УДК 342 ББК 67
DOI 10.24412/2414-3995-2021-1-53-57 © А.Н. Кокорев, 2021
Научная специальность 12.00.02 - конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКИХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПЕРИОД РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРОНАВИРУСА (COVID-19) И ПРОБЛЕМЫ,
ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Александр Николаевич Кокорев,
кандидат юридических наук, доцент (123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1, издательство «Юнити-Дана»)
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье на основе анализа источников научной информации, законодательных и нормативных правовых актов кратко рассматривается деятельность органов внутренних дел в период распространения в Российской Федерации новой коронави-русной инфекции COVID-19 и проблемы, возникающие в процессе ее осуществления.
Ключевые слова: органы внутренних дел (ОВД), новая коронавирусная инфекция COVID-19, ограничения и запреты, режим повышенной готовности, карантин.
ACTIVITIES OF RUSSIAN INTERNAL AFFAIRS AGENCIES DURING THE SPREAD OF CORONAVIRUS (COVID-19) AND PROBLEMS THAT ARISE DURING ITS IMPLEMENTATION
Alexander N. Kokorev,
Candidate of Legal Sciences, Associate Professor (123298, Moscow, ul. Irina Levchenko, d. 1, Unity-Dana publishing house)
Abstract. The article briefly examines the activities of internal affairs bodies during the spread of the new COVID-19 coronavirus infection in the Russian Federation and the problems that arise in the process of its implementation, based on the analysis of sources of scientific information, legislative and regulatory acts.
Keywords: internal affairs agencies (ATS), new coronavirus infection COVID-19, restrictions and prohibitions, high alert, quarantine.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Кокорев А.Н. Деятельность российских органов внутренних дел в период распространения коронавируса (COVID-19) и проблемы, возникающие при ее реализации. Вестник экономической безопасности. 2021;(1):53-7.
Человечество с момента своего появления сталкивалось с различного рода угрозами, наиболее опасными из них являлись болезни, которые в зависимости от своих губительных последствий и охвата территорий выражались в эпидемиях или пандемиях. Не стал исключением XXI век, ознаменовавшийся появлением в конце 2019 года новой коронавирусной инфекции COVID-19, охватившей все континенты и создавшей для цивилизации катастрофические последствия, требующие консолидации усилий всего мирового сообщества в борьбе с данной болезнью. При этом угроза распространения коронавируса непосредственно связана с вопросами обеспечения безопасности. Так, согласно статистическим данным на 20 ноября 2020 года в мире данной инфекцией заражено более 57 млн чел. и погибло больше 1 млн 366 тыс. чел.1, а в Рос-
сийской Федерации COVID-19 поражено свыше 2 млн чел. и зарегистрировано более 35 тыс. смер-тей2. В данных условиях, каждая из стран принимает свой комплекс мер, направленных на защиту населения и экономики, вовлекая в данную деятельность все государственные и общественные институты. Не является исключением Российская Федерация и такой элемент ее Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации (РСЧС), каким являются органы внутренних дел (далее - ОВД), выполняющие государственную функцию охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности [4] и оказывающие содействие региональным органам исполнительной власти [3], органам здравоохра-
https://coronavirus-monitor.ru/?fb
2 По данным Роспотребнадзора. https://yandex.ru/ search/?lr=213&offline_search=1&text=сколько%20заражен-ных%20коронавирусом%20в%20россии%20на%20сегодня%&c lid=2242348&from=chromesearch
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
нения и санитарно-эпидемиологического надзора. При этом необходимо отметить, что в меняющийся в условиях пандемии государственный уклад, оказывает воздействие на деятельность всех государственных органов, в том числе и ОВД, переводя их на особый режим функционирования. Негативные последствия COVID-19 привели к введению с марта 2020 года во всех субъектах Российской Федерации режима повышенной готовности, а сопровождающие его ограничения и запреты связывают с карантинными мерами (изоляцией и самоизоляцией).
