Фокус-группы являются уникальным методом среди прочих других. С их помощью в образовательной системе возможно, например, получать информацию для создания анкет или разработки планов; качественно оценить организацию учебного процесса в образовательном заведении или профессионально-педагогическую подготовку; понять глубинные мотивы получения образования или причины затруднений в обучении; наметить пути совершенствования подходов в образовании, подготовки кадров, повышения квалификации и методик обучения.
Литература
1. Балинтовские группы и супервизия в подготовке специалистов, работающих с людьми: Учебное пособие. - СПб., 1998;
2. Белановский С. А. Метод фокус-групп. - М., 1996.
3. Крюгер Р., Кейси М. Э. Фокус-группы. Практическое руководство.: Пер. с англ. - М., 2003.
4. Мальцева Т. В. Психологическое консультирование курсантов и слушателей высших образовательных учреждений МВД России в ситуациях внутриличностных конфликтов профессионального становления. Монография. - М.: Московский университет МВД России, изд-во УРАО, 2005.
«Портфолио» как метод организации курсантов
Увлечение новыми образовательными технологиями не дань моде, а стиль научно-практического мышления.
В. А. Сластенин
На современном этапе одной из центральных задач профессионального образования в вузах МВД России выступает задача формирования высокопрофессионального специалиста правоохранительной системы[1]. В данном контексте приоритетной становится проблема обновления модели и содержания образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями общества и государства.
Профессиональное образование характеризуется как процесс приобрете-
самостоятельной работы
Т. В. Мальцева
ния знаний, умений и навыков, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности, развития профессионально значимых качеств личности и формирования профессионального сознания будущего специалиста. В современной ситуации переосмысления ориентиров профессионального образования в системе МВД России делает психологическую науку особо значимой в плане совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Нельзя поспорить с тем фактом, что изучение любой науки в вузе подчинено цели научиться подходить к практическим профессиональным задачам с научных позиций, т.е. со знанием дела, изученного всесторонне. Применитель-
но к психологии это означает, что каждый обучающийся должен научиться мыслить психологически, уметь ориентироваться в психологии человека, применять свои психологические знания в профессиональной деятельности. Изучение психологии как дисциплины в вузах МВД России должно способствовать полноценной подготовке будущих специалистов, поэтому ее преподавание в большей степени должно быть практико ориентировано.
Основой повышения качества системы подготовки высокопрофессиональных специалистов может выступать применение педагогических средств, интегрирующих новые и традиционные технологии. Сегодня в практике высшей школы становится популярной идея «портфолио» или портфеля, папки курса (В.К. Загвоздкин, Т.Г. Новикова, Б.И. Хасан, П.А. Сергаманов и др.). «Порт-фолио» считается важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию. Педагогическая философия «портфолио» предполагает смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету [3]. Данный метод переносит педагогический акцент с оценки преподавателя теоретических знаний по предмету на самооценку обучающимся своих умений и навыков применения этих знаний. Основой этой технологии является портфолио-процесс - выстраиваемая совокупность процессов обучения и учения, а также форм взаимодействия преподавателя и студента [2]. Движущая сила этого процесса - саморефлексия учащегося.
Технически «портфолио» представляет собой папку (скоросшиватель), в
которую крепятся прозрачные файлы, или рабочую файловую папку. В папке содержится многообразная информация, которая иллюстрирует и документирует приобретенный теоретический и практический опыт обучающегося по курсу. Единицей сбора в «портфолио» являются: доклады, сообщения, самостоятельные исследования, подготовленные аудио- и видеоматериалы, творческие работы, компьютерные программы и т.д.
Формирование «портфолио курса» способствует реализации таких принципов высшего образования, как оптимальное сочетание фундаментального и прикладного знания, сознательности и творческой активности, наглядности.
Как новая педагогическая технология «портфолио» несет на себе следующие функции:
• диагностическую, связанную с выявлением объективно существующего уровня владения умениями и навыками, а также пробелов в подготовке и трудностей усвоения;
• мотивирующую, заключающуюся в формировании положительных мотивов учения и интереса к предмету;
• развивающую, связанную с развитием логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать, мыслительной деятельности в целом и культуры мышления; критического отношения к собственной учебной деятельности; развитие.
В вузах МВД России традиционно большое количество времени отводится на самостоятельную работу курсантов и слушателей, а это означает, что профессорско-преподавательскому составу необходимо уделять особое внимание данному виду учебной деятельности, ее
разумной и эффективной организации. Решение этой задачи возможно через технологию «портфолио».
В процессе организации самостоятельной деятельности обучающихся по формированию «портфолио курса» идет не только реализация образовательной функции процесса обучения, активизируется мыслительная деятельность курсантов; развивается интерес к предмету, вовлекается личность курсанта в учебный процесс и формируется ее эстетическая культура. Это также способствует самостоятельному нахождению обучающимся областей актуализации полученных психологических знаний в профессиональной деятельности.
Кроме того, реализуются такие педагогические цели, как повышение саморефлексивности и самоответственности по отношению к образованию; повышение уровня самостоятельности в организации процесса обучения (т.е. осуществили движение в сторону самообучения).
Собирая «портфолио», обучающимся необходимо рефлексивно трансформировать весь процесс обучения по курсу. Это связано с пониманием и осознанием учебных целей, возможностями использования получаемых знаний в практической деятельности. «Портфо-лио» также является способом «аутентичного» (то есть истинного, наиболее приближенного к реальному) индивидуализированного оценивания.
