Psychotherapy, No. 4, pp. 154-169.
5. Kryukov, T.L. and Kuftyak, E.V. (2007), “The survey of coping (adaptation techniques WCQ)”, Journal of Practical Psychology, No. 3, pp. 93-112.
6. Leontiev, D.A. and Rasskazova, E.I. (2006), The test of viability, The Meaning, Moscow.
7. Mironova, E.E. (2006), The collection of psychological tests (part II), publishing house Women's Institute ENVILA, Minsk, Belarus.
8. Pantileev, S.R. (1993), Technique to study the self, The Meaning, Moscow.
9. Ponukalin, A.A. (2011), “Social psychology building an innovative personality”,
Anniversary Collection RPO / ed. D.B. Epiphany and J.P. Zinchenko, MAKS Press, Vol. 2, pp.189-191, Moscow.
10. Serbinovsky, N.V. (2012), Psychology of innovation, Lecture Course: Textbook for students, publishing house YuRGUES, Schakhty.
11. Surkova, E.G. and Gurova E.V. (2012), “The depth of intrapersonal conflict and maturity of coping behavior of the individual”, Knowledge. Understanding. Skill, No. 3, pp. 223231.
12. Fetiskin, N.P., Kozlov, V.V. and Manuilov, G.M. (2002), Socio-psychological diagnosis of personality development and small groups, Institute of Psychotherapy, Moscow.
13. Hromov, A.B. (2000), The five-factor personality questionnaire: Training Manual, Kurgan State University, Kurgan.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.09.2013.
УДК 159.9.07
ЭНЕРГОИНФОРМАЦИОННАЯ ПРИРОДА ОРГАНИЗМА, ПСИХИКИ И СОЗНАНИЯ СПОРТСМЕНА КАК ВРОЖДЕННАЯ ОСНОВА ЕГО ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С САМИМ СОБОЙ, ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ И ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
Владимир Михайлович Снетков, кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)
Аннотация
В статье идет речь о решении классической психофизической проблемы в сфере спортивной психологии, так как именно в спорте физическое тело человека становится инструментом достижения поставленных целей, что требует согласования психической и физической деятельности спортсмена. В статье приведены аргументы, и описаны основные категории, авторской концепции единства энергоинформационной природы организма человека: его психики, души и сознания с физическим миром, которая рассматривается в качестве возможной методологической основы развития внутренних ресурсов спортсмена как субъекта психофизической деятельности.
Ключевые слова: человек как индивид, субъект психофизической деятельности, жизнедеятельность организма, психика, сознание, душа.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.09.103.p158-169
ENERGY-INFORMATIONAL NATURE OF THE ORGANISM, MENTALITY AND CONSCIOUSNESS OF THE ATHLETE AS THE CONGENITAL BASIS OF HIS
PSYCHOPHYSICAL DEVELOPMENT, INTERACTION WITH HIMSELF, ANOTHER PEOPLE AND WORLD
Vladimir Mikhailovich Snetkov, the candidate of psychological sciences, senior lecturer,
St. Petersburg State University
Annotation
The article raises the question of the solution of the classical psychophysical problem in the sphere of psychology of preparation of the professional athletes, as in sports activity the physical body of the person becomes the instrument for achievement of the goals and it requires the integration of the mental and physical activity of the athlete. The article presents the arguments and the main categories of the author's concept of unity of energy-informational nature of the human body: its mentality, soul and consciousness with the physical world which is considered as the methodological basis for the development of the athlete as the subject of psychophysical activity.
Keywords: person as individual, subject of psychophysical activity, organism activity, mentality, consciousness, soul.
Настоящая статья заключает серию вышедших ранее работ автора о природе человека [10], развития личности спортсмена [11], модели психики и сознания спортсменов [12].
В первую очередь актуальность данной темы обусловлена кризисом теоретической современной научной психологии, в которой до сих пор не решена психофизическая проблема и противопоставляются «психическое», как идеальное и «физическое» как материальное.
Во вторую очередь, тем, что рекорды, которые показывают представители спорта высоких достижений, активно приближаются к границам физических возможностей человека, что подтверждается фактом замедления темпов превышения мировых рекордов, когда некоторые из них существуют уже несколько десятилетий и продолжающимся ростом требований к современным спортсменам достигать за короткое время максимально высоких результатов в спортивных соревнованиях, на которых, по факту, уже идет настоящая борьба индивидуальных психологий спортсменов за сантиметры и секунды, что требует целостного, скоординированного подхода к развитию и физической и психической деятельности спортсменов. Поэтому современная спортивная психология нуждается в новых методах развития психических ресурсов спортсменов. В понимании энергоинформационной сути природы человека и в решении психофизической проблемы и уже на этой основе выбора направлений и методов развития психики, сознания и профессиональной деятельности современных спортсменов.
