С. Л. Дмитриева
МЕТОД ЭВОЛЮЦИОННОГО РЯДА В ИССЛЕДОВАНИИ РАЗВИТИЯ ФОРМЫ ОКТАГОНА В ОСНОВАНИИ ПЛАНОВ ЦЕРКВЕЙ ИТАЛИИ ЭПОХИ РЕНЕССАНСА
Автор предлагает использование принципиально нового метода в исследовании стилистики зодчества на примере архитектуры Италии эпохи Ренессанса. Апробация этого метода дается в статье на анализе планов церквей, имеющих в основании форму октагона.
Ключевые слова: новый метод исследования, стилистика зодчества итальянского Ренессанса.
The author the article offers the use offundamentally new method of researching the stylistics Italian Renaissance architecture. The proof of this method is given in the article about analysis of the church plans, based on form of octagon.
Key words: new method of researching, the stylistics Italian Renaissance architecture.
Понятие эволюционный ряд в таких областях знания, как биология, социология, геология и др. уже давно разработано и введено в практику научного обихода. В исследовании различных областей художественной культуры (в частности, в изучении архитектуры) этот термин ранее не применялся и поэтому требует разъяснения.
Эволюционный ряд в архитектуре - это развивающаяся во времени последовательность отдельных приемов организации архитектурной формы, наглядно иллюстрирующая диалектику непрерывных изменений, которые неизбежно приводят к преобразованию целого. Специфичность метода исследования с помощью выстраивания эволюционных рядов состоит в том, что этот ряд как один из способов классификации определенных признаков является продуктом деятельности сознания исследователя-наблю-дателя; т. е. эволюционный ряд в любой области знания (в данном случае применительно к исследованию архитектуры) - явление субъективное, хоть и состоящее из примеров объективной реальности, и поэтому исследователю принадлежит свобода выбора типологических форм, которые будут являться основой выстраивания эволюционных цепочек. Также от выбора исследователя полностью зависит то, какие компоненты (звенья) ряда будут в нем присутствовать. Это могут быть планы сооружений, взятые целиком, или планы отдельных капелл, если речь идет о культовом сооружении. Элементами эволюционного ряда становятся развивающиеся во времени приемы организации внутреннего пространства здания или способы решения композиции фасада, модули общего пропорционального строя или принципы решения купольных структур. Но обязательным условием является то, чтобы эти элементы обладали определенной общностью, позволяющей объединить их в отдельные группы-цепочки. Метод вы-
страивания эволюционного ряда, демонстрирующего примеры поэтапного развития композиционных приемов в зодчестве, позволяет нагляднее и глубже проследить эволюцию закономерностей стиля архитектуры в целом.
Популярность центрических композиций в церковной архитектуре итальянского Ренессанса пробуждает интерес и к форме правильного восьмигранника в основании плана. Зодчие, обратившиеся к такому плану культовой постройки, разрабатывали форму октагона путем добавления к его граням различных форм и объемов как изнутри, так и снаружи.
Первым обращением в период кватроченто к форме восьмигранника, легшего в основу плана культовой постройки, был проект сакристии церкви Сан Сатиро в Милане (с 1478 г.). Автором новой для Ренессанса пространственной концепции, которая довольно быстро распространилась в основном в северной части Италии, но затем использовалась преимущественно в небольших церквях или храмовых капеллах, стал Донато Браманте. В этой работе новаторство планировочного решения, предусматривающего наличие четырех диагонально поставленных снаружи октагона полукруглых капелл, можно ощутить лишь изнутри, так как этот восьмигранник помещен в тесный квадрат. Надо сказать, что подобных решений, в которых октагон скрыт другими объемами, а не существует как самостоятельная открытая фигура, в период итальянского Ренессанса большинство. Чтобы убедиться в этом, необходимо в хронологической последовательности проанализировать историю жизни этой формы в Италии в эпоху Ренессанса, т. е. выстроить эволюционный ряд.
Вдохновленный идеей Браманте, архитектор Джованни Джакомо Баттаджо задумывает план
98
церкви Санта Мария делла Пассион в Милане (с 1482 г.) на основе восьмигранника (в дальнейшем церковь получит значительные изменения, в результате чего центрическая постройка превратится в базиликальную [2, с. 98]). Руководствуясь чисто функциональными требованиями окружить главный объем капеллами, Баттаджо прибегает к очень сильной пластике в рисунке и размерах этих капелл. Три квадратных с небольшими апсидиолами и четыре полуциркульных капеллы так «дерзко» выступают в окружающее пространство, что снаружи форма внутреннего октагона не ощущается вообще. Это окружение основной формы дополнительными объемами очень характерно для ломбардского зодчества, тяготевшего к усложненности в распределении масс и повышенному декоративизму в деталях.
Джулиано да Сангалло, проектируя сакристию церкви Санто Спирито во Флоренции (с 1488 г.), прибегает к решению, полностью повторяющему план Браманте в сакристии церкви Сан Сатиро.
Церковь Сантиссима Инкороната в Лоди (с 1488 г.), которую изначально проектировал Джованни Джакомо Баттаджо, задумывалась как окта-гональный объем, пять граней которого должны быть открытыми снаружи. Но архитекторы, которые здесь работали после Баттаджо (Дольчебуоно, Палацци, Амадео), интуитивно или сознательно придя к такому решению, постепенно застроили этот восьмигранник дополнительными капеллами так, что он остался видимым снаружи только лишь в верхней части. В результате длительной и сложной истории строительства церкви форма октагона осталась заметной лишь изнутри. И все же этот план интересен одним показательным с точки зрения разработки внутреннего пространства моментом -все восемь граней центрального помещения соединены с трапециевидными в плане нишами. Это, пожалуй, первый случай использования столь не характерной для Ренессанса формы, что говорит о понимании зодчими необходимости, обращаясь к такому архаичному объему, как октагон, перенести все свое внимание на его пластическое обогащение изнутри.