Функционирование государственного механизма в период возникновения эпидемий и пандемий подвергалось пристальному исследованию ученых, которые рассматривали ее, как в целом, так и отдельных правоохранительных сегментов (ОВД) в историко-правовом [13, с. 89-95; 15, с. 179-183] и деятельностном аспекте [14, с. 106-108; 16, с. 44-46]. Так М.В. Скоблева отмечает, что органы внутренних дел при обеспечении режимно-каран-тинных мероприятий осуществляют двуединый комплекс мер при проведении обсервации и карантина [14, с. 107], а А.Н. Кокорев связывает, применяемые меры с правовым, организационным, тактическим и психологическим аспектами деятельности последних [12, с. 250]. Несмотря на разнообразие классифицирующих признаков авторы солидарны в совокупности мероприятий, проводимых ОВД при введении режима повышенной готовности. Эти мероприятия, согласно обозначенных точек зрения и нормативной регламентации МВД России могут быть представлены в следующем виде:
- создание временных управленческих структур (оперативных штабов, рабочих групп по сбору, обобщению и анализу информации, ситуационных центров), обеспечивающих руководство и координацию деятельности территориальных подразделений ОВД в условиях карантина. Так с 18 марта 2020 года до особого распоряжения, в составе МВД России функционирует Оперативный штаб МВД России по предупреждению распространения COVID-19 на территории Российской Федерации, задачами которого являются: согласование деятельности ОВД на местах в условиях вводимых ограничений, мониторинг ситуации в регионах и осуществление контроля за санитарно-эпидемиологической
безопасностью и распространением коронавируса среди личного состава [6];
- нормативное обеспечение деятельности. Возникновение новой коронавирусной инфекции явившейся одной из современных угроз, как отмечают ряд авторов1, в значительной степени повлияло на резкий рост нормотворческой деятельности на всех уровнях, от законотворчества [1], до издания нормативных правовых актов на уровне Президента2 и Правительства Российской Федерации3, министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом, как справедливо заметил Л.А. Камаровский, исследовавший в XIX веке меры борьбы с эпидемиями, ведущая роль в правом регулировании противодействия болезням принадлежит управленческим нормам, регулируемым административным правом и согласованным с указаниями опытной медицины [11, с. 7]. Таким образом, нормативно-правовое регулирование сферы противодействия COVID-19 не должно ограничиваться исключительно мерами запретительного характера (введение карантина, создание системы пунктов пропуска и другими административными запретами), но и должно сочетаться с мерами санитарно-эпидемиологического (выработка соответствующих рекомендаций, как для населения, так для органов управления) и экономического характера, сопровождающихся поддержкой наиболее уязвимых сфер жизнедеятельности общества. Подтверждение данного утверждения можно наблюдать в нормативных предписаниях
1 См.: Концепции развития российского законодательства / под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова. М., 2010. С. 573; Черногор Н.Н., Залоило М.В. Метаморфозы права и вызовы юридической науке в условиях пандемии коронавируса // Журнал российского права. 2020. № 7. С. 5-26.
2 См.: Указы Президента РФ от 25 марта 2020 г. № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», от 2 апреля 2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», от 28 апреля 2020 г. № 294 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
3 См.: Постановления Правительства РФ от 14 марта 2020 г. № 285 (ред. от 27.03.2020) «О Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации», от 31 марта 2020 г. № 373 (ред. от 30.10.2020) «Об утверждении Временных правил учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» и др.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
МВД России, изданных в период с марта по октябрь 2020 года. Ограничения, содержащиеся в ведомственных приказах, распоряжениях и письмах обращены, как к сотрудникам и работникам органов внутренних дел (запреты на пребывание на службе с признаками острого респираторного заболевания (ОРЗ), выезд в страны с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, связанной с распространением COVID-19 и др. [6; 7]), так и к субъектам внешнего управленческого воздействия, и связанны с контролем за запретами, введенными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по решению Роспотребнадзора на основании данных об эпидемиологической обстановке, складывающейся в конкретном регионе (воспрещение, связанное с режимом самоизоляции, соблюