Dorkina Anastasia Viktorovna, Popryadukhina Irina Viktorovna, Sidorenko Dmitry Vladimirovich EFFECTIVENESS OF LEGAL REGULATION TOOLS IN THE FIGHT AGAINST CORONAVIRUS .
juridical science
УДК 340.1
DOI: 10.26140/bgz3-2020-0902-0096
ЭФФЕКТИВНОСТЬ СРЕДСТВ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В БОРЬБЕ С КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАМКАХ РЕЖИМА ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ
© 2020
AuthorlD: 1062865 SPIN-код: 4944-9025 ORCID: 0000-0001-5063-8342
Доркина Анастасия Викторовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры гуманитарных и общенаучных дисциплин Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. Маршала инженерных войск А.И. Прошлякова (625001, Россия, Тюмень, ул. Л.Толстого 1, e-mail: [email protected])
SPIN-код: 5312-0626 AuthorlD: 708455
Попрядухина Ирина Викторовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры «Теория и история государства и права»,
Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, д. 14, e-mail: [email protected])
AuthorlD: 434808 SPIN-код: 8336-7756 ORCID: 0000-0002-8663-4965
Сидоренко Дмитрий Владимирович, старший преподаватель кафедры уголовного права и процесса Тюменский государственный университет, Институт государства и права (625000, Россия, Тюмень, ул. Ленина 38, e-mail: [email protected]) Аннотация. В настоящей статье исследуются вопросы относительно эффективности средств правового регулирования в борьбе с коронавирусной инфекцией на территории Российской Федерации. После завершения пандемии «COVID-19», безусловно, необходимо будет учесть накопленный опыт каждого государства в отдельности и международное взаимодействие по этим аспектам, а также быть подготовленными к подобным угрозам современности. Авторы обращают внимание на то, что в рамках режима повышенной готовности при пандемии важны своевременность реагирования федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на сложившуюся обстановку и обязательный контроль за исполнением законодательства с применением мер юридической ответственности к лицам, нарушившим его, а также высокий уровень правосознания граждан. Требуется и дальнейшая законодательная проработка режима «изоляции» (либо так называемой «самоизоляции»).
Ключевые слова: средства правового регулирования; коронавирусная инфекция; режим повышенной готовности; изоляция; контроль; юридическая ответственность.
EFFECTIVENESS OF LEGAL REGULATION TOOLS IN THE FIGHT AGAINST CORONAVIRUS INFECTION ON THE TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION AS PART OF A HIGH-ALERT REGIME
© 2020
Dorkina Anastasia Viktorovna, PhD in Law, Associate Professor of the Department of Humanities and General Scientific Disciplines Tyumen Higher Military Engineering Command School Marshal of Engineering Troops A. I. Proshlyakov (625001, Russia, Tyumen, L. Tolstogo 1, e-mail: [email protected]) Popryadukhina Irina Viktorovna, candidate of law, associate Professor, of "Theory and history of state and law" Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, Ushakova Str., 57, e-mail: [email protected]) Sidorenko Dmitry Vladimirovich, lecturer of the Department of criminal
law and procedure Tyumen State University, Institute of state and law (625000, Russia, Tyumen, Lenina 38, e-mail: [email protected]) Abstract. This article examines the effectiveness of legal regulation in the fight against coronavirus infection on the territory of the Russian Federation. After the end of the COVID-19 pandemic, it will certainly be necessary to take into account the accumulated experience of each country individually and international cooperation on these aspects, as well as to be prepared for such threats of our time. The authors draw attention to the fact that within the framework of the high-alert regime in the event of a pandemic, the timely response of federal and regional authorities to the current situation is important, as well as mandatory control over the implementation of legislation with the application of measures of legal responsibility to persons who violate it, as well as a high level of legal awareness of citizens. Further legislative elaboration of the regime of «isolation» (or so-called «self-isolation») is also required.
Keywords: legal regulation tools; coronavirus infection; high-alert regime; isolation; control; legal responsibility.
