Научная статья на тему 'ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ПОЛИТОЛОГИИ В ВУЗЕ'

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ПОЛИТОЛОГИИ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
практико-ориентированный подход / методика преподавания / активные технологии / принципы / политология / practice-oriented approach / teaching methods / active technologies / principles / political science

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пыхтеева Елена Викторовна

Политические дисциплины в последние два десятилетия прочно вошли в учебные программы вузов России как профильных, так и непрофильных направлений подготовки студентов. Политология призвана способствовать развитию гражданской грамотности, активности и ответственности общества. Преподавание политологии в российских вузах осуществляется в традиционном вузовском формате, что не позволяет в полном объеме использовать образовательный потенциал политических дисциплин. Преподавание политологии через организацию практико-ориентированной деятельности обладает необходимым потенциалом для развития базовых компетенций квалифицированных выпускников современных вузов. Основой формирования политических знаний у студентов выступает следование базовым принципам практико-ориентированной деятельности. К ним относятся общие принципы: проблемно-ориентированный характер политического знания; моделирование самостоятельной творческой активности студентов; применение разных техник и форматов работы; ориентация на использование оригинальных текстов в процессе обучения; использование в процессе обучения политическим дисциплинам новейших достижений политической теории, практики и политической науки; подробный и глубокий анализ каждой темы курса политологии. Оба раздела политологии: "история политической мысли" и "современная политическая наука" имеют специфические принципы организации процесса обучения. Классификация принципов организации образовательного процесса в вузе по дисциплине «Политология» содержит направления организации обучения студентов с позиции практико-ориентированного подхода. Он позволяет формировать профессиональные компетенции у студентов, ориентированные на современные требования работодателей и уровень развития профессиональной сферы политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пыхтеева Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE-ORIENTED APPROACH TO TEACHING POLITICAL SCIENCE AT UNIVERSITY

In the last two decades, political disciplines have become firmly established in the curricula of Russian universities in both specialized and non-core areas of student training. Political science is designed to promote the development of civic literacy, activity and responsibility of society. The teaching of political science in Russian universities is carried out in a traditional university format, which does not allow the educational potential of political disciplines to be fully used. Teaching political science through the organization of practice-oriented activities has the necessary potential for developing the basic competencies of qualified graduates of modern universities. The basis for the formation of political knowledge among students is following the basic principles of practice-oriented activity. These include general principles: the problem-oriented nature of political knowledge; modeling students’ independent creative activity; use of different techniques and work formats; focus on the use of original texts in the learning process; use of the latest achievements of political theory, practice and political science in the process of teaching political disciplines; detailed and in-depth analysis of each topic in the political science course. Both sections of political science: “history of political thought” and “modern political science” have specific principles for organizing the learning process. The classification of principles for organizing the educational process at a university in the discipline “Political Science” contains directions for organizing student learning from the perspective of a practice-oriented approach. It allows students to develop professional competencies focused on the modern requirements of employers and the level of development of the professional sphere of politics.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ПОЛИТОЛОГИИ В ВУЗЕ»

DOI: 10.251 £38//1{^14-6457-24Я1 -116 УДК 37.013.2

Пыхтеева Е.В.

