8. Парамонова, А.А. Историко-архивный метод в психологии / А.А. Парамонова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2011. - № 21-1. - С. 34-47.
9. Психотерапевтическая больница Ленинградского областного отдела здравоохранения // ЦГАНТД СПб, ф. Р-175 [Электронный ресурс]. - URL: http:// spbarchives.ru (дата обращения: 12.08.2016).
10. Слабинский, В.Ю. Отечественная психотерапия во время Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) / В.Ю. Слабинский // Вестник психотерапии. - 2015. - № 55 (60). - С.7-23.
11. Эткинд, А.М. Эрос невозможного. История психоанализа в России / А.М. Эткинд -СПб. : МЕДУЗА, 1993. - 464 с.
REFERENCES
1. Bekhterev V.M. (1911), Hypnosis, heterosuggestion and psychotherapy, and their medicinal value, Partnership of art printing, St. Petersburg.
2. Dmitrieva, L.I. (2016), Historic reference note from the archive, Central State Archive of Scientific and Technical Documentation of St. Petersburg
3. Document [copy of the original]. Bekhterev, V.M. Referral of a patient for treatment on a form of the Sestroretsk resort. Executed in 1921. 1 sheet, Private Collection of V.A. Zhuravel, Published for the first time with the consent of the owner.
4. Document [copy of the original]. Siegel, V.S. Brief information about the Clinical Institute of Psychotherapy on the personnel pool and budget (1922) // CGANTD, St. Petersburg, reserve P-175, d. 44, 2 sheets, (Private Collection of V.A. Zhuravel), Published for the first time with the consent of the owner.
5. Zalkind, A.B. (1913), "On the issue of the factors, the nature and treatment of psychoneuro-ses", Psychotherapy, No. 1, pp.8-25.
6. Korsakov, S.N. (2010), "New facts about A.B. Zalkind", Philosophical sciences, No.4, pp.5156.
7. Nikiforov, A.S. (1986), Bekhterev, Molodaya Gvardia, Moscow.
8. Paramonov, A.A. (2011), "Historical archival method in psychology", Psychology and Pedagogy: methodology and problems ofpractical application, No. 21-1, pp. 34-47.
9. Psychotherapeutic Hospital of the Leningrad Oblast Health Department, CGANTD, St. Petersburg, reserve P-175, available at: http: // spbarchives.ru.
10. Slabinsky, V.Yu. (2015), "Russian psychotherapy during the Great Patriotic War (19411945), Herald of psychotherapy, No. 55 (60), pp. 7-23.
11. Etkind, А.М. (1993), Eros of the impossible. The history of psychoanalysis in Russia, MEDUZA, St. Petersburg.
Контактная информация: slabinsky@mail.ru
Статья поступила в редакцию 25.08.2016
УДК 159.9.07
МЕТАПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУШЕ: ЭНЕРГОИНФОРМАЦИОННЫЙ
ПОДХОД К РЕСУРСАМ ДУШЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Владимир Михайлович Снетков, кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)
Аннотация
Статья посвящена необходимости перехода психологии от физиологической парадигмы к следующему этапу своего развития в качестве метапсихологии; к термодинамической концепции человека, его психики, души и сознания.
Ключевые слова: парадигма, психика, душа, сознание, человек как субъект жизни, пассионарная личность.
APPROACH TO RESOURCES OF SINCERE ACTIVITY OF THE PERSON
Vladimir Mikhailovich Snetkov, the candidate of psychological sciences, senior lecturer,
St. Petersburg State University
Annotation
Article is devoted to the need of transition of psychology from the physiological paradigm to the following stage of the development as metapsychology; to the thermodynamic concept of the person, his mentality, soul and consciousness.
Keywords: paradigm, mentality, soul, consciousness, person as subject of life, passional personality.
Актуальность данной темы заключается в том, что доминирующая в отечественной психологии физиологическая парадигма понимания психики как рефлекторно обусловленной врожденной, высшей нервной деятельностью, ограничивает возможности развития психики человека для повышения эффективности его взаимодействия как субъекта труда в эргатических системах с людьми, предметом труда и машиной. НТР 20 века кардинально изменила предмет труда и технологию взаимодействия человека с машиной. В 20 веке возникли интернет и «эниология», наука об энергоинформационных процессах в Мироздании: [2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,15,16,17.18,19,20,21]. Весной 1995 года в России была зарегистрирована международная Академия энергоинформационных наук. Всё это создаёт условия для изучения психики человека 21 века на новом, энерго информационном, метауровне.
