тики - в части доступности для граждан санаторно-курортного и оздоровительного отдыха.
Президент России В. Путин дал поручение Правительству Российской
Федерации к марту 2017 г. подготовить стратегию развития санаторно-курортного комплекса. Будем надеяться, что многие из указанных предложений будут в ней учтены.
ЛИТЕРАТУРА
1. Доступный, социальный и массовый туризм: проблемы и перспективы развития в России: монография / под науч. ред. Е.Н. Трофимова. М.: Университетская книга, 2016.504 с.
2. Трофимов Е.Н. Развитие социального туризма в России и Европе // Квартальновские научные чтения. М.: Логос, 2012. (Научный
альманах. Вып. 5). С. 31-35.
3. Трофимов Е.Н. Социальный туризм в России и в Европе // Вестник РМАТ. 2014. № 3. С. 3-10.
4. Трофимов Е.Н. Социальный туризм получает новый импульс// Вестник РМАТ. 2016. № 2. С. 3-11.
УДК 338.482
Т.В. РАССОХИНА, В.И. ГОЛОДЯЕВА
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ МЕСТНОГО СООБЩЕСТВА ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ
Рассматривается роль местного сообщества при разработке концепции устойчивого развития в малых городах. Разработана методика изучения мнений представителей местного сообщества туристской дестинации в ходе научныш экспедиций. Приводятся результатыг анкетирования стейкхолдеров и их видения развития туризма на примере города Кувшиново Тверской области.
Ключевые слова: устойчивое развитие туризма, местное сообщество, туристская дести-нация, стейкхолдеры.
The article discusses the role of the local community in developing the concept of sustainable development in small towns. The technique of listening to the views of the local community tourist destinations in the course of scientific expeditions. The results of the survey of stakeholders and their vision of tourism development on example of city Kuvshinovo Tver region.
Keywords: sustainable tourism, local community, tourism destination, stakeholders.
Одной из важнейших задач Российской Федерации на современном этапе является превращение туризма в высокобюджетную отрасль народного хо-
© Рассохина Т.В., Голодяева В.И., 2016
зяйства и удовлетворение потребностей нынешних и будущих поколений по доступности отдыха, улучшению качества жизни населения, поддержанию здоровья граждан [1, 5]. Эти тенденции в полной мере соответствуют
глобальным тенденциям устойчивого развития туризма, т.е. способности туризма в течение длительного времени сохранять свои количественные и качественные показатели, оправдывать ожидания резидентов и туристов как в короткий, так и продолжительный период, не нанося ущерба окружающей среде той территории, которая заинтересована в этом явлении [6]. Особенно большое значение развитие туризма приобретает в малых городах, которые имеют ограниченный потенциал социально-экономического развития [2, 3]. В таких городах с населением менее 50 тыс. человек туризм кроме экономических функций выполняет и важнейшие функции по самоидентификации города и его населения в современном мире. Когда местное сообщество видит интерес к их «глуши» туристов из «большого мира» это повышает ценность их традиционной среды и для них самих, и для их детей [4].
Научно-исследовательской лабораторией устойчивого развития туристских дестинаций Московского филиала Российской международной академии туризма организуются студенческие научно-исследовательские экспедиции по исследованию потенциала и разработке концепции устойчивого развития туристских дестинаций в малых городах.
Основой исследовательской работы экспедиции являются проведение глубинных интервью и анкетирования по ключевым вопросам заинтересованных групп (стейкхолдеров): представителей органов власти, предпринимателей и местного сообщества.
В ходе интервьюирования необходимо выяснить общее видение развития туризма в дестинации всех заинтересованных групп, отме-
тив также их представление о развитии территории в целом, включая социально-экономическое положение, экологическое состояние дестинации и другие факторы. При этом важно не вдаваться в конкретные детали, надо определить общую картину.
Работу экспедиции можно условно разделить на три этапа: подготовительный, полевое исследование, формирование предложений и концепции.
Во время подготовительного этапа проводятся анализ текущего социально-экономического состояния де-стинации, состояния сферы туризма, определение образа дестинации, построенного на открытых источниках сети «Интернет», анкетирование местного населения.
В данной статье мы рассмотрим элемент подготовительной работы - анкетирование местных жителей (на примере экспедиции в г. Кувшиново Тверской области). В ходе анкетирования надо выяснить, хотят ли люди видеть на своей территории туристов. Анкета предваряется следующим обращением: «Уважаемый неравнодушный житель Кувшиновского района, в рамках проведения студенческой научной экспедиции "Устойчивое развитие туризма в Кувшиновском районе Тверской области" нам - научно-исследовательской лаборатории устойчивого развития туристских дестинаций Московского филиала Российской международной академии туризма - очень интересно Ваше мнение по ряду вопросов развития туризма в вашем районе. Мы вместе с Вами, Союзом предпринимателей и администрацией Кувшиновского района хотим найти инновационные пути развития туризма в вашем районе. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы».
