Научная статья на тему '«Портфолио» как метод организации самостоятельной работы курсантов'

«Портфолио» как метод организации самостоятельной работы курсантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"PORTFOLIO" / FUNCTION OF "PORTFOLIO" / PLAN "PORTFOLIO" / "ПОРТФОЛИО" / ФУНКЦИИ "ПОРТФОЛИО" / ПЛАН "ПОРТФОЛИО"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мальцева Т. В.

Автор раскрывает понятие « Портфолио» как новую педагогическую технологию актуализации самостоятельной работы курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author discloses the concept of «portfolio» as a new teaching technology of self-study facilitation in cadets.

Текст научной работы на тему ««Портфолио» как метод организации самостоятельной работы курсантов»

Фокус-группы являются уникальным методом среди прочих других. С их помощью в образовательной системе возможно, например, получать информацию для создания анкет или разработки планов; качественно оценить организацию учебного процесса в образовательном заведении или профессионально-педагогическую подготовку; понять глубинные мотивы получения образования или причины затруднений в обучении; наметить пути совершенствования подходов в образовании, подготовки кадров, повышения квалификации и методик обучения.

Литература

1. Балинтовские группы и супервизия в подготовке специалистов, работающих с людьми: Учебное пособие. - СПб., 1998;

2. Белановский С. А. Метод фокус-групп. - М., 1996.

3. Крюгер Р., Кейси М. Э. Фокус-группы. Практическое руководство.: Пер. с англ. - М., 2003.

4. Мальцева Т. В. Психологическое консультирование курсантов и слушателей высших образовательных учреждений МВД России в ситуациях внутриличностных конфликтов профессионального становления. Монография. - М.: Московский университет МВД России, изд-во УРАО, 2005.

«Портфолио» как метод организации курсантов

Увлечение новыми образовательными технологиями не дань моде, а стиль научно-практического мышления.

В. А. Сластенин

На современном этапе одной из центральных задач профессионального образования в вузах МВД России выступает задача формирования высокопрофессионального специалиста правоохранительной системы[1]. В данном контексте приоритетной становится проблема обновления модели и содержания образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями общества и государства.

Профессиональное образование характеризуется как процесс приобрете-

самостоятельной работы

Т. В. Мальцева

ния знаний, умений и навыков, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности, развития профессионально значимых качеств личности и формирования профессионального сознания будущего специалиста. В современной ситуации переосмысления ориентиров профессионального образования в системе МВД России делает психологическую науку особо значимой в плане совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Нельзя поспорить с тем фактом, что изучение любой науки в вузе подчинено цели научиться подходить к практическим профессиональным задачам с научных позиций, т.е. со знанием дела, изученного всесторонне. Применитель-

но к психологии это означает, что каждый обучающийся должен научиться мыслить психологически, уметь ориентироваться в психологии человека, применять свои психологические знания в профессиональной деятельности. Изучение психологии как дисциплины в вузах МВД России должно способствовать полноценной подготовке будущих специалистов, поэтому ее преподавание в большей степени должно быть практико ориентировано.

Основой повышения качества системы подготовки высокопрофессиональных специалистов может выступать применение педагогических средств, интегрирующих новые и традиционные технологии. Сегодня в практике высшей школы становится популярной идея «портфолио» или портфеля, папки курса (В.К. Загвоздкин, Т.Г. Новикова, Б.И. Хасан, П.А. Сергаманов и др.). «Порт-фолио» считается важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию. Педагогическая философия «портфолио» предполагает смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету [3]. Данный метод переносит педагогический акцент с оценки преподавателя теоретических знаний по предмету на самооценку обучающимся своих умений и навыков применения этих знаний. Основой этой технологии является портфолио-процесс - выстраиваемая совокупность процессов обучения и учения, а также форм взаимодействия преподавателя и студента [2]. Движущая сила этого процесса - саморефлексия учащегося.

