочим программам дисциплин. Обучение на основе кросс-платформенного проекта может осуществляться как в смешанном, так и в дистанционном формате. Система технической и методической организации кросс-платформенного проекта обладает гибкостью, которая позволяет использовать её внутри личного веб-ресурса преподавателя или образовательного учреждения. Мультиформатность организованных заданий и материалов (текст, видео, аудио, графические изображения, презентации) позволяет говорить о возможности использования кросс-платформенных проектов данного типа не только для преподавания практических курсов по иностранным языкам и РКИ, но и других дисциплин, которые преподаются в школах и вузах.

Подводя итог, следует отметить, что кросс-платформенный проект -это совокупность технических, методических и технологических функций (средств), которая позволяет сформировать автономную ЭОС на основе любого веб-ресурса в сети Интернет. Стоит отдельно выделить, что подразумевается под термином автономная электронная образовательная среда - это цифровая образовательная среда, в которой каждый из модулей (теория, задания, журнал оценок и др.) может работать независимо от основного ресурса при различных технических сбоях, что позволяет не прерывать процесс обучения.

Литература

1. LanguageLife. URL: https://languagelifeschool.com/ (Дата обращения: 06.05.2020)

2. TORFL GO. URL: https://ru.mapryal.org/news/mapryal-zapuskaet-prilozhenie (Дата обращения: 06.05.2020)

3. Бовтенко М. А. Компьютерная лингводидактика. М.: Флинта; Наука, 2005. 216 с.

4. Веселовская Т.С. «Как сделать учебную рассылку в условиях дистанционного обучения эффективной» [Электронный ресурс] URL: https://webinar. pushkininstitute.ru/webinar.php?webinarId=267 (Дата обращения: 06.05.2020)

5. Виноградова Н.В. «Обучение русскому речевому этикету в электронной среде» [Электронный ресурс] URL: https://webinar.pushkininstitute.ru/ webinar.php?webinarId=312 (Дата обращения: 10.06.2020)

6. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. [Электронный ресурс] URL: http://dpk-ikt.ucoz.ru/index/0-5 (Дата обращения: 10.06.2020)

7. Ковалевская Л.В., БелихинаЕ. Н. «РаZOOMная методика преподавания РКИ» [Электронный ресурс] URL: https://webinar.pushkininstitute.ru/ webinar.php?webinarId=279 (Дата обращения: 30.04.2020)

8. Кузнецов А. А. Кросс-платформенный проект как новая форма организации электронной образовательной среды (на примере РКИ). // Международный аспирантский вестник. Русский язык за рубежом. 2020. № 1. С. 3340.

9. Кузнецов А. А. Методическая концепция проекта Langteach-online для самостоятельного изучения русского языка и культуры России иностранными студентами. // Русское слово в многоязычном мире. Материалы XIV Конгресса МАПРЯЛ. Нурсултан, Казахстан, 2019. С. 1130-1135

10. Кузнецов А. А. Типология сервисов веб 2.0 в преподавании РКИ и популяризации русского языка в мире. // Язык и речь в Интернете: личность, общество, коммуникация, культура: сборник статей IV Международной научно-практической конференции. Т. 2. М.: РУДН, 2020. С. 78-88.

11. Кузнецов А. А. Опыт применения проекта Langteach-online для самостоятельной работы иностранных студентов. // eLearning Stakeholders and Researchers Summit, 2018. [Текст]: Материалы Международной Конференции: Proceedings. of the International Conference. М.: Издательский дом (НИУ ВШЭ), 2018. С. 96-104.

12. Кузнецов А. А. Кросс-платформенная модель обучения. // Сборник статей МНПК «Эффективные методики преподавания иностранных языков: теория и практика». М.: Издательство МГУ, 2017. С. 113-121

13. Кулибина Н.В. «Методическая подготовка аутентичного художественного текста для интерактивного урока чтения». [Электронный ресурс] URL: https://webinar.pushkininstitute.ru/webinar.php?webinarId=273 (Дата обращения: 05.05.2020)

14. Мобильное приложение от специалистов из Псковского государственного университета «Привет» (Запущено в июне 2020 г.) [Электронный ресурс] URL: https://ru.mapryal.org/news/skazhi-privet-spetcialisti-pskovgu-razrabotali-unikalnoe-mobilnoe-prilozhenie-dlya-inostrantcev (Дата обращения: 05.05.2020)

15. Назаренко А.Л. Информационно-коммуникационные технологии в лингводидактике: дистанционное обучение. М.: МГУ, 2013. С. 20.

