Научная статья на тему 'МЕТОД КЕЙСОВ В ПРАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ'

МЕТОД КЕЙСОВ В ПРАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
дизайн / образование / кейс-метод / профессиональные качества / design / education / case method / professional qualities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова А.С.

В статье изучена и проанализирована действенность кейс-метода в сфере дизайн-образования. Установлены профессиональные качества, формирующиеся в результате применения кейс-метода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD OF CASE STUDIES IN PRACTICE OF PROFESSIONAL TRAINING OF DESIGN STUDENTS

The article examines and analyzes the effectiveness of the case method in the field of design education. The professional qualities formed as a result of the application of the case method are established.

Текст научной работы на тему «МЕТОД КЕЙСОВ В ПРАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ»

УДК 37

Соколова А.С.

студент

Государственный университет просвещения (г. Мытищи, Россия)

МЕТОД КЕЙСОВ В ПРАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

Аннотация: в статье изучена и проанализирована действенность кейс-метода в сфере дизайн-образования. Установлены профессиональные качества, формирующиеся в результате применения кейс-метода.

Ключевые слова: дизайн, образование, кейс-метод, профессиональные качества.

На сегодняшний день наше общество характеризуется динамизмом развития, что влечет за собой необходимость обучения средовых дизайнеров, способных быстро ориентироваться в меняющейся обстановке и генерировать нестандартные решения. Подготовка квалифицированного,

конкурентоспособного специалиста, отличающегося такими качествами, как ответственность, высокий уровень владения своей профессией, способность работать в смежных сферах деятельности, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, является главной задачей профессионального образования.

Кейс-метод - это метод проблемно-ситуационного анализа, подающий материал в виде конкретных профессиональных задач (кейсов). Как указывает И.В. Осипов [4, с.31], при данном методе студенты приобретают знания в процессе творческой работы: самостоятельной постановки цели и задач, поиска и анализа необходимой информации, формирования гипотезы, выводов, осуществления самоконтроля. Кейс-метод способствует формированию и

развитию навыка решать задачи с опорой на определенные условия, анализировать информацию, определять и формулировать свою позицию.

Актуальность кейс-метода, по мнению Л.А. Бормашовой и О.В. Серовой [2], состоит в том, что он: способствует активному включению в учебный процесс, сочетает теорию и практику, способствует совместному обучению в группах, формирует и совершенствует критическое мышление, способность к анализу текстовой информации, побуждает к самостоятельному поиску дополнительной информации, совершенствует умение ставить проблему, развивает способность выдвигать аргументы, критерии оценки, доказательства, совершенствует коммуникативные навыки.

Для наглядной практической реализации теоретической стороны кейсового метода на базе Государственного университета просвещения был создан проект занятия по дисциплине «Ландшафтный дизайн» направления подготовки 54.03.01 «Дизайн», профиля «Средовой дизайн».

Структура кейса строится следующим образом: подготовительный этап (формулирование задач, поиск литературы по обозначенной проблеме, выбор способов исследования), предпроектный анализ, поиск и изучение данных, процесс дизайн-проектирования, изучение полученных данных, проверка результатов, отчет по проделанной работе, презентация кейса.

На занятиях обучающиеся выполняют индивидуальные, либо групповые задания по средовому дизайну. Преподаватель в свою очередь на различных этапах работы студентов берет на себя соответствующие роли (консультант, информатор, фасилитатор).

Задания предоставляются в виде кейсов, которые включают в себя описание задач разработки, временные рамки, отведенные на выполнение задания, список требований к реализации проекта и т.д. Пример кейса представлен в таблице 1.

Таблица 1. Кейс .

Кейс. Восстановление фасада

Срок выполнения - 24 часа (6 занятий).

Задача

Требования к реализации проекта

Восстановить фасады исторического здания как можно ближе к оригиналу, на основе исторических материалов и аналогов.

ОК, ПК

ОК-2. Обучающиеся умеют составлять план работы, самостоятельно определять методы решения поставленных задач, устанавливать степень действенности выбранных методов,

- ПК.1.1. Обучающиеся способны производить предпроектный анализ и выбирать наиболее эффективные способы решения обозначенной проблемы,

- ПК.1.2. Обучающиеся умеют производить дизайнерское проектирование с

Оформление

- Концептборд, А4.