В физиологической парадигме нет места пока мало изученным, способностям человека как субъекта труда по активному использованию в деятельности своих духовных, душевных и энергоинформационных ресурсов.
По Томасу Куну «Научная парадигма - это существующая некоторое время модель научного исследования, которая признается научным сообществом как основа дальнейшего развития науки и является достаточно открытой для того, чтобы новые поколения ученых могли в ее рамках найти для себя нерешенные проблемы любого вида». («Структура научных революций» Т. Кун 1975г.).
Ещё в древнем Китае были разработаны философские основы учения об энергии. Согласно даосизму любая энергия имеет изначально присущие характеристики инь и ян. Бытие держится на равновесии этих первичных, взаимодополняющих, и вместе с тем противоположных начал: светлого, тёплого, сухого мужского начала ян и тёмного, холодного, влажного, женского начала инь. Вместе они образуют дао- универсальный принцип, связывающий человека со всей вселенной, позволяющий ему обнаружить целую вселенную в себе. Практическое воплощение теория дао получила в фэн-шуй, древнем китайском искусстве и науки о жизни человека в гармонии с собой и окружающим миром и в цигун, части китайской медицины по работе человека с внутренней энергией «Ци» как жизненной силой, наполняющей энергией движения всё живое.[22, с.16].
На факультете психологии Ленинградского Госуниверситета (ЛГУ) в 1960-1970-х годах в лекциях и работах Ананьева Б.Г., Веккера Л.М., Ганзена В.А., Палея И.М., Сухо-дольского Г.В., и др. разрабатывалась гипотеза об энергоинформационной основе психической деятельности. Л. М. Веккер в своем пособии пишет, что «Поскольку энергия есть всеобщее свойство реальности, такого рода соотношения неизбежно распространяются на все ее частные формы, в том числе и на область энергетики психических процессов». [3. с.42]. О необходимости перехода от субъективной к объективной психологии писал еще В.М. Бехтерев во введении ко второму тому «Объективное изучение личности» [1], что послужило в свое время началом рефлексологии.
В отечественной психологии первой половины 20 века научная парадигма была строго регламентирована политическими целями и предписывала изучение и физиологическую (материалистическую) интерпретацию психики человека. Сам человек при этом
оказался на втором месте, вне сферы научных интересов психологии. Отчего до сих пор совершенно не раскрытым оказался целый пласт научно-практических проблем об индивидуальном потенциале и влиянии самого человека как субъекта психической деятельности на развитие, здоровье и объем использования им энергоинформационных ресурсов своей врожденной психики. Поэтому отечественная психология оказалась не способной объяснить экстрасенсорные, психические и прогностические способности таких людей как Джуна, Ванга, В. Мессинг и др.
В современной психологии проблему энергетического потенциала человека разрабатывают Шеховцова Л.Ф.[20] и Г.С. Никифоров, который рассматривает энергетический потенциал как системное свойство физического тела человека, обладающего биологической энергией, которая обеспечивает проявление наследственных свойств человека (13, с. 13-20).
Веккер Л.М. в своей работе [3] не только восстановил центральный статус человека в психологии, но и сформулировал критерий отличия физиологических процессов, результат деятельности которых всегда формулируется в терминах внутреннего функционирования исходного органа; от психологических процессов и действий, результат которых всегда формулируется в терминах внешних объектов и предмета взаимодействия.
Физиологическая парадигма получила свое завершение в определении психики как «свойства высокоорганизованной материи» (имеется в виду головной мозг человека -В. С.) и «субъективного отражения объективного мира».
Такое определение психики верно для всех животных, имеющих мозг, но ничего не говорит о реальном человеке как субъекте произвольной психофизической деятельности. Это определение снимает с государства необходимость решения задач по оценке и развитию психики, сознания и свободы воли каждого человека в выборе направлений, содержания и наиболее адекватных и эффективных средств его психологического взаимодействия с самим собой, другими людьми и обществом.
В эволюции человека можно выделить два этапа. Первый этап - это естественная, биологическая эволюция человека и начало его индивидуального взаимодействия с окружающей природой Земли. Природа оказалась «хорошим учителем». Во-первых, в силу своей безграничности и неопределенности, которые стимулировали человека активно использовать весь свой внутренний потенциал для поиска эффективных средств поведения, адаптации и выживания. Во-вторых, благодаря её не специализированному воздействию на человека, которое всегда оставляло человеку свободный выбор формы и психологической модальности ответной реакции.
