Научная статья на тему 'ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ'

ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
проектный подход / проектирование / проект / модель профессионального обучения / учебно-профессиональный проект

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева Ольга Юрьевна

В условиях развития непрерывного профессионального образования возникает потребность в высоком уровне компетенций выпускников дизайнеров. Готовность к профессиональной деятельности студентов-дизайнеров связана со степенью сформированной проектной культуры. Применение проектного подхода при обучении студентов-дизайнеров дает комплексный эффект формирования профессиональной личности дизайнера интерьера, обладающей проектным мышлением и проектной культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ»



SCIENCE TIME

ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

Андреева Ольга Юрьевна, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

E-mail: andreevashejanova@mail. ru

Аннотация. В условиях развития непрерывного профессионального образования возникает потребность в высоком уровне компетенций выпускников дизайнеров. Готовность к профессиональной деятельности студентов-дизайнеров связана со степенью сформированной проектной культуры.

Применение проектного подхода при обучении студентов-дизайнеров дает комплексный эффект формирования профессиональной личности дизайнера интерьера, обладающей проектным мышлением и проектной культурой.

Ключевые слова: проектный подход, проектирование, проект, модель профессионального обучения, учебно-профессиональный проект.

Традиционная система профессионального образования в Российской Федерации претерпевает серьезные изменения в дидактическом и технологическом обеспечении образовательного процесса. Основной целью модернизации образования является постоянное развитие и усовершенствование системы образования в связи с требованиями современного общества в обеспечении всех сфер жизни компетентными специалистами.

Так, например, современное профессиональное дизайнерское образование требует продолжения внесения инновационных приемов и методов при подготовке студентов-дизайнеров. Основополагающим при подготовке дизайнера является формирование проектной культуры студента. Поскольку проектная культура является профессионально значимым качеством и ведущим видом психической деятельности дизайнера, то необходимо создавать условия, способствующие ее развитию. Одним из важнейших и эффективных подходов для обучения дизайнеров, формирования у них профессиональной проектной

| SCIENCE TIME Щ

культуры является проектный подход [4, c.37-40].

Актуальность темы обусловлена повышением требований к уровню проектной культуры выпускника в условиях непрерывного профессионального образования, и недостаточностью практической направленности в развитии проектной культуры дизайнеров в вузах.

Целью исследования является изучение проектного подхода в профессиональной подготовке студентов-дизайнеров.

Для достижения поставленной цели в рамках исследования необходимо решить следующие задачи.

1. Изучить сущность понятий проектный подход, проектный метод, проект, проектирование в обучении.

2. Оценить влияние проектного подхода в формирования компетенций студентов-дизайнеров.

Объектом исследования выступает профессиональное обучение.

Предметом исследования является проектный подход в обучении.

Проектный подход в отечественной и зарубежной педагогике стал развиваться в начале двадцатого века, и был связан с радикальными подходами к изменению образовательной концепции, проходившими в пять основных этапов.

1 этап. Становление проектного подхода в обучении (первая половина XIX века). Выдвижение идей гуманистической направленности в обучении американских педагогов и философов Дж. Дьюи и В.Х. Клипатрика.

2 этап. Научное обоснование проектного обучения (1914 - 1921 г.). Доказательства теоретического и практического преимущества проектного обучения американским профессором Э. Коллингс на основе его исследований.

3 этап. Активное внедрение проектного обучения в практику образования (1920-1930 г.). Характеризуется широким использованием в практике проектного обучения и его модификаций.

4 этап. Ослабления интереса проектному обучению в образовании (1930-1950 г.). К 1940Пм годам метод проектов постепенно исчезает из практики в образовательной сфере и переходит в сферу инженерии.

5 этап. Новый этап использования проектного обучения (1960 - 1990 г.). В СССР в начале 1980Пх годов возрос интерес к идеям свободного воспитания, учета личностного фактора в обучении, вновь стали использовать проектных подход в обучении. Ряд школ принимает этот метод обучения в качестве основного в своей учебной деятельности [5, с.15-33].

По мнению отечественных ученых, В.Ф. Аитова, Ю.В. Еремина проектный подход в образовании рассматривается как реализация преобладающей стратегии обучения, служащей основой организации процесса образования, в котором все участники, являясь субъектами познавательного процесса, совершают самостоятельный целенаправленный, продуктивный поиск,

| SCIENCE TIME Щ

переработку информации и актуализацию знаний [6, c.49].

