Научная статья на тему 'МЕТОД МА СИУ КАК ПРИНЦИП СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ С КИТАЙСКОЙ СПЕЦИФИКОЙ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ'

МЕТОД МА СИУ КАК ПРИНЦИП СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ С КИТАЙСКОЙ СПЕЦИФИКОЙ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
104
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Lex Russica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / МЕТОД МА СИУ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВОСУДИЕ / СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ / МОРАЛЬ / ПРИНЦИПЫ ПРАВА / ЗАКОННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Даньшин А. В.

Яркой особенностью современного китайского общества является сохранение и развитие в новых условиях важных элементов его традиционной правовой культуры. В статье проводится анализ одного из таких элементов. Он получил свое название от имени государственного и партийного деятеля Ма Сиу (1899-1962 гг.) и представляет собой совокупность основных методов и принципов судебной системы страны, которыми в своей профессиональной деятельности должны руководствоваться судьи. Автор считает, что наиболее важным направлением развития метода Ма Сиу в современных условиях является открытость и доступность судебной власти, что проявляется в масштабном внедрении с 2013 г. в правовую систему страны электронного правосудия. Несомненное лидерство Китая в этой области не ослабляет, по мнению автора, внимания властей к совершенствованию ключевых принципов метода Ма Сиу, сущностью которых являются духовные и моральные основы «правосудия для народа». Эти основы проявляются в закреплении принципа верховенства закона, развитии института народных заседателей, а также повсеместном внедрении в судебную систему страны социалистических ценностей. Главной среди этих ценностей считается общественный, государственный и политический контроль за деятельностью судов, без чего правосудие отрывается от народа и превращается в фикцию, а принципы разделения властей и независимости судебной власти являются результатом заблуждений западной философской и общественно-политической мысли. Проведенный автором анализ принятых в последние годы законов КНР, а также опубликованных научных статей, комментариев и заявлений официальных властей позволяет сделать вывод о том, что, хотя ни в одном законе Китайской Народной Республики напрямую об этом не говорится, основная роль в контроле над судебной властью, безусловно, принадлежит Коммунистической партии Китая, подтверждая преемственность этой «прекрасной народной судебной традиции», возникшей еще в период деятельности Ма Сиу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MA SIU METHOD AS A PRINCIPLE OF THE SOCIALIST JUDICIAL SYSTEM WITH CHINESE SPECIFICS: HISTORY AND MODERN UNDERSTANDING

A striking feature of modern Chinese society is the preservation and development in new conditions of important elements of its traditional legal culture. The paper analyzes one of these elements. It takes its name from the statesman and party leader Ma Siu (1899-1962) and represents a set of basic methods and principles of the judicial system of the country, which judges should be guided by in their professional activities. The author believes that the most important direction of the development of the Ma Siu method in modern conditions is the openness and accessibility of the judiciary, which is manifested in the large-scale introduction of electronic justice into the country’s legal system in 2013. The undoubted leadership of China in this area does not weaken, according to the author, the attention of the authorities to improving the key principles of the Ma Siu method, the essence of which are the spiritual and moral foundations of «justice for the people». These foundations are manifested in the consolidation of the rule of law, the development of the institution of people’s assessors, as well as the widespread introduction of socialist values into the judicial system of the country. The main among these values is considered to be public, state and political control over the activities of the courts, without which justice breaks away from the people and turns into fiction, and the principles of separation of powers and independence of the judiciary are the result of misconceptions of Western philosophical and socio-political thought. The author’s analysis of the laws of the People’s Republic of China adopted in recent years, as well as published scientific articles, comments and statements by official authorities, allow us to conclude that, although no law of the People’s Republic of China directly states this, the main role in controlling the judiciary, of course, belongs to the Communist Party of China, confirming the continuity this «beautiful folk judicial tradition», which arose during the period of Ma Siu’s activity.

Текст научной работы на тему «МЕТОД МА СИУ КАК ПРИНЦИП СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ С КИТАЙСКОЙ СПЕЦИФИКОЙ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ»

DOI: 10.17803/1729-5920.2023.202.9.133-145

А. В. Даньшин*

Метод Ма Сиу как принцип социалистической судебной системы с китайской спецификой: история и современное понимание

Аннотация. Яркой особенностью современного китайского общества является сохранение и развитие в новых условиях важных элементов его традиционной правовой культуры. В статье проводится анализ одного из таких элементов. Он получил свое название от имени государственного и партийного деятеля Ма Сиу (1899-1962 гг.) и представляет собой совокупность основных методов и принципов судебной системы страны, которыми в своей профессиональной деятельности должны руководствоваться судьи. Автор считает, что наиболее важным направлением развития метода Ма Сиу в современных условиях является открытость и доступность судебной власти, что проявляется в масштабном внедрении с 2013 г. в правовую систему страны электронного правосудия. Несомненное лидерство Китая в этой области не ослабляет, по мнению автора, внимания властей к совершенствованию ключевых принципов метода Ма Сиу, сущностью которых являются духовные и моральные основы «правосудия для народа». Эти основы проявляются в закреплении принципа верховенства закона, развитии института народных заседателей, а также повсеместном внедрении в судебную систему страны социалистических ценностей. Главной среди этих ценностей считается общественный, государственный и политический контроль за деятельностью судов, без чего правосудие отрывается от народа и превращается в фикцию, а принципы разделения властей и независимости судебной власти являются результатом заблуждений западной философской и общественно-политической мысли. Проведенный автором анализ принятых в последние годы законов КНР, а также опубликованных научных статей, комментариев и заявлений официальных властей позволяет сделать вывод о том, что, хотя ни в одном законе Китайской Народной Республики напрямую об этом не говорится, основная роль в контроле над судебной властью, безусловно, принадлежит Коммунистической партии Китая, подтверждая преемственность этой «прекрасной народной судебной традиции», возникшей еще в период деятельности Ма Сиу.

Ключевые слова: Китайская Народная Республика; судебная система; метод Ма Сиу; электронное правосудие; социалистические ценности; судебная власть; мораль; принципы права; законность. Для цитирования: Даньшин А. В. Метод Ма Сиу как принцип социалистической судебной системы с китайской спецификой: история и современное понимание // Lex russica. — 2023. — Т. 76. — № 9. — С. 133145. — DOI: 10.17803/1729-5920.2023.202.9.133-145.

