УДК.159.9.07
МОДЕЛИ ПСИХИКИ И СОЗНАНИЯ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ИХ РАЗВИТИЯ У СПОРТСМЕНОВ
Владимир Михайлович Снетков, кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)
Аннотация
Первостепенной задачей настоящей статьи является демонстрация конструктивности использования в спортивной психологии обобщающих научных определений как смысловых моделей таких сложных для восприятия и развития объектов как психика и сознание человека, которые в дальнейшем становятся методологической основой не только для обучения студентов, но и для их изучения и диагностики. Автор, исходя из энергоинформационной сути природы человека, как слабоструктурированной, открытой, психофизической системы, считает, что психика - это врожденный, самонастраивающийся механизм и одновременно освоенный человеком инструмент его энерго-информационного взаимодействия с самим собой и текущей ситуацией в режиме «здесь и теперь», по принципу «стимул-реакция», а сознание человека - это негэнтропийный, энергоинформационный механизм и одновременно вербально образный, полимодальный, развитый в социуме психический инструмент его адаптации, самоорганизации, познания и произвольного взаимодействия с самим собой, другими людьми и окружающим миром в режимах прошлого, настоящего и будущего времени. Субъектом психической деятельности автор рассматривает человека как духовно-нравственную индивидуальность способную к формированию собственной, уникальной психологической модели личности как социализированного и адекватного инструмента своего выживания и развития в существующих условиях.
Ключевые слова: модель; человек как индивид; человек как личность; психика; сознание; малое сознание, витальный интеллект.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.06.88.p108-119
MENTALITY AND CONSCIOUSNESS MODELS AS THE METHODOLOGICAL BASIS OF DIAGNOSTICS OF LEVEL OF THEIR DEVELOPMENT AMONG THE
ATLETES
Vladimir Mihajlovich Snetkov, the candidate of psychological sciences, senior lecturer,
The St.-Petersburg State University
Annotation
Paramount problem of the present article is demonstration of constructability of application in sports psychology of generalizing scientific definitions as semantic models of such difficult for perception and development objects as mentality and consciousness of the person, which further become a methodological basis not only for training the students, but also for their studying and diagnostics. The author, proceeding from the power information essence of human nature as poorly structured, open, psychophysical system, considers that the mentality - is the congenital, self-adjusted mechanism and the tool, simultaneously mastered by the person, of its power-information interaction with himself and current situation in a mode "here and now", by a principle "stimulus-reaction", and consciousness of the person - his negentrop-ic, power information mechanism and simultaneously verbally figurative, polymodal mental tool of his adaptation, developed in society, self-organizing, knowledge and any interaction with himself, other people and world around in modes of last, present and future times. The author considers as the subject of mental activity the person as spiritually-moral individuality, capable for formation of own, unique psychological model of the person as socialized and adequate tool of the survival and development in existing conditions.
Keywords: model, person as individual, person as personality, mentality; consciousness; small consciousness, vital intelligence.
Настоящая статья продолжает серию статей автора [9,10] по описанию концептуальных моделей развития человека, его психики и сознания. Из опыта спортивного чело-
вековедения, как психологии ведения спортсмена к вершинам профессионального мастерства и спортивной зрелости известно, что в процессе его специальной подготовки на разных этапах обучения активизируются и развиваются разные уровни его психической и сознательной деятельности. Если на первых этапах обучения спортсмена, активизация его «речевого сознания» оправдана и конструктивна, то на уровне спорта высоких достижений, где дорога каждая секунда, и каждый сантиметр, речевой уровень сознания как достаточно медленный механизм и «инструмент», взаимодействия спортсмена с самим собой и другими людьми должен быть преодолен за счет развития его «духовного сознания», которое, собственно и лежит в основе мгновенного предвидения профессиональным спортсменом направления развития спортивной ситуации. О возможности и механизме опережающего отражения действительности писал еще П. К. Анохин.
Реальность и эффективность опережающего предвидения развития спортивной ситуации постоянно демонстрируется во многих видах спорта спортсменами-профессионалами. Эта проблема настолько важна, что проблеме антиципации в спорте посвящена специальная работа Е.Н. Суркова [14].
Чтобы понять особенности развития психики и сознания спортсмена, в первую, очередь важно правильно определить природу жизнедеятельности человека, что, в свою очередь, требует ответа на вопрос: кто является субъектом психической и сознательной деятельности: «человек как биологический индивид» или «человек как личность»?
Широко известное зоологическое определение человека как разумного животного, как Homo Sapiens, рассматривающего человека как одного из представителей животного мира нашей планеты снимает всю сложность проблемы взаимоотношения человека и его психики. Такой подход, противоречащий практике жизни, низводя человека до уровня животного, выводит из сферы научной психологии проблему изучения и развития человека как субъекта психической и сознательной деятельности; человека как творца своей жизни и осмысленной профессиональной деятельности.