Следующим звеном эволюционного ряда этой типологии формы является план церкви Санта Мария делла Умильта в Пистойе (с 1494 г.). Обращение первого архитектора церкви Вентуры Витони к идее восьмигранного объема в основании - это второй случай появления такой формы в Тоскане после сакристии Джулиано да Сангалло во флорентийской базилике Санто Спирито. Здесь центральное пространство соединено с шестью приставленными
к граням октагона и довольно сильно выступающими вовне прямоугольными нишами. Обращает на себя внимание линия стен, ломающихся под разными углами в дробном ритме, особенно внутри октагона, в чем видится ясно намеченная Витони цель разработать центральное пространство изнутри.
Гораздо более органичное по пропорциям главных объемов решение плана представлено в работе Джованни Антонио Амадео по проектированию церкви Санта Мария ди Канепанова в Павии (с 1500 г.). Интересна находка с присоединением через прямоугольное промежуточное звено к одной из граней октагона круглого алтаря. Но большего внимания заслуживает конфигурация ниш, идущих из центрального пространства, - то треугольных, то прямоугольных, но сильно выступающих и с очень изрезанной линией стен изнутри. Этот план (появившийся в пору расцвета Ренессанса) с почти полностью закрытым октагоном снаружи и по пропорциям общего решения, и по уровню разработки внутреннего пространства необходимо расценивать как наивысшее достижение в развитии формы такой типологии в рассматриваемый период.
План церкви Санта Мария ди Лорето (1507 г.) -лучшего произведения архитектора Антонио да Сан-галло Младшего - свидетельство проявления в римском зодчестве периода Ренессанса интереса к форме октагона, в средневековой истории которого восьмигранник, традиционный для севера Италии, не был популярен. Весьма показательно, что этот план с четырьмя полуциркульными приставленными к центральному октагону капеллами демонстрирует возврат к схеме, впервые примененной Браманте в сакристии церкви Сан Сатиро, в которой и главный объем, и капеллы были заключены в квадрат. Но если в проекте Браманте это могло быть объяснено необходимостью вписать новую капеллу в старую постройку, то Антонио да Сангалло Младший, не будучи скован подобными условиями, выбрал все-таки квадратное основание своего здания.
Спроектированная в 1512 г. часовня Тривуль-цио в миланской церкви Сан Назаро - еще более наглядное подтверждение тенденции угасания интереса к схеме плана с использованием восьмигранника. Зодчий Бартоломео Суарди решает полностью следовать приему Браманте, не внося в свой план ничего нового.
В 1513 г. Рафаэль создал погребальную капеллу Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо, которая «стала воистину архитектурной жемчужиной Возрождения» [1, с. 404]. В плане капеллы Рафаэль
99
исходит из идеи неправильного восьмигранника, но настолько увеличивает по ширине четыре его стороны, что эта фигура превращается почти в квадрат со срезанными углами, а крошечные полукруглые ниши становятся едва заметными. Подобное решение плана надо рассматривать как отход от формы восьмигранника.
План церкви Санта Мария на Площади в Варезе (с 1517 г.) по замыслу архитектора Томмазо Родари решен вообще без каких-либо усложнений октагона, вписанного в квадрат, и демонстрирует почти полный отказ от разработки внутреннего пространства церкви дополнительными объемами. За исключением прямоугольного алтаря, примыкающего к восьмиграннику, ничто не нарушает подчеркнутой простоты и лаконизма общего решения.
С окончанием Высокого Ренессанса архитекторы перестают интересоваться формой восьмигранника как основой плана культовой постройки. Представляется весьма любопытным, что после постановлений Тридентского собора, определившего в качестве правильной продольную структуру церкви, такие традиционные для центрических храмов формы, как круг, квадрат, греческий равносторонний крест все же развивались, а октагон полностью исчез из арсенала художественных средств зодчих эпохи итальянского Возрождения.
Наиболее вероятная причина столь краткой «продолжительности жизни» этой формы и стремления зодчих закрыть восьмигранник различными объемами снаружи, думается, в следующем. Форма октагона, которая, как пишет М. Фурнари [3, р. 58], была взята итальянскими архитекторами из раннехристианского зодчества, на самом деле применялась в Италии относительно XV в. не так уж давно. Это традиционная форма баптистериев романского периода, сохранившихся во многих городах Италии. Самый замечательный образец этого типа - знаменитый баптистерий Сан Джованни во Флоренции (XIII в.) - сооружение, известное всем архитекторам Италии той поры. Таким образом, появившись впервые в эпоху Ренессанса в плане сакристии Сан Сатиро Д. Браманте, эта форма плана уже имела в своей генетике элемент консерватизма, и раскрытие восьмигранного объема со всех сторон было бы для зодчества кватроченто как раз таки не новаторским приемом, а неким архаизмом. Именно поэтому архитекторы, обратившиеся к форме октагона, стремились скрыть наружные очертания, а основные усилия направили на его разработку изнутри. Постоянная необходимость закрывать столь «неперспективную» форму снаружи и легла в основу быстрой потери интереса к ней итальянских зодчих эпохи Ренессанса.
1. Борси, С. Римская архитектура XVI века / С. Борси // Рим. Искусство сквозь века / под ред. М. Буссальи. - М., 2003.
2. Маги, Д. Весь Милан / Д. Маги. - Флоренция, 2002.
3. Fumari, M. Formal Design in Renaissance Architecture from Brunelleschi to Palladio / M. Fumari. - New York, 1995.
100