Научная статья на тему 'Метод case-study в профессиональной подготовке политологов'

Метод case-study в профессиональной подготовке политологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метод case-study / политические технологии / качественный анализ / профессиональное политологическое образование / анализ ситуации / образовательные цели / образовательный результат / case-study method / political technology / qualitative analysis / professional political science education / analysis of the situation / educational goals / educational outcome

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елена Викторовна Пыхтеева

В статье рассмотрено значение и образовательный потенциал применения метода case-study в процессе преподавания курса «Политические технологии» студентам-политологам. Внедрение метода ситуационного анализа в качестве основы практической подготовки политологов на семинарских занятиях позволяет сформировать совокупность базовых компетенций, отвечающих запросам и уровню развития современного общества и политики. Предварительная теоретическая подготовка по дисциплине «Политические технологии», осуществляемая в форме традиционных академических лекций, обеспечит студентам наличие необходимой базы для развития практических и творческих навыков анализа ситуации и ориентирования в ней. Метод case-study был реализован на пяти семинарских занятиях по дисциплине, представлял собой погружение в конкретную профессиональную ситуацию, содержащую одну или несколько проблем. Коллективная отработка навыков решения практической задачи позволила создать модель поведения в стандартной ситуации, а анализ ситуации способствовал созданию педагогических условий для определения других вариантов решения профессиональной проблемы. Целью настоящей статьи выступает описание модели работы по дисциплине «Политические технологии» с применением метода case-study как средства формирования компетентного выпускника-политолога, обладающего практическими навыками ориентации в реальной профессиональной ситуации, навыками анализа ситуации, управления, принятия эффективного решения профессиональной проблемы. Описанные в статье занятия проводились по следующим темам: «Политический анализ», «Технологии создания и деятельности политических партий», «Избирательные технологии», «Технологии политического лидерства», «Информационные технологии в современной российской политике». Каждое занятие имеет особенный набор целей и задач развития и формирования разных видов компетенций. Общий перечень формируемых компетенций определяется следующими навыками: аналитические, практические, коммуникативные навыки, навыки самоанализа и прогнозирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елена Викторовна Пыхтеева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Case-study method in the professional training of political scientists

The article discusses the significance and educational potential of applying the case-study method in the process of teaching the Political Technologies course to political science students. Introducing the method of situational analysis as the basis for the practical training of political scientists at seminars makes it possible to form a set of basic competencies that meet the needs and level of development of modern society and politics. Preliminary theoretical training in the discipline «Political Technologies», carried out in the form of traditional academic lectures, will provide students with the necessary basis for developing practical and creative skills in analyzing the situation and orienting it. The case-study method was implemented in five discipline seminars, containing immersion in a specific professional situation containing one or more problems. The collective development of skills in solving a practical problem made it possible to create a model of behavior in a standard situation, and the analysis of the situation contributed to create pedagogical conditions for determining other options for solving a professional problem. The purpose of this article is to describe the model of work in the discipline «Political Technologies» using the casestudy method as a means of forming a competent graduate-political scientist with practical skills in orientation in a real professional situation, skills in analyzing the situation, managing, and making an effective solution to a professional problem. The classes described in the article were conducted on the following topics: «Political analysis», «Technologies for creation and activities of political parties», «Electoral technologies», «Technologies of political leadership», «Information technologies in modern Russian politics». Each lesson has a special set of goals and objectives to develop and form different types of competencies. The general list of formed competencies is determined by the following list: analytical, practical, communication skills, self-analysis and forecasting skills.

Текст научной работы на тему «Метод case-study в профессиональной подготовке политологов»

Научная статья УДК 32.019.5, 378

DOI: 10.20323/1813-145X-2024-2-137-91 EDN: MCEVWO

Метод case-study в профессиональной подготовке политологов Елена Викторовна Пыхтеева

Кандидат политических наук, доцент кафедры политологии, социально-гуманитарных дисциплин и иностранных языков, Омская гуманитарная академия. 644105, г. Омск, ул. 4-я Челюскинцев 2 А pichteeva@mail.ru, https://orcid.org/0009-0001-6377-2601

Аннотация. В статье рассмотрено значение и образовательный потенциал применения метода case-study в процессе преподавания курса «Политические технологии» студентам-политологам. Внедрение метода ситуационного анализа в качестве основы практической подготовки политологов на семинарских занятиях позволяет сформировать совокупность базовых компетенций, отвечающих запросам и уровню развития современного общества и политики. Предварительная теоретическая подготовка по дисциплине «Политические технологии», осуществляемая в форме традиционных академических лекций, обеспечит студентам наличие необходимой базы для развития практических и творческих навыков анализа ситуации и ориентирования в ней. Метод case-study был реализован на пяти семинарских занятиях по дисциплине, представлял собой погружение в конкретную профессиональную ситуацию, содержащую одну или несколько проблем. Коллективная отработка навыков решения практической задачи позволила создать модель поведения в стандартной ситуации, а анализ ситуации способствовал созданию педагогических условий для определения других вариантов решения профессиональной проблемы.