16. Новости РБК. [Электронный ресурс] URL: https://www.rbc.ru/soci ety/16/04/2020/5e9854389a7947e2b194b667

17. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 272 c.

18. Онлайн-семинар для преподавателей русского языка Португалии. [Электронный ресурс] URL: https://www.pushkin.institute/news/detail.php? ID=26676 (Дата обращения: 09.07.2020)

19. Описание Youtube канала на сайте МАПРЯЛ. [Электронный ресурс] URL: http://ru.mapryal.org/news/predstavlyaem-kanal-distant-servisi-soveti-instruktcii (Дата обращения: 05.05.2020)

20. Официальный сайт проекта Langteach-online. [Электронный ресурс] URL: http://www.langteach-online.ru/ (Дата обращения: 05.05.2020)

21. Патаракин Е. Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0. М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. 176 с.

22. Первый дистанционный подготовительный факультет для иностранных граждан на базе РУДН. [Электронный ресурс] URL: http://www.rudn.ru/ media/news/admission/cifrovoy-podgotovitelnyy-fakultet (Дата обращения: 05.05.2020)

23. Полат Е. С. Модели дистанционного обучения. [Электронный ресурс] URL: https://hr-portal.ru/article/modeli-distancionnogo-obucheniya-polat-es (Дата обращения: 05.05.2020)

24. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 14 марта 2020 г. № 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации». [Электронный ресурс] URL: https://www. minobrnauki.gov.ru/common/upload/library/2020/03/main/397.pdf (Дата обращения: 05.05.2020)

25. Раздел «Онлайн-сервисы», проект «Langteach-online». [Электронный ресурс] URL: http://www.langteach-online.ru/index/ikt_v_rki_onlajn_ platformy/0-51 (Дата обращения: 05.05.2020)

26. Скакунова В. А. Информационно-деятельностный подход в обучении иностранным языкам и в повышении качества профессионально-ориентированного образования. // Открытое образование. 2013. № 5(100). С. 24-27.

27. Телемост «Индия - Россия: актуальные вопросы онлайн-обучения». [Электронный ресурс] URL: https://webinar.pushkininstitute.ru/webinar. php?webinarId=281 (Дата обращения: 22.05.2020)

28. Титова С. В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании. М.: Икар, 2014. С. 7.

29. ФГОС ВО по направлению «Педагогическое образование» (Уровни: бакалавриат и магистратура) [Электронный ресурс] URL: https://base. garant.ru/71300970/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (Дата обращения: 05.05.2020)

30. Цикл программ повышения квалификации для преподавателей «Обучение русскому языку в цифровую эпоху», ориентированный на повышение их ИКТ-компетенции и улучшения навыков работы с ресурсами сети Интернет в дистанционном формате. [Электронный ресурс] URL: http://digital-pushkin.tilda.ws/ (Дата обращения: 05.05.2020)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Кузнецов Андрей Андреевич - ассистент кафедры методики преподавания РКИ Государственного института русского языка имени А. С. Пушкина, Москва, Россия. E-mail: aakuznetsov@pushkin.institute

New type of e-learning environment based on a cross-platform learning model: methodology and testing

A. A. Kuznecov

The author presents a multi-component practical study of a new type of electronic educational environment on the example of the author's cross-platform project Langteach-online, aimed at teaching foreign students Russian. A new type of e-learning environment will allow you to create online courses without the use of Western learning management systems, such as LMS Moodle, Schoology, and others with the integration of mobile devices that are trained in the learning process in mixed and distance formats. The methodology of this study will allow creating multidisciplinary online courses for teachers without special training in information technology and programming, which is especially relevant in the context of the Covid-19 pandemic. Russian cross-platform project Langteach-online is used in teaching foreign citizens Russian at the bachelor's and master's levels in a number of higher educational institutions of the Russian Federation in order to form a creative professional personality of a foreign graduate. The multi-format of organized tasks and materials (text, video, audio, graphics, presentations) allows us to talk about the possibility of using cross-platform projects of this type not only for teaching practical courses in foreign languages and RFL, but also other disciplines that are taught in schools and higher educational institutions. Training based on this model can be carried out both in blended and distant formats. The system of technical and methodological organization of a cross-platform project has the flexibility to use it inside the personal web resource of a teacher or educational institution.