Проектный подход в образовании предполагает идею использования проектирования как элемента содержания обучения и как основы учебно-профессиональной деятельности студентов. Отличительными чертами проектного подхода в профессиональном образовании можно считать: обучение будущих специалистов проектированию, развитие творческого проектного мышления, обеспечение индивидуальной направленности обучения кадров в системе непрерывного образования, построение предметов с логикой проектной деятельности выполняемых интегративных по содержанию проектов и проектных заданий, осуществление профессионально-деятельностного подхода в подготовке специалистов. Проектный подход, можно трактовать как систему обучения, при которой обучающиеся учатся применять междисциплинарные связи, получают знания при планировании и выполнении практических проектов, учатся самостоятельно мыслить, развивают творческое мышление и исследовательские навыки [7, с.87-96].

Чтобы понять какую роль проектирование играет в проектном подходе необходимо разобраться, что значит первообразное понятие «проект». Под проектом принято понимать идеальную модель проектируемого объекта, выполняемую по определенному замыслу.

Процесс работы над созданием проекта называется проектированием. Проектирование - уникальная деятельность, ограниченная временными рамками, направленная на достижение заранее поставленной цели, создание уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам. Применение учебно-профессионального проектирования в обучении студентов-дизайнеров дает возможность эффективного формирования у них профессиональных компетенций, проектной культуры и профессиональных навыков работы в проектной команде. Главным отличием учебно-профессионального проекта от рабочего будет то, что учебно-профессиональной не реализуется, его цель научить студентов проектировать интерьер помещения, готовить студентов к профессиональной деятельности методом моделирования и методом проб и ошибок [5, с.58-65].

Рассматривая психолого-педагогические, теоретические и социальные предпосылки, а также исходя из задач проектной методики и научной гипотезы исследования, разработана модель проектного подхода в обучении студентов-дизайнеров. Модель разработана на основе теории педагогических систем, сформулированной В.П. Беспалько, Ф.Ф. Королевым, Н.В. Кузьминой, В.П. Симоновым и др. (рис.1).

Изначально модель обучения - это систематизированный комплекс основных закономерностей деятельности обучающегося и преподавателя при осуществлении обучения. Понятие «модель обучения» в инструментальном

значении можно выразить как обозначение схемы или плана действий педагога при осуществлении учебного процесса, ее основу составляет преобладающая деятельность обучающихся, которую организует, выстраивает преподаватель [1, е.96-115].

Це.1ь: фораш^овиосе профеоснпвальных ипшеггенцнн ыудетге =е;>хн=тое ев :рЕДС7Еаь: прнкевення проеггисгв ь:ет(ж с5учэ-:кг 1 прзиес;; о:Еоенвя днгцшпнны «Лрз^тнрзз.:™;^

Пплвлы к првЕктаюсу авученню: системный; прзелТвыЁ. гептелы-гастныл. ихипетеитвосгныл; щюггасттЕсжвв; .'Еркис^лкдй

1 1 1

тгврнн с пргзлнкзи. наг^а!з-:пс7н, свстешпнчштгж жпнгаияоЕищтивсш; соиатепьвктЕ; лгофЕссиоЕПЬЕСн ССМВЯСТЕИЕ

учЕЁвагс прпдкса -стгсе осЕглЕавиак прпялно-

ТЕСр^йС^ВН Д&Е1Е.ТЬЕСОГК; ГЕарЭвС^СГО июцЕпнраЕиаа

лраграмыно-ЦЕЛЕЕи; исследи 1шисш; отражения; ЕРИГНЕНЦ ИХВМЮГВЧЙСШ; иштрапъво-зкгуяилЕЕН!

СвдЕржвнне проектного обтчЕввя: ьл^ккг тудожитЕеннвд осо£гннос:ен цройлТЕроЕглнЕ интерьеров ормс:ь;еесю гшнгеввня_

Эпаы ра£>

V

гьс I в! прккгвм:

ВВВЛЛТНИО-

□*.тебое:

- К^эпвсе ■лгугщш проектируемого оаьЕЕ.:г.,

- Е;;^евнй зярызтвЕЕЭВ дзЕуиеш-щии;

- возех аНЗПОТОЕ ой-5Е.:г.

