Научная статья на тему 'Логосно-информационные и энергетические взаимоотношения как онтология психических явлений'

Логосно-информационные и энергетические взаимоотношения как онтология психических явлений Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
186
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК-МИКРОКОСМ / ПСИХИКА / ИНФОРМАЦИЯ / ЭНЕРГИЯ / ИНАКОВОСТЬ / УМОПОСТИГАЕМЫЙ МИР / ЛОГОС / СУЩНОСТЬ / ФЕНОМЕН / НОУМЕН / ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ / МЫШЛЕНИЕ / MICROCOSM / PSYCHE / INFORMATION / ENERGY / RATIONAL WORLD / LOGOS / ESSENCE / PHENOMENON / INTERIORISATION / THINKING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шеховцова Л. Ф.

Вопрос об онтологии психических, т. е. душевных, явлений не часто привлекает внимание современных ученых, психологов, философов или богословов. Между тем понимание «устройства» душевных или психических явлений всегда было важным для теории психологии и антропологии, а в настоящее время имеет огромное значение и для практической работы с человеком его обучения, лечения, оказания помощи в решении психологических проблем, а также духовного становления и развития. В данной статье предпринята попытка рассмотреть онтологическую проблему психической реальности в аспекте современного научного психологического знания с привлечением богословских и философских концепций о сущности и природе человека

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Logos-information and energy relations as ontology of pshycic phenomena

The problem of ontology of psychic, mental phenomenon does not attract the attention of the presentday scientists, psychologists, philosophers or theologians very oft en. Meanwhile the understanding of the structure of mental or psychic phenomenon was at all times important for the theory of psychology and anthropology, and the present time it is a great importance for the practical work with a personhis education, treatment, rendering help in the solution of psychological problem, as well as mental cure and development. An attempt is made in the article to consider the ontological problem of psychic reality within the aspect of the present day research of psychological knowledge, using the theological and philosophical concepts about the essence and nature of the human being

Текст научной работы на тему «Логосно-информационные и энергетические взаимоотношения как онтология психических явлений»

Л. Ф. Шеховцова

ЛОГОСНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КАК ОНТОЛОГИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ*

Для современного состояния психологической науки характерны наличие огромного эмпирического и практического материала и явно недостаточное его концептуально-теоретическое осмысление. Представляется целесообразным и актуальным как для теории, так и для практики психологии вновь обратиться к классической психофизической проблеме и рассмотреть ее на витке современных научных знаний. Л. М. Век-кер, исследуя динамику и механизм образования психического образа, в своих работах неоднократно обращался к поиску адекватного «материала» для психических структур [1]. Основная сущность онтологической альтернативы в области психофизической проблемы, писал он, состоит в том, будет ли материалом психического физическая реальность, или этот материал будет признан свойством принципиально иной в своих атрибутах нематериальной субстанции. Таким образом профессор Л. М. Веккер, занимаясь сугубо эмпирическими исследованиями, при осмыслении результатов своих экспериментов был вынужден вновь и вновь обращаться к постановке этой классической философской проблемы о взаимоотоношениях сомы (мозга) и психики, тела и души, материи и духа. Сам Л. М. Веккер решает для себя эту онтологическую альтернативу в пользу материалистической парадигмы. Адекватным материалом для построения психической структуры, по его мнению, являются состояния физического взаимодействия нервного субстрата мозга с внешним объектом, т. е. такие состояния субстрата, которые несут на себе прямую печать свойств отображаемого объекта. Но «печать свойств внешнего объекта» принципиально не изменяет сам субстрат, т. е. «состояние субстрата» не есть нечто отличное по своей природе от «самого субстрата».

