ФИЛОСОФСКО-БОГОСЛОВСКИЙ ВЗГЛЯД НА ОНТОЛОГИЮ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
Л.М. Веккер в своих работах неоднократно обращался к поиску адекватного «материала» для психических структур (1974). Онтологическая альтернатива в области психофизической проблемы, писал он, состоит в том, будет ли материалом психического физическая реальность, или этот материал будет признан свойством принципиально иной в своих атрибутах, нематериальной субстанции. Сам Л.М. Веккер решал для себя эту онтологическую альтернативу в пользу материалистической парадигмы. Адекватным материалом для построения психической структуры, по его мнению, являются состояния физического взаимодействия нервного субстрата мозга с внешним объектом, т.е. такие состояния субстрата, которые несут на себе прямую печать свойств отображаемого объекта. Но «печать свойств внешнего объекта» принципиально не изменяет сам субстрат, т.е. «состояние субстрата» не есть нечто отличное по своей природе от «самого субстрата».
Л.М. Веккер неоднократно подчеркивал «не-формулируемость» характеристик психических процессов на физиологическом языке. К сожалению, непонимание того, что психическое и физиологическое - это разные, «инокачественные» реальности, несводимые друг к другу, до сих пор встречается в психофизиологической и психологической литературе. Нельзя вывести «инокачест-венность» характеристик психических явлений из характеристик лежащих в их основе видов нервной активности. Психическое свойство не может быть понято как следствие пусть даже «определенным образом» организованного физико-химического процесса. Остается все тот же вопрос: как «протяженный» в пространстве субстрат рождает «непро-
тяженную», «внепространственную» мысль? Как, чем (или кем) эта «цепочка когерентных нейронных разрядов» преобразуется в психический образ, чувство страха, радости или научное открытие? Мнение, что «возбуждение этих нейродинами-ческих ансамблей» отражается другими (такими же) «мозговыми процессами», несостоятельно. Требуется введение некоего «гомункулуса», который на каком-то иерархическом уровне собирает в «пучок» некую лестницу «отражения отражений». Но такой «гомункулус» не обнаружен ни в одном эксперименте. Более того, его обнаружение методологически несостоятельно.
На факультете психологии ЛГУ (СПбГУ) в течение ряда лет разрабатывалась концепция энергоинформационных преобразований как сути психических явлений (Ананьев Б.Г. [1963, 1968]1; Веккер Л.М., Палей И.М. [1969]2; Веккер Л.М. [1974-1981]3; Акинщикова Г.И. [1977]4 и др.). Экспериментальная фундаментальная фактология психологической науки показывает, что суть любого психического явления состоит в слитности, неразрывности «энергетической» (нейрофизиологической) и «информационной» (идеальной) составляющих.
Как и из чего возникает эта принципиально иная по отношению к физической психическая реальность? Известный нейрофизиолог Ч. Шеррингтон, настаивая на абсолютном отличии психических явлений от физиологических, утверждал, что кора головного мозга - только место встречи материи и духа, а мысль - не функция мозга, а имеет свой особый источник, лежащий за пределами материи.
Для описания мира, как физического, так и биологического, современное естественнонаучное знание использует категории «информация» и
1 См.: Ананьев Б.Г. Билатеральное регулирование как механизм поведения // Вопросы психологии. 1963. № 5; Он же. Человек как предмет познания. ЛГУ, 1968.
2 См.: Веккер Л.М., Палей И.М. О соотношении информационных и энергетических характеристик нервно-психической деятельности // Теоретическая и прикладная психология в Ленинградском университете. Л.,1969.
3 См.: Веккер Л.М. Психические процессы. Т. 1-3. Л., 1974-1981.
4 См.: Акинщикова Г.И. Соматическая и психофизиологическая организация человека. Л., 1977.
