Научная статья на тему 'МЕТАПРЕДМЕТНО-ВЕКТОРНЫЙ ХАРАКТЕР ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-КОМПЕНСАТОРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ'

МЕТАПРЕДМЕТНО-ВЕКТОРНЫЙ ХАРАКТЕР ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-КОМПЕНСАТОРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНО-КОМПЕНСАТОРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МЕТАПРЕДМЕТНО-ВЕКТОРНЫЙ ХАРАКТЕР / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ЛИНГВА-ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КУРС "ЕСТЬ КОНТАКТ" / COMMUNICATIVE AND COMPENSATORY COMPETENCE / METASUBJECT AND VECTOR NATURE OF THE LEARNING PROCESS / LINGUISTIC AND ETHNOCULTURAL COURSE "THERE IS A CONTACT" ("EST KONTAKT")

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаптева Е.И., Быстрай Е.Б.

Введение. В данной статье анализируется роль метапредметно-векторного характера процесса обучения в ходе формирования коммуникативно-компенсаторной компетенции обучающихся основной школы. Целью статьи является раскрытие сущности данного явления в рамках реализации лингва-этнокультурного курса «Есть контакт» и проведение диагностики уровня сформированности вышеназванной компетенции после его внедрения в образовательный процесс. Материалы и методы. Основными методами исследования являются теоретический анализ научной литературы, посвященной исследуемой проблеме в трудах отечественных и зарубежных ученых; эмпирические (беседа, анкетирование, тестирование), интерпретационные (количественного и качественного анализа, математической обработки результатов диагностики). Результаты. Метапредметно-векторный характер процесса обучения с целью формирования коммуникативно-компенсаторной компетенции обучающихся основной школы имел следующие характерные особенности: гибкость использования приобретенных знаний; стимулирование мотивации к реализации межкультурного диалога; применение компенсаторных умений через оперирование знаниями из смежных предметов (истории, музыки, литературы, географии и др.); раскрытие творческого потенциала; повышение коммуникативной толерантности. Обсуждение. Использование опросного листа для обучающихся «Достижение метапредметных образовательных результатов» Н. А. Чулановой, тестирования «Оценка уровня общительности» В. Ф. Ряховского, а также тестового блока вопросов «Использование метапредметных знаний на уроке иностранного языка» позволило констатировать факт повышения уровня сформированности коммуникативно-компенсаторной компетенции обучающихся после внедрения лингва-этнокультурного курса «Есть контакт», направленного на реализацию метапредметно-векторного характера процесса обучения. Заключение. Актуальность исследуемой проблемы детерминировала разработку и апробацию лингва-этнокультурного курса «Есть контакт», который обеспечил положительную динамику формирования рассматриваемой компетенции. Основные положения: - проблема формирования коммуникативно-компенса-торной компетенции является актуальной для современной школы; - разработан и апробирован лингва-этнокультурный курс «Есть контакт», имеющий метапредметно-векторный характер процесса обучения; - проведенная после внедрения лингва-этнокультурного курса «Есть контакт» диагностика уровня сформированности коммуникативно-компенсаторной компетенции обучающихся продемонстрировала положительную динамику развития данной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лаптева Е.И., Быстрай Е.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

META-SUBJECT-VECTOR CHARACTER OF FORMATION OF COMMUNICATIVE-COMPENSATOR COMPETENCE OF STUDENTS OF BASIC SCHOOL

Introduction. This article analyzes the role of metasubject and vector nature of the learning process in the formation of the communicative and compensatory competence of students at school. The purpose of the article is to reveal the nature of this phenomenon within the framework of the implementation of the linguistic and cultural course “There is a contact” (“Yest' kontakt”) and to diagnose the level of formation of the above mentioned competence after its introduction into the educational process. Materials and methods. The main methods of research are theoretical analysis of scientific literature devoted to the problem under study of domestic and foreign scientists; empirical (conversation, questionnaires, testing), interpretive (quantitative and qualitative analysis, mathematical processing of diagnostic results). Results. The metasubject and vector nature of the learning process with the purpose of forming the communication and compensatory competence of students at school had the following features: Flexibility of the use of acquired knowledge; Stimulation of motivation to implement intercultural dialogue; Application of compensatory skills through the use of knowledge from related subjects (History, Music, Literature, Geography, etc.); Discovery of creative potential; Improvement of communicative tolerance. Discussion. The use of the questionnaire for students “Achievement of metasubject educational results” by N.A. Chulanova, testing “Estimation of the sociability level” by V.F. Riakhovskii, as well as the test block of questions “Using metasubject knowledge in a foreign language lesson” allowed to state the fact of increasing the level of the communicative and compensatory competence of students of basic general education after the introduction of the linguistic and ethnocultural course “There is a contact” (“Est kontakt”) focused on the implementation of a metasubject and vector nature of the learning process. Conclusion. The timeliness of the problem under study determined the development and testing of the linguistic and ethnocultural course "There is a contact" (“Est kontakt”), which provided positive dynamics of the formation of the competence under consideration. Highlights: The problem of formation of communicative and compensatory competence is actual for the school; The linguistic and ethnocultural course “There is a contact” (“Yest' kontakt”), which has metasubject and vector nature of the learning process, has been developed and tested; Diagnostics of the level of formation of communicative and compensatory competence of students at school after the introduction of the linguistic and ethnocultural course “There is a contact” (“Yest' kontakt”) showed positive dynamics of development of this competence.