Если обратиться к мировому опыту изучения человека, необходимо отметить, что в соответствии с программой развития ООН ежегодно публикуются доклады о развитии человека в разных странах. Следует отметить, что уже в первом докладе 1990 года о развитии человека был предложен «Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП)», в основе которого лежала идея, что «Подлинное богатство народов - люди», а не национальный доход». В России эта идея развивается в рамках теории человеческого капитала. Такой антропоцентризм вполне уместен, так как именно человек одновременно является и основным автором, и потребителем, и критерием оценки всех существующих и будущих изменений на планете Земля. При расчете «ИРЧП» используются такие показатели как: «продолжительность жизни»; «продолжительность обучения»; «уровень грамотности населения»; «уровень валового, национального дохода на душу населения». В 2011 году при расчете ИРЧП использовался показатель «гендерного неравенства». К сожалению, как видно из докладов, большинство показателей носит социологический и стати-
стический характер, больше говорящий о развитии государства, чем о действительном развитии потенциалов природы человека и его психики. Сама идея полученных авторами материалов, предполагает концентрацию их внимания на вопросах, что еще не сделано в данной стране для развития человека; т.е., что требует наибольшего внимания: бедность, преступность, безработица, политическая нестабильность или безопасность жизни в стране и т.д., и т.п.
Для ответа на эти вопросы необходимо определить, куда ведет человечество современный научно-технический прогресс, массовая культура и утверждаемые в обществе нормы демократии, нравственности и свободы?
На наш взгляд, для решения этих задач и планирования результатов в профессиональном спорте, важна адекватность в определении человека и его природы и однозначность понимания, о какой сфере человека и, соответственно, о каких законах, и о развитии каких потенций, человека как индивида, как личности, как субъекта труда, или как индивидуальности, идет речь, в том, или ином виде спортивной деятельности.
В ходе борьбы материализма и идеализма в философии, родоначальники психологии сформулировали психофизическую проблему, от решения которой зависело направление развития психологии. Сегодня от решения этой проблемы зависит понимание природы и направления развития психики человека. Суть решения проблемы, по мнению В. Вунда, заключается в определении «примата» и в установления причинноследственной связи трех основных понятий науки: «материи, души и сознания». В зависимости от порядка решения этого, основного вопроса философии, развивалась материалистическая или идеалистическая философия и психология как ее подраздел. До сих пор ученые не имеют экспериментальных, естественнонаучных доказательств основных гипотез эволюционного, т.е. случайного или разумного, запланированного «инопланетным» Богом, происхождения разумного человека во Вселенной.
В выборе концептуальных основ развития человека мы будем исходить из реально существующей его природы, т.е. из его врожденной способности к диалектическому, психическому и физиологическому, по сути, энергоинформационному взаимодействию как субъекта жизни с самим собой, другими людьми и окружающим миром.
Поэтому основными задачами настоящей работы являются: 1. Интерпретация сути и поиск решения психофизической проблемы в рамках спортивной психологии; 2. Описание уровней жизнедеятельности человека и концепции единства энергоинформационной, врожденной природы организма человека; его психики, души и сознания; в качестве теоретической основы развития спортсмена как субъекта психофизической деятельности, что позволит перейти к изучению и развитию психики человека с естественнонаучных, материалистических и аппаратурных возможностей современной науки.
Наша исходная позиция в решении психофизической проблемы заключается в том, что человек как биологический индивид в бесконечной Вселенной явление вторичное, который рождается по ее законам физическим, живым, душевным и бессознательным объектом, обладающим потенцией стать человеком и реализовать множество направлений своей будущей жизни в зависимости от внешних условий и требований окружающей социально-психологической среды. Именно физическая Вселенная: ее структура и законы выступают основой рождения, существования и развития организма человека и всех живых существ на Земле. Но, только разумному человеку дано осознать свое изначальное единство с окружающим миром живой природы и понять, что Вселенная уже внутри каждого из нас.
В процессе онтогенетического развития от человека как субъекта жизни зависит осознание основ своей жизни и индивидуальное решение психофизической проблемы, т.е. выбор приоритетов развития: либо развитие материального мира и своего физического тела; либо развитие свой психики, души, духовности, нравственности и сознания.
Сама формулировка родоначальниками психологии проблемы как психофизиче-
ской на наш взгляд, является подсказкой, в направлении решения которой должно идти развитие психической природы человека.
Например, Гиппократ говорит сразу о двух единствах природы человека: о единстве внутренних стихий природы человека и о его единстве с внешним, окружающим миром природы как части всего мироздания [2, С. 14]. В последующие столетия, природа человека рассматривалась: либо с религиозной; либо с социальной; либо с зоологической; точек зрения. Сегодня зоологический подход уже не конструктивен, так как человек при этом лишается самых главных вершин развития: вербальной речи, свободы и одухотворенности своего творчества.
Без понимания законов единства индивидуальной природы человека и Вселенной невозможно создать адекватную модель будущего устойчивого развития человека и его профессиональной деятельности в ответ на изменения условий жизни на Земле и активного внедрения в его жизнь и деятельность новейших достижений научно-технического прогресса.
