Научная статья на тему 'Внедрение метода Маркон в практическую деятельность хлебопекарных предприятий'

Внедрение метода Маркон в практическую деятельность хлебопекарных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
484
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИМИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ АССОРТИМЕНТА / МЕТОД МАРКОН / УЧЕТ / АНАЛИЗ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костюкова Е.И., Башкатова Т.А., Башкатова Н.А.

В статье рассмотрены вопросы формирования учетно-аналитического обеспечения управления ассортиментной политикой предприятия. Предложен авторский подход к оптимизации номенклатуры продукции, консолидирующий маркетинговый анализ, расчет и оценку финансовых показателей методом Маркон, последующее согласование, и корректировку структуры ассортимента с учетом ограничивающих факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внедрение метода Маркон в практическую деятельность хлебопекарных предприятий»

УДК 657

ВНЕДРЕНИЕ МЕТОДА МАРКОН В ПРАКТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХЛЕБОПЕКАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Е. И. КОСТЮКОВА,

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой бухгалтерского управленческого учета E-mail: elena-kostyukova@yandex. ru Т. А. БАШКАТОВА, ассистент кафедры автоматизации бухгалтерского учета и аудита

E-mail: Bashkatovata@yandex. ru Н. А. БАШКАТОВА, магистрант кафедры бухгалтерского управленческого учета E-mail: Bashkatovata@yandex. ru Ставропольский государственный аграрный университет

В статье рассмотрены вопросы формирования учетно-аналитического обеспечения управления ассортиментной политикой предприятия. Предложен авторский подход к оптимизации номенклатуры продукции, консолидирующий маркетинговый анализ, расчет и оценку финансовых показателей методом Маркон, последующее согласование, и корректировку структуры ассортимента с учетом ограничивающих факторов.

Ключевые слова: оптимизация структуры ассортимента, метод Маркон, учет, анализ, управление.

В условиях современной экономики, когда жесткая конкуренция требует от руководства организаций постоянно повышать эффективность деятельности, вопросы учетно-аналитического управления ассортиментом приобретают все большее значение. Формирование и реализация оптимальной ассортиментной политики необходимы для определения условий

безубыточной работы предприятия, управления объемом прибыли для оптимизации налогообложения и прогнозирования собственных инвестиций в развитие бизнеса.

На практике существует большое количество методов анализа ассортиментного портфеля предприятия, которые различаются по предмету анализа (изменениям структуры ассортимента, выделению наиболее значимых ассортиментных позиций, анализу соотношений жизненных циклов товаров), по приемам анализа (маржинальному и статистическому подходам, анализу на основе видов деятельности организации и т. д.), в зависимости от представления конечных результатов (таблицы, графики, диаграммы и т. д.).

Рассмотрим особенности учетно-аналитичес-кого обеспечения управления ассортиментом на примере предприятий хлебопекарной промышленности Ставропольского края.

Управление ассортиментом на большинстве предприятий организовано по упрощенной схеме и ограничено в основном определенными маркетинговыми исследованиями, а также контролем изменения прибыли в зависимости от структурных сдвигов товарной продукции. Бесспорно, структура ассортимента может оказать как положительное, так и отрицательное воздействие на величину прибыли предприятия, но данная методика анализа позволяет лишь выявить наличие или отсутствие проблем, связанных с ассортиментом организации.

При изменении структуры ассортимента и получении дополнительной прибыли анализ показывает положительный результат. Но это еще не значит, что нет более оптимальной структуры ассортиментного портфеля, при котором предприятие будет функционировать более устойчиво и эффективно, а также, что в долгосрочной перспективе при сохранении данной товарно-групповой структуры прибыль будет расти. Словом, сущес-

Оптимизация ассортиментной политики хлебопекарных предприятии

Предварительный этап

Уточнение целей и задач, составление плана аналитической работы, сбор и подготовка необходимой информации

Маркетинговый анализ

Исследование общего состояния отрасли, анализ динамики продаж и уровня цен по товарным группам, определение влияния изменения цены на объемы продаж, оценка перспектив изменения спроса и конкуренции в сегментах и т.д.

