Научная статья на тему 'МЕТАМОРФОЗЫ ПРАВА И ВЫЗОВЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА'

МЕТАМОРФОЗЫ ПРАВА И ВЫЗОВЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
522
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал российского права
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ОСОБЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / РЕЖИМ ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ / РЕЖИМ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ / ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СИТУАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КОРОНАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ (COVID-19) / ПАНДЕМИЯ / ЦИКЛИЧЕСКИЙ НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ МАССИВ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЮРИДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРАВОВОЙ МОНИТОРИНГ / SPECIAL LEGAL REGIME / HIGH-ALERT REGIME / REGIME OF EMERGENCY / EMERGENCY LEGISLATION / SITUATIONAL LEGISLATION / NEW CORONAVIRUS INFECTION (COVID-19) / PANDEMIC / CYCLICAL LEGAL ARRAY / LEGAL FORECASTING / ANTICIPATORY LEGAL REGULATION / LEGAL TECHNOLOGIES / LEGAL MONITORING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Черногор Николай Николаевич, Залоило Максим Викторович

С марта 2020 г. в России в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), признанным Всемирной организацией здравоохранения пандемией, предпринимаются беспрецедентные меры правового характера по преодолению имеющих место негативных последствий. Это обусловливает необходимость изучения состояния и изменений современного российского законодательства в условиях экстренного реагирования на вызовы, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции. Целью исследования является определение ключевых проблем, отправных точек правового развития в условиях пандемии коронавируса для учета в будущем при возникновении подобных кризисных ситуаций. Методология исследования представлена формально-юридическим и системным методами, использованы методы исследования объекта, предполагающие отслеживание и контролирование его деятельности для прогнозирования последней, а также новые методы познания, предлагаемые постклассической юриспруденцией. Представлены результаты исследования состояния и динамики российского правотворчества в период пандемии коронавируса, оказавшей заметное влияние на правовую систему государства. Дается оценка динамики федерального законодательства с учетом внесенных в Конституцию Российской Федерации в 2020 г. изменений социальной направленности, определяется соотношение законодательного и подзаконного регулирования. Ставится проблема категорирования нормативного правового массива, принимаемого в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19). Анализируются юридические технологии, обеспечивающие формирование эффективного правового регулирования противодействия распространению новой коронавирусной инфекции. Рассматривается влияние пандемии на развитие и ускоренное внедрение современных цифровых технологий, совершенствование цифрового циклического правового массива. Выявлена правовая природа нормативного правового массива, принимаемого в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), сделаны выводы о формировании новых феноменов в праве и правовом регулировании в условиях пандемии коронавируса и аналогичных кризисных ситуаций, которые могут возникнуть в будущем, возрастании роли мониторинга законодательства, правотворческой и правоприменительной практики в целях получения и исследования данных о сложившейся ситуации и ее развитии и учета в правотворческой практике в подобных случаях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Черногор Николай Николаевич, Залоило Максим Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METAMORPHOSES OF LAW AND CHALLENGES TO LEGAL SCIENCE IN THE CONTEXT OF A CORONAVIRUS PANDEMIC

Since March 2020, Russia has been taking unprecedented legal measures to overcome the negative consequences caused by the spread of a new coronavirus infection (COVID-19), recognized by the World Health Organization as a pandemic. It's therefore necessary to study the state and changes in modern Russian legislation in the context of emergency response to the challenges associated with the spread of a new coronavirus infection. The purpose of the study is to identify key problems and starting points of legal development in the context of a coronavirus pandemic for consideration in the future in the event of similar crisis situations. The research methodology is presented by formal legal and systematic methods, methods of object research that involve tracking and controlling its activity (functioning) in order to predict the latter (legal monitoring, legal forecasting and legal modeling), as well as new methods of cognition offered by post-classical jurisprudence. The article presents the results of a study on the state and dynamics of Russian lawmaking during the coronavirus pandemic, which has a significant impact on the legal system. The article assesses the dynamics of the current federal legislation, taking into account the social changes introduced in the Constitution of the Russian Federation in 2020, and determines the correlation of legislative and sub-legislative regulation. The problem of categorizing the normative legal array adopted in connection with the spread of a new coronavirus infection (COVID-19) is raised. Legal technologies that ensure the formation of effective legal regulation for countering the spread of a new coronavirus infection are analyzed. The article considers the impact of the pandemic on the development and accelerated implementation of modern digital technologies, improving the digital cyclical legal array. The results in the research reveals the legal nature of the normative legal array adopted in connection with the spread of a new coronavirus infection (COVID-19); there are also conclusions on the formation of new phenomena in law and legal regulation in the context of a coronavirus pandemic and similar crisis situations that may arise in the future, the increasing role of legislation monitoring, law-making and law enforcement practice in order to obtain and study data on the current situation and its development and evaluation in law-making practice in such cases.

Текст научной работы на тему «МЕТАМОРФОЗЫ ПРАВА И ВЫЗОВЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА»

ГОСУДАРСТВО и ПРАВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ

DOI: 10.12737/jrl.2020.077

Метаморфозы права и вызовы юридической науке в условиях пандемии коронавируса

ЧЕРНОГОР Николай Николаевич, заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, профессор РАН

Россия, 117218, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34

E-mail: chernogor72@yandex.ru

ЗАЛОИЛО Максим Викторович, ведущий научный сотрудник отдела теории права и междисциплинарных исследований законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук

Россия, 117218, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34

E-mail: z-lo@mail.ru

С марта 2020 г. в России в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), признанным Всемирной организацией здравоохранения пандемией, предпринимаются беспрецедентные меры правового характера по преодолению имеющих место негативных последствий. Это обусловливает необходимость изучения состояния и изменений современного российского законодательства в условиях экстренного реагирования на вызовы, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции. Целью исследования является определение ключевых проблем, отправных точек правового развития в условиях пандемии коронавируса для учета в будущем при возникновении подобных кризисных ситуаций.

Методология исследования представлена формально-юридическим и системным методами, использованы методы исследования объекта, предполагающие отслеживание и контролирование его деятельности для прогнозирования последней, а также новые методы познания, предлагаемые постклассической юриспруденцией.

Представлены результаты исследования состояния и динамики российского правотворчества в период пандемии коронавируса, оказавшей заметное влияние на правовую систему государства. Дается оценка динамики федерального законодательства с учетом внесенных в Конституцию Российской Федерации в 2020 г. изменений социальной направленности, определяется соотношение законодательного и подзаконного регулирования. Ставится проблема категорирования нормативного правового массива, принимаемого в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19). Анализируются юридические технологии, обеспечивающие формирование эффективного правового регулирования противодействия распространению новой коронавирусной инфекции. Рассматривается влияние пандемии на развитие и ускоренное внедрение современных цифровых технологий, совершенствование цифрового циклического правового массива.

Выявлена правовая природа нормативного правового массива, принимаемого в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), сделаны выводы о формировании новых феноменов в праве и правовом регулировании в условиях пандемии коронавируса и аналогичных кризисных ситуаций, которые могут возникнуть в будущем, возрастании роли мониторинга законодательства, правотворческой и правоприменительной практики в целях получения и исследования данных о сложившейся ситуации и ее развитии и учета в правотворческой практике в подобных случаях.

Ключевые слова: особый правовой режим, режим повышенной готовности, режим чрезвычайного положения, чрезвычайное законодательство, ситуационное законодательство, ко-

ронавирусная инфекция (COVID-19), пандемия, циклический нормативный правовой массив, юридическое прогнозирование, опережающее правовое регулирование, юридические технологии, правовой мониторинг.

Для цитирования: Черногор Н. Н., Залоило М. В. Метаморфозы права и вызовы юридической науке в условиях пандемии коронавируса // Журнал российского права. 2020. № 7. С. 5—26. DOI: 10.12737/]Г1.2020.077

Постановка проблемы. С конца января 2020 г. в связи со вспышкой в Китайской Народной Республике и ряде других государств опасного инфекционного заболевания — новой коронавирусной инфекции (COVID-l9) — в России предпринимаются меры по предотвращению его распространения, имеющие тенденцию к ужесточению с учетом развития ситуации в стране и в мире. 27 января 2020 г. был создан Оперативный штаб по взаимодействию профильных органов исполнительной власти для выработки мер по предупреждению завоза ко-ронавирусной инфекции на территорию Российской Федерации и ее распространения. 11 марта 2020 г. Всемирная организация здравоохранения признала вспышку ко-ронавирусной инфекции (СОУГО-19) пандемией1. По состоянию на 28 мая 2020 г. общее число выявленных зараженных в мире составляло более 5,7 млн человек, общее число смертей от этого заболевания — более 350 тыс.; в России общее число заболевших составляет 379 тыс., смертей — 41422. Серьезный урон был нанесен всей мировой экономике. В России в числе наиболее постра-

1 Высшая и наиболее опасная форма развития эпидемического процесса, охватывающая подавляющую часть мира.

2 О подтвержденных случаях новой коронавирусной инфекции COVID-2019 в России см.: URL: https://www.rospotrebnadzor. ru/about/info/news/news_details. php?ELEMENT_ID = 14560 (дата обращения: 28.05.2020); COVID-19 Dashboard by the Center for Systems Science and Engineering (CSSE) at Johns Hopkins University. URL: https://www.arcgis.com/apps/opsdashboard/ index.html#/bda7594740fd40299423467b48e9 ecf6 (дата: 28.05.2020).

