Научная статья на тему 'Реализация методики литературного ралли в процессе формирования коммуникативно-компенсаторной компетенции обучающихся на ступени основного общего образования'

Реализация методики литературного ралли в процессе формирования коммуникативно-компенсаторной компетенции обучающихся на ступени основного общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
основное общее образование / эффективное коммуникативное взаимодействие / коммуникативно-компенсаторная компетенция / литературное ралли / basic general education / effective communicative interaction / communicative-compensative com- petence / literary rally

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаптева Екатерина Игоревна

В данной статье рассматривается понятие коммуникативно-компенсаторной компетенции обучающихся на ступени основного общего образования и процесс реализации методики литературного ралли с целью формирования данной компетенции и достижения эффективного коммуникативного результата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лаптева Екатерина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE LITERARY RALLY METHODOLOGY IN THE PROCESS OF FORMATION OF COMMUNICATIVE-COMPENSATIVE COMPETENCE OF STUDENTS AT THE STAGE OF THE BASIC GENERAL EDUCATION

In this article are discussed the concept of communicative-compensative competence of students of the basic general education and the process of implementing the literary rally methodology in order to form this competence and achieve an effective communicative result.

Текст научной работы на тему «Реализация методики литературного ралли в процессе формирования коммуникативно-компенсаторной компетенции обучающихся на ступени основного общего образования»

УДК 373.1

Лаптева Екатерина Игоревна

аспирант

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (ЧГПУ)

13.00.01

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-11251 РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИКИ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЛЛИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ

КОММУНИКАТИВНО-КОМПЕНСАТОРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Lapteva Ekaterina Igorevna

graduate student

South Ural State Humanitarian Pedagogical University (CSPU)

13.00.01

IMPLEMENTATION OF THE LITERARY RALLY METHODOLOGY IN THE PROCESS OF FORMATION OF COMMUNICATIVE-COMPENSATIVE COMPETENCE OF STUDENTS AT THE

STAGE OF THE BASIC GENERAL EDUCATION

Аннотация:

В данной статье рассматривается понятие коммуникативно-компенсаторной компетенции обучающихся на ступени основного общего образования и процесс реализации методики литературного ралли с целью формирования данной компетенции и достижения эффективного коммуникативного результата.

Abstract:

In this article are discussed the concept of communicative-compensative competence of students of the basic general education and the process of implementing the literary rally methodology in order to form this competence and achieve an effective communicative result.

Ключевые слова: основное общее образование, эффективное коммуникативное взаимодействие, коммуникативно-компенсаторная компетенция, литературное ралли

Keywords: basic general education, effective communicative interaction, communicative-compensative competence, literary rally

Революционное развитие инноваций в педагогической науке, обусловленное основополагающими тенденциями социальной жизни, расширением сферы контактов между народами и государствами в рамках процессов глобализации и интернационализации, подразумевает значительные изменения в сфере Основного общего образования как стратегически важного направления государственной политики Российской Федерации и ориентирует на необходимость формирования личности, в будущем конкурентоспособной и успешной во всех сферах общественной жизни. Очевидно, что реализация эффективного коммуникативного взаимодействия предполагает умение выстраивать определенные стратегические ходы, направленные на взаимопонимание его участников и дальнейшие перспективы их общения [1]. Содержание концепций нормативно-правовых источников различного уровня, регламентирующих систему образования; анализ философского, психолого-педагогического, методического опыта в рамках организации образовательной деятельности обучающихся основной школы, а также полученные результаты опытно-экспериментальной работы дают основание говорить об актуальности проблемы формирования коммуникативно-компенсаторной компетенции. Мы представляем данную компетенцию как систему знаний, умений, личностных качеств, позволяющую интегри-

ровать стратегические ходы в процессе коммуникативного взаимодействия, адекватные возникшей ситуации общения, способствующие позитивной результативности межкультурного контакта.

Стоит отметить, что процесс формирования коммуникативно-компенсаторной компетенции должен реализовываться с учетом возрастных особенностей, личностных предпочтений и интересов обучающихся исследуемой целевой группы [4]. С учетом важности умения владеть навыками чтения в ходе формирования рассматриваемой компетенции, а также тенденций клипового мышления обучающихся, необходим поиск таких методов обучения, способных повысить мотивацию к данному виду образовательной деятельности [3]. Такой методикой в ходе проведения эксперимента нашего исследования стало литературное ралли «Читающая лиса» - интеллектуальные соревнования с использованием элементов авторалли. Сущность данной методики заключается в наличии определенного маршрута, регламента, тайминга, выполнение заданий и посещение литературных "контрольных" точек. Реализация каждого из этапов способствует формированию успешного образовательного результата, заключающегося в приобретении не только знаний и умений, но и таких важных для коммуникативно-компенсаторной компетенции личностных качеств, как коммуникабельность, тимбилдинг, организованность, эрудированность.