На первом этапе эволюции человек, формируясь как субъект жизни, овладевает своим физическим телом как произвольным инструментом передвижения и борьбы, что привело к прямохождению и освобождению рук.
Затем человек овладевает врожденной, физиологической и энергоинформационной природой жизнедеятельности своего организма, что привело к развитию психики как осознаваемому и произвольному инструменту взаимодействия человека с самим собой (самоконтроль и саморегуляция), другими людьми (общение) и средой (поведение и деятельность).
Второй этап эволюции связан с жизнедеятельностью человека в социальной среде и овладении им словом и вербальной коммуникацией как инструментом, с помощью которого он значительно повышает произвольность, качество и социальную эффективность своей психической и сознательной деятельности.
Социум во все века формирует из человека как биологической индивидуальности личность как типовой, социализированный, послушный инструмент достижения своих целей и защиты суверенитета, оказывая на него специализированное давление, которое навязывает человеку определенный образ жизни; форму, направление и содержание ответных действий и поведения. Сегодня такое исторически традиционное воздействие Со-
циума на человека всё больше противоречит душевной природе и духовной свободе современного человека, что ускоряет процесс «дауншифтинга» - стремления современного человека уйти из шумного, суетливого города для жизни в глухом лесу или деревне. Некоторые современные мальчики в подростковый период даже не подозревают, что у них есть душа, чего нельзя сказать о девочках и женщинах, что говорит о природных детерминантах развития их психики и осознания себя как субъекта жизни. Человек по происхождению в природе Вселенной явление вторичное. Поэтому он изначально обладает энергоинформационным единством с природой, а его врожденная психофизическая жизнедеятельность подчиняется её объективным законам. Исходя из фундаментальности для психологии категорий энергия и информация, Л.Ф. Шеховцова вводит и анализирует понятие психической энергии [20, с.89].
Человек в целом, как живая, открытая, динамическая, слабо структурированная, иерархическая, не специфическая система, представляет собой единство одновременного существования, достаточно жестко структурированных и энергоупорядоченных подсистем, таких, как генотип, конституция, собственно физическое тело а, также подсистем, которые характеризуются изначальной слабой энергоструктурированностью, таких как психика, эмоции, внимание, самосознание и т.п. Одновременное существование в человеке жестко- и слабоструктурированных подсистем делает его в целом неустойчивым и потому чувствительным к некоторым воздействиям извне, которые обладают энергией упорядочивания, т.е. внесения порядка во внутренний мир и поведение человека. Внутренняя неустойчивость и слабая структурированность — основа адаптации человека к бесконечно изменяющимся условиям окружающей среды; основа его способности упорядочиваться под ее воздействием, т.е. основа способности человека к различным направлениям (соц.био, физ. т.д.) и модальностям своего развития.
Такая природа человека делает необходимым его обучение и воспитание.
А. Лоуэн в своей работе [9] приходит к выводу, что «существует одна фундаментальная энергия тела, независимо от того, проявляется ли она на психическом уровне или в соматическом движении. Он называет ее «биоэнергией», «действия которой детерминируют и психические и соматические процессы» [9, с.22]. С.Н. Лазарев в своей работе [8, с.61] говорит об информационно-энергетическом поле, которое окружает физическое тело человека.
Врожденной, биофизической основой энергоинформационной природы человека на наш взгляд, является многоклеточная деятельность его организма, в котором действуют триллионы клеток. Каждая клетка, получая из кровеносной системы энергию, питание и информацию, постоянно вырабатывает свою энергию и информацию, которые отдаёт обратно в кровеносную систему. Сердце всё это доносит до всех других клеток, внутренних органов и подсистем организма человека. Таким образом, сердце является анатомическим центром энергетического обеспечения жизнедеятельности всех внутренних органов и поведения человека. Информационным центром обеспечения жизнедеятельности человека как субъекта жизни являются его генотип, головной мозг, разум и сознание.
На основе духовно-нравственного взаимодействия информационного центра с энергетическим, развивается душа: кинестетическая по субъективному ощущению; энергоинформационная по содержанию; и вербальная по форме существования динамическая система, обеспечивающая Я-целостность внутреннего, субъективного мира человека и его психические и духовные взаимодействия с самим собой, другими людьми и с окружающим, внешним миром Вселенной. Поэтому природа мышления, общения, любви, эмоций и всех других состояний и процессов человека характеризуется душевной, энергоинформационной, сущностью своего бытия, выходящей за анатомические границы его физического тела.