давших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения коронавирусной инфекции сфер и видов экономической деятельности оказались авиаперевозки, автоперевозки; культура,организация досуга и развлечений; физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт; деятельность в сфере туризма и гостиничный бизнес; общественное питание; деятельность организаций дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений; деятельность по организации конференций и выставок; деятельность по предоставлению бытовых услуг населению; стоматологическая практика; розничная торговля непродовольственными товарами3.

Выявление заболевших на территории России в начале марта 2020 г. способствовало усилению установленных в конце января 2020 г. ограничений и запретов. С 30 марта по 30 апреля 2020 г., а также с 6 по 8 мая 2020 г. в стране для основной части населения4 были установлены нерабочие дни с сохранением заработной платы5, введены запреты и ограни-

3 См. постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».

4 За исключением непрерывно работающих, медицинских, аптечных организаций, организаций, обеспечивающих продуктами питания, и т. п.

5 См. указы Президента РФ от 25 марта

2020 г. № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», от 2 апреля

2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия

чения на проведение массовых мероприятий и оказание услуг населению, в субъектах РФ введены режимы самоизоляции, установлены особенности передвижения лиц и транспортных средств и проч.

Правотворческая деятельность, направленная на улучшение эпидемиологической обстановки в стране и минимизацию негативных последствий пандемии не только для жизни и здоровья людей, но и для состояния российской экономики, развивается стремительно и динамично. Подвижной становится не только сфера правового регулирования, но и его пределы (возрастает роль неправовых, квазиправовых (в частности, этических) регуляторов)6, что в обстоятельствах наблюдаемой трансформации социально-экономической сферы общественной жизни под влиянием новой коронавирусной инфекции актуализирует новый виток научной дискуссии о роли права в управлении изменениями социальной ситуации7, соотношении правовых и иных (социальных) регуляторов, «догоняющем» и «опережающем» характере правового регулирования в целях

населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», от 28 апреля 2020 г. № 294 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

6 См.: Правовое пространство: границы и динамика: монография / отв. ред. Ю. А. Тихомиров. М., 2019; Границы правового регулирования: науч.-практ. пособие / отв. ред. И. В. Плюгина, Е. В. Черепанова. М., 2011; Лазарев В. В. Определение сферы правового регулирования // Правоведение. 1980. № 5. С. 64—71; Лазарев В. В. Сфера и пределы правового регулирования // Советское государство и право. 1970. № 11. С. 38—44.

7 См.: Тихомиров Ю. А. Новые векторы регулирования — «другое» право? // Журнал российского права. 2016. № 4. С. 5—15.

достижения правовой определенности, обеспечения стабильности или управляемой динамики в сложившихся близких к чрезвычайным обстоятельствах8, соотношении законодательного и подзаконного регулирования отношений в период пандемии, соотношении политической целесообразности и законности, об эффективности современных юридических (правотворческих) технологий (регулирующего и фактического воздействия права на общественные отношения, юридического прогнозирования, моделирования юридических норм, правового мониторинга и др.), направленных на предугадывание развития общественных процессов и создание адекватного им правового регулирования.

Все это требует научного осмысления текущего состояния и всплеска динамики складывающегося правового регулирования общественных отношений, уникального поведения правовой системы России в условиях пандемии коронави-руса, поиска путей предотвращения подобных ситуаций правовыми способами и средствами на основе современного научного инструментария, направленного на преодоление упрощенного подхода к однолинейному развитию законодательства.

Как правило, каждый факт реализации вызовов и современных угроз дает толчок правотворческому процессу9. Вместе с тем на практике право не всегда своевременно отражает стремительно развивающуюся действительность10, а принимаемые

8 См.: Тихомиров Ю. А. Право: момент покоя или опережающее воздействие на социальные процессы // Журнал российского права. 2020. № 4. С. 5—16.

9 Концепции развития российского законодательства / под ред. Т. Я. Хабриевой, Ю. А. Тихомирова. М., 2010. С. 573.

10 См.: Залоило М. В. Опережающий характер правотворчества и проблема синхронизации правового регулирования // Журнал российского права. 2019. № 9. С. 21.

акты служат средством «запоздалого регулирования», не оказывают должного опережающего воздействия на развитие общественных отношений11, часто характеризуются невысоким качеством и значительным, часто хаотично нарастающим объемом, юридическими дефектами и фрагментарностью12. На повестке дня оказывается своевременное и даже опережающее правовое регулирование, рассчитанное на предупреждение и преодоление вызовов и угроз, минимизацию возникающих рисков13, поэтому основные проблемы, возникающие в связи с затрагиваемой тематикой, в статье рассматриваются прежде всего в плоскости правотворчества, эффективности правового регулирования, современных средств и способов правового воздействия на близкие к чрезвычайным ситуации наподобие пандемии коронавируса.

общая характеристика правового регулирования в россии в связи с противодействием распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19). К настоящему времени общее число принятых только на федеральном уровне актов составляет 855 документов, включая 388 нормативных правовых актов и 451 документ рекомендательного и информационного характера. Среди этих документов — 25 федеральных законов, 16 указов Президента РФ, 119 постановлений Правительства РФ. Принятые нормативные правовые акты направ-

11 См.: Тихомиров Ю. А. Методология анализа и оценки рисков в законодательной деятельности // Юридическая техника. 2015. № 9. С. 49.

12 См.: Залоило М. В. Фрагментация как современная тенденция развития правового пространства // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2020. № 1. С. 27—49.

13 См.: Правовые модели и реальность:

монография / отв. ред. Ю. А. Тихомиров,

Е. Е. Рафалюк, Н. И. Хлуденева. М., 2014; Тихомиров Ю. А. Право: прогнозы и риски: монография. М., 2015.

лены на совершенствование различных элементов административно-правовых режимов, применяемых для минимизации негативных последствий чрезвычайных ситуаций; поэтапное установление и определение особенностей снятия ограничений и запретов в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; совершенствование медицинской деятельности, а также обеспечение лекарственными средствами и медицинскими изделиями; предоставление государственной поддержки физическим лицам, организациям и индивидуальным предпринимателям; определение особенностей корпоративных отношений; совершенствование механизмов функционирования бюджетной системы Российской Федерации; регламентацию особенностей осуществления образовательной деятельности.

В связи с необходимостью экстренного реагирования на вызовы, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции, 1 апреля 2020 г. были приняты Федеральный закон № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», уточняющий полномочия Правительства РФ по введению режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации14, а также

14 Кроме того, Закон установил особенности регулирования государственных и муниципальных закупок, ввел меры поддержки туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, и защиты интересов граждан, закрепил возможность установления решениями Правительства РФ особенностей организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора), в отношении которого применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного

Федеральный закон № 104-ФЗ «Об особенностях исчисления пособий по временной нетрудоспособности и осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка», целью которого стало повышение уровня социального обеспечения граждан и сохранение их здоровья в условиях, связанных с распространением новой корона-вирусной инфекции.

На упрощение процедур осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в условиях распространения новой коронавирусной инфекции направлены нормы Федерального закона от 24 апреля 2020 г. № 124-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции».

Нормы перечисленных и иных законодательных актов, принимаемых в связи с необходимостью противодействия пандемии коронавируса, были конкретизированы рядом принятых в соответствии с ними подзаконных нормативных правовых актов.

Изменения, направленные на своевременное финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коро-навирусной инфекции15, повышение привлекательности и доступности государственных гарантий Россий-

контроля (надзора) и муниципального контроля», а также особенностей в сфере разрешительной деятельности.

15 См. Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 103-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2020 году"».

ской Федерации как инструмента государственной поддержки, снижение издержек налогоплательщиков, обусловленных борьбой с распространением новой коронавирусной инфекции, а также на повышение уровня обеспеченности населения необходимыми средствами защиты и профилактики в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, внесены в Бюджетный16 и Налоговый кодексы РФ17. Борьба с распространением новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19) обеспечивается установлением и усилением административной18 и уголов-

16 См. Федеральный закон от 22 апреля 2020 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году"».

17 См. Федеральный закон от 22 апреля 2020 г. № 121-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

18 См. Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым введена административная ответственность: за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств; реализацию либо отпуск лекарственных препаратов с нарушением требований законодательства об обращении лекарственных средств в части установления предельных размеров оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов на указанные лекарственные препараты, или розничных надбавок

ной19 ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил и распространение недостоверной информации о коронавирус-ной инфекции.

Меры социальной направленности, поддержки бизнеса и иные меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусмотрены в указах Президента РФ20. Правитель-

к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов на указанные лекарственные препараты; невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения, включая невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности.

19 См. Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 100-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», которым вводится уголовная ответственность за публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, а также за публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее тяжкие последствия; усиливаются санкции за нарушение санитарно-эпидемиологических правил.

20 См., например, указы Президента РФ от 25 марта 2020 г. № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», от 2 апреля 2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19)», от 7 апреля 2020 г. № 249

«О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей», от 28 апреля 2020 г. № 294 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19)», от 6 мая 2020 г. № 313 «О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников», от 11 мая 2020 г.