Моделирование как метод научного познания - это изоморфное, символическое, логическое, формализованное, графическое, системное описание существенных и отличительных свойств, процессов, характеристик, элементов структуры человека как естественного, природного познаваемого объекта, способствующее его целостному восприятию и пониманию условий сохранения его жизни, здоровья и прогнозу его будущего всестороннего развития.
В ХХ столетии попытки создать науку о человеке предпринимались не раз. А. Соколовским (1904) «человековедение», А. Адлером (1907) в его индивидуальной психологии (1938), Г. Мюрреем в виде персонологии и Б.Г. Ананьевым (1968) в виде синтетического человекознания. Несмотря на обширную литературу о человеке единой теории природы человека его психики, сознания, деятельности и ситуации не существует. Поэтому в своих работах мы развиваем концепцию единства энергоинформационной врожденной природы человека: его психических процессов; сознания; деятельности; и всей окружающей человека физической, живой и электромагнитной природы Земли.
По мнению Б.Г. Ананьева объектом синтетического человекознания выступает человек. Предметом - является природа человека, включая законы, особенности и механизмы его внутреннего устройства и взаимодействия с самим собой и окружающей средой. В соответствии с положениями Б.Г. Ананьева предметом синтетического человекознания выступает человек как индивид, как личность, как субъект труда и как индивидуальность. Следовательно, важно различать врожденные потенции природы человека, и соответственно условия и направления его развития в современном мире: либо как зоологического индивида; либо как личности; либо как субъекта психической деятельности и индивидуальности; либо как субъекта общественного, специализированного труда.
В спорте высоких достижений, ориентированном на достижение рекордных результатов в деятельности спортсменов речь идет о двух взаимосвязанных задачах и соответственно о двух необходимых талантах спортсмена: Одна - это формирование человека как субъекта спортивной деятельности, что требует развития способности к сложным комбинациям физических движений. Другая задача - это развитие психических способностей человека. Поэтому важно подчеркнуть необходимость сочетания и талантов; и антропометрии тела; и развития спортсмена как субъекта психофизической деятельности, которые все вместе и составляют методологическую основу подготовки будущего рекордсмена.
Для моделирования и прогноза этих процессов необходимо понимание сущности врожденной составной природы человека и описание совокупности объективных законов и условий, определяющих его строение, поведение, развитие психики, энергию жизнедеятельности, старение и уход из жизни.
Первоначальное распространение концепции об энергоинформационной природе
человека началось еще в Аюрведе и тантрической, тибетской медицине; в таких восточных практиках, как цигун, тайцзицюань; в учениях о «пране как жизненной энергии»; «Янь и Инь»; биологически активных точках и чакрах человека. Так, в первой половине 20 столетии, и З. Фрейд и В. Райх были солидарны в том, что «принцип удовольствия» выражает биоэнергетические закономерности жизнедеятельности организма человека. Например, А. Лоуэн осуществляет «биоэнергетический анализ» становления характера человека, в рамках которого он сформулировал «биоэнергетическую концепцию влечений» [5, С. 63] и описал основанные на этой концепции биоэнергетические принципы аналитической, телесной терапии [там же, С. 80].
Затем концепция энергоинформационной природы человека укрепилась и развивалась в современной медицине, что было связано с несколькими открытиями. С открытием эффекта Кирлиан [14, С.34] изучение биоэнергетического поля, ауры [3] человека показало, что в нем содержится информация о состоянии человека, в том числе и о существующих у него болезнях, что привело к возникновению нового направления «биоэнергоинформатики» [8].
Под биоэнергетикой современные ученые понимают «молекулярный механизм энергетики жизни», который включает в себя не только взаимодействие биомолекул». Не менее важными, по мнению автора, «его участниками являются внутриклеточная межмо-лекулярная вода и сама передаваемая от молекулы к молекуле энергия в форме импульсного электромагнитного поля». [4, С. 11]. Биоэнергетику автор рассматривает «как процесс, протекающий только в единстве биологических молекул, молекул воды и электромагнитного поля». Открытие метода электроэнцефалографии, позволило измерять электрическую активность мозга. Открытие факта влияния электромагнитных волн на живые организмы привело к возникновению КВЧ-терапии. Необходимость объяснения эффективности лечения гомеопатическими средствами привела теоретиков этого направления к выдвижению «информационно-энергетической, голограммной теории гомеопатии [13].
Исходя из современной практики лечения человека в информационной, волновой, вибрационной, т.е. инновационной медицины и современных достижений науки мы рассматриваем организм человека как врожденную, органическую, динамическую, энергоинформационную, относительно самостоятельную, субстанциональную, многоуровневую, живую, иерархическую систему, а физическое тело как материальную, внешнюю, оболочку, форму существования и инструмент опредмечивания человеком сущностных свойств его организма.