Л. М. Веккер неоднократно подчеркивал «неформулируемость» характеристик психических процессов на физиологическом языке. К сожалению, непонимание того, что психическое и физиологическое — это разные реальности, «инокачественные», несводимые друг к другу, еще встречается в психофизиологической и психологической литературе. Нельзя вывести «инокачественность» характеристик психических явлений из характеристик, лежащих в их основе видов нервной активности: психическое свойство не может быть понято как следствие пусть даже «определенным образом» организованного физико-химического процесса. Остается все тот же вопрос: Как «протяженный» в пространстве субстрат рождает «непротяженную», «внепростран-ственную» мысль? Как, чем (или кем) эта «цепочка когерентных нейронных разрядов» преобразуется в психический образ, чувство страха, радости или научное открытие? Ответ, что «возбуждение этих нейродинамических ансамблей» отражается другими (такими же) «мозговыми процессами», несостоятелен без введения некоего «гомункулуса», который на каком-то иерархическом уровне собирает в «пучок» некую лестницу «отражения отражений».Такой «гомункулус» не обнаружен ни в одном эксперименте и обнаружение его методологически несостоятельно...

* Статья впервые опубликована: Государство и церковь. М.: Изд-во РАГС, 2009. © Л. Ф. Шеховцова, 2011

На факультете психологии ЛГУ (СПбГУ) в течение ряда лет разрабатывалась концепция энергоинформационных преобразований как сути психических явлений (Ананьев Б. Г., 1963; Веккер Л. М. и Палей И. М., 1969; Веккер Л. М., 1974-1981; Акин-щикова Г. И., 1977 и др.). Экспериментальная фундаментальная фактология психологической науки показывает, что суть любого психического явления состоит в слитности, неразрывности «энергетической» (нейрофизиологической) и «информационной» (идеальной) составляющих.

Как и из чего возникает эта принципиально иная психическая феноменология? Известный нейрофизиолог Ч. Шеррингтон, настаивая на абсолютном отличии психических явлений от физиологических, утверждал, что кора головного мозга только место встречи материи и духа, а мысль не функция мозга, а имеет свой особый источник, лежащий за пределами материи.

Для описания мира как физического, так и биологического, современное естественнонаучное знание использует категории «информация» и «энергия». Возникает вопрос: Существуют ли попытки использовать эти категории для описания мира психических, душевных явлений?

Л. М. Веккер, профессор ЛГУ, в 1974 г. [1] писал, что термин «психическая энергия» в научной психологии имеет свою историческую драму. Впервые понятие «психическая энергия» использовали в психологии Н. Я. Грот [2], З. Фрейд [3]. К. Юнг [4] с учениками отмечали, что идея «энергии» постулировала существование животворящего «напряжения», которое поддерживает и движет все вещи.

Сегодня термин «психическая энергия» значительно дискредитирован множеством спекулятивных воззрений в околонаучной (или псевдонаучной) среде и стал популистским для выражения понятий «биополе», «энергетика», «тонкая энергия или тонкая материя » и т. д. и т. п.

Человек, будучи включен в мир, адаптируясь к нему или преобразовывая его, находится с ним в активном взаимодействии. Человек изоморфен миру. Человек есть микрокосм, отражающий в себе макрокосм — эта мысль является общей как для философской, психологической литературы, так и для богословской. Как осуществляется это взаимодействие человека с миром?

В ряде современных психологических концепций психика представлена как информационная деятельность — деятельность по переработке информации, поступающей человеку извне по чувственным каналам.

Прп. Максим Исповедник в VII веке высказал интересную мысль, что «умопостигаемые сущности обладают внутренним соответствием с душой, а душа — внутренним соответствием с умопостигаемыми сущностями» [5]. Чтобы понять эту мысль, необходимо рассмотреть учение преподобного Максима о логосах.

Православной учение о природе всего существующего было изложено в вв.

в творениях св. Дионисия Ареопагита и прп. Максима Исповедника. Тварный мир мыслится разделенным на две сферы: сферу воспринимаемого чувствами и сферу не-воспринимаемого чувствами. Мир сущих, получивший начало от Бога, делится на умопостигаемый мир, образованный из умных и бесплотных сущностей, и на здешний мир, чувственный и плотский, который величественно соткан из многих видов и природ [6].

По словам С. Л. Франка [7], философская мысль также достигла осознания, что объективная действительность, кроме эмпирического материала, содержит еще

нечто, то, что образует его форму — некий идеальный элемент. С. Л. Франк развивает такое понятие реальности, в состав которого входит объективная действительность и сверхвременное «идеальное» бытие.