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Мировое сообщество столкнулось с новым вызовом, получившим название пандемия «СОУГО-19». Возникновение и распространение этой коронавирусной инфекции повлекло изменения во всех сферах человеческой жизнедеятельности. По официальным статистическим данным на 01.05.2020 года в мире всего зарегистрировано: 3 324 350
379 случаев заболевания, 234 427 смертельных случаев от коронавируса. 1 053 651 человек выздоровел. На лечении находятся 3 324 379 человек. Мировая летальность на 01.05.2020 года: 7, 05% [1]. Каждый день подтвержденных случаев становится все больше. Государствам потребуется время и согласованные эффективные меры воздействия для борьбы с распространением новой ко-ронавирусной инфекции. После завершения пандемии «COVID-19», безусловно, необходимо будет учесть на-Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 2(31)
юридические науки
Доркина Анастасия Викторовна, Попрядухина Ирина Викторовна, Сидоренко Дмитрий Владимирович ЭФФЕКТИВНОСТЬ СРЕДСТВ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В БОРЬБЕ ...
копленный опыт каждого государства в отдельности и международное взаимодействие по этим аспектам, а также быть подготовленными к подобным угрозам современности. В этой связи невозможно обойтись без рассмотрения правовой составляющей борьбы с пандемией, а именно, средств правового регулирования и режима повышенной готовности.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Изу-чением вопросов относительно режима повышенной готовности занимались такие ученые, как: Горбунов С.В., Грязнов С.Н., Ильков А.В., Пучков М.В. [2] и другие.
Первоначально определим, что представляет собой термин «режим повышенной готовности». Согласно статье 11 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [3] органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Именно субъекты Российской Федерации всесторонне оценивают возникшую ситуацию и решают вопрос о введении режима повышенной готовности.
Так, например, в Тюменской области режим повышенной готовности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), что является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, введен с 18.03.2020 года постановлением Правительства Тюменской области от 17.03.2020 года № 120-п «О введении режима повышенной готовности» [4]. Соответственно, субъекты Российской Федерации самостоятельно определяют риски распространения заболевания в регионе и принимают соответствующие меры. Поэтому средства правового регулирования могут несколько отличаться.
Интересным и дискуссионным является вопрос о соотношении прав отдельного человека и интересов общества в целом при режиме повышенной готовности. Ведь при введении такого режима конституционные права человека, характерные для обычного течения жизни, ограничиваются. Согласно статье 27 Конституции Российской Федерации [5] каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. Однако часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Опыт многих государств показал, что при пандемии ограничение таких базовых конституционных прав человека, как свобода передвижения, неизбежно и не должно трактоваться как нарушение со стороны государства. Такие ограничения принимаются с целью как сохранения жизни и здоровья каждого, так и с целью защиты интересов всего общества. Государство же при этом должно максимально, насколько это возможно, сохранить социальную защищенность своих граждан, в ином случае возрастает рост совершаемых в этот период правонарушений, недовольства граждан.
Разрешение проблемы распространения корона-ви-
русной инфекции невозможно без применения эффективных средств правового регулирования. Под средствами правового регулирования, как правило, понимаются инструменты правового воздействия на общественные отношения, применяемые в целях достижения определенных результатов в процессе решения социальных задач и проблем, стоящих перед обществом и государством. Тематика правового регулирования, средств правового регулирования, механизма правового регулирования в общем и по отдельным сферам общественных отношений присутствует в трудах таких ученых, как: Мильков А.В. [6], Шабаева О.А. [7] и многих других ученых.
Так, Сапун В.А. и Турбова Я.В. определяют правовые средства, как «такие институционные образования (установления, формы) в структуре юридической техники, которые обладают регулятивным потенциалом и в своем реальном функционировании, использовании в процессе правовой деятельности приводят к достижению определенного результата в решении разнообразных задач и проблем, стоящих перед личностью, обществом и государством»[8]. Как верно отметила Бакулина Л.Т. «с точки зрения своего функционального назначения средства выступают звеном, связывающим мыслимые цели и реальные результаты деятельности» [9].
Между тем, тематика правильного и эффективного выбора средств правового регулирования на территории Российской Федерации в условиях режима повышенной готовности при пандемии является новой, детальное изучение по данному направлению отсутствует, что свидетельствует о необходимости исследования указанной сферы на самом серьезном уровне.
Обосновывается актуальность исследования.