Для обоснования энергоинформационной природы человека можно привести следующие аргументы:
1). Сущность врожденной жизнедеятельности организма человека на всех: клеточном, органном и системном уровнях заключается в производстве и потреблении энергии и информации. Более подробно об этом [10].
2). Триллионы, находящихся в постоянном информационном взаимодействии между собой всех клеток организма человека, постоянно производят энергию - тепло. Поэтому клетки и межклеточная жидкость рассматриваются первичным энергетическим ресурсом жизнедеятельности организма человека [9, С. 18]. С другой стороны, как отмечает Э. Шредингер, постоянное производство клетками тепла повышает до максимума энтропию организма, и тем самым ведет его к смерти. [15, С. 124].
3). Врожденная функция высшей нервной деятельности (ВНД) человека заключается в передаче энергии и информации внутри организма.
4). С момента возникновения языка и членораздельной речи человек с помощью слова овладевает своей внутренней энергией и информацией и выносит их за пределы физического тела для передачи другим людям, что можно назвать началом общения и опредмечиванием энергоинформационной сути природы человека.
Процесс освобождения энтропии приводит к ее снижению в организме человека,
избегания смерти и сохранения тем самым жизни.
В общем и целом, человек по своей природе характеризуется следующими базовыми уровнями жизнедеятельности и энергоинформационными циклами взаимодействия: физическим; энергией движения; клеточным; энергией процессов метаболизма и обмена веществ; физиологическим; энергией нервного импульса; биологическим; энергией своих витальных влечений и первичных потребностей; психическим; энергией своих ощущений, чувств, эмоций, ума, отношений; и духовным; осознанными и зафиксированными в словах, энергии и содержании смысла, идеалов, целей и ценностей своей жизни и деятельности.
Поскольку остановить процесс метаболизма и энергоинформационную деятельность клеток всех внутренних органов не возможно; постольку человека надо учить взаимодействию со своим организмом и умению трансформировать энергию одного уровня в энергию другого и, концентрируя ее в пучок, уметь направлять эту энергию на выполнение нужного действия в нужное время. Этому посвящены многие духовные и психологические практики.
В современном человеке как индивиде в процессе социализации при помощи вербально- и социально-обусловленной психической деятельности объединяются под «Я-именем» в единую конфедерацию различные, относительно самостоятельные, подсистемы: организм, как сложноорганизованный внутренний мир и врожденный механизм жизнедеятельности человека; его тело как физическая форма существования организма и поведение как самый быстрый инструмент адаптационного и практического взаимодействия человека с актуальными, быстро меняющимися, окружающими условиями его жизни и другими людьми.
Поддержание целостности деятельности этих подсистем, подчиняющихся разным, часто противоречивым целям и внешним условиям требует от человека непрерывного использования всех его энергоинформационных ресурсов. Современный человек до сих пор стихийно овладевает этими противоречивыми подсистемами и своей психикой как инструментом жизнедеятельности и достижения своих целей.
На организм животных и человека оказывают непосредственное физическое воздействие многочисленные факторы и объекты внешней природной среды: начиная от температуры, влажности воздуха, солнечной активности и растений до электромагнитных, световых, электростатических, акустических, вибрационных и прочих волн и излучений.
Животное «говорит» с природой на одном языке и обладает врожденной способностью к непосредственным энергоинформационным взаимодействиям с самим собой и со всеми представителями окружающей живой природы. По внешним сигналам оно научилось узнавать время, получать информацию о пищи; прогнозировать будущие наводнения и принимать решение о перемене ритма и образа жизни. Так домашние кошки и собаки понимают состояние своего хозяина без слов, а голуби находят обратную дорогу домой. Для животных врожденная природа организма выступает в качестве «барометра» и «путеводителя» по просторам окружающего их внешнего мира. Известно так же, что самочувствие пожилых людей больше зависит от окружающей природы, чем молодых. При этом организм женщин по сравнению с организмом мужчин имеет свою, достаточно отличную и сложную энергоинформационную природу, которая и определяет особенности их смысла жизни, здоровье, развитие психики, интуиции, эмпатии, и поведение.
Человек как личность, в процессе социализации и специфического воздействия социума на свое развитие, обретя членораздельную речь, приобрел и относительную свободу вербально обусловленной психической деятельности от своего организма, физического тела и окружающей природы. А в итоге потерял способность осознавать различные энергоинформационные воздействия окружающей природы на свой организм, адекватно
их понимать и использовать в своей жизни и профессиональной деятельности. В этом мы видим суть возникновения и, соответственно, возможное направление решения психофизической проблемы в психологии спорта. Искусственное разделение «телопсихики» на тело и психику [1] есть начало «ошибок» естественного развития человека. Таким образом, врожденный, организменный, рефлекторно-отражательный, видовой, уровень деятельности психики спортсмена как биологического индивида в процессе его развития как профессионала, на наш взгляд, должен подниматься на более высокий уровень произвольного, психофизического, рефлексивного, осознанного и инструментального взаимодействия со своим организмом как механизмом и посредником энергоинформационного взаимодействия с миром живой природы, ситуацией и другими людьми.