Текст научной работы на тему «МЕТАПРЕДМЕТНО-ВЕКТОРНЫЙ ХАРАКТЕР ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-КОМПЕНСАТОРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

»а а

tq hq

«О

£ к .а

DOI 10.25588/CSPU.2019.153.7.008

УДК 373.1 ББК 74.267

Е. И. Лаптева1, Е. Б. Быстрай2

1ORCID № 0000-0002-7740-2441 Учитель немецкого языка, ЧОУ «Немецкая гимназия «Петершуле», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация.

E-mail: laptevaei@inbox.ru

2ORCID № 0000-0001-5976-3465 Профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: bistraieb@cspu.ru

МЕТАПРЕДМЕТНО-ВЕКТОРНЫЙ ХАРАКТЕР ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-КОМПЕНСАТОРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация

Введение. В данной статье анализируется роль метапред-метно-векторного характера процесса обучения в ходе формирования коммуникативно-компенсаторной компетенции обучающихся основной школы. Целью статьи является раскрытие сущности данного явления в рамках реализации лингва-этнокультурного курса «Есть контакт» и проведение диагности-

^ ки уровня сформированности вышеназванной компетенции пос-ьЗ ле его внедрения в образовательный процесс.

Материалы и методы. Основными методами исследова- м

е

ния являются теоретический анализ научной литературы, пос- |

р

вященной исследуемой проблеме в трудах отечественных и за- д

з

рубежных ученых; эмпирические (беседа, анкетирование, тестирование), интерпретационные (количественного и качественного анализа, математической обработки результатов диагностики). н

Результаты. Метапредметно-векторный характер процесса обучения с целью формирования коммуникативно-компенсаторной компетенции обучающихся основной школы имел следующие характерные особенности: гибкость использования приобретенных знаний; стимулирование мотивации к реализации межкультурного диалога; применение компенсаторных умений через оперирование знаниями из смежных предметов (истории, музыки, литературы, географии и др.); раскрытие

рантности.

Обсуждение. Использование опросного листа для обучающихся «Достижение метапредметных образовательных результатов» Н. А. Чулановой, тестирования «Оценка уровня общительности» В. Ф. Ряховского, а также тестового блока вопросов «Использование метапредметных знаний на уроке иностранного языка» позволило констатировать факт повышения уровня сфор-

ж о*

X р

а

3

е

р

и

р

о

№ а

н и

о

творческого потенциала; повышение коммуникативной толе- №

ж

0

1

ж

е

н

с а 3

орн

н

о

й ж

ж

е

№ н

и

и о

у

мированности коммуникативно-компенсаторной компетенции а

1

обучающихся после внедрения лингва-этнокультурного курса и

§

«Есть контакт», направленного на реализацию метапредметно- о

с

но

векторного характера процесса обучения. Н

о

Заключение. Актуальность исследуемой проблемы детер- 8 ' минировала разработку и апробацию лингва-этнокультурного ы

>s

а р

п

hq

курса «Есть контакт», который обеспечил положительную динамику формирования рассматриваемой компетенции.

Ключевые слова: коммуникативно-компенсаторная компетенция; метапредметно-векторный характер; процесс обучения; лингва-этнокультурный курс «Есть контакт». Основные положения:

— проблема формирования коммуникативно-компенсаторной компетенции является актуальной для современной школы;

— разработан и апробирован лингва-этнокультурный курс «Есть контакт», имеющий метапредметно-векторный характер процесса обучения;

— проведенная после внедрения лингва-этнокультурного курса «Есть контакт» диагностика уровня сформированности коммуникативно-компенсаторной компетенции обучающихся продемонстрировала положительную динамику развития данной компетенции.