Л70ЕЕ.:н70Еа;-сы, -по: тало аы цата ДЯ5ЭНВ-

щюеЕгсроЕавп

эсклэвс-

КОМПШВПВОВВЫН

- СМдаЕИН упггагттпт

проЕЕ:нр авали, -рираосткл

фтаКЦНЯВНЛЬННГО. ШШЕВРШИЕВГ». СТШНЕОГО, ЦЕНТОВОГО нденаратвЕшич решали;

- СШдаИИН -ЧКЛЗ-НЦЕЕ.

проекта вКЛ ВСТру 1ГГ№р£ КЛВ

ПОЦЕЛНрОЕОЛЛе-ынз-провиа;

- БЫПОПЕЕВНЁ черте:Е=й

ар1лте1лгурвл-ГрзфЕЧЕСКЕВ

- срзритгкна дазанв-прпез;т1 л.1я погаси;

- прянинЕнне графвяескж! резакгпреЕ;

- БЬОН^ЕВВЕ ДИЗЗНВ-ПрП«;Т1

реф-.1ЕИСНЕ1Ь[

в

- :раЕ:не:гае Щ10ЕЕДЕННВВ радегы по сззцаЕюс проЕЕ~->;

- саосновалж едзее

ШЫШХТЁПШЮЕ змшеже;

е

зап!Н7£ цн:гйн-

ПрОЕЕ~-1

Д Д I д

РеЭ}ЛЬГ1ГЫ ЕрВфЕССЕВЕВДЬЕПГВ &01^6ВЖЕ С ЖСПОЛЬЗИ ВЕЖвМ ПроеКТВОГО ПВЦЗСВ31

ОЕ-эркЕт-ОЕгжь: БВОфЛДИНЫЕ КЙШЙГЕЕЕЕН дш ЕЫПШШНЛН! ПТЮЕЕТ! Р13ЕЛ1Ж ПрОЕЕ~ЛО- твс-р^ес^пй тупьтуры !налш Е ВЗЗЫЕЛ разрасотж вещественного 31ЭНН.П умение радегать е прмЕЛШХШ ишандг ПрВ«;ТНрВ31ЕЕ2 общественного зцаЕла з. протраиивд АгШСАБ, Лг"Хшси £11X111), СмеПЖАТИ'

Рис. 1 Модель профессионального обучения студентов-дизайнеров с использованием проектного подхода обучения

Подобная модель сможет в первую очередь обеспечивать обучающихся систематизированными, устойчивыми и вместе с этим оперативными знаниями, а также, что не менее важно, предоставить условия, содействующие реализации уже известного требования: научить студентов обучаться самостоятельно.

Для построения курса по созданию учебно-профессиональных дизайн-проектов для студентов дизайнеров, рассмотрим методику обучения студентов

| SCIENCE TIME Щ

дизайнеров с использованием проектного подхода в обучении. Сегодняшняя методика обучения студентов-дизайнеров напрямую связана с владением не только теорией и умением красиво рисовать, но и с проектной деятельностью, компьютерными программами, графическими редакторами, технологиями создания компьютерного BD-моделирования и т.д. [6, c.120-126].

Построение методики обучения студентов-дизайнеров опирается на основные принципы реального процесса профессиональной деятельности дизайнера интерьера. Большое внимание в процессе обучения уделяется самостоятельной творческой деятельности, поэтому при обучении дизайнеров часто применяются проектный метод, учебно-творческие задания. В некотором смысле методика обучения дизайнеров интерьера сводится к поэтапному выполнению задания, которые регламентируются преподавателем. Преподаватель, в свою очередь, выступает консультантом и наставником в самостоятельной проектной работе студентов. Последовательное прохождение всех этапов позволяет в перспективе создать оригинальный объект. Рассмотрим структуру процесса дизайн-проектирования, предложенную Абоимовой И.С. В рамках этой структуры методика обучения студентов-дизайнеров сводится пяти этапам: аналитико-целевой, эскизно-композиционный, проектно-конструкторский, архитектурно-графический, рефлексивный. На каждом этапе используются свои характерные методы, средства и формы обучения студентов дизайнеров [4, с.77-94].

Например, на аналитико-целевом используется клаузурный метод - как вид проектной деятельности, необходимый для сосредоточения творческой энергии, обозначения своего понимания темы, определение первоначального дизайнерского и композиционного замысла, а также формирование идеи проекта. На эскизно-композиционном применяется метод макетирования, при котором посредством создания моделей и макетов формируются новые формы и образы для дальнейшего проектирования дизайн-объектов. Помимо специальных методов обучения студентов-дизайнеров используются при проектном подходе используются в комплексе с традиционными: словесными, наглядными, практические, проблемно-поисковые [8, c.56-72, 103].

