Метод фокус-групп в академических исследованиях
Т. В. Мальцева
В последнее время в психологи активно развивается теория и практика проведения исследований с помощью фокус-групп. Данный метод первоначально использовали в маркетинговых исследованиях, техника их проведения непрерывно совершенствовалась, превратившись сегодня в целую отрасль.
Фокус-группа как экспериментальный метод исследования сочетает в себе интервью, дискуссию и беседу. Обсуждение какого-либо предмета, представляющего интерес для исследования, ведется с группой респондентов в семь-девять человек. Фокус-группа, как правило, проходит по заранее разработанному сценарию - гайду. Фокус-группу проводит - модератор, представитель исследователя или он сам, специалист, которому известна цель и замысел исследования.
Модератор стимулирует участников к обсуждению, поддерживает групповую динамику и предлагает приглашенным участникам дискуссии высказаться по изучаемой теме.
Его задача состоит в том, чтобы за счет применения различных средств и приемов добиться фокусирования дискуссии и интереса участников вокруг предложенной им ценностно-смысловой конструкции (темы, проблемы, вещи, образа). Если модератор все делает правильно - возникает эффект группового поведения. Начинается выработка коллективных реакций, в ходе чего можно наблюдать проявление типовых коллективных мотиваций, мнений, аффектов.
Фокус-группа относится к так называемым качественным методам, которые, в отличие от количественных опросов, направлены на более глубокое понимание мотивов аудитории, изучение ее эмоциональной реакции. Если количественные опросы дают ответ на вопрос «сколько», то фокус-группы отвечают на вопрос « почему».
Данный метод используется для решения следующих задач:
• принятие решений, планирование и постановка целей;
• разработка какой-либо стратегии, программы или другой ценностно-смысловой конструкции;
• повышение качества деятельности;
• оценка потребностей;
• изучение моделей группового поведения;
• изучение проблем управления персоналом;
• разработка политики организации и оценка ее эффективности;
Этот метод дает возможность говорить с читателем, зрителем, покупателем, студентом или слушателем на его языке и в его системе координат, увидеть проблему его глазами.
Основная часть информации получается в форме ответов респондентов на вопросы или словесных речевых реакций на те или иные стимулы. Однако значительная часть индивидуальных и коллективных реакций имеет невербальный характер. Это безотчетно воспринимается самими участниками дискуссии. Доля невербального компонен-
та часто бывает очень высока. Ввиду его важности ход групповых дискуссий наблюдают извне или делают видеозапись.
Набор средств для проведения фокус-групп весьма разнообразен. Это:
• различные способы стимуляции группообразования;
• выявление готовых и формирования новых мнений;
• игровая модальность;
• проективные методики;
• перенос (метафора) коллективных установок и мнений с одного объекта, защищенного запретами, на другой, не имеющий этой защиты.
Несмотря на значительный успех фокус-групп в маркетинговых исследованиях, академическое сообщество сначала не восприняло этот метод. Причинами тому являлись трудность анализа, непоследовательность в высказываниях участников и иллюзия отсутствия «научной чистоты».
В начале 1980-х годов ученые заново исследовали возможности этого метода и выработали принципы проведения фокус-групп в академических исследованиях, таковыми стали [3]:
• приоритетность открытости;
• привычность жесткой критики;
• качественный анализ данных;
• неограниченные временные рамки.
Фокус-групп, проводимые в академических рамках, отличает от маркетинговых исследований меньший состав участников, среди которых не должно быть людей с соподчинительными статусами (начальник - подчиненный), более длительный период времени полного завершения исследования, тщательный анализ, наличие рецензий других
исследователей. Кроме того, для подобных фокус - групп не требуется специально оборудованное помещение, а для фиксации результатов достаточно заметок и аудиозаписей. Как правило, результаты исследования публикуют в научных изданиях.
В академических исследованиях фокус-группы часто используются для изучения глубинных мотиваций тех поступков, которые люди совершают, как им кажется, «просто так».
Во время фокус-группы респонденты находятся в сильном поле взаимовлияний и взаимостимуляции. Сближение людей, формирование сообщества и его коллективного мнения происходит с небывалой для других условий скоростью. Причем при проведении серии фокус-групп с разными респондентами, но по одной проблеме совершенно разные люди, будучи поставлены в одинаковые исходные условия, порождают одинаковые коллективные смысловые конструкции.
В настоящее время психологами вузов в научных исследованиях активно используется метод фокус-групп. В рамках исследования проблем психологического консультирования и профессионального становления[4] была проведена серия фокус-групп как с обучающимися, так и с психологами вузов.