1 Введение (Introduction)

В современном образовательном пространстве перед учителем стоит задача обучения школьника, способного ориентироваться и принимать решения в нестандартных ситуациях межкультурного общения. Особенно важной нишей в формировании такой социально активной и неординарной личности, умеющей оперировать знаниями различных предметных областей и готовой к эффективному коммуникативному взаимодействию, явля-

tq ется подростковый период. Так, Федеральный государственный об-

hq

,а в е

разовательный стандарт основного общего образования диктует необходимость формирования коммуникативно-компенсаторной компетенции обучающихся, позволяющей быть конкурентоспособным и успешным в поликультурном социуме. Мы рассмат-

риваем данную компетенцию как систему знаний, умений, лич- ,

е

ностных качеств, позволяющих интегрировать стратегические а

ж

р

ходы в процессе коммуникативного взаимодействия, адекватные д

возникшей ситуации общения и способствующие позитивной результативности межкультурного контакта.

Новые тенденции в обществе требуют реформирования

дернизации классических подходов в обучении и переосмыслении приоритетных направлений. Справедливо говорить о мета-предметно-векторном характере процесса обучения как необходимом условии для решения реальных коммуникативных за-

[1; 2]. Метапредметные результаты освоения основной образо-

не только умение планировать речевое и неречевое поведение, но и поиск необходимой информации и ее фиксацию, прогнозирование, умение взаимодействовать с окружающими, выполнять разные социальные роли, но и осуществление регулятивных

тический анализ научной литературы, посвященной проблеме формирования коммуникативно-компенсаторной компетенции обучающихся основной школы в трудах отечественных и зарубежных ученых; использованы группы методов: эмпирические (беседа, анкетирование, тестирование), интерпретационные (количественного и качественного анализа, математической обработки результатов диагностики).

ж

0

1

3

ж

системы основного общего образования, проявляющегося в мо- к<

3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а *

кй

■I

1

з

0

1 а

дач в ситуации нехватки имеющихся лингвистических умений |

*

вательной программы, устанавливаемые ФГОС, подразумевают I

а

S I

i а

о

п

п

№ а

о а

действий в процессе коммуникативной деятельности на иност- а

о Й

ранном языке [3; 4].

2 Материалы и методы (Materials and methods) |

Для реализации цели исследования был проведен теоре- Л

-к I

I

о

л

л

а

S

-S

С

8 о

0 а

о

1 а о

Й

I

В исследовании участвовали 64 обучающихся Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 96 г. Челябинск».

В исследовании были применены батареи методик:

1. Опросный лист для обучающихся «Достижение мета-предметных образовательных результатов» Н. А. Чулановой;

2. Тестирование «Оценка уровня общительности» В. Ф. Ря-ховского;

3. Тестовый блок вопросов «Использование метапредмет-ных знаний на уроке иностранного языка».

3 Результаты (Results)

В рамках рассматриваемой проблемы реализация мета-предметно-векторного характера процесса обучения является необходимым, поскольку он содействует формированию наиболее глубоких и прочных знаний, способствует появлению у обучающихся прочной познавательной мотивации [5]. Мы трактуем метапредметно-векторный характер процесса обучения, главным образом, как педагогический принцип, охватывая все содержательные аспекты процесса обучения иностранному языку и связанным с ним учебным предметам.

Констатируя тот факт, что обучение иностранному языку в рамках основного общего образования в современном образо-

« вании рассматривается преимущественно как интегрированная

ар

дисциплина, установим ее характерные черты, раскрывающие его взаимосвязь со многими другими учебными дисциплинами. Важным является значительный вклад в формирование таких навыков школьников, позволяющих осуществлять межкультурное взаимодействие с использованием компенсаторных страте-hq гий, раскрывающих творческий потенциал и повышающих ком

tq tq hq

,а в е т п

муникативную толерантность [6; 7]. ,

е

Проанализировав основные направления сегодняшнего а

жр

образования

в российских школах, мы отметили, что важной д

е

тенденцией является именно метапредметность, способствующая эмерджентности знаний, актуализирующая сформированные ранее умения, предусматривающая разнообразные формы рн построения урока, делающая возможным объединение процессов воспитания и обучения [8; 9]. Перечисленные особенности, безусловно, способствовали формированию коммуникативно -компенсаторной компетенции обучающихся. Вместе с тем, воз-

ро

можность компенсировать недостающие знания посредством а

ни

применения актуализированной информации из других дисци- §

к

о

плин позволила не только обеспечить успешность коммуника- |

уни

тивного взаимодействия, но и являлась важнейшим редуктором ка

активности школьника в поликультурном мире в целом [10].