Технически «портфолио» представляет собой папку (скоросшиватель), в

которую крепятся прозрачные файлы, или рабочую файловую папку. В папке содержится многообразная информация, которая иллюстрирует и документирует приобретенный теоретический и практический опыт обучающегося по курсу. Единицей сбора в «портфолио» являются: доклады, сообщения, самостоятельные исследования, подготовленные аудио- и видеоматериалы, творческие работы, компьютерные программы и т.д.

Формирование «портфолио курса» способствует реализации таких принципов высшего образования, как оптимальное сочетание фундаментального и прикладного знания, сознательности и творческой активности, наглядности.

Как новая педагогическая технология «портфолио» несет на себе следующие функции:

• диагностическую, связанную с выявлением объективно существующего уровня владения умениями и навыками, а также пробелов в подготовке и трудностей усвоения;

• мотивирующую, заключающуюся в формировании положительных мотивов учения и интереса к предмету;

• развивающую, связанную с развитием логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать, мыслительной деятельности в целом и культуры мышления; критического отношения к собственной учебной деятельности; развитие.

В вузах МВД России традиционно большое количество времени отводится на самостоятельную работу курсантов и слушателей, а это означает, что профессорско-преподавательскому составу необходимо уделять особое внимание данному виду учебной деятельности, ее

разумной и эффективной организации. Решение этой задачи возможно через технологию «портфолио».

В процессе организации самостоятельной деятельности обучающихся по формированию «портфолио курса» идет не только реализация образовательной функции процесса обучения, активизируется мыслительная деятельность курсантов; развивается интерес к предмету, вовлекается личность курсанта в учебный процесс и формируется ее эстетическая культура. Это также способствует самостоятельному нахождению обучающимся областей актуализации полученных психологических знаний в профессиональной деятельности.

Кроме того, реализуются такие педагогические цели, как повышение саморефлексивности и самоответственности по отношению к образованию; повышение уровня самостоятельности в организации процесса обучения (т.е. осуществили движение в сторону самообучения).

Собирая «портфолио», обучающимся необходимо рефлексивно трансформировать весь процесс обучения по курсу. Это связано с пониманием и осознанием учебных целей, возможностями использования получаемых знаний в практической деятельности. «Портфо-лио» также является способом «аутентичного» (то есть истинного, наиболее приближенного к реальному) индивидуализированного оценивания.

Для преподавателей «портфолио» не только является современной педагогической технологией, эффективной формой оценивания и организации самостоятельной работы обучающихся, но и помогает решать важные педагогические задачи:

• поддерживать высокую учебную мотивацию, активность и самостоятельность;

• расширять возможности обучения и самообучения;

• развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся;

• формировать творческие навыки обучающихся;

• формировать умения работать с книгой, первоисточником, библиотечным каталогом;

• формировать умение планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Во время работы по подготовке пор-тфолио курса преподаватель должен не только рецензировать представленную работу, организовывать проведение её защиты и выставлять по результатам оценку, но и консультировать курсантов по вопросам составления плана работы, использования библиографического материала и дополнительной литературы.

В качестве примера приведем план содержания «портфолио» по курсам «Психология» и «Этнопсихология в деятельности сотрудников ОВД», на который ориентируются курсанты при начале изучения курсов.

ПЛАН «портфолио» по курсу «Психология»

РЕЗЮМЕ - представление себя.

I. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ по теоретическим темам курса - этот раздел представляет собой собрание самостоятельных работ по основным темам курса («Предмет, задачи и структура курса «Психология»», «Проблема личности в психологии», «Психические познавательные процессы личности» и т. д.). Материал по каждой теме должен

быть систематизирован следующим образом:

1. Творческая работа по теме (текст доклада или сообщения, которые должны быть озвучены на семинаре, подготовленные аудио- или видеоматериалы, кроссворд, иллюстрации (литературные, художественные, исторические, документальные), самостоятельно подготовленные схемы или тесты, собранные иллюстрации, фотографии по определенной тематике, компьютерные программы и пр.)

2. «Это интересно» - этот подраздел может включать в себя проблемные вопросы, тезисы и высказывания, затрагивающие актуальные проблемы изучаемой темы.