Омская гуманитарная академия, г Омск, Россия E-mail: pichteeva@mail.ru

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ПОЛИТОЛОГИИ В ВУЗЕ

Политические дисциплины в последние два десятилетия прочно вошли в учебные программы вузов России как профильных, так и непрофильных направлений подготовки студентов. Политология призвана способствовать развитию гражданской грамотности, активности и ответственности общества. Преподавание политологии в российских вузах осуществляется в традиционном вузовском формате, что не позволяет в полном объеме использовать образовательный потенциал политических дисциплин. Преподавание политологии через организацию практико-ориентированной деятельности обладает необходимым потенциалом для развития базовых компетенций квалифицированных выпускников современных вузов. Основой формирования политических знаний у студентов выступает следование базовым принципам практико-ориентированной деятельности. К ним относятся общие принципы: проблемно-ориентированный характер политического знания; моделирование самостоятельной творческой активности студентов; применение разных техник и форматов работы; ориентация на использование оригинальных текстов в процессе обучения; использование в процессе обучения политическим дисциплинам новейших достижений политической теории, практики и политической науки; подробный и глубокий анализ каждой темы курса политологии. Оба раздела политологии: "история политической мысли" и "современная политическая наука" имеют специфические принципы организации процесса обучения. Классификация принципов организации образовательного процесса в вузе по дисциплине «Политология» содержит направления организации обучения студентов с позиции практико-ориентированного подхода. Он позволяет формировать профессиональные компетенции у студентов, ориентированные на современные требования работодателей и уровень развития профессиональной сферы политики.

Ключевые слова: практико-ориентированный подход, методика преподавания, активные технологии, принципы, политология.

Pykhteeva E.V.

Omsk Humanitarian Academy, Omsk, Russia E-mail: pichteeva@mail.ru

PRACTICE-ORIENTED APPROACH TO TEACHING POLITICAL SCIENCE AT UNIVERSITY

In the last two decades, political disciplines have become firmly established in the curricula of Russian universities in both specialized and non-core areas of student training. Political science is designed to promote the development of civic literacy, activity and responsibility of society. The teaching of political science in Russian universities is carried out in a traditional university format, which does not allow the educational potential of political disciplines to be fully used. Teaching political science through the organization of practice-oriented activities has the necessary potential for developing the basic competencies of qualified graduates of modern universities. The basis for the formation of political knowledge among students is following the basic principles of practice-oriented activity. These include general principles: the problem-oriented nature of political knowledge; modeling students' independent creative activity; use of different techniques and work formats; focus on the use of original texts in the learning process; use of the latest achievements of political theory, practice and political science in the process of teaching political disciplines; detailed and in-depth analysis of each topic in the political science course. Both sections of political science: "history of political thought" and "modern political science" have specific principles for organizing the learning process. The classification of principles for organizing the educational process at a university in the discipline "Political Science" contains directions for organizing student learning from the perspective of a practice-oriented approach. It allows students to develop professional competencies focused on the modern requirements of employers and the level of development of the professional sphere of politics.

Key words: practice-oriented approach, teaching methods, active technologies, principles, political science.

Введение

Процесс утверждения политологии как учебной дисциплины в российских вузах имеет свою специфику. В настоящее время еще остается стереотип о необязательности политического просвещения студентов непрофильных специальностей, технических и инженерных

профессий. Однако формирование активного гражданина и развитого гражданского общества предполагает наличие знаний о политике, ее сущности и роли в российском обществе у каждого жителя России. Осознанное исполнение гражданско-правовых обязанностей и использование гарантированных прав и свобод

каждой самостоятельной личностью делает рациональным изучение политологии не зависимо от направления профессиональной подготовки студентов.

Другим аспектом проблемы выступает определение педагогического содержания и инструментария при преподавании политологии в вузе. Использование стандартных, традиционных методов обучения политологии, исходя из практики работы в вузе, не позволяет получить высокий результат, что говорит о необходимости осуществления подбора особого спектра методов и технологий [9]. Практико-ориентированный подход хорошо соотносится с образовательными целями, которые ставятся при обучении политологии студентов профильных специальностей.

В рамках данной статьи рассмотрена проблема совершенствования процесса преподавания политологии, повышение качества процесса обучения студентов - политологов в вузе.

Целью настоящей статьи является анализ опыта преподавания политологии и обоснование целесообразности применения практи-ко-ориентированного подхода в обучении студентов политологии. Автор опирается на опыт преподавания политологии в вузе, где дисциплина изучается на профильных и непрофильных направлениях подготовки студентов.