Так, в ходе интеграции метапредметно-векторного характера процесса обучения основной общей школы мы отметили его эффективность. Причина успешности данного явления в процессе формирования коммуникативно-компенсаторной компетенции обучающихся обусловлена двумя направлениями его

областей [11; 12]. Во-вторых, эффективность метапредметности обусловлена ее процессуальным аспектом. Сюда мы относим усиление мотивации школьников, обобщение знаний, полученных

ж

о* а

р а

з

е

р ор

ж

№ н

о

ж

ж

е н с а

з

орн

н

о

0

ж

ж

е 3

осуществления. ен

Во-первых, грамотная реализация рассматриваемого явле- и

о

У

ния предусматривает расширение содержательного аспекта в а

1

процессе межкультурного общения посредством наполнения его и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X §

новыми лингвистическими единицами из разных предметных о

с

н о № н о

о

л

147

в ходе обучения разным предметам и их интеграция в межкультурную коммуникацию [13].

Сущность коммуникативно-компенсаторной компетенции, как было отмечено ранее, заключается в построении стратегических ходов, минимизирующих риск возникновения коммуникативных затруднений. Использование данной компетенции через призму метапредметного вектора делает возможным компенсировать нехватку различного рода знаний и навыков с целью осуществления эффективного межкультурного диалога [14].

Реализация метапредметно-векторного характера процесса обучения осуществлялась в рамках лингва-этнокультурного курса «Есть контакт», что способствовало повышению эффективности процесса формирования коммуникативно-компенсаторной компетенции обучающихся. Названный курс был представлен обучающимся в виде модульной программы, включающей ориентационно-теоретический, эмпирически-направленный и проектно-синтезирующий компоненты.

Реализация ориентационно-теоретического модуля ставила основной задачей сформировать первичные представления о коммуникативно-компенсаторной компетенции. Данный модуль состоял из лингвистического и этнокультурного лекционного « материала. Школьники осваивали базовые понятия, актуализировали метапредметные знания, повышали мотивацию, развивали познавательный интерес к получению новой информации и знакомились с вопросами культурной идентичности и межкультурных конфликтов.

3 ^

а

«о

£ к .а

^ Второй модуль предусматривал процесс накопления зна-

ьЗ ний, пробное применение их в ходе письменной и устной комму-

никации, а также формирование немаловажных для коммуникативно-компенсаторной компетенции личностных качеств.

Проектно-синтезирующий модуль позволил систематизировать полученные знания и умения, проявлять необходимые для эффективной коммуникации личностные качества, успешно

а л

ж

0

1 л

взаимодействовать на иностранном языке и применять для этого р

н

о*

компенсаторные умения. °

а

р а к

Поскольку изучение иностранного языка неразрывно связано с литературой и историей страны, где этот язык превалирует, 3 одним из наиболее эффективных форм работы учащиеся отметили литературное ралли «Читающая лиса», где школьникам необходимо было выполнять тематические задания согласно предложенной инструкции. Спецификой данной формы работы стало распределение обязанностей между коммуникантами в группах. 1 По окончании каждого из этапов работы необходимо было рефлексировать результаты по 5-балльной шкале.

Возможность интеграции знаний географии страны изучаемого языка также способствовала успешному коммуникативному взаимодействию. Методика 4-х углов (умная скатерть) 4- Ж Ecken-Methode способствовала визуализации и структурированию приобретаемых знаний и использованию так называемой |

1

1

3

0

1 а

ж 1

So *

0

Среди других методов и форм работ, отражающих мета-предметно-векторный характер процесса обучения в ходе формирования исследуемой компетенции, были: метод синонимии и словотворчества, видеообращение, люковый текст, используя метод прогнозирования, метод упрощения, частичного искаже- н ния и функционального редуцирования лингвистических еди ниц; фронтальная игра «микрофон» и др. [15-18].

»а а

Таким образом, метапредметно-векторный характер процесса обучения с целью формирования коммуникативно-компенсаторной компетенции обучающихся имел следующие характерные особенности: флексибельность использования приобретенных знаний; стимулирование мотивации к реализации межкультурного диалога; применение компенсаторных умений через оперирование знаниями из смежных предметов (истории, музыки, литературы, географии и др.); раскрытие творческого потенциала; повышение коммуникативной толерантности.

4 Обсуждение (Discussion )

После проведения лингва-этнокультурного курса «Есть контакт» нами была проведена диагностика уровня сформиро-ванности коммуникативно-компенсаторной компетенции обучающихся.