ством РФ утверждены правила поведения граждан и организаций при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, установлены меры поддержки безработных граждан, субъектов малого и среднего бизнеса, наиболее пострадавших от пандемии ко-ронавируса, системообразующих организаций, российских авиакомпаний, туроператоров, утверждена программа льготной ипотеки, определены особенности осуществления закупок в период принятия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и проч.21

№ 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19)».

21 См. постановления Правительства РФ от 13 мая 2020 г. № 661 «О предоставлении в 2020 году из федерального бюджета субсидий российским авиакомпаниям на частичную компенсацию расходов в связи со снижением доходов таких авиакомпаний в результате падения объемов пассажирских воздушных перевозок вследствие распространения новой коронавирусной инфекции», от 10 мая 2020 г. № 651 «О мерах поддержки системообразующих организаций», от 25 апреля 2020 г. № 583 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году субсидий из федерального бюджета туроператорам на возмещение затрат, понесенных при выполнении мероприятий, связанных с ограничениями, вызванными распространением новой коронавирусной инфекции», от 24 апреля 2020 г. № 576 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции», от 23 апреля 2020 г. № 566 «Об утверждении Правил возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жи-

Таким образом, принятые меры правового характера охватили разные сферы жизнедеятельности и повлекли внесение изменений и дополнений, приостановление действия, принятие ряда разноотрас-левых нормативных правовых актов. В части регламентации социальной сферы новеллы правового регулирования в условиях пандемии коро-навируса обусловлены вносимыми в Конституцию Российской Федерации в 2020 г. изменениями, предусматривающими формирование в Основном законе страны социального стандарта жизни22 и создающими фундаментальные основы защиты общества от глобальных вызовов и угроз23.

лищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным гражданам Российской Федерации в 2020 году», от 8 апреля 2020 г. № 460 «Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными», от 3 апреля 2020 г. № 443 «Об особенностях осуществления закупки в период принятия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции», от 2 апреля 2020 г. № 417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации».

22 См., в частности, ч. 4 ст. 671, п. «ж» и «ж1» ч. 1 ст. 72, ст. 75, 751 Конституции РФ в ред. Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти».

23 См.: Конституционная модерниза-

ция — 2020 и Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. URL: https://izak.ru/img_content/content/books/ konstitucionnaya-modernizaciya-2020-2.pdf

(дата обращения: 25.05.2020).

Особые правовые режимы как средство управления кризисными ситуациями. Кризисы являются этапом циклического развития любой системы. Кризисные и иные чрезвычайные ситуации, происходящие в обществе, оказывают прямое воздействие на правовую сферу. Вместе с тем именно праву как основному социальному регулятору общественных отношений принадлежит важная и первостепенная роль в предотвращении или минимизации негативных последствий указанных ситуаций. Обязательным элементом в этой деятельности является применение особых правовых режимов, в рамках которых реализуются необходимые ограничительные и стимулирующие меры, принимается специальное законодательство, определяющее особенности жизнедеятельности в критических обстоятельствах.

Научное обоснование в юридической литературе получили разного рода особые (специальные) правовые режимы, устанавливаемые в том числе в связи с введением чрезвычайного, военного и иного особого положения24. Идеологическая ос-

24 См., например: Административно-правовые режимы в государственном управлении в Российской Федерации: теория и современная практика: монография / отв. ред. А. Ф. Ноздрачев. М., 2017; Лиманская А. П. Специальные правовые режимы: общетеоретический анализ: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2014; Чрезвычайный правовой режим в России и за рубежом / под общ. и науч. ред. С. П. Щербы. М., 2006; Рушайло В. Б. Специальные административно-правовые режимы в Российской Федерации: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2004; Федоров В. А. Правовой институт исключительного (военного и чрезвычайного) положения в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003; Пчелинцев С. В. Проблемы реализации положений Конституции РФ об особых правовых режимах в федеральном законодательстве // Журнал российского права. 2003. № 11. С. 131—145; Иванов И. И. Чрезвычайное законодательство:

нова применения подобных режимов была заложена еще в трудах Ш. Монтескье, полагавшего необходимым в особых обстоятельствах «набросить покров на свободу», «нарушить свободу одного, дабы сохранить ее для всех»25.

История России знает немало примеров правовой регламентации и реализации на практике особых правовых режимов. Формирование чрезвычайного законодательства в нашей стране имело место в первые годы советской власти (1917— 1922 гг.) в условиях Гражданской войны, реализации политики военного коммунизма. Большое число чрезвычайных нормативных правовых актов принималось в годы Великой Отечественной войны 1941— 1945 гг., когда был перестроен весь государственный аппарат, сформированы чрезвычайные органы государственной власти26.

история и современность (теоретический и историко-правовой аспекты): дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2002; Фомин А. А. Чрезвычайное законодательство в Российском государстве: теоретико-правовое исследование: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2001; Алексеев А. С. Происхождение чрезвычайно-указного права и его политическое значение. М., 1913.

25 Монтескье Ш. Л. О духе законов / сост., пер. А. В. Матешук. М., 1999. С. 330— 331.

26 См.: Артамонов Д. Н. Институт военного положения по советскому праву. М., 1953; Янгол Н. Г. Чрезвычайное законодательство и исключительные правовые режимы: история и современность: монография. СПб., 2000; Бельский К. С. Административное право и административно-правовая наука в период Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы // Государство и право. 2005. № 9. С. 70—76; Никонов Д. А. Отечественное чрезвычайное военное законодательство: 1920—1941 гг.: историко-правовое исследование: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2006; Дерюгин А. А., Стремоухов А. А. Режимы военного времени (опыт правового регулирования в годы Великой Отечественной войны 1941—

В настоящее время в российском праве сформировался определенный правовой массив, обеспечивающий своевременное и адекватное реагирование государства на разного рода чрезвычайные ситуации путем установления различных правовых режимов27. Законодательство, направленное на преодоление особых кризисных ситуаций, именуется в доктрине чрезвычай-ным28, ситуационным29, экстраординарным30, законодательством об особых правовых режимах31, характеризуется как «спящее», т. е. не дей-

1945 гг.) // Ленинградский юридический журнал. Научно-теоретический и информационно-практический межрегиональный журнал. 2009. № 1. С. 150—156; Хур-това А. С. Чрезвычайные правовые режимы в годы Великой Отечественной войны // Юридический вестник Самарского университета. 2015. № 4.

27 См., например, федеральные конституционные законы от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» и от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», федеральные законы от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (ст. 11 «Правовой режим контртеррористической операции»).

28 См.: Калина Е. С. О «чрезвычайном праве» и праве чрезвычайной ситуации // Административное право и процесс. 2013. № 10. С. 40—44.

29 См.: Концепции развития российского законодательства. С. 573—582.

30 См.: Зырянов С. М. Экстраординарные (специальные) административно-правовые режимы: понятие и обоснование необходимости введения // Журнал российского права. 2016. № 4. С. 72—81.

31 См.: Майдыков А. Ф., Мелехин А. В. Проблемы формирования законодательства об особых правовых режимах в Российской Федерации // Журнал российского права. 2005. № 10. С. 95—107.

ствующее в обычных условиях, но временно применяемое при возникновении различных экстраординарных ситуаций до их прекращения естественным путем либо устранения их последствий32. Особые правовые режимы могут быть введены и в условиях стабильности правовой системы, общества и государства. Так, в целях формирования новых видов экономической деятельности, развития конкуренции, расширения состава, качества или доступности товаров, работ и услуг, повышения эффективности государственного или муниципального управления, обеспечения развития науки и социальной сферы, совершенствования общего регулирования проектируется применение особых — экспериментальных — правовых режимов по определенным направлениям разработки и внедрения цифровых ин-новаций33.

Форс-мажорные события, как правило, требуют принятия оперативных мер и правового опосредования34. В литературе в связи с имевшими место в 2000—2010-е гг. мировыми финансово-экономическими кризисами предлагается принятие федерального конституционного закона «Об антикризисном экономическом регулировании»35. Однако проблема должна быть поставлена

32 См.: Зырянов С. М. Указ. соч. С. 72, 76.

33 См. разработанный Минэкономразвития России и внесенный Правительством РФ в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект федерального закона № 922869-7 «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации». URL: https://sozd.duma.gov.ru/ bill/922869-7 (дата обращения: 25.05.2020).

34 См.: Научные концепции развития российского законодательства. 7-е изд. / отв. ред. Т. Я. Хабриева, Ю. А. Тихомиров. М., 2015. С. 40.

35 См.: Песина Е. А. К вопросу о система-

тизации законодательства об антикризис-

ном экономическом регулировании // Вест-

ник Тамбовского государственного универ-

более широко и включать необходимость формирования особого антикризисного правового регулирования, применяемого в условиях масштабных вызовов, обусловленных экономическими, природными, эпидемиологическими и прочими факторами.

трансформация правовой системы россии и проблемы кате-горирования нормативного правового массива, принимаемого в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Применение методологических установок постне-классической науки36 способствует формированию качественно нового представления о праве, динамике правового развития в условиях современных вызовов цивилизации, пониманию новых феноменов в правотворчестве37. Развитие российского законодательства в условиях сложной эпидемиологической обстановки способствовало формированию ранее неизвестного правотворчеству и юридической науке феномена, который условно можно назвать «вируспруденция», т. е. складывающийся под влиянием пандемии коронавируса процесс правотворчества и формирующееся в результате законодательство38, по сути являющиеся ситуационными, устанавливающие особый правовой режим с характерными ограничениями прав граждан и организаций, предоставлением льгот населению и бизнесу, перераспределением полномочий между органами государственной власти, измене-

ситета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 2. С. 259—263.

