УДК 316.4 Борисова Ульяна Семеновна
доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры социологии и управления персоналом Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова [email protected]
ОБ ОПЫТЕ
ПРОГНОЗНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА: МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ
Borisova Ulyana Semenovna
D.Phil. in Social Science, Assistant Professor of the Social Science and HR Management Department, North-Eastern Federal University [email protected]
CONCERNING PROGNOSTIC RESEARCH OF THE REPUBLIC OF SAKHA DEVELOPMENT: EXPERTS’ OPINION
Аннотация:
Данная статья посвящена анализу результатов экспертного прогнозирования по методу Делфи-опроса, позволившего за счет привлечения широкого круга квалифицированных экспертов оценить общие перспективы развития коренных народов Республики Саха (Якутия) до 2050 г., определить образ желаемого будущего.
Ключевые слова:
метод Делфи, экспертный опрос, форсайт-исследование, коренные народы Республики Саха (Якутия).
Summary:
The article deals with results of the expert forecasting with application of the Delphi-survey, which made it possible to assess general prospects of the indigenous people development in the Republic of Sakha (Yakutia) until 2050 and define an image of desirable future by the wide range of highly-qualified experts.
Keywords:
Delphi method, expert poll, foresight-research, indigenous people of the Republic of Sakha (Yakutia).
Происходящие в Республике Саха (Якутия) социально-экономические и социальнокультурные изменения, процессы модернизационного и цивилизационного характера создают условия, в которых происходит «размывание» хозяйственно-экономической действительности коренных народов на фоне масштабного освоения природных ресурсов северных территорий крупными корпорациями; усиление социально-экологических проблем, связанных с сокращением сферы традиционных видов деятельности и невозможностью полноценной интеграции в формирующуюся индустриальную и постиндустриальную действительность; ослабление этнической идентичности молодежью, ее «отрыв» от национальной культуры под давлением массовой культуры и ценностей «общества потребления»; «разрушение генофонда» в результате миграций, падения рождаемости по мере усиления процессов урбанизации.
В России нет регионов с моноэтническим составом населения. Якутия является местом, где встретились и вступили в непосредственный контакт тюркская (народ саха), славянская (русские) и палеоазиатская культуры (юкагиры, чукчи, эвены, эвенки и тюркоязычные долганы).
В современных российских нормативно-правовых актах и научном дискурсе используется понятие «коренные малочисленные народы», к которым относятся «народы, проживающие на территории традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями» [1].
Коренные малочисленные народы Севера (далее КМНС) - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие самобытный уклад жизни. Главной особенностью коренных народов является их традиционное хозяйствование (оленеводство, охота, рыболовство, собирательство), их абсолютная зависимость от состояния окружающей среды и неразрывная духовная связь с землей. В Российской Федерации в циркумполярной зоне проживает несколько десятков коренных народов (численность составляет менее 50 тыс. человек, 45 народов).
Якутский этнос - (якуты, самоназвание - саха; якут. сахалар; ед. саха) - тюркский народ, коренное население Республики Саха (Якутия). Якутский этнос называют «конными людьми», поскольку основным традиционным занятием является оседлое скотоводство (коневодство), а также рыболовство и охота. Якутский этнос имеет южное, степное происхождение. Как целостный этнос саха сформировался на территории Якутии в тесном контакте с местными коренными народами.
Итоги Всероссийской переписи 2010 г. демонстрируют, что Республика Саха (Якутия) не сохранила статус региона с миллионным населением. Общая численность населения Рес-
публики Саха (Якутия) составила 958,3 тыс. человек. Удельный вес городского населения -614,4 тыс. человек, сельского - 343,9 тыс. человек. Одной из особенностей Республики Саха (Якутия) является исторически сложившийся большой удельный вес сельского населения в общем числе жителей (37 % при среднем в других северных регионах России - 8 %).
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, начиная с 2011 г., совместно с Центром стратегических исследований и разработок Сибирского федерального университета проводит форсайт-исследование, общей целью которого является построение прогноза, сценариев развития Республики Саха (Якутия) в перспективе до 2050 г. форсайт-исследование (от анг. foresight - «предвидение») - это технология предвидения социального будущего развития системы, сопровождающаяся мерами по обеспечению движения общества по выбранной траектории на базе общественного консенсуса.