Опросный лист для обучающихся «Достижение метапред-метных образовательных результатов» (в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта) Н. А. Чулановой позволил нам определить степень сформированности вышеназванной компетенции и умения учащихся использовать метапредметные знания в процессе коммуникативного взаимодействия. Данный опросник состоял из 10 пунктов, на каждый из которых были предложены 3 варианта ответов в зависимости от сущности вопроса.

3 Использование опросного листа позволило констатиро-

3 вать следующее:

— объем сложностей, связанных с поиском информационных источников для осуществления коммуникативных задач, 13 снизился с 59 до 31 %;

количество учащихся, не умеющих использовать другие ^

е

источники информации, кроме учебника или учебных пособий а

ж

р

по иностранному языку, и, соответственно, не умеющих приме- д

нять на практике компенсаторные умения, уменьшилось на 27%; — число обучающихся, не замотивированных к повыше-

ж

о №

е о

нию своей коммуникативной грамотности, до проведения линг- р

н

£

ва-этнокультурного курса «Есть контакт» составляло 44%, после X <

а

его внедрения — 16 %;

р а

3

— объем трудностей, связанных с неумением грамотно и р

о

продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе сов- М

ир

местной деятельности на занятиях и за рамками формального о№

ан

общения, учитывать позиции других участников деятельности, и§ эффективно разрешать конфликты, снизился с 69 до 24 %. М

Тестирование «Оценка уровня общительности» В. Ф. Ря- ни ховского позволило нам также провести мониторинг процесса формирования коммуникативно-компенсаторной компетенции учащихся среднего звена. Данный тест состоял из 16 вопросов-ситуаций, где задачей обучающихся было найти подходящий ва-

риант коммуникативного поведения: «Да» — 2 очка, «иногда» — рн

о

о ко

1 очко, «нет» — 0 очков.

Обработка результатов согласно классификатору показа ла, что большинство учащихся (87 %) имеют адекватный уро- К вень общительности, выраженный в открытости и высокой за-мотивированности в коммуникативном процессе без страха

ж и

о ч а

возникновения языкового барьера, что свидетельствует о воз- х

с

¡о о

с н о

росшем уровне сформированности коммуникативно-компенсаторной компетенции. н

Тестовый блок вопросов «Использование метапредмет-ных знаний на уроке иностранного языка», выраженный в оцен-

151

ке умения оперировать метапредметными знаниями в рамках межкультурного взаимодействия (7-балльная шкала «умею — не умею»), продемонстрировал глубокое проникновение в значимость исследуемой нами компетенции и необходимость владения метапредметными знаниями для достижения эффективного межкультурного диалога.

5 Заключение (Conclusion)

Таким образом, проблема формирования коммуникативно-компенсаторной компетенции обучающихся основной школы является актуальной в современном социуме ввиду необходимости развития активных и конкурентоспособных личностей, что обусловливает реформирование основного общего образования с целью подготовки школьников к межкультурному диалогу.

Реализация лингва-этнокультурного курса «Есть контакт» способствовала повышению уровня сформированности исследуемой компетенции.

Перспективным направлением исследования процесса формирования коммуникативно-компенсаторной компетенции видится его реализация в рамках урочной и внеурочной деятельности на разных ступенях школьного образования.

Библиографический список

1. Колесина К. Ю. Метапроектное обучение: теория и технологии реализации в учебном процессе : автореф. дис. ... д-ра пед.

S*

§ наук: 13.00.01 ; Южный федеральный университет. Ростов-на-

•о

^ Дону, 2009. - 35 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ 2. Громыко Н. В., Половкова М. В. Метапредметный подход

50

| как ядро российского образования // Всероссийский конкурс «Учи-

^ тель года России-2009» : установочный семинар для участников, 4-

м 9 июля 2009 г, Москва. Москва, 2009. - 5 с.

а л

ж

0

1 л

о

ж о*

3. Брагина Н. Г. Межкультурное общение: путь к пониманию «Другого» // Человек. Сознание. Коммуникация. Интернет. Варшава, 2008. С. 45-56.

4. Ушанова И. А. Глобализация и мультикультурализм : пути развития // Вестник Новгородского государственного университета. 2004. № 27. С. 61-65.

5. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам ^

х

в школе. Москва : Просвещение. 1991. С. 184-196. 3

а

6. Языкова Н. В., Коренева М. Р. Методика формирования | компенсаторных умений говорения в общеобразовательной школе // О Иностранные языки в школе. 2013. № 9. С. 26-32. 3

о № а ж

а

7. Дашинорбоев В. Д., Матвеева Д. Г., Добчинова В. В. О проблеме межъязыковой и межкультурной коммуникации в различных видах деятельности // Ученые записки университета им. П. Ф. Лес-гафта. 2008. № 10. С. 32-35.