Поэтому целью настоящей статьи является научное определение таких категорий как «человек» «психика» и «сознание», в том числе: 1). Описание концептуальных моделей психической и душевной деятельности человека; 2). Описание модели стадиального развития сознания человека; и 3). Ответ на вопрос кто является субъектом психической и сознательной деятельности: человек как биологический индивид или человек как личность?
Методологическая необходимость и прогрессивность научного моделирования таких, внешне не наблюдаемых и не доступных для прямого восприятия, оценки и исследования объектов, как психика и сознание человека заключается в том, что: модель - это всегда обобщение и объективация в материальной, знаковой или какой-либо другой наглядной форме полученных ранее результатов исследования объекта и предмета психологии как науки, в нашем случае человека его психики и сознания.
Моделирование как метод научного познания - это изоморфное, символическое, логическое, формализованное, графическое, мысленное, речевое, письменное и т. п. обобщенное и системное описание или искусственное воссоздание в соответствующих пропорциях, аналогичного действующего макета, материального образца, существенных и отличительных свойств, процессов, состояний, элементов структуры, законов развития и изменения взаимодействий познаваемого объекта, с окружающей средой.
Таким образом, модель объекта и предмета психологии как науки, обобщающая в себе накопленную совокупность научно установленных фактов и результатов исследований, полученных на прошедшем аналитическом этапе ее развития, по сути, есть итоговый формализованный результат синтетического, этапа ее развития, который сразу же становится наглядной содержательной платформой для разработки программ обучения будущих специалистов-психологов и методологической основой развития следующего, аналитического этапа и различных, новых областей исследований в психологии. Именно
поэтому интегральная модель человека, его психики и сознания рассматривается нами как конструктивная, форма фиксации достигнутых психологией рубежей знания и как методологическая основа для разработки новых направлений и методов исследования уровня и качества развития человека его психики и сознания. Затянувшийся методологический кризис отечественной психологии, на наш взгляд, связан не только с отсутствием ярко выраженных синтетических, подытоживающих этапов ее развития и, но и с отсутствием у специалистов однозначного понимания и единого определения психики и сознания человека. Если обратиться к тестам по изучению личности и психики, то всегда в их основе лежит явная или не явная авторская модель понимания человека и его психики.
Мы провели анализ структуры психики человека с позиции описанных нами инструментально-смысловых систем [9]. Результат нашего анализа помещен ниже в таблице 1. При этом инструментальной мы называем живую, органическую, саморефлексиру-ющуюся, разумную, в том числе и социальную, систему, которая способна использовать функциональные свойства элементов, частей, явлений и объектов внешнего и внутреннего мира как инструменты и средства своего выживания, адаптации, развития и достижения целей.
Таблица1
Инструментально-смысловая модель психики человека______________
Психика как инструмент интеграции Внешний мир Психика как инструмент дифференциации
Как инструмент активного взаимодействия Психика как инструмент взаимодействия Как инструмент реактивного взаимодействия
Как инструмент регулирования и соучастия Внутренний мир Как инструмент отражения и отношения
Анализ существующих результатов исследования взаимодействия человека и его психики позволяет нам обобщить их в виде двух моделей и соответствующих частных методологий изучения развития психической и, соответственно сознательной деятельности человека: 1). Структурно-функциональную, рефлекторную модель психики как функции мозга, в основе которой лежит категория «функциональной системы» П.К. Анохина и принцип «причинно-следственной связи». 2). Инструментальносмысловую модель психики, в основе которой лежит принцип индетерминизма и категория «инструментально-смысловой системы», исходящей из понятия смысла и инсайта, т.е. произвольного, когнитивного превращения человеком как субъектом инструментально-смысловых взаимодействий любого сенсорного сигнала как знака в символ, в образ, в информацию и в инструмент достижения цели. На этом уровне психика является уже функцией целостного человека, для которого и сам мозг и психика и физическое тело: все есть инструменты взаимодействия и достижения целей.
Функциональный механизм психической деятельности задан генотипом человека и им не осознается. Природа закрыла этот процесс от вмешательства в него человека как активного дилетанта. Результатом функционального механизма деятельности психики является адекватность субъективного психического образа воспринимаемому объекту.
Результат инструментального механизма деятельности психики человека проявляется в отнесении психического образа во внешнюю среду, так как его основное предназначение соотнести наличную потребность (цель) и актуальные возможности человека с окружающими его ситуативными условиями. С момента вынесения психического образа объекта во внешний мир сознание человека начинает активно развиваться как произвольный инструмент познания, самоконтроля и саморегуляции. Инструментальный аспект деятельности своей психики человек осознает, так как этим он обеспечивает текущий контроль достижения поставленной им цели в данной ситуации. Собственно этот скачок на инструментально-смысловой уровень психической деятельности и лежит в ос-
нове развития сознания человека. Описанные выше две модели психической деятельности дают нам возможность показать переход от первичной, врожденной, рефлекторной психической деятельности человека к приобретенной в социуме, душевной, т. е. вербально - и духовно-опосредованной психической деятельности человека. При этом известно, что значительная доля защитных психических реакций находится в сфере функционального, бессознательного поля рефлекторной психической деятельности человека, на преодоление которой уходит время и значительные силы спортсмена. Например, в диссертационном исследовании Андреева В.В. установлен тот факт, что отрицание спортсменом психологической защиты, связан с ростом его спортивного мастерства. [2]. В нашей терминологии это означает, что с ростом мастерства спортсмен переходит с рефлекторного уровня на инструментально-смысловой и произвольный уровень психического взаимодействия с самим собой, другими людьми и спортивной ситуацией.