В рамках форсайт-исследования нами проведен в октябре-ноябре 2012 г. Делфи-опрос -метод экспертного прогнозирования с целью определить образ желаемого будущего развития коренных народов Республики Саха (Якутия) до 2050 г. Метод Делфи (Delphi Survey Method), разработанный в 1950—1960 гг. в США, является методом экспертного оценивания, где главным источником информации являются эксперты - люди, обладающие необходимыми для исследователя профессиональными и теоретическими знаниями либо жизненным опытом, которые позволяют им давать авторитетные заключения. Суть этого метода в том, чтобы с помощью серии последовательных действий - опросов, интервью, мозговых штурмов - добиться максимального консенсуса при определении правильного решения. Базовым принципом метода является то, что некоторое количество независимых экспертов (часто несвязанных и не знающих друг о друге) лучше оценивает и предсказывает результат, чем структурированная группа (коллектив) личностей.
В статье представляем только малую часть результатов обработки данных Делфи-опроса экспертов. Результаты опроса представлены в виде индексов (индексов вероятности, влияния, желательности и т.п. различных тенденций, ситуаций, вариантов будущего, стратегий). Методика расчета индексов на основе балльных оценок экспертов и дисперсии оценок. Положительные значения индексов (больше нулевого) показывают, что эксперты дали достаточно консолидированную высокую оценку (вероятности, влияния и т.д.). Отрицательные значения индексов (меньше нулевого) показывают, что эксперты дали достаточно консолидированную низкую оценку (вероятности, влияния и т.д.). Положительные и отрицательные значения индексов, мало отличающиеся от нулевого, при невысокой дисперсии оценок означают, что эксперты оценили вариант будущего как средний (по вероятности, влиянию, желательности и т.п.); при высокой дисперсии оценок означают, что в экспертном сообществе не сформировалось какое-то определенное мнение о данном варианте будущего.
Результаты опроса показывают, каким образом эксперты представляют себе обобщенный образ будущего Республики. Экспертная оценка проводилась по 5-балльной шкале: 5 баллов -очень высокая; 4 балла - высокая; 3 балла - средняя; 2 балла - низкая; 1 балл - очень низкая.
При отборе экспертов мы применили следующие подходы: «личные контакты», «привлечение стейкхолдеров» и метод ко-номинации. Первоначально составили объемный список кандидатов в члены групп. Затем этот список сократили до короткого списка основных номинантов и резерва. По электронной почте или в бумажном варианте многим группам номинантов рассылали запрос указать имена определенного числа человек, которые имеют знания, релевантные для тематики данного Делфи-опроса. Это позволило избежать открытых столкновений между носителями противоположенных позиций, так как исключает непосредственный контакт экспертов между собой и, следовательно, групповое влияние, возникающее при совместной работе и состоящее в приспособлении к мнению большинства, дает возможность проводить опрос экстерриториально, не собирая экспертов в одном месте (например, посредством электронной почтой).
Основной инструментарий экспертных опросов - анкета или бланк-интервью, разработанные по специальной схеме. Здесь эксперт в полном смысле этого слова выступает активным участником научного исследования. Наши эксперты отвечали на 129 пунктов вопросника.
Характеристики экспертов.
В Делфи-опросе приняли участие 155 продвинутых эксперта из 33 улусов республики и города Якутска, представляющих различные сферы деятельности: управление, промышленность, бизнес, культура, образование, академические круги, исследовательские институты и другие.
В результате отбора для анализа сформирована выборка из ответов 125 экспертов, давших достаточно дифференцированные оценки разных вариантов будущего. Наша экспертная группа является достаточно многочисленной, чтобы позволяет сделать обоснованные выводы.
Основной критерий при отборе экспертов - их компетентность в исследуемой сфере деятельности. Наш вопросник включал самооценку своего экспертного потенциала по теме опроса:
здесь лидируют эксперты с уровнем экспертного потенциала «очень высокий» - 53,6 % (занимаюсь исследованиями и разработками в области экономики, демографии, образования, культуры, проблем сохранения культуры и языка коренных народов Республики Саха (Якутия) и других территорий) и «высокий» - 41,9 % (работаю в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, государственного или муниципального управления, бизнеса; участвую в научных, образовательных, инновационных, предпринимательских проектах; интересуюсь проблемами будущего народов Республики Саха (Якутия)) - в общем 95,5 % экспертов. Это нам представляется крайне важным.
Распределение экспертов данной выборки по сферам деятельности: преобладают представители науки и образования (40 %), государственного и муниципального управления (39 %). Эксперты, занятые в промышленности и бизнесе, составили 21 % от выборки.
Среди экспертов 20 % - обладатели ученой степени доктора наук, 16 % - кандидаты наук, 64 % - без ученой степени.
Нужно особо отметить, что в этой группе приняли участие 20 народных депутатов Государственного собрания Ил Тумэн, академики Академии наук Республики Саха (Якутия), руководители крупных предприятий, видные ученые и исследователи. Среди экспертов больше половины (60,0 %) занимают руководящие должности.
