Научная статья на тему 'Особенности преподавания дисциплины "Интерьер" студентам-архитекторам в колледже'

Особенности преподавания дисциплины "Интерьер" студентам-архитекторам в колледже Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРЬЕР / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ВООБРАЖЕНИЕ / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО / INTERIOR / DESIGN / IMAGINATION / SPATIAL THINKING / PROFESSIONAL SKILL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пилюгайцева Ю.И.

В статье рассматриваются особенности преподавания дисциплины «Интерьер», предназначенной для студентов, обучающихся по специальности «Архитектура» в Многопрофильном колледже, обусловленные спецификой самого предмета и уровнем подготовки студентов. Раскрывается содержание практического раздела дисциплины и этапы его освоения, а также значение курса для развития не только профессиональных, но и личностных качеств студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTIC OF TEACHING THE SUBJECT OF INTERIOR T O THE STUDENTS OF ARCHITECTURE IN COLLEGE

The article deals with the characteristic of teaching the subject of Interior to the students of architecture in Multi profession oriented college, due to the specific of the subject and level of training. The article reveal the content of the practical part of the course, and the importance to the development not only competence, but also to the personal qualities.

Текст научной работы на тему «Особенности преподавания дисциплины "Интерьер" студентам-архитекторам в колледже»

УДК 377.112.4 ПИЛЮГАЙЦЕВА Ю.И.

кандидат педагогических наук, преподаватель, отделение архитектуры, Многопрофильный колледж ФГБОУ ВО Орловский ГАУ E-mail: pilugaiceva@yandex.ru

UDC 377.112.4 PILYIGAITSEVA J.I.

Candidate of pedagogical sciences, teacher of Department of Architecture, Orel State Agrarian University Multi

profession oriented college E-mail: pilugaiceva@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНТЕРЬЕР» СТУДЕНТАМ-АРХИТЕКТОРАМ В КОЛЛЕДЖЕ

CHARACTERISTIC OF TEACHING THE SUBJECT OF INTERIOR T O THE STUDENTS OF ARCHITECTURE IN COLLEGE

В статье рассматриваются особенности преподавания дисциплины «Интерьер», предназначенной для студентов, обучающихся по специальности «Архитектура» в Многопрофильном колледже, обусловленные спецификой самого предмета и уровнем подготовки студентов. Раскрывается содержание практического раздела дисциплины и этапы его освоения, а также значение курса для развития не только профессиональных, но и личностных качеств студентов.

Ключевые слова: интерьер, проектирование, воображение, пространственное мышление, профессиональное мастерство.

The article deals with the characteristic of teaching the subject of Interior to the students of architecture in Multi profession oriented college, due to the specific of the subject and level of training. The article reveal the content of the practical part of the course, and the importance to the development not only competence, but also to the personal qualities.

Keywords: interior, design, imagination, spatial thinking, professional skill.

Объектом деятельности архитектора-дизайнера является среда. Дизайн архитектурной среды - это формирование и проектирование всего того, что нас окружает. Архитектурная среда представляет собой единство архитектурных и дизайнерских объектов, таких как: городские ансамбли, территориальные образования, малые архитектурные формы. Можно сказать, что «архитектурный объект представляет собой не только комплекс зданий, сооружений и их благоустройство, но и интерьер. В связи с этим актуальным становится вопрос о развитии профессиональной компетентности архитектора в области проектирования интерьеров, создания комфортной среды для пребывания человека» [3, с. 3].

Интерьер - внутренняя оболочка здания; или среда обитания, искусственно созданная человеком.

Проектирование предметно-пространственной среды предполагает наличие у архитектора-дизайнера интереса к среде, неравнодушие к ее проблемам; стремления к собственному профессиональному развитию; овладению инструментами и методами проектной деятельности. Профессия архитектора-дизайнера требует наличия «научно-исследовательских, проектно-графических, творчески-ремесленных умений, позволяющих самостоятельно провести предпроектное исследование, проделать художественно-образные зондажи проектных предложений, превратить в графически оформленную систему проектные размышления и поиски» [4, с. 459].

Дисциплина «Интерьер» в структуре образования

архитектора имеет большое значение, поскольку ее содержание направлено на формирование у студентов конкретных навыков, необходимых для осуществления профессиональной деятельности.

Дисциплина «Интерьер» в Многопрофильном колледже изучается на 4 курсе, в 7 и 8 семестрах, содержательно и логически связана с заданиями дисциплин «Начальное архитектурное проектирование», которые в целом представляют собой комплекс взаимосвязанных проектов. Задания по дисциплинам «Эргономика и проектирование оборудования», «Колористика» являются инструментом проектного поиска при выполнении проектов по дисциплине «Интерьер». Их выполнение предполагает работу студента с различными материалами и техниками, что способствует развитию художественных и композиционных способностей.