Основой осознания человеком своей энергоинформационной природы выступают рецепторы, расположенные на внутренней и внешней стороне физического тела челове-
ка. Как известно, рецептор возбуждается только при достижении раздражителем достаточной силы энергии воздействия. Каждый рецептор специализирован на свою модальность как информационный канал восприятия и передачу энергии своему эффектору (мышце или органу), что создаёт в организме определённое психическое состояние. Поскольку в организме человека существует множество рецепторов, постольку они через нервную систему формируют в организме целый комплекс энергоинформационных, психических ощущений и представляют тем самым человеку как субъекту жизни достаточно разнообразную информацию как о состоянии его душевного, внутреннего мира, так и о внешней, окружающей среде. Полнота психологического восприятия этой информации определяется уровнем развития сознания человека как субъекта произвольной психической деятельности.
Приобретенные человеком в процессе эволюции неустойчивость и слабая структурированность, т.е. отсутствие при рождении узкой биоспециализации его тела, поведения и психики как это наблюдается у всех животных, делает человека чувствительным к неопределенности окружающей среды, так как она ведет к росту энтропии его организма, субъективно переживаемой им как эмоция страха. Эмоция страха, в свою очередь, лежит в основе активизации действий человека как субъекта жизни по поиску информации как средства снижения энтропии.
Таким образом, неопределенность окружающей среды является стимулом развития познавательной деятельности человека, которая становится важнейшим инструментом развития как процесса активного структурирования знаний, жизни, и поведения человека как субъекта жизни. Поскольку вся будущая жизнь для человека полная неопределенность, постольку он активно вырабатывает такие психологические точки сборки как духовный смысл жизни и веру в Бога, которые снижают энтропию и неопределенность его будущего в любой ситуации.
Поэтому психику и сознание человека мы определяем как негэнтропийные механизмы и развитые при жизни произвольные инструменты познания и энергоинформационного взаимодействия человека с внутренним и внешним, окружающим миром.
История общества показывает, что психика человека как биологической индивидуальности полностью опосредована биологическими потребностями и врожденными рефлексами его организма. Тогда как психическая деятельность человека как личности обычно детерминирована не только его духовными целями, но и потребностями, социальной среды. В экстремальных ситуациях душевная «Я-деятельность» человека как личности, может вступить в конфликт с его биологическими инстинктами по сохранению жизни и победить. С позиции Л. Н. Гумилева это отличительный признак пассионарных личностей [6, с.315]. Врожденные физиологические механизмы рефлекторно обеспечивают адекватность формирования психического образа воспринимаемого объекта. Их человек не осознает. Здесь человек является объектом воздействия со стороны деятельности своего организма.
В развитии духовной способности человека активно трансформировать, координировать, развивать и использовать в качестве произвольных инструментов свой организм, физическое тело, врожденную физиологию и психику, проявляется кардинальное отличие воспитания человека как Субъекта жизни от человека как объекта жизни. Духовность человека как субъекта жизни - это его способность фиксировать поступающую информацию в символах - словах, т. е. в знаниях и трансформировать их в энергию жизни, развития и деятельности.
Практика показывает, что везде, где хотят достичь высоких результатов, человека учат и ставят ему эффективный стиль деятельности. Певцу ставят голос; боксеру ставят удар, и т. д., и т.п. Именно поэтому искусство и спорт постоянно развиваются, а спортсмены превышают прошлые мировые рекорды. Сказанное предполагает, что для достижения вершин профессионального мастерства необходимо не только развитие знаний и
действий человека, но и формирование оптимального стиля деятельности его сознания как произвольного вербального инструмента координации и реализации энергоинформационных ресурсов его физического тела. В том числе целенаправленное развитие психологической компетенции человека по выбору технологий достижения его субъективных целей, удовлетворению базовых потребностей и реализации смыслов жизни. Душа как психологическая компетенция - это развитая при жизни способность человека к различению качества духовной информации и энергии из внутреннего и внешнего мира, необходимых ему для поддержания его актуальной «Я - целостности»; единства жизни с окружающей природой; и энергоинформационного, вербального и невербального взаимодействия с самим собой, другими людьми и обществом.