Использование практико-ориентирован-ного подхода имеет сложившуюся традицию, подход хорошо изучен и его применение обосновано и описано. Одновременно, необходимо отметить, отсутствие большого количества трудов и материалов по методике применения практико-ориентированного подхода в преподавании политологии. Авторами практико-ори-ентированного подхода выступают: И.Г. Пе-сталоцци, В. Гумбольдт, Д. Дьюи и другие [5, с. 211]. Возможности подхода в образовательной деятельности использовали и описали Л.Н. Толстой, К.Д.Ушинский [10, с. 12].

И.Ю. Калугина отмечает особенное практическое значение подхода, которое заключается в сочетании логического, образного и эмоционального компонентов процесса обучения [4, с. 18]. При реализации педагогической деятельности в рамках практико-ориентированного подхода достигается получение новых знаний, реализация их на практике и преобразование в творческой активности.

Ф.Г. Ялланов видит назначение практико-ориентированного подхода в развитии социально-значимых качеств и профессиональных навыков ее ведения [20, с. 98]. Подход автора точно воспроизводит цель политического обучения студентов, которая состоит, во-первых, в формировании и развитии общеполитических компетенций, включающих знание устройства и функционирования органов государственной и политической власти, распределения полномочий и сфер ведения в государственном аппарате, политических прав и свобод, механизма их реализации и возможности использования. Во-вторых, знакомство на практике с различными сферами деятельности и функциями политиков, такими как: деятельность избирательных организаций, депутатская деятельность и представительство, руководство политическими организациями и структурами (политическими партиями и др.) [16, с. 69]. Наличие знаний в области политологии и политики не дает студентам необходимого уровня подготовки без развитых компетенций в области политического практикоприменения.

Использование практико-ориентированных образовательных механизмов позволяет получить компетентного молодого специалиста, способного применять полученный опыт и проявлять творческую активность, направленную на создание инноваций в профессиональной деятельности.

Заслуживает внимания подход А. В. Савицкой, которая определяет практико-ориен-тированную парадигму как особый «способ академического образования», что дает возможность перевести ориентацию с получения новых знаний в рамках учебных дисциплин на активное групповое обучение студентов анализу реальных профессиональных проблем и опыта их решения [16, с. 70].

Следовательно, практико-ориентирован-ный подход обладает необходимым инструментарием и потенциалом для подготовки компетентных студентов как профильных, так и непрофильных специальностей.

Результаты исследования

Политология как учебная дисциплина состоит из двух больших частей: истории политических учений и современная политиче-

ская наука. Содержание каждой части имеет существенную специфику [18, с. 96]. Первый блок «история политических учений» включает историко-философский контекст, обладает большей теоретизацией, формирует причинно-следственные связи. Второй блок «современная политическая наука» более сложен, практически ориентирован, разнообразен. Процесс преподавания политологии в вузе, в целом, предполагает учет общих принципов преподавания дисциплины:

- Проблемно-ориентированный характер политического знания. Традиционное образование в вузе основано на решении учебных задач, предполагающих овладение теоретическими знаниями в области профессиональной деятельности. Политология содержит большое количество теоретического материала, подлежащего запоминанию. Прежде всего, к нему относятся знания в области истории развития государства, его форм и видов организации политической власти, теории развития гражданского общества и социального государства, административно-территориального и институционального устройства [3, с. 7]. Решение учебных задач, смоделированных для освоения теоретических знаний студентами часто слабо согласуется с реальными задачами и ситуациями, встречающимися на практике. В результате такой несогласованности полученные теоретические знания по политологии студенты не способны применять в реальной жизни. Иначе строится политическое образование с позиции проблемной ориентированности, которая позволяет развивать критическое мышление у студентов, самостоятельно определять проблему, осуществлять поиск вариантов ее решения, оценивать как позитивные, так и негативные стороны каждого найденного варианта решения проблемы [13, с. 124]. Специфика политического знания часто связана с проблемой существования дилеммы, определенного выбора, который необходимо сделать исходя из сложившейся ситуации. Такая дилемма может быть связана с проблемами политического порядка и политической свободой, эффективным управлением и демократическими правами, морали и насилия во власти и т. д. Приведенная проблематика позволяет продемонстрировать студентам невозможность однозначной оценки

политических событий и процессов [7, с. 196]. Основной задачей данного принципа становится развитие умения формулировать проблему и определять ее рационалистическое и морально-этическое решение, которые часто являются противоположными в политике.