Целью освоения дисциплины «Интерьер» является формирование у студента способности находить функциональные, рациональные и высоко эстетические варианты организации внутреннего пространства, интерьера, различного по назначению. Курс направлен на формирование творческих, компетентных, высоконравственных, критически мыслящих дизайнеров. Основная задача дисциплины - ознакомить обучающегося с последовательностью процесса проектирования и средствами его реализации.

Дисциплина последовательно раскрывает основы формирования интерьера, ее содержание можно пред-

© Пилюгайцева Ю.И. © Pilyigaitseva J.I.

Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (79), 2018 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 79. 2018

ставить в виде этапов:

- Знакомство с композиционными основами формообразования.

- Освоение основ предпроектного анализа ситуации.

- Формирование навыков создания концепции проектного решения интерьера жилого и общественного здания в соответствии с данными предпроектного анализа и функционального назначения объекта.

- Выполнение проектного решения интерьера жилого и общественного здания с использованием компьютерных технологий.

Задание по дисциплине «Интерьер» на выполнение практической работы по разработке интерьера жилого здания заключается в следующем.

Целью практической работы является формирование дизайн-концепции интерьера жилого помещения. Цель определяет задачи:

1. Сформировать концепцию проекта.

2. На основе проведенного анализа объекта произвести функциональное зонирование помещения.

3. Продумать расстановку мебели и необходимого оборудования.

4. Продумать и обосновать применение отделочных материалов.

Последовательность выполнения практической работы состоит из нескольких этапов.

Первый этап заключается в предпроектном анализе, который предполагает визуализацию материалов исследования объекта: фото объекта, зарисовки, схемы, поиск аналогов и прототипов.

Второй этап направлен на поиск архитектурно-дизайнерской идеи интерьера и ее графическое исполнение. В виде клаузуры предлагаются «архитектурная идея» и «дизайн-концепция» будущего интерьера на основе функциональной программы. На основе клаузу-ры выполняются:

- функциональное зонирование помещения;

- эскизная разработка планов пола с расстановкой оборудования, потолка, разверток стен;

- эскизная разработка узлов и детали интерьера;

- построение эскиза перспективы с учетом стилевого решения и цветовой гаммы.

Третий этап предполагает графическое оформление проекта.

Студентом выполняется набор графических проекций, раскрывающих архитектурно-дизайнерские идеи интерьера (планы с расстановкой оборудования и мебели в выбранном масштабе, развертки стен, детали, перспективные рисунки), выбираются основные принципы визуализации художественного замысла. Данный этап включает в себя:

- построение планов, разверток стен в заданных масштабах, а также перспективы;

- компоновку проекций на формате;

- визуализацию перспектив;

- графическое оформление проекта.

Обязательными требованиями к выполнению про-

ектов являются:

- интересная, оригинальная концепция интерьера;

- обоснованная планировка помещения (рациональная расстановка мебели и оборудования);

- соблюдение эргономических требований;

- выразительность графического решения.

Одной из особенностей образования архитектора-

дизайнера можно назвать индивидуальный подход к обучению, направленный на раскрытие творческого потенциала личности и ее профессиональное становление. Педагог оказывает большое влияние на сознание обучающегося. От преподавателя в первую очередь зависит качество образовательной среды, которую он создает. Безусловно, педагог должен создать такую образовательную среду и структуру учебного процесса, которая была бы понятна и доступна каждому студенту, вне зависимости от его личностных особенностей. Но процесс проектирования является творческим процессом, результат которого зависит и от личных способностей студента, его предпочтений в области дизайна и стилевых концепций, поэтому преподавателю в некоторых случаях, несмотря на собственные предпочтения, необходимо принимать позицию студента, тем самым реализуя индивидуальный подход в обучении.

Еще одна особенность преподавания дисциплины «Интерьер» в колледже заключается в отсутствии у вчерашних школьников основ визуальной культуры, обывательский подход к проектированию. Поэтому основная задача преподавателя - расширить культурный диапазон студентов через погружение в новую для них реальность профессии, на основе которого будет формироваться проектное сознание. Одним из способов подобного погружения можно назвать упражнение «Цитаты мировой архитектуры». Можно предложить студенту выполнить серию набросков существующих шедевров архитектуры. В результате выполнения клаузур студент анализирует использованные профессиональные приемы, которые впоследствии он может использовать в собственной творческой практике.