Для изучения и оценки энергоинформационных свойств человека метапсихология может использовать технический метод кроуноскопии, который использует «эффект Кирлиана» по методикам доктора Манделя и Фолля, позволяющим отображать биологически активные точки (БАТ) человека на экране компьютера. Метод уже несколько лет успешно используется в одной из фирм Санкт-Петербурга. Кроуноскопия производится при помощи прибора «Кроуноскоп» и специальных компьютерных программ. Человек при этом получает полную информацию о физиологическом и энергетическом статусе своего организма в целом и каждого внутреннего органа в отдельности. Метод позволяет ему корректировать свое энергетическое состояние с помощью изменения параметров представленного на экране компьютера зрительного образа его энергетического состояния в данный момент. (Подробнее см. работу Крыжановского Э.В. «Основы кроуноскопии») [7].
Использование кроуноскопии, во-первых, позволит метапсихологии оценить и объяснить тайные явления человеческой психики: ясновидение, экстрасенсореку, лечение руками, телепатию и перейти от субъективных, самооценочных, бумажных, психологических тестов к техническим, объективным методам научного изучения и оценке психики, сознания, биоэнергетики, экстрасенсорных, физических и прочих сверхспособностей человека и энергоинформационных состояний и характеристик его психики, души и сознания; во-вторых, даст метапсихологии возможность стать технической наукой о сознании, психики, душе и духовности человека, способной создавать практические программы по целенаправленному развитию необходимых аспектов, стиля и направленности деятельности психики, души и сознания человека как субъекта труда и пассионарной личности. Пассионарность по Л.Н. Гумилеву «характеристика поведения человека, обусловленная избытком биохимической энергии живого вещества, проявляющаяся в способности человека к сверхнапряжению» [6 с.315], что актуально для спортивной психологии и психологии труда. Можно дать следующее уточнение метапсихологии: МЕТАПСИХОЛОГИЯ - Это наука, объединяющая усилия всех направлений современной психологии в системном, техническом (аппаратурном) изучении энергоинформационных механизмов, (предмет науки) психической, душевной, сознательной, духовной, творческой и экстрасенсорной деятельности человека (объект науки) как субъекта жизни, труда, спорта и пассионарной личности с позиций термодинамики (парадигма науки).
ЛИТЕРАТУРА
1. Бехтерев, В.М. Избранные труды по психологии личности / В.М. Бехтерев. - СПб. : Алетейя, 1999. - 282 с.
2. Бойко, В.В. Психоэнергетика / В.В. Бойко. - СПб. : Питер, 2008. - 416 с.
3. Веккер, Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л.М. Век-кер. - Москва : Смысл, 2000. -671 с.
4. Вацлав, С. Энергетика: мифы и реальность / С. Вацлав. - М. : АСТ-Пресс, 2012. - 272 с.
5. Гордон, Р. Энергетическая медицина. Метод квантового прикосновения 2.0. Новый взгляд на энергетические возможности человека / Р. Гордон, К. Даффилд, В. Викхорст. - М. : «София» 2016. - 288 с.
6. Гумилев, Л.Н. От Руси до России / Л.Н. Гумилев. - М. : Айрис-Пресс, 2014. - 320 с.
7. Крыжановский, Э.В. Основы кроуноскопии: анализ энергетических и адаптационных резервов организма / Э.В. Крыжановский. - СПб. : Политехника-сервис, 2008. - 91 с.
8. Лазарев, С.Н. Диагностика кармы. Книга первая / С.Н. Лазарев. - СПб. : Диля, 2015. -
224 с.
9. Лоуэн, А. Физическая динамика структуры характера / А. Лоуэн. - М. : Издательская фирма "Компания Пани", 1996.- 320 с.
10. Эмото Масару. Энергия воды для самопознания и исцеления / Эмото Масару. - М. : София, 2006.- 96 с.
11. Мегре, В. Энергия жизни / В. Мегре. - СПб. : Диля, 2012. - 256 с.
12. Неумывакин, И.П. Биоэнергетическая сущность человека. Мифы и реальность / И.П. Неумывакин. - СПб. : Диля, 2013. - 416 с.
13. Никифоров, Г.С. Энергетический потенциал человека / Г.С. Никифоров // Вестник СПбГУ. - Серия 16. - 2014. - Вып. 3. - С. 13-20.
14. Снетков, В. М. Модели психики и сознания как методологическая основа диагностики уровня их развития у спортсменов / В.М. Снетков // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 6 (88). - С. 108-119.