- Моделирование самостоятельной творческой активности студентов. Данный принцип организации занятий по политическим дисциплинам направлен на формирование способности к созданию разных видов текстов, написанных в различных жанрах (официально-деловой, публицистический, научно-критический). Достижение поставленной цели возможно через использование метода проектов, анализа документов, текстов, написание эссе и аналитических справок [7, с. 277].

- Применение разных техник и форматов работы на занятиях в вузе. Сочетание традиционных и нестандартных форм организации обучения политическим дисциплинам позволяет повысить уровень усвоения учебного материала [11, с. 86]. Уместно использование игры «Дебаты», техники воркшопа, игры «Правила принятия решений в парламенте» и другое.

- Ориентация на использование оригинальных текстов в процессе обучения. Одной из проблем обучения политологии выступает ориентация традиционного подхода на учебники, как основной источник знаний, что часто происходит необоснованно. Данное утверждение имеет несколько причин: трудное восприятие сухого научного текста учебника, не позволяющего осмыслить и освоить политические знания и тем более перевести их к компетенции; сомнительное качество, субъективность, избирательность предлагаемого для изучения материала многих учебников; отсутствие важных деталей и тонкостей в обобщенном содержании учебников; несоответствие материала учебников новым условиям, динамичность развития политических процессов, быстрый темп устаревания данных и материала, опубликованного в учебниках [6, с. 6]. Приведенный перечень причин создает необходимость переориентации студентов с обращения к учебникам на применение оригинальных источников и текстов (документов, выступлений, материалов интервью и др.) [14, с. 423]. Введение в процесс обучения политологии первоисточников позволяет студентам познакомиться с

произведениями теоретиков и историков политической науки, развивать критическое мышление и умение осуществлять анализ содержания текста, работать с подготовленными преподавателем кейс-заданиями [15, с. 73].

- Использование в процессе обучения политическим дисциплинам новейших достижений политической теории, практики и политической науки. Современной проблемой российского политологического образования выступает традиционное рассмотрение базовых тем (политические системы, политические процессы, политические институты), в уже сложившемся ключе, который был выработан 30-40 лет назад. За несколько десятилетий не изменились подходы к их рассмотрению, классификации, теории [17, с. 102]. С другой стороны, даже выделение современных проблем, необходимых для изучения, осуществляется с применением устаревшего инструментария и традиционных сложившихся подходов. Часто устаревшие концепции лежат в основе изучения таких тем, как «политические режимы», «формы правления» [8, с. 251]. Продуктивной практикой курса политологии выступает привлечение новейших достижений политической науки.

- Подробный и глубокий анализ каждой темы курса политологии. Логика образовательного процесса по политологии выстраивается в соответствии с важностью формирования прак-тико-ориентированных компетенций как основного образовательного результата. С данной позиции осуществляется подбор тем для изучения. Каждая тема имеет равное по степени важности значение для освоения курса.

Приведенный перечень принципов можно применить к курсу политологии, в целом, однако, политологию принято делить на две обособленные части «историю политической мысли» и «современную политическую науку». Относительно каждого из данных разделов необходимо определить отдельный перечень принципов организации образовательного процесса по политологии, что позволит правильно ориентировать образовательную деятельность на конкретный образовательный результат.

Принципы преподавания раздела «История политической мысли»:

- Актуализация политических теорий разных исторических периодов в логической вза-

имосвязи между собой на протяжении их развития и становления, определение возможности использования концепций прошлого для интерпретации современных политических процессов и событий [2, с. 239].