«энергия». Возникает вопрос: существуют ли попытки использовать эти категории для описания мира психических, душевных явлений? Профессор ЛГУ Л.М. Веккер в 1974 г. писал, что термин «психическая энергия» в научной психологии имеет свою историческую драму . Впервые понятие «психическая энергия» использовали в психологии Н.Я. Грот6 и З. Фрейд7. Вместе с тем К. Юнг с учениками отмечал, что идея «энергии» постулировала существование животворящего «напряжения»,
о
которое поддерживает и движет все вещи .
Сегодня термин «психическая энергия» значительно дискредитирован множеством спекулятивных воззрений в околонаучной (или псевдонаучной) среде и стал популистским для выражения понятий «биополе», «энергетика», «тонкая энергия» или «тонкая материя» и т.д. и т.п.
Человек, будучи включен в мир, адаптируясь к нему или преобразуя его, находится с ним в активном взаимодействии. Человек изоморфен миру. Он есть микрокосм, отражающий в себе макрокосм. Эта мысль является общей как для философской, психологической литературы, так и для богословской. Как осуществляется это взаимодействие человека с миром? В ряде современных психологических концепций психика представлена как деятельность по переработке информации, поступающей человеку извне по чувственным каналам. Прп. Максим Исповедник в VII в. высказал интересную мысль, что «умопостигаемые сущности обладают внутренним соответствием с душой, а душа - внутренним
9
соответствием с умопостигаемыми сущностями» . Чтобы понять эту мысль, необходимо рассмотреть учение прп. Максима о логосах.
Православное учение о природе всего существующего было изложено в ^^П вв. в творениях св. Дионисия Ареопагита и прп. Максима Исповедника. Тварный мир мыслится разделенным на две сферы - сферу воспринимаемого чувствами и
сферу невоспринимаемого чувствами. Мир сущих, получивший начало от Бога, делится на умопостигаемый мир, образованный из умных и бесплотных сущностей, и на мир здешний (чувственный и плотский), который величественно соткан из многих видов и природ10.
По словам С.Л. Франка, философская мысль также достигла осознания, что объективная действительность, кроме эмпирического материала, содержит еще нечто, а именно то, что образует его форму - некий идеальный элемент. С.Л. Франк развивал такое понятие реальности, в состав которого входят объективная действительность и сверхвременте, «идеальное» бытие11.
Аналогичные мысли можно найти и у протоиерея Василия Зеньковского: 1) существует идеальная сфера, трансцендентная миру, Абсолют, Бог; 2) наблюдается идеальное бытие, имманентное миру, - мир идей, логосов; 3) имеется эмпирическая сфера - природа, феноменальное бытие. Идеи в мире от Бога, но они не есть Бог, они «пребывают» в тварном мире, считает прот. В. Зеньковский12.
Филон Александрийский усматривал двойную функцию идей: они принадлежат Богу (Премудрость Божья), но в то же время и миру. Святые отцы и религиозные философы «логос» понимали следующим образом: а) «логосы» являются Божественными «мыслями» о мире, нисходящими от второго лица Св. Троицы - Логоса; составляют вечный Божественный замысел («план»), который становится реальностью, осуществляемой во времени благодаря воле Божьей; б) «логосы» суть парадигмы земных вещей, их приведение в бытие предшествует в онтологическом плане творению чувственного мира; в) «логосы» - умная суть твар-ных вещей .
И в религиозно-философских, и в научных теориях существует взгляд на человека как на микрокосм, отражающий в себе макрокосм. Как
5 См.: Веккер Л.М. Психические процессы. Т. 1. Л., 1974.
6 См.: Грот НЯ. Понятие души и психической энергии в психологии // Вопросы философии и психологии. 1897. Кн. 2, 4.
7 См.: Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. СПб., 1997.
8 См.: Юнг К. Человек и его символы. СПб., 1996.
9 Максим Исповедник, прп. Творения. Кн. 2. М., 1993. С. 179.
10 Там же.
11 См.: Франк СЛ. Реальность и человек. Париж, 1956.