Ma Siu Method as a Principle of the Socialist Judicial System with Chinese Specifics: History and Modern Understanding

Aleksandr V. Danshin, Cand. Sci. (Law), Associate Professor, Associate Professor, Department of Theory and History of State and Law, Law Institute, Kemerovo State University Krasnaya ul., d. 6, Kemerovo, Russia, 650000 danschin.garant2013@yandex.ru

Abstract. A striking feature of modern Chinese society is the preservation and development in new conditions of important elements of its traditional legal culture. The paper analyzes one of these elements. It takes its name

© Даньшин А. В., 2023

* Даньшин Александр Владимирович, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического института Кемеровского государственного университета Красная ул., д. 6, г. Кемерово, Россия, 650000 danschin.garant2013@yandex.ru

from the statesman and party leader Ma Siu (1899-1962) and represents a set of basic methods and principles of the judicial system of the country, which judges should be guided by in their professional activities. The author believes that the most important direction of the development of the Ma Siu method in modern conditions is the openness and accessibility of the judiciary, which is manifested in the large-scale introduction of electronic justice into the country's legal system in 2013. The undoubted leadership of China in this area does not weaken, according to the author, the attention of the authorities to improving the key principles of the Ma Siu method, the essence of which are the spiritual and moral foundations of «justice for the people». These foundations are manifested in the consolidation of the rule of law, the development of the institution of people's assessors, as well as the widespread introduction of socialist values into the judicial system of the country. The main among these values is considered to be public, state and political control over the activities of the courts, without which justice breaks away from the people and turns into fiction, and the principles of separation of powers and independence of the judiciary are the result of misconceptions of Western philosophical and socio-political thought. The author's analysis of the laws of the People's Republic of China adopted in recent years, as well as published scientific articles, comments and statements by official authorities, allow us to conclude that, although no law of the People's Republic of China directly states this, the main role in controlling the judiciary, of course, belongs to the Communist Party of China, confirming the continuity this «beautiful folk judicial tradition», which arose during the period of Ma Siu's activity.

Keywords: People's Republic of China; judicial system; Ma Siu method; electronic justice; socialist values; judiciary; morality; principles of law; legality.

Cite as: Danshin AV. Metod Ma Siu kak printsip sotsialisticheskoy sudebnoy sistemy s kitayskoy spetsifikoy: istoriya i sovremennoe ponimanie [Ma Siu Method as a Principle of the Socialist Judicial System with Chinese Specifics: History and Modern Understanding]. Lexrussica. 2023;76(9):133-145. DOI: 10.17803/1729-5920.2023.202.9.133145. (In Russ., abstract in Eng.).

Введение

В мае 2021 г. в Китае состоялась конференция «Продвижение ценностей судебных методов Ма Сиу в новую эпоху». Проведение этого крупного научного форума в канун празднования 100-летия со дня образования Коммунистической партии Китая (КПК) не было случайным совпадением. Этим фактом не только подчеркивалось особое значение в судебной системе страны методов Ма Сиу, но и давался импульс для широкого обсуждения характера их реализации в современный период развития государства, названный в Конституции КНР «социализмом с китайской спецификой нового времени»1.

Под методом Ма Сиу в Китае понимают прежде всего совокупность основных принципов, которых народные судьи должны придерживаться в своей работе. Формирование этих принципов связывают с именем государ-

ственного и партийного деятеля Ма Сиу (ЦЩ

1899-1962 гг.), когда он работал еще в качестве председателя Лундунского отделения Верховного суда Шэньси-Ганьсу-Нанкинского пограничного района2, а после образования КНР — заместителем председателя Верховного народного суда, возглавляя его Северо-Западное отделение.

Широкую известность Ма Сиу получает после публикаций в 1943 г. крупнейшими в тот период газетами китайских коммунистов «Цзефан жибао» («Ш£01й») и «Синьхуа жибао» («1^0 Ж») комментариев к делу в сфере брачно-се-мейных отношений, которое рассматривалось Ма Сиу не в помещении суда, а на площади перед зданием окружного правительства, где при всеобщей поддержке присутствующих там людей те, кто участвовал в организации «брака по договоренности», то есть в фактической продаже невесты, были приговорены

Конституция КНР (принята на Пятой сессии Пятого Всекитайского собрания народных представителей 4 декабря 1982 г., обнародована и введена в действие решением Всекитайского собрания народных представителей 4 декабря 1982 г.)

// URL: http://www.gov.cn/guoqing/2018-03/22/

content_5276318.htm (дата обращения: 13.05.2023).

Шэньси-Ганьсу-Нанкинский советский район Китая (1937-1950 гг.) являлся в годы антияпонской войны административно-территориальным образованием, находившимся под контролем китайских коммунистов. В отечественной литературе его, как правило, называют «особым районом Китая».

i

2

к каторжным работами и тюремному заключению, что сделало возможным двум влюбленным беспрепятственно зарегистрировать свой брак3. Подобные открытые судебные разбирательства, где выступить мог любой желающий, Ма Сиу проводил как по гражданским, так и по уголовным делам и везде принимал решение с учетом мнения большинства присутствующих на судебном процессе людей, за что в народе получил прозвище Ма Цинтянь Еще

один пример, который также упоминается во многих работах о деятельности Ма Сиу, говорит о рассмотрении им уголовного дела по обвинению в убийстве троих братьев Су, которые его решением были оправданы, а настоящие виновники понесли заслуженное наказание. Показательно то, что Ма Сиу приступил к рассмотрению этих дел после обращения к нему простых людей с устной жалобой вне помещения суда, причем в первом случае он выходил из дома, чтобы отправиться по своим личным делам, а во втором случае он вместе с другими чиновниками занимался уборкой картофеля в одном из крестьянских хозяйств. По факту этих обращений он несколько раз лично выезжал для сбора доказательств, а по уголовному делу на месяц отправил своих сотрудников под видом обычных людей для скрытой проверки собранных материалов на месте5.

Становление метода Ма Сиу и проблемы его реализации

Приведенные примеры являлись первыми шагами собственного стиля судебных разбирательств Ма Сиу, который заключался в отрыве от судейского кресла и выходе в народ, рассмотрении дел без строгого соблюдения судебных процедур, привлечении населения к расследованию

и активному участию в судебном процессе и, наконец, в принятии решений с учетом мнения народа. Руководство компартии Китая увидело в этих методах «вливание свежей крови в новую демократическую судебную систему», и во время вручения наград руководителям советских районов Китая лично Мао Цзэдун сделал на полученной Ма Сиу грамоте такую запись: «Ни на минуту не оставляйте массы»6, показав тем самым свою поддержку его судейской деятельности, а в «Кратком описании строительства пограничного района Шэньси-Ганьсу-Нанкин» (1944 г.) руководитель компартии предложил «продвигать судебный метод, сочетающий в себе судебное разбирательство и посредничество, судей и народные массы», впервые назвав его методом Ма Сиу7. А 10 лет спустя, подойдя к Ма Сиу на Национальной конференции судей, Мао Цзэдун взял его за руку и шутливо по-дружески сказал: «Ма Сиу, и ты здесь? Когда ты приходишь, все дела легко разрешаются»8. Вскоре основные принципы метода Ма Сиу были изложены в партийной печати, став «творческим вкладом Коммунистической партии Китая в судебную философию и судебную систему»9.

Формулировки этих принципов не являются строго выверенными, что дает возможность их постоянно уточнять и дополнять, наполняя новыми деталями и нюансами, а также комментировать в ходе научно-политических дискуссий и обсуждений, которые активно проводятся и в настоящее время. В то же время уже в период зарождения метода Ма Сиу сформировалось несколько его ключевых моментов:

— опора на массы, просвещение масс и уважение к мнению масс в рамках широкого привлечения их к непосредственному участию в отправлении правосудия;

— открытость и доступность «правосудия для народа» с опорой на выездные заседания

Чжан Минъин. «Метод Ма Сиу» — «Не оставляйте массы ни на мгновенье» (^ВДЩ: —

«ШШ^Й^ША») // URL: https://new.qq.eom/rain/a/20210719A02KPM00 (дата обращения: 13.05.2023). Цинь тянь (W^) — с кит. досл. «чистое небо»; обр. «честный чиновник», «неподкупный судья». Чжан Минъин. Указ. соч.