15. Снетков, В.М. Энергоинформационная природа организма, психики и сознания спортсмена как врожденная основа его психофизического развития, взаимодействия с самим собой, другими людьми и окружающим миром / В.М. Снетков // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 9 (103). - С. 158-169.
16. Снетков, В.М. Энергоинформационная парадигма объективной метапсихологии, объединяющей технические возможности кроуноскопии и психологические средства в оценке потенциалов развития психики, души и сознания спортсмена как пассионарной личности / В.М. Снетков // Международный научно-исследовательский журнал. - 2015. № 10 (41). - С. 76-79.
17. Сьюзен, Шумски. Исследование ауры / Сьюзен Шумски. - СПб. : Будущее Земли, 2008.- 288 с.
18. Селби, А. Чакры внутренняя энергия вашего тела / Анна Селби. - М. : Контэнт, 2010. -
143 с.
19. Миллер, Р.М. Практическая психоэнергетика / Р.М. Миллер, Ж.М. Харпер. - Воронеж : Модек, 1994. - 111 с.
20. Шеховцова, Л.Ф. Сравнительный анализ концепций человека в современной психологии и христианской антропологии / Л.Ф. Шеховцова. - СПб. : [б. и.], 2000. - 268 с.
21. Юнг, К. Об энергетике души / К. Юнг. - М. : Академический проект, 2010. - 297с.
22. Полная энциклопедия фэн-шуй - М. : Эксмо, 2013.- 368 с.
REFERENCES
1. Bekhterev, V. M. (1999), The chosen works on psychology of the identity, Alteia, St. Petersburg.
2. Boyko, V.V. (2008), Psyckhoenergetica, Peter, St. Petersburg.
3. Vekker, L.M. (2000), Psyckhika and reality: uniform theory of mental processes, Sense, Moscow.
4. Vaclav, Smil (2012), Energetica: myths and Reality, AST Press, Moscow.
5. Gordon R., Daffild K. and Vikhorst V. (2016), Power medicine. Method of a quantum touch 2.0. A new view on power opportunities of the person, Sofia, Moscow.
6. Gumilev, L.N. (2014), From Russia to Russia, Ayres Press, Moscow.
7. Kryzhanovsky, E.V. (2008), Krounoskopiya bases: analysis of power and adaptation reserves of organism, Polyequipment service, St. Petersburg.
8. Lazarev, S.N. (2015), Diagnostics of a karma. Book the first, Dilya, St. Petersburg.
9. Lowen, A. (1996), Physical dynamics of structure of character, Company of the Lady bookpublishing firm, Moscow.
10. Emoto, Masaru. (2006), Energy of water for self-knowledge and Healing, Sofia, Moscow.
11. Megre, V. (2012), Energiya of life, Dilya, St. Petersburg.
12. Neumyvakin, I.P. (2013), Biopower essence of the person. Myths and reality, Dilya, St. Petersburg.
13. Nikiforov G.S. (2014), "Energy potential of the person", Messenger of St. Petersburg State University, Series 16. Issue 3, pp. 13-20.
14. Snetkov, V.M. (2012), "Models of mentality and consciousness as methodological basis of diagnostics of level of their development in athletes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 88, No. 6, pp. 108-119.
15. Snetkov, V.M. (2013), "The power information nature of an organism, mentality and consciousness of the athlete as a congenital basis of his psychophysical development, interaction with, other people and the world around", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 103, No. 9, pp. 158169.
16. Snetkov, V.M. (2015), "Power information paradigm of the objective metapsychology uniting technical capabilities of a krounoskopiya and psychological means in assessment of potentials of development of mentality, soul and consciousness of the athlete as the passional personality", International research journal, No. 10 (41), pp. 76-79.
17. Susan, Shumski (2008), Aura Research, Future of Earth, St. Petersburg.
18. Selbi ,A. (2010), Chakras internal energy of your body, Content, Moscow.
19. Miller, R.M. and Harper, M. (1994), Practice of the psych power engineering specialist, Modek, Voronezh.
20. Shekhovtsova, L.F. (2000), The comparative analysis of concepts of the person in modern psychology and Christian anthropology, St, Petersburg.
21. Yung, K (2010), To Aboutpower of soul, Academic project, Moscow.
22. Full encyclopedia feng shui (2013), Moscow.
Контактная информация: Snetkov.46@mail.ru
Статья поступила в редакцию 18.08.2016