8. Загвязинский В. И. Образовательная стратегия и образовательная политика // Образование и наука. 2005. № 2. С. 3-8.

9. Зайцева А. В. К вопросу о социокультурном подходе в обучении иностранным языкам // Известия Пензенского государ-

3

ственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. о 2007. № 7. С. 208-210. 1

10. Громыко Н. В. Как сценировать и проводить учебное

ж

«метапредметное» занятие : выступление на установочном семина- -к

ж о

л

л

ж §

S ж

i ж

о

5

5

л ж

О

а

ре перед победителями региональных конкурсов в рамках общероссийского конкурса «УчительГода», 20 августа 2010 г. Москва : | Научно-исследовательский институт инновационных стратегий развития общего образования, 2010. URL: https://shiffersinstitute. com/ howdramatize/ (дата обращения: 15.12.2019).

11. Хорошенкова А. В., Болотова Е. Ю. Интеграция как принцип формирования метапредметных умений учащихся в обу-

чении истории // Известия ВГПУ. 2018. № 8 (131). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-kak-printsip-formirovaniya-metapredmetnyh-umeniy-uchaschihsya-v-obuchenii-istorii (дата обращения: 28.07.2019).

12. Шарапова Н. С. Социально-культурные условия формирования гуманистических ценностных ориентаций у молодёжи средствами игровых технологий : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05. ; ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет». Тамбов, 2015. - 255 с.

13. Галкина А.В. Овладение лингвистической креативностью в контексте овладения иностранным языком // Вестник Тамбовского университета. 2011. Т. 102. № 10.- С. 158-164. (Серия «Гуманитарные науки»).

14. Горковенко А. Е., Ерофеева И. В., Петухов С. В. Языковая картина мира и творческая личность в условиях трансграничья // Трансграничье в изменяющемся мире. 2010. № 1. С. 16-24.

15. Корниенко Е. Р. Иноязычный текст и коммуникативное общение в условиях диалога культур // Вестник Московского государственного областного университета. 2010. № 3. С. 102-104. (Серия «Лингвистика»).

16. Семенова Ю. Л. Диалог культур в билингвальном образовании как ресурс формирования коммуникативной компетенции учащихся // Образование и наука. 2011. № 6. С. 90-99.

17. Хуторской A. B. Метапредметный подход в обучении :

u научно-методическое пособие. М. : Издательство «Эйдос»; Издать

tq тельство Института образования человека, 2012. - 73 с. ISBN 978-

^ 5-904329-18-1

50

£ 18. Модульное обучение в процессе подготовки магистран-

J

^ тов к межкультурному взаимодействию / Е.А. Бароненко [и др.] //

hq Вестник ЧГПУ. 2016. № 9. С. 18-24.

Ye. I. Lapteva1, Ye. B. Bystrai2

1ORCID No. 0000-0002-7740-2441 German Language Teacher, Private educational institution "German gymnasium "Petershule",

St. Petersburg, Russia. E-mail: laptevaei@inbox.ru

2

ORCID No. 0000-0001-5976-3465 t

a

b

e c

Full Professor, Doctor of Pedagogical Sciences, Head of the Department of German Language and German Teaching Methods, South-Ural State Humanities-Pedagogical C

University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: bistraieb@cspu.ru

cs

o

r

a

a r

c

META-SUBJECT-VECTOR 0

CHARACTER OF FORMATION OF ^

o r

COMMUNICATIVE-COMPENSATOR

o

COMPETENCE OF STUDENTS OF BASIC SCHOOL 0 Abstract

0

S

Introduction. This article analyzes the role of metasub- c

t

ject and vector nature of the learning process in the formation | of the communicative and compensatory competence of stu

e

dents at school. The purpose of the article is to reveal the na- §

ture of this phenomenon within the framework of the implementation of the linguistic and cultural course "There is a contact" ("Yest' kontakt") and to diagnose the level of formation of the above mentioned competence after its introduction into the educational process.

Materials and methods. The main methods of research are theoretical analysis of scientific literature devoted to the a problem under study of domestic and foreign scientists; empirical (conversation, questionnaires, testing), interpretive (quan-

o r

0

e e

ee

n

c e

^ £

e n

titative and qualitative analysis, mathematical processing of diagnostic results).