Для преподавателей «портфолио» не только является современной педагогической технологией, эффективной формой оценивания и организации самостоятельной работы обучающихся, но и помогает решать важные педагогические задачи:
• поддерживать высокую учебную мотивацию, активность и самостоятельность;
• расширять возможности обучения и самообучения;
• развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся;
• формировать творческие навыки обучающихся;
• формировать умения работать с книгой, первоисточником, библиотечным каталогом;
• формировать умение планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Во время работы по подготовке пор-тфолио курса преподаватель должен не только рецензировать представленную работу, организовывать проведение её защиты и выставлять по результатам оценку, но и консультировать курсантов по вопросам составления плана работы, использования библиографического материала и дополнительной литературы.
В качестве примера приведем план содержания «портфолио» по курсам «Психология» и «Этнопсихология в деятельности сотрудников ОВД», на который ориентируются курсанты при начале изучения курсов.
ПЛАН «портфолио» по курсу «Психология»
РЕЗЮМЕ - представление себя.
I. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ по теоретическим темам курса - этот раздел представляет собой собрание самостоятельных работ по основным темам курса («Предмет, задачи и структура курса «Психология»», «Проблема личности в психологии», «Психические познавательные процессы личности» и т. д.). Материал по каждой теме должен
быть систематизирован следующим образом:
1. Творческая работа по теме (текст доклада или сообщения, которые должны быть озвучены на семинаре, подготовленные аудио- или видеоматериалы, кроссворд, иллюстрации (литературные, художественные, исторические, документальные), самостоятельно подготовленные схемы или тесты, собранные иллюстрации, фотографии по определенной тематике, компьютерные программы и пр.)
2. «Это интересно» - этот подраздел может включать в себя проблемные вопросы, тезисы и высказывания, затрагивающие актуальные проблемы изучаемой темы.
3. «Цитаты» - в этом подразделе собираются высказывания великих людей об изучаемой науке по конкретной теме, понравившиеся высказывания, изречения, с которыми пока трудно согласиться, но которые могут помочь обосновать собственную точку зрения.
4. «Голоса» - в этот подраздел помещаются вырезки или ксерокопии статей из журналов, газет и книг по проблемам конкретной темы изучаемой учебной дисциплины.
II. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ по практическим темам курса. Материал по каждой теме должен быть систематизирован следующим образом:
1. Творческая работа по теме (выполненные на практическом занятии работы - профессионально-личный жизненный план, собственный психологический портрет и т.д.; подготовленные аудио- или видеоматериалы; иллюстрации (литературные, художественные, исторические, документальные), самостоятельные исследования, самостоятель-
но подготовленные схемы или тесты, собранные иллюстрации и фотографии по определенной тематике с анализом, компьютерные программы и пр.).
2. «Полезные советы» - в этом подразделе собираются полезные советы, которые могут пригодиться в профессиональном будущем.
3. «Вредные советы» - в этот подраздел (не обязательный), носящий юмористический характер, вкладываются вредные советы (придуманные или собранные).
III. БИБЛИОГРАФИЯ - в этом разделе собирается собственная библиография прочитанных изданий по изучаемой дисциплине с краткой аннотацией каждого издания.
IV. СПРАВОЧНИК - в этом разделе собираются необходимые, полезные телефоны, адреса, ссылки и даты.
V. САМООЦЕНКА «портфолио» самим студентом.
План «портфолио» по курсу
«Этнопсихология в деятельности сотрудников ОВД»
РЕЗЮМЕ - представление себя.
I. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА по описанию национально-психологических особенностей выбранного этноса. Материал по каждой теме должен быть систематизирован следующим образом:
1. Иллюстрация, на которой изображен представитель или представители выбранного этноса (художественные, исторические, документальные фотографии);
2. Описание антропологических параметров (особенностей строения тела);
3. Описание национального менталитета, характера и чувств.
4. Описание этнических особенностей общения и своеобразия мимики и жестов.
5. «Это интересно» - этот раздел может включать в себя проблемные вопросы, тезисы и высказывания, затрагивающие актуальные проблемы изучаемого этноса;
6. «Цитаты» - в этом подразделе собираются высказывания великих людей об изучаемой этносе.
7. «Голоса» - в этот подраздел помещаются вырезки или ксерокопии статей из журналов, газет и книг по проблемам конкретного этноса.
8. «Полезные советы» - этот раздел должен включать придуманные или собранные полезные советы, которые могут пригодиться при общении сотрудника правоохранительных органов при общении с представителями конкретного этноса.
II. БИБЛИОГРАФИЯ - в этом разделе собирается собственная библиография прочитанных изданий по изучаемой дисциплине с краткой аннотацией каждого издания.
III. СПРАВОЧНИК
IV. САМООЦЕНКА «портфолио» самим студентом.
В заключение необходимо сказать, что применение в учебном процессе данной педагогической технологии не есть самоцель. Организация данного процесса должна иметь смысл в контексте профессионального образования. Поэтому исходным пунктом работы преподавателя с «портфолио» должна быть постановка перед собой задачи организации учебного процесса, направленного на выработку умений и навыков практического применения обучающимися полученных психологических знаний в профессиональной сфере.
Литература
1. Жевлакович С. С. Образовательная политика МВД России: Проблемы и пути решения // Вестник Московского университета МВД России, №3, 2005. С. 7-8.
2. Загвоздкин В. К. Роль портфолио в учебном процессе. Некоторые психолого-педагогические аспекты // Психологическая наука и образование, №4, 2004. С. 5-10.
3. Новикова Т. Г. Папка индивидуальных учебных достижений «портфолио»: федеральные рекомендации и местный опыт // Гуманитарное образование в школе: теория и практика, 2005, №5.