Строго говоря, психофизическая деятельность возникает и развивается в соответствие с законами физики среды, деятельности головного мозга и ВНД организма человека. О взаимосвязи психики и организма писал еще С.Л. Рубинштейн. Но при этом мы считаем, что, в человеке заложены различные потенции взаимодействия с самим собой и окружающей средой. В первую очередь врожденные физиологические взаимодействия, осуществляемые с помощью специализированных по модальностям, рецепторов восприятия внешних объектов.
Физиологическое восприятие человеком живого объекта, напр., другого человека дает ему знания о характеристиках объекта по принципу «здесь и теперь». Именно это, восприятие, обусловленное рефлекторно-функциональной, врожденной деятельностью органов чувств организма человека, часто и называют психологическим восприятием. Результатом такого восприятия становится разделение и противопоставление человека внешнему и внутреннему, объективному миру. Что выражается в психологии крылатой фразой о «субъективном отражении объективного мира». На наш взгляд термин «отражение» не раскрывает сущности процесса человеческого восприятия, которое, по нашему мнению, всегда есть осмысленное взаимодействие.
Физиологическое, дистанционное восприятие живого объекта дает человеку информацию только о его внешних характеристиках, ничего не говоря о его внутренних, энергетических и динамических свойствах, которые так важны в спортивной деятельности. Сегодня уже достоверно известно, что все живые объекты, в том числе и человек, окружены индивидуальным энергоинформационным полем, для восприятия которого у человека существуют врожденные механизмы и каналы восприятия. Например, психофизическое взаимодействие и энергоинформационное восприятие других людей и ситуации. Сущность психофизического развития спортсмена заключается в том, что на основе целенаправленных процессов самовоспитания, саморегуляции и самоконтроля происходит восстановление его целостности и врожденной способности к невербальному, непосредственному, энергоинформационному взаимодействию со своим организмом и физическим телом, т. е. с самим собой, другими людьми и текущей ситуацией, что значительно снижает время реакции его ответных действий.
Результатом психофизического восприятия, во-первых, становится осознание человеком чувства единства с самим собой и всей окружающей природой: Во-вторых -восприятие энергоинформационных характеристик и внутренних свойства других людей и ситуации; и их экстраполяция во временной и пространственной динамике развития.
Психофизическое взаимодействие и восприятие - это врожденные и настраивающиеся механизмы жизнедеятельности организма, которыми спортсмен на определенном уровне своего духовного и профессионального развития с помощью сознания и воли должен овладеть как произвольными, субъективно осмысленными, инструментами энергоинформационного, физического, кинестетического, чувственного, взаимодействия со своим организмом, другими людьми и ситуацией как частью всей окружающей, физической природы Земли.
Изучение энергоинформационной врожденной природы организма, психики и
приобретенной в процессе развития психофизической компетенции человека как субъекта энергоинформационных взаимодействий, во-первых, приведет нас к пониманию того, что сама суть психической деятельности и ее результаты: сознание, мысли, идеи, эмоции, чувства, и такие способности человека как мгновенная и прогностическая интуиция есть проявления закономерных физических энергоинформационных свойств и электромагнитной природы Земли и всей Вселенной, данных каждому человеку в его организме от рождения.
Во-вторых, это позволит понять феномен, Нострадамуса, Мессинга, Ванги, Кейси и др. как проявление общечеловеческих потенций психофизического развития возможных для каждого человека как личности. Увеличение в мире числа детей, «индиго» и опыт многих людей, переживших клиническую смерть, у которых после этого произошло значительное расширение сферы восприятия электромагнитного спектра жизнедеятельности, организма человека, что проявилось в раскрытии их экстрасенсорных, способностей к ясновидению, телепатии, левитации, телекинезу и т. д. Все это мы рассматриваем как факты доказательства наличия в организме каждого человека как индивида, скрытой, потенциальной, энергоинформационной природы, которая при специализированной подготовке и обучении может проявиться в виде его экстрасенсорных, психофизических, сверхспособностей.
В деле изучения человека и развития его психики это приведет к индивидуальному решению психофизической проблемы самим человеком и практическому освоению им внутренними, биоэнергетическими ресурсами, как своего организма, так и энергоинформационными ресурсами окружающей физической природы Вселенной.
При этом человек нами рассматривается как индивид (от лат. individ - неделимый, конечный), как естественная, живая единица, существования всего человечества и биологического вида «Человек Разумный»; как конфедеративная, речемыслительная, разумная, хронологическая (ритмологическая), «многоэтажная», открытая, относительно целостная, слабоструктурированная, динамическая, резонансная, инструментально-смысловая система, способная по своей врожденной, изначальной природе и социально обусловленной жизни, становиться богоподобной, духовно-нравственной личностью и использовать свой внутренний и окружающий мир, для самовоспроизводства, саморазвития и достижения полноты своего бытия во времени и пространстве.