Results. The metasubject and vector nature of the learning process with the purpose of forming the communication and compensatory competence of students at school had the following features: Flexibility of the use of acquired knowledge; Stimulation of motivation to implement intercultural dialogue; Application of compensatory skills through the use of knowledge from related subjects (History, Music, Literature, Geography, etc.); Discovery of creative potential; Improvement of communicative tolerance.

Discussion. The use of the questionnaire for students "Achievement of metasubject educational results" by N.A. Chu -lanova, testing "Estimation of the sociability level" by V.F. Ria -khovskii, as well as the test block of questions "Using metasubject knowledge in a foreign language lesson" allowed to state the fact of increasing the level of the communicative and compensatory competence of students of basic general education after the introduction of the linguistic and ethnocultur-al course "There is a contact" ("Est kontakt") focused on the implementation of a metasubject and vector nature of the learning process.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Conclusion. The timeliness of the problem under study

| determined the development and testing of the linguistic and

^ .

^ ethnocultural course "There is a contact" ("Est kontakt"),

Qq v

Ye. which provided positive dynamics of the formation of the

| competence under consideration.

o"

^ Keywords: Communicative and compensatory compe-

£ tence; Metasubject and vector nature of the learning process;

Linguistic and ethnocultural course "There is a contact" ("Est kontakt").

Highlights:

The problem of formation of communicative and compensatory competence is actual for the school;

The linguistic and ethnocultural course "There is a contact" ("Yest' kontakt"), which has metasubject and vector nature of the learning process, has been developed and tested;

Diagnostics of the level of formation of communicative ?? and compensatory competence of students at school after the introduction of the linguistic and ethnocultural course "There is a contact" ("Yest' kontakt") showed positive dynamics of development of this competence.

References

teoriya i tekhnologii realizatsii v uchebnom protsesse (Avtoref-erat dissertatsii na soiskaniye uchenoy stepeni doktora pedagog-icheskikh nauk: 13.00.01) [Metaproject training: theory and implementation technologies in the educational process (Dissertation abstract for the degree of Doctor of Pedagogical Sciences: 13.00.01)]. Rostov-na-Donu, 35 p. (In Russian).

2. Gromyko N.V. & Polovkova M.V. (2009), Metapred-

"Uchitel' goda Rossii-2009", 4-9 iyulya 2009 g, Moskva [An introductory seminar for participants "All-Russian competition

cs

o

r

a

a r

a c

ee r

f

r r

o n

1. Kolesina K.Yu. (2009), Metaproyektnoye obucheniye: o

o

s

s

c

a

s -

>1

e

n

o r

o

p e e

metnyy podkhod kak yadro rossiyskogo obrazovaniya [Meta- s

cs №

subject approach as the core of Russian education]. Ustano- f vochnyy seminar dlya uchastnikov "Vserossiyskiy konkurs ^

n

to

a

s

'Teacher of the Year of Russia-2009", July 4-9, 2009, Moscow]. c

h o o

Moscow, 5 p. (In Russian).

3. Bragina N.G. (2008), Mezhkul'turnoye obshcheniye: put' k ponimaniyu "Drugogo " [Intercultural communication: the path to understanding the "Other"]. Chelovek. Soznaniye. Kommu-nikatsiya. Internet, Warsaw, 45-56 p. (In Russian).

4. Ushanova I.A. (2004), Globalizatsiya i mul'tikul'tural-izm: puti razvitiya [Globalization and multiculturalism: development paths]. Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universi-teta, 27, 61-65. (In Russian).

5. Zimnyaya I.A. (1991), Psikhologiya obucheniya in-ostrannym yazykam v shkole [Psychology of teaching foreign languages at school]. Izdatel'stvo "Prosveshcheniye", Moscow, pp. 184-196. (In Russian).

6. Yazykova N.V. &Koreneva M R. (2013), Metodika formirovaniya kompensatornykh umeniy govoreniya v obshcheo-brazovatel'noy shkole [Methodology for the formation of compensatory speaking skills in a comprehensive school]. Inostran-nyye yazyki v shkole, 9, 26-32. (In Russian).

7. Dashinorboyev V. D., Matveyeva D. G. & Dobchinova V.V. (2008), O probleme mezh"yazykovoy i mezhkul'turnoy kom-munikatsii v razlichnykh vidakh deyatel'nosti [About the problem of interlanguage and intercultural communication in various types of activities]. Uchenyye zapiski universiteta imeni P. F. Les-gafta, 10, 32-35. (In Russian).

S 8. Zagvyazinskiy V.I. (2005), Obrazovatel'naya strategiya

^ i obrazovatel'naya politika [Educational strategy and educational ^ policy]. Obrazovaniye i nauka, 2, 3-8. (In Russian).