Ученые накопили тысячи корреляций различных психических явлений между собой, а как собственно человек и насколько эффективно он использует потенциал своей психики и сознания до сих пор не ясно из-за отсутствия их научного определения и целостной модели человека его психики и сознания.
Подобная синтетическая модель человека и его психики, обобщающая современные достижения науки имеет так же и педагогическое значение, так как без наглядной модели психики и сознания студенту или начинающему спортсмену трудно объяснить основы и психологические механизмы самоконтроля и саморегуляции.
В своих работах мы исходим из следующей дескриптивной модели и соответствующего инструментально-смыслового определения природы человека и его психики: Человек как индивид (от лат. individ - неделимый, конечный) - это живая, органическая, антропоидная, речемыслительная, хронологическая (ритмологическая), «многоэтажная», открытая, конфедеративная, слабоструктурированная, динамическая, инструментальносмысловая система, способная в процессе своей социально-обусловленной жизнедеятельности становиться духовно-нравственной личностью и использовать свой внутренний и окружающий мир для самовоспроизводства, самомотивации и достижения полноты своего бытия во времени и пространстве.
Как слабоструктурированная, открытая и неравновесная психофизическая система человек испытывает безотчетный страх при возникновении ситуации неопределенности или хаоса во внешнем или внутреннем мире. Собственно это свойство «слабой структурированности» человека и связанный с ним рост энтропии его внутреннего мира и лежат в основе возникновения и развития его психики, сознания и интеллекта как инструментов взаимодействия со средой; лежат в основе его способности к познанию окружающего мира и бесконечному развитию. Именно поэтому активность деятельности психики и сознания человека всегда направлена в сторону самой таинственной, неопределенной и хаотичной сферы, с целью ее познания и внесения в нее тем самым осмысленной структуры и предсказуемого порядка.
Для человека информацией становится любой сенсорный сигнал или какой-либо другой знак, с помощью которого он снимает (может снять) неопределенность (снизить энтропию) с внешнего или внутреннего мира.
Человек как инструментально-смысловая система, как субъект инструментальносмысловых взаимодействий характеризуется тем, что для него собственный организм, физическое тело, психика, жизнь, общество, знания, ситуация выступают как инструменты и ресурсы жизнедеятельности, развития и достижения поставленных целей.
Человек как инструментальный субъект способен внести свой индивидуальный и инструментальный смысл и значение во все, например, в свою личную, социальную и профессиональную жизнь.
Само понятие смысла жизни имеет для человека инструментальное значение, так как позволяет ему снять страх неопределенности со своей настоящей и будущей жизне-
деятельности. Притом, что биологическая, сущность жизнедеятельности человека заключается в процессе разворачивания во времени его генетической информации, результаты которого человеку заранее не известны.
Человек как открытая, неравновесная, слабоструктурированная, биофизическая система непрерывно и одновременно на всех уровнях обменивается с окружающей средой веществом, энергией и информацией. Поэтому, учитывая сказанное информацию нужно рассматривать в качестве одного из важнейших ресурсов жизнедеятельности и развития человека.
Получение информации и наличие предсказуемого порядка является для слабоструктурированного человека актуальной жизненной потребностью и первой, информационной, стороной физической детерминанты, лежащей в основе развития его психики и сознания. Второй, стороной физической детерминанты, лежащей в основе психической деятельности человека выступает внутренняя, жизненная энергия, которая вырабатывается в процессе метаболической деятельности всех соматических и нервных клеток его организма.
Как известно, в основе процесса деления всех клеток организма человека, в соответствии с законом термодинамики лежит рост их внутренней энтропии как меры хаоса и неопределенности системы, в проявлении которой для человека как субъекта жизни в одном процессе феноменально объединены сразу два явления: энергия и информация. Энтропия отражает объективный закон, определяющий направление движения всех энергоинформационных потоков в природе Вселенной и в организме человека как ее части. Физическим субстратом, объединяющим психику и физику человека и распространяющим энергию и информацию по всему его организму от мозга до каждой мышечной клетки и обратно к мозгу, является его внутренняя жидкостная среда. Таким образом, третьей стороной физической детерминанты возникновения и осуществления психической деятельности человека выступает жидкостная среда его организма. Известно, что человек на 90 процентов состоит из воды. Вода обладает уникальными физическими свойствами взаимодействия с внешней средой. Она не просто взаимодействует с электромагнитными излучениями, со светом, теплом и холодом, с запахами и т.д.; она изменяет свою кластерную структуру после этих взаимодействий, что называют памятью воды. Таким образом, человеческий, живой организм изначально представляет собой «электролитический, жидкостной конденсатор» перемещающийся в энергетическом, электромагнитном и информационном полях планеты Земля. Вода обладает уникальным физическим свойством: с одной стороны она является прекрасным изолятором и фактором формирующим целостность внутренней среды организма человека как биофизической системы. С другой стороны, именно жидкостная среда организма человека является физической основой непрерывного взаимодействия его с окружающей природой Вселенной. Сказанное позволяет нам говорить об энергоинформационной сущности природы развития и взаимодействия человека с окружающим его миром. Соответственно, психику мы определяем как врожденный, самонастраивающийся механизм и одновременно как освоенный человеком инструмент его непроизвольного, энерго-информационного взаимодействия с самим собой и текущей ситуацией в режиме «здесь и теперь», по принципу «стимул-реакция».