12 См.: Зеньковский В., прот. Основы христианской философии. М, 1992.
13 Там же.
надо понимать этот изоморфизм? Считается, что воспринимая объекты, феномены внешнего мира, человек получает информацию об этих объектах. Но взаимодействовать с внешним миром человек может при условии, что у него есть нечто общее с этим миром. Таким «мостиком» между миром и человеком являются свойства мира, служащие человеку некими «сигналами», «знаками» - «информационными параметрами среды». Невольно вспоминается прп. Максим с его «умопостигаемыми сущностями», обладающими «соответствием с душой». Эти «информационные параметры среды» воспринимаются психикой. При переработке их в процессе мышления формируется картина мира, внутренний мир человека. Психические образы объектов, следовательно, и есть интериоризован-ный внешний мир в его информационных параметрах. Человек «впускает», «опрокидывает» в себя внешний мир не в феноменальном объектном виде, а в виде информационных параметров.
Представления об информации в современной науке в какой-то степени схожи с представлениями о логосе в богословии. Информация, будучи неразрывно связана со своим материальным носителем, не есть ни материя, ни энергия. Одно из существующих определений информации сводится к «математическому уточнению определенных
14
сторон универсального свойства отражения» . Информация - это также и обозначение содержания, получаемого из внешнего мира человеком в процессе его взаимодействия с ним. Информация в виде знания мира есть идеальная модель мира.
Феномен (объект), являясь как бы материализованной проекцией имманентно присутствующего в нем логоса («парадигмы вещи»), своими свойствами «сигнализирует» о логосе. Логос какого-либо предмета есть образующее его начало, т.е. смысл, закон его бытия. Все логосы есть идеи (мысли) Божии, содержащие бытие мира. Постигаемые нами логосы, комментирует проф. МДА А.И. Сидоров творения прп. Максима, становятся идеями (мыслями) нашего ума, обозначая для нас суть предмета15.
Эти-то «сигналы» логоса и воспринимает человек, вероятно как информационную характеристику объекта. Психический образ объекта не есть
пассивное зеркальное отражение во внутреннем мире человека. Он затрачивает много внутренней активности на осмысление образа, отождествление его с определенным классом явлений, усвоение его названия через соотнесение с родовыми признаками, на оценку пользы или угрозы для него данного объекта, феномена. Результатом этой внутренней переработки информации о феномене является приближение к «понятию» (ноумену), к пониманию парадигмы, идеи данного феномена или его логоса. В креационистских парадигмах бытия человек, определяя понятие, по сути разгадывает в какой-то мере смысл данной вещи - разгадывает замысел Божий об этой вещи, выявляет ее логос. Таким образом, можно сказать, что мысль человека - это приобщение к замыслу Творца, а информация о вещи - это субъективное преломление логоса данной «вещи».
Информация всегда субъективно-объективна, поскольку ощущение субъективно отражает свойства объекта. Субъективный опыт лежит в основе всякой теории и картины мира тоже. Тогда, вслед за прп. Максимом, можно сказать, что психика - это «продукт», «результат» интериоризации, усвоения логосов в их субъективном преломлении (то же относится и к постижению идеи Бога и Его творения). Если душа, психика, имеет единую природу с логосным уровнем, слоем бытия, то человек в таком случае является как бы «преобразователем» внешнего материального бытия во внутреннее ноуменальное бытие.
Размышляя об онтологических вопросах, прот. Кирилл Копейкин пишет, что наречение Адамом имен тварям означает в библейском контексте не только по-имение, но и по-им^ние, т.е. понимание того, что символизирует познание именуемого и обретение власти над ним. «Логосный в силу своей богообразности и стоящий между Творцом и Его творением человек, именуя мирозданье, со-бирает мир в себе через его имена, включая его в тот мир («олам», мир как целостность бытия), что вложен в его сердце (см.: Еккл. 3, 2), и соединяет его через себя с Богом. <...> Собственно, функция имени и состоит в опосредовании со-ответствия "внутреннего" и "внешнего миров"»16. А реально - в упорядочении
14 См.: Бирюков Б.Ф. Кибернетика и методология науки. М., 1974.
