УДК 677.021.1(470) Кукушкин И.Г., Клепиков Д.Н.
МЕТОД ИЗМЕРЕНИЯ РЕПУТАЦИИ ГРУЗОПЕРЕВОЗЧИКОВ
Кукушкин Игорь Григорьевич, к.э.н., доцент кафедры экономической теории,e-mail: kafekonom@muctr.ru; Клепиков Дмитрий Николаевич, к.э.н., доцент кафедры экономической теории, e-mail: klepikov_dmitrii@mail.ru Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия 125047 Москва, Миусская пл., д. 9
Статья посвящена вопросам численной оценки репутации организаций, выполняющих перевозки крупнотоннажного негабаритного оборудования и аналогичных грузов. Изложенные результаты использованы при разработке национального стандарта оценки репутации грузоперевозчиков.
Ключевые слова: стандартизация, репутация, оценка, весовые коэффициенты.
THE CALCULATING METHOD OF CARGO COMPANY IMAGE
Kukushkin I. G., Klepikov D. N.
D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia
The article describes the issues of numeric evaluation of the companies images that transport heavy oversize equipment and other comparable cargos. Displayed results are used in the national standart development of the value of cargo company's image.
Keywords: standardization, company image, reputation, value, weight index.
Современные механизмы взаимодействия государственных органов власти и бизнес-сообщества наиболее эффективны, через использование стандартов, встроенных в систему государственного регулирования. В этой связи принятие Федерального закона от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ «О стандартизации в РФ» позволило создать новые законодательные рамки для деятельности всех участников системы стандартизации.
Задачи национальной стандартизации тесно взаимоувязаны с глобальными государственными приоритетами в сфере экономики и социальной жизни, в том числе с повышением конкурентоспособности разных отраслей промышленности и сферы услуг на российском и международных рынках. Добровольность стандартов в области многофакторной оценки надежности, опыта и деловой репутации предприятий и их рейтингования, позволяет внедрить в сферы взаимодействия государства и общества, современные антикоррупционные механизмы.
В повышении качества товаров и услуг заинтересованы не только потребители, но и производители, прежде всего лидеры рынка, которые чувствуют возможность развиваться, используя стандарты как инструмент повышения собственной конкурентоспособности. В Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, принятой российским Правительством в августе 2013 года, изложены основные принципы развития транспортной системы страны. В настоящее время названная Стратегия является основой при принятии решений инвестиционной политики в краткосрочном и долгосрочном планировании развития различных видов транспортных систем и транспортных услуг. Однако, в сфере грузоперевозок. По мнению специалистов, ситуация усугубляется сжатием рынков, что с особой остротой отразилось на востребованности услуг по перевозке крупнотоннажных и крупногабаритных грузов (КТГ). Вместе с тем, по
мнению специалистов, проблемы с качеством инфраструктуры в секторе транспортных перевозок, усугубляются незавершенностью институциональных реформ в период перехода к рыночным отношениям. Однако, несмотря на присутствие значительного количества участников на рынке операций с вагонами, компания ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) является монополистом в сфере грузовых железнодорожных перевозок, что не всегда эффективно и связано с необоснованным повышением цен, длительными сроками доставки грузов, имеющими место отказами в обслуживании и т.д. [1]
Вместе с тем, основой для решения данной задачи на национальном уровне становится система стандартов по оценке опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности, создаваемая Техническим комитетом по стандартизации ТК 066 Росстандарта. Применение стандартов этой системы позволит закупающим организациям найти надежного поставщика и оценить возможные риски, связанные с качеством и безопасностью конечного результата. Конкуренция в рыночной экономике является одной из главных движущих сил развития. Именно конкуренция вынуждает производителей продукции и поставщиков услуг принимать меры для удержания и улучшения своего положения на рынке [2].
Потребитель (заказчик) все более пристальное внимание обращает на репутацию грузоперевозчиков. Репутация, как интегральная характеристика, отражает обобщенное представление о факторах, формирующих уровень доверия к организации и степень мотивации для обращения к ее услугам.
Повышая конкурентоспособность
грузоперевозчика, репутация становится реальным активом, создающим добавленную стоимость. Эта добавка к стоимости может находить свое выражение в более высоких ценах на оказываемые услуги, в повышенных котировках акций на фондовых рынках, в
более мягких кредитных условиях, которые предлагаются банками, а также других составляющих бизнеса.
Для заказчика особую важность репутация грузоперевозчика приобретает при перевозке крупнотоннажного и дорогостоящего оборудования с длительным циклом изготовления. Такое оборудование применяется в топливно-энергетической, перерабатывающей и химической отраслях промышленности. Нарушение сроков доставки влечет высокие риски несвоевременной сдачи промышленного объекта в эксплуатацию и значительных финансовых потерь для инвестора. Повреждение или утрата уникального оборудования при перевозке приводит к необходимости его повторного изготовления и ставит под угрозу реализацию всего проекта. Таким образом, в объективных данных о репутации заинтересованы как грузоперевозчики, так и потребителей их услуг. В этой связи представляется важным вопрос количественного измерения репутации.
Универсальный методический подход к измерению репутации, позволяющий учесть особенности какого-либо вида экономической деятельности, в том числе грузоперевозок, изложен в ГОСТ Р 66.0.01-2015 Оценка деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы. Сущность указанного методического подхода состоит в определении факторов, влияющих на репутацию, и последующего взвешенного суммирования их значений. Полученная сумма представляет числовой показатель обобщенной оценки репутации, названный индексом репутации Я [3].