Аналогичные мысли находим у протоиерея Василия Зеньковского:

1. есть идеальная сфера, трансцендентная миру, — Абсолют, Бог;

2. есть идеальное бытие, имманентное миру — мир идей, логосов;

3. есть эмпирическая сфера — природа, феноменальное бытие.

Идеи в мире от Бога, но они не есть Бог, они «пребывают» в тварном мире, — писал прот. Василий Зеньковский [8].

Филон Александрийский усматривал двойную функцию идей — они принадлежат Богу (Премудрость Божья), но и в то же время — миру.

Святые отцы и религиозные философы «логос» понимали следующим образом:

1. «логосы» являются Божественными «мыслями» о мире, нисходящими от второго лица Св. Троицы — Логоса; составляют вечный Божественный замысел («план»), который становится реальностью, осуществляемой во времена, благодаря воле Божьей;

2. «логосы» суть парадигмы земных вещей, их приведение в бытие предшествует в онтологическом плане творению чувственного мира;

3. «логосы» — умная суть тварных вещей [9].

И в религиозно-философских, и в научных теориях есть взгляд на человека как на микрокосм, отражающий в себе макрокосм. Как можно понимать этот изоморфизм? Воспринимая объекты, феномены внешнего мира, человек получает информацию об этом объекте.

Взаимодействовать с внешним миром человек может при условии, что у него есть нечто общее с этим миром. Таким «мостиком» между миром и человеком являются свойства мира, выступающие для человека как некие «сигналы», «знаки» — «информационные параметры среды» (вспомним преп. Максима), «умопостигаемые сущности», обладающие «соответствием с душой». Эти «информационные параметры среды» воспринимаются психикой, составляют содержание психики, т. е. внутренний мир человека. Психические образы объектов может быть и есть интериоризованный внешний мир в его информационных параметрах. Человек как бы «впускает», «опрокидывает» в себя внешний мир не в феноменальном объектном виде, а в виде информационных параметров.

Представления об информации в современной науке в какой-то степени схожи с представлениями о логосе в богословии: «информация», хотя и неразрывно связана со своим материальным носителем, не есть ни материя, ни энергия. Одно из существующих определений «информации» — это «математическое уточнение определенных сторон универсального свойства отражения» [10]. Информация — это также и обозначение содержания, получаемого из внешнего мира человеком в процессе его взаимодействия с миром. Информация как знание мира — это идеальная модель мира.

Феномен (объект), являясь как бы материализованной проекцией имманентно присутствующего в нем логоса («парадигмы вещи»), своими свойствами «сигнализирует» о логосе. Логос какого-либо предмета есть образующее его начало, смысл, закон его бытия. Все логосы есть идеи (мысли) Божьи, содержащие бытие мира. Постигаемые нами логосы — комментирует проф. А. И. Сидоров творения прп. Максима, — становятся идеями (мыслями) нашего ума, обозначая для нас сущность предмета [11].

Эти-то «сигналы» логоса и воспринимает человек, вероятно, как информационную характеристику объекта. Психический образ объекта не есть пассивное зеркальное отражение во внутреннем мире человека; человек затрачивает много внутренней активности на осмысление образа, отождествление его с определенным классом явлений, называние его через соотнесение с родовыми признаками, на оценку пользы или угрозы для него данного объекта, феномена. Результатом этой внутренней переработки информации о феномене является приближение к «понятию» — ноумену — пониманию парадигмы, идеи данного феномена или его логоса. Когда человек определил понятие, то разгадал в какой-то мере смысл данной вещи — разгадал замысел Божий об этой вещи, выявил ее логос. Таким образом, можно сказать, что мысль человека — это приобщение к замыслу Творца; информация о вещи — это субъективное преломление логоса данной «вещи».

Информация всегда субъективна. Она существует только для конкретного субъекта. Информации нет, если нет человека. Ощущение есть субъективное отражение свойств объекта. Весь процесс познания человека субъективен. Субъективный опыт лежит в основе всякой теории и картины мира тоже. Тогда, вслед за прп. Максимом, можно сказать, что психика — это «продукт», «результат» интериоризации, усвоения логосов в их субъективном преломлении.