На основе обобщения литературы по исследованию интеллекта и сознания мы предполагаем, что первоначальный старт и динамика развития сознания человека обусловлены его «витальным (от лат. vitalis - жизненный) интеллектом». Витальный интеллект - это врожденная психофизиологическая способность человека как биологического индивида устанавливать и экстраполировать причинно-следственные и пространственновременные связи (закономерности и отношения) между направлениями движения и изменениями событий и явлений из внутренней и внешней среды.
Этот первый уровень развития сознания человека мы предлагаем назвать «малым
сознанием». «Малое сознание» отвечает на вопросы Что это? и куда двигаться? Основные инструментальные функции малого сознания заключаются в сохранении целостности и гомеостаза организма; в согласовании процесса удовлетворения актуальных потребностей (целей) с особенностями текущей ситуации. В психологическом плане процесс деятельности малого сознания может рассматриваться как интуитивное, т. е. еще не оформленное вербально, отношение человека к ситуации и принятие решения о направлении действий. Эмпирическими характеристиками деятельности малого сознания выступают: скорость, безошибочность, адекватность и точность прочтения текущей ситуации, которые собственно и лежат в основе эффективности профессиональной деятельности, например, авиаторов, автогонщиков и спортсменов в игровых видах спорта.
Выделение стадии малого сознания позволяет подчеркнуть непрерывность развития сознания человека на протяжении всей его длительной эволюции от первобытного периода до настоящего времени.
Обобщая выше сказанное, мы можем сказать, что сознание человека - это негэн-тропийный, энергоинформационный механизм и одновременно вербально образный, по-лимодальный, развитый в социуме психический инструмент его адаптации, самоорганизации, познания и произвольного взаимодействия с самим собой, другими людьми и окружающим миром в режимах прошлого, настоящего и будущего времени. Таким образом, сознание человека как центральный психофизиологический диспетчер на основе его целей (потребностей) и экстраполяции развития ситуации тормозит одни и активизирует другие подсистемы его организма, осуществляя при этом избирательное, изоморфное перекодирование афферентной (сенсорной) информации в эфферентную (действие); в образ, слово или символ. Собственно перевод афферентной информации в эфферентную и есть эволюционно первая стадия развития и суть деятельности «малого сознания».
Для уточнения сути обсуждаемой проблемы обратимся к клинической практике, например, к случаям, когда человек теряет сознание. Анализ этапов его восстановления показывает, что в первую очередь обычно восстанавливается малое сознание, т. е. аудиальный или визуальный контакт человека с окружающей ситуацией после которого приходит осознание им самого себя.
Факт наличия малого сознания подтверждается практикой и наблюдениями многих врачей невропатологических отделений; результатами изучения сна и гипнотических состояний человека. Например, человек, находящийся под влиянием алкоголя или наркотика или иногда в боксе, когда после сильного удара боксер не падает, а автоматически продолжает бой, находясь в так называемом состоянии «грогги». Все эти действия человеком осуществляются под контролем малого, неречевого сознания.
Следующим этапом развития сознания человека является речевое, дискретное сознание. Целевая, инструментальная функция речевого, дискретного сознания заключается в обозначении человеком как инструментальным субъектом дискретным словом непрерывного, бесконечного, неопределенного, агрессивного и в целом не понятного ему окружающего, трансцендентного мира.
Первоначально трансцендентным для человека выступал весь внешний и внутренний мир, лежащий за пределами его непосредственного, восприятия.
Возникновение второй сигнальной системы и развитие устной, дискретной речи оказалось очень эффективным инструментом для снижения внутренней неопределенности и хаоса (энтропии) человека как открытой, биофизической системы.
Познание человека всегда начинается с восприятия и присвоения имени познаваемому объекту и выделение его тем самым из фона и ряда других, аналогичных объектов. Таким образом, при помощи слова как инструмента человек фиксирует все процессуальные, бесконечные, неопределенные и пугающие его окружающие явления и превращает их в конечные, дискретные знаки и субъективные, подчиненные ему психические образы-понятия. Этот процесс позволяет ему произвольно, т. е. исходя из своих целей и инте-
ресов, производить любые психические операции с этими знаками-понятиями и психическими образами, не зависимо от наличия или отсутствия их вызвавшего объекта, что в целом делает человека относительно свободным в своей психической деятельности от окружающей среды.
