Научная статья на тему 'Влияние железодефицитной анемии на вариабельность сердечного ритма'

Влияние железодефицитной анемии на вариабельность сердечного ритма Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1453
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Устин М. А., Зорькина А. В., Хоронеко С. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние железодефицитной анемии на вариабельность сердечного ритма»

029-030

СБОРНИК ТЕЗИСОВ

Цель. Изучить закономерности вариабельности сердечного ритма у детей с особыми возможностями здоровья в зависимости от исходного вегетативного тонуса.

Материал и методы. Проведено обследование 54 детей младшего школьного возраста с особыми возможностями здоровья, связанными с нарушением интеллектуального развития (F70, F71). Контрольную группу составили 114 детей того же возраста, не имеющих интеллектуальных отклонений. Вариабельность сердечного ритма оценивалась с помощью программно-технического комплекса "ORTO Valeo". Анализировались временные, статистические и спектральные показатели сердечного ритма. В качестве нагрузочного теста использовали активную ортостатическую пробу. Исходный вегетативный тонус (ИВТ) оценивался по индексу напряжения.

Результаты. При сравнении ваготонического типа ИВТ было установлено, что дети с ОВЗ в состоянии покоя имеют статистически значимо более высокие показатели TP (14178 мс2, р=0,017), VLF (4082 мс2, р=0,039) и LF (6311 мс2, р=0,046), а также статистически значимо более низкий показатель HF% (23,5%, р=0,048) по сравнению с контролем (TP= 11872 мс2, VLF=3196 мс2, LF=5075 мс2, HF%=28,5%). Анализ параметров вариабельности сердечного ритма при эйтоническом типе ИВТ выявил у детей с ОВЗ статистическое преобладание показателя VLF% (37,1 мс2 р=0,041) в состоянии покоя и значимо более низкий показатель SDNN (0,045 с, р=0,043) в ортостазе по сравнению с контролем (34,8 мс2 и 0,048 с, соответственно). При сравнении симпатикотонического типа ИВТ у детей с ОВЗ в состоянии покоя зафиксированы статистически значимо более высокие показатели TP (4131 мс2, р=0,037), VLF (2389 мс2, р=0,039), ИН (131,8 усл. ед., р=0,044), а также статистически значимо более низкий показатель HF (702 мс2, р=0,047). При ортостатической нагрузке у детей с ОВЗ установлены значимо более низкие значения SDNN (0,034, р= 0,048) и ДХ (0,162 с, р=0,041), по сравнению с контролем (TP=3702 мс2, VLF=1473 мс2, ИН=119,7 усл. ед., HF=742,5 мс2, SDNN=0,039с и ДХ=0,181 с).

Заключение. Анализ вариабельности сердечного ритма у детей с ОВЗ выявил значительное число отклонений по показателям спектрального анализа, что может свидетельствовать об их большей информативности по сравнению с другими показателями ВСР. Также у детей с ОВЗ в независимости от исходного вегетативного тонуса, как в покое, так и в орто-стазе, фиксируется высокая активность симпатического звена ВНС, преобладание центральных механизмов регуляции и значительно напряжение, что может снижать функциональные и адаптационные возможности организма ребенка.

029 ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ РИТМА СЕРДЦА У БОЛЬНЫХ С СЕРДЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ: СВЯЗЬ С РЕМОДЕЛИРОВАНИЕМ МИОКАРДА И ЖЕЛУДОЧКОВЫМИ АРИТМИЯМИ

Соколовская Е. А., Легконогов А. В.

Медицинская академия им. С. И. Георгиевского ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского", Симферополь, Россия

eas11021976@gmail.com

Цель. Оценка изменений показателей вариабельности ритма сердца (ВРС) при сердечной недостаточности (СН), сопровождающейся ремоделированием миокарда и желудочковыми аритмиями.