3. «Цитаты» - в этом подразделе собираются высказывания великих людей об изучаемой науке по конкретной теме, понравившиеся высказывания, изречения, с которыми пока трудно согласиться, но которые могут помочь обосновать собственную точку зрения.

4. «Голоса» - в этот подраздел помещаются вырезки или ксерокопии статей из журналов, газет и книг по проблемам конкретной темы изучаемой учебной дисциплины.

II. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ по практическим темам курса. Материал по каждой теме должен быть систематизирован следующим образом:

1. Творческая работа по теме (выполненные на практическом занятии работы - профессионально-личный жизненный план, собственный психологический портрет и т.д.; подготовленные аудио- или видеоматериалы; иллюстрации (литературные, художественные, исторические, документальные), самостоятельные исследования, самостоятель-

но подготовленные схемы или тесты, собранные иллюстрации и фотографии по определенной тематике с анализом, компьютерные программы и пр.).

2. «Полезные советы» - в этом подразделе собираются полезные советы, которые могут пригодиться в профессиональном будущем.

3. «Вредные советы» - в этот подраздел (не обязательный), носящий юмористический характер, вкладываются вредные советы (придуманные или собранные).

III. БИБЛИОГРАФИЯ - в этом разделе собирается собственная библиография прочитанных изданий по изучаемой дисциплине с краткой аннотацией каждого издания.

IV. СПРАВОЧНИК - в этом разделе собираются необходимые, полезные телефоны, адреса, ссылки и даты.

V. САМООЦЕНКА «портфолио» самим студентом.

План «портфолио» по курсу

«Этнопсихология в деятельности сотрудников ОВД»

РЕЗЮМЕ - представление себя.

I. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА по описанию национально-психологических особенностей выбранного этноса. Материал по каждой теме должен быть систематизирован следующим образом:

1. Иллюстрация, на которой изображен представитель или представители выбранного этноса (художественные, исторические, документальные фотографии);

2. Описание антропологических параметров (особенностей строения тела);

3. Описание национального менталитета, характера и чувств.

4. Описание этнических особенностей общения и своеобразия мимики и жестов.

5. «Это интересно» - этот раздел может включать в себя проблемные вопросы, тезисы и высказывания, затрагивающие актуальные проблемы изучаемого этноса;

6. «Цитаты» - в этом подразделе собираются высказывания великих людей об изучаемой этносе.

7. «Голоса» - в этот подраздел помещаются вырезки или ксерокопии статей из журналов, газет и книг по проблемам конкретного этноса.

8. «Полезные советы» - этот раздел должен включать придуманные или собранные полезные советы, которые могут пригодиться при общении сотрудника правоохранительных органов при общении с представителями конкретного этноса.

II. БИБЛИОГРАФИЯ - в этом разделе собирается собственная библиография прочитанных изданий по изучаемой дисциплине с краткой аннотацией каждого издания.

III. СПРАВОЧНИК

IV. САМООЦЕНКА «портфолио» самим студентом.

В заключение необходимо сказать, что применение в учебном процессе данной педагогической технологии не есть самоцель. Организация данного процесса должна иметь смысл в контексте профессионального образования. Поэтому исходным пунктом работы преподавателя с «портфолио» должна быть постановка перед собой задачи организации учебного процесса, направленного на выработку умений и навыков практического применения обучающимися полученных психологических знаний в профессиональной сфере.

Литература

1. Жевлакович С. С. Образовательная политика МВД России: Проблемы и пути решения // Вестник Московского университета МВД России, №3, 2005. С. 7-8.

2. Загвоздкин В. К. Роль портфолио в учебном процессе. Некоторые психолого-педагогические аспекты // Психологическая наука и образование, №4, 2004. С. 5-10.

3. Новикова Т. Г. Папка индивидуальных учебных достижений «портфолио»: федеральные рекомендации и местный опыт // Гуманитарное образование в школе: теория и практика, 2005, №5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.