Исходя из того, что основой проведения фокус-групп является групповая дискуссия, направленная на получение информации и во многом носящая для участников достаточно личностный характер, но предполагающая достаточную степень их открытости, в организацию процедуры исследования были заложены следующие методические позиции [1,2,3]:
• получение добровольного согласия респондентов на участие в исследовании;
• знакомство участников между собой и с модератором;
• знание темы дискуссии и необходимости достаточной откровенности в ответах;
• предполагаемые участники предупреждались об аудио- и видеозаписи опроса.
Фокус-группы с практическими психологами были нацелены не только на получение информации о реальных затруднениях профессионального становления обучающихся, но и на поиск возможных моделей психологического консультирования для конструктивного разрешения подобных проблем.
Рассмотрим, какие результаты удалось получить, используя данный метод.
Во-первых, при анализе данных фокус-групп и их сравнении с данными бланковых методик был сделаны следующие выводы:
• у 79% опрошенных отмечается наличие внутренних противоречий, обусловленных изменением социальной ситуации профессионального развития и особенностями учебно-воспитательного процесса.
• у более 75% респондентов выявлена заниженная или завышенная оценка профессиональных возможностей и объективных достижений в профессии.
• у 55% - отмечается наличие противоречий между возможностями личности и требованиями новых для нее социальных и профессиональных ролей, которые во многом обусловлены неадекватно сформированным внутренним профессиональным «Я-образом».
Во-вторых, анализ данных, полученных во время фокус-группы с практическими психологами вузов, позволяет сделать вывод о том, что за помощью к психологам обращаются студенты очного отделения. Слушатели заочной формы обучения обращаются за психологическим консультированием в единичных случаях. Они, как правило, либо не понимают роли психолога, либо недооценивают его возможностей в реальной помощи.
Проблемы, с которыми обращаются к психологу обучающиеся вуза, связаны не только с затруднениями в овладении профессией (5%) и внутриличностными конфликтами профессионального становления (5%), но и с затруднениями в межличностным общением (39%), в общение с преподавателями, методистами и другими сотрудниками вуза (26% случаев), с семейными проблемами (25%). Чаще всего за помощью к психологу обращаются девушки, у которых поводом для обращения служат проблемы, связанные, прежде всего, с межличностным общением. Проблемы, связанные с затруднениями в профессиональном становлении - характерный повод для обращения к психологу юношей.
Результаты работы фокус-групп показали, что при возникновении проблем, связанных с профессиональным становлением, будущие специалисты предпочитают обращаться за поддержкой и помощью к друзьям или родственникам (77%), переживают данную проблему самостоятельно (18%), а приходят за помощью к психологу (5%).
Как очевидно, метод фокус-групп является мощной исследовательской технологией, способной обеспечить важной и разнообразной информацией ученых.
Фокус-группы являются уникальным методом среди прочих других. С их помощью в образовательной системе возможно, например, получать информацию для создания анкет или разработки планов; качественно оценить организацию учебного процесса в образовательном заведении или профессиональнопедагогическую подготовку; понять глубинные мотивы получения образования или причины затруднений в обучении; наметить пути совершенствования подходов в образовании, подготовки кадров, повышения квалификации и методик обучения.
Литература
1. Балинтовские группы и супервизия в подготовке специалистов, работающих с людьми: Учебное пособие. - СПб., 1998;
2. Белановский С. А. Метод фокус-групп. - М., 1996.
3. Крюгер Р., Кейси М. Э. Фокус-группы. Практическое руководство.: Пер. с англ. - М., 2003.
4. Мальцева Т. В. Психологическое консультирование курсантов и слушателей высших образовательных учреждений МВД России в ситуациях внутриличностных конфликтов профессионального становления. Монография. - М.: Московский университет МВД России, изд-во УРАО, 2005.
«Портфолио» как метод организации курсантов
Увлечение новыми образовательными технологиями не дань моде, а стиль научно-практического мышления.
В. А. Сластенин
На современном этапе одной из центральных задач профессионального образования в вузах МВД России выступает задача формирования высокопрофессионального специалиста правоохранительной системы[1]. В данном контексте приоритетной становится проблема обновления модели и содержания образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями общества и государства.
Профессиональное образование характеризуется как процесс приобрете-
самостоятельной работы
Т. В. Мальцева
ния знаний, умений и навыков, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности, развития профессионально значимых качеств личности и формирования профессионального сознания будущего специалиста. В современной ситуации переосмысления ориентиров профессионального образования в системе МВД России делает психологическую науку особо значимой в плане совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Нельзя поспорить с тем фактом, что изучение любой науки в вузе подчинено цели научиться подходить к практическим профессиональным задачам с научных позиций, т.е. со знанием дела, изученного всесторонне. Применитель-