36 См. об этом: Хабриева Т. Я., Черно-гор Н. Н. Будущее права. Наследие академика В. С. Степина и юридическая наука. М., 2020.

37 См.: Хабриева Т. Я. Циклические нормативные массивы в праве // Журнал российского права. 2019. № 12. С. 5—18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

38 В широком смысле, включая подзаконные нормативные правовые акты.

нием соотношения законодательного и подзаконного, частного и публичного регулирования и проч.

Как известно, система права отражает его внутреннее строение. В свою очередь, система законодательства — совокупность форм (источников) права представляет собой внешнюю форму выражения системы права. В результате трех известных дискуссий по вопросу от-раслеобразования в советской доктрине были сформулированы два критерия отраслеобразования — предмет и метод правового регулирования.

В основу построения системы законодательства заложена юридическая сила источников права. В Концепциях развития российского законодательства, публикуемых Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ с 1994 г., дается научный прогноз развития базовых, комплексных, процессуальных отраслей законодательства, а также формирующихся законодательных комплексов39.

В последние годы высказываются предложения о выделении новых критериев отраслеобразования40, о дополнении отраслей права новыми нормативными образованиями (банковское, медицинское, спортивное право и т. д.). Целесообразность и не-

39 Базовые отрасли законодательства выделяются по критерию основного метода правового регулирования (конституционное, гражданское, административное и др.), комплексные — по критерию сочетания методов публичного и частного права (законодательство об образовании, науке, культуре и проч.), а формирующиеся законодательные комплексы — это те, что находятся в стадии становления в качестве самостоятельных отраслей российского законодательства. См.: Научные концепции развития российского законодательства. С. 18.

40 Например, критерий дивергенции системных связей. См.: Головина А. А. Критерии образования отраслей в системе российского права: монография. М., 2018.

обходимость выделения этих критериев — предмет отдельного самостоятельного исследования. Вместе с тем очевидны наметившиеся тенденции трансформации, преобразования системы права и системы законодательства в связи с действием различных факторов объективного и субъективного характера, внутреннего и внешнего свойства, что выражается в интеграции и дифференциации правового регулиро-вания41, сближении системы права и системы законодательства, развитии правовых комплексов и межотраслевого правового регулирования. Происходит синхронизация близких нормативных образований42.

В работах Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ была впервые сформулирована гипотеза о функционировании в системе права нетипичных нормативных массивов, получивших название «циклические» («циклические правовые массивы», «циклические нормативные массивы в праве»)43. Циклические массивы, как было отмечено, создаются и не развиваются автономно от правового развития в иных сферах, а вторгаются в действующие эле-

41 См.: Абрамова А. И. Современные тенденции интеграции и дифференциации правового регулирования // Журнал российского права. 2018. № 9. С. 29—38.

42 См.: Хабриева Т. Я., Черногор Н. Н. Укрепление правопорядка и противодействие коррупции в условиях евразийской интеграции // Общественные науки и современность. 2017. № 1. С. 15.

43 См.: Хабриева Т. Я. Циклические нормативные массивы в праве. С. 5—18; Хабриева Т. Я., Черногор Н. Н. Право в условиях цифровой реальности // Журнал российского права. 2018. № 1. С. 85—102; Хабриева Т. Я. Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в условиях цифровизации экономики: стратегические задачи и правовые решения // Всероссийский криминологический журнал. 2018. № 4. С. 459—467.

менты права и детерминируют их содержание и направления развития, имеют высокую государственную и общественную значимость, не обособляются подобно отраслям права, правовым институтам, не относятся к комплексным институтам, либо отраслям права, либо отраслям законодательства. К таким массивам было предложено относить антикоррупционное законодательство44, а также формирующееся законодательство, обеспечивающее построение и развитие в России цифровой экономики45.

Подобными характеристиками и внешними признаками обладает и законодательство, принимаемое в России в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), поскольку имеет несомненную высокую государственную и общественную значимость и, как показывает его анализ, в ограниченный временной период направляет развитие разных отраслей законодательства, вторгается как в отрасли публичного, так и частного права и проч. При этом обособить его в качестве комплексной отрасли законодательства не представляется возможным. Особенность комплексных отраслей и межотраслевой правовой регламентации заключается в существовании самостоятельных отраслей, предмет и метод которых переплетаются, приобретая определенное единство, что обусловлено взаимосвязью отражаемых ими явлений и процессов объективной дей-

44 См. также: Законодательство в сфере противодействия коррупции: концептуальные основы и место в системе российского законодательства: научно-практическое пособие / под ред. Д. А. Пашенцева. М., 2020. С. 35—37.

45 См.: Цифровизация правотворчества: поиск новых решений / отв. ред. Д. А. Па-шенцев. М., 2019. С. 65—66; Залоило М. В.

Циклический правовой массив как нетипичное правовое явление в условиях цифро-визации // Российское государствоведение. 2019. № 1. С. 21—22.

ствительности. Положения о противодействии распространению новой коронавирусной инфекции содержится в законодательных и подзаконных актах, которые имеют отраслевое и межотраслевое значение, при этом подзаконное регулирование в связи с объективными предпосылками здесь превалирует.

Отличительной чертой правового регулирования в условиях борьбы с коронавирусом выступает изменение композиции правового пространства, что выражается в смещении его основания, когда вводятся ограничения конституционных прав и свобод, приостанавливается действие отдельных норм законов. Налицо динамика границ и перераспределение предметов законодательного и подзаконного регулирования. Многие вопросы ввиду необходимости оперативного реагирования на глобальный эпидемиологический вызов изымаются из действия отдельных норм ряда законодательных актов и разрешаются на подзаконном уровне, что демонстрирует приведенная выше статистика правотворческого процесса, когда только на федеральном уровне число подзаконных актов в 14 раз превышает число принятых федеральных законов. В «нормальных» условиях функционирования общества и государства для недопущения неправомерного расширения границ подзаконного правового регулирования предлагается формальный критерий — закрепление в законе(на-пример, о нормативных правовых актах) закрытого перечня тех вопросов, которые могут решаться только законом46, хотя стоит отметить, что закрытый перечень не всегда соответствует динамике развития общественных отношений, и это демонстрирует сложившаяся в связи с пандемией коронавируса ситуация.

46 См.: Абрамова А. И. Правоприменительная практика и ее влияние на развитие законодательства // Журнал российского права. 2015. № 12. С. 22—23.

Происходит перераспределение ре-гуляторных полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, в компетенцию высших органов исполнительной власти регионов передается организация комплекса ограничительных и запретительных мероприятий (ограничение передвижения, введение, продление и снятие режима самоизоляции или карантина и проч.) с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки в каждом конкретном регионе. Возрастает роль квазиправовых и неправовых регуляторов, что отчетливо видно на примере добровольного соблюдения гражданами режима самоизоляции, рекомендаций Министерства здравоохранения РФ, Главного государственного санитарного врача РФ, Роспотребнадзора; наряду с иными мероприятиями (по мобилизации системы здравоохранения, ограничениям полетов и пересечения границ)это повлекло сокращение числа заболеваний коро-навирусной инфекцией (СОУГО-19) на территории Российской Федерации.

В отличие от антикоррупционного и цифрового нормативных правовых массивов, содержанием которых является правовая регламентация общественных отношений в условиях стабильного правового и общественного развития на неопределенный срок, нормативный правовой массив, принимаемый в России в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, обладает жесткими временными рамками действия, что связано с изъятием из установленных законодательством общих правил поведения, устанавливаемыми ограничениями прав и свобод граждан и организаций, мерами поддержки населения и отраслей экономики, делегированием полномочий органов государственной власти, изменением соотношения законодательного и подзаконного регулирования и соответствующим ему смещением баланса трех ветвей власти в сторону испол-

нительной власти в сложной эпидемиологической обстановке. Это актуализирует продолжение исследований циклических нормативных правовых массивов в направлении их дифференциации и классификации47.

Временный характер предпринимаемых мер по противодействию распространению новой коронави-русной инфекции обусловливает постановку вопроса об особенностях их правовой регламентации: путем внесении изменений в постоянно действующие нормативные правовые акты; приостановления действия отдельных актов; принятия отдельного специального законодательного акта, предусматривающего основы регулирования и полномочия исполнительной власти по конкретизации законодательных норм и принятию временного правового регулирования для преодоления кризисной ситуации. Полагаем, что целям надлежащей правовой определенности служит именно последний вариант. Важно также установление четкого механизма деактивации принимаемых временных норм, определение в соответствующих нормативных правовых актах ограниченных конкретных сроков их действия48.

противодействие распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и цифрови-зация общественных отношений: вопросы взаимовлияния. Высокий темп технологического развития, характерный для современной

47 См.: Приветственное слово директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Т. Я. Хабриевой участникам XV Международной школы-практикума молодых ученых-юристов «Конституция и модернизация законодательства» (Москва, ИЗиСП, 27 мая 2020 г.). URL: https://izak. ru/img_content/privetstvennoe-slovo-talii-yarullovny-habrievoj-2.pdf (дата обращения: 28.05.2020).

