СБОРНИК ТЕЗИСОВ
031-032
тель адекватности процессов регуляции (ПАПР) возрастал на 60,6% (с 0,3576±0,0105 до 0,5742±0,0264 усл. ЕД) (р<0,001). Однако такое изменение отражало только соотношение парасимпатического и симпатического компонента, но не раскрывало изменения их активности.
Активность парасимпатического компонента регуляции отражается в динамике показателей дельта Х и вегетативного показателя ритма (ВПР). Дельта Х в группе животных с моделированием железодефицитного состояния составил 103,9% от данных интактной группы и не носил статистически достоверного отличия, но ВПР возрастал у животных опытной группы на 28,26% (с 0,2396±0,0158 до 0,3073±0,0312), что свидетельствует об отсутствии парасимпатической активации. Регистрировалось достоверное снижение Rmssd на 26% (с 16,75±0,39 мс в группе интактных животных до 12,38±0,39 мс в опытной группе, р<0,05). Уровень активности симпатического компонента регуляции сердечного ритма отражается в изменении Amo. В условиях моделирования железодефицитного состояния регистрировался рост этого показателя на 26,6% (с 57,50±2,02% до 72,80±3,34%), что свидетельствует об активации симпатической регуляции сердечного ритма. О симпатикотонии свидетельствовало также снижение величины Moda и Mean на 21% (с 161,00±3,52 до 127,00±3,35) и 23,5% (с 159,9±2,76 до 122,31±3,53 мс), соответственно. Общая вариабельность SDNN в опытной группе составила 87,9%, а SDSD — 115% от уровня интактных животных, но различие не было статистически достоверным.
Заключение. В условиях моделирования железодефицитного состояния в эксперименте наблюдается снижение вариабельности ритма сердца на фоне смещения баланса вегетативной регуляции в сторону симпатического компонента за счет активации симпатической регуляции.
031 МЕТОД ДОЛЕВЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В ОПРЕДЕЛЕНИИ РЕГУЛЯЦИЙ СЕРДЕЧНОГО РИТМА В ОРТОСТАТИЧЕСКОЙ ПРОБЕ
Шутов А. Б.
Сочинский государственный университет, Сочи, Россия
В общей схеме управления сердечным ритмом синусовая аритмия отражает сложнейшие процессы взаимодействий центрального и автономного контуров. Для оценки регуляций ритма сердца используются метод индекса напряжения и метод спектрального анализа, а также способы автоматического распознавания разностей из последовательно идущих интервалов.
Цель. Изучить возможности метода автоматического распознавания разностей в оценке регуляций сердечного ритма путем выделения динамических рядов уровневой иерархии из кардиоинтервалограммы (КИГ).
Материал и методы. При выполнении ортостатической пробы, обследуемый (студент Сорокин О. В., СГУТиКД, 2009г) активно вставал из горизонтального положения в положение вертикальное. У обследуемого снималась электрокардиограмма (ЭКГ) в положении лежа, а затем, после активного вставания. Запись ЭКГ приводилась с помощью электрокардиографа FU CARDIOSUNY C300, во втором отведении со скоростью 50 мм/сек. Расстояния R-R интервалов ЭКГ измерялись прибором автоматически и записывались в цифровых показателях.
Временной ряд динамики КИГ представлял первый уровень в динамической иерархии. Волны в динамике верхнего ряда КИГ представляют гармоники второго уровня динамической иерархии. При условии сохранения идущей последовательности интервалов, дальнейшее выделение амплитуд из ряда гармоник КИГ дает возможность выявлять антагонизм на 3-м уровне динамической иерархии. Четвертый уровень иерархии представляет дальнейшее выделение амплитуд из положительных и отрицательных амплитуд 3-го уровня иерархии. В итоге, ряд положительных и ряд отрицательных амплитуд 3-го уровня разбивается на дополнительные две пары рядов 4-го уровня иерархии.
Показатели долевых тенденций (В;) сердечного ритма определялись из геометрических преобразований, где стороны прямоугольника (Pi+P;+i) представляют возрастающие параметры опыта и стандарта: Bi = (pi + pi+1) х п /Arc cos Za. (1)
Между системными антагонистами определялась верхняя и нижняя границы (диапазон системных антагонистов — ДСА):
= (HB i + HBj) _ (HB i + HBj) , (2) Д HBj HB i '
где HBi — наибольшее значение накопительной вариабельности, а HBj — наименьшее значение. Вероятность исхода (Р) для симпатических и парасимпатических влияний рассчитывались по формуле:
Р = limm, (3)
Результаты. В положении лежа вероятность исхода влияний, идущие из автономного контура составила (0,54), а при переводе обследуемого в вертикальное положение, наоборот, преобладают влияния, идущие из центрального контура (0,59). В общем отделе вегетативной нервной системы, которая представлена центрами центрального и автономного контуров, доминирующая роль принадлежит симпатическим влияниям.
032 ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ РИТМА СЕРДЦА ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЧЕТАННОГО ПРИМЕНЕНИЯ СКАНДИНАВСКОЙ ХОДЬБЫ И КАРДИОМЕТАБОЛИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ У ДЕТЕЙ, ПРООПЕРИРОВАННЫХ ПО ПОВОДУ ДЕФЕКТА МЕЖЖЕЛУДОЧКОВОЙ ПЕРЕГОРОДКИ Ющенко А. Ю., Каладзе Н. Н., Ревенко Н. А. ФГАОУ ВО "КФУ имени В. И. Вернадского" Медицинская академия С. И. Георгиевского, Симферополь, Россия [email protected]
В настоящее время скандинавская ходьба (СХ) приобретает большую популярность не только в оздоровительной физкультуре, но и в медицинской реабилитации. Одним из объективных и часто используемых методов мониториро-вания динамики изменения показателей в процессе адаптационно-компенсаторных механизмов и восстановительного лечения с оценкой его эффективности является вариабельность ритма сердца.
Цель. Оценить эффективность занятий СХ и применения метаболической терапии у детей, прооперированных по поводу дефекта межжелудочковой перегородки (ДМЖП).
Материал и методы. Было обследовано 46 детей, прооперированных по поводу ДМЖП от 4 до 17 лет (средний возраст 9,5 [6;13] лет). В зависимости от проводимого лечения дети были разделены на 2 группы: в 1 группе с детьми проводились занятия скандинавской ходьбой, во 2 группе помимо занятий СХ дети получали препарат Элькар в дозе 30 мг/кг в течение 2 месяцев. Контрольную группу (КГ) составили 20 здоровых детей. Всем пациентам проводилось Холтеровское монитори-рование с определением суточной вариабельности ритма сердца (ВРС).
Результаты. По данным временного и спектрального анализа вариабельности ритма сердца у прооперированных детей отмечались достоверно более низкие значения SDNN 82 [69;103] (р<0,001), SDANNi 50,5 [39;87] (р<0,05), SDNNi 69,5 [54;80] (р<0,05), rMSSD 50,5 [39;87] (р<0,05), pNN50% 18,4 [6,7;28,3] (р<0,05); более низкая мощность в высокочастотном диапазоне спектра (р<0,001) и изменение вегетативного баланса в сторону преобладания симпатического отдела вегетативной нервной системы (LF\HF = 3,16, р=0,009), чем в группе контроля. После проведенного лечения изменения ВРС в сторону повышения влияния парасимпатических маркеров наблюдались в обеих группах, однако достоверная разница была отмечена во 2 группе (SDNN на 37,7% (р<0,01), SDANNi
16
Российский кардиологический журнал. 2020;25, дополнительный выпуск (октябрь)