предприятия и т.п. Цель данного метода найти тот объект, который способен возмутить общественность. Затем обнародовать факты, способные возмутить общественность. И, наконец, возмутить общественность и по возможности растянуть это возмущение на как можно более длительный срок.
Защищаться от приведенных выше атак гораздо сложнее, чем нападать самому. В мировой практике существует очень много случаев, когда со сцены уходили блестящие компании лишь вследствие невозможности отбить информационную атаку, организованную их противниками. Иногда ошибочная защита выстраивается так, что вместо нейтрализации вражеской атаки она напротив усиливала её, а прямой ответ на атаку или попытка опровержения информации приводил к ещё большему усилению последствий. Эти ошибки происходят вследствие не понимания природы информационных атак. В тоже время любую информационную атаку можно успешно отбить, если действовать правильно, используя сложные обходные маневры. Еще одним возможным способом отражения атаки может стать компромисс с противоборствующей стороной. Решение конечно примитивное, но эффективное и на самом деле выгодное, так как позволяет компании, которая защищается функционировать с прежней эффективностью.
В тоже время проблему с информационными атаками можно избежать до её возникновения, и даже после образования проблемы всё можно было решить при помощи гораздо меньших денег. Самым лучшим методом и одновременно самым эффективным при этом является профилактика проведения атаки. Вы проводите экспертизу будущих действий фирмы с точки зрения информационных проблем и выявляете возможные источники конфликтов в той или иной сфере ее деятельности.
УДК 657.1
А.А. Леханова, В.А. Кирьянова
Новомосковский институт Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, Новомосковск, Россия
МЕТОД МАРКОН КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ АССОРТИМЕНТА
In this report it is considered the problem of organization optimal range at the plant. And recommendations of decision of this problem with help of MARKON method are given.
В данной работе рассматривается проблема формирования оптимального ассортимента на предприятии, и даются рекомендации по решению данной проблемы с использованием метода МАРКОН.
В современных условиях конкуренции основной задачей любого предприятия является удовлетворить спрос потребителей продукции лучше и эффективнее, чем конкуренты. Учитывая тот факт, что ресурсы предприятия всегда ограничены, следовательно, производить и продавать необходимо только то, что приносит достаточную прибыль и стабильный поток денежных средств. Поэтому для предприятий выпускающих несколько видов продукции актуальным вопросом является эффективное управление ассортиментом, которое позволяет увеличить прибыль и приток денежных средств в короткие сроки и без значительных инвестиций.
Управление товарным ассортиментом базируется на принятой предприятием товарной политике и предполагает координацию взаимосвязанных видов деятельности: научно-технической, технико-экономической, маркетинговой, сбытовой и др. Трудность решения данной задачи состоит в сложности объединения всех этих элементов для достижения конечной цели - оптимизации ассортимента с учетом поставленных
стратегических рыночных целей предприятием. Следовательно, проблема оптимизации ассортимента становится, прежде всего, объектом перспективного (стратегического) управления предприятием. Лишь после этого она может рассматриваться с точки зрения совершенствования процессов производства, и сбыта товаров, а также обеспечения их текущей прибыльности, как важных элементов управления в отношении эффективного использования текущих возможностей предприятия. Такая постановка вопроса формирования ассортимента, ориентированная на перспективу, способна обеспечить предприятию успех в будущем.
Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами её реализации и может максимально эффективно управлять ею. К сожалению, руководство многих предприятий России недооценивает все преимущества эффективной ассортиментной политики, и поэтому одним из направлений экономического роста страны является привлечение внимания к данной проблеме. Ранее на российских предприятиях при плановом установлении ассортимента выпускаемой продукции отпадала проблема поиска наиболее оптимальной структуры выпуска - этот вопрос решался на государственном уровне. Поэтому анализ ассортимента рассматривался с двух позиций: анализ выполнения плана по утвержденной номенклатуре изделий или групп изделий; анализ влияния структурных сдвигов на объем произведенной и реализованной продукции [4].