Если душа, психика, имеет единую природу с логосным уровнем, слоем бытия, то человек в таком случае является как бы «преобразователем» внешнего материального бытия во внутреннее ноуменальное бытие.

Размышляя об онтологических вопросах, прот. Кирилл Копейкин пишет, что наречение Адамом имен твари означает в библейском контексте по-имение, понимание, что символизирует познание именуемого и обретение власти над ним. «Логосный в силу своей богообразности и стоящий между Творцом и Его творением человек, именуя мирозданье, со-бирает мир в себе через его имена, включая его в тот мир (“олам”, мир как целостность бытия), что вложен в его сердце (см. Еккл. 3:2) — и соединяет его через себя с Богом. <...> Собственно, функция имени и состоит в опосредовании со-ответствия “внутреннего” и “внешнего миров”» [12]. Можно полагать, что усвоение «логосов» Адамом не было искаженным, что и позволяло ему нарекать имена твари. После грехопадения субъективное преломление «логосов» стало свойством природы падшего человека, и степень различия между «информацией» и «логосом» у каждого субъекта находится, вероятно, в каком-то соответствии с его греховностью. Святые отцы говорили о том, что только чистому сердцем дано познание.

Все вышеописанное можно попытаться представить схематично (см. рис. 1), где слева условно изображен мир Невидимый, который «опрокидывается» во внутренний мир человека через видимый мир (феномен, вещь, объект). В силу того, что мир вложен Творцом в сердце человека, человек, углубляясь в себя, может приблизиться к сути бытия; может построить в своей «голове» математические модели, эффективно описывающие внешний мир, — пишет прот. Кирилл Копейкин [13]. Вероятно, возможно все-таки провести некие параллели между понятиями «логоса» в христианской антропологии и современным научным понятием «информации».

Известный комментатор творчества прп. Максима Исповедника С. Л. Епифанович пишет, что антропология у прп. Максима расширяется в космологии и получает онтологическое значение.

Рис. 1.

Три вида человеческого познания — чувственного, мысленного и мистического (сверхразумного) — в онтологической проекции как бы образуют три сферы бытия — телесного, мысленного (духовного) и божественного [14]. Пояснение левой стороны схемы: весь мир как бы «висит» на логосах, имея в них свою сущность, — комментирует учение о логосах Л. Епифанович [15]. Логос исходит из Премудрости Божией, содержащей все общие по родам и видам и все частные логосы. Так выступает Логос в своих энергиях, или логосах. Логосы можно рассматривать в отношении к образуемому ими миру. «Все бытие идеально, есть ни что иное, как совокупность логосов, исшедших из Логоса и разнообразно переплетающихся друг с другом. Уплотнение их образует грубую чувственную постигаемую тварь» [16]. Под внешней явленностью в мире скрывается бытие умопостигаемое. Это поясняет нижнюю часть схемы.

Чувственный мир есть символ духовного и в своих логосах сливается с ним [17]. В чувственных вещах можно созерцать идеи, логосы мира мысленного. Оба мира поставлены во внутреннюю гармонию между собой. Умопостигаемый аспект чувственного мира прп. Максим и называет логосом. Логос является причиной бытия вещей, он может быть назван «глубинной структурой» воспринимаемого мира. «Знать что-нибудь — значит знать соответствующий логос», — пишет епископ Василий /Осборн/ [18].

Пояснение к правой стороне схемы: понимаемая в современной науке «информация» определяется как «мера определенности, упорядоченности объекта» [19], как форма предела, как парадигма, идея вещи, она определяет, каким быть данному объекту, то есть то, что отличает данный объект (как носитель информации) от другого

объекта (носителя информации). Через констатацию отличия данного объекта от другого выделяется дискурс, суть данного объекта, его понятие, ноумен.

Сфера, не воспринимаемая чувствами, недоступна для чувств, однако доступна для «нуса» — «ума», того, что можно назвать «духовным разумом» человека, — пишет епископ Василий [20].