48 Там же.

цивилизации, ведет к содержательным изменениям жизнедеятельности человека, общества и государства. Прогнозируется, что экономическим базисом нового общества будет «цифровая экономика», а общество, в свою очередь, приобретет качества программируемого. Провозглашенная в России и многих зарубежных государствах, а также на международном уровне задача построения цифровой экономики приводит к цифровизации права49, модифицируется система государственного управления, автоматизируются процессы создания и применения норм права, правотворческие и правоприменительные юридические технологии тесно сплетаются с цифровыми и иными современными технологиями. Соответствующие ориентиры и направления заложены в документах стратегического планирования50.

Последствиями пандемии коро-навируса стало стимулирование развития процессов цифровизации в различных сферах жизнедеятельности общества и государства. Режим нерабочих дней, установленный на всей территории России, введенный во многих субъектах РФ нормативными правовыми актами глав регионов режим само-изоляции51, предписывающий всем

49 См.: Хабриева Т. Я. Право перед вызовами цифровой реальности // Журнал российского права. 2018. № 9. С. 5—16.

50 См. Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 гг., утв. Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203, Стратегию научно-технологического развития Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642, Национальную программу «Цифровая экономика», реализуемые в ее рамках федеральные проекты и проч.

51 См., например, указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности», постановление Губернатора Московской области от

12 марта 2020 г. № 108-ПГ «О введении в Мо-

или отдельным категориям граждан не покидать место фактического проживания, за исключением установленных случаев, дополнительно стимулировали дальнейшее развитие предоставления государственных (муниципальных) услуг в электронной форме, способствовали росту онлайн-торговли. Во многих организациях был введен дистанционный режим работы, а в образовательных учреждениях организован процесс обучения с применением электронных образовательных и (или) дистанционных образовательных технологий. Совещания в органах власти, судебные заседания, научные и иные мероприятия в сложившихся обстоятельствах проходят в режиме видеоконференций на платформах Skype, Zoom52.

В свою очередь, цифровые технологии вносят свой вклад в обеспечение реализации мер по противодействию распространению новой

сковской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области».

52 Например, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ организовал проведение таких онлайн-мероприятий, как XV Международная школа-практикум молодых ученых-юристов «Конституция и модернизация законодательства» (27 мая — 4 июня 2020 г.), круглые столы «Дистанционное правосудие в арбитражных судах: вынужденная мера или шаг в будущее?» (16 мая 2020 г.), «Управление публичными финансами в условиях пандемии» (13 мая 2020 г.), «Экология, право и человек: новые вызовы в условиях пандемии» (12 мая 2020 г.), II Всероссийская научная конференция с международным участием «Систематизация законодательства в фокусе историко-правовой науки (к 470-летию принятия Судебника 1550 г.)» (13 мая 2020 г.).

коронавирусной инфекции. В частности, активизирована работа по внедрению находящихся в стадии разработки инновационных медицинских решений. В борьбе с коро-навирусом и в будущем при возникновении подобных сложных эпидемиологических ситуаций прогнозируется использование технологий искусственного интеллекта, с помощью которых можно проводить анализ больших массивов данных для выявления закономерностей течения заболевания, подбирать программы лечения и проч. Уже сейчас система анализа медицинских изображений томограмм с помощью искусственного интеллекта позволяет значительно повысить точность диагностики пневмонии, вызванной COVID-19. В городе Москве для больных новой коронавирусной инфекцией, которые лечатся в домашних условиях, функционирует приложение «Социальный мониторинг», использующее технологии электронного мониторинга геолокации таких лиц и обеспечивающее соблюдение ими режима самоизоляции. Для передвижения по отдельным регионам России на личном и общественном транспорте внедрена система цифровых пропусков.

Таким образом, принятие мер по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции способствовало ускоренному внедрению современных цифровых технологий, одновременно эти технологии обеспечили претворение в жизнь мер по борьбе с пандемией коронавируса. Вместе с тем помимо положительных сторон использования цифровых технологий в условиях пандемии коронавируса возрастают риски инфодемии, т. е. распространения в информационном пространстве необъективных, не соответствующих действительности сведений о пандемии53.

53 cm.: World Health Organization. Coronavirus disease (COVID-19) advice for the public: Myth busters. URL: https:// www.who.int/emergencies/diseases/novel-

Юридические технологии, обеспечивающие формирование эффективного нормативного правового массива в условиях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19). В условиях преодоления современных вызовов цивилизации, имеющих негативный характер, и в механизме обеспечения действия закона и укрепления стабильности правовой системы возрастает роль стандартов юридической техники и современных юридических технологий (в частности, прогнозирования, мониторинга, планирования, оценки регулирующего и фактического воздействия)54. Применение юридических технологий необходимо для формирования эффективного нормативного правового массива по противодействию распространению новой коронави-русной инфекции и борьбе с ней.

Развитие права в условиях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции актуализирует проблему корреляции законности и целесообразности55. Дело в том, что нередко целесообразность, неразрывно связанная с правореа-лизацией, понимается в отрицательном значении как противопоставление законности, отождествляется с усмотрением или даже произволом. Вместе с тем законность «представляет простор для целесообразности, предъявляя в то же время требования наиболее действенной, то есть наиболее целесообразной реализации нормы права»56. Если же за-

coronavirus-2019/advice-for-puЫic/myth-busters (дата обращения: 25.05.2020).

54 См.: Залоило М. В. Современные юридические технологии в правотворчестве: науч.-практ. пособие / под ред. Д. А. Пашен-цева. М., 2020.

55 См.: Залоило М. В. Законность и целесообразность в обществе постмодерна: пересмотр сложившейся классической модели // Журнал российского права. 2020. № 6.

56 Чхиквадзе В. М. Государство, демократия, законность: Ленинские идеи и современность. М., 1967. С. 394.

кон обладает свойством вариативности правового регулирования, то в зависимости от конкретных обстоятельств дела правоприменитель должен принять такое решение, при котором достигается цель закона57. Обход или нарушение законодательства, т. е. нарушение принципа законности под предлогом такой субъективной категории, как целесообразность, чреваты серьезной угрозой правопорядку в целом58.

В разные годы в том или ином государстве, особенно в переходные периоды, связанные со сменой парадигм государственного, общественного и правового развития, обострялась проблема соотношения принципов законности и целесообразности. Прежде всего целесообразность вступает в противоречие с законностью в условиях «догоняющего» характера законодательного и в целом правового регулирования, не способного на адекватное отражение складывающихся общественных отношений.

В этих обстоятельствах важно обеспечить сбалансированное действие принципов законности и целесообразности, принимаемые правотворческие решения должны адекватно отражать складывающиеся общественные отношения, поддерживаться широкими слоями населения и служить целям предупреждения возможных конфликтов59. Этому способствует инструментарий юридического прогнозирования60, при-

57 См.: Недбайло П. Е. Вопросы обоснованности и целесообразности применения норм советского права // Вопросы общей теории советского права. М., 1960. С. 330.

58 См.: Общее учение о правовом порядке: восхождение правопорядка: монография. Т. 1 / отв. ред. Н. Н. Черногор. М., 2019.

59 См.: Юридический конфликт: монография / отв. ред. Ю. А. Тихомиров. М., 2017.

60 См.: Тихомиров Ю. А. Юридическое

прогнозирование: научно-практическое пособие. М., 2018; Агамиров К. В. Юридическое прогнозирование как фактор совершенствования российской правовой си-

дающего правовому регулированию более обоснованный и предсказуемый характер, позволяющего предугадать и предвидеть результативность проектируемого акта, выявить риски реализации альтернативных вариантов правового регулирования тех или иных общественных отношений, выбрать наиболее перспективный вариант.

Основу юридического прогнозирования составляют данные правового мониторинга. В работах Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ представлены его концепция, методика организации и проведения61. Учет достижений юриспруденции в области правового мониторинга позволит проанализировать и оценить действующее и проектируемое законодательство, регламентирующее отношения в связи с пандемией коронавируса, на предмет определения его эф-

стемы // Журнал российского права. 2018. № 8. С. 25—36; Залоило М. В. Стратегическое планирование в обеспечении эффективности правотворчества // Журнал российского права. 2018. № 4. С. 43—53.

61 См.: Правовой мониторинг: науч.-практ. пособие / под ред. Ю. А. Тихомирова, Д. Б. Горохова. М., 2009; Правовой мониторинг: актуальные проблемы теории и практики / под ред. Н. Н. Черногора. М., 2010; Механизм правового мониторинга: науч.-практ. пособие / отв. ред. А. В. Павлушкин. М., 2012; Горохов Д. Б., Спектор Е. И., Глазкова М. Е. Правовой мониторинг: концепция и организация // Журнал российского права. 2007. № 5. С. 25—38; Горохов Д. Б., Глазкова М. Е. Организация правового мониторинга в системе федеральных органов исполнительной власти // Журнал российского права. 2008. № 4. С. 17—29; Горохов Д. Б., Глазкова М. Е. Организация правового мониторинга в субъекте РФ: рекомендации по совершенствованию (на примере города Москвы) // Журнал российского права. 2009. № 1. С. 42—55; Черногор Н. Н, Залоило М. В. Правовой мониторинг: инструментальная ценность и векторы развития // Вестник МГОУ Серия: Юриспруденция. 2018. № 3. С. 8—21.