От выбранных средств правового регулирования и их реализации на территории Российской Федерации в борьбе с коронавирусной инфекцией напрямую зависят последствия, включая следующие: насколько серьезный ущерб будет причин бизнесу, доходам граждан и экономике в целом, как решатся вопросы доступа к медицинской помощи граждан и защищенности от коронавирус-ной инфекции, а также многие иные глобальные последствия. Поскольку в будущем нельзя исключать риски возникновения и распространения подобных вирусных инфекций, наработанный опыт позволит оперативно и эффективно реагировать на такие угрозы современности.
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи. Цель статьи заключается в рассмотрении проблематики эффективности средств правового регулирования на территории Российской Федерации в борьбе с коронавирусной инфекцией в рамках режима повышенной готовности.
Постановка задания. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать средства правового регулирования на территории Российской Федерации в борьбе с ко-ронавирусной инфекцией с точки зрения их эффективности;
- выработать основные предложения и рекомендации по данной тематике.
Используемые методы, методики и технологии. При написании настоящей статьи были применены следующие методы исследования: анализ соответствующей литературы, нормативно-правовых актов и статистических данных; синтез полученной информации; конкретизация; систематизация.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Осуществление правового регулирования на территории нашего государства по вопросу борьбы с распространением коронавирусной инфекции предполагает наличие конкретных правовых средств, с помощью которых происходит достижение цели и решение про-
Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 2(31)
351
Dorkina Anastasia Viktorovna, Popryadukhina Irina Viktorovna, Sidorenko Dmitry Vladimirovich EFFECTIVENESS OF LEGAL REGULATION TOOLS IN THE FIGHT AGAINST CORONAVIRUS ..
juridical science
блемы. Среди основных средств правового регулирования выделяют, в том числе, нормы права, акты реализации права, правоприменительные акты. При пандемии «СО\ТО-19» средства правового регулирования специфичны исходя из самой уникальности ситуации.
В соответствии с требованиями постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 года № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVГО-19» высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации необходимо обеспечить изоляцию всех лиц, пребывающих на территорию Российской Федерации, продолжительностью 14 календарных дней со дня их прибытия. При организации изоляции необходимо обеспечить ее осуществление в домашних условиях (при наличии возможности), в случае отсутствия такой возможности организовать изоляцию в условиях обсерватора [10].
По итогам заседания президиума Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирус-ной инфекции на территории Российской Федерации 25.03.2020 года было решено обеспечить прекращение с 00 часов 00 минут 27.03.2020 года регулярного и чартерного авиасообщения, осуществляемого из российских аэропортов в аэропорты иностранных государств и в обратном направлении, за исключением полетов, связанных с вывозом российских граждан на территорию Российской Федерации из иностранных государств в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (в соответствии со списками граждан, сформированными МИД России), а также полетов, осуществляемых по отдельным решениям Правительства Российской Федерации.
Рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации временно приостановить:
- проведение на территории соответствующего субъекта Российской Федерации досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, физкультурных, спортивных, выставочных, просветительских, рекламных и иных подобных мероприятий с очным присутствием граждан, а также оказание соответствующих услуг, в том числе в парках культуры и отдыха, торгово-развле-кательных центрах, на аттракционах и в иных местах массового посещения граждан;
- посещение гражданами зданий, строений, сооружений (помещений в них), предназначенных преимущественно для проведения указанных мероприятий (оказания услуг), в том числе ночных клубов (дискотек) и иных аналогичных объектов, кинотеатров (кинозалов), детских игровых комнат и детских развлекательных центров, иных развлекательных и досуговых заведений, а также ввести запрет на курение кальянов в ресторанах, барах, кафе и иных общественных местах [11].
В данной статье рассмотрим, насколько реально граждане в субъектах Российской Федерации соблюдают режим самоизоляции и влияет ли это на распространение заболеваемости. Это возможно установить благодаря индексу самоизоляции. Данный индекс исчисляется от 0 до 5 баллов. Чем больше индекс - тем меньше людей на улицах.
Итак, несмотря на то, что режим повышенной готовности в регионах был введен не сразу (например, в Москве только 05.03.2020 года, а в Республике Татарстан только 19.03.2020 года), рекомендации оказали ощутимый эффект. На рис. 1 отражена динамика индекса самоизоляции по крупнейшим городам-миллионникам по данным Яндекс DataLens - сервиса визуализации и анализа данных[12]. Пики соответствуют выходным дням недели, провалы - рабочим. Начиная с 29.03.2020 года фиксируется статистически заметное увеличение индекса самоизоляции. В неделю с 30.03.2020 года по 05.04.2020 года индекс рос даже в течение рабочих дней.