Материал и методы. Обследовано 239 пациентов, в том числе 95 больных ишемической болезни сердца (35 с постинфарктным кардиосклерозом (ПИКС) и 60 без инфаркта миокарда в анамнезе), 44 больных артериальной гипертензией (АГ), 59 с некоронарогенными заболеваниями и поражениями миокарда (33 — с миокардиофиброзом, 16 — с дилатаци-онной (ДКМП), 10 — с гипертрофической кардиомиопатией), 22 пациента с врожденными, 19 — с приобретенными пороками сердца (ППС), и 58 практически здоровых лиц.

Результаты. Снижение временных, геометрических и спектральных показателей вариабельности ритма сердца в большей степени было характерно для больных ДКМП, ППС, АГ, ПИКС, при которых наблюдались наиболее выраженные проявления хронической сердечной недостаточности, ремоделирование полостей и соответствующие изменения показателей структурно-функционального состояния сердца. При этом выявили снижение циркадного индекса (ЦИ) частота сердечных сокращений и показателя LF/HF, характеризующего симпато-парасимпатический баланс. Показатели ВРС закономерно снижались по мере прогресси-рования СН независимо от нозологической принадлежности основного заболевания. При этом вагусно-симпатический дисбаланс усиливался по мере нарастания процессов дезадап-тивного структурно-функционального ремоделирования миокарда. Частота выявления желудочковой экстр асистолии высоких градаций (ЖЭВГ) и желудочковой тахикардии (ЖТ) была напрямую связана с тяжестью клинических проявлений СН. При этом неустойчивая ЖТ чаще выявлялась при адаптивном и дезадаптивном ремоделировании миокарда по сравнению с нормой. Частота выявления ЖЭВГ у пациентов с признаками структурно-функционального ремоделирования миокарда достоверно (p<0,01) превышала таковую у лиц с неизмененными структурно-функциональными характеристиками сердца. Структурно-геометрическое ремоделирова-ние миокарда в виде эксцентрической и концентрической гипертрофии миокарда левого желудочка (ЛЖ) сопровождалось достоверно более частым выявлением ЖЭВГ. Неустойчивая ЖТ наблюдалась достоверно чаще при эксцентрической гипертрофии ЛЖ, тогда как при концентрической гипертрофии ЛЖ частота выявления ЖТ существенно не отличалась от нормы. У больных с ЖЭВГ и ЖТ отмечалось достоверное снижение ЦИ ЧСС и LF/HF, характеризующее наличие выраженного вегетативного дисбаланса.

Заключение. Таким образом, снижение ВРС обусловлено дезадаптивным и структурно-геометрическим ремоделирова-нием миокарда, сопровождающимся желудочковыми аритмиями и клиническими проявлениями СН.

030 ВЛИЯНИЕ ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ НА ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА

Устин М. А., Зорькина А. В., Хоронеко С. Е.

ФГБОУ ВО "МГУ им Н. П. Огарёва", Саранск, Россия

drako-mordor@mail.ru, wind-lina@mail.ru

Значение сопутствующей железодефицитной анемии по влиянию на вариабельность сердечного ритма зачастую недооценивается, что может приводить к снижению эффективности диагностики и профилактики нарушений ритма в условиях коморбидной патологии.

Цель. Исследование влияния моделирования железодефи-цитного состояния на некоторые показатели вариабельности ритма сердца в эксперименте.

Материал и методы. Эксперименты выполнены на 25 белых нелинейных половозрелых крысах. Железодефицитное состояние моделировали путем введения десферала 500 мг/кг в течении 10 суток по методике Е. В. Симаниной. Электрокардиограммы регистрировали во II стандартном отведении со скоростью 50 мм/сек. Проводилась запись 100 кардиоци-клов, на основании которых рассчитывали ряд показателей, характеризующих вариабельности сердечного ритма: Mean, SDNN, rMSSD, мода (Mo), амплитуда моды AMo, дельта X. Рассчитывали АМо/дельта Х; индекс напряжения (ИН=Amo/2(Мо•дельта Х); вегетативный показатель ритма (ВПР=1/(Мо х-дельта Х)).