15 См.: Епифанович СЛ. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. М., 1996.
16 Копейкин К., прот. «Твореньмп помышляема» (Рим. 1, 20): На подступах к новой онтологии // Христианское чтение. 2002. № 21. С. 26-216.
I I
Дух
Душа
Тело
мира, создании иерархизированной, телеологичной картины мира.
Можно полагать, что усвоение «логосов» Адамом не было искаженным, что и позволяло ему правильно нарекать имена тварям. После грехопадения субъективное преломление «логосов» стало свойством природы падшего человека. Вероятно, степень различия между «информацией» и «логосом» у каждого субъекта находится в каком-то соответствии с его греховностью. Святые отцы не случайно говорили, что только чистому сердцем дано познание.
17 Там же.
Все вышеописанное можно попытаться представить схематично (см. рис. выше). Слева условно изображен мир Невидимый, который «опрокидывается» во внутренний мир человека через видимый мир (феномен, вещь, объект). В силу того что мир вложен Творцом в сердце человека, человек, углубляясь в себя, может приблизиться к сути сотворенного (бытия). Он может построить в своей голове математические модели, эффективно описывающие внешний мир, считает прот. Кирилл Копейкин17. Вероятно, возможно провес-
ти некие параллели между понятием «логоса», существующим в христианской антропологии, и современным научным понятием «информации». Известный комментатор творчества прп. Максима Исповедника С.Л. Епифанович пишет, что антропология у прп. Максима расширяется в космологии и получает онтологическое значение: три вида человеческого познания, а именно чувственное, мысленное и мистическое (сверхразумное), в онтологической проекции образуют три сферы бытия - телесную, мысленную (духовную) и Божественную18.
Уясняя левую сторону схемы, можно увидеть, что весь мир как бы «висит» на логосах, имея в них свою сущность. И именно так комментирует учение о логосах С.Л. Епифанович19. Логос исходит из Премудрости Божией, содержащей все общие по родам и видам и все частные логосы. В таком виде выступает Логос в своих энергиях. Логосы можно рассматривать и в отношении к образуемому ими миру: «Все бытие идеальное есть не что иное, как совокупность логосов, исшедших из Логоса и разнообразно переплетающихся друг с другом. Уплотнение их образует грубую чувственную постигаемую тварь»20, - справедливо делал вывод Епифанович. Под внешней явленностью в мире скрывается бытие умопостигаемое - это поясняет нижняя часть схемы.
Чувственный мир есть символ духовного и в логосах сливается с ним21. В чувственных вещах можно созерцать идеи, т.е. логосы мира умопостигаемого. Оба мира поставлены во внутреннюю гармонию между собой - синергию. Умопостигаемый аспект чувственного мира прп. Максим и называл логосом. Логос является причиной бытия - при-сущест-вления вещей (их существования), поэтому он может быть назван «глубинной структурой» вос-
принимаемого мира. «Знать что-нибудь - значит
22
знать соответствующий логос» , - считал епископ Василий (Осборн).
Обратимся теперь к правой стороне схемы. В современной науке термин «информация» понимается как «мера определенности, упорядоченности объекта»23, как форма предела, как парадигма, идея вещи. Она показывает, каким должно быть данному объекту, т.е. что отличает данный объект как носителя информации от другого объекта как носителя информации. Через констатацию таких отличий выделяется дискурс - суть данного объекта, его понятие (ноумен). Сфера, не воспринимаемая чувствами, недоступна для чувств. Однако она доступна для «нуса» (ума), т.е. для того, что можно назвать «духовным разумом» человека, полагал епископ Василий24.