За первые сотни и тысячи лет своей эволюции человек сумел с помощью членораздельной речи и когнитивных способностей овладеть только информационной сущностью природы своего организма, что и послужило основой определения его как вида Homo Sapiens, «Человека Разумного». Можно сказать, что этим закончился первый этап его эволюции. Энергетические, экстрасенсорные и психофизические ресурсы своего организма, современный человек специально не развивает и овладевает ими случайно в критических и экстремальных ситуациях, но это уже начало второго этапа эволюции человека.
В процессе онтогенеза и социализации, становясь Личностью, человек как индивид на основе самопознания осознает свое единство с окружающим физическим миром природы и присваивает в субъективную собственность под своим «Я именем», часть объективных и беспредельных, физических, информационных и энергетических полей природы Вселенной, данных ему в его организме, которые античные философы и назвали душой.
Таким образом, душа - это результат психофизического развития человека. Это энергоинформационная полевая субстанция и механизм непрерывного взаимодействия человека с окружающей, физической природой Вселенной, и Ноосферой Земли в соответствии с объективными законами, которых у него на основе деятельности головного мозга, членораздельной речи и централизации функций всех рецепторов и модальностей, формируется индивидуальное сознание.
Энергоинформационное, по Спинозе «аффективно-разумное» понимание души, как онтологического, врожденного, психофизического основания жизнедеятельности и взаимодействия человека с внешней и внутренней средой отвечает центральной идеи христианской и экзистенциальной психологии человека; и объясняет, что в процессе его духовно нравственного развития как личности он, может осознать свою душу как часть природы и «канал - инструмент», данный ему в организме для энергоинформационного взаимодействия с самим собой и окружающими людьми в соответствии с Всеобщим Законом энергоинформационного существования всего Мироздания. Человек, не осознавший своей души - разумное животное. Из выше сказанного становится понятным потенциал развития сознания человека при духовном решении им психофизической проблемы.
В силу врожденной пластичности психики и слабой структурированности человек как биологический индивид не выносит неопределенности и хаоса во внешнем и внутреннем мире. Поэтому вектор его сознания и познавательной активности всегда направлен в сторону самой неопределенной, сферы его жизни с целью познания, осмысленного структурирования и снижения тем самым энтропии организма. Как отметил Э. Шредин-гер. «Живой организм питается информацией как отрицательной энтропией» [15, С. 124].
На этом основании в своих работах мы определяем сознание человека как негэн-тропийный, энергоинформационный, полимодальный, вербальнообразный, психофизический механизм, развитый и освоенный человеком как личностью в качестве произвольного инструмента противостояния хаосу, адаптации, познания, самоорганизации и энергоинформационного взаимодействия с самим собой, другими людьми и окружающим миром в режимах прошлого, настоящего и будущего времени.
Именно страхом перед неопределенностью и объясняется, по нашему мнению, «метапсихологическая», с выходом за пределы тела, А. Маслоу [6, С. 299] потребность человека в Боге как смысловой точке опоры его жизни в неопределенном и темном окружающем его Космосе, после чего идея Бога становится смысловым основанием и «точкой сборки», безграничной души человека. В силу особенностей воспитания, современный человек как социализированный биологический индивид, гораздо лучше подготовлен к взаимодействию с внешним, социальным, и материальным миром, чем с внутренним, душевным и духовным.
Поскольку человек только посредством психической деятельности и сознания получает информацию (знания) и снижает тем самым неопределенность внешнего мира, постольку без специального развития психофизической компетенции и психики как инструмента познания, человеку свой организм как внутренний мир, в том числе и свою индивидуальную природу не осознать и не понять. При этом психику мы определяем как врожденный механизм, освоенный человеком в качестве произвольного инструмента его энергоинформационного взаимодействия с самим собой, другими людьми и внешней средой.
Древние философы рассматривали душу как дар Божий; как место и средство общения человека с Богом, поэтому психология возникла как наука о душе. На наш взгляд, современную психологию душа спортсмена не интересует. Строго говоря, психология -это наука об инструментах, методах и механизмах познания души человеком. Осознание и понимание сути своей души есть начало перехода человека к духовному и внесоциаль-ному уровню индивидуального решения им своей психофизической проблемы и развития как самодостаточной, независимой, внутренне свободной и ответственной Личности.
В соответствии самонаблюдениями многих взрослых и зрелых людей, душа ассоциируется ими с возможностью свободно дышать, где и когда хочешь (сравни - душить, лишать души, т. е. - жизни). Душа располагается ими в грудной области, анатомическим, эмоциональным и энергоинформационным центром которой они называют свое «чуткое, чувственное сердце, внутренний голос которого надо уметь слышать». Для многих из них, если «душа не лежит», то и делать задуманное не стоит.