Для уточнения особенностей возникновения стадии речевого сознания нужно обратиться к процессу становления личности современного ребенка и ответить на вопрос кто является субъектом психической, интеллектуальной и сознательной деятельности? Человек как индивид или человек как личность?
Развитие стадии «речевого, сознания», на наш взгляд, во-первых, обусловлено социальным интеллектом ребенка и тем, что с развитием устной, вербальной речи его высшая психическая, познавательная деятельность становится все более произвольной и достигает определенной независимости от его биологической, рефлекторной природы, которая проявляется в ее инструментальной, семантической, творческой и пространственно-временной произвольности. Во-вторых, тем, что в этот период жизни ребенок получает Имя, которое обращает его восприятие на самого себя, что приводит к возникновению у него самости и процессов самоосознания и самопознания.
Получая свое имя, ребенок субъективируется, т.е. выделяется из общей массы всех людей и получает ответ на свой сакральный вопрос кто я? Тем самым он ставится в позицию отдельного, единичного социального субъекта жизни, противопоставленного всем другим людям; обществу, всему миру и даже самому себе. Известно, что ребенку нужно некоторое время, чтобы научиться идентифицировать себя и свое тело со своим именем.
Психологически человек как личность рождается вместе со своим именем. Объективные и социальные детерминанты формирования личности как именного психического конструкта меняются в социуме каждые 10-15 лет, тогда как человек как биологический индивид не меняется десятилетиями и может прожить сто и более лет. Поэтому на протяжении жизни у одного человека как биологического индивида могут смениться несколько психических конструктов личности.
Именно этот эмпирический факт пересечения инструментальных интересов выживания и человека как биологического индивида и государства как социальной организации делает категорию «личности» центральной в науках о человеке и психологии. Таким образом, личность как психический конструкт; как навязанная в раннем детстве ребенку ролевая, психологическая модель его общественной жизни и как результат, зависящий, от процесса и места социализации биологического индивида не может быть полноценным субъектом («хозяином») психической и сознательной деятельности.
Поскольку все люди, безусловно, рождаются индивидами (сразу личностью еще никто не родился), а личностью становятся только при условии их жизни и развития в сообществе людей, постольку субъектом психической, интеллектуальной и сознательной деятельности может быть только человек как биологический индивид, без наличия которого личность вообще не возникнет и не может существовать. Поэтому живет, действует, развивается, болеет, страдает и умирает человек как индивид. Не существует личности без индивида, но существуют индивиды, например, Маугли и дети, выросшие среди животных, которые не стали личностью в общепринятом смысле, но сформировавшие свой психический конструкт и психическую, ролевую модель образа жизни «зоологической личности», которая отвечает требованиям и ожиданиям социальной организации окружающего их стада животных.
Возвращаясь к проблеме речевого сознания нужно отметить, что скорость его деятельности ограничена, так как зависит от скорости речи и мышления человека. Поэтому, если на начальных этапах овладения, профессиональной, например спортивной или операторской деятельностью проговаривание текущей ситуации и предстоящего движения, полезно для ее осознания и контроля, то в дальнейшем этот медленный, речевой инструмент должен быть преодолен за счет развития следующей, духовной стадии сознании.
Давно замечено, что результативные профессионалы из спорта высоких достижений рано приобретают и активно используют свою психическую способность духовного предвидения развития спортивной ситуации.
Для понимания особенностей методологии изучения и развития духовного (символического) сознания мы предлагаем следующее определение духовности человека. Духовность - это интегральное и доминантное (А. Ухтомский) состояние внутренней среды человека, обусловленное не разрывным единством его организма как открытой биофизической системы с окружающей природой вселенной (онтология). Действиями его psyche (гносеология). Представлениями, отношениями, знаниями, целями, ценностями, смыслами и принципами жизни человека, установленными его разумом (логика) и утвержденной волей человека субъективной идеологией как смысловой основы направленности его развития и качества жизни (феноменология).
В общем и целом скорость деятельности духовного или символического сознания человека повышается в первую очередь, за счет биофизического и психологического его единства с текущей ситуацией; за счет антиципации ее развития [14]; за счет сжатия всей поступающей информации в единый символ и интегральный образ, например, соревновательной ситуации и, наконец, за счет отсутствия процесса мысленного проговаривания своих действий и самоконтроля поведения речевым сознанием. Благодаря развитию символического интеллекта и формированию на его основе духовного сознания человек формируется как самоактуализирующаяся, самодостаточная индивидуальность, как субъект духовной и сознательной деятельности.
По мере развития человека как субъекта духовной, сознательной деятельности он все в большей степени сам становится творцом нового знания, смысла своего существования и хранителем своего мировоззрения и ценностей; становится проектировщиком своей будущей жизни; конструктором своего тела и своей индивидуальности.