URL: https://baike.baidu.com/item/^fM5/3024925?fr=aladdin#1 (дата обращения: 13.05.2023). Чжан Минъин. Указ. соч.

Чжэн Чжун. Наследовать и развивать «судебные методы Ма Сиу» в новую эпоху (^ Ж:

да^Ж // URL: https://www.court.gov.cn/zixun-xiangqing-217661.html (дата обращения:

13.05.2023).

Хэ Сяожун. Внутренний дух судебных методов Ма Сиу и его ценность в наше время

^»ЙЙЙШЖ^ЙЧтЛ) // URL: https://mp.weixin.qq.eom/s?_biz=MzA4MjY4MzM1NA==&mid=2649

867889&idx=1&sn=7d8f9d3839ffee7e00dcbaa7692481f8&chksm=878492c4b0f31bd2fc9b0401f21d08b13f6 f2ba9344c9cdc8d82bc64d96b893bd7b95519404c&scene=27 (дата обращения: 13.05.2023).

3

4

5

8

9

LEX 1Р?Ж

при особом внимании к жителям сельской местности;

— простые и неформальные судебные процедуры;

— сочетание судебного разбирательства с процедурой медиации;

— честность судей и неукоснительное соблюдение ими законности.

Если вначале эти положения служили прежде всего примером для подражания конкретных юридических технологий и процедур, то в дальнейшем основное значение, по словам заместителя председателя Верховного народного суда КНР Хэ Сяожуна, приобретает «внутренний дух, философское содержание и принципы судебных методов Ма Сиу»10. Содержание «внутреннего духа» (или сущности) этих методов чаще всего определяется в таких выражениях, как «ни на минуту не оставлять массы» или «прислушиваться к чувствам масс», а также в более понятных европейскому читателю, но не раскрывающих до конца специфики судебной системы Китая «всё для людей» или «правосудие для людей».

В современный период, когда привычными общественными институтами для жителей Китая являются социалистическая демократия, верховенство закона, личная безопасность и др., растут и требования, предъявляемые людьми к правосудию, которое видится им более справедливым, эффективным и удобным. В связи с этим на основе базовых принципов метода Ма Сиу в стране постоянно осуществляется поиск новых механизмов совершенствования «правосудия для людей», в ходе которого выявляются проблемы, требующие решения. Например, прямое следование принципу «прислушиваться к чувствам масс» при вынесении судебных решений нередко вступает в противоречие с правовой нормой, которую судья обязан выполнять, хотя эта норма не соответствует представлениям народа о справедливости, гу-

манности или просто здравому смыслу. Перед судьей неминуемо возникает дилемма: точно следовать букве закона или пойти на поводу у общественного мнения? Существует также дисбаланс между уровнем юридических знаний профессиональных судей и представителей общественности в лице народных заседателей, что отражается на качестве судебных разбирательств и принимаемых коллегиальным судом решений. Еще одно противоречие возникает, например, между нормой Гражданско-процессуального закона КНР (ст. 9)11 о возможности проведения процедуры медиации только на основе принципа добровольности сторон и судебной практикой, делающей эту процедуру в ряде случаев обязательной. Перечень подобных коллизий в правовой системе Китая этими примерами далеко не исчерпывается, что требует в сегодняшних условиях развития «социализма с китайской спецификой нового времени» и нового осмысления как самих методов Ма Сиу, так и особенностей их применения в практической деятельности народных судов.

В частности, для реализации принципа доступности правосудия в современном Китае широко практикуются выезды судей в те отдаленные районы, где нет судебных учреждений, причем нередко точно так же, как это делал еще сам Ма Сиу, то есть верхом на лошади, по наличию или отсутствию которой у здания суда коллеги всегда знали, где можно найти их руководителя — в суде или в каком-либо отдаленном селе12. Кроме этого, официальные власти поощряют распространение положительного опыта реализации таких новых форм судебных разбирательств по методу Ма Сиу, как «автомобильные суды», «полевые суды» и «островные суды»13.

10 Хэ Сяожун. Указ. соч.

11 Гражданско-процессуальный закон Китайской Народной Республики (принят Четвертой сессией Седьмого Всекитайского собрания народных представителей 9 апреля 1991 г., обнародован Указом № 44 Президента Китайской Народной Республики от 09.04.1991) 1991^4^90^

+ // URL: https://www.

gqb.gov.cn/node2/node3/node5/node9/node110/userobject7ai1385.html (дата обращения: 13.05.2023).

12 Чжан Минъин. Указ. соч.

13 Отчет председателя Верховного народного суда Чжоу Цяна о работе Верховного народного суда на первом заседании 14-го Всекитайского собрания народных представителей (7 марта 2023 г.) (ййАйШл

ЩйАйШЖ^ Я®)) // URL: http://www. npc.gov.cn/npc/c30834/202303/e1abfbee8ef3493291db5ab4cf60fcf9.shtml (дата обращения: 13.05.2023).

Прямое участие народа в отправлении правосудия

Особое внимание в ходе проводимой сейчас в Китае судебной реформы уделяется реализации такого принципа Ма Сиу, как привлечение народа к участию в отправлении, что осуществляется через развитие и совершенствование института народных заседателей. Этот институт был заимствован руководством Коммунистической партии Китая у Советского Союза14 и опробован им еще в Китайской советской республике (19311934 гг.) и в ряде советских районов Китая периода антияпонской войны (1937-1945 гг.). Говоря о необходимости введения такого института, Ма Сиу подчеркивал, что «внедрение судов с народными заседателями может не только привлечь массы к участию в национальном управлении, но и повысить у людей чувство сопричастности и политической ответственности, что поставит судебную работу под надзор народа»15. После образования Китайской Народной Республики институт народных заседателей получил свое закрепление в первой Конституции КНР 1954 г., а в Законе об организации народного суда КНР, принятом на следующий день после вступления Конституции в силу, устанавливалось обязательное участие народных заседателей в судах первой инстанции по всем делам, за исключением «несложных гражданских и незначительных уголовных дел» (ст. 8-9)16.

Важным этапом в развитии этого института стало принятие в 2018 г. специального Закона о народных заседателях17, в соответствии с которым все уголовные, гражданские или административные дела в судах первой инстанции, которые имеют большое социальное значение,

привлекают широкое внимание общественности, являются сложными или затрагивают групповые и общественные интересы, должны в обязательном порядке рассматриваться коллегиальным судом с участием народных заседателей (ст. 15). Наиболее ярким нововведением этого Закона является учреждение двух видов коллегиальных судов, состоящих из одного судьи и двух народных заседателей либо трех судей и четырех народных заседателей (ст. 14). Основное отличие при этом заключается не в количестве членов судебной коллегии, а в том, что в коллегии из трех человек народные заседатели могут вместе с судьей принимать решения в отношении как установления фактов, так и применения закона, тогда как в коллегии из семи человек они только выносят вердикт о виновности или невиновности, но в принятии решений или вынесении приговоров участия не принимают (ст. 21-23). Таким образом, впервые в мировой практике в Китае введена дуалистическая система участия народа в осуществлении правосудия, то есть при сохранении общепринятой системы народных заседателей внедрены также элементы института присяжных заседателей, что является еще одной яркой чертой социалистической судебной системы с китайской спецификой.