Сложностью историко-политического раздела выступает большой объем материала, подлежащего запоминанию и освоению, но служащего основой для дальнейшего изучения мира политики. Студентами данный раздел воспринимается как не важный, вводный, не требующий усилий для освоения. Задачей преподавателя становится определение актуальности и важности раздела для студентов, как фундаментального для ориентации в современных политических процессах. Актуализация изучения политических сочинений разных эпох имеет два ключевых направления: акцент на политических проблемах и дилеммах, который делают авторы сочинений в периоды античности, средних веков, нового и новейшего времени; применимость описанных подходов и возможностей решения современных проблем с позиции политико-философских концепций прошлого. Важной функцией преподавателя выступает демонстрация различных вариантов, иногда противоположных возможных путей решения политических проблем с использованием теоретического наследия прошлого. Особое значение реализация принципа имеет через приведенные преподавателем примеры, выполнение студентами упражнений с применением концепций и политико-философских теорий из истории развития политической науки.

- Демонстрация единства историко-поли-тического процесса через рассмотрение «вечных» проблем политики.

Раздел призван иллюстрировать существование в истории политической мысли наличие дискуссионных вопросов, проблем, имеющих актуальность на протяжении всех этапов истории человечества. К таким проблемам относятся вопросы сущности власти, проблема соотношения морали и политики, сущности государства, проблема насилия в политике и многие другие.

- Развитие критического мышления при изучении раздела. Первый раздел направлен на изучение теорий, концепций, взглядов мыслителей прошлого, которые предлагают опре-

деленную позицию для рассмотрения важных вопросов устройства общественно-политического мира. Ни одна из предложенных концепций не претендует на абсолютную истину, что позволяет студентам определиться с предпочтениями и далее сформировать собственную позицию относительно исследуемых проблем. Студенты имеют возможность соглашаться или опровергать выводы философов и политиков прошлого, что создает педагогические условия для развития критического мышления.

При организации образовательного процесса по разделу «Современная политическая наука» рекомендуется соблюдать следующие принципы:

- Наличие в программе курса новых тем, демонстрирующих динамику взглядов современных политологов.

Использование аналитических подходов к изучению и интерпретации современных политических событий, явлений позволит актуализировать политологию как науку. Осуществление анализа происходящих в реальной жизни событий создаст у студентов ощущение соучастия в происходящих в настоящее время политических процессах, позволит осуществлять поиск эвристических инструментов для решения проблем современного мира политики [1, с. 103].

- Развитие «панорамного взгляда», образующего концептуальный контекст для рассмотрения нескольких взаимосвязанных тем.

Ключевой задачей второго раздела выступает формирование «панорамного взгляда», который позволит изучать политические проблемы углубленно и системно. Сущность «панорамного взгляда» состоит в том, чтобы научить студентов находить взаимосвязь между отдельными темами дисциплины, определять общие фундаментальные принципы и паттерны, лежащие в основе разных политических проблем и явлений. Примером, может служить изучение таких разных тем как «Формы государства», «Политические режимы», «Политические процессы», которые можно осваивать на основе единых концептуальных рамок, таким методом может стать состязательная versus консенсусная модель. Умение видеть события через «панорамный взгляд» позволяет развивать глобальное мышление с широкими границами восприятия событий.

- Демонстрация студентам исследовательских практик и инструментов современных политологов.

Знакомство студентов с инструментами и возможностями современных исследований позволит понять степень достоверности сведений, размещенных в учебном материале, позволит сформировать интерес к политологическим исследованиям и понимание источников транслируемых сведений в обществе.

Так, курс политологии рационально делить на два органично дополняющих друг друга раздела, каждый из которых, находясь в единстве, выполняет свои строго определенные функции, выраженные через приведенную совокупность принципов организации образовательного процесса.

Отдельного внимания заслуживают методы обучения политологии. Совокупность предложенных методов определена с позиции практи-ко-ориентированного подхода.

Методы обучения студентов политологии достаточно разнообразны. Практико-ориенти-рованный подход может быть реализован через использование информационно-коммуникативных технологий, проектную деятельность студентов, учебное моделирование политико-правовых, социально-экономических ситуаций, исследовательскую деятельность, дискуссий, дидактических игр, кейс-методов, имитированных занятий в области профессиональной деятельности, круглого стола.