Анализ выполнения плана по ассортименту основывался на сопоставлении фактического и планового выпуска продукции по номенклатуре, утвержденной в тот момент для предприятия. Такой подход не утерял полностью своей значимости, однако представляет в настоящий момент гораздо меньший интерес.
Анализ изменения прибыли в зависимости от структурных сдвигов товарной продукции исходит из того, что структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияния на сумму прибыли. Увеличение объема производства более рентабельной продукции приводит к опережающему росту прибыли, и наоборот. Данный метод позволяет определить только наличие или отсутствие проблемы, связанной с ассортиментной политикой. При этом если прибыль не уменьшилась, то такой анализ, давая «положительный результат», не дает руководству стимулов к поиску еще лучшей комбинации выпуска продукции.
В мировой практике разработано и используется множество различных методов анализа ассортиментной политики. Они различаются по предмету анализа ассортимента; приемам анализа; форме представления конечных результатов. В рыночных условиях становится все более важным использование методов оптимизации ассортиментной политики, построенных на маржинальном подходе. Определенный интерес для отечественных кризисных и нормально функционирующих предприятий представляет метод МАРКОН.
Метод МАРКОН был разработан итальянской консалтинговой фирмой «Маркон» для поддержки маркетинговых решений внутренними данными о состоянии предприятия. Специалисты фирмы отмечают, что производственные компании тратят на маркетинговые исследования внешней среды (рынка, конкурентов) большие деньги и на их основе разрабатывают решения в области маркетинга, часто не обращая достаточного внимания на большой объем внутренней информации, «вырабатываемой» самим предприятием. Точный количественный контроль товарного ассортимента на базе шести или семи переменных возможен только в случае комплексных методов анализа, требующих современной компьютерной и программной поддержи. Для получения общей панорамы с одновременным рассмотрением различных характеристик экономического результата по товарному ассортименту может использоваться простая аналитическая структура метода МАРКОН, предоставляющая информацию, весьма интересную с точки зрения оперативного и стратегического управления.
Исходным положением для применения на практике метода МАРКОН является необходимость совместного анализа внутренней и внешней информации для принятия обоснованных управленческих решений, касающихся ассортиментной политики фирмы. В рассматриваемом методе валовая маржа (разница между выручкой и переменными затратами) рассматривается как показатель успеха маркетинга конкретного товара. Эта разница представляет единицу измерения «премии», выдаваемой рынком за изделие, учитывая как «функцию» этого типа товара, так и «специфические преимущества», которые он может предоставить в ответ на конкретные запросы отдельно сегмента. Процент валовой маржи в выручке рассматривается как показатель гибкости спроса на данный товар. Это значит, что постоянный контроль изменения уровня валовой маржи продукта не входит в рамки компетенции исключительно финансовых структур компании, а может применяться и отделами маркетинга в целях мониторинга положения на рынке продукции компании с точки зрения ассортимента и марок. Таким образом, в число полноправных параметров, анализируемых маркетологом, должны входить не только выручка, цена и количество, но и валовая маржа. [4]. Маркетинговые решения по товарному ассортименту принимаются по каждому отдельному артикулу, чаще всего на основании следующих параметров: продажная цена, себестоимость единицы, объем продаж (количество проданных единиц). Путем принятия решения по ним предприятие-изготовитель старается достичь основной цели - получить определенный объем прибыли. Планирование ассортиментной матрицы «Мар-кон» является важным управленческим процессом в организации. Даже хорошо продуманные планы реализации продукции и продвижения товара на рынок не устранят последствия ошибок при планировании ассортимента. Действительно, на рынке действует большое количество конкурирующих компаний и, если предприятие не сможет предложить ту продукцию, которая сможет удовлетворить потребности покупателей данного рынка, то это смогут сделать конкуренты.