Политика китайских властей по привлечению народа к осуществлению правосудия показала уже первые положительные результаты. Число народных заседателей в Китае за последнее десятилетие увеличилось втрое, на сегодняшний день их насчитывается более 327 000, а судами с их участием было за последние пять лет рассмотрено около 780 тыс. административных, более 2 млн уголовных и почти 9 млн гражданских дел18.

14 Ань Цзыхуэй. Совершенствование народной юридической системы Китая по образцу реформ юридической системы России // Развитие российско-китайских отношений: новая международная реальность : материалы второй Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Победы во Второй мировой войне (2016 г.) : в 2 ч. / под науч. ред. А. П. Суходолова, Т. Г. Озерниковой. С. 14.

15 Китайская практика системы народных заседателей : официальное издание Верховного Народного суда Китайской Народной Республики (11 окт. 2022 г.) (ЛйЙФяИЙЙФЯ^: — Ф^Лй^даЯ^й ЛйШл) // URL: https://www.court.gov.cn/fabu-xiangqing-374801.html (дата обращения: 13.05.2023).

16 Закон об организации Народного суда Китайской Народной Республики (принят первой сессией Всекитайского собрания народных представителей первого созыва Китайской Народной Республики 21 сент. 1954 г.). М. : Госюриздат, 1955. С. 8.

17 Закон Китайской Народной Республики о народных заседателях (принят на Втором заседании Постоянного комитета 13-го Всекитайского собрания народных представителей 27 апреля 2018 г.) (ФФ Лй^даЯ Лй ЙФя Й (2018 4^270 Нй ^Я // URL: https:// ru.chinajusticeobserver.com/law/x/peoples-assessor-law-20180407/chn (дата обращения: 13.05.2023).

18 Отчет о работе Верховного народного суда 7 марта 2023 г. на первом заседании 14-го Всекитайского собрания народных представителей (1йЛйШл!Мй^

LEX 1PSSEA

Инновационные технологии на службе правосудия

Открытость и доступность судебной власти являются сейчас в КНР наиболее важными направлениями развития метода Ма Сиу в современных условиях, в связи с чем с 2013 г. была запущена масштабная программа по внедрению в правовую систему страны электронного правосудия, первым значительным результатом которой стало создание в этой области четырех общегосударственных цифровых платформ:

— Сеть судебных документов КНР (ФВ^ЭД ^^И) (доступна с января 2014 г.), в которой на 1 мая 2023 г. размещено уже более 140,5 млн единиц судебных документов, а количество их просмотров достигло 102 млрд в более чем 210 странах, является в настоящее время крупнейшей в мире базой данных судебных решений;

— Сеть раскрытия информации о судопроизводстве в КНР (ФВФЭДШМ-М^И) (доступна с ноября 2014 г.), в которой к 2019 г. было размещено более 1,1 млрд единиц материалов различных судебных дел;

— Открытая сеть судебных слушаний в КНР (Ф ВЙФ^^И) (доступна с сентября 2016 г.), где на 1 мая 2023 г. доступно более 21,6 млн судебных процессов, а количество посещений этих страниц превысило 61 млрд;

— Сеть раскрытия информации об исполнительном производстве в КНР

И) (доступна с июня 2018 г.), где к середине 2020 г. было опубликовано более 22,7 млн документов19.

Востребованность и актуальность цифровых технологий в деятельности судов существенно возросли в период вспышки COVID-19, в связи с чем Верховный народный суд КНР принял специальный документ, в котором обязал суды

активнее применять онлайн-разбирательства по моделям «полного цикла», включающего «онлайн-подачу документов, посредничество, обмен доказательствами, судебное разбирательство, вынесение приговоров и другие судебные онлайн-процедуры»20, что помогло гражданам и организациям страны за очень короткий срок оценить в полной мере все преимущества «умного суда» (^ЖйК) и «судопроизводства на кончиках пальцев»

Открытость правосудия активно продвигается и через популярные в стране социальные сети, и прежде всего в сети Sina Weibo (ШШМ, китайский аналог Facebook), где к 2020 г. свои аккаунты зарегистрировали более 3,5 тыс. судов различного уровня, а количество подписчиков на них превысило 81 млн человек, причем наиболее популярным является аккаунт Верховного народного суда КНР, число подписчиков которого достигло к тому времени 18 млн. Более 1,5 млн человек зарегистрировались на аккаунте Верховного суда в социальной сети WeChat (й —, китайский аналог WatsApp), для которой в 2019 г. была создана специальная юридическая платформа «Мобильный микро-суд» где с использованием функций распознавания лиц, удаленной аудио- и видеотрансляции, электронной подписи и др. можно подавать иски, пересылать документы, участвовать в слушаниях, обмениваться доказательствами, проводить медиационные процедуры и т.д.21, при этом программа «Умный суд» исправит все

ошибки в представленных документах, преобразует устную речь участников процесса в письменный протокол, представит макет решения суда и сформирует по делу электронный архив22.

С 1 августа 2021 г. вступили в силу принятые Верховным народным судом КНР Правила онлайн-судопроизводства народных судов23, которые закрепили единый порядок судебных

Ш±) // URL: http://www.npc.gov.cn/npc/c30834/202303/e1abfbee8ef3493291db5ab4cf60fcf9.shtml (дата обращения: 13.05.2023).

19 Непейвода Н. Правосудие на кончиках пальцев: опыт КНР // URL: https://zakon.ru/blog/2020/05/02/ pravosudie_na_konchikah_palcev_opyt_knr_8363 (дата обращения: 13.05.2023).

20 Регламент Верховного Народного суда по вопросу усиления и упорядоченности судопроизводства в онлайн-режиме на период профилактики и борьбы с коронавирусной эпидемией (ййАйШл^^К

fe (2020) 49^) // URL: https://www.court.gov.cn/fabu-xiangqing-220071.html (дата обращения: 13.05.2023).

21 Непейвода Н. Правосудие на кончиках пальцев: опыт КНР.

22 Фоков А. П. Электронное правосудие в Китайской Народной Республика: цифровая реальность и организация «умного суда» // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2021. № 8 (135). С. 123.