Организация учебных занятий в вузе предполагает использование практико-ориентиро-ванной деятельности на протяжении всего занятия или отдельной его части. К числу наиболее применимых форм и методов организации учебной деятельности по политологии в рамках подхода относятся: работа с источниками (документами, текстами выступлений, интервью и др.); проблемные лекции и семинарские занятия (нестандартная ситуация); занятие событийного соучастия; воркшоп; пентобазис; лекция-экскурсия; сторителлинг; систематизация (схема, график, таблица и др.)

Использование данных педагогических методов, техник направлено на раскрытие прак-тико-ориентированного потенциала подхода, каждый метод может быть использован с определённой частной целью или совокупность ме-

тодов применяются для достижения нескольких учебных целей.

Ключевую роль в достижении желаемого педагогического результата выполняет подбор учебной литературы по политологии, сочетающий классические издания с практикумами и новейшими современными трудами ведущих политологов. Основными учебниками чаще выступают около 20 изданий по политическим дисциплинам. Более востребованными учебными изданиями стали работы Мельвиля А.Ю. «Категории политической науки», Соловьева А.И. «Политология», Мухаева Р. Т. «Политология». Для студентов естественнонаучных направлений подготовки базовыми становятся учебники по политологии Пугачева В.П., Соловьева А.И. Студентам гуманитраных профилей политология чаще преподается по учебникам Ачкасова В.А., Белова Г.А., Мельвиля А.Ю., Хейвуда Э. Наибольшее признание получили

учебники Гаджиева К.С. и Примовой Э.Н. у студентов непрофильных направлений подготовки.

Комплекс приведенной литературы отражает уровень развития современной политической науки как учебной дисциплины в вузах России.

Выводы

Предложенная классификация принципов организации образовательного процесса в вузе по дисциплине «Политология», не является исчерпывающей, однако содержит ключевые направления организации обучения студентов с позиции практико-ориентированного подхода. Применительно к политологии практико-ори-ентированный подход позволяет формировать профессиональные компетенции у студентов, ориентированные на современные требования работодателей и уровень развития профессиональной сферы политики.

27.12.2023

Список литературы:

1. Гаврилова, Ю.В. Гражданское образование в современной школе: зарубежный опыт / Ю.В. Гаврилова, Е.М. Федорова // Вестник МГПУ Серия: Юридические науки. - 2020. - №2(38). - С. 99-111.

2. Гуковаб И.Н. Состояние политического образования в современной России: проблемы и пути их решения / И.Н. Гукова, Ж.В. Бойко, Л.С. Половнева // Via in Tempore. История. Политология. - 2021. - Т. 48. - №1. - С. 238-248.

3. Дианов, С.А. Гуманитарное образование и политическое просвещение в негуманитарном вузе: взгляд педагога высшей школы / С.А. Дианов, Ю.В. Дианова // Педагогика и просвещение. - 2023. - №2. - С. 1-9.

4. Коменский, Я. А. Педагогическое наследие / Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. - Москва: Педагогика, 1989. - 416 с.

5. Конасова, Н.Ю. Организационно-педагогические возможности расширения образовательного потенциала конференции исследовательских и проектных работ старшеклассников. Кейс конференции «Молодые исследователи» / Н.Ю. Конасова // Вестник Оренбургского педагогического университета. Электронный научный журнал. - 2021. - №4(40). URL: http://vestospu. ru/archive/2022/content4.html

6. Короткевич, А.В. Универсальные компетенции для устойчивого развития: определение границ и понятий / А.В. Короткевич, В.Н. Лучина // Журнал Белорусского государственного университета. Экология. - 2019. - № 2. - С. 4-12.

7. Кроткова, Н.В. Всероссийская конференция с международным участием «История политических и правовых учений как научная и учебная дисциплина» / Н.В. Кроткова // Государство и право. - 2023. - №8. - C. 191-206.