Keywords: cross-platform project; ICT; distance learning; mixed learning; interdisciplinarity.

References

1. LanguageLife [Elektronnyj resurs] URL: https://languagelifeschool.com/ (Accessed 06.05.2020)

2. TORFL GO. [Elektronnyj resurs]: https://ru.mapryal.org/news/mapryal-zapuskaet-prilozhenie (Accessed 06.05.2020)

3. Bovtenko M. A. Komp'yuternaya lingvodidaktika. Moscow, 2005. 216 p.

4. Veselovskaya T.S. «Kak sdelat' uchebnuyu rassylku v usloviyah distancionnogo obucheniya effektivnoj» [Elektronnyj resurs] URL: https://webinar. pushkininstitute.ru/webinar.php?webinarId=267 (Accessed 06.05.2020)

5. Vinogradova N.V. «Obuchenie russkomu rechevomu etiketu v elektronnoj srede» [Elektronnyj resurs] URL: https://webinar.pushkininstitute.ru/webinar. php?webinarId=312 (Accessed 10.06.2020)

6. Informacionnye i kommunikacionnye tekhnologii v obrazovanii [Elektronnyj resurs] URL: http://dpk-ikt.ucoz.ru/index/0-5 (Accessed 06.05.2020)

7. Kovalevskaya L.V., Belihina E. N. «RaZOOMnaya metodika prepodavaniya RKI» [Elektronnyj resurs] URL: https://webinar.pushkininstitute.ru/webinar. php?webinarId=279 (Accessed 30.04.2020)

8. Kuznecov A. A. Kross-platformennyj proekt kak novaya forma organizacii elektronnoj obrazovatel'noj sredy (na primere RKI). Mezhdunarodnyj aspirantskij vestnik. Russkij yazyk za rubezhom. 2020. № 1. pp. 33-40.

9. Kuznecov A. A. Metodicheskaya koncepciya proekta Langteach-online dlya samostoyatel'nogo izucheniya russkogo yazyka i kul'tury Rossii inostrannymi studentami. Russkoe slovo v mnogoyazychnom mire. Materialy XIV Kongressa MAPRYAL. Nursultan, Kazahstan, 2019. pp. 1130-1135

10. Kuznecov A. A. Tipologiya servisov veb 2.0 v prepodavanii rki i populyarizacii russkogo yazyka v mire. Yazyk i rech' v Internete: lichnost', obshchestvo, kommunikaciya, kul'tura: sbornik statej IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moscow, RUDN, 29 aprelya 2020 g. T. 2. 2020. pp. 78-88.

11. Kuznecov A. A. Opyt primeneniya proekta langteach-online dlya samostoyatel'noj raboty inostrannyh studentov. E-Learning Stakeholders and Researchers Summit 2018 [Tekst]: Materialy Mezhdunarodnoj Konferencii: Proceedings. of the International Conference. Moscow: NIU VSHE, 2018. pp. 96-104.

12. Kuznecov A. A. Kross-platformennaya model' obucheniya. Sbornik statej MNPK «Effektivnye metodiki prepodavaniya inostrannyh yazykov: teoriya i praktika». Moscow: Izdatel'stvo MGU, 2017. pp. 113-121.

13. Kulibina N. V. Metodicheskaya podgotovka autentichnogo hudozhestvennogo teksta dlya interaktivnogo uroka chteniya. [Elektronnyj resurs] URL: https://webinar.pushkininstitute.ru/webinar.php?webinarId=273 (Accessed 05.05.2020)

14. Mobil'noe prilozhenie ot specialistov iz Pskovskogo Gosudarstvennogo Universiteta «Privet» [Elektronnyj resurs] URL: https://ru.mapryal.org/news/ skazhi-privet-spetcialisti-pskovgu-razrabotali-unikalnoe-mobilnoe-prilozhenie-dlya-inostrantcev (Accessed 05.05.2020)

15. Nazarenko A. L. Informacionno-kommunikacionnye tekhnologii v lingvodidaktike: distancionnoe obuchenie. Moscow: MGU, 2013. P. 20.