фективности и применимости в будущем при возникновении подобных кризисных ситуаций, предвидеть, учесть и преодолеть разного рода риски, например коррупционные, юридические, экономические и проч., обусловленные установлением специального регулирования в связи с противодействием новой ко-ронавирусной инфекции. В связи с этим предстоит оценка эффективности предпринятых мер, которые частично «блокируют» законодательство о закупках, антикоррупционное законодательство с их ограничениями, сложными процедурами.

Полагаем, что в законе о нормативных правовых актах, необходимость принятия которого уже давно назрела62, следует закрепить положения о прогностическом инструментарии правотворческой деятельности, а также об особенностях правотворческого процесса и о характере принимаемых актов в чрезвычайных ситуациях и прочих подобных случаях.

Выводы. Кризисные явления в жизни общества и государства меняют представления о праве и правовом регулировании, обусловливают изменение композиции правового пространства, в котором появляются неизвестные традиционной юридической науке явления и феномены. Таким новым феноменом является вируспруденция — процесс правового опосредования мер по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19) и принимаемые в результате нормативные правовые акты, затрагивающие самые разные сферы общественных отношений. Эти акты образуют нормативный правовой массив, который по своим характеристикам и внешним признакам тяготеет к циклическим мас-

62 См.: О нормативных правовых актах в Российской Федерации (инициативный проект федерального закона). 5-е изд. / рук. авт. кол. Т. Я. Хабриева, Ю. А. Тихомиров. М., 2019.

сивам. В условиях формирования данного циклического нормативного правового массива возрастает роль мониторинга принимаемых актов, правотворческой и правоприменительной практики в целях получения, исследования и учета данных о сложившейся ситуации и ее развитии в рамках прогнозирования.

Перспективы дальнейших научных исследований в этой области видятся в следующих основных направлениях:

развитие понятийного аппарата теории права и государства в связи с появлением новых феноменов в праве, обусловленных распространением новой коронавирусной инфекции;

выявление тенденций формирования новых правообразований, создаваемых в связи с необходимостью экстренного реагирования на вызовы пандемии коронавируса;

развитие современного подхода к структуре и системе российского законодательства и права в условиях кризисных ситуаций;

углубление исследований в области теории нетипичных нормативных массивов в праве, в частности циклических правовых массивов, их дифференциации;

анализ динамики композиции правового пространства в ответ на вызовы пандемии коронавируса;

анализ возможностей применения новых методов правового регулирования в целях противодействия распространению новой коронавирус-ной инфекции;

выявление и анализ правовых рисков реализации законодательства, регулирующего отношения, возникающие в связи с распространением новой коронавирусной инфекции;

оценка эффективности принимаемых норм права в области борьбы с новой коронавирусной инфекцией;

концептуальное обоснование места, роли и перспектив совершенствования правового регулирования с учетом общих закономерно-

стей процесса влияния пандемии ко-ронавируса на право;

выработка уникальной научной концепции (модели) развития российского законодательства в условиях пандемии коронавируса, по-

ложения которой будут практически применимыми для дальнейшего развития и совершенствования российского правового регулирования в условиях сложной эпидемиологической обстановки.

Библиографический список

World Health Organization. Coronavirus disease (COVID-19) advice for the public: Myth busters. URL: https://www.who.int/emergencies/diseases/novel-coronavirus-2019/advice-for-public/myth-busters (дата обращения: 25.05.2020).

Абрамова А. И. Правоприменительная практика и ее влияние на развитие законодательства // Журнал российского права. 2015. № 12.

Абрамова А. И. Современные тенденции интеграции и дифференциации правового регулирования // Журнал российского права. 2018. № 9.

Агамиров К. В. Юридическое прогнозирование как фактор совершенствования российской правовой системы // Журнал российского права. 2018. № 8.

Административно-правовые режимы в государственном управлении в Российской Федерации: теория и современная практика: монография / отв. ред. А. Ф. Ноздрачев. М., 2017.

Алексеев А. С. Происхождение чрезвычайно-указного права и его политическое значение. М., 1913.

Артамонов Д. Н. Институт военного положения по советскому праву. М., 1953.

Бельский К. С. Административное право и административно-правовая наука в период Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы // Государство и право. 2005. № 9.

Головина А. А. Критерии образования отраслей в системе российского права: монография. М., 2018.

Горохов Д. Б., Глазкова М. Е. Организация правового мониторинга в системе федеральных органов исполнительной власти // Журнал российского права. 2008. № 4.

Горохов Д. Б., Глазкова М. Е. Организация правового мониторинга в субъекте РФ: рекомендации по совершенствованию (на примере города Москвы) // Журнал российского права. 2009. № 1.

Горохов Д. Б., Спектор Е. И., Глазкова М. Е. Правовой мониторинг: концепция и организация // Журнал российского права. 2007. № 5.

Границы правового регулирования: научно-практическое пособие / отв. ред. И. В. Плю-гина, Е. В. Черепанова. М., 2011.

Дерюгин А. А., Стремоухов А. А. Режимы военного времени (опыт правового регулирования в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.) // Ленинградский юридический журнал. Научно-теоретический и информационно-практический межрегиональный журнал. 2009. № 1.

Законодательство в сфере противодействия коррупции: концептуальные основы и место в системе российского законодательства: научно-практическое пособие / под ред. Д. А. Па-шенцева. М., 2020.

Залоило М. В. Законность и целесообразность в обществе постмодерна: пересмотр сложившейся классической модели // Журнал российского права. 2020. № 6.

Залоило М. В. Опережающий характер правотворчества и проблема синхронизации правового регулирования // Журнал российского права. 2019. № 9.

Залоило М. В. Современные юридические технологии в правотворчестве: научно-практическое пособие / под ред. Д. А. Пашенцева. М., 2020.

Залоило М. В. Стратегическое планирование в обеспечении эффективности правотворчества // Журнал российского права. 2018. № 4.

Залоило М. В. Фрагментация как современная тенденция развития правового пространства // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2020. № 1.

Залоило М. В. Циклический правовой массив как нетипичное правовое явление в условиях цифровизации // Российское государствоведение. 2019. № 1.

Зырянов С. М. Экстраординарные (специальные) административно-правовые режимы: понятие и обоснование необходимости введения // Журнал российского права. 2016. № 4.

Иванов И. И. Чрезвычайное законодательство: история и современность (теоретический и историко-правовой аспекты): дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Калина Е. С. О «чрезвычайном праве» и праве чрезвычайной ситуации // Административное право и процесс. 2013. № 10.

Конституционная модернизация — 2020 и Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. URL: https://izak.ru/img_content/ content/books/konstitucionnaya-modernizaciya-2020-2.pdf (дата обращения: 25.05.2020).

Концепции развития российского законодательства / под ред. Т. Я. Хабриевой, Ю. А. Тихомирова. М., 2010.

Лазарев В. В. Определение сферы правового регулирования // Правоведение. 1980. № 5.

Лазарев В. В. Сфера и пределы правового регулирования // Советское государство и право. 1970. № 11.

Лиманская А. П. Специальные правовые режимы: общетеоретический анализ: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2014.

Майдыков А. Ф., Мелехин А. В. Проблемы формирования законодательства об особых правовых режимах в Российской Федерации // Журнал российского права. 2005. № 10.

Механизм правового мониторинга: науч.-практ. пособие / отв. ред. А. В. Павлушкин. М., 2012.

Монтескье Ш. Л. О духе законов / сост., пер. А. В. Матешук. М., 1999.

Научные концепции развития российского законодательства. 7-е изд. / отв. ред. Т. Я. Хаб-риева, Ю. А. Тихомиров. М., 2015.

Недбайло П. Е. Вопросы обоснованности и целесообразности применения норм советского права // Вопросы общей теории советского права. М., 1960.

Никонов Д. А. Отечественное чрезвычайное военное законодательство: 1920—1941 гг.: ис-торико-правовое исследование: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2006.

О нормативных правовых актах в Российской Федерации (инициативный проект федерального закона). 5-е изд. / рук. авт. кол. Т. Я. Хабриева, Ю. А. Тихомиров. М., 2019.

Общее учение о правовом порядке: восхождение правопорядка: монография. Т. 1 / отв. ред. Н. Н. Черногор. М., 2019.

Песина Е. А. К вопросу о систематизации законодательства об антикризисном экономическом регулировании // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 2.

Правовое пространство: границы и динамика: монография / отв. ред. Ю. А. Тихомиров. М., 2019.

Правовой мониторинг: актуальные проблемы теории и практики / под ред. Н. Н. Черно-гора. М., 2010.

Правовой мониторинг: науч.-практ. пособие / под ред. Ю. А. Тихомирова, Д. Б. Горохова. М., 2009.

Правовые модели и реальность: монография / отв. ред. Ю. А. Тихомиров, Е. Е. Рафалюк, Н. И. Хлуденева. М., 2014.

Приветственное слово директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Т. Я. Хабриевой участникам XV Международной школы-практикума молодых ученых-юристов «Конституция и модернизация законодательства» (Москва, ИЗиСП, 27 мая 2020 г.). URL: https://izak.ru/img_content/privetstvennoe-slovo-talii-yarullovny-habrievoj-2.pdf (дата обращения: 28.05.2020).