Следует отметить, что внедрение метода МАРКОН на предприятии для оптимизации ассортимента продукции обусловлено рядом его преимуществ по сравнению с другими методами. К его достоинствам можно отнести возможность осуществления анализа эффективности производственной и маркетинговой деятельности в сфере ассортиментной политики и других направлениях по совокупности параметров, причем это сравнение происходит одновременно. Также данный метод опирается на относительно небольшую базу данных и использует несложные приемы анализа, обеспечивает наглядность результатов. Существенным является то, что метод не оперирует полной себестоимостью, в которую зачастую вкрадываются распределения накладных расходов и игнорирования поведения затрат при изменении объема продаж. Метод МАРКОН позволяет провести совместный анализ внутренних и внешних факторов, формирующих ассортиментную политику предприятия, что очень важно для маркетингового и стратегического контроля. Общий концептуальный подход к реализации метода позволяет взаимно дополнять методом МАРКОН такие методы стратегического анализа среды, как матрицы БКГ и МакКинзи. Динамический метод МАРКОН позволяет отслеживать многие изменения, еще не ставшие явными для других методов анализа ассортиментной политики.
Главный недостаток метода МАРКОН - результаты анализа целиком зависят от точности отнесения переменных затрат на конкретный продукт, однако данная проблема уже не является неразрешимой для большинства предприятий [4].
Таким образом, подытоживая все вышеизложенное, нужно отметить, что оптимизация структуры ассортимента продукции является важной составляющей общей экономической стратегии предприятия. От того, насколько оптимальна структура ассортимента в последствии будет зависеть размер прибыли предприятия. Несмотря на то, что на практике известно много методов формирования ассортимента, но в современных условиях важно использовать методы оптимизации ассортиментной политики, построенных
на маржинальном подходе. Одним, из которых является метод МАРКОН. Он позволяет проводить комплексный анализ множества переменных, группировать ассортиментные позиции в однородные группы не по видам обработки, а по положению относительно финансовых и маркетинговых критериев деятельности, и соответственно, разрабатывать типовые предложения для той иди иной группы, быстрее принимать управленческие решения по ассортименту.
Список литературы
1. Друри, К. Управленческий и производственный учет. Пер с анг.:Учебник. -М.ЮНИТИ - ДАНА, 2003. - 1071 с.
2. Казин, А.В. Управленческий учет. Учебно-практическое пособие/ А.В. Казин, Е.В. Акчурина, Л.П.Солодко. - М.: ТК Велби, Проспект, 2004.- 480с.
3. Котлер, Ф. Основы маркетинга/ Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. - М.: Вильямс, 2003. - 512 с.
4. Кукукина, И.Г. Управленческий учет: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 400 с.
УДК 657.1
А.А. Леханова, Л.Ю. Щеульникова
Новомосковский институт Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, Новомосковск, Россия
ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ОТМЕНЫ МЕТОДА ЛИФО В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ
This report is devoted to studying consequence of abolition method LIFO. There are reasons of abolition method LIFO, description of changes normal- rightful base of accounting and tax account, and their influence on the composition of bookkeeping in this report. It is also investigated other methods of abolition inventories, their positive and negative points.
Данная работа посвящена изучению последствий отмены метода ЛИФО. В работе рассматриваются причины отмены метода ЛИФО, описываются изменения, коснувшиеся нормативно-правовой базы по бухгалтерскому и налоговому учету и их влияние на составление бухгалтерской отчетности, а также исследуются другие методы оценки материально-производственных запасов, их положительные и отрицательные стороны.
Ежегодно Министерство Финансов Российской Федерации вносит поправки в законодательство о бухгалтерском учете с целью постепенного сближения российского бухгалтерского учета с международными стандартами финансовой отчетности. С 1 января 2008 года специалисты финансового ведомства приказом от 26 марта 2007г. № 26н запретили при бухгалтерском учете товарно-материальных ценностей использовать метод ЛИФО. В соответствии с данным приказом были внесены изменения в Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, от 29 июля 1998 г. N 34н, в ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» от 9 июня 2001 г. N 44н, в Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов от 28 декабря 2001 г. N 119н [6].
Изменения затронули только бухгалтерский учет. В налоговом учете по -прежнему применяются п. 8 статьи 254 и подпункта 3 п. 1 статьи 268 Налогового кодекса РФ, которые позволяют использовать метод ЛИФО в следующих случаях: при списании сырья и материалов в производство; при реализации покупных товаров; при реализации и ином выбытии ценных бумаг.