В ходе исследования проводилась апробация разработанной модели и рассмотренной методики профессионального обучения студентов-дизайнеров с использованием проектного подхода в обучении.

База исследования: ФГБОУ ВПО, Факультета дизайна, изящных искусств и медиа-технологий, направление подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)», профиль подготовки Декоративно-прикладное искусство и дизайн, профилизация Дизайн интерьера, 3 курс, группа

Д-13.

Дисциплина: проектирование.

I

SCIENCE TIME

I

Тема занятий: третья тема раздела рабочей программы по дисциплине «Художественные особенности проектирования интерьеров общественного назначения» [3].

Цель серии занятий - сформировать практические навыки проектирования зданий общественного назначения для самостоятельной профессиональной работы в области дизайна интерьера посредством создания дизайн-проекта.

Экспериментальная группа: 15 человек, для выполнения учебно-профессиональных проектов были сформированы 3 подгруппы. В группе происходит разделение обязанностей: руководитель проекта, ведущий дизайнер, дизайнер, 3-0 визуализатор, дизайнер-верстальщик. Каждый участник выполняет свою операцию, но работают сообща в проектной команде, генерирую идея вместе.

Сроки разработки дизайн-проекта: 20 дней по 6 академических часов в неделю.

Форма проведения занятий: аудиторные занятия в форме консультаций, самостоятельная проектировочная деятельность студентов.

Этапы разработки дизайн-проекта:

1. Аналитико-целевой. Преподаватель проводит вводную лекцию, которая занимает четыре академических часа. Два часа уходит на вводную лекцию, где преподаватель:

- сообщает о специфике проектирования зданий общественного назначения;

- дает список литературы с нормативными документами, с которым необходимо ознакомиться;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- выдает задание для проектирования студентам: разработать дизайн проект любого здания общественного назначения. Проект выполняется на формате 1500х1000 мм. Состав проекта: внешний вид здания (фасад), исходный план первого этажа, план пола с расстановкой мебели, план напольных покрытий, план потока с размещением осветительных приборов, разрезы и развертки стен, перспективы основных видовых точек (две главные, три средние, три маленькие визуализации), экспликация помещений с площадями и названиями;

- объясняет требования к содержанию пояснительной записки проекта;

- помогает заполнить технологическую карту работы над проектом.

Два других часа выделяется на практическую часть подготовительного характера. Преподаватель:

- задает тематическую клаузуру для работы над ней в группах. Тема клаузуры: «Реконструкция интерьеров общественного здания» или «Проектирование интерьеров общественного здания». Необходимо разработать

| SCIENCE TIME Щ

стойку ресепшн, согласно образно-стилевого решения. Клаузура выполняется на листах формата А4, в карандашной графике.

- выдает домашнее задание: с помощью сети Интернет подобрать подоснову проекта здания не менее 800 м2 (с внешним видом здания).

В конце занятия наработки студентов сдаются на проверку.

Следующее занятие проходит в форме проблемного семинара, тема обсуждения которого - результаты тематической клаузуры. Далее преподаватель консультирует каждую в отдельности проектную группу. По итогам выполнения домашнего задания получилось, что проектируются следующие виды общественных зданий: досуговый центр, палеонтологический музей, спортивный комплекс «Gold Fitness». По результатам консультации с преподавателем выбираются наиболее интересные, с точки зрения архитектуры, подосновы проектов и начинается перепланировка в зависимости от специфики функциональных зон и работа над функциональной организацией пространства.

2. Эскизно-композиционный. Студенты самостоятельно строят подоснову проекта в программе ArchiCAD, а в карандашной графике прорабатываются эскизы и наброски основной дизайн-концепции здания. Большую роль в данном этапе играет грамотная работа с аналогами дизайн-проектов для выражения образно-стилевой идеи.

Заданием на проектирование первой команды выбран досуговый центр, второй команды - палеонтологический музей, третьей - спортивный комплекс «Gold Fitness.

На основе своих клаузур студенты работают в группах, разрабатывая дизайн-концепцию проекта. Далее по мере творческого поиска оптимального решения первоначальная идея трансформируется в соответствии с конструктивным, стилевым, цветовым декоративным решением проекта. После разработки оптимального решения происходит утверждение эскиз идеи преподавателем на консультации.