8. Лазуткина, Л.Н. Применение проблемно-деятельностного подхода в процессе практико-ориентированного обучения в вузе / Л.Н. Лазуткина // Мир образования - образование в мире. - 2020. - №1(77). - С. 250-255.

9. Митфтахова, Л.А. Практико-ориентированный подход в обучении // Социальная сеть работников образования / Л.А. Митфтахова // Научный вестник Крыма. - 2019. - №3(21). URL:https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2013/04/08/praktiko-orientirovannyy-podkhod-v-obuchenii (дата обращения 25.12.2023).

10. Овчинников, Д. Юность не любит ходить на помочах. Педагог Константин Ушинский - императрице Марии Александровне: Как воспитать из подростка достойного сына Отечества / Д. Овчинников // Родина: журнал. - 2021. - №1. - С. 10-15.

11. Павлова, О. А., Проблемы парадигмального подхода в исследовании социально-культурной деятельности: монография / О.А. Павлова. - Краснодар: Новация, 2021. - 257 с.

12. Пак, Л.Г. Акмеологическая концепция социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов: от теории к практике / Л .Г. Пак, Л.А. Кочемасова, Ю .А. Соколова // Вестник Оренбургского педагогического университета. Электронный научный журнал. - 2022. - №4(44). URL: http://vestospu.ru/archive/2022/content4.html

13. Порецкова, А. А. Эволюция методологических подходов к изучению системы политической коммуникации / А. А. Порецко-ва // PolitBook. - 2017. - N 3. - С. 121-137.

14. Пыхтеева, Е.В. Практика преподавания политических дисциплин в высшей школе: проблемы и особенности методики / Е.В. Пыхтеева // Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых ученых. Материалы Международной научно-практической конференции. Материалы Круглого стола. - 2020. - С. 422-424.

15. Пыхтеева, Е.В. Актуальные проблемы методики преподавания политических дисциплин в российском вузе / Е.В. Пыхтеева // Актуальные проблемы методологии научно-педагогических исследований и практической деятельности педагога. Сборник статей I Всероссийской научно-практической конференции. - 2020. - С. 72-76.

16. Савицкая, А.В. Практико-ориентированный подход в обучении: обзор зарубежной литературы и проблемы реализации в вузе / А.В. Савицкая // European Social Science Journal. -2013. - №4(23). - С. 66-74.

17. Тавстуха, О.Г. Практико-ориентированный подход в реализации образовательных программ гуманитарного направления в вузе / О.Г. Тавстуха, Е.Г. Матвиевская, Е.А. Ганаева // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2023. -№2(238). - С. 101-105.

18. Телятник, Т.Е. Современные интерактивные образовательные технологии в системе высшего образования (на примере преподавания политологии в вузе) / Т.Е. Телятник // Общество: социология, психология, педагогика. - 2020. - №8(76). - С. 94-97.

19. Тинякова, Е.А. Методические материалы по гуманитарным дисциплинам : методическое пособие : [16+] / Е.А. Тинякова. -2-е изд., стер. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2017. - Часть 1. Методички и рабочие программы. - 548 с.

20. Ялалов, Ф.Г. Профессиональная многомерность / Ф.Г. Ялалов. - Казань: Центр инновационных технологий, 2013. - 180 с.

References:

1. Gavrilova Yu.V., Fedorova E.M. (2020) Civic education in modern school: foreign experience. Bulletin of the Moscow State Pedagogical University. Series: Legal sciences, No. 2 (38), pp. 99-111.

2. Gukova I.N., Boyko Zh.V., Polovneva L.S. (2021) The state of political education in modern Russia: problems and ways to solve them. Via in Tempore. History. Political science, Vol. 48, No. 1, pp. 238-248.

3. Dianov S.A., Dianova Yu.V (2023) Humanitarian education and political education in a non-humanitarian university: the view of a higher school teacher. Pedagogy and education, No. 2, pp. 1-9.