Расчет и анализ финансовых показателей

Расчет основных показателей

Присвоение каждой ассортиментной позиции двоичного кода

Формирование базы данных Маркой

Построение матрицы Маркой

Разработка и согласование оптимальной структуры ассортимента

Определение показателей, влияющих на формирование ассортимента предприятия, составление сводной формы по оптимизации структуры ассортимента, принятие управленческих решений

Рис. 1. Оптимизация ассортиментной политики в хлебопекарном производстве

твенным недостатком используемой технологии анализа является недостаточное стратегическое управление ассортиментными группами.

Безусловно, оптимизация ассортимента предприятия — многоэтапный процесс, который, по мнению авторов, должен включать совокупность учетно-аналитических процедур, основанных на оценке и внешних, и внутренних данных. Структурно-логическая схема оптимизации ассортимента хлебопекарных предприятий, предполагающая последовательное выполнение выделенных этапов и позволяющая сформировать эффективную товарно-групповую структуру, представлена на рис. 1.

Рассмотрим подробнее каждый из выделенных этапов. Анализ ассортимента предприятия должен начинаться с маркетингового исследования, включающего рассмотрение динамики продаж и уровня цен по товарным группам, определение влияния изменения цены на объемы продаж, оценку общего состояния отрасли, перспектив изменения спроса и конкуренции в сегментах и т. д. На основе проведенных исследований специалисты по маркетингу разрабатывают мероприятия по изменению структуры ассортимента, направленные на повышение удовлетворенности потребителей, укрепление конкурентной позиции организации и увеличение доли рынка.

Однако для оценки и оптимизации ассортимента недостаточно исследования внешней среды (рынков, конкурентов), большое значение имеет анализ внутренней информации, поставщиком которой является система управленческого учета. По мнению авторов, следующим важнейшим этапом в процессе оптимизации ассортиментной политики являются анализ уже разработанных марке-

Группировка однородных позиций ассортимента в решетке Маркой

Анализ полученных результатов

14

международный бухгалтерским учет

AUI

111

100

010 001

QPC 111

тинговых решении, а также расчет основных финансовых показателей, указывающих на эффективность ассортиментной позиции, и выработка предложений по совершенствованию структуры ассортимента организации. Именно на данном этапе предлагается использовать метод Маркон, который позволяет проводить комплексный анализ множества переменных, группировать ассортиментные позиции в однородные группы не по видам обработки, а по положению относительно финансовых и маркетинговых критериев деятельности, разрабатывать типовые предложения для той или иной группы, быстрее принимать управленческие решения по ассортименту. Существенным плюсом данного метода является также возможность проанализировать весь ассортимент предприятия в целом, используя при этом стратегический подход [3]. Использование метода Маркон наиболее оправданно в случае широкого ассортимента выпускаемой продукции, что в настоящее время характерно для хлебопекарных предприятий.

Еще одним достоинством метода Маркон является возможность использования калькулирования неполной себестоимости на основе переменных затрат. При этом методе, исходные данные подразделяются на качественные, типовые характеристики конкретной ассортиментной позиции и количественные, содержащие основные экономические данные. В методе Маркон используются три параметра:

1. Общая валовая маржа, маржинальный доход или маржинальная прибыль (MCA):

MCA = PQ — CQ, где P — цена единицы продукции;

С—средние переменные затраты на единицу

продукции;

Q — количество проданных единиц продукта.

2. Валовая маржа на единицу продукции (MCU):

MCU = MCA / Q.

3. Процент валовой маржи (MCI):

MCI = MCA / (P • Q).

110

101

100 011

010

001 000

Большой Размер Малый Размер

Большая Энергия Большая Энергия

Большой Размер Малый Размер

Малая Энергия Малая Энергия

Рис. 2. Матрица Маркон (размер и энергия)

Анализ предприятия по методу Маркон проводится в несколько последовательных этапов (рис 2).