Таким образом, логос, как умопостижимая сущность, парадигма вещи, «глубинная структура», оформляет феномен, объект в видимом мире. Человек же сквозь чувственное познание («информацию», образ феномена) вычленяет понятие. Тем самым он в своей душе, психике, соединяется, согласовывается с ноуменальным, логосным краем бытия (человек со-логосен со всем мирозданием).
25
Пространство души и духа человека («олам» ) образуется «опрокинутым» в него внешним миром через информационные параметры этого мира -субъективно воспринятые логосы.
Таким образом, психика - «продукт», результат интериоризации, усвоения логосов в их субъектном преломлении. Представляется, что так можно понять учение, изложенное в VII в. прп. Максимом Исповедником. Можно высказать гипотезу, что душа (психика) имеет единую природу с логосным слоем бытия. Человек же в таком случае является «преобразователем» материального бытия в но-
18 См.: Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. М., 1996. С. 140.
19 См. там же. С. 67.
20 Там же. С. 68.
21 См. там же. С. 71.
22 Василий (Осборн), еп. Сергиевский. Философский дискурс и богословская интуиция: (Дионисий Ареопагит и Максим Исповедник) // IX Рождественские образовательные чтения: Богословие и философия: аспекты диалога. М., 2001. С. 88.
23 См.: Веккер Л.М. Психические процессы.
24 См.: Василий (Осборн), еп. Сергиевский. Философский дискурс и богословская интуиция... // IX Рождественские образовательные чтения... С. 88.
25 См.: Копейкин К., прот. «Твореньми помышляема» (Рим. 1, 20). Это понятие К. Копейкин вводит в значении «мир как целостность бытия» (с. 181).
уменальное. Те свойства мира, которые человек интериоризовал, у-свои-л в себе (сделал своими) в качестве информации о мире, теперь существуют в нем как его внутренний психический мир.
«Энергия» - еще одна из самых распространенных в современном научном познании категорий. Она имеется и в богословии. Так, Бог повсюду присутствует и все вмещает («Его же не вмещает ничто»). Это блаженный Кирилл именует богодостойной энергией и силой. Св. Иоанн Златоуст называет сущностной энергией Бога то, что Его нигде нет, но не из-за небытия, а из-за возвышения над местом, временем и природой.
Физики под энергией понимают единую меру различных форм движения материи. Качественно различным формам движения материи соответствуют виды энергии: механическая, внутренняя, электромагнитная, химическая, ядерная. Все они имеют количественные характеристики.
Если рассматривать категорию «энергия» в более широком смысле, то ее можно понимать как меру активности (действия, работы), как актуальную энергию, или как способность к активности - потенциальную энергию. Любое материальное тело или явление СПОСОБНО быть активным. Этимология слова «с-пособность» восходит к слову «помочь» (с-пособием, пособить). С-пособ-ность означает с помощью (чего-то, кого-то) что-то сделать, с Чьей-то помощью проявить активность. Физики утверждают, что «способность к активности» (энергию) физические тела получают друг от друга. Некоторые философы-материалисты в этом случае проводят идею «первотолчка».
Что же полагают богословы источником «энергии»? Термин «энергия» традиционно переводится с греческого языка как «действие». Св. Григорий Нисский считал, что «природная энергия есть сила, обнаруживающая всякую сущность, которой лишено только несущее, потому что сущее, причастное той или иной сущности, во всяком случае причастно по природе и обнаруживающей ее силе»26.
Св. Василий Великий писал: «Нет ни сущности по природе без энергии, ни какой бы то ни было
26 Григорий Нисский, св. Об устроении человека. СПб., 1995.
27 Василий Великий, св. Творения. Ч. 1. М., 1845.
28 См.: Максим Исповедник, прп. Творения. М., 1993. С. 321.
29 Там же. С. 215.
30 Там же. С. 183.