4. Komensky Ya. A., Locke D., Rousseau J.-J., Pestalozzi I. G. (1989) Pedagogical heritage. Moscow: Pedagogy, 416 p.

5. Konasova N.Yu. (2021) Organizational and pedagogical opportunities for expanding the educational potential of the conference of research and design works of high school students. Case of the conference "Young Researchers". Vestnik of the Orenburg Pedagogical University. Electronic scientific journal, No. 4(40). URL: http://vestospu.ru/archive/2022/content4.html

6. Korotkevich A.V., Luchina V.N. (2019) Universal competencies for sustainable development: defining boundaries and concepts. Journal of the Belarusian State University. Ecology, No. 2, pp. 4-12.

7. Krotkova N.V. (2023) All-Russian conference with international participation "History of political and legal doctrines as a scientific and educational discipline". State and Law, No. 8, pp. 191-206.

8. Lazutkina L.N. (2020) Application of a problem-based activity approach in the process of practice-oriented education at a university. World of Education - Education in the World, No. 1(77), pp. 250-255.

9. Mitftakhova L.A. (2019) Practice-oriented approach to training // Social network of educators. Scientific Bulletin of Crimea, No. 3(21), URL: https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2013/04/08/praktiko-orientirovannyy-podkhod-v-obuchenii (date appeal 12/25/2023).

10. Ovchinnikov D. (2021) Youth does not like to walk on a leash. Teacher Konstantin Ushinsky to Empress Maria Alexandrovna: How to raise a teenager as a worthy son of the Fatherland. Rodina: magazine, No. 1, pp. 10-15.

11. Pavlova O.A. (2021) Problems of the paradigmatic approach in the study of socio-cultural activities: monograph. Krasnodar: Novation, 257 p.

12. Pak L.G., Kochemasova L.A., Sokolova Yu.A. (2022) Acmeological concept of social and pedagogical assistance in the employment of university graduates: from theory to practice. Bulletin of the Orenburg Pedagogical University. Electronic scientific journal, No. 4(44). URL: http://vestospu.ru/archive/2022/content4.html

13. Poretskova A.A. (2017) Evolution of methodological approaches to the study of the system of political communication. PolitBook, N 3, pp. 121-137.

14. Pykhteeva E.V. (2020) Practice of teaching political disciplines in higher education: problems and features of the methodology. Current problems of modern science: the view of young scientists. Materials of the International Scientific and Practical Conference. Materials of the Round Table, pp. 422-424.

15. Pykhteeva E.V. (2020) Current problems in the methodology of teaching political disciplines at a Russian university. Current problems in the methodology of scientific and pedagogical research and practical activities of a teacher. Collection of articles of the I All-Russian Scientific and Practical Conference, pp. 72-76.

16. Savitskaya A.V. (2013) Practice-oriented approach to teaching: review of foreign literature and problems of implementation at a university. European Social Science Journal, No. 4(23), pp. 66-74.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Tavstukha O.G., Matvievskaya E.G., Ganaeva E.A. (2023) Practice-oriented approach to the implementation of educational programs in the humanities at a university. Bulletin of the Orenburg State University, No. 2 (238), pp. 101-105.

18. Telyatnik T.E. (2020) Modern interactive educational technologies in the higher education system (on the example of teaching political science at a university). Society: sociology, psychology, pedagogy, No. 8 (76), pp. 94-97.

19. Tinyakova, E. A. (2017) Methodological materials on the humanities: methodological manual: [16+]. 2nd ed., erased. Moscow; Berlin: Direct-Media, Part 1. Manuals and work programs, 548 p.

20. Yalalov F.G. (2013) Professional multidimensionality. Kazan: Center for Innovative Technologies, 180 p.

Сведения об авторе:

Пыхтеева Елена Викторовна, доцент кафедры политологии, социально-гуманитарных дисциплин и иностранных языков Омской гуманитарной академии, кандидат политических наук

E-mail: pichteeva@mail.ru ORCID ID 0009-0001-6377-2601

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.