Целью настоящей статьи выступает описание модели работы по дисциплине «Политические технологии» с применением метода case-study как средства формирования компетентного выпускника-политолога, обладающего практическими навыками ориентации в реальной профессиональной ситуации, навыками анализа ситуации, управления, принятия эффективного решения профессиональной проблемы.

Описанные в статье занятия проводились по следующим темам: «Политический анализ», «Технологии создания и деятельности политических партий», «Избирательные технологии», «Технологии политического лидерства», «Информационные технологии в современной российской политике». Каждое занятие имеет особенный набор целей и задач развития и формирования разных видов компетенций. Общий перечень формируемых компетенций определяется следующими навыками: аналитические, практические, коммуникативные навыки, навыки самоанализа и прогнозирования.

Ключевые слова: метод case-study; политические технологии; качественный анализ; профессиональное политологическое образование; анализ ситуации; образовательные цели; образовательный результат

Для цитирования: Пыхтеева Е. В. Метод case-study в профессиональной подготовке политологов // Ярославский педагогический вестник. 2024. № 2 (137). С. 91-98. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2024-2-137-91. https://elibrary.ru/MCEVWO

Original article

Case-study method in the professional training of political scientists Elena V. Pykhteeva

Candidate of political sciences, associate professor of department of political science, social and humanitarian disciplines and foreign languages, Omsk humanitarian academy. 644105, Omsk, 4 Chelyuskintsev, 2 A pichteeva@mail.ru, https://orcid.org/0009-0001-6377-2601

Abstract. The article discusses the significance and educational potential of applying the case-study method in the process of teaching the Political Technologies course to political science students. Introducing the method of situational analysis as the basis for the practical training of political scientists at seminars makes it possible to form a set of basic competencies that meet the needs and level of development of modern society and politics. Preliminary theoretical training in the discipline «Political Technologies», carried out in the form of traditional academic lectures, will provide students with the necessary basis for developing practical and creative skills in analyzing the situation and orienting it.

© ПыхтееваЕ. В., 2024

The case-study method was implemented in five discipline seminars, containing immersion in a specific professional situation containing one or more problems. The collective development of skills in solving a practical problem made it possible to create a model of behavior in a standard situation, and the analysis of the situation contributed to create pedagogical conditions for determining other options for solving a professional problem.

The purpose of this article is to describe the model of work in the discipline «Political Technologies» using the case-study method as a means of forming a competent graduate-political scientist with practical skills in orientation in a real professional situation, skills in analyzing the situation, managing, and making an effective solution to a professional problem.

The classes described in the article were conducted on the following topics: «Political analysis», «Technologies for creation and activities of political parties», «Electoral technologies», «Technologies of political leadership», «Information technologies in modern Russian politics». Each lesson has a special set of goals and objectives to develop and form different types of competencies. The general list of formed competencies is determined by the following list: analytical, practical, communication skills, self-analysis and forecasting skills.

Key words: case-study method; political technology; qualitative analysis; professional political science education; analysis of the situation; educational goals; educational outcome

For citation: Pykhteeva E. V. Case-study method in the professional training of political scientists. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2024; (2): 91-98. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2024-2-137-91. https://elibrary.ru/MCEVWO

Введение

Всеобщая модернизация системы российского образования, в том числе и высшего, создает устойчивую необходимость поиска путей повышения качества подготовки квалифицированных кадров, требует создания такой системы высшего образования, которая будет соответствовать уровню развития социально-экономических процессов в обществе, прогрессу общества [Gerring, 2004]. Важнейшим ориентиром и критерием качества подготовки выпускников выступает наличие сформированных компетенций, под которыми понимается, прежде всего, способность к практическому осуществлению профессиональной деятельности. Практическая профессиональная компетентность выпускника стала ценностью для современного работодателя.