Целевая инструментальная функция духовного сознания заключается в использовании человеком своей души как произвольного инструмента перевода идеальных, не явных, трансцендентальных знаков, образов и символов в информацию, в слово, в знание, а затем и в действие; а иногда и, наоборот, обнаружение в окружающей среде, действиях и психических состояниях человека проявления свойств макро- или микромира, как свойств какого-либо иного, высшего порядка и смысла жизни.
При достижении духовного уровня развития сознания человек как инструментальный субъект способен свою биологическую потребность превратить в мотив; мотив - в мечту; мечту - в смысл жизни, а смысл - в поступок. Духовно развитый человек способен переосмыслить и наделить своим индивидуальным, инструментальным, ресурсным значением и смыслом все: свою жизнь, свое тело, психическую деятельность; окружающую природу, общество, болезнь и страх смерти и тем самым преодолеть их ограничения и стать духовно свободным. Эти процессы постоянно наблюдаются в профессиях, связанных с риском для жизни, например, в автогонках, авиаспорте и в спорте высоких достижений. При этом важно отметить, что именно экстремальная, соревновательная, правильно спроектированная, тренировочная, дозировано-стрессовая социальная или профессиональная ситуации позволяют человеку выйти на духовный, произвольный, т. е. надбиологический, надсоциальный и надситуативный уровень своей профессиональной деятельности. К этому же выводу на основе изучения профессиональной деятельности летчиков приходят Д.В. Колесов и В.А. Пономаренко. Они считают, что «духовность летчика — это фактор его самосохранения, профессионального долголетия и успешности его в своей профессии» [4, с.164].
Сам летчик и доктор медицинских наук В. А. Пономаренко в своих лекциях рассказывает о том, что в некоторых экстремальных ситуациях современные летчики-профессионалы, летающие на сверхзвуковых скоростях, физически не успевающие отслеживать все приборы, принимают решения и летят на основе своих интуитивных ощу-
щений и опыта. Он как психолог подчеркивает, что психическая деятельность современных летчиков-профессионалов выходит за рамки понимания психики обычного «земного» человека. Думаю, что то же самое можно сказать про всех выдающихся спортсменов, доказавших это своими уникальными спортивными результатами.
Представители спорта высоких достижений - это самый передовой, постоянно экспериментирующий и прогрессивный отряд человечества в вопросах поиска новых и практического использования существующих физических, психических и прочих энергоинформационных ресурсов человека. Поэтому спортсмены первые поняли практическую важность обращения внимания на «мелочи», т.е. поняли важность микропроцессов и необходимость оценки микрорезультатов деятельности спортсмена, без знания и учета которых в спортивных соревнованиях не победишь и рекордов не поставишь.
Справедливости ради следует отметить, что весь 20 век прошел под знаменем повышения интереса научного сообщества к микромиру. Создание электронных микроскопов, открытие строения атома и т.д., и т.п., все это привело к возникновению нанотехнологий и к совершенно новому уровню взаимодействия человека и невидимого, трансцендентального (потустороннего) микромира. В общем и целом этот этап современного развития человечества мы обозначаем как трансцендентальный гуманизм (далее трансгуманизм). Трансгуманизм, на наш взгляд - это новая парадигма взаимодействия человечества с окружающим макро- и микромиром. Новая парадигма развития, обучения и воспитания нового, подрастающего поколения, когда каждый человек в процессе своей жизнедеятельности начинает все более активно и осознанно использовать как ресурс и инструмент своего социального и профессионального развития свой внутренний и окружающий трансцендентальный макро- и микромир.
При этом необходимо отметить, что уже в прошлых столетиях наметились два основных направления повышения эффективности профессиональной деятельности спортсменов. Первое, можно было бы назвать естественным трансгуманизмом, которое делает акцент на развитии естественных физических способностей и задатков спортсмена, данных ему от природы. Эффективность целенаправленного развития физических возможностей спортсмена прекрасно иллюстрируется грандиозным ростом их достижений на олимпийских играх, прошедших за последние два века.
Нам представляется, что наступило время, когда весь этот опыт, технологию и методологию развития физических умений и формирования практических навыков спортсмена, конечно с поправками на особенности предмета воздействия необходимо перенести в сферу развития его психики. Т. е. поставить и решать задачу развития его психологической компетенции. Т.е. решать задачу систематического и целенаправленного, поэтапного развития психических способностей, умений, навыков и практических технологий психического взаимодействия спортсмена с самим собой, другими людьми и спортивной ситуацией. Необходимо научить спортсмена осознанно и активно использовать свой мозг, свою психику и сознание в качестве эффективных инструментов раскрытия и развития энергоинформационных потенциалов и ресурсов своего организма и физического тела для достижения поставленных целей. Решение подобной задачи, несомненно, будет способствовать росту успехов будущих спортсменов.