Одной из ключевых задач является исследование видения местным населением основных вопросов развития туризма на своей территории и создание в городе активной, вдохновленной, творческой инициативной группы. Для этого выясняется мнение по следующим вопросам:
1. Вы хотите, чтобы в вашем районе развивался туризм и приезжали туристы?
2. Как вы считаете, ради чего туристы должны приехать в ваш район? Чем ваш район уникален? (свободный ответ)
3. Назовите места, куда вы ведете гостя из другого города? (свободный ответ)
4. Как вы считаете, какие места/события в вашем районе являются уникальными и перспективными для развития, но еще не освоены в должной степени? (свободный ответ)
5. По вашему мнению, что в большей степени мешает развитию туризма в вашем районе? (отметьте не более трех вариантов)
6. Чего вы ожидаете от развития туризма в вашем районе? (свободный ответ)
7. По вашему мнению, в целях развития туризма какие действия должны быть предприняты в первую очередь? (свободный ответ)
8. Видите ли вы преимущества для себя от развития туризма в вашем районе?
9. Заинтересованы ли вы быть вовлеченным в развитие сферы туризма в вашем районе?
10. Есть ли такие места в вашем районе, где бы вы, как его житель, не хотели бы видеть туристов?
11. К какой группе местного сообщества вы себя относите?
В анкете достаточно много вопросов, предполагающих свободные ответы. Конечно, это повышает трудоемкость проведения процедуры анкетирования
и обработки результатов, но именно эти ответы позволяют исследователям увидеть территорию глазами местного населения. Открываются многие рекреационные ресурсы, которые не были выявлены в ходе камеральной работы с открытыми источниками. Становятся видны некоторые внутренние проблемы управления муниципальным образованием. Результаты анкетирования местного населения позволяют дополнить набор вопросов для проведения интервью с представителями администрации, академического сообщества и предпринимателями.
При проведении исследования в городе Кувшиново анкетирование (на основе опроса 164 респондентов) показало, что 85% населения хочет, чтобы в их городе развивался туризм и приезжали туристы, но есть 15%, которых устраивает отсутствие чужих в их городе. Но даже те 85%, которые не против, в своей основной массе не готовы работать в этом направлении. На вопрос «Заинтересованы ли вы быть вовлеченным в развитие сферы туризма в вашем районе?» положительно ответили только 28% опрошенных. Отвечая на вопрос «Видите ли вы преимущества для себя от развития туризма в вашем районе?» положительно ответили только 48%. Таким образом, выявляется потребность в проведении информационных встреч с населением с целью объяснения позитивных и негативных сторон от развития туризма.
В целом большинство респондентов понимает и отмечает социально-экономические выгоды от привлечения туристов в своем городе (рис. 1).
Направления стратегического планирования процессов устойчивого развития туризма определяются через выявление основных недостатков с точ-
Что вы ожидаете от развития туризма в вашем районе?
Создание новых рабочих мест и открытие новых мест 16%
Благоустройство города 11%
Финансовое благополучие жителей города и района
5%
Порядок и чистота в городе
4%
Ничего 9%
Рис. 1. Ожидания местного населения от развития туризма
ки зрения местного сообщества. Эти проблемы нельзя «прикрыть» красивым имиджем - ими надо заниматься. Опрос выявил в г. Кувшиново следующие проблемы. Ответы респондентов на вопрос «Что мешает развитию туризма в вашем городе?» распредели-
лись следующим образом (табл. 1).
Одновременно местному населению был задан вопрос: «Какие действия должны быть предприняты в первую очередь для развития туризма в районе?». Ответы на него показаны на рис. 2.
Таблица 1
Барьеры развития туризма в г. Кувшиново
Факторы Ответы респондентов, %
Недостаток инфраструктуры 26
Конкуренция с соседними городами 21
Плохая реклама туристских возможностей 17
Плохая экологическая ситуация 12
Неинтересные и малочисленные достопримечательности 10
Нежелание населения работать с туристами 6
Бедные природные ресурсы 5
Отсутствие дорог 0,9
Слабое финансирование туризма 0,7
Недостаток инфраструктуры 0,2
Нежелание развивать туризм 0,2
Отсутствие энтузиастов 0,2
Какие действия должны быть предприняты в первую очередь?
Реставрация памятников, церквей 12%
Развитие инфраструктуры района
Не знаю 6%
Создать отдел туризма при администрации/ инициативную группу 6%
Чистота и порядок в городе/уборка города от мусора 5%
Рис. 2. Первоочередные действия для развития туризма в Кувшиновском районе
В каждом регионе, формируя туристские дестинации различного масштаба, прежде всего надо учитывать, что формируется среда проживания для местного сообщества, в которой должно быть комфортно и туристам. В противном случае туристские дести-нации как управляемые социально-экономические территориальные системы, обладающие туристским ресурсным потенциалом, представляющим конкурентоспособную потребительскую ценность и устойчиво привлекающие туристские потоки, будут испытывать кризис в своем развитии. Развитое принимающее сообщество в дестинации - это важное конкурентное преимущество.