В первую очередь осуществляется формирование информационной базы данных, т. е. расчет всех необходимых показателей и составление аналитических таблиц, при этом каждому параметру базы данных должно быть подсчитано средневзвешенное значение, относительно которого на последующих стадиях анализа будет проведено сравнение ассортиментных позиций.

Далее различным параметрам ассортиментной позиции присваиваются двоичные коды (0 или 1), исходя из того, какое значение имеет показатель по отношению к средневзвешенному. Словом, если достигнуто значение выше среднего то присваивается «1», а если ниже, то «0».

При этом необходимо учитывать, получает ли ассортиментная позиция выгоду или проигрыш относительно среднего значения данного критерия ассортимента. Например, оценивая величину переменных затрат и получая значение, превышающее средневзвешенное, такая позиция получает «0», в противоположном случае — «1».

Таким образом, каждая ассортиментная позиция определяется двумя сериями двоичных кодов 0 или 1. Первая относится к решающим параметрам: Q, Р, С, вторая — к контрольным: MCA, MCU, MCI.

Для одновременного анализа всего ассортиментного ряда необходимо построение решетки Маркон для анализа однородных групп продукции, в вертикальных колонках указываются тройки кодов Q, Р, С, а в горизонтальных—МСА,

MCU, MCI. Таким образом, получается матрица, состоящая из 64 ячеек. При этом в ячейки верхней части таблицы группируются товары с высокой суммой общей валовой маржи, а в нижней части — с низкой. Изделия с высокими объемными показателями относятся в ячейки левой части таблицы, с низким удельным весом — в правую часть таблицы. Каждая зона имеет название, маржинальность позиции рассматривается как «энергия», а объемные показатели как «размер».

Если рассчитать все необходимые показатели и средневзвешенные значения по ним, определить системы двоичных кодов по каждому наименованию товаров, то возможна их систематизация в однородные ассортиментные группы, каждая из которых будет иметь определенное название и особенности (рис. 3).

Когда рассчитаны финансовые показатели для каждого вида продукции и сведены в единые формы, можно начинать анализ ассортимента и принимать решения по тем или иным ассортиментным позициям.

После ввода всех ассортиментных позиций в матрицу Маркон проводится анализ полученных результатов, делаются соответствующие выводы относительно политики развития конкретной продукции в ассортименте производства предприятия.

Вместе с тем важно отметить, что управление ассортиментом предприятия — сложный комплексный процесс, на который помимо финансово-экономических показателей влияет множество других факторов. При разработке и утверждении структуры ассортимента необходимо учитывать такие ограничения, как доступность сырья нуж-

AUI

111

101

011 010 001 000

QPC 111

110

101

100

011

010

Белые гиганты Синие карлики

Красные гиганты

Белые карлики

Черные дыры Спутники

Рис. 3. Наименование ассортиментных групп матрицы Маркон

ного качества, наличие производственных мощностей, обеспеченность оборотными средствами и т. д. Только анализ всей совокупности факторов в системе даст возможность принять обоснованное управленческое решение.

Например, маркетологи предлагают увеличить производство определенного вида продукции, который, по их мнению, является достаточно перспективным. Но, по мнению технолога, рост производства такой продукции на имеющемся оборудовании может отрицательно сказаться на его качестве. Работа по оптимизации ассортимента — это совместная деятельность многих специалистов предприятия, маркетологов, бухгалтеров-аналитиков, инженерно-технических работников и т. д.

В этой связи, считают авторы, целесообразно использовать сводную форму по оптимизации структуры ассортимента (см. таблицу), которая содержит набор наиболее значимых показателей, каждый из которых определяет уполномоченное лицо центра ответственности.

Например, руководить отдела продаж определяет динамику объемов реализации, бухгалтер-аналитик — рентабельность продукции, главный технолог — возможность производства продукции на имеющемся оборудовании и т. д. Набор показателей в каждой организации индивидуален и зависит от долгосрочных целей и стратегии развития. С целью обеспечения соизмеримости количественных и неколичественных показателей осуществляется их перевод в оценочные баллы, которые присваиваются товарным позициям методом экспертных оценок. Если предприятие находится в неустойчивом финансовом положении, наибольший вес должен соответствовать финансово-экономическим показателям, если приоритетом являются стратегические цели, — соответственно, показателям перспективности. Далее, по каждому наименованию продукции ассортиментного ряда определяеются суммарный балл и удельный вес позиции в общей сумме баллов.