Таким образом, логос, как умопостижимая сущность, парадигма вещи, «глубинная структура», оформляет феномен, объект в видимом мире, а человек сквозь чувственное познание — «информацию», образ феномена, вычленяет понятие и тем самым в душе, психике соединяется, согласовывается с ноуменальным, логосным краем бытия (человек со-логосен со всем мирозданием). Пространство души и духа человека — «олам» [21] — образуется «опрокинутым» в него внешним миром через информационные параметры этого мира — субъективно воспринятые логосы.

Таким образом, можно сказать, что психика — «продукт», результат интериори-зации, усвоения логосов в их субъектном преломлении. Представляется, что так можно понять учение, изложенное в VII веке прп. Максимом Исповедником. Можно высказать гипотезу, что душа (психика) имеет единую природу с логосным слоем бытия. Человек же в таком случае является как бы «преобразователем» материального бытия в ноуменальное. Те свойства мира, которые человек интериоризовал, у-свои-л в себя (сделал своими) как информацию о мире, теперь существуют в нем как его внутренний психический мир.

«Энергия» — другая из самых распространенных в современном научном познании категорий. Категория «энергия» есть и в богословии. То, что Бог повсюду присутствует, и все вмещает («Его же не вмещает ничто»), блаженный Кирилл именует богодостойной энергией и силой. Св. Иоанн Златоуст называет сущностной энергией Бога то, что Его нигде нет, не из-за небытия, но из-за возвышения над местом, временем и природой.

Физики под «энергией» понимают единую меру различных форм движения материи. Качественно различным формам движения материи соответствуют виды энергии: механическая, внутренняя, электромагнитная, химическая, ядерная, которые все имеют количественные характеристики. Если рассматривать категорию «энергии» в более широком смысле, то ее можно понимать как меру активности (действия, работы) — так называемую актуальную энергию или как способность к активности — потенциальную энергию. Любое материальное тело или явление СПОСОБНО быть активным. Этимология слова «с-пособность» — «с-пособием», «пособить»-что значит «помочь». «С-пособ-ность» — значит с помощью (чего-то, кого-то) что-то сделать, с Чьей-то помощью проявить активность.

Физики утверждают, что «способность к активности» (энергию) физические тела получают друг от друга. Философы в этом случае говорят об идее «первотолчка». Что же полагают богословы источником «энергии»? Термин «энергия» традиционно переводится с греческого языка как «действие». Св. Григорий Нисский: «Природная энергия есть сила, обнаруживающая всякую сущность, которой лишено только несущее, потому что сущее, причастное той или иной сущности, во всяком случае причастно по природе и обнаруживающей ее силе» [22].

Св. Василий Великий писал: «Нет ни сущности по природе без энергии, ни какой бы то ни было энергии без сущности, и больше того, мы познаем сущность через энергию, имея для удостоверения саму эту энергию как показание сущности: ведь Божией

сущности никто никогда не видел, но мы все равно достоверно знаем эту сущность через ее энергии» [23].Так как в цитате «энергия» и «сущность» пишутся с малой буквы, то речь идет о тварном бытии. Взаимоотношения «сущности» и «энергии» аналогичны как для Нетварного Бытия, так и для тварного бытия. Тварное бытие тоже имеет сущность, силу и действие. Всякое феноменальное явление имеет скрытую невидимую сущность. Тварная сущность, логос, в свою очередь, выступает творящей силой, силой, созидающей «вещь», феномен тварного мира. Феномен («конец») содержится в сущности [ноумене, логосе] и «начале» потенциально. «Середина» — это «переход», процесс становления потенциального в актуальное.