23 Правила онлайн-судопроизводства народных судов (приняты на 1838-м заседании Судебного комитета Верховного народного суда 18 мая 2021 г., обнародованы и вступили в силу с 1 августа 2021 г.) (Ай&

онлайн-разбирательств применительно ко всем категориям судебных дел и установили, что такие процедуры могут проводиться только при согласии на это всех заинтересованных сторон (с. 4), а решения в этих случаях будут иметь такую же юридическую силу, как и при рассмотрении дел в обычном (офлайн) режиме (ст. 1). В процессе проведения судебных онлайн-раз-бирательств народные суды должны следовать следующим принципам: справедливости и эффективности, законности и добровольности, защиты прав всех сторон судебного процесса, удобства и пользы для людей, а также соблюдения государственной безопасности, коммерческой тайны, неприкосновенности частной жизни и персональной информации (ст. 2). Использование современных цифровых средств, включая технологии «умного» и «мобильного» суда, блокчейна и искусственного интеллекта, допускается на всех этапах судебных он-лайн-разбирательств по гражданским и административным делам (ст. 3), а в ряде случаев их разрешается даже проводить в асинхронном формате, когда стороны процесса могут в течение определенного периода записывать и загружать затем на платформу судебных разбирательств видеозаписи своего участия в судебном процессе отдельно друг от друга (ст. 20). Что же касается уголовных дел, то большинство из них могут рассматриваться в онлайн-режиме только частично (за исключением дел в порядке ускоренного производства, о смягчении приговоров и об условно-досрочном освобождении), поскольку они связаны с деятельностью органов следствия и прокуратуры, в том числе с их особыми требованиями в отношении правил до-

казательств, защиты прав сторон, сохранности собранных материалов и др.24 В то же время проведение судебного разбирательства в режиме онлайн не разрешается, если хотя бы одна из сторон однозначно выразила свое несогласие, если у одной из сторон нет технических условий и возможностей для участия в таком формате, если необходимо установить личность, проверить оригинал или осмотреть какой-либо физический объект на месте проведения расследования, если дело касается национальной безопасности или государственных секретов, если дело имеет значительный общественный резонанс, если народный суд считает, что существуют иные обстоятельства, когда судебное онлайн-разбирательство неприемлемо (ст. 21). Одним из этих обстоятельств являются гарантии защиты частной жизни и коммерческой тайны, закрепленные как в уголовно-процессуальном (ст. 188)25, так и в гражданско-процессуальном (ст. 120)26 законах КНР.

«Духовная составляющая» и «верховенство закона»: конфликт или гармония?

Мировое лидерство по внедрению в судебную систему страны новейших онлайн-технологий как эффективного средства повышения открытости и доступности правосудия не ослабляет в современном Китае внимания к развитию ключевых методов Ма Сиу, сущностью которых является не технология, а духовная составляющая «правосудия для народа», направленная на формирование и развитие у судей внутренней потребности «ни на минуту не оставлять массы»

ff) // URL: https://www.court.gov.cn/zixun-xiangqing-309551.html (дата обращения: 13.05.2023).

24 На особенности использования онлайн-технологий при отправлении правосудия по уголовным делам обращают внимание и российские авторы. Например, см.: Грачева Ю. В., Коробеев А. И., Маликов С. В., Чучаев А. И. Уголовно-правовые риски в сфере цифровых технологий: проблемы и предложения // Lex russica. 2020. Т. 73. № 1. 145-159 ; Спесивов Н. В. От фантастических теорий к объективной реальности: есть ли будущее у искусственного интеллекта и предиктивных технологий при отправлении правосудия по уголовным делам? // Lex russica. 2023. Т. 76. № 2. С. 81-90 и др.

25 Уголовно-процессуальный закон Китайской Народной Республики (принят на второй сессии Пятого Всекитайского собрания народных представителей 1 июля 1979 г.) (ФФЛй^даЯИ^№йЙ.1979^7Я 10^

// URL: http://www.npc.gov.cn/npc/c12435/201811/59b0fd994180463 6b9e403d17d6e3ebf.shtml (дата обращения: 13.05.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26 Гражданско-процессуальный закон Китайской Народной Республики (принят Четвертой сессией Седьмого Всекитайского собрания народных представителей 9 апреля 1991 г., обнародован Указом № 44 Президента Китайской Народной Республики от 09.04.1991) (ф^ЛйЛдаЯй*№&Й.1991^4£|90^

+ // URL: https://www.

gqb.gov.cn/node2/node3/node5/node9/node110/userobject7ai1385.html (дата обращения: 13.05.2023).

LEX IPS»

и думать только о справедливости принимаемых решений. При этом неважно, в каких условиях работает судья: в привычном для него зале судебного заседания, или применяя технологии «умного суда» и «судопроизводства на кончиках пальцев», или, по примеру Ма Сиу, осуществляя «правосудие верхом на лошади», — главной задачей служителя Фемиды должен быть поиск золотой середины между тем, что справедливым считает закон, и тем, что справедливо с точки зрения людей, ведь игнорируя базовые основы правосудия и полностью принимая точку зрения народа, он рискует впасть в правовой нигилизм, а пренебрегая мнением людей и выдвигая на первый план формально-юридические принципы правосудия, скатывается на позиции бездушного чиновника, чисто механически выполняющего свои функции. Только тогда правосудие будет по-настоящему справедливым, если люди увидят, что судья «прислушивается к чувствам масс», поэтому показателем его профессионализма должно быть умение «овладевать чувствами людей, прислушиваться к общественному мнению и понимать сердца и помыслы людей»27. Лучше всего этому можно научиться только в процессе живого общения судей с народом, что нельзя сегодня заменить никакими современными технологиями, тем более что достаточно большое количество пожилых и малообеспеченных людей не имеют в Китае доступа к интеллектуальным электронным ресурсам, в связи с чем практика проведения судебных заседаний на предприятиях, стройках, торговых рынках и даже в прямом смысле слова на ступеньках здания суда является актуальной и востребованной.

Специфика таких форм судебной деятельности предполагает обязательное обращение судей к процедуре медиации, традиции которой еще с древности глубоко укоренились в сознании жителей Китая как наиболее эффективный способ разрешения большинства споров и стали «одной из отличительных особенностей китайской юридической традиции»28. Развитием этой древней традиции является принцип Ма Сиу о гармоничном сочетании процедуры медиации и судебного разбирательства. В то

же время в связи с вступлением в силу 1 января 2021 г. первого в истории КНР Гражданского кодекса судьи должны принимать во внимание, что предпочтительным для многих людей в этой новой для них ситуации является решение гражданско-правовых споров в соответствии с действующим законодательством, считая его более эффективным, чем посредничество, основанное на нормах обычаев и традиций, что говорит о значительном усилении в современном китайском обществе ожиданий по реализации в стране современного принципа верховенства закона.

Однако, как считают современные китайские авторы, если помнить только о верховенстве закона и забывать о существовании в обществе обычаев, этики и морали, в том числе содержащихся в них принципов справедливости, добросовестности и честности, то «не только будет трудно реализовать законные права и интересы субъектов гражданских правоотношений, но экономическое и социальное развитие превратится в иллюзию», поэтому «соблюдение общественного порядка и добрых обычаев должно быть принципом и конечной целью участия в социально-экономической деятельности», ограничение которой «общественным порядком и добрыми обычаями не только возможно, но и необходимо»29. Эти принципы нашли свое закрепление в Основных положениях Гражданского кодекса КНР, где сказано, что субъект гражданских правоотношений «должен следовать принципу справедливости» (ст. 6), «не должен нарушать закон, а также общественный порядок и добрые обычаи» (ст. 8), что не должны нарушать и судьи (ст. 10)30.