Общий вывод: Отвечая на поставленные задачи, можно сказать следующее:
Энергоинформационная природа организма человека существует в единстве и в соответствии с законами физической, окружающей Вселенной и является основой пространственно-временной особенности психической, сознательной и душевной деятельности человека. Информационная неопределенность и хаос внешней, текущей ситуации принципиального значения для биологической жизнедеятельности организма не имеют. Неопределенность приобретает большое значение только для человека как субъекта психической и осмысленной деятельности. Принципиальное значение имеет непрерывная деятельность всех клеток и как следствие, рост тепла и энтропии организма. Остановить рост энтропии можно только за счет «отрицательной энтропии», т.е. информации и внесения на этой основе в организм и жизнедеятельность человека осмысленного порядка. Отсюда и возникает необходимость развития человека как субъекта психофизической деятельности.
1. Суть психофизической проблемы, на наш взгляд, заключается в том, что как в теоретической психологии существует противопоставление психического как «идеального» и физического как «материального»; так и в процессе социализированного развития человека происходит отделение, и все больший отрыв, его субъективного, вербально- и социально-обусловленного психического «Я-мира», как от физической, живой природы его собственного организма, так и от внешней, естественной, объективной и живой природы Земли. Вплоть до создания и ухода в виртуальный мир. Современная психиатрическая статистика говорит о том, что 25% населения из цивилизованных стран живут в субъективном, созданным ими самими, психологическом мире. Сегодня, уже не только слова и социальные нормы; но и множество других электронных посредников, с детства окружают и обуславливают взаимодействие ребенка с самим собой, другими людьми и окружающей природой, формируя у него «клиповое», социально-типизированное мышление типа: «да-нет». Что в целом снижает темпы развития врожденных, психических, энергоинформационных, индивидуальных способностей ребенка самостоятельно и креативно мыслить и направлять свои психические ресурсы на достижение собственных целей и решения текущих задач.
2. Обретение человеком как личностью относительной свободы от жестко детерминированного, рефлекторного и сиюминутного, удовлетворения своих зоологических потребностей одновременно делает его субъективно ответственным за свое поведение, чего современный человек как личность стремится избегать, постоянно перекладывая ответственность за себя и свою жизнь, то на Бога, то на Государство, то на волю Случая, других людей или Судьбы и т.д., и т.п.
3. Принятие концепции единства энергоинформационной природы организма человека; его психики, сознательной и душевной деятельности с окружающим физическим миром создает материалистические основы изучения психики человека и дает объяснение и феномену Ноосферы Земли и фактам влияния психики человека на свое физическое тело и на поведение и психику других людей.
4. В силу выше сказанного одно из возможных решений психофизической проблемы в психологии спорта высоких достижений мы видим в восстановлении в процессе обучения каждого спортсмена, энергоинформационного, единства природы его организма, психики и сознания с самим собой, другими людьми и окружающей ситуацией для чего могут использоваться известные практики духовного и психического развития человека.
5. В работе приведены аргументы в защиту единой энергоинформационной природы человека и его психики; описаны уровни жизнедеятельности организма человека и его души как основы развития энергоинформационной деятельности сознания, которые в целом закладывают естественнонаучную основу понимания физического, энергоинформационного единства существования и многообразия проявлений природы психики, со-
знания, общения, и познавательной деятельности всех людей.
6. При этом важно отметить, что в процессе целенаправленного обучения и развития энергоинформационной природы человека такие, данные ему от рождения механизмы психической и физической жизнедеятельности, как организм и мозг; человек как субъект психофизической деятельности начинает использовать как произвольные инструменты энергоинформационного взаимодействия с самим собой, другими людьми и текущей ситуацией, таким образом, в процессе психофизического развития человек становится способным осознанно использовать свой головной мозг для накопления, трансформации и концентрации энергии своего организма; для перевода энергии в информацию; информации - в энергию; а в нужный момент осознанно вскрывать свои экстрасенсорные ресурсы и осознанно направить их для достижения своих целей [6, 7].
7. На основе описанной выше концепции может разрабатываться методология развития спортсмена как субъекта произвольной психофизической, энергоинформационной, духовной и экстрасенсорной деятельности.
Практическая эффективность развития психофизических способностей спортсменов по развитию навыков управления своим физическим телом и максимальному использованию физических, биологических и прочих энергоинформационных ресурсов своего организма демонстрируется результатами, которые они показывают на мировых и олимпийских играх.