Пчелинцев С. В. Проблемы реализации положений Конституции РФ об особых правовых режимах в федеральном законодательстве // Журнал российского права. 2003. № 11.

Рушайло В. Б. Специальные административно-правовые режимы в Российской Федерации: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2004.

Тихомиров Ю. А. Методология анализа и оценки рисков в законодательной деятельности // Юридическая техника. 2015. № 9.

Тихомиров Ю. А. Новые векторы регулирования — «другое» право? // Журнал российского права. 2016. № 4.

Тихомиров Ю. А. Право: момент покоя или опережающее воздействие на социальные процессы // Журнал российского права. 2020. № 4.

Тихомиров Ю. А. Право: прогнозы и риски: монография. М., 2015.

Тихомиров Ю. А. Юридическое прогнозирование: научно-практическое пособие. М., 2018.

Федоров В. А. Правовой институт исключительного (военного и чрезвычайного) положения в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.

Фомин А. А. Чрезвычайное законодательство в Российском государстве: теоретико-правовое исследование: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2001.

Хабриева Т. Я. Право перед вызовами цифровой реальности // Журнал российского права. 2018. № 9.

Хабриева Т. Я. Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в условиях цифровизации экономики: стратегические задачи и правовые решения // Всероссийский криминологический журнал.

2018. № 4.

Хабриева Т. Я. Циклические нормативные массивы в праве // Журнал российского права.

2019. № 12.

Хабриева Т. Я., Черногор Н. Н. Будущее права. Наследие академика В. С. Степина и юридическая наука. М., 2020.

Хабриева Т. Я., Черногор Н. Н. Право в условиях цифровой реальности // Журнал российского права. 2018. № 1.

Хабриева Т. Я., Черногор Н. Н. Укрепление правопорядка и противодействие коррупции в условиях евразийской интеграции // Общественные науки и современность. 2017. № 1.

Хуртова А. С. Чрезвычайные правовые режимы в годы Великой Отечественной войны // Юридический вестник Самарского университета. 2015. № 4.

Цифровизация правотворчества: поиск новых решений / отв. ред. Д. А. Пашенцев. М., 2019.

Черногор Н. Н., Залоило М. В. Правовой мониторинг: инструментальная ценность и векторы развития // Вестник МГОУ Серия: Юриспруденция. 2018. № 3.

Чрезвычайный правовой режим в России и за рубежом / под общ. и науч. ред. С. П. Щербы. М., 2006.

Чхиквадзе В. М. Государство, демократия, законность: Ленинские идеи и современность. М., 1967.

Юридический конфликт: монография / отв. ред. Ю. А. Тихомиров. М., 2017.

Янгол Н. Г. Чрезвычайное законодательство и исключительные правовые режимы: история и современность: монография. СПб., 2000.

Metamorphoses of Law and Challenges to Legal Science in the Context of a Coronavirus Pandemic

N. N. Chernogor, M. V. Zaloilo

Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, Moscow 117128, Russian Federation

E-mail: chernogor72@yandex.ru; z-lo@mail.ru

DOI: 10.12737/jrl.2020.077

Since March 2020, Russia has been taking unprecedented legal measures to overcome the negative consequences caused by the spread of a new coronavirus infection (COVID-19), recognized by the World Health Organization as a pandemic. It's therefore necessary to study the state and changes in modern Russian legislation in the context of emergency response to the challenges associated with the spread of a new coronavirus infection. The purpose of the study is to identify key problems and starting points of legal development in the context of a coronavirus pandemic for consideration in the future in the event of similar crisis situations.

The research methodology is presented by formal legal and systematic methods, methods of object research that involve tracking and controlling its activity (functioning) in order to predict the latter (legal monitoring, legal forecasting and legal modeling), as well as new methods of cognition offered by post-classical jurisprudence.

The article presents the results of a study on the state and dynamics of Russian lawmaking during the coronavirus pandemic, which has a significant impact on the legal system. The article assesses the dynamics of the current federal legislation, taking into account the social changes introduced in

the Constitution of the Russian Federation in 2020, and determines the correlation of legislative and sub-legislative regulation. The problem of categorizing the normative legal array adopted in connection with the spread of a new coronavirus infection (COVID-19) is raised. Legal technologies that ensure the formation of effective legal regulation for countering the spread of a new coronavirus infection are analyzed. The article considers the impact of the pandemic on the development and accelerated implementation of modern digital technologies, improving the digital cyclical legal array.

The results in the research reveals the legal nature of the normative legal array adopted in connection with the spread of a new coronavirus infection (COVID-19); there are also conclusions on the formation of new phenomena in law and legal regulation in the context of a coronavirus pandemic and similar crisis situations that may arise in the future, the increasing role of legislation monitoring, law-making and law enforcement practice in order to obtain and study data on the current situation and its development and evaluation in law-making practice in such cases.

Keywords: special legal regime, high-alert regime, regime of emergency, emergency legislation, situational legislation, new coronavirus infection (COVID-19), pandemic, cyclical legal array, legal forecasting, anticipatory legal regulation, legal technologies, legal monitoring.

For citation: Chernogor N. N., Zaloilo M. V. Metamorphoses of Law and Challenges to Legal Science in the Context of a Coronavirus Pandemic. Zhurnal rossijskogo prava = Journal of Russian Law, 2020, no. 7, pp. 5—26. DOI: 10.12737/jrl.2020.077 (In Russ.)

References

Abramova A. I. Law Enforcement and Its Impact on the Development of Legislation. Zhurnal rossijskogo prava = Journal of Russian Law, 2015, no. 12, pp. 18—27. DOI: 10.12737/16626 (In Russ.)

Abramova A. I. Modern Trends of Integration and Differentiation of Legal Regulation. Zhurnal rossijskogo prava = Journal of Russian Law, 2018, no. 9, pp. 29—38. DOI: 10.12737/ art_2018_9_3 (In Russ.)

Administrativno-pravovye rezhimy v gosudarstvennom upravlenii v Rossiyskoy Federatsii: teoriya i sovremennaya praktika. Ed. by A. F. Nozdrachev. Moscow, 2017.

Agamirov K. V. Legal Forecasting as Factor of Improvement of the Russian Legal System. Zhurnal rossijskogo prava = Journal of Russian Law, 2018, no. 8, pp. 25—36. DOI: 10.12737/ art_2018_8_3 (In Russ.)

Alekseev A. S. Proiskhozhdenie chrezvychayno-ukaznogo prava i ego politicheskoe znachenie. Moscow, 1913.

Artamonov D. N. Institut voennogo polozheniya po sovetskomu pravu. Moscow, 1953.

Bel'skiy K. S. Administrativnoe pravo i administrativno-pravovaya nauka v period Velikoy Otechestvennoy voyny i pervye poslevoennye gody. Gosudarstvo i pravo, 2005, no. 9.

Chernogor N. N., Zaloilo M. V. Pravovoy monitoring: instrumental'naya tsennost' i vektory razvitiya. Vestnik MGOU. Seriya: Yurisprudentsiya, 2018, no. 3.

Chkhikvadze V. M. Gosudarstvo, demokratiya, zakonnost': Leninskie idei i sovremennost'. Moscow, 1967.

Chrezvychaynyy pravovoy rezhim v Rossii i za rubezhom. Ed. by S. P. Shcherba. Moscow, 2006.

Deryugin A. A., Stremoukhov A. A. Rezhimy voennogo vremeni (opyt pravovogo regulirovaniya v gody Velikoy Otechestvennoy voyny 1941—1945). Leningradskiy yuridicheskiy zhurnal. Nauchno-teoreticheskiy i informatsionno-prakticheskiy mezhregionalnyy zhurnal, 2009, no. 1.

Fedorov V. A. Pravovoy institut isklyuchitel'nogo (voennogo i chrezvychaynogo) polozheniya v Rossiyskoy Federatsii. Cand. diss. Moscow, 2003.

Fomin A. A. Chrezvychaynoe zakonodatel'stvo v Rossiyskom gosudarstve: teoretiko-pravovoe issledovanie. Cand. diss. Saratov, 2001.

Golovina A. A. Kriterii obrazovaniya otrasley v sisteme rossiyskogo prava: monografiya. Moscow, 2018.

Gorokhov D. B., Glazkova M. E. Organization of Legal Monitoring in the Subject of the Russian Federation: Recommendations to Perfection (on Example of Moscow). Zhurnal rossijskogo prava = Journal of Russian Law, 2009, no. 1, pp. 42—55. (In Russ.)

Gorokhov D. B., Glazkova M. E. Organizing legal monitoring in the system of federal bodies of executive power. Zhurnal rossijskogo prava = Journal of Russian Law, 2008, no. 4, pp. 17— 29. (In Russ.)

Gorokhov D. B., Spektor E. I., Glazkova M. E. Legal monitoring: concept and organization. Zhurnal rossijskogo prava = Journal of Russian Law, 2007, no. 5, pp. 25—38. (In Russ.)

Granitsy pravovogo regulirovaniya. Ed. by I. V. Plyugina, E. V. Cherepanova. Moscow, 2011.

Ivanov I. I. Chrezvychaynoe zakonodatel'stvo: istoriya i sovremennost' (teoreticheskiy i istoriko-pravovoy aspekty). Cand. diss. St. Petersburg, 2002.