Организация учебного процесса по дисциплине «Интерьер» контекстуальна, так как в каждом задании имеется проблема, которая стимулирует творческий потенциал студента.

Процесс проектирования - продукт совместного творчества студента и педагога. На практических занятиях преподаватель создает условия, близкие к профессиональной деятельности: преподаватель - заказчик, студент - исполнитель, т. е. своими действиями педагог показывает студенту, как происходит процесс проектирования. Таким образом, осуществляется профессиональное сотрудничество. Подобное построение процесса обучения во многом воздействует на сознание студента, поскольку представляет его деятельность как профессиональную, что развивает интерес студента к преобразованию среды.

В процессе проектирования между студентами и педагогом поддерживается диалог, который может выражаться в коллективном обсуждении задания и практи-

ческих работ, этапов выполнения проекта, проведении деловых игр. Постоянный диалог порождает совместно переживаемый опыт, частью которого является индивидуальный вклад каждого студента.

Изучение дисциплины «Интерьер» направлено не только на формирование практических навыков проектирования, но также способствует «развитию личностных качеств, таких как пространственное мышление и воображение. Уровень развития пространственного мышления выражается в умении мысленно воспроизводить пространство и предметы, находящиеся в нем. При проектировании предметно-пространственной среды необходимо мысленно представить то, как будет выглядеть пространство» [3, с. 74]. Воображение играет значительную роль в деятельности архитектора и дизайнера, поскольку оно участвует в осуществлении таких процессов, как проектирование, планирование, которые связаны с преобразованием действительности.

В результате анализа практических работ студентов в процессе изучения дисциплины «Интерьер» можно отметить, что для многих из них свойственны «небогатые сенсорные впечатления, что проявляется в слабо развитом воображении» [3, с. 74]. Но процесс проектирования основывается на воображении, фантазии, интуиции, при помощи которых студенты создают творческие проекты, основанные на концептуальных идеях. Для обогащения сенсорных впечатлений и включения студентов в творческий процесс проектирования можно наряду с традиционными методами использовать в практике креативные учебные технологии.

К ним, например, можно отнести упражнения под названием «Архитектурная фантазия», когда студенту за короткий промежуток времени предлагается выполнить эскизы несуществующих архитектурных сооружений. Подобные упражнения направлены на формирование у студентов умения создавать зрительный образ и изображать его средствами архитектурной графики, а также развитие пространственного мышления и воображения.

Для раскрытия творческого потенциала студентов можно использовать также проведение конкурсов профмастерства, на которых они могут продемонстрировать уровень своей профессиональной подготовки. Проведение подобных конкурсов стимулирует студентов к совершенствованию практических навыков.

Студентам также можно предложить подготовить презентации на тему «Мое портфолио», в которых представлены их проектные работы. Студенты учатся грамотно представлять свои проекты, а также защищать их в ходе дискуссий, отстаивать свою точку зрения. Также метод портфолио позволяет студентам оценить достигнутый ими уровень профессионального мастерства, выявить их сильные и слабые стороны.

Курс «Интерьер» имеет большое значение в системе подготовки архитекторов-дизайнеров, так как позволяет приобрести студенту практические навыки, необходимые для осуществления профессиональной практической деятельности. В результате студент овладевает методикой проектирования интерьера с использованием приемов традиционной архитектурной графики или технологий компьютерного моделирования.

Библиографический список

1. Агранович-ПономареваЕ.С., АладоваН.И. Интерьер и предметный дизайн жилых зданий. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 352 с.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 304 с.

3. Пилюгайцева Ю.И. Методическая система обучения колористике студентов в Многопрофильном колледже: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08 / Ю.И. Пилюгайцева. Орел, 2016. 236 с.

4. Черникова С.М. Теория дизайна в процессе формирования профессиональной культуры личности художника-проектировщика // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2013. №1 (51). С.458-460.

References

1. Agranovitch-PonomarevaE.S., Aladova N.I. The interior and the object design of apartment building. R.-on-Don.: Phoenix, 2005. 352 p.

2. Klimov E.A. The Psychology of the professional self-determination: Textbook to the students of the institution of higher education. M.: Publishing center «Academy», 2004. 304 p.

3. Pilyigaitseva J.I. Methodical system of color design training to the students in Multi profession oriented college: dissertation of candidate of pedagogical sciences: 13.00.08 / J.I. Pilyigaitseva. Orel, 2016. 236 p.

4. Chernikova S.M. The design theory in the course of formation of professional culture of the identity of the artist-designer // Scientific Notes of Orel State University. Series «Humanities and social sciences». 2013. №1 (51). Pp. 458-460.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.