Другим аспектом проблемы выступает определение педагогического содержания и инструментария при преподавании политологии в вузе [Luzganova, Korneeva, 2022]. Использование стандартных, традиционных методов обучения политологии, исходя из практики работы в вузе, не позволяет получить высокий результат, что говорит о необходимости осуществления подбора особого спектра методов и технологий. Высшее политологическое образование направлено на формирование компетентного выпускника в области практического применения теоретических знаний [Vershinina, Galieva, 2020]. Продуктивным методом формирования компетенций по практическому применению знаний целесообразно считать метод case-study. Метод позволяет реализовать основные образовательные цели пу-

тем моделирования и проработки обучающих ситуаций, позволяя добиваться поставленного образовательного результата [Абрамов, 2021]. В данной статье представлен метод case-study, демонстрирующий реализацию цепочки «образовательные цели - методы - образовательные результаты» на примере дисциплины «Политические технологии», которая предполагает особую практическую направленность для формирования ключевых компетенций политологического образования квалифицированных выпускников.

В исследованиях практического опыта применения метода case-study в политологическом образовании российских вузов говорится о его продуктивности и обоснованности. Отметим, что специалисты по-разному оценивают потенциал метода «case-study» [Пыхтеева, 2020; Пыхтеева, 2020].

И. А. Бронников, М. В. Цыбряева видят основную ценность метода case-study в возможности его применения при анализе отдельных инструментов, регулирующих образовательное пространство России [Бронников, 2021]. Разделяя позицию авторов, следует отметить особый потенциал метода в преподавании дисциплины «Политические технологии», что отражено в специфике содержания курса. Политические технологии опираются на технологический подход к политике и предлагают анализ политических ситуаций с позиции правильного использования алгоритма реализации технологии, от которого зависит ее успех и результативность [Бор-зова, 2023; Савицкая, 2013].

Р. А. Нуртазина раскрывает потенциал использования технологии case-study в преподавании политологии, описывает его применительно к преподаванию политологии на непрофильных специальностях [Нуртазина, 2016; Хитрова, 2023; Шерехова, 2021]. Относительно этого стоит заметить более высокую продуктивность применения метода case-study для углубленного изучения политических дисциплин именно студентами-политологами.

С. В. Дубровская считает наиболее востребованной в процессе подготовки профессиональных политологов технологию кейс-метода [Дубровская, 2015]. Автор справедливо отмечает уникальное соответствие технологии целям политологического образования, к числу которых относятся: ориентация профессиональной подготовки политологов на формирование практических навыков, развитие аналитического и творческого мышления, а также важного для политологов, умения - прогнозировать ситуацию.

Исследования по проблеме применимости и эффективного использования метода case-study в профессиональном политологическом образовании немногочисленны [Бахлова, 2019; Корнетов, 2021; Осипова, 2022]. Несмотря на то, что метод case-study появился в российском высшем образовании еще в 1970-х годах, методика его применения и оценка результативности продолжает привлекать внимание теоретиков и практиков [Дианов, 2023; Корнеева, 2023; Гукова, 2021]. Мало изучена практика применения метода в преподавании отдельных политических дисциплин, имеющих практическую направленность [Азарова, 2023; Орланов, 2022; Барсегян, 2018; Шумаров, 2023]. Поэтому данное направление весьма актуально для дальнейшего исследования, что и отражено в настоящей статье.

Целью статьи выступает описание модели работы по дисциплине «Политические технологии» с применением метода case-study как средства формирования компетентного выпускника-политолога, обладающего практическими навыками ориентации в реальной профессиональной ситуации, навыками анализа ситуации, управления, принятия эффективного решения профессиональной проблемы.

Методы исследования

Практика использования метода case-study была получена в результате преподавания дисциплины «Политические технологии» у студентов I курса второго семестра профильного направления подго-

товки «Политология» (бакалавриат) на базе Омской гуманитарной академии.

Организации семинарских занятий с применением ситуационного метода предшествовали лекции, позволяющие познакомиться с теорией работы отдельных политических технологий. Автором выбраны пять тем лекций, после которых следовали семинарские занятия, направленные на закрепление теоретического материала и отработки практических компетенций применения политических технологий в реальной профессиональной деятельности.

Тематика лекционно-семинарских занятий следующая: «Политический анализ», «Технологии создания и деятельности политических партий», «Избирательные технологии», «Технологии политического лидерства», «Информационные технологии в современной российской политике». Лекционные занятия по пяти приведенным темам проводились в форме традиционной академической лекции. Преподавание каждой темы имело четкие образовательные цели, достижение которых путем применения метода case-study позволяло получить необходимый образовательный результат.

Метод case-study использовался с позиции качественного подхода, направленного на анализ ситуации с естественных позиций, где ситуация имеет одну или несколько заложенных проблем [Тавстуха, 2023; Телятник, 2020]. Анализу подвергалась качественная сторона осуществления образовательного процесса: развитие аналитических, практических, коммуникативных навыков, навыков самоанализа и прогнозирования, а также наблюдение за изменением мотивационного компонента учебной деятельности студентов-политологов. Каждый вид навыков был оценен с позиции трех критериев: сформирован/сформирован частично/не сформирован и по 10-балльной шкале.

Использование метода case-study в рамках преподавательской практики направлено на: выявление, определение, формулирование и решение проблемы; осмысление проблемы и ее отдельных частей; анализ конкретной проблемной ситуации; определение предложений и заключений; выявление и оценку альтернативных способов развития ситуации; принятие решения; развитие навыка работы в группе и создания коммуникационной среды.

В процессе организации работы метода case-study по дисциплине ситуации решались студентами как индивидуально, так и в малых группах.

Процесс обучения политологии строился на использовании нескольких видов конкретных ситуаций: специальных текстов, содержащих ситуации, специально сконструированных для отработки конкретных учебных целей; произвольных текстов, содержащих описание ситуаций (отрывки из документов, выдержки из публикаций в СМИ и др.); видеосюжетов.

Организация работы с конкретной ситуацией имела следующий алгоритм:

- работа по ознакомлению с текстом учебной ситуации;

- обсуждение и анализ учебной ситуации в малых группах;

- презентация студентами собственного видения конкретной ситуации путем публичного выступления и участия в групповой дискуссии;

- подведение итогов преподавателем, обобщение результатов работы по конкретной ситуации.

В процессе решения конкретных ситуаций студентами чаще использовались методы: декомпозиции, критериальный метод, гипотетический метод, метод закономерностей. Важной частью работы выступала отработка студентами умения составлять лист флипт-чарта с четырьмя позициями: «легко/трудно», «помогало/мешало».

По целевой направленности на результат обучения политологов нами использовались кейсы следующих содержательных типов:

- кейсы по обучению анализу, оценке проблемы, направленные на усвоение основ профессиональной деятельности (аналитические);

- кейсы, демонстрирующие проблему и концепцию ее решения (практические);

- кейсы, содержащие несколько проблем и несколько верных решений (коммуникативные, кейсы прогнозирования).

Первая тема «Политический анализ» содержала учебные ситуации по осуществлению поиска вариантов управленческого решения, консультированию, согласованию управленческого решения с участием целевых аудиторий; проведению сравнительного анализа возможных альтернатив, оценке рисков и определению оптимального варианта решения управленческой проблемы; разработке проектов и оформлению управленческих решений; по осуществлению политической экспертизы принятого управленческого решения, его оценки и корректировке.

Вторая тема «Технологии создания и деятельности политических партий» содержала кейсы по

осуществлению организационно-управленческой деятельности политических партий; закреплению теоретических знаний в сфере структуры, состава центральных, региональных, местных партийных штабов; развитию коммуникации между структурными элементами партий; формированию компетенций по организации и осуществлению количественных и качественных политологических и социологических исследований.

Третья тема «Избирательные технологии» содержала кейс-ситуации по организации деятельности штаба избирательной кампании; разработке плана, стратегии избирательной кампании; работе с технологиями политических коммуникаций.

Четвертая тема «Технологии политического лидерства» состояла из учебных ситуаций на умение ставить профессиональные цели, мотивировать единомышленников к их достижению; создавать группы поддержки и группы сторонников.

В рамках пятой темы «Информационные технологии в современной российской политике» применялись кейсы, направленные на анализ целевой аудитории, коммуникационной среды, их ценностей и ожиданий; формирование коммуникационной политики; взаимодействие со средствами массовой информации, службами по связям с общественностью, пресс-центрами, целевыми аудиториями, экспертными сообществами и сообществами профессионалов; ведение деловой переписки с государственными органами.

Результаты исследования

Дисциплина «Политические технологии» прочно вошла в программы подготовки профессиональных политологов, содержит современный технологический подход к политике и процедуре ее осуществления. В процессе работы с предложенной профессиональной ситуацией студенты осуществляли политический анализ, моделирование, прогнозирование и другие виды деятельности, направленные на развитие определенных компетенций.

Именно такой подход выступает источником формирования личности студента как компетентного политолога, способствует развитию в системе высшего образования эффективной практико-ориентированной среды, направленной на соответствие требований работодателей профессиональной компетентности выпускников.

Необходимо отметить, что важными структурными компонентами квалификации полито-

лога выступают аналитические, практические, коммуникативные навыки, навыки самоанализа и прогнозирования. Выбор метода case-study обусловлен его эффективностью для получения новых знаний и навыков по политологии, где не существует однозначного решения многих практических ситуаций, однако есть определенная вариативность ответов, отличающихся по степени истинности. Исходя из вышесказанного метод case-study целесообразно применять для обучения студентов-политологов.

С целью определения уровня эффективности метода case-study при подготовке политологов и формирования у студентов аналитических, практических, коммуникативных навыков, а также навыков самоанализа и прогнозирования было организовано два этапа оценки названных параметров перед изучением дисциплины и после проведения контроля знаний. В исследовании принимали участие 50 студентов очной и очно-заочной форм обучения направления «Политология».

Результаты исследования позволили прийти к выводу о разной степени эффективности метода case-study для формирования выбранных компетенций. Наиболее продуктивен метод для формирования аналитических навыков, составивших 8,5 балла (средний балл); далее идут коммуникативные навыки (8 баллов); практические навыки (7,2 балла); навыки прогнозирования (6 баллов) и навыки самоанализа (5,9 балла). Очевидно, аналитические, коммуникативные и практические навыки можно отнести к сформировавшимся, тогда как навыки прогнозирования и самоанализа к сформировавшимся частично.

На наш взгляд, дополнительными возможностями метода case-study в процессе обучения политологов выступают следующие позиции:

- повышение мотивации обучения, что выразилось в готовности студентов принимать участие в новых формах организации процесса обучения;

- развитие способности к моделированию профессиональных ситуаций;

- осознание студентами себя в роли носителей новых ролевых и статусных позиций в обществе, проживание профессиональных ситуаций;

- возможность совмещенного получения новых знаний и закрепления прежней, уже изученной информации.

Заключение

В статье представлены и проанализированы семинарские занятия по выбранной тематике из успешного практического опыта применения метода case-study в процессе обучения политологов.

Исходя из логики современного образовательного процесса и потребностей общества и государства в получении профессиональных политологов-практиков метод «case-study» выступает продуктивной формой организации обучения в вузе. Метод позволяет отрабатывать практические навыки будущей профессиональной деятельности, создавать когнитивную модель деятельности, закреплять поведенческие навыки и образцы политического функционирования. Приведенные виды занятий позволяют сформировать у студентов-политологов аналитические, практические, коммуникативные навыки, навыки самоанализа и прогнозирования.

Метод «case-study» в современном политологическом образовании не получил еще заслуженной высокой оценки как технология практического обучения анализу и ориентации в конкретной жизненной профессиональной ситуации. Важным достоинством метода является не только отработка поведенческой стратегии в стандартных ситуациях, но и развитие творческого поливариативного мышления для поиска оптимальных путей решения практических задач. Названные компетенции составляют особенную ценность в системе компетенций специалистов в области политики. Определенное в статье понимание высокой значимости использования метода «case-study» применительно к обучению политологов, на наш взгляд, позволит создать основы формирования новой образовательной стратегии подготовки современных квалифицированных политиков-практиков.

Библиографический список

1. Абрамов А. В. Проблемы политологического образования в современной России. Попытка количественного исследования / А. В. Абрамов, А. П. Воробьёв // Обозреватель. 2021. № 7 (378). С. 96-110.

2. Азарова О. А. Технология развития навыков критического мышления на занятиях иностранного языка у студентов-социологов и студентов-политологов с помощью применения ситуационных задач / О. А. Азарова, Н. А. Путилина // Инновации в образовании. 2023. № 1. С. 34-45.

3. Барсегян В. М. Политическая и научная активность молодых политологов: игра с нулевой суммой? // Политическая наука. 2018. № 4. С. 258-270. DOI: 10.31249/poln/2018.04.13

4. Бахлова О. В. Разработка программы прикладного исследования как инструмент становления исследовательской компетентности будущих политологов (на примере темы «Пространственное развитие России как фактор нациестроительства и формирования национальной идеи») / О. В. Бахлова, И. В. Бахлов, И. Г. Напалкова, А. С. Солдатова // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 9. С. 49-79.

5. Борзова Т. А. Возвращение к истокам: о подходах к преподаванию курса «Основы российской государственности» в высшей школе // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 4 (101). С. 138-142.

6. Бронников И. А. Политологическое образование в современных российских вузах (2017-2021 гг.) / И. А. Бронников, М. В. Цыбряева // Дискурс-Пи. 2021. Т. 18. № 4. С. 125-140.

7. Гукова И. Н. Состояние политического образования в современной России: проблемы и пути их решения / И. Н. Гукова, Ж. В. Бойко, Л. С. Половнева // Via in Tempore. История. Политология. 2021. Т. 48. № 1. С. 238-248.

8. Дианов С. А. Гуманитарное образование и политическое просвещение в негуманитарном вузе: взгляд педагога высшей школы / С. А. Дианов, Ю. В. Дианова // Педагогика и просвещение. 2023. № 2. С. 1-9.

9. Дубровская С. В. Кейс-технология в профессиональной подготовке политологов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. 2015. Т. 15. Вып. 4. С. 97-99.

10. Корнеева Л. И. Опыт применения метода case-study в курсе профессионально ориентированного английского языка в общественно-политической сфере / Л. И. Корнеева, А. А. Лузганова // Педагогическое образование в России. 2023. № 4. С. 70-75.

11. Корнетов Г. Б. Возможности и опасности использования тренингов в обучении // Школьные технологии. 2021. № 1. С. 98-108.

12. Нуртазина Р. А. Технологии применения case-study в преподавании политологии // Инновации в преподавании : мат. VI Междун. научно-практ. конф. в рамках Евразийского сотрудничества [24-25 марта 2016 года] / отв. ред. С. И. Гильманшина ; редкол.:

B. И. Галкин (Россия), А. А. Волчек (Белоруссия), Р. А. Нуртазина (Казахстан)]. Казань : Казанский гос. технический ун-т, 2016. С. 268-272.

13. Орланов Г. О социализирующей роли политологии как учебной дисциплины в условиях критического переосмысления либеральных западных доктрин / Г. Орланов, П. Фельдман, А. Федякин, Д. Ежов // Свободная мысль, 2022. № 2 (1692). С. 63-76.

14. Осипова Н. Г. Молодёжь в системе социально-гуманитарных наук : монография / Н. Г. Осипова,

C. О. Елишев. Москва : Перспектива, 2022. 133 с.

15. Пыхтеева Е. В. Актуальные проблемы методики преподавания политических дисциплин в российском вузе // Актуальные проблемы методологии научно-педагогических исследований и практической

деятельности педагога : сборник статей I Всероссийской научно-практической конференции. Омск : Изд-во ОмГА, 2020. С. 72-76.

16. Пыхтеева Е. В. Практика преподавания политических дисциплин в высшей школе: проблемы и особенности методики // Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых ученых : мат. Межд. научно-практ. конференции. Омск : Изд-во ОмГА, 2020. С. 422-424.

17. Савицкая А. В. Практико-ориентированный подход в обучении: обзор зарубежной литературы и проблемы реализации в вузе // European Social Science Journal. 2013. № 4 (23). С. 66-74.

18. Тавстуха О. Г. Практико-ориентированный подход в реализации образовательных программ гуманитарного направления в вузе / О. Г. Тавстуха, Е. Г. Матвиевская, Е. А. Ганаева // Вестник Оренбургского государственного университета, 2023. № 2 (238). С. 101-105.

19. Телятник Т. Е. Современные интерактивные образовательные технологии в системе высшего образования (на примере преподавания политологии в вузе) // Общество: социология, психология, педагогика,

2020. № 8 (76). С. 94-97.

20. Хитрова А. В. Система гражданского воспитания студенческой молодежи в современной России. Симферополь : ООО «Типография "Ариал"», 2023. 121 c.

21. Шерехова О. М. Педагогические условия формирования антикоррупционной позиции у бакалавров политологии в процессе иноязычного образования // Конструктивные педагогические заметки.

2021. № 9-1 (15). С. 21-33.

22. Шумаров А. П. Особенности формирования коммуникативных способностей курсантов на занятиях по социально-гуманитарным дисциплинам // Пенитенциарная система и общество: опыт взаимодействия : сб. мат. X межд. научно-практ. конференции. Пермь, 2023. С. 150-152.

23. Gerring J. What is a case study and what is it good for? American Political Science Review. 2004. 98. 341-354.

24. Luzganova A. A., Korneeva L. I. Case-study method as a universal method of professional foreign language teaching in the international relations sphere // Languages in Professional Communication. 2022. С. 408-412.

25. Vershinina K. V., Galieva T. R. Talent management in infocommunications: specifics and content // Вестник Гуманитарного факультета Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. профессора М. А. Бонч-Бруевича. 2020. № 12. С. 31-35.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Reference list

1. Abramov A. V. Problemy politologiche-skogo obrazovanija v sovremennoj Rossii. Po-pytka kolichestvennogo issledovanija = Prob-lems of political science education in modern Rus-sia. Attempt of Quanti-

tative Study / A. V Abramov, A. P. Vorob'jov // Obozrevatel'. 2021. № 7 (378). S. 96-110.

2. Azarova O. A. Tehnologija razvitija navy-kov kriticheskogo myshlenija na zanjatijah ino-strannogo jazyka u studentov-sociologov i stu-dentov-politologov s pomoshh'ju primenenija situacionnyh zadach = Technology to develop crit-ical thinking skills in foreign language classes among sociology students and political science students using situational tasks / O. A. Azarova, N. A. Puti-lina // Innovacii v obrazovanii. 2023. № 1. S. 34-45.

3. Barsegjan V. M. Politicheskaja i nauchnaja aktivnost' molodyh politologov: igra s nule-voj summoj? = The political and scientific activism of young political scientists: a zero-sum game? // Politicheskaja nauka.

2018. № 4. S. 258-270. DOI: 10.31249/poln/2018.04.13

4. Bahlova O. V Razrabotka programmy prikladnogo issledovanija kak instrument sta-novlenija issledovatel'skoj kompetentnosti budushhih politologov (na primere temy «Pro-stranstvennoe razvitie Rossii kak faktor naciestroitel'stva i formirovanija nacio-nal'noj idei») = Development of an applied re-search program as a tool for forming research competence of future political scientists (on the example of the topic «Spatial development of Rus-sia as a factor in nationalization and the formation of a national idea») / O. V Bahlova, I. V. Bahlov, I. G. Napalkova, A. S. Soldatova // Obrazovanie i nauka.

2019. T. 21. № 9. S. 49-79.

5. Borzova T. A. Vozvrashhenie k istokam: o podhodah k prepodavaniju kursa «Osnovy ros-sijskoj gosudarstvennosti» v vysshej shkole = Return to origins: on approaches to teaching the course «Fundamentals of Russian statehood» in higher education // Mir nauki, kul'tury, obra-zovanija. 2023. № 4 (101). S. 138-142.

6. Bronnikov I. A. Politologicheskoe obra-zovanie v sovremennyh rossijskih vuzah (2017-2021 gg.) = Political science education in modern Russian universities (2017-2021) / I. A. Bronnikov, M. V Cybrjaeva // Diskurs-Pi. 2021. T. 18. № 4. S. 125-140.

7. Gukova I. N. Sostojanie politicheskogo obrazovanija v sovremennoj Rossii: problemy i puti ih reshenija = The state of political educa-tion in modern Russia: problems and ways to solve them / I. N. Gukova, Zh. V. Bojko, L. S. Polovneva // Via in Tempore. Istorija. Politolo-gija. 2021. T. 48. № 1. S. 238-248.

8. Dianov S. A. Gumanitarnoe obrazovanie i politicheskoe prosveshhenie v negumanitar-nom vuze: vzgljad pedagoga vysshej shkoly = Hu-manitarian education and political education in a non-humanitarian university: the view of a teacher in higher education / S. A. Dianov, Ju. V Dianova // Pedagogika i prosveshhenie. 2023. № 2. S. 1-9.

9. Dubrovskaja S. V Kejs-tehnologija v pro-fessional'noj podgotovke politologov = Case technology in the professional training of political scientists // Izvestija Saratovskogo universiteta. Novaja serija. Serija Sociologija. Politologija. 2015. T. 15. Vyp. 4. S. 97-99.

10. Korneeva L. I. Opyt primenenija me-toda case-study v kurse professional'no ori-entirovannogo anglijskogo jazyka v obshhestven-no-politicheskoj sfere = Experience in applying the case-study method in the course of profes-sionally oriented English in the sociopolitical sphere / L. I. Korneeva, A. A. Luzganova // Peda-gogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2023. № 4. S. 70-75.

11. Kornetov G. B. Vozmozhnosti i opasnosti ispol'zovanija treningov v obuchenii = Opportunities and hazards to use trainings in learn-ing // Shkol'nye tehnologii. 2021. № 1. S. 98-108.

12. Nurtazina R. A. Tehnologii primene-nija case-study v prepodavanii politologii = Technologies for applying case-study in teaching political science // Innovacii v prepodavanii : mat. VI Mezhdun. nauchno-prakt. konf. v ramkah Evrazijskogo sotrudnichestva [2425 marta 2016 goda] / otv. red. S. I. Gil'manshina ; redkol.: V. I. Galkin (Rossija), A. A. Volchek (Belorussija), R. A. Nurtazina (Kazahstan)]. Kazan' : Kazanskij gos. tehnicheskij un-t, 2016. S. 268-272.

13. Orlanov G. O socializirujushhej roli politologii kak uchebnoj discipliny v uslovi-jah kriticheskogo pereosmyslenija liberal'nyh zapadnyh doktrin = On the socializing role of political science as an academic discipline in the context of critical rethinking of liberal Western doctrines / G. Orlanov, P. Fel'dman, A. Fedjakin, D. Ezhov // Svobodnaja mysl', 2022. № 2 (1692). S. 63-76.

14. Osipova N. G. Molodjozh' v sisteme so-cial'no-gumanitarnyh nauk = Youth in the system of social and humanitarian sciences: mono-grafija / N. G. Osipova, S. O. Elishev. Moskva : Perspektiva, 2022. 133 s.

15. Pyhteeva E. V Aktual'nye problemy metodiki prepodavanija politicheskih disci-plin v rossijskom vuze = Current problems of the methodology for teaching political disciplines in Russian university // Aktual'nye problemy me-todologii nauchno-pedagogicheskih issledova-nij i prakticheskoj dejatel'nosti pedagoga : sbornik statej I Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Omsk : Izd-vo Om-GA, 2020. S. 72-76.

16. Pyhteeva E. V. Praktika prepodavanija politicheskih disciplin v vysshej shkole: pro-blemy i osobennosti metodiki = Practice of teaching political disciplines in higher education: problems and features of the methodology // Ak-tual'nye problemy sovremennoj nauki: vzgljad molodyh uchenyh : mat. Mezhd. nauchno-prakt. konferencii. Omsk : Izd-vo OmGA, 2020. S. 422-424.

17. Savickaja A. V. Praktiko-orientirovannyj podhod v obuchenii: obzor zarubezhnoj literatury i problemy realiza-cii v vuze = Practice-oriented approach in training: review of foreign literature and problems of implementing at the university // European Social Science Journal, 2013. № 4 (23). S. 66-74.

18. Tavstuha O. G. Praktiko-orientirovannyj podhod v realizacii obrazo-vatel'nyh programm gumanitarnogo napravle-nija v vuze = Practical-oriented approach in imple-menting educational programs of the humanitarian sphere at the university / O. G. Tavstuha, E. G. Mat-

vievskaja, E. A. Ganaeva // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, 2023. № 2 (238). S. 101-105.

19. Teljatnik T. E. Sovremennye interak-tivnye obrazovatel'nye tehnologii v sisteme vysshego obrazovanija (na primere prepodava-nija politologii v vuze) = Modern interactive educational technologies in the higher education system (using the example of teaching political sci-ence at a university) // Obshhestvo: sociologija, psihologija, pedagogika. 2020. № 8 (76). S. 94-97.

20. Hitrova A. V Sistema grazhdanskogo vospitanija studencheskoj molodezhi v sovre-mennoj Rossii = The system of civil education of student youth in modern Russia. Simferopol' : OOO «Tipografija "Arial"», 2023. 121 c.

21. Sherehova O. M. Pedagogicheskie uslo-vija formirovanija antikorrupcionnoj pozicii u bakalavrov politologii v processe inojazych-nogo obrazovanija = Pedagogical conditions to form an anti-corruption position among bachelors of political science in the process of foreign-language training // Konstruktivnye pedagogiche-skie zametki. 2021. № 9-1 (15). S. 21-33.

22. Shumarov A. P. Osobennosti formiro-vanija kommunikativnyh sposobnostej kursan-tov na zanjatijah po social'no-gumanitarnym disciplinam = Features of forming communica-tion abilities of cadets at social and humanitarian disciplines classes // Penitenciarnaja sistema i obshhestvo: opyt vzaimodejstvija : sb. mat. X mezhd. nauchno-prakt. konferencii. Perm', 2023. S. 150-152.

23. Gerring J. What is a case study and what is it good for? American Political Science Review. 2004. 98. 341-354.

24. Luzganova A. A., Korneeva L. I. Case-study method as a universal method of professional for-eign language teaching in the international rela-tions sphere // Languages in Professional Commu-nication. 2022. S. 408-412.

Vershinina K. V., Galieva T. R. Talent man-agement in infocommunications: specifics and con-tent // Vestnik Gumanitarnogo fakul'teta Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo uni-versiteta telekommunikacij im. professora M. A. Bonch-Bruevicha. 2020. № 12. S. 31-35.

Статья поступила в редакцию 19.01.2024; одобрена после рецензирования 20.02.2024; принята к публикации 28.03.2024.

The article was submitted 19.01.2024; approved after reviewing 20.02.2024; accepted for publication 28.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.