Умопостигаемая и чувственная части есть как бы края тварного бытия, писал А. И. Сидоров [24]. Как же происходит взаимодействие этих «краев»? Преп. Максим Исповедник и на этот вопрос предлагает свой ответ: «Всякая сущность вводит вместе с собою и предел самой себя, ибо ей присуще быть началом движения ( энергии, активности), созерцаемого в ней как возможность. Всякое естественное движение к действию, мыслимое после сущности и до действия, есть середина, поскольку оно естественным образом постигается как нечто среднее между обоими» [25]. Комментируя триаду «сущность — движение — действие», А. И. Сидоров уточняет, что движение есть «середина», ибо оно возникает в сущности (потенциально содержась в ней) и влечет действие, которое является как бы «осуществлением» сущности. «А всякое действие, естественно ограничиваемое своим логосом, есть завершение мыслимого до него сущностного движения» [26]. Под «логосом», ограничивающим это действие, следует, видимо, понимать ту внутреннюю идею (или принцип), которая определяет это действие, — комментирует А. И. Сидоров. Таким образом, энергия, по мысли преп. Максима Исповедника, есть движение сущности.

А. И. Сидоров пишет: «Понятие начала, середины и конца сближаются у преп. Максима с понятиями сущности, силы и деятельности» [27]. Координата времени соединяет «сущность» и действие. Время «потенциальное» делает «актуальным». Таким образом, если придерживаться понятия «энергии» как «способности к активности», то в таком подходе можно увидеть смыслы, общие и для науки, и для богословия.

А. Ф. Лосев писал, что если энергия не сущность, то принадлежит к сущему и есть сущее, вещь не может мыслиться без энергии, как человек без бытия; энергия существует одновременно с вещью, или раньше ее, чтобы вещь могла существовать через нее [28]. Если энергия — свойство всякого материального объекта, вещи, то, очевидно, она является также и свойством человека. Психика человека — это не пассивное отражение окружающего мира, а активный процесс. Даже в процессе восприятия, казалось бы наиболее «пассивном» психическом процессе, происходит не только перекодировка внешнего сигнала объекта во внутренний сигнал — код, но и его активное преобразование. Всякая психическая деятельность человека это проявление его активности. Мышление, рассудочная деятельность — одно из тех свойств человека, в которых проявляется Образ и Подобие человека Богу. Мысль как процесс упорядочивания отраженных свойств внешнего мира во внутреннем мире есть не только информационный процесс — процесс пассивного отражения информационных параметров среды, но процесс, который всегда сопровождается внутренней активностью субъекта (отраженный объект надо назвать, т. е. соотнести с определенным классом объектов, оценить пользу его или угрозу для существования и т. д.). Активность субъекта — это энергетические процессы. Осмысление, мышление как процесс понимания (по-йман-ия, и-мения =

схватывания), усвоения какого-то аспекта внешнего мира — это есть действие, активность, энергия. Мысль же есть итог, результат этого субъективного процесса; мысль есть продукт активности того, кто эту мысль «схватывает» («выхватывает» логос).

Здесь представляется уместным сослаться на наши экспериментальные исследования [29]. Анализ экспериментальных результатов показал, что процесс решения умственных задач (выполнение интеллектуальных тестов или сдача студентами экзамена) сопровождается интенсивными энергетическими сдвигами в организме. Причем чем выше успешность умственной деятельности, тем выше энергетические затраты, сопровождающие эту деятельность.

В науке существует представление, что мысль есть результат антиэнтропийной деятельности мозга. Работу, посвященную термодинамике мыслительных процессов, Н. И. Кобозев опубликовал еще в 1971 г. [30]. Таким образом, можно, наверное, рассматривать мышление как вид психической активности, то есть один из видов психической энергии. Если Мысль Божья есть Энергия Божья, то и мысль, мышление человека, возможно, по аналогии, есть энергия человеческая, т. е. психическая?

Эквивалентность энтропии и количества информации впервые отметил Л. Сцил-лард: сумма информации и энтропии при данном распределении вероятностей состояния постоянная и равна максимально получаемой информации или максимальной энтропии в данных условиях. Нам представляется, что следовало бы говорить не о связи энтропии и информации, а о двух сторонах одного и того же физического явления: кванте упорядоченного (неупорядоченного) пространства. Есть физическая реальность, представляющая собой некую структуру (систему, организацию). Структура есть форма связи элементов, ее составляющих. Вспомним, логосы — «умная структурность» чувственного мира — так пишет А. Сидоров в Комментариях к Творениям преп. Максима Исповедника. Если есть субъект, то он воспринимает эту структуру как меру упорядоченности системы — информацию, а оставшаяся в системе «неупорядоченность» — энтропия — «остаток» антиэнтропийной тенденции — есть несвязанная энергия системы.