Респонденты указывали в опросном листе свою национальность по самоопределению. В составе выборки «продвинутых» экспертов 91 % - саха по национальности, 12 % - русские, 9 % указали другую национальность.
Большинство экспертов - уроженцы Республики Саха (Якутия) - 92 %. 7 % родились в других регионах России, 2 % указали другое место рождения.
В составе выборки представлены возрастные группы: до 29 лет, 30-39 лет, 40-49 лет, 50-59 лет, более 60 лет. В составе выборки преобладали эксперты в возрасте 50-59 лет (35 %); большинство экспертов старше 40 лет (75 %), более молодые (моложе 40 лет) составили 25 % выборки.
Большинство экспертов данной группы - мужчины (60 %), женщин среди экспертов 40 %.
Основные итоги:
Будущее коренных народов Республики Саха (Якутия) можно представить как обобщенную картину их экономической, социальной и культурной жизни. При этом важно оценить перспективность и реализуемость возможных вариантов будущего.
Перспективность и реализуемость - два независимых параметра: перспективный образ будущего может быть как высоко реализуемым, так и мало реализуемым (в силу отсутствия благоприятных условий, активных субъектов и необходимых ресурсов). При этом малоперспективные варианты будущего могут иметь высокую возможность реализации. Поэтому активное участие молодых экспертов является одной из сильных сторон нашей выборочной совокупности.
Из большого массива результатов мы выделили 2 основные тенденции, которые будут преобладать в определенные временные периоды будущего Республики Саха (Якутия).
1. В настоящее время в Республике Саха (Якутия) сохраняется многоукладная экономика с различными социальными и культурными формами, характерными для традиционного, индустриального и постиндустриального (сервисного и когнитивного) социально-экономических укладов. Мы поставили задачу выяснить включенность представителей коренных народов в различные социально-экономические уклады в ближайшем и отдаленном будущем. Экспертам было предложено оценить, какие доли (в процентах) саха и представителей коренных малочисленных народов в Республике Саха (Якутия) будут включены в традиционный, индустриальный, и постиндустриальный (сервисный и когнитивный) уклады в разные периоды времени: к 2020 г., к 2030 г. и к 2050 г.
В опросном листе предлагались следующие характеристики социально-экономических укладов:
- Традиционный уклад - аграрный, доиндустриальный, основан на сельском хозяйстве и традиционных промыслах; связан с жизнью (в основном) в наслегах, улусах.
- Индустриальный уклад - связан с промышленным производством в шахтах, на фабриках и заводах; с жизнью (в основном) в индустриальных городах и поселках.
- Сервисный уклад - связан с деятельностью в сфере услуг, мелким и средним бизнесом в городах и поселках; с жизнью в поселках и городах.
- Когнитивный уклад - связан с деятельностью в науке, сфере образования, обращения информации, управлением, креативными индустриями; с жизнью (в основном) в городах - центрах культуры и управления.
Эксперты считают, что доли представителей саха и КМНС, включенные в различные уклады, со временем будут изменяться, однако какой-либо интенсивной динамики не ожидается.
Эксперты ожидают, что доли саха и КМНС, включенных традиционный уклад (от 13 % 2012 г. до 12 % в 2050 г.) и в сервисный уклад (от 41 % до 38 %), будут несколько сокращаться.
Доли включенных представителей коренного населения в индустриальный (от 20 % в 2012 г. до 23 % к 2050 г.) и в когнитивный (от 26 % до 27 %) уклады незначительно возрастут. Полученный результат может означать, что эксперты не видят причин для существенных изменений включенности саха и КМНС в уклады даже в долгосрочном будущем; возможно также, что постановка вопроса о включенности в уклады является новой для экспертов, им трудно было дать даже оценочный прогноз.
2. Экспертам было предложено оценить перспективность и реализуемость обобщенных вариантов будущего Республики Саха (Якутия) в горизонте времени до 2050 г. Каждый образ будущего был представлен в виде «заголовка» и краткого текста, содержащего констатации (что будет происходить) и долженствования (что должно быть сделано для достижения такого будущего).
Рассматривались четыре варианта будущего:
1. Якутия - заповедная земля. Гармоничная, самоценная жизнь коренных народов на основе традиционного хозяйства с использованием современных технических средств (транспорта, связи, производства и быта).
Представители коренных народов (саха и КМНС) должны восстановить и сохранять традиционное хозяйство и уклад жизни в целом (формы быта, культурной деятельности и т.д.), минимизировать влияние других культур. Численность сельского населения Республики должна возрастать.