,a

^ 9. Zaytseva A.B. (2007), K voprosu o sotsiokul'turnom

a

^ podkhode v obuchenii inostrannym yazykam [To the question of

¡¿j the sociocultural approach to teaching foreign languages].

Izvestiya Penzenskogo gosudar-stvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni V.G. Belinskogo, 7, 208 - 210. (In Russian).

10. Gromyko N.V. (2010), Kak stsenirovat' uchebnoye «metapredmetnoye» zanyatiye. [How to stage a training "meta-subject" lesson]. Vystupleniye na ustanovochnom seminare pered pobeditelyami regional'nykh konkursov v ramkakh ob-shcherossiyskogo konkursa «Uchitel'Goda», 20 avgusta 2010 g. -

[Speaking at an orientation seminar before the winners of region- e

tt

al competitions in the framework of the All-Russian contest V

tt

"Teacher of the Year", August 20, 2010]. Nauchno- r issledovatel'skiy institut innovatsionnykh strategiy razvitiya obshche-go obrazovaniya, Moscow. Available at: https://shiffersinstitute.com/

(6

a

a r a c

ee

howdramatize/ (Accessed: 15.12.2019). (In Russian). —

11. Khoroshenkova A.V. & Bolotova E.U. (2018), Integ- |

a

ratsiya kak printsip formirovaniya metapredmetnykh umeniy §' uchashchikhsya v obuchenii istorii [Integration as a principle of forming meta-subject skills of students in teaching history]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 8 (131). Available at: https://cyberleninka.ru/article/ n/integra tsiya-kak-printsip-formirovaniya-metapredmetnyh-umeniy-uchaschih

e

sya-v-obuchenii-istorii (Accessed: 28.07.2019). (In Russian). s

S

o r

S

>1

№ ee

s

o №

f

12. Sharapova N.S. (2015), Sotsial'no-kul'turnyye usloviya formirovaniya gumanisticheskikh tsennostnykh oriyentatsiy u mo-lodozhi sredstvami igrovykh tekhnologiy (Discertatsiya na

soiskaniye uchenoy stepeni kandidata pedagogicheskikh nauk:

t

13.00.05) [S ocio-cultural conditions for the formation of human- d

e s

istic value orientations among youth by means of gaming technologies (A dissertation for the degree of candidate of pedagogi- S cal sciences: 13.00.05). Tambovskiy gosudarstvennyy universitet, Tambov, 255 p. (In Russian).

13. Galkina A.V. (2011), Ovladeniye lingvisticheskoy kre-ativnost'yu v kontekste ovladeniya inostrannym yazykom [Mastering linguistic creativity in the context of mastering a foreign language]. Vestnik Tambovskogo universiteta, 102, 10, 158-164. (In Russian).

14. Gorkovenko A.E. (2010), Yazykovaya kartina mira i tvorcheskaya lichnost' v usloviyakh transgranich'ya [Linguistic picture of the world and a creative person in a transboundary context]. Transgranich'ye v izmenyayushchemsya mire, 1, 16-24. (In Russian).

15. Korniyenko E.R. (2010), Inoyazychnyy tekst i kommu-nikativnoye obshcheniye v usloviyakh dialoga kul'tur [Foreign text and communicative communication in a dialogue of cultures]. Vestnik Moskovskogo gos-udarstvennogo oblastnogo universiteta, 3, 102-104. (In Russian).

16. Semenova Yu.L. (2011), Dialog kul'tur v bilingval'nom obrazovanii kak resurs formirovaniya kommunikativnoy kompe-tentsii uchashchikhsya [Dialogue of cultures in bilingual education as a resource for the formation of communicative competence of students]. Obrazovaniye i nauka, 6, 90-99. (In Russian).

17. Khutorskoy A.B. (2012), Metapredmetnyy podkhod v obuchenii [Meta-subject Approach in Teaching]. Izdatel'stvo "Eydos"; Izdatel'stvo Instituta obrazovaniya cheloveka, Moscow, 73 p. ISBN 978-5-904329-18-1. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

! 18. Baronenko E.A., Bystray E.B., Raysvikh U.A. & Shty-

^ kova T.V. (2016), Modul'noye obucheniye v protsesse podgotovki

^ magistrantov k mezhkul'turnomu vzaimodeystviyu [Modular train«

tev ing in the process of preparing graduate students for intercultural

^ interaction]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagog-

¡¿J icheskogo universiteta, 9, 18-24. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.