001

000

110

«

о ю

о «

и

о

О «

Я

$

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и о

Дата 01.09.2010

«

и

К

а;

Я

£ сл

« гч

а

а;

Я

о

К

о

гч сК о

и о н I

Я<!

о

Г4

л оо

а ®

£ ®

Н Я

и —

Я с

я л

в я

2 м

8 К 2 Я

я 5

С"

° я

О 4)

е Ч 2 я

2 ю а о

0 ч

.©«и

к *

я а

1 я

ч я

о ^

и а

и >-

о с

Удельный вес позиции в общей сумме баллов, % 13,2 10,9 11,7 11,8 11,7 7, 10,6 8,72 14,0

Итого баллов с учетом приоритета 7,89 6,51 6,99 7,01 6,98 4,42 6,29 ,2 5, 8,35 х

Центр ответственности, баллы Планово-экономический отдел чхэончи-эдвхнэд 00 6 6 7 т 8 2 9 5

ихэонь -0(111 ИОНЧ1ГВН -ижс1в1« эв1ге£ сл г- 6 гч т 2 2 9 9

хвычс! шчммоШпнЬио чо т т 0 'П т 4 2 4 2

ЭИХ1ЧС1 - коп ан адалкв |||.~>||)|||(|)(|)ГО>] 00 8 8 6 'П 6 5 0 5

Отдел продаж ВХ1Ч<р Я01Т -ВНВЯ Х1ЧНЧ1ГИ9 -вхэ эиыпгед 00 6 7 8 4 6 7 9 5

ии1геЕ1пгеэс1 яошэ -4,90 вяимвни1!/ г- СЛ 8 8 4 7 7 8 8

Производственный отдел И11)||:М11(|)И1'|:;1М мокШох^шои иминЕ^ход 0 сл 7 7 0 6 7 9 9 8

моюоиПюк хин -1/0<)0ЯЭ ЭИЬИ1ГВЦ 6 8 8 6 7 6 7 7 0

Отдел снабжения вяхээьвя охонж^н ичdIчэ чхэонпХхэо1!/ 0 8 7 6 9 6 8 0 0 8

Маркетинговый отдел ||||||МЛ°) ()(||| чхэон -яихмэп^эц сл сл 0 8 0 'П 6 6 9 0

Код 1861 I 1871 I 1887 | 1892 | 1914 | 1926 | 1935 | 1955 | 2002 | Удельный вес показателя в общей сумме баллов, %

Позиция ассортиментной группы | Сосиска в тесте | Булочка «Улыбка» | Сдоба «Фантазия» |Рулет особый | Булочка «Сказка» |Каравай «Сувенирный» | | Слойка нежная | Булочка с изюмом | Слойка «Школьная»

Использование предлагаемой сводной формы по оптимизации структуры ассортимента позволит определить оптимальное соотношение видов продукции с учетом определяющих факторов.

Таким образом, можно сделать вывод, что при анализе товарно-групповой структуры хлебопекарных предприятий недостаточно исследования внешней среды, большое значение имеет оценка внутренних данных предприятия, которые консолидирует система управленческого учета. Использование системы управленческого учета в оптимизации ассортимента готовой продукции хлебопекарных предприятий позволит не только определить оптимальную номенклатуру продукции, но и стать первым шагом в организации комплексной системы управленческого учета в организации.

Список литературы

1. Арефьева Е. Ассортиментная политика: слабое звено в формировании прибыли // Финансовый директор. 2002. № 3. 12—17 с.

2. Костюкова Е. И. Управленческий учет в различных отраслях: теория и практика. СевКавГТУ, 2009. 305 с.

3. Кукукина И. Г. Управленческий учету: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2004. 400 с.

4. Савинкин А. Как оптимизировать ассортимент // Финансовый директор. 2004. № 5. С. 56—61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.