Таким образом, это как бы две стороны одной медали. «Упорядоченность» системы или кванта пространства — это двуликий Янус: это и «информация» с точки зрения субъекта, и потенциальная, уже связанная в данной системе энергия. Процесс упорядочивания, структурации элементов системы, или «самоорганизация», связан с энер-го-информационным взаимодействием системы со средой в присутствии субъекта. Таким образом информация есть «связанная» активность, как бы «связанная энергия» системы. Энтропия, существующая в первозданном хаосе и в сегодняшней Вселенной, является, вероятно, реализацией той свободы, которой, по мысли Н. А. Бердяева [31] и В. Н. Ильина [32], Бог наделил всякую тварь — от атома до человека.

Превращение хаоса в порядок — потеря объектами своей «свободы» при вступлении их в связь друг с другом — есть процесс структурообразования, процесс связывания свободной актуальной энергии объекта и перевод ее в потенциальную энергию структуры — системы. Эта «связанная» энергия (структура) выступает для субъекта как информация. Вспомним по этому поводу богословскую мысль. В Комментариях Творений преп. М. Исповедника А. Сидоров писал: «логос придает вид или форму, тип бесформенному веществу. Под материей разумеется бесформенная основа бытия, принимающая в зависимости от того или другого формирующего начала ту или другую форму. В этом смысле она подвержена сжиманию и расширению, т. е. движению от са-

мого родового рода до самого видового вида (до отдельного индивида или существ)» [33]. Все информационные системы могут формироваться только согласно опускаемым с верхних уровней правилам, которые «существовали» раньше самих систем в форме изначального плана (идеи творения) — считают Е. Седов и Д. Кузнецов [34]. Вероятно, этот изначальный план и есть логос вещи. Логос, или «идея», ноумен являются воплощением замысла Творца, Его плана относительно данной вещи. Таким образом, получается, что структура (или информация, если есть воспринимаемый субъект) как величина снятой неопредеенности есть материальное отражение, воплощение логоса, парадигмы, сути данной вещи. Это «структурирование», «материализация», формирование логосом феномена происходит по Воле Бога в соответствии с Его замыслом (Идеей). Логос есть как бы алгоритм, программа «вычерпывания» энергии из среды и «связывания» ее определенной структурой.

Если для примера рассмотреть механизм записи и передачи информации о биологическом объекте, то мы увидим следующую последовательность. Вся «родословная» живого организма записана в гигантской молекуле ДНК в виде специфической последовательности составляющих ее звеньев — нуклеотидов. На ДНК-матрице с участием ферментов синтезируется сравнительно небольшие информационные РНК. С их помощью в специальных клеточных органеллах — рибосомах формируются соответствующие белки, за каждым свойством живого стоит свой белок. Таким образом, молекула ДНК — это как бы материализованная программа структурообразования живого организма.

Но прежде чем возникла эта программа в материализованном виде, она существовала как Замысел Творца в Предвечности и как логос, парадигма после сотворения «Неба» — ноуменального, ангельского мира. Премудрость Божья, Его Нетварные Энергии как «лестница домостроительства» нисходят в мир тварных энергий. Нетварная Энергия Бога — Его Премудрость — творит логосы вещей, феноменов материального мира. А. Сидоров по этому поводу писал: «логосы обладают четкой оформленностью (или описанием) и ярко выраженными своими границами, в отличие от текучей непостоянности феноменального мира, доступного нам в ощущениях. Именно такая “оформ-ленность” логосов делает “доказательным” наше знание, касающееся сущих вещей» [35].