16. Novosti RBK [Elektronnyj resurs] URL: https://www.rbc.ru/society/1 6/04/2020/5e9854389a7947e2b194b667 (Accessed 05.05.2020)

17. Novye pedagogicheskie i informacionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya. Ed. E. S. Polat Mocow, 2000. 272 p.

18. Onlajn-seminar dlya prepodavatelej russkogo yazyka Portugalii [Elektronnyj resurs] URL: https://www.pushkin.institute/news/detail.php? ID=26676 (Accessed 09.07.2020)

19. Opisanie Youtube kanala na sajte MAPRYAL. [Elektronnyj resurs] URL: http://ru.mapryal.org/news/predstavlyaem-kanal-distant-servisi-soveti-instruktcii (Accessed 05.05.2020)

20. Oficial'nyj sajt proekta Langteach-online. [Elektronnyj resurs] URL: http://www.langteach-online.ru/ (Accessed 05.05.2020)

21. Patarakin E. D. Social'nye vzaimodejstviya i setevoe obuchenie 2.0. Moscow: NP «Sovremennye tekhnologii v obrazovanii i kul'ture», 2009. 176 p.

22. Pervyj distancionnyj podgotovitel'nyj fakul'tet dlya inostrannyh grazhdan na baze Rossijskogo Universiteta Druzhby Narodov [Elektronnyj resurs] URL: http://www.rudn.ru/media/news/admission/cifrovoy-podgotovitelnyy-fakultet (Accessed 05.05.2020)

23. Polat E.S Modeli distancionnogo obucheniya [Elektronnyj resurs] URL: https://hr-portal.ru/article/modeli-distancionnogo-obucheniya-polat-es (Accessed 05.05.2020)

24. Prikaz Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii ot 14 marta 2020 g. № 397 «Ob organizacii obrazovatel'noj deyatel'nosti v organizaciyah, realizuyushchih obrazovatel'nye programmy vysshego obrazovaniya i sootvetstvuyushchie dopolnitel'nye professional'nye programmy, v usloviyah preduprezhdeniya rasprostraneniya novoj koronavirusnoj infekcii na territorii Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs] URL: https://www.minobrnauki.gov. ru/common/upload/library/2020/03/main/397.pdf (Accessed 05.05.2020)

25. Razdel «Onlajn-servisy» proekt «Langteach-online» [Elektronnyj resurs] URL: http://www.langteach-online.ru/index/ikt_v_rki_onlajn_platformy/0-51 (Accessed 05.05.2020)

26. Skakunova V. A. Informacionno-deyatel'nostnyj podhod v obuchenii inostrannym yazykam i v povyshenii kachestva professional'no-orientirovannogo obrazovaniya. Otkrytoe obrazovanie. 2013. № 5(100) 2013. pp. 24-27.

27. Telemost «Indiya - Rossiya: aktual'nye voprosy onlajn-obucheniya». [Elektronnyj resurs] URL: https://webinar.pushkininstitute.ru/webinar. php?webinarId=281 (Accessed 22.05.2020)

28. Titova S. V. Informacionno-kommunikacionnye tekhnologii v gumanitarnom obrazovanii. Moscow: Ikar, 2014. P. 7.

29. FGOS VO po napravleniyu «Pedagogicheskoe obrazovanie» (Urovni: bakalavriat i magistratura) [Elektronnyj resurs] URL: https://base.garant.ru/71 300970/53f89421bbdaf741eb2dlecc4ddb4c33/ (Accessed 05.05.2020)

30. Cikl programm povysheniya kvalifikacii dlya prepodavatelej «Obuchenie russkomu yazyku v cifrovuyu epohu», orientirovannyj na povyshenie ih IKT-kompetencii i uluchsheniya navykov raboty s resursami seti Internet v distancionnom formate. [Elektronnyj resurs] URL: http://digital-pushkin.tilda. ws/ (Accessed 05 05.2020)

About the Author

Kuznetsov Andrey Andreevich - assistant of chair of methodology of teaching Russian as Foreign Pushkin State Russian Language Institute, Moscow, Russia. E-mail: aakuznetsov@pushkin.institute

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.