Особенно важной роль принимающего сообщества становится в малых годах и в сельских населенных пунктах. Здесь туристы максимально включаются в местную среду, они мно-
го контактируют с населением. Кроме того, в малых городах, как правило, незначительны материальные возможности для проведения работ по благоустройству и дизайну архитектурной среды. Без инициативы и помощи населения создать привлекательную визуальную среду будет очень сложно. В решении этих вопросов зарекомендовал себя опыт проведения конкурсов на благоустройство дворов и улиц, а также формирование жестких требований к оформлению торговых предприятий и рекламных конструкций.
Основная масса населения занимает по отношению к программам развития туризма нейтральную позицию, и это главное, что надо менять в городе, который хочет стать туристской дестинацией.
Важнейшей задачей ставится формирование в дестинации малого города активного принимающего сообщества -инициативной группы. Эта группа ста-
нет в будущем основой - управляющим ядром туристско-рекреационного кластера. В состав этих городских инициативных групп в обязательном порядке привлекаются местные предприниматели, руководители образовательных учреждений и творческих коллективов. В малых сообществах максимальные результаты дает работа с детьми и молодежью, их вовлечение в волонтерскую деятельность по формированию среды, благоприятной для туризма.
Благоприятной средой для развития туризма становятся те муниципальные образования, которые, возможно, и не имеют значимых рекреационных ресурсов, но смогли создать гостеприимную, творческую, доброжелательную среду с выраженной идентичностью.
Однако поиск и формулировка этого сложноуловимого феномена - иден-
тичности места - и есть одна из ключевых проблем создания и продвижения туристских дестинаций. Самому местному сообществу часто бывает сложно его сформулировать. У администраций возникает большой соблазн привлечения банальных решений, апробированных в других регионах, а также приукрашивания действительности.
Мы провели сравнительный анализ ответов на вопросы (табл. 2):
1. Ради чего туристы должны приехать в Кувшиновский район? Чем ваш район уникален?
2. Назовите места, куда вы ведете гостя из другого города?
3. Какие места/события в Кувши-новском районе являются уникальными и перспективными для развития, но еще не освоены в должной степени?
Ради чего тури- Назовите Какие места/события в
сты должны при- места, ку- Кувшиновском районе
Ответы респондентов ехать в Кувши-новский район? да вы ведете гостя из являются уникальными и перспективными для раз-
Чем ваш район другого го- вития, но еще не освоены
уникален? % рода? % в должной степени? %
с. Прямухино, усадьба Ба- 21 17 25
куниных
Красивая природа 20 7 -
Исторические памятники 16 - -
Водохранилище 13 17 20
Каменская бумажно- 8
картонная фабрика
Нечего показывать 6 6 -
Святые источники 4 6 6
Не знаю 2 14
Центральная площадь 20 - -
Парк Победы - 8 -
Бранья гора - - 12
Комсомольский парк - - 10
Таблица 2
Сравнительный анализ ответов о достопримечательностях Кувшиновского района
Опросы местного населения показывают, что люди считают интересными локальные банальные достопримечательности и не замечают действительно ценных для туристов ресурсов.
По результатам работы экспедиции для города разрабатывается концепция
позиционирования дестинации, ключевые событийные мероприятия и туристские программы, необходимые инфраструктурные изменения и намечаются основные направления работы и методы достижения целей устойчивого развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Доступный, социальный и массовый туризм: монография / под ред. Е.Н. Трофимова М.: Университетская книга, 2016. 532 с.
2. Гуляев В.Г., Рассохина Т.В., Голодяе-ва В.И. и др. Социально-экономические факторы устойчивого развития туризма в регионах Российской Федерации в условиях экономических санкций // В мире научных открытий. 2015. № 10. С. 221-231.
3. Минаев В.А., Рассохина Т.В., Сесёл-кин А.И. Российский рынок сельского туризма: современное состояние, факторы устойчивого развития, особенности управления // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса.
2015. Т. 9, № 1. С. 5-13.
4. Рассохина Т.В. Управление конкурентоспособностью туристских дестинаций в соответствии с принципами устойчивого развития // Имидж качества в современной России: сборник материалов XIII Международного симпозиума. М.: РГСУ, 2015.
5. Трофимов Е.Н. Социальный туризм -оздоровление российской нации. М.: Логос, 2013.92 с.
6. Формирование моделей устойчивого развития туризма на региональном уровне: монография/под общ.ред. В.Г. Гуляева. М.: Университетская книга, 2016. 408 с.