Для учета специфики конкретного вида деятельности введена двухуровневая структура влияющих факторов. В верхний или базовый уровень рекомендовано включить четыре комплексированных фактора, условно именуемых «история», «средства», «кадры», «имидж».
Фактор «история» характеризует направленность изменения показателей деятельности за период присутствия на рынке.
Фактор «средства» характеризует ресурсы, которыми располагает организация-перевозчик.
Фактор «кадры» характеризует квалификацию специалистов и руководителей.
Фактор «имидж» характеризует восприятие организации клиентами и обществом.
Факторы нижележащего уровня (субфакторы) являются частными характеристиками базовых факторов. Их выбор обусловлен особенностями того вида деятельности, который осуществляет организация, репутация которой оценивается.
В нашем случае - это грузоперевозки.
Сформированная структура факторов, отражающая представление о репутации грузоперевозчиков, показана на рисунке 1.
Основываясь на данной структуре можно записать расчетные зависимости, позволяющие определять численные значения индекса репутации Я грузоперевозчиков:
я = (х1 • d1 + х2 • d2 + х3 • + х4 • й4), (1)
Х1 = d11 • Хц + dl2• х¡2+ d^з• Хц+ dl4• Х14, (2) Х2 = d21 • Х21 + d22 • Х22 + d23• Х23+ d24• Х24 +
^ 25•Х25, (3)
Х3 — dзl • Х31 + dз2• Х32 + dзз • Х33+ dз4• Х34, (4)
Х4 = d4l • Х41 + d42 • Х42 + d43 • Х43+ d44 • Х44 +
(Л45- Х45 + &46 • 'Х46 .(5)
Для идентификации расчетных зависимостей необходимо найти весовые коэффициенты dyпри базовых факторах и субфакторах.
Определение коэффициентов dij выполнено методом прямой расстановки оценок в ходе проведенного анкетного опроса экспертов организаций-респондентов.
Отбор респондентов анкетного опроса был произведен из целевой группы перевозчиков, обслуживающих потребителей услуг по доставке крупнотоннажного оборудования. Список респондентов включал практически все организации, выполняющие проектные перевозки крупногабаритных тяжеловесных грузов (КТГ) на территории Российской Федерации, и составлял около 100 компаний.
В список респондентов не вошли промышленные и логистические компании, выполняющие единичные перевозки КТГ, а также транспортные компании, осуществляющие перевозки КТГ по автодорогам и рекам местного значения в пределах своего региона одним видом транспорта.
Обозначения в формулах 1-5 соответствуют обозначениям, представленным на рисунке 1.
В анкетном опросе приняли участие 28 организаций, расположенных в Центральном, Северо-Западном, Приволжском, Южном и Сибирском федеральных округах, что обеспечило объективность исследования.
Репрезентативность выборки обусловлена, во-первых, однородностью, то есть принадлежностью респондентов к одной и той же целевой группе субъектов предпринимательской деятельности, и, во-вторых, независимостью ответов на вопросы анкеты.
С целью эффективной оценки средних значений коэффициентов весомости, выборки каждого из них были проверены по критерию Стьюдента для уровня значимости 0,1.
Интервальное оценивание показало, что с доверительной вероятностью 0,8 средние значения весовых коэффициентов находятся в интервале ±15%. Данный результат можно считать приемлемым для целей рейтинговой оценки репутации грузоперевозчиков [4].
Среди базовых факторов наибольшей весомостью обладают «кадры» и «средства». Среди субфакторов выделяются «опыт перевозок» (Х]3), «техническое обеспечение» (Х23) и «руководители организации» (Х31). Их веса находятся в диапазоне от 0,25 до 0,46. Весомости субфакторов, характеризующие имидж, не имеют выраженных приоритетов и находятся в пределах от 0,1 до 0,2.
Рис. 1. Структура факторов, формирующих репутацию грузоперевозчиков
Результаты исследования использованы при разработке национального стандарта для оценки 1. репутации грузоперевозчиков. Такой документ обеспечит единый подход к проведению оценочных процедур и создаст объективную основу для сравнения и учета репутации при проведении конкурентных закупок услуг по перевозке 2. крупногабаритных тяжеловесных грузов.
В период серьезных реформ в российской экономике и создания новых инструментов взаимодействия государственных структур и бизнес-сообщества данный инструментарий становится источником достоверной информации о деятельности отрасли транспортных услуг, 3. задействованной в модернизации промышленных производств.
Список литературы
Вдовенко З.В., Клепиков Д.Н., Лукьянова А. Особенности логистических систем
национальной транспортной инфраструктуры в рыночной экономике // Логистика. - 2015. - Вып. 5. С. 57 - 64.
ГОСТ Р 66.0.01-2015 Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Общие требования и руководящие принципы (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 июля 2015 г. № 895-ст.).
Прикладная статистика. Основы эконометрики: В 2т. 20е изд., испр. Т.1: Айвазян С.А., Мхитарян В.С. Теория вероятностей и прикладная статистика.- М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2001. 656 с. Ильясов Ф.Н. Репрезентативность результатов опроса в маркетинговом исследовании // Социологические исследования. 2011. № 3. С. 112-116.