144

PEDAGOGICAL SCIENCES / «Ш11ШетУМ~^©УГМа1>#2(114)),2©2©

Внедрение методики литературного ралли проходило в 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный (рефлексивный) и предполагало выполнение обучающимися 8-9-х классов заданий согласно предложенной инструкции. На подготовительном этапе обучающиеся в форме игры распределялись на команды, в каждой из которых необходимо было распределить должностные обязанности (часовой, чтец, контролер и др.). В рамках основного этапа обучающимся было предложено за фиксированное время проходить станционные задания, указанные в инструкции. Каждая инструкция включала последовательность действий обучающихся, соблюдение хронологии которых было обязательным. На каждом столе помимо инструкции находились конверты. Конверт 1 содержал информацию, необходимую для прочтения в группе, конверт 2 -

задания по прочтенному, а конверт 3 - ответы к заданиям. По окончании работы с каждой из инструкций участники литературного ралли подходили к пункту контроля, где должны были оценить выполненное задание по 5-балльной шкале, поставив на листе с заданиями соответствующее количество печатей. Заключительный этап литературного ралли носил рефлексивный характер. Внутри каждой команды участники сообща оценивали друг друга.

Особенность данного метода заключалась в распределении обязанностей между всеми участниками команд: следить за временем, уметь находить в тексте ключевые слова, запоминать ключевую информацию, выполнять тематические задания. Приведем пример одного из заданий, представленного на рисунке 1.

Инструкция

Итак, перед вами Нора Пфеффер, немецкая советская поэтесса, переводчица и эссеистка.

Пожалуйста, строго следуйте инструкции и последовательно выполняйте все шаги! Приятной работы!

1. Откройте Конверт 1 и ознакомьтесь с информацией. Можете читать вслух или каждый индивидуально. Читая текст, будьте внимательны, чтобы с успехом выполнить последующее задание.

2. Окончив чтение, верните текст в Конверт 1.

3. Откройте Конверт 2, достаньте ОДИН лист с заданием и выполните его, НЕ возвращаясь к информации из Конверта 1. Все, что вам необходимо, есть на столе.

4. Выполнив задание, откройте Конверт 3 и проверьте правильность ответов.

5. Верните лист с правильными ответами в Конверт 3.

6. Приведите в порядок рабочее место. Разложите на столе слева направо: Инструкция------Конверт 1--------Конверт 2----------Конверт 3.

7. Возьмите лист с выполненным Вами заданием и проследуйте на пункт контроля, где вам предстоит оценить свою работу.

Danke für eure Mitarbeit!_

AUFGABE

Найдите названия книг Норы Пфеффер {слова и словосочетания могут располагаться по вертикали и горизонтали, слева направо и справа налево, а также преломляться под прямым углом).

А л ы ш и л ь ш Е т

М ч Е м А А л Б м Е

С п У т Е Ш и О Б Е

Л и В т С Е ж Е Ь 3

Е Е о т А Р А Р Я н

П ь а А П Л Я К и к

О л о И Е Ы в О м А

й Д о ж д И к Д о Г

Впишите в пустые строчки правильные ответы.

Рисунок 1. Пример задания литературного ралли «Читающая лиса»

В ходе реализации методики литературного ралли обучающиеся помимо работы с текстовыми заданиями, знакомились с этнокультурным компонентом, представляющий собой страноведческую информацию. Данная составляющая коммуникативно-компенсаторной компетенции позволяет школьникам избежать возникновения коммуникативного затруднения на фоне культурных различий, а также страха коммуникативной неудачи.

Таким образом, реализация методики литературного ралли «Читающая лиса» позволило обучающимся основной школы научиться:

- вести конструктивный диалог;

- толерантно относиться к мнению партнера по коммуникации;

- понимания и адекватной интерпретации возникшей ситуации общения;

- распределения образовательных задач с учетом личностных качеств участников коммуникации;

- поиска компенсаторных ходов в процессе работы над литературным текстом;

- работы с ключевыми словами.

Вышеназванные умения, а также полученные

знания этнокультурной направленности и работы с текстовой информацией, используя метод переноса, предполагающий использование текстового

фрагмента или коммуникативных клише в разнообразных ситуациях общения и возможность актуализации его общей структуры, осваивая новые лингвистические единицы, способствовали формированию коммуникативно-компенсаторной компетенции обучающихся основной школы.

Список литературы

1. Брагина Н.Г. Межкультурное общение: путь к пониманию «Другого» [Текст] / Н.Г. Брагина // Человек. Сознание. Коммуникация. Интернет. — 2008. - С. 45 - 56.

2. Громыко Н.В. Метапредметный подход как ядро российского образования [Текст] / Н.В. Громыко, М.В. Половкова // Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2009». -2009. - С. 30.

3. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе [Текст] / И. А. Зимняя. -1991. - С. 184 - 196.

4. Колесина К.Ю. Метапроектное обучение: теория и технологии реализации в учебном процессе [Текст] / К.Ю. Колесина // Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - 2009. - 35 с.

5. Ушанова И.А. Глобализация и мультикуль-турализм : пути развития [Текст] / И.А. Ушанова // Вестник Новгородского государственного университета. - 2004. - №27. - С. 61 - 65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.