Индустриальные, сервисные, когнитивные секторы должны развиваться как сферы занятости для представителей других, некоренных народов. Развертывание индустрии на территории Республики должно быть локализовано территориально посредством нормативов и запретов, ограничивающих деятельность добывающих компаний, их влияние на окружающие территории; необходимо ограничить трудовую миграцию в районы проживания и деятельности коренных народов. Развитие индустрии допускается лишь в той мере, в какой она необходима как источник поступлений в бюджет Республики.
Должен быть обеспечен (за счет налогообложения, структуры бюджета Республики и др.) поток рентных платежей из индустриального, сервисного, когнитивного секторов для финансирования социальной поддержки коренных народов.
2. Якутия индустриальная. Развитие коренных народов на пути освоения индустриального уклада.
Представители коренных народов (якуты и КМНС) должны освоить жизнь и деятельность в индустриальном укладе (где создается основная масса стоимости) - работать на фабриках и заводах, жить в городах и поселках городского типа.
Необходимо готовить инженеров, квалифицированных рабочих, специалистов (экономистов, менеджеров и др.) для индустриального сектора из представителей коренных народов. Необходимо обязать компании выделять квоты рабочих мест для представителей коренных народов (на всех уровнях, от рабочих до руководителей среднего звена и топ-менеджеров).
Необходимо проводить активную инвестиционную политику - привлечение российских и зарубежных инвесторов для развития инфраструктуры и индустрии; разработать систему правовых норм, обеспечивающих индустриальное развитие в соответствии с экологическими требованиями и задачами сохранения территорий проживания и хозяйства коренных народов.
3. Якутия постиндустриальная - 1. Развитие коренных народов на пути освоения сервисного уклада.
Представители коренных народов (якуты и КМНС) должны освоить жизнь и деятельность в сервисном укладе - концентрироваться в столичном городе Якутске и крупных городах, быть занятыми в сфере услуг, образовании и здравоохранении, средствах массовой информации, государственном и муниципальном управлении.
Нужно расширить сектор услуг и повышать их качество за счет использования современных технологий, развивать международный культурный и экстремальный туризм, экономическое и культурное сотрудничество с народами Азии и циркумполярных территорий.
Необходимо избегать вовлечения представителей коренных народов в индустриальный уклад, так как он чужд, разрушителен для их образа жизни, социальных структур, менталитета. Индустрия Республики должна развиваться на основе привлечения трудовых мигрантов или использования трудовых ресурсов некоренного населения.
4. Якутия постиндустриальная - 2. Развитие коренных народов на пути освоения когнитивного уклада.
Представители коренных народов (якуты и КМНС) должны освоить жизнь и деятельность в когнитивном укладе - концентрироваться в северном мегаполисе Якутске, быть занятыми в образовании и науке, инновационном бизнесе, финансовом секторе, управлении, креативных индустриях и т.п.
Кластер новых инновационно-технологических и культурных видов деятельности должен быть развернут Северо-Восточным федеральным университетом. СВФУ должен включаться в международные исследовательские сети, разворачивать проекты, значимые на глобальном уровне для освоения арктических территорий, для сохранения и развития коренных народов Севера.
Республика должна стать одним из политических, экономических и культурных лидеров циркумполярной цивилизации, активным международным игроком в области правового регулирования и экономического освоения Арктики.
На основе экспертных оценок были рассчитаны индексы перспективности и реализуемости различных обобщенных вариантов (образов) будущего Республики Саха (Якутия) для каждого варианта (образа) будущего.
Вариант будущего «Якутия - заповедная земля, гармоничная, самоценная жизнь коренных народов на основе традиционного хозяйства» эксперты считают сравнительно менее реалистичным (-0,15).
Образ будущего «Якутия постиндустриальная - 1, развитие коренных народов на пути освоения сервисного уклада» оценен как в средней степени реалистичный, но при этом малоперспективный (-0,38).
Эксперты консолидировано выделили два перспективных и реалистичных варианта будущего: «Якутия индустриальная, развитие коренных народов на пути освоения индустриального уклада» (+0,8), «Якутия постиндустриальная 2, развитие коренных народов на пути освоения когнитивного уклада» (+0,15). Таким образом, эти два образа будущего обозначают два основных вектора развития для Республики в долгосрочной перспективе.
Результаты проведенного нами Делфи-опроса в рамках общего форсайт-исследования СВФУ могут быть пока промежуточными, так как они служат входными данными для других форсайт-технологий, например, сценирования или построения дорожной карты. Результаты опроса могут быть использованы учеными, политиками и управленцами для проведения исследований, разработки стратегических и нормативно-правовых документов в области сохранения и развития коренных народов циркумполярных территорий.
Ссылки:
1. Ст. 1 Федерального Закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», принятого Государственной Думой 16 апреля 1999 г.