Второе направление - это технический трансгуманизм, одни представители которого стремятся увеличить ресурсы спортсмена за счет внедрения в его организм и физическое тело фармакологических средств и технических устройств. Другие представители, которого стремятся достигнуть той же цели за счет создания новых, более адекватных технических спортивных орудий и условий проведения спортивных соревнований.
В целом, трансгуманизм мы рассматриваем как метапарадигму синтетического че-ловекознания и спортивного человековедения XXI века. Метапарадигму, объединяющую в себе различные, в том числе, естественнонаучную, экзистенциальную, гуманитарную, энергоинформационную, философскую и другие частные парадигмы изучения человека.
Метапарадигму, объединяющую достижения и усилия всех современных наук о человеке, в центре совместной научно-практической деятельности которых, комплексно и согласованно решаются проблемы изучения, раскрытия и развития всех внутренних энергоинформационных, физических и психических потенциалов и ресурсов каждого современного человека как индивидуальности.
ВЫВОДЫ
В качестве выводов и ответа на поставленные вопросы перечислим уровни психической и сознательной деятельности человека, которые рассматриваются нами в качестве методологической основы для разработки средств и методов психологической диагностики и оценки качества и уровня развития психики и сознания спортсмена:
1. Непроизвольный, рефлекторно-функциональный, врожденный и биологически обусловленный уровень психической деятельности спортсмена (уровень малого сознания).
2. Произвольный, душевный, духовно- и вербально-обусловленный, инструментально-смысловой, приобретенный, уровень психической деятельности спортсмена. (уровень речевого, дискретного сознания).
3. Уровень духовно-рефлексивного, символического сознания спортсмена, который, во-первых, проявляется в его мировоззренческой, смысло-жизненной самодостаточности и морально-нравственной самоорганизации; а, во-вторых, в способности спортсмена стать в рефлексивную оппозицию по отношению к самому себе и своим действиям.
4. Поскольку каждый человек рождается биологическим индивидом (сразу личностью еще никто не родился), а личность является одновременно и продуктом, зависимым от особенностей процесса и места социализации, и психическим инструментом - маской для выживания индивида в социуме, постольку личность не может рассматриваться в качестве субъекта психической деятельности. Субъектом психической деятельности становится человек как духовно-нравственная индивидуальность. Но только тогда, когда он на основе внешних требований и существующих в социуме: социальной, идеологической, религиозной, национальной, виртуальной и прочих типовых моделей личности, практически реализует свою способность к осознанному формированию своей, уникальной, неповторимой психологической модели Личности. Личности как адекватному, социализированному инструменту своего выживания, развития и достижения поставленных целей в существующих условиях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агафонов, А.Ю. Основы смысловой теории сознания / А.Ю. Агафонов. - СПб. : Речь, 2003. - 290 с.
2. Аллахвердов, В.М. Сознание как парадокс / В.М. Аллахвердов. - СПб. : Изд-во «Издательство ДНК», 2000. - 517 с.
3. Андреев, В.В. Индивидуальные особенности психологической защиты личности в спортивной деятельности : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Андреев В.В. -СПб., 2006. - 24 с.
4. Балин, В.Д. Сознание - научная категория или психическое явление? / В.Д. Балин // Вестник СПбГУ. - 2009. - Сер. 12. - Вып. 4. - С. 94-99.
5. Колесов, Д.В. Отношение к жизни и психология риска : учебное пособие / Д.В. Колесов, В.А. Пономаренко. - Воронеж : Модэк, 2008. - 176 с.
6. Мюррей, С. Принцип индивидуализации: о развитии человеческого сознания / С. Мюррей. - М. : Издательство «Когито-Центр», 2009. - 176 с.
7. Павлова, Е. Д. Сознание в информационном пространстве / Е. Д. Павлова. - М. : Академия, 2007. - 684 с.
8. Петренко, В.Ф. Многомерное сознание: психосемантическая парадигма / В.Ф.
Петренко. - М. : Новый хронограф, 2010. - 437 с.
9. Снетков, В.М. Человековедение как наука. Ч. 2 : Философско-
методологические основы разработки модели человека как объекта управления / В.М. Снетков // Вестник СПбГУ. - 2002. - Сер. 6. - Вып. 3. - С.76-89.
10. Снетков, В.М. Модульная модель личности как вершины профессионального развития спортсмена / В.М. Снетков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.
- 2011. - № 6 (76). - С. 152-156.
11. Дворко, С. Воспитание сознания / С. Дворко. - СПб. : Будущее земли, 2005. -
384 с.
12. Прист, С. Теории сознания / Стивен Прист ; пер. с англ. и предисловие А. Ф. Грязнова. - М. : Идея-Пресс, 2000. - 288 с.
13. Субботский, Е.В. Строящееся сознание / Е.В. Субботский. - М. : Смысл, 2007.
- 422 с.
14. Сурков, Е. Н. Антиципация в спорте / Е. Н. Сурков. - М. : Физкультура и спорт, 1982. - 144 с.
15. Хант, Г. О природе сознания / Г. Хант. - М. : Изд-во «АСТ», 2004. - 555 с.