энергии без сущности, и больше того, мы познаем сущность через энергию, имея для удостоверения саму эту энергию как показание сущности: ведь Божией сущности никто никогда не видел, но мы все равно достоверно знаем эту сущность через ее энергии»27. Поскольку у автора «энергия» и «сущность» пишутся с малой буквы, то речь идет о тварном бытии. Взаимоотношения «сущности» и «энергии» аналогичны как для Нетварного Бытия, так и для тварного бытия. Тварное бытие тоже имеет сущность, силу и действие. Соответственно феноменальное явление имеет скрытую невидимую сущность. Тварная сущность, логос, в свою очередь, выступает творящей силой - силой, созидающей «вещь» как феномен тварного мира. Феномен («конец») содержится в сущности (ноумене, логосе) и «начале» потенциально. «Середина» - это «переход», процесс превращения потенциального в актуальное.
Умопостигаемая и чувственная части - это «края» тварного бытия28. Как же происходит взаимодействие этих «краев»? Прп. Максим Исповедник и на этот вопрос предлагает свой ответ: «Всякая сущность вводит вместе с собою и предел самой себя, ибо ей присуще быть началом движения (энергии, активности), созерцаемого в ней как возможность. Всякое естественное движение к действию, мыс лимое после сущности и до действия, есть середина, поскольку оно естественным образом постигается как нечто среднее между обоими»29. Комментируя триаду «сущность - движение - действие», А.И. Сидоров уточняет, что движение есть «середина», ибо оно возникает в сущности (потенциально содержась в ней) и влечет действие, которое является «осуществлением» сущности. «А всякое действие, естественно ограничиваемое своим логосом, есть завершение мыслимого до него
30
сущностного движения» , - писал прп. Максим Исповедник. Под «логосом», ограничивающим это действие, предполагает Сидоров, следует, видимо, понимать ту внутреннюю идею (или принцип), которая определяет это действие. Таким образом, энергия, по мысли прп. Максима Исповедника, есть движение сущности.
А.И. Сидоров пишет: «Понятие начала, середины и конца сближаются у прп. Максима с понятиями сущности, силы и деятельности»31. Координата времени соединяет «сущность» и действие: время переводит «потенциальное» в «актуальное», время как сила актуализирует потенцию. Как видим, если придерживаться понятия «энергии» как «способности к активности», то в таком подходе можно увидеть смыслы, общие и для науки, и для богословия.
А.Ф. Лосев писал, что если энергия не является сущностью, то принадлежит к сущему, является им. Вещь не может мыслиться без энергии, как человек без бытия. Энергия существует одновременно с вещью или раньше ее, чтобы вещь могла существовать через нее32. Если энергия - свойство всякого материального объекта, вещи, то, очевидно, она является также и свойством человека. Психика человека - это не пассивное отражение окружающего мира, а активный процесс. Даже в ходе восприятия (казалось бы наиболее «пассивном» психическом процессе) происходит перекодировка внешнего сигнала объекта во внутренний сигнал (код), а также, что еще более важно, идет его активное преобразование.
Всякая психическая деятельность человека - это проявление его активности. Мышление, рассудочная деятельность, - одно из тех свойств человека, в которых проявляется Образ и Подобие человека Богу. Мысль как процесс упорядочивания отраженных свойств внешнего мира во внутреннем мире есть не только информационный процесс. Это не пассивное отражение информационных параметров среды. Это процесс, который сопровождается внутренней активностью субъекта. Ведь отраженный объект надо назвать, т.е. соотнести с определенным классом объектов, оценить пользу его или угрозу для существования и т.д. Активность субъекта - это энергетические процессы. Осмысление, мышление есть процесс понимания (по-йман-ия, и-мения = схватывания). Это усвоение какого-то аспекта внешнего мира, а значит, действие, активность, энергия. Мысль же есть итог, результат этого
субъективного процесса, так что они - продукт активности того, кто эту мысль «схватывает» («выхватывает логос»).