Рисунок 1 - Динамика индекса самоизоляции
Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVГО-19)» с 4 по 30 апреля 2020 года включительно установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.
Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (С0УГО-19) в субъекте Российской Федерации, постановлено обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь:
а) определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации;
б) приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом положений данного Указа;
в) установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки[13].
Введение Президентом Российской Федерации нерабочих дней с сохранением заработной платы уже значительно не повлияло на общую динамику. Как видно, начиная с 06.04.2020 года индекс самоизоляции в рабочие дни недели все более и более разнится от региона к региону, что, вероятно, связано с конкретными мерами поддержки населения и бизнеса, вводимыми на местах. Пока нет доступной статистики по привлечению к ответственности по статьям 20.6.1 и 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях[14], 236 Уголовного кодекса Российской Федерации[15], что делает невозможным анализ вклада репрессивных мер в общую картину. Со временем несмотря на принятые меры в условиях некоторой стабилизации роста числа заболевших (рис.2) [16] проявляется психологическая усталость населения от вынужденной изоляции, а порой и экономическая необходимость, в связи с чем индекс самоизоляции в настоящее время имеет тенденцию к плавному снижению как в рабочие, так и в выходные дни.
Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2020 года № 294 действие мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СОУЮ-19) продлено, с 6 по 8 мая 2020 года включи-
352
Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 2(31)
юридические науки
Доркина Анастасия Викторовна, Попрядухина Ирина Викторовна, Сидоренко Дмитрий Владимирович ЭФФЕКТИВНОСТЬ СРЕДСТВ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В БОРЬБЕ ...
тельно установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы[17]. В рамках каждого из субъектов Российской Федерации на основе общих федеральных норм в связи с распространением новой ко-ронавирусной инфекции (СОУГО-19) разработаны свои правовые предписания.
Рисунок 2 - Данные по России
Нормативное закрепление подобных ограничений вызвано стремлением к нераспространению корона-вирусной инфекции как между государствами, так и внутри нашего государства. Такой решительный шаг позволяет снизить уровень распространения пандемии в мировом пространстве. Минимизация прямых коммуникаций между собой граждан в Российской Федерации также способствует постепенному устранению проблемы пандемии. Поэтому средствами правового регулирования ведется борьба с пандемией.
Хотелось бы отметить, что в вопросах такой борьбы важна своевременность реагирования федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на сложившуюся обстановку и обязательный контроль за исполнением законодательства с применением мер юридической ответственности к лицам, нарушившим его, а также высокий уровень правосознания граждан.
Полагаем полезным не только ограничение международного авиасообщения, но и при необходимости также ограничение авиасообщений и других видов сообщений (за исключение отдельных исключительных случаев) с городами, представляющими опасность в связи с распространением коронавирусной инфекции, в самом государстве. На сегодняшний день таким городом является Москва. Именно в Москве по состоянию на 01.05.2020 года (57 300 выявленных случаев заражения) и Московской области (12 507 выявленных случаев заражения) заражено больше всего человек, что составляет примерно половину случаев от всех заражений на территории Российской Федерации. При своевременности таких мер реагирования регионы имеют шанс функционировать в более привычном формате без жестких ограничений. Однако на сегодняшний день пандемия уже распространилась и по субъектам Российской Федерации. А, значит, в случае возникновения новых пандемий можно учесть возможность ограничения видов сообщений с представляющим опасность городом. В Китае при возникновении коронавирусной инфекции подобным образом «закрыли» целый город Ухань, в котором и началась вспышка инфекции.
