Список литературы /References
1. Костиков В.Ю. Технологии использования новых медиа в продвижении спортивных брендов // МЕДИААЛЬМАНАХ, 2017. № 1. С. 47-56.
2. Денисов В. Интернет-статистика 2017 года: мобильный трафик, электронная коммерция, социальные сети, реклама и поисковые системы // Sdvv.ru: интернет-агентство, 2017. 12 ноября. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sdvv.ru/articles/elektronnaya-kommertsiya/internet-statistika-2017godamobilnyy-trafik-elektronnaya-kommertsiya-sotsialnye-seti-reklama-i-poi/ (дата обращения: 01.02.2018).
3. Фролова Е. Самые популярные социальные сети в России // Pro-smm.com: информационно-аналитический портал, 2016. 1 июля. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pro-smm.com/populyarnye-socialnye-seti-v-rossii-2016/ (дата обращения: 15.01.2018).
4. Sports // Olympic.org: официальный сайт Международного олимпийского комитета, 2018. 1 февраля. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.olympic.org/ (дата обращения: 22.01.2018).
5. Поиск ВКонтакте. Сообщества по запросу «Сборная России» // VK.com: социальная сеть, 2018. 04 февраля. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vk.com/search?c%5Bper_page%5D=40&c%5Bq%5D=%D1%81%D0%B 1%D0 %BE%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%8 1%D0%B8%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE&c%5Bsection%5D=communities/ (дата обращения: 04.02.2018).
МЕТОД ЭКСПЕРТНОГО ОПРОСА НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА РОССИИ Симченко А.П. Email: Simchenko638@scientifictext.ru
Симченко Алиса Павловна - студент магистратуры, кафедра социологии, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, г. Омск
Аннотация: метод экспертного опроса является одним из самых распространенных среди качественных методов социологии. Эксперты являются источником уникальной информации. Однако у него есть свои недостатки и ограничения. В статье проиллюстрирован алгоритм основных этапов данного метода на примере изучения проблем фармацевтического рынка Российской Федерации: сформулированы основные особенности рынка, целесообразность использования данного метода, критерии отбора экспертов, экспертные функции и способ фиксации оценок.
Ключевые слова: эксперты, метод, экспертный метод, фармацевтический рынок.
METHOD OF EXPERT POLLING ON THE EXAMPLE OF STUDYING THE PROBLEMS OF PHARMACEUTICAL MARKET IN RUSSIA Simchenko A.P.
Simchenko Alisa Pavlovna - Student of Magistracy, DEPARTMENT OF SOCIOLOGY, OMSK STATE UNIVERSITY NAMED AFTER F.M. DOSTOEVSKY, OMSK
Abstract: the method of expert survey is one of the most common among the qualitative methods of sociology. Experts are a source of unique information. However, it has its drawbacks and limitations.
The article illustrates the algorithm of the main stages of this method on the example of studying the problems of the pharmaceutical market in the Russian Federation: the main features of the market, the desirability of using this method, the criteria for selecting experts, expert functions, and the method for fixing estimates are formulated. Keywords: experts, method, expert method, pharmaceutical market.
УДК 316.014
Одной из приоритетных задач социально-экономической сферы и сферы здравоохранения нашего государства является развитие фармацевтической промышленности, поскольку лекарственные средства оказывают непосредственное влияние на здоровье населения.
Однако доля российских лекарств на данном рынке на 2013 г. составляла менее 40% в натуральном выражении и 22% в стоимостном. В связи с этим была разработана Государственная программа Российской Федерации по «Развитию фармацевтической и медицинской промышленности на 2013-2020 годы». Основное положение программы базируется на необходимости выпуска отечественных инновационных лекарственных средств (особое внимание уделяется препаратам из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарств). При этом акцент делается на локализации производства лекарственных препаратов в пределах территории России и сокращении импорта зарубежных товаров.
В настоящее время в связи с введением санкций и ответной реакции нашего государства, выраженной политикой импортозамещения, доли зарубежных лекарств на рынке значительно сократилась. Однако ассортимент российских лекарств в настоящее время остается на уровне 2012-2013 гг. Возникает вопрос относительно реализации данной программы: какими темпами она идет и насколько успешна возможность ее выполнения? Возможно существует необходимость корректировки в ходе ее реализации?