3. Проектно-конструкторский. Консультация по разработке планов, разверток и разрез-разверток. Происходит разработка эскизного проекта (уточнение планировочной структуры и предметно-пространственной композиции). На основе разработанной эскиз-идеи, наступает момент сбора основной документации проекта. Преподаватель помогает на данном этапе выбрать второстепенные зоны для разрез-разверток, которые не попадут на основные виды, но их необходимо показать. Также на консультации обсуждается графические моменты оформления чертежей. И преподаватель в зависимости от индивидуальной ситуации рекомендует использование разных масштабов при оформлении планов. Утверждается окончательный вариант эскизного дизайн-проекта и проектные команды приступают к следующему этапу проектирования.

4. Архитектурно-графический. Этап основан на умении работать в

| SCIENCE TIME Щ

программах BD-моделирования и графических редакторах. Готовый состав проекта на данном этапе необходимо собрать воедино, то есть логично скомпоновать все чертежи, разрез-развертки, видовые точки и необходимую информацию о проекте. Студенты приносят на консультацию черновые варианты компановки дизайн-проекта в формате PDF или cdr. Преподаватель дает рекомендации проектной группе как можно улучшить композицию. Группы оформляют графическую часть проекта посредством компьютерных программ. И готовят пояснительные записки к своему проекту, а также текст, выносимый на защиту проекта перед комиссией.

5. Рефлексивный. Преподаватель на заключительном занятии перед защитой освещает моменты, касающиеся пояснительных записок к проектам и какие положения необходимо вынести на защиту. Руководитель группы должен будет защитить проекта, рассказав пару предложений о проделанной работе, обосновать дизайн-концепцию интерьера, в чем ее новизна, рассказать о конструктивных моментах в создании интерьера и ответить на вопросы комиссии.

Защита проходила в форме презентации оформленного дизайн-проекта и фронтального выступления. Комиссия оценивает проекты по определенным критериями: самостоятельности и освещенности вопросов темы; творческий подход к разработке темы; использование научной литературы; стиль изложения; аккуратность оформления графической части проекта.

В результате применения на практике разработанной модели профессионального обучения с применением проектного подхода и рассмотренной методики обучения, студентами были разработаны учебно-профессиональные дизайн-проекты Досугового центра, Палеонтологического музея, спортивного комплекса «Gold Fitness». Студенты по итогам выполнения дизайн-проектов получили необходимые профессиональные знания для проектирования объектов общественного назначения, навыки творческой исследовательской деятельности, познакомились с методами поиска художественных идей, получили опыт работы в проектной команде, сформировали необходимые компетенции и получили достойные продукты творческой деятельности. Тем самым сформировали элементы проектной культуры дизайнера, так как научились навыками проблематизации, целеполагания, планирования деятельности, рефлексии и самоанализу презентации и самопрезентации, а также поиска информации, практического применения академических знаний.

I SCIENCE TIME Щ

Литература:

1. Грашин А.А. Методология дизайн-проектирования элементов предметной среды / А.А. Грашин, Учеб. пос. М.: Архитектура. - С, 2004. - 232 с.

2. Ившин К.С., Володских С.А. Формирование дизайн-проектирования // Искусство и дизайн. - 2006. - №12. - С. 15-24.

3. Майорова И.М. / Программа дисциплины «Проектирование», направление подготовки 44.03.04 - Профессиональное обучение (дизайн интерьера) / [Электронный ресурс]. - URL: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F% 2Fkpfu.ru%2Fpdf%2Fportal%2Foop%

2F106623.pdf&name=106623.pdf&lang=ru&c=5735da2e38d4 (Дата обращения 1.05.16.)

4. Махотин Д.А. Проектный подход к технологии обучения в системе высшего профессионального образования / Д.А. Махотин // Качество. Инновации. Образование. - 2005. - №1. - С. 11-21.

5. Пеньковских Е.А. / Метод проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике / Вопросы образования. №4 / 2010.

6. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 272 с.

7. Скибицкий Э.Г. Методика профессионального обучения: учеб. пособие / Э.Г. Скибицкий, И.Э. Толстова, В.Г. Шефель. - Новосибирск: НГАУ, 2008. -166 с.

8. Ткачёв В.Н. Архитектурный дизайн (функциональные и художественные основы проектирования): учеб. пособие. - М.: Архитектура-С, 2006. - 352 с.: ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.