16. Холодная, М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума / М.А. Холодная. - СПб. : Питер, 2004. - 384 с.
REFERENCES
1. Agafonov, A.J. (2003), Basis of the semantic theory of consciousness, Speech, St.-Petersburg, Russian Federation.
2. Allahverdov V.M. (2000), Consciousness as paradox, publishing house DNA, St.-Petersburg, Russian Federation.
3. Andreyv, V.V. (2006), Individual characteristics of the psychological protection of personality in sports activities: dissertation, St.-Petersburg, Russian Federation.
4. Balin, V.D. (2009), "Consciousness - a scientific category or the mental phenomenon?", Bulletin St.-Petersburg State University. Ser. 12, Issue 4, pp. 94-99.
5. Kolesov, D.V. and Ponomarenko, V.A. (2008), Relation to life and risk psychology: the manual, publishing house Consciousness, Voronezh, Russian Federation.
6. Mjurrej, S. (2009), Principle of individualization: About development of human consciousness, publishing house: Kogito-centre, Moscow, Russian Federation.
7. Pavlova, E.D. (2007), Consciousness in information field, Academy, Moscow, Russian Federation.
8. Petrenko, V.F. (2010), Multidimensional consciousness: a psychosemantic paradigm, New chronograph, Moscow, Russian Federation.
9. Snetkov, V.M. (2002), "Personmaintaining as a science. A part 2. Psychological-methodological bases of working out of model of the person as object of management", Bulletin St.-Petersburg State University, Ser. 6, Issue 3, pp.76-89.
10. Snetkov, V.M. (2011), "Modular model of the person as top of professional development of the athlete", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 76, No. 6, pp. 152-156.
11. Dvorko, S. (2005), Education of consciousness, publishing house Earth future, Moscow, Russian Federation.
12. Prist, Stephen (2000), Consciousness theories. Translation from English and the preface: A.F. Grjaznov, publishing house Idea-press, 2000. Moscow, Russian Federation.
13. Subbotsky, E.V. (2007), Under construction consciousness, publishing house Smisl, Moscow, Russian Federation.
14. Surkov E.N. (1982A Antitsipatsija in sports, Physical culture and sports, Moscow, Russian Federation.
15. Hunt, G. (2004), About the consciousness nature, publishing house AST, Moscow,
Russian Federation.
16. Holodnaja, M.A. (2004), Cognitive styles. About the nature of individual mind, Peter, St.-Petersburg, Russian federation.
Контактная информация: Snetok-psy@mail.ru.
Статья поступила в редакцию 18.06.2012.
УДК 796:612
ОСОБЕННОСТИ ЭХОКАРДИОГРАФИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КВАЛИФИКАЦИИ СПОРТСМЕНОВ
Абсет Хакиевич Талибов, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Работа посвящена оценке влияния тренировочных нагрузок на сердечно-сосудистую систему спортсменов. Отмечены методики исследования сердечно-сосудистой системы спортсменов на основе медико-биологического контроля. Дана оценка показателей систолического и диастолического размера левого желудочка, ударного объема крови. Отмечена четкая зависимость геометрии левого желудочка от квалификации спортсменов и стажа занятий спортом. Показатели сердечнососудистой системы спортсменов различной квалификации характеризуют проявления адаптационных, физиологических реакций и перестроек. Спортивный стаж влияет на динамику эхокардиографических показателей, наибольшее увеличение происходит в первые годы занятий спортом, увеличивается масса миокарда левого желудочка. При этом адаптация сердца к нагрузкам в большей степени вызывает утолщение стенки левого желудочка.
Ключевые слова: эхокардиография, сердце, левый желудочек, напряжение, тренированность, физические нагрузки, спортсмены.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.06.88.p119-123
FEATURES OF THE ECHOCARDIOGRAPHIC INDICATORS DEPENDING ON
ATHLETES' QUALIFICATION
Abset Hakievich Talibov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg
Annotation
The research is devoted to the assessment of training loads, influencing on the athletes' cardiovascular system. The research methods for the cardiovascular system of athletes on the basis of medical and biological control have been marked. The estimation of systolic and diastolic left ventricular size, stroke volume of blood has been given. Close correlation of left ventricular geometry with the qualification of athletes and sports experience has been detected. Indicators of the cardiovascular system of athletes with different qualification characterize the manifestations of adaptation, physiological reactions and rearrangements. Sports standing affects the dynamics of echocardiographic indices, the largest increase occurs within the first years of the sport occupation, the left ventricular mass is increased. At this adaptation of the heart to the stress mostly causes thickening of the wall of the left ventricle.
Keywords: echocardiography, heart, left ventricle, tension, fitness, physical loads, athletes.
ВВЕДЕНИЕ
Многочисленные исследования, посвященные изучению сердечной деятельности, позволили установить, что диапазон колебаний различных физиологических показателей достаточно широк. В существенной мере он определяется уровнем тренированности организма. Важно подчеркнуть, что функции сердечно-сосудистой системы при занятиях