Результаты и обсуждение. При моделировании железоде-фицитного состояния наблюдалось изменение ряда показателей, отражающих общий баланс соотношения симпатической и парасимпатической активности в регуляции сердечного ритма. Индекс напряжения (ИН), отражающий степень централизации управления сердечным ритмом, достоверно увеличился на 62% (с 6,83+0,42 до 11,08+1,17 мс, р<0,05). Показа-

СБОРНИК ТЕЗИСОВ

031-032

тель адекватности процессов регуляции (ПАПР) возрастал на 60,6% (с 0,3576±0,0105 до 0,5742±0,0264 усл. ЕД) (р<0,001). Однако такое изменение отражало только соотношение парасимпатического и симпатического компонента, но не раскрывало изменения их активности.

Активность парасимпатического компонента регуляции отражается в динамике показателей дельта Х и вегетативного показателя ритма (ВПР). Дельта Х в группе животных с моделированием железодефицитного состояния составил 103,9% от данных интактной группы и не носил статистически достоверного отличия, но ВПР возрастал у животных опытной группы на 28,26% (с 0,2396±0,0158 до 0,3073±0,0312), что свидетельствует об отсутствии парасимпатической активации. Регистрировалось достоверное снижение Rmssd на 26% (с 16,75±0,39 мс в группе интактных животных до 12,38±0,39 мс в опытной группе, р<0,05). Уровень активности симпатического компонента регуляции сердечного ритма отражается в изменении Amo. В условиях моделирования железодефицитного состояния регистрировался рост этого показателя на 26,6% (с 57,50±2,02% до 72,80±3,34%), что свидетельствует об активации симпатической регуляции сердечного ритма. О симпатикотонии свидетельствовало также снижение величины Moda и Mean на 21% (с 161,00±3,52 до 127,00±3,35) и 23,5% (с 159,9±2,76 до 122,31±3,53 мс), соответственно. Общая вариабельность SDNN в опытной группе составила 87,9%, а SDSD — 115% от уровня интактных животных, но различие не было статистически достоверным.

Заключение. В условиях моделирования железодефицитного состояния в эксперименте наблюдается снижение вариабельности ритма сердца на фоне смещения баланса вегетативной регуляции в сторону симпатического компонента за счет активации симпатической регуляции.

031 МЕТОД ДОЛЕВЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В ОПРЕДЕЛЕНИИ РЕГУЛЯЦИЙ СЕРДЕЧНОГО РИТМА В ОРТОСТАТИЧЕСКОЙ ПРОБЕ

Шутов А. Б.

Сочинский государственный университет, Сочи, Россия

abshutov@mail.ru

В общей схеме управления сердечным ритмом синусовая аритмия отражает сложнейшие процессы взаимодействий центрального и автономного контуров. Для оценки регуляций ритма сердца используются метод индекса напряжения и метод спектрального анализа, а также способы автоматического распознавания разностей из последовательно идущих интервалов.

Цель. Изучить возможности метода автоматического распознавания разностей в оценке регуляций сердечного ритма путем выделения динамических рядов уровневой иерархии из кардиоинтервалограммы (КИГ).

Материал и методы. При выполнении ортостатической пробы, обследуемый (студент Сорокин О. В., СГУТиКД, 2009г) активно вставал из горизонтального положения в положение вертикальное. У обследуемого снималась электрокардиограмма (ЭКГ) в положении лежа, а затем, после активного вставания. Запись ЭКГ приводилась с помощью электрокардиографа FU CARDIOSUNY C300, во втором отведении со скоростью 50 мм/сек. Расстояния R-R интервалов ЭКГ измерялись прибором автоматически и записывались в цифровых показателях.

Временной ряд динамики КИГ представлял первый уровень в динамической иерархии. Волны в динамике верхнего ряда КИГ представляют гармоники второго уровня динамической иерархии. При условии сохранения идущей последовательности интервалов, дальнейшее выделение амплитуд из ряда гармоник КИГ дает возможность выявлять антагонизм на 3-м уровне динамической иерархии. Четвертый уровень иерархии представляет дальнейшее выделение амплитуд из положительных и отрицательных амплитуд 3-го уровня иерархии. В итоге, ряд положительных и ряд отрицательных амплитуд 3-го уровня разбивается на дополнительные две пары рядов 4-го уровня иерархии.