В заключение, необходимо подчеркнуть, что осознанная реализация всех энергоинформационных и психических потенций в процессе развития человека формирует его психофизическую компетентность и преобразует тем самым его как биологического индивида в неповторимую, уникальную, духовно-нравственную Личность, способную трансформировать физическую и биологическую энергию своего организма и окружающей ситуации в информацию, в знания; информацию в энергию жизни; энергию жизни в новое знание; в новые достижения и в новые спортивные рекорды. Поэтому развитие спортсменов в 21 веке, на наш взгляд будет связано с окончательным решением психофизической проблемы и переходом к практическому овладению ими как инструментами жизнедеятельности всеми природными и естественными энергоинформационными силами, потенциями и ресурсами своего организма, психики, души и физического тела; и не только когнитивными, но и экстрасенсорными, что кардинально отличает дальнейшее эволюционное развитие «Человека Разумного» от зоологической эволюции всех других животных и биологических систем на Земле.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волков, И.П. Телопсихика человека / И.П. Волков. - СПб. : [б. и.], 2008. - 216
с.
2. Гиппократ. О природе человека / Гиппократ. - М. : КомКнига, 2007. - 352 с.
3. Кольченко, О. Аура здоровья. Революция сознания вместо таблетки / О. Коль-ченко. - М. : Центрполиграф, 2012. - 287 с.
4. Галль, Л. Биоэнергетика - магия жизни / Л. Галль. - СПб. : Астрель, 2010. -
349 с.
5. Лоуэн, А. Физическая динамика структуры характера / А. Лоуэн. - М. : Компания ПАНИ, 1996. - 320 с.
6. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу. - М. : Смысл : Альпина нон-фикшин, 2011. - 496 с.
7. Метод Сильвы. Управление разумом для физического совершенствования / Х. Сильва, Э. Бернд-младший, П. Самсонов. - Минск : Попурри, 2012. - 384 с.
8. Неумывакин, И.П. Биоэнергетическая сущность человека. Мифы и реальность / И.П. Неумывайкин. - СПб. : ДИЛЯ. 2012. - 416 с.
9. Ресурсы организма / А.Э. Васильев, А.Ю. Ковеленов, Д.В. Ковлен, Ф.Н. Ряб-
чук, В.А. Федоров. - СПб. : ООО «Вита Нова», 2004. - 416 с.
10. Снетков, В.М. Методологические подходы к изучению природы человека и его здоровья / В.М. Снетков // Здоровая Личность. - СПб. : Речь, 2013. - С. 66-96.
11. Снетков, В.М. Модульная модель личности как вершины профессионального развития спортсмена / В.М. Снетков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 6 (76). - С. 152-156.
12. Снетков, В.М. Модель психики и сознания как методологическая основа диагностики уровня их развития у спортсменов / В. М. Снетков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 6 (88). - С. 108-119.
13. Симеонова, Н.К. Тайны гомеопатии / Н.К. Семеонова. - Киев : Академпресс, 1998. - 744 с.
14. От эффекта Кирлиан к биоэлектрографии : международный сборник / под ред. проф. К.Г. Короткова. - СПб. : Изд-во «Ольга», 1998. - 341 с. - (Серия «Информация. Сознание. Жизнь»).
15. Шредингер, Э. Что такое жизнь с точки зрения физика? / Э. Шредингер. - М. : РИМИС, 2009. - 176 с.
REFERENCES
1. Volkov, I.P. (2008), Body psychic of person, St. Petersburg.
2. Hippocrates. (2007), About human nature, Comkniga, Moscow.
3. Kolchenko, O (2012), Aura of health. Consciousness revolution instead of the tablet, Tsentrpoligraf, Moscow.
4. Gall, L. (2010), Bio-energetics - magic of life, Astrel, St. Petersburg.
5. Louen A. (1996), Physical dynamics of structure of character, "PANI company", Moscow.
6. Maslou, A. (2011), New boundaries of a human nature, Sense, Moscow.
7. Silva, H. , Bernd, Jr. E. and Samsonov, P. (2012), Silva’s method. Management of reason for physical Improvement, Popurri, Minsk, Belarus.
8. Neumyvakin, I.P. (2012), Bio power essence of the person. Myths and reality, DILYa, St. Petersburg.
9. Vasilyev, A.E., Kovelenov, A.Yu., Kovlen, D.V., Ryabchuk, F.N. and Fedorov V.A. (2004), Resources of an organism, JSC Vit Nova, St. Petersburg.
10. Snetkov, V.M. (2013), “Methodological approaches to studying of human nature and it health” in a stake monographs "Healthy Personality", Speech, St. Petersburg, pp. 66-96.
11. Snetkov, V.M. (2011), “Modular model of the personality as tops of professional development of athlete” Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 76, No. 6, pp. 152-156.
12. Snetkov, V.M. (2012), “Mentality and consciousness Model as methodological basis of diagnostics of level of their development in athletes”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 88, No. 6, pp. 108-119.
13. Simeonova, N. K. (1998), Secrets of homeopathy, Academpress, Kiev, Ukraine.
14. Ed. Korotkov, K.G. (1998), From Kirlian’s effect to a bioelektrografiya. International collection. From a series "Information. Consciousness. Life", publishing house "Olga", St. Petersburg.
15. Schrodinger, E. (2009), What is life from the point of view of the physicist?, RIMIS, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.09.2013.