О неукоснительном соблюдении закона и его верховенстве, а также о социальном равенстве и справедливом правосудии неоднократно говорил Председатель КНР Си Цзиньпин в своей речи на XX Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая в октябре 2022 г.: «Мы должны неизменно идти по пути утверждения верховенства закона в условиях социализма с китайской спецификой, создавать социалистическую правовую систему с китайской спецификой, строить социалистическое правовое

27 Хэ Сяожун. Указ. соч.

28 The History and Theory of Legal Practice in China: Toward a Historical-Social Jurispru dence / ed. by Ph. C. Huang, K. Bernhardt. Los Angeles ; Leiden (Netherlands) ; Boston : Brill, 2014. P. 11.

29 Хэ Сяожун. Указ. соч.

30 Гражданский кодекс Китайской Народной Республики (принят на Третьей сессии 13-го Всекитайского собрания народных представителей 28 мая 2020 г.)

государство. Для того чтобы обеспечить и содействовать социальному равенству и справедливости, необходимо уделять равное внимание продвижению реализации принципа верховенства закона в управлении государством, отправлении государственной власти и исполнении административных функций, продолжать интегрированное строительство правового государства, правового правительства и правового общества, всесторонне продвигать работу по обеспечению научной обоснованности законотворчества, строгости правоприменения, справедливости правосудия и законопослушности всех граждан, всесторонне содействовать реализации принципа верховенства закона во всех аспектах работы государства»31. Показательным примером реализации в современном Китае при осуществлении правосудия принципов справедливости и верховенства закона является решение Народного суда города Чжао-юань (пров. Шаньдунь), принятое 4 декабря 2019 г., то есть в День Конституции КНР, о наложении штрафа в размере 100 000 юаней32 на один из полицейских участков «за отказ в сотрудничестве с судом при осуществлении правосудия», в частности отказ предоставить адвокату протокол допроса в полиции его подзащитного для представления этого документа в суд в связи с находящимся в его производстве гражданским делом33.

Социалистические ценности или независимость судебной власти

Не менее важным, чем следование принципу верховенства закона, является, по заявлениям официальных китайских властей, повсеместное продвижение социалистических ценностей, ко-

торые должны быть интегрированы в каждое судебное решение, поскольку «без правильного мировоззрения... строгое правосудие будет подвержено влиянию "механического правосудия", что нередко перерастает в "процедурную косность" и "пустые словесные игры", за которыми не видны интересы и чаяния народа»34. Ценностям и мировоззрению, которым должны следовать судьи, посвятил свое выступление на встрече с руководителями высших судов страны в 2017 г. секретарь парткома и председатель Верховного народного суда Китая Чжоу Цян35: «Мы должны решительно противостоять влиянию западных заблуждений, таких как "конституционная демократия", "разделение властей" и "независимость судебной власти", крепко держать наш флаг и не бояться обнажить меч, решительно бороться с ложными словами и делами, которые отрицают курс руководства Коммунистической партии Китая. Мы не должны попадать в ловушку западных заблуждений о независимости судебной системы, а должны неуклонно следовать путем социализма с китайской спецификой»36.

В марте 2023 г., отчитываясь перед Всекитайским собранием народных представителей о работе Верховного народного суда, Чжоу Цян призвал всех судейских работников «осознанно принимать» политический, демократический, прокурорский и социальный надзор «как неизбежное требование в осуществлении народной демократии в судебной деятельности и важную гарантию достижения справедливого правосудия», назвав надзор над их деятельностью «со стороны Всекитайского собрания народных представителей и его Постоянного комитета, Государственного совета, демократический надзор Национального комитета Национального политического консультативного совета

// URL: http://www.npc.gov.cn/npc/c30834/202006/75ba6483b8344591abd07917e 1d25cc8.shtml (дата обращения: 13.05.2023).

31 Си Цзиньпин. Высоко неся великое знамя социализма с китайской спецификой (22 октября 2022 г.) // URL: https://www.fmprc.gov.cn/rus/zxxx/202210/t20221026_10792071.html.

32 Ок. 1 млн руб.

33 Непейвода Н. Поэтизм реализации принципа законности в День Конституции КНР // URL: https://zakon. ru/blog/2019/12/08/poetizm_realizacii_principa_zakonnosti_v_den_konstitucii_knr (дата обращения: 13.05.2023).

34 Хэ Сяожун. Указ. соч.

35 Чжоу Цян занимал пост председателя Верховного народного суда КНР с 2013 по 2023 г., 10 марта 2023 г. избран заместителем председателя Народного политического консультативного совета Китая.

36 Чжоу Цян. Осмеливайтесь проливать свет на неправильные тенденции мышления на западе (Китайская служба новостей, Пекин, 14 января) (Ш®: 140^)) // URL: https://www.chinanews.com.cn/gn/2017/01-14/8124300.shtml (дата обращения: 13.05.2023).

дискуссионная трибуна

pro et contra

Китая, Государственной надзорной комиссии и Верховной народной прокуратуры, всех демократических партий, Федерации промышленности и торговли, общественных организаций беспартийных граждан, местных партийных и правительственных органов всех уровней, а также надзор самих представителей ВСНП, членов Национального комитета НПКСК, всех слоев общества и народных масс» особенностью работы народных судов в новую эпоху37.

Несмотря на то, что в этом перечне Коммунистическая партия Китая отдельно не названа, основная роль в политическом контроле над судебной властью, безусловно, принадлежит именно ей, что не раз звучало в выступлении Чжоу Цяна, который говорил о необходимости «настойчиво продвигать всестороннее и строгое партийное руководство деятельностью судов», «подчиняться приказам партии», «придерживаться руководства партии», «соблюдать абсолютное лидерство партии в судебной работе» и т.п.38, примером чего являлась и деятельность Ма Сиу еще в ранний период его работы в Шэньси-Ганьсу-Нанкинском пограничном районе, где он занимал не только судебные, но и партийные должности. Уже тогда «сложилась прекрасная народная судебная традиция "придерживаться руководства партии"... которая была унаследована и продолжена современной китайской судебной системой и судебной

культурой»39. Развитие этой «прекрасной традиции» проявляется сейчас не только в укреплении партийного руководства судами, но и в отрицании принципа независимости судебной власти в том виде, в котором эта независимость понимается в большинстве современных государств. Например, в Конституции РФ устанавливается, что «судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону» (ст. 120)40. Конституция КНР, в свою очередь, также говорит о том, что «народные суды осуществляют судебную власть независимо в соответствии с положениями закона», дополняя при этом, что суды «не подвергаются вмешательству со стороны каких-либо административных органов, общественных организаций или отдельных лиц» (ст. 131)41. Эта же норма дословно повторяется и в Законе КНР об организации народных судов (ст. 4). Однако в другой статье этого же закона закрепляется, что «народные суды признают надзор народа и обеспечивают, чтобы народ имел право. контролировать их работу» (ст. 11)42. Ни в одном законе напрямую не говорится о контроле судебной деятельности со стороны КПК, однако все заявления официальных властей и публикуемые научные статьи, комментарии и интервью политиков и юристов не позволяют в этом даже усомниться, а любая «реальная, а не декларативная независимость судебной системы от

37 Отчет председателя Верховного народного суда Чжоу Цяна о работе Верховного народного суда на первом заседании 14-го Всекитайского собрания народных представителей 7 марта 2023 г. (ййАКШл

ЩйАКШЖ^ Я®)) // URL: http://www. npc.gov.cn/npc/c30834/202303/e1abfbee8ef3493291db5ab4cf60fcf9.shtml (дата обращения: 13.05.2023).