В свете сказанного представляется уместным сослаться на наши экспериментальные иссле-дования33. Результаты анализа показывают, что процесс решения умственных задач (выполнение интеллектуальных тестов или сдача студентами экзамена) сопровождается интенсивными энергетическими сдвигами в организме. При этом, чем выше успешность умственной деятельности, тем выше энергетические затраты, сопровождающие эту деятельность. Неслучайно в науке существует представление, что мысль есть результат антиэнтропийной деятельности мозга. Работу, посвященную термодинамике мыслительных процессов, Н.И. Кобозев опубликовал еще в 1971 г.34 Основываясь на таком подходе, можно, наверное, рассматривать мышление как вид психической активности, психическую энергию, а мысль как результат этой активности. Если Мысль Божья есть Энергия Божья, то и мысль, мышление человека, возможно, по аналогии, есть энергия человеческая, т.е. психическая.
Эквивалентность энтропии и количества информации впервые отметил Л. Сциллард. Он пришел к выводу, что сумма информации и энтропии при данном распределении вероятностей есть величина постоянная и равна максимально получаемой информации, или максимальной энтропии в данных
35 >
условиях35. Нам представляется, что следовало бы говорить не о связи энтропии и информации, а о двух сторонах одного и того же физического явления - о кванте упорядоченного (неупорядоченного) пространства.
Есть физическая реальность, представляющая собой некую структуру (систему, организацию). Структура есть форма связи элементов, ее составляющих. Вспомним логосы. Это «умная структурность» чувственного мира, как пишет А.И. Сидоров в комментариях к Творениям прп. Максима Исповедника. Если есть субъект, то он воспринимает эту структуру как информацию, т.е. меру упорядоченности системы. Сохранившаяся в системе
31 Там же.
32 См.: Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. М., 1994.
33 См.: Шеховцова Л.Ф. Влияние динамики энергетических затрат на успешность интеллектуальной деятельности в условиях эмоционального напряжения // Психологический журнал. 1987. Т. 8. С. 5.
34 См.: Кобозев Н.И. Исследование в области термодинамики процессов информации и мышления. М., 1971.
35 См.: Веккер Л.М. Психические процессы. Т. 1.
«неупорядоченность» (энтропия) представляет собой «остаток» антиэнтропийной тенденции, т.е. несвязанную энергию системы.
Таким образом, это как бы две стороны одной медали: «упорядоченность» системы, или кванта пространства, есть «двуликий Янус». Это и «информация», с точки зрения субъекта, и потенциальная, уже связанная в данной системе энергия. Процесс упорядочивания, структуризации элементов системы, или «самоорганизации», связан с энергий-но-информационным взаимодействием системы со средой в присутствии субъекта. Следовательно, информация есть «связанная» активность, «связанная энергия» системы.
Энтропия, существующая в первозданном хаосе и в сегодняшней Вселенной, является, вероятно, реализацией той свободы, которой, по мысли Н.А. Бердяева36 и В.Н. Ильина37, Бог наделил всякую тварь - от атома до человека.
Превращение хаоса в порядок есть потеря объектами своей «свободы» при вступлении их в связь друг с другом. Это - процесс структуризации, процесс связывания свободной актуальной энергии объекта и перевод ее в потенциальную энергию структуры (системы). Эта «связанная» энергия (структура) выступает для субъекта как информация. Вспомним по этому поводу богословскую мысль. В комментариях к Творениям прп. Максима Исповедника Сидоров пишет: «Логос придает вид или форму, тип бесформенному веществу. Под материей разумеется бесформенная основа бытия, принимающая в зависимости от того или другого формирующего начала ту или другую форму. В этом смысле она подвержена сжиманию и расширению, т.е. движению от самого родового рода до самого видового вида (до отдельного индивида или существа)»38.