В законодательстве нашего государства в связи с возникновением и распространением коронавирусной инфекции появился новый термин «изоляция». Между тем, на взгляд авторов вопрос о режиме «изоляции» (либо так
называемой «самоизоляции»), включая аспекты контроля со стороны должностных лиц за соблюдением такого режима в домашних условиях, является проблемным и недостаточно законодательно проработанным. Ведь зачастую граждане, прибывшие из-за границы, а также граждане, контактировавшие с ними, не соблюдали введенных ограничений, снижая их эффективность, и это не было в полной мере проконтролировано со стороны должностных лиц. Вследствие чего скорость распространения коронавирусной инфекции по территории нашего государства на 01.05.2020 года впечатляет. По официальным статистическим данным, на 01.05.2020 года в России зафиксировано 114 431 случаев заражения коронавирусом Covid-19. Общее число смертей от коронавирусной инфекции в России составляет 1 169 человек. В активной фазе болезни находятся 100 042 человек, из них 2 300 в критическом состоянии. Уровень летальности на 01.05.2020 года: 1.02%. Подтвержденных случаев полного излечения от вируса на 01.05.2020 года в России: 13 220.
И если, к примеру, на территории нашего государства 06.03.2020 года подтвержденных случаев заражений за сутки было всего 6; 22.03.2020 года подтвержденных случаев заражений за сутки уже 61; 30.03.2020 года подтвержденных случаев заражений за сутки - 302; 7.04.2020 года подтвержденных случаев заражений за сутки - 1154; 14.04.2020 года подтвержденных случаев заражений за сутки - 2774; 23.04.2020 года подтвержденных случаев заражений за сутки - 4774; 01.05.2020 года подтвержденных случаев заражений за сутки -7933[18]. При этом пик еще не пройден.
По мнению авторов, в этой связи, следует учитывать опыт Китая по строгому контролю со стороны должностных лиц за соблюдением гражданами режима изоляции в домашних условиях и отслеживанию лиц, нарушивших этот режим. То есть недостаточно только лишь закрепления нового блока правового регулирования, а необходим четкий и планомерный контроль за исполнением предписанных норм полномочными должностными лицами. Безусловно, положительным является высокий уровень правосознания граждан в государстве, при наличии такого. Однако довериться лишь осознанности граждан по соблюдению режима изоляции означает упустить время и приобрести катастрофические последствия. Поэтому требуется дальнейшая законодательная проработка режима «изоляции» (либо так называемой «самоизоляции»).
В ряде регионов (в Москве с 15.04.2020 года) введен пропускной и масочный режимы. Однако в части случаев в начале это привело лишь к еще большему скоплению людей при проверке QR-кодов пропуска, наблюдается дефицит масок, что значительно снижает эффективность подобных мер и вредит формированию позитивной правовой культуры[19]. В настоящее время принимаемые государством меры совершенствуются. Возможно помогут системы автоматического распознавания лиц, но их распространенность на территории страны не абсолютна.
В процессе борьбы с коронавирусной инфекцией в Российской Федерации введены и новые нормы юридической ответственности за нарушения правовых предписаний. В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях введена статья 20.6.1, предусматривающая ответственность за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения, а в Уголовный кодекс Российской Федерации - статья 207.1, предусматривающая ответственность за публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан и статья 207.2, предусматривающая ответственность за публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее тяжкие последствия. Данные составы обусловлены необходимостью соблюдения всеми
Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 2(31)
353
Dorkina Anastasia Viktorovna, Popryadukhina Irina Viktorovna, Sidorenko Dmitry Vladimirovich juridical
EFFECTIVENESS OF LEGAL REGULATION TOOLS IN THE FIGHT AGAINST CORONAVIRUS ... science
установленных государством правил поведения в этот сложный период. Например, намеренное публичное распространение заведомо ложной информации способно дестабилизировать положение, привести к панике населения. В связи с чем, введение таких норм законодательства представляется справедливым. Судебным органам предстоит детально анализировать каждый такой случай с учетом конкретных обстоятельств дела и правильного толкования норм права, с вынесением судебных актов. Судебная практика по указанным статьям будет постепенно нарабатываться, на это понадобится время.
Кроме того, применимы к периоду борьбы с корона-вирусной инфекцией иные действующие статьи законодательства относительно юридической ответственности, в том числе, статья 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающая ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и статья 236 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающая ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил. Указанные составы разграничиваются в зависимости от наступивших последствий.
Такие меры юридической ответственности необходимы для противодействия распространению пандемии. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020 года и 30.04.2020 года также утверждены два Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19) № 1 и № 2[20], в которых нашли отражение спорные вопросы применения гражданского, административного, уголовного и процессуального законодательства.
Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Большинство исследований посвящено вопросу средств правового регулирования в общем и в отдельных сферах общественных отношений. В данной статье мы исследуем совершенно новые правовые реалии и рассматриваем средства правового регулирования и их эффективность применительно к проблеме борьбы с коронавирусной инфекцией на тер-ритори нашего государства. Данная тематика является актуальной.
ВЫВОДЫ
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, по мнению авторов, эффективность средств правового регулирования в борьбе с коронавирусной инфекцией зависит от четкого закрепления в законодательстве правовых предписаний. При этом необходим обязательный контроль за исполнением законодательства с применением мер юридической ответственности к лицам, нарушившим его, а также высокий уровень правосознания граждан. Нуждаются в более четком законодательном урегулировании вопросы определения режима изоляции (самоизоляции) граждан.
Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении.
Как верно отметил Заместитель Председателя Совета Безопасности Российской Федерации Медведев Д.А.: «после окончания пандемии мир уже никогда не будет прежним»[21]. Наше государство, безусловно, справится с пандемией «СОУГО-19». Однако подобные вызовы в современном мировом пространстве могут случаться и в дальнейшем, соответственно, на них всем государствам, включая и Российскую Федерацию, нужно уметь своевременно и эффективно реагировать. В связи с чем, возникает потребность в детальном исследовании вопросов эффективности средств правового регулирования по недопущению распространения такой угрозы с учетом накопленного опыта нашего государства и опыта мирового сообщества. Ведь все свои решения по борьбе 354
с коронавирусной инфекцией государства закрепляют в правовом поле.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Официальные статистические данные по коронавирусу// https://coronavirus-tracking.ru/statistika-world-01-05-2020/.
2. Горбунов С.В., Грязнов С.Н., Ильков А.В., Пучков М.В. К вопросу о классификации чрезвычайных ситуаций // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2015. № 2. С. 61-67.
3. Собрание законодательства Российской Федерации. 26.12.1994. № 35. Ст. 3648.
4. Официальный сайт Правительства Тюменской области// https://admtyumen.ru/.
5. Собрание законодательства Российской Федерации. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
6. Мильков А.В. К определению понятия «правовые средства» // Бизнес в законе. 2009. № 1. С. 113-115.
7. Шабаева О.А. Общая характеристика механизма правового регулирования// Вестник Бурятского госуниверситета. 2011/2. С. 214-219.
8. Сапун В.А., Турбова Я.В. Инструментальная природа права и правовые средства как элементы юридической техники // Ленинградский юридический журнал. 2010. № 3. С. 184.
9. Бакулина Л.Т. Средства договорного правового регулирования// Актуальные проблемы российского права. 2017. № 5 (78). С. 158.
10. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 года № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-19»// СПС «КонсультантПлюс».
11. О решениях по итогам заседания президиума Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации 25.03.2020 года// Официальный сайт Правительства Российской Федерации//http://government.ru/.
12. По данным Яндекс DataLens - сервиса визуализации и анализа данных; информация о введении режима повышенной готовности в Москве и Республике Татарстан содержится в Указе Мэра Москвы от 05.03.2020 года № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» и Распоряжении Президента Республики Татарстан от 19.03.2020 года № 129 «О введении режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы предупреждения ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан».
13. Указ Президента Российской Федерации от 02.04.2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»// СПС «КонсультантПлюс».
14. Собрание законодательства Российской Федерации. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
15. Собрание законодательства Российской Федерации. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.
16. По данным Яндекс DataLens - сервиса визуализации и анализа данных.
17. Указ Президента Российской Федерации от 28.04.2020 года № 294 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»//СПС «КонсультантПлюс».
18. Официальные статистические данные по коронавирусу// https://coronavirus-tracking.ru/statistika-world-01-05-2020/.
19. https://www.currenttime.tv/a/moscow-propuska-prpvekki-stop/30557576.html.
20. Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коро-навирусной инфекции (COVID-19) № 1, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020 года; Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVlD-19) № 2, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.04.2020 года.
21. Из выступления Заместителя Председателя Совета Безопасности Российской Федерации Медведева ДА. на Санкт-Петербургском международном юридическом форуме «Законы коро-навируса», прошедшем 10-12 апреля 2020 года.
Статья поступила в редакцию 07.04.2020 Статья принята к публикации 27.05.2020
Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 2(31)