Для изучения выявленной проблемной ситуации целесообразным будет применить метод экспертного опроса [1, с. 497-500], поскольку рынок фармакологии представляет собой очень закрытое сообщество, все черты и аспекты которого может оценить лишь человек, хорошо знакомый с ним изнутри. На основании своих знаний эксперт поможет открыть и оценить новые черты объекта исследования, которые ранее не принимались во внимание, и прогнозировать темпы реализации программы, ее аспекты и те социальные изменения, которые она за собой повлечет, с позиции субъекта, обладающего опытом в данной сфере.
В ходе исследования эксперты необходимы для получения достоверной, надежной и репрезентативной информации о рынке фармакологии: его характеристика, выявление основных субъектов, правила взаимодействия. Спрогнозировать дальнейшие тенденции в реализации программы на основании уже имеющихся данных для корректировки
При использовании данного метода может возникнуть ряд трудностей и ограничений.
1. Информация, предоставленная экспертами, может носить субъективный характер. Поэтому, по возможности, необходимо проверить полученные данные другими методами. Например, данные о произведенной продукции, распределение товара выраженные статистически.
2. Эксперты могут не проявить интерес к опросу из-за нежелания посвящать в закрытый «мир» фармакологии либо быть заинтересованными в результатах исследования и потому предоставлять не достоверную информацию, намеренно ее искажать.
3. Могут возникнуть трудности в обработке данных из-за обилия профессиональной лексики, употребляемой экспертами.
Метод и критерии оценки и отбора экспертов.
В данном исследовании наиболее приемлемым методом отбора является объективный документальный, поскольку он дает представление об эксперте как специалисте в своей области без проведения дополнительной аттестации.
Эксперты представлены теоретиками, занимающимися изучением данной проблемы в рамках социально-экономического и законодательного подхода и практиками, связанными с непосредственным производством фармпродукции.
Теоретики - это экономисты и представители здравоохранения, отлеживающие состояние отрасли в государственном масштабе.
Практики - представители химии и фармакологии, занятые на производстве и представители фармкомпаний.
1. Компетентность эксперта. Данный критерий будет измеряться суммарно простыми и дополнительными показателями: наличие ученой степени в области химии и фармакологии, стаж работы в данной сфере более 15 лет. Наличие опубликованных научных работ и положительная оценка профессиональным сообществом.
2. Эксперт должен обладать современными знаниями относительно настоящего реального положения дел в отрасли.
3. Моральные качества экспертов. Данный критерий трудно оценить, однако можно проследить репутацию эксперта (при наличии публикаций и информации о нем).
Численность экспертов составляет от 10 до 20 человек (исходя из выбранного метода фиксации оценок и людей, занятых в отрасли).
Соответственно при выбранном методе авторы сохраняют анонимность. Поэтому наиболее предпочтительным методом оценки компетентности является метод на основе самооценки. Это исчисление индекса компетентности по ранговой шкале. Здесь следует отметить, что в данном случае существует тенденция, согласно которой действительно компетентный эксперт не будет оценивать себя по максимуму.
Для осуществления данного исследования наиболее целесообразно будет применить метод Делфи, поскольку:
1. Нет возможности собрать всех экспертов вместе. Данный метод решает эту проблему.
2. Мнение более авторитетного эксперта не будет влиять на мнения других экспертов.
3. Анонимность дает возможность высказать реальное мнение эксперта.
Для проведения процедуры создается две группы: организационная, которая занимается подбором экспертов, их информированием, разработкой опросника, его редактированием и обработкой и анализом полученных данных, и экспертная, которые непосредственно оценивают изучаемую ситуацию.
Поскольку в качестве способа фиксации был выбран метод Делфи, то для обобщения результатов будет использована шкала X. Линстона и М. Туроффа, основанная на 4 критериях оценки изучаемого явления:
1. Эффективность программы.
2. Возможность осуществить все пункты, прописанные в программе.
3. Степень отношения к программе и проблеме рынка фармакологи.
4. Степень доверия к выбранному курсу, реализуемому программой.
Варианты оценки будут лежать в пределах шкалы (крайне положительной (высокой оценки) критерия - высокой - низкой - крайне низкой).
Список литературы /References
1. Добренькое В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования:
учебник. М.: ИНФРА-М, 2006. Гл. 4. С. 497-500.