Все информационные системы могут формироваться только согласно спускаемым с верхних уровней правилам, которые «существовали» раньше самих систем в форме изначального плана (идеи творения) - так считают Е. Седов и Д. Кузнецов39. Вероятно, этот изначальный план и есть логос вещи. Логос, или «идея», ноумен воплощают Замысел
Творца, Его план данной вещи. Таким образом, получается, что структура (или информация, если есть воспринимаемый субъект) как величина снятой неопределенности есть материальное отражение, воплощение логоса, парадигмы, сути данной вещи. Такое «структурирование», «материализация», формирование логосом феномена происходит по Воле Бога в соответствии с Его замыслом (Идеей). Логос есть как бы алгоритм, программа «вычерпывания» энергии из среды и «связывания» ее определенной структурой.
Если для примера рассмотреть механизм записи и передачи информации о биологическом объекте, то мы увидим следующую последовательность. Вся «родословная» живого организма записана в гигантской молекуле ДНК в виде специфической последовательности составляющих ее звеньев - нук-леотидов. На ДНК-матрице с участием ферментов синтезируются сравнительно небольшие информационные РНК, с помощью которых в специальных клеточных органеллах - рибосомах формируются соответствующие белки. И за каждым свойством живого стоит свой белок. Таким образом, молекула ДНК - это как бы материализованная программа структурообразования живого организма. Но, прежде чем возникла эта программа в материализованном виде, она существовала как «замысел» Творца в Предвечности и как логос, парадигма после сотворения «Неба» - ноуменального, ангельского мира. Премудрость Божья, Его нетварные энергии, как «лестница домостроительства», нисходит в мир тварных энергий. Нетварная Энергия Бога - Его Премудрость творит логосы вещей, феноменов материального мира. А. И. Сидоров по этому поводу писал, объясняя мысль прп. Максима Исповедника, что «логосы обладают четкой оформленностью (или описанием) и ярко выраженными своими границами, в отличие от текучей непостоянности феноменального мира, доступного нам в ощущениях. Именно такая "оформленность" логосов делает "доказательным" наше знание, касающееся
40
сущих вещей» .
Таким образом, «спонтанная» активность материи, способность материи к «самоорганизации» подчиня-
36 См.: Бердяев Н.А. Философия свободы М., 1989.
37 См.: Ильин В.Н. Шесть дней творенья. Париж, 1991.
38 Максим Исповедник, прп. Творения. С. 186.
39 См.: Седов Е, Кузнецов Д. В начале было слово. СПб., 1994.
40 Максим Исповедник, прп. Творения. С. 321.
ется определенной программе, «информационному коду», в соответствии с которым программой-логосом производится упорядочение среды (кванта физического пространства). Такое упорядочение есть преобразование энтропии материального хаоса в структуру объекта. Это проявление действия логоса - Мысли Божьей о данном объекте. Материя не способна самоорганизовываться.
В свете сказанного позволим себе аналогии, вспомнив принцип подобия в устроении мира. Программа для компьютера - это нечто «инаковое» по сравнению с его устройством. Чертеж дома, хоть он и вполне материален, - это еще не дом, а замысел в голове архитектора (это еще даже не чертеж). Партитура концерта - это еще не исполняемая оркестром музыка.
Итак, «вещь», объект, «квант физической реальности» благодаря своим физическим свойствам воспринимаются сенсорными физиологическими
каналами человека (на что затрачивается соматическая энергия). Они интериоризуются в его информационных параметрах и образуют внутренний субъективный психический мир человека. Психику, таким образом, можно рассматривать, как нам думается, как инвариант энерго-информационных преобразований. Познание мира, интериоризация человеком внешнего мира в виде внутренней модели, происходит через информационные параметры этого мира. Объект благодаря внутренней активности (энергии) субъекта приобретает в нем ноуменальное, понятийное бытие. Субъект выступает в таком случае «преобразователем» физического, феноменального бытия в ноуменальное, логосное. Следовательно, человек, используя данный ему Богом потенциал психической энергии, строит свой внутренний мир, творит свой «субъективно искаженный» логосный мир. Человек есть микрокосм, отражающий в себе макрокосм.
© Шеховцова Л.Ф.