Таким образом, «спонтанная» активность материи, способность материи к «самоорганизации» (вспомним этимологию слова «способность» — пособить) на самом деле подчиняется определенной программе, «информационному коду». Именно в соответствии с этой программой-логосом происходит организация — упорядочивание среды — кванта физического пространства. Упорядочивание пространства — преобразование энтропии материального хаоса в структуру объекта есть проявление действия логоса — Мысли Божьей о данном объекте. Материя не способна сама организовываться. Здесь позволим себе аналогии, помня принцип подобия в устроении мира. Программа для компьютера — это нечто «инаковое» по сравнению с его устройством. Чертеж дома, хоть он и вполне материален, это еще не дом, а замысел в голове архитек-тора( что еще даже не чертеж). Партитура концерта — это еще не исполняемая оркестром музыка.

Итак, «вещь», объект, «квант физической реальности», благодаря своим физическим свойствам, воспринимается сенсорными физиологическими каналами человека (на что затрачивается соматическая энергия), интериоризуется в его информационных параметрах и образует внутренний субъективный психический мир человека. Психи-

ку, таким образом, можно рассматривать, как нам кажется, как инвариант энерго-ин-формационных преобразований. Познание мира, интериоризация человеком внешнего мира в виде внутренней модели, происходят через информационные параметры этого мира: объект благодаря внутренней активности (энергии) субъекта приобретает в нем ноуменальное, понятийное бытие. Субъект выступает в таком случае как бы «преобразователем» физического, феноменального бытия в ноуменальное, логосное-таким образом человек, используя данный ему Богом потенциал психической энергии, строит свой внутренний мир, творит свой «субъективно искаженный» логосный мир.

Человек есть Микрокосм, отражающий в себе Макрокосм.

Литература

1. Веккер Л. М. Психические процессы. Л.: ЛГУ, 1974. Т. 1.

2. Грот Н.Я. Понятие души и психической энергии в психологии // Вопросы философии и психологии. 1897. Кн. 2, 4.

3. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. СПб.: Азбука, 1997.

4. Юнг К. Человек и его символы. СПб., 1996.

5. Максим Исповедник, прп. Творения. М., 1993. Кн. 2. С. 179.

6. Там же.

7. Франк С.Л. Реальность и человек. Париж, 1956.

8. Зеньковский В., прот. Основы христианской философии. М, 1992.

9. Там же.

10. Бирюков Б. Ф. Кибернетика и методология науки. М., 1974.

11. Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. М., 1996.

12. Копейкин К., прот. «Твореньми помышляема» (Рим. 1:20): На подступах к новой онтологии // Христианское чтение. 2002. № 21. С. 26-216.

13. Там же.

14. Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. М., 1996. С. 140.

15. Там же. С. 67.

16. Там же. С. 68.

17. Там же. С. 71.

18. Василий (Осборн), еп. Сергиевский. Философский дискурс и богословская интуиция (Дионисий Ареопагит и Максим Исповедник) // IX Рождественские образовательные чтения. Богословие и философия: аспекты диалога. М., 2001. С. 88.

19. Веккер Л. М. Психические процессы. Л., 1981.

20. Василий (Осборн), еп. Сергиевский. Философский дискурс и богословская интуиция...

21. Копейкин К., прот. «Твореньями помышляема» (Рим. 1:20): На подступах новой онтологии.

22. Григорий Нисский (св.) Об устроении человека. СПб., 1995.

23. Василий Великий (св.) Творения. М., 1845. Ч. 1.

24. Максим Исповедник (пр.) Творения, Мартис 1993. Комментарии. С. 321.

25. Там же, с.215.

26. Там же, с .183.

27. Там же, с.183.

28. Лосев А. Ф. Миф. Число. Сущность. М., 1994.

29. Шеховцова Л. Ф. Влияние динамики энергетических затрат на успешность интеллектуальной деятельности в условиях эмоционального напряжения // Психологический журнал. Т. 8. 5. 1987.

30. Кобозев Н. И. Исследование в области термодинамики процессов информации и мышления. М., 1971.

31. Бердяев Н. А. Философия свободы. М.: Правда, 1989.

32. Ильин В. Н. Шесть дней творенья Имка-Пресс. Париж, 1991.

33. Максим Исповедник (преп.) Творения. С. 186.

34. Седов Е., Кузнецов Д. В начале было слово. СПб., 1994.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35. Максим Исповедник. Указ. соч. С. 321.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.