38 Отчет председателя Верховного народного суда Чжоу Цяна о работе Верховного народного суда на первом заседании 14-го Всекитайского собрания народных представителей 7 марта 2023 г.

39 Пань Хуайпин. Продолжайте прекрасные традиции народного правосудия в пограничном районе Шэньси-Ганьсу-Нанкин, придерживайтесь и развивайте социалистическую судебную систему с китайской спецификой // Народное правовое государство. 2022. № 127 ^ЙК^^ЙКАЙ^ЙЙЙ

// URL: https://mp.weixin.qq.com/s/

MoQ3qj17RjUrxHd86XEUPg (дата обращения: 13.05.2023).

40 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изм., одобр. в ходе общерос. голосования 1 июля 2020 г.) // URL: http://duma.gov.ru/legislative/documents/ constitution/.

41 Конституция Китайской Народной Республики (принята на Пятой сессии Пятого Всекитайского собрания народных представителей 4 декабря 1982 г., обнародована и введена в действие объявлением Всекитайского собрания народных представителей 4 декабря 1982 г.) (ФФА^ЙЭДВЙЙ 1982^12^40

1982^12Я40^НАШШ*#/д^/д^®т) // URL: http://www.gov. cn/guoqing/2018-03/22/content_5276318.htm (дата обращения: 13.05.2023).

42 Закон КНР об организации народных судов (принят на Второй сессии Пятого Всекитайского собрания народных представителей 1 июля 1979 г.)

// URL: https://www.court.gov.cn/jianshe-xiangqing-962.html (дата обращения:

13.05.2023).

правящей партии рассматривается в Китае как угроза существующему строю и стабильности государства»43. В то же время еще на этапе обсуждения проходящей сейчас в Китае реформы судебной системы страны некоторыми научными и практическими работниками высказывались и другие точки зрения, которые назвали кризисом понимания судебных традиций, а любые сомнения в партийном руководстве судебной работой и критику судебных методов Ма Сиу посчитали противоречащими принципу правосудия для народа, что «крайне пагубно сказывается на сохранении и развитии социалистической судебной системы с китайской спецификой»44.

Заключение

История развития и современное понимание в Китайской Народной Республике метода Ма Сиу как принципа социалистической судебной системы с китайской спецификой является очередным подтверждением наиболее яркой особенности китайского общества, которая заключается в сохранении и плодотворном использовании в новых условиях значимых элементов его традиционной культуры. В полной мере это относится и к китайской правовой культуре, важными признаками которой являются общественный порядок, социальная гармония и справедливость. Развитие этих базовых основ проявляется и в постоянном совершенствовании судебного метода Ма Сиу, который состоит в следующем: 1) гармоничном сочетании современных технологий искусственного интеллекта, «ум-

ного суда» и др. с духовным содержанием этого метода, сущностью которого является воспитание у судей внутренней потребности всегда прислушиваться к чувствам (мнению) масс;

2) широком привлечении народа к участию в отправлении правосудия путем совершенствования заимствованного у Советского Союза института народных заседателей, инновационное развитие которого заключается во внедрении элементов суда присяжных;

3) постоянном внедрении во все судебные решения основных социалистических ценностей, без чего правосудие отрывается от народа и превращается в фикцию;

4) отрицании принципов разделения властей и независимости судебной власти, являющихся результатом заблуждений западной философской и общественно-политической мысли;

5) осознанном принятии всем судейским сообществом постоянного общественного, государственного и политического контроля за их деятельностью, что является обязательным условием развития демократии в судебной деятельности и основной гарантией справедливого правосудия;

6) ведущей роли в контроле над судами со стороны Коммунистической партии Китая, что еще в период деятельности Ма Сиу стало прекрасной народной традицией, унаследованной современной китайской судебной системой, при этом независимость судебной власти от правящей партии считается угрозой общественному и государственному устройству страны.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Ань Цзыхуэй. Совершенствование народной юридической системы Китая по образцу реформ юридической системы России // Развитие российско-китайских отношений: новая международная реальность : материалы второй Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Победы во Второй мировой войне : в 2 ч. / под науч. ред. А. П. Суходолова, Т. Г. Озерниковой. — Иркутск, 2016. — С. 9-17.

2. Грачева Ю. В., Коробеев А. И., Маликов С. В., Чучаев А. И. Уголовно-правовые риски в сфере цифровых технологий: проблемы и предложения // Lex russica. — 2020. — Т. 73. — № 1. — С. 145-159.

3. Непейвода Н. Поэтизм реализации принципа законности в День Конституции КНР // URL: https://zakon. ru/blog/2019/12/08/poetizm_realizacii_principa_zakonnosti_v_den_konstitucii_knr.

43 Трощинский П. В., ГудошниковЛ. М. Судебная система КНР // Современное китайское государство / гл. ред. А. В. Виноградов ; Институт Дальнего Востока РАН, Институт востоковедения РАН. Т. 1 : Основные институты государственной власти и управления. М. : РАН, 2022. С. 769.

44 Пань Хуайпин. Указ. соч.

LEX 1Р?Ж

дискуссионная трибуна

pro et contra

4. Непейвода Н. Правосудие на кончиках пальцев: опыт КНР // URL: https://zakon.ru/blog/2020/05/02/ pravosudie_na_konchikah_palcev_opyt_knr_83633.

5. Си Цзиньпин. Высоко неся великое знамя социализма с китайской спецификой (16 октября 2022 г.)] // URL: https://www.fmprc.gov.cn/rus/zxxx/202210/t20221026_10792071.html.

6. Спесивое Н. В. От фантастических теорий к объективной реальности: есть ли будущее у искусственного интеллекта и предиктивных технологий при отправлении правосудия по уголовным делам? // Lex russica. - 2023. - Т. 76. - № 2. - С. 81-90.

7. Трощинский П. В., ГудошниковЛ. М. Судебная система КНР // Современное китайское государство / гл. ред. А. В. Виноградов ; Институт Дальнего Востока РАН. Т. 1 : Основные институты государственной власти и управления. — М. : РАН, 2022. — 903 с.

8. Пань Хуайпин. Продолжайте прекрасные традиции народного правосудия в пограничном районе Шэньси-Ганьсу-Нанкин, придерживайтесь и развивайте социалистическую судебную систему с китайской спецификой // Народное правовое государство. — № 127. — Май 2022. ЛКШ'КЙ/ШШФ^ЖФШ&й^^ЙФШ.Ж — URL: https://mp.weixin. qq.com/s/MoQ3qj17RjUrxHd86XEUPg.