Показатели долевых тенденций (В;) сердечного ритма определялись из геометрических преобразований, где стороны прямоугольника (Pi+P;+i) представляют возрастающие параметры опыта и стандарта: Bi = (pi + pi+1) х п /Arc cos Za. (1)

Между системными антагонистами определялась верхняя и нижняя границы (диапазон системных антагонистов — ДСА):

= (HB i + HBj) _ (HB i + HBj) , (2) Д HBj HB i '

где HBi — наибольшее значение накопительной вариабельности, а HBj — наименьшее значение. Вероятность исхода (Р) для симпатических и парасимпатических влияний рассчитывались по формуле:

Р = limm, (3)

Результаты. В положении лежа вероятность исхода влияний, идущие из автономного контура составила (0,54), а при переводе обследуемого в вертикальное положение, наоборот, преобладают влияния, идущие из центрального контура (0,59). В общем отделе вегетативной нервной системы, которая представлена центрами центрального и автономного контуров, доминирующая роль принадлежит симпатическим влияниям.

032 ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ РИТМА СЕРДЦА ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЧЕТАННОГО ПРИМЕНЕНИЯ СКАНДИНАВСКОЙ ХОДЬБЫ И КАРДИОМЕТАБОЛИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ У ДЕТЕЙ, ПРООПЕРИРОВАННЫХ ПО ПОВОДУ ДЕФЕКТА МЕЖЖЕЛУДОЧКОВОЙ ПЕРЕГОРОДКИ Ющенко А. Ю., Каладзе Н. Н., Ревенко Н. А. ФГАОУ ВО "КФУ имени В. И. Вернадского" Медицинская академия С. И. Георгиевского, Симферополь, Россия yushenko_aIeksandra@mail.ru

В настоящее время скандинавская ходьба (СХ) приобретает большую популярность не только в оздоровительной физкультуре, но и в медицинской реабилитации. Одним из объективных и часто используемых методов мониториро-вания динамики изменения показателей в процессе адаптационно-компенсаторных механизмов и восстановительного лечения с оценкой его эффективности является вариабельность ритма сердца.

Цель. Оценить эффективность занятий СХ и применения метаболической терапии у детей, прооперированных по поводу дефекта межжелудочковой перегородки (ДМЖП).

Материал и методы. Было обследовано 46 детей, прооперированных по поводу ДМЖП от 4 до 17 лет (средний возраст 9,5 [6;13] лет). В зависимости от проводимого лечения дети были разделены на 2 группы: в 1 группе с детьми проводились занятия скандинавской ходьбой, во 2 группе помимо занятий СХ дети получали препарат Элькар в дозе 30 мг/кг в течение 2 месяцев. Контрольную группу (КГ) составили 20 здоровых детей. Всем пациентам проводилось Холтеровское монитори-рование с определением суточной вариабельности ритма сердца (ВРС).

Результаты. По данным временного и спектрального анализа вариабельности ритма сердца у прооперированных детей отмечались достоверно более низкие значения SDNN 82 [69;103] (р<0,001), SDANNi 50,5 [39;87] (р<0,05), SDNNi 69,5 [54;80] (р<0,05), rMSSD 50,5 [39;87] (р<0,05), pNN50% 18,4 [6,7;28,3] (р<0,05); более низкая мощность в высокочастотном диапазоне спектра (р<0,001) и изменение вегетативного баланса в сторону преобладания симпатического отдела вегетативной нервной системы (LF\HF = 3,16, р=0,009), чем в группе контроля. После проведенного лечения изменения ВРС в сторону повышения влияния парасимпатических маркеров наблюдались в обеих группах, однако достоверная разница была отмечена во 2 группе (SDNN на 37,7% (р<0,01), SDANNi

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.