Kalina E. S. O "chrezvychaynom prave" i prave chrezvychaynoy situatsii. Administrativnoe pravo i protsess, 2013, no. 10.

Khabrieva T. Y. Cyclic Normative Arrays in Law. Zhurnal rossijskogo prava = Journal of Russian Law, 2019, no. 12, pp. 5—18. DOI: 10.12737/jrl.2019.12.1 (In Russ.)

Khabrieva T. Y. Law Facing the Challenges of Digital Reality. Zhurnal rossijskogo prava = Journal of Russian Law, 2018, no. 9, pp. 5—16. DOI: 10.12737/art_2018_9_1 (In Russ.)

Khabrieva T. Y. Protivodeystvie legalizatsii (otmyvaniyu) dokhodov, poluchennykh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma v usloviyakh tsifrovizatsii ekonomiki: strategicheskie zadachi i pravovye resheniya. Vserossiyskiy kriminologicheskiy zhurnal, 2018, no. 4.

Khabrieva T. Y., Chernogor N. N. Budushchee prava. Nasledie akademika V. S. Stepina i yuridicheskaya nauka. Moscow, 2020.

Khabrieva T. Y., Chernogor N. N. The Law in the Conditions of Digital Reality. Zhurnal rossijskogo prava = Journal of Russian Law, 2018, no. 1, pp. 85—102. (In Russ.)

Khabrieva T. Y., Chernogor N. N. Ukreplenie pravoporyadka i protivodeystvie korruptsii v usloviyakh evraziyskoy integratsii. Obshchestvennye nauki i sovremennost', 2017, no. 1.

Khurtova A. S. Chrezvychaynye pravovye rezhimy v gody Velikoy Otechestvennoy voyny. Yuridicheskiy vestnik Samarskogo universiteta, 2015, no. 4.

Konstitutsionnaya modernizatsiya — 2020 i Institut zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya pri Pravitel'stve Rossiyskoy Federatsii. Available at: https://izak.ru/img_ content/content/books/konstitucionnaya-modernizaciya-2020-2.pdf (accessed 25.05.2020).

Kontseptsii razvitiya rossiyskogo zakonodatel'stva. Ed. by T. Y. Khabrieva, Yu. A. Tikhomirov. Moscow, 2010.

Lazarev V. V. Opredelenie sfery pravovogo regulirovaniya. Pravovedenie, 1980, no. 5.

Lazarev V. V. Sfera i predely pravovogo regulirovaniya. Sovetskoe gosudarstvo i pravo, 1970, no. 11.

Limanskaya A. P. Spetsial'nye pravovye rezhimy: obshcheteoreticheskiy analiz. Cand. diss. Rostov-on-Don, 2014.

Maydykov A. F., Melekhin A. V. Problemy formirovaniya zakonodatel'stva ob osobykh pravovykh rezhimakh v Rossiyskoy Federatsii. Zhurnal rossijskogo prava = Journal of Russian Law, 2005, no. 10, pp. 95—107.

Mekhanizm pravovogo monitoringa. Ed. by A. V. Pavlushkin. Moscow, 2012.

Montesk'e Sh. L. O dukhe zakonov. Ed. by A. V. Mateshuk. Moscow, 1999.

Nauchnye kontseptsii razvitiya rossiyskogo zakonodatel'stva. 7th ed. Ed. by T. Y. Khabrieva, Yu. A. Tikhomirov. Moscow, 2015.

Nedbaylo P. E. Voprosy obosnovannosti i tselesoobraznosti primeneniya norm sovetskogo prava. Voprosy obshchey teorii sovetskogo prava. Moscow, 1960.

Nikonov D. A. Otechestvennoe chrezvychaynoe voennoe zakonodatel'stvo: 1920—1941 goda: istoriko-pravovoe issledovanie. Cand. diss. St. Petersburg, 2006.

O normativnykh pravovykh aktakh v Rossiyskoy Federatsii (initsiativnyy proekt federal'nogo zakona). 5th ed. Ed. by T. Y. Khabrieva, Yu. A. Tikhomirov. Moscow, 2019.

Obshchee uchenie o pravovom poryadke: voskhozhdenie pravoporyadka. Vol. 1. Ed. by N. N. Chernogor. Moscow, 2019.

Pchelintsev S. V. Problems of realization of norms of Constitution of the Russian Federation about special legal regimes in the federal legislation. Zhurnal rossijskogo prava = Journal of Russian Law, 2003, no. 11, pp. 131—145. (In Russ.)

Pesina E. A. K voprosu o sistematizatsii zakonodatel'stva ob antikrizisnom ekonomicheskom regulirovanii. Vestnik Tambovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki, 2013, no. 2.

Pravovoe prostranstvo: granitsy i dinamika. Ed. by Yu. A. Tikhomirov. Moscow, 2019.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Pravovoy monitoring. Ed. by Yu. A. Tikhomirov, D. B. Gorokhov. Moscow, 2009.

Pravovoy monitoring: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Ed. N. N. Chernogor. Moscow, 2010.

Pravovye modeli i real'nost'. Ed. by Yu. A. Tikhomirov, E. E. Rafalyuk, N. I. Khludeneva. Moscow, 2014.

Privetstvennoe slovo direktora Instituta zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya pri Pravitel'stve RF T. Y. Khabrievoy uchastnikam XV Mezhdunarodnoy shkoly-praktikuma molodykh uchenykh-yuristov "Konstitutsiya i modernizatsiya zakonodatel'stva" (Moskva, IZiSP, 27 maya 2020 goda). Available at: https://izak.ru/img_content/privetstvennoe-slovo-talii-yarullovny-habrievoj-2.pdf (accessed 28.05.2020).

Rushaylo V. B. Spetsial'nye administrativno-pravovye rezhimy v Rossiyskoy Federatsii. Dr. diss. Moscow, 2004.

Tikhomirov Yu. A. Law: A Moment of Stillness or Anticipatory Impact on Social Processes. Zhurnal rossijskogo prava = Journal of Russian Law, 2020, no. 4, pp. 5—16. DOI: 10.12737/ jrl.2020.038 (In Russ.)

Tikhomirov Yu. A. Metodologiya analiza i otsenki riskov v zakonodatel'noy deyatel'nosti. Yuridicheskaya tekhnika, 2015, no. 9.

Tikhomirov Yu. A. New Regulation Vectors — "Alternative" Right? Zhurnal rossijskogo prava = Journal of Russian Law, 2016, no. 4, pp. 5—15. DOI: 10.12737/18682 (In Russ.)

Tikhomirov Yu. A. Pravo: prognozy i riski. Moscow, 2015.

Tikhomirov Yu. A. Yuridicheskoe prognozirovanie. Moscow, 2018.

Tsifrovizatsiya pravotvorchestva: poisk novykh resheniy. Ed. by D. A. Pashentsev. Moscow, 2019.

World Health Organization. Coronavirus disease (COVID-19) advice for the public: Myth busters. Available at: https://www.who.int/emergencies/diseases/novel-coronavirus-2019/ advice-for-public/myth-busters (accessed 25.05.2020).

Yangol N. G. Chrezvychaynoe zakonodatel'stvo i isklyuchitel'nye pravovye rezhimy: istoriya i sovremennost'. St. Petersburg, 2000.

Yuridicheskiy konflikt. Ed. by Yu. A. Tikhomirov. Moscow, 2017.

Zakonodatel'stvo v sfere protivodeystviya korruptsii: kontseptual'nye osnovy i mesto v sisteme rossiyskogo zakonodatel'stva. Ed. by D. A. Pashentsev. Moscow, 2020.

Zaloilo M. V. Anticipatory Nature of Law-Making and the Problem of Synchronization of Legal Regulation. Zhurnal rossijskogo prava = Journal of Russian Law, 2019, no. 9, pp. 20—29. DOI: 10.12737/jrl.2019.9.2 (In Russ.)

Zaloilo M. V. Fragmentatsiya kak sovremennaya tendentsiya razvitiya pravovogo prostranstva. Pravo. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki = Law. Journal of the Higher School of Economics, 2020, no. 1.

Zaloilo M. V. Legality and Expediency in Postmodern Society: Revising of the Existing Classical Model. Zhurnal rossijskogo prava = Journal of Russian Law, 2020, no. 6, pp. 22—37. DOI: 10.12737/jrl.2020.065 (In Russ.)

Zaloilo M. V. Sovremennye yuridicheskie tekhnologii v pravotvorchestve. Ed. by D. A. Pashentsev. Moscow, 2020.

Zaloilo M. V. The Effectiveness of Law-Making through Strategic Planning. Zhurnal rossijskogo prava = Journal of Russian Law, 2018, no. 4, pp. 43—53. DOI: 10.12737/art_2018_4_5 (In Russ.)

Zaloilo M. V. Tsiklicheskiy pravovoy massiv kak netipichnoe pravovoe yavlenie v usloviyakh tsifrovizatsii. Rossiyskoe gosudarstvovedenie, 2019, no. 1.

Zyryanov S. M. Extraordinary (Special) Administrative-Legal Regimes. Zhurnal rossijskogo prava = Journal of Russian Law, 2016, no. 4, pp. 72—81. DOI: 10.12737/18690 (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.