9. Фоков А. П. Электронное правосудие в Китайской Народной Республике: цифровая реальность и организация «умного суда» // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. — 2021. — № 8 (135). — С. 119-124.

10. Хэ Сяожун. Внутренний дух судебных методов Ма Сиу и его ценность в наше время : «^ШЕФ W^Ä» ) // URL: https://mp.weixin.qq.com/s?__biz=MzA4MjY4MzM1NA==&mid=264 9867889&idx=1&sn=7d8f9d3839ffee7e00dcbaa7692481f8&chksm=878492c4b0f31bd2fc9b0401f21d08b13 f6f2ba9344c9cdc8d82bc64d96b893bd7b95519404c&scene=27.

11. Чжан Минъин. «Метод Ма Сиу» — «Не оставляйте массы ни на мгновенье» (ЖЭД^: «^ilEiWJ^Ä» — «

// URL: https://new.qq.com/rain/a/20210719A02KPM00.

12. Чжэн Чжун. Наследовать и развивать судебные методы Ма Сиу в новую эпоху « ^IMEiWJ^Ä») // URL: https://www.court.gov.cn/zixun-xiangqing-217661.html.

13. The History and Theory of Legal Practice in China: Toward a Historical-Social Jurisprudence / ed. by Ph. C. Huang, K. Bernhardt. — Los Angeles ; Leiden (Netherlands) ; Boston : Brill, 2014. — 440 p.

Материал поступил в редакцию 16 мая 2023 г.

REFERENCES

1. An Zihui. Sovershenstvovanie narodnoy yuridicheskoy sistemy Kitaya po obraztsu reform yuridicheskoy sistemy Rossii [Improvement of the people's legal system of China on the model of reforms of the legal system of Russia]. In: Sukhodolov AP, Ozernikova TG, editors. Razvitie rossiysko-kitayskikh otnosheniy: novaya mezhdunarodnaya realnost: materialy Vtoroy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 70-letiyu Pobedy vo Vtoroy mirovoy voyne: v 2 ch. [The development of Russian-Chinese relations: A new international reality. Proccedings of the Second International Scientific and Practical Conference dedicated to the 70th anniversary of Victory in World War II: in 2 parts]. Irkutsk; 2016. Pp. 9-17. (In Russ.).

2. Gracheva YuV, Korobeev AI, Malikov SV, Chuchaev AI. Ugolovno-pravovye riski v sfere tsifrovykh tekhnologiy: problemy i predlozheniya [Criminal and Legal Risks in the Field of Digital Technologies: Problems and Suggestions]. Lex Russica. 2020;73(1):145-159. (In Russ.).

3. Nepeyvoda N. Poetizm realizatsii printsipa zakonnosti v Den Konstitutsii KNR [Poetics of the implementation of the principle of legality on the Day of the Constitution of the People's Republic of China]. Available from: https://zakon.ru/blog/2019/12/08/poetizm_realizacii_principa_zakonnosti_v_den_konstitucii_knr. (In Russ.).

4. Nepeyvoda N. Pravosudie na konchikakh paltsev: opyt KNR [Justice at your fingertips: The experience of the PRC]. Available from: https://zakon.ru/blog/2020/05/02/pravosudie_na_konchikah_palcev_opyt_knr_83633. (In Russ.).

5. Xi Jinping. Vysoko nesya velikoe znamya sotsializma s kitayskoy spetsifikoy [Carrying high the great banner of Socialism with Chinese specifics]. (Oct. 16, 2022). Available from: https://www.fmprc.gov.cn/rus/zxxx/202210/ t20221026_10792071.html. (In Russ.).

6. Spesivov NV. Ot fantasticheskikh teoriy k obektivnoy realnosti: est li budushchee u iskusstvennogo intellekta i prediktivnykh tekhnologiy pri otpravlenii pravosudiya po ugolovnym delam? [From Fantastic Theories to Objective Reality: Is there Future for Artificial Intelligence and Predictive Technologies in Administration of Criminal Justice?]. LexRussica. 2023;76(2):81-90. (In Russ.).

7. Troshchinsky PV, Gudoshnikov LM. Sudebnaya sistema KNR [The judicial system of the People's Republic of China]. In: Vinogradov AV, editor. Sovremennoe kitayskoe gosudarstvo [The Modern Chinese State]. Institute of the Far East of the Russian Academy of Sciences. T. 1: Osnovnye instituty gosudarstvennoy vlasti i upravleniya [Vol. 1. The main institutions of state power and governance]. Moscow: RAS Publ.; 2022. (In Russ.).

8. Fokov AP. Elektronnoe pravosudie v Kitayskoy Narodnoy Respublike: tsifrovaya realnost i organizatsiya «umnogo suda» [Electronic justice in the People's Republic of China: Digital reality and the organization of a «smart court»]. Nauka i obrazovanie: khozyaystvo i ekonomika; predprinimatelstvo; pravo i upravlenie [Science and education: Economy and economics; entrepreneurship; law and management]. 2021;8(135):119-124. (In Russ.).

9. Huang PhC, Bernhardt K, editors. The History and Theory of Legal Practice in China: Toward a Historical-Social Jurisprudence. Los Angeles — Leiden (Netherlands) — Boston: Brill; 2014.

10. Pan Huaiping. Prodolzhayte prekrasnye traditsii narodnogo pravosudiya v pogranichnom rayone Shensi-Gansu-Nankin, priderzhivaytes i razvivayte sotsialisticheskuyu sudebnuyu sistemu s kitayskoy spetsifikoy [Continue the wonderful traditions of people's justice in the Shaanxi-Gansu-Nanjing border region, adhere to and develop a socialist judicial system with Chinese specifics]. Narodnoe pravovoe gosudarstv [The people's legal state]. No. 127. May 2022.

Available from: https://mp.weixin.qq.com/s/MoQ3qj17RjUrxHd86XEUPg.

11. He Xiaorong. Vnutrenniy dukh sudebnykh metodov Ma Siu i ego tsennost v nashe vremya [Inner spirit judicial methods of MA SIU and its value in our time. " ]. Available from:

https://mp.weixin.qq.com/;?__biz=MzA4MjY4MzM1NA==&mid=2649867889&idx=1&sn=7d8f9d3839ffee

7e00dcbaa7692481f8&chksm=878492c4b0f31bd2fc9b0401f21d08b13f6f2ba9344c9cdc8d82bc64d96b8-93bd7b95519404c&scene=27.

12. Zhang Mingying. «Metod Ma Siu». Ne ostavlyayte massy ni na mgnovene [The Ma Siu Method. Don't leave the masses even for a moment. &BJBJ: "^IMS^iJ^^Available from: https://new.qq.com/ rain/a/20210719A02KPM00.

13. Zheng Zhong. Nasledovat i razvivat sudebnye metody Ma Siu v novuyu epokhu [To inherit and develop the judicial methods of Ma Siu in the new era. Available from: https://www.court. gov.cn/zixun-xiangqing-217661.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.