- Развертки, А3. Единицы измерения - метры.

- Визуализация, А3.

- Пояснительная записка. Содержание

В пояснительной записке необходимо указать источники информации, использовавшиеся для восстановления фасада (фотографии, картины, записи и т.д.), отобразить этапы работы над заданием. В заключении сформулировать выводы о проведенной работе.

Пример разверток

Пример визуализации

опорой на современные тенденции в дизайне, - ПК.1.3. Обучающиеся способны обосновать свои решения

относительно дизайн-проекта.

Подготовительный этап. На базе задания, изложенного в кейсе, обучающиеся определяют задачи, выбирают наиболее эффективный вариант их решения, устанавливают цель проекта.

Предпроектный анализ. Студенты производят предпроектный анализ, в данном случае, изучают исторические материалы о выбранном здании (фотографии, картины, литература, чертежи и т.д.), стиль архитектуры, исследуют аналоги.

На базе предпроектного анализа формируется итоговая концепция дизайн-проекта.

Дизайн-проектирование. На данном этапе обучающиеся разрабатывают проект фасадов здания, строят модель в программе тах, создают развертки и визуализации, корректируют визуализации в программе

Photoshop и добавляют стаффажи для более наглядного отображения размера архитектуры, занимаются оформлением проекта и написанием пояснительной записки.

Отчет по проделанной работе. Итоги работы над кейсом включают в себя три составляющие: представление проекта (графическая подача), презентация (демонстрация проекта), защита (способность представить проект, аргументировать принятые решения и др.).

Оценка. Был выведен ряд критериев оценки проекта: степень изучения и анализа проектной ситуации, аргументированность принятых решений, степень соответствия фасадов историческому облику здания, качество разверток, качество визуализаций, подача и защита дизайн-проекта.

На стадии подведения итогов формулируются выводы по результатам проделанной работы как группы, так и отдельных студентов, оценивается обоснованность принятых решений, экспозиция проекта, вид авторского представления (форма подачи), осуществляется обсуждение плюсов и минусов работы.

Кейс-метод дает возможность придать учебному процессу практическую направленность, содействует формированию и совершенствованию исследовательских и творческих умений, способствует развитию позитивной мотивации к ознакомлению с дисциплинами, входящими в творческий цикл, приобретению навыков работы в команде. В результате выполнения кейсов по дисциплине «Ландшафтный дизайн» у обучающихся формируются общекультурные и профессиональные компетенции: ОК-2, ПК.1.1., ПК.1.2., ПК.1.3.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что кейс-метод - очень действенный и актуальный метод преподавания. В кейсах степень реальности преобразовывается в учебную ситуацию для совершенствования умений и навыков проектирования, а также отработки автоматизма в поиске наиболее оптимальных решений. Предметные знания получают эффективное

преломление в профессионально-деятельностном пост-образовательном пространстве реальной жизни [3, с.131].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Robert K. Yin. Case Study Research: Design and Methods. Thousand Oaks, CA : Sage, 2014. 282 p;

2. Бормашова, Л.А. Формирование профессиональных качеств будущих дизайнеров средствами кейс-метода / Л.А. Бормашова, О.В. Серова. - Молодой ученый. - 2015. - № 9 (89). - С. 1034-1037;

3. Ланщикова, Г.А. Метод кейсов как вид интерактивной технологии в профессиональной подготовке будущих дизайнеров / Г.А. Ланщикова, Т.Ю. Позднякова - Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2021. - № 1 (30). - С. 127-131;

4. Осипов, И.В., Тарасюк, О.В., Старков, А.М. Проектирование оценочных средств компетентностно-ориентированных основных образовательных программ для реализации уровневого профессионально-педагогического образования: метод. Пособие для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов - Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Рос. Гос. Проф.-пед. Ун-т». - 2010. - 72 с.

Sokolova A.S.

State University of Education (Mytishchi, Russia)

METHOD OF CASE STUDIES IN PRACTICE OF PROFESSIONAL TRAINING OF DESIGN STUDENTS

Abstract: the article examines and analyzes the effectiveness of the case method in the field of design education. The professional qualities formed as a result of the application of the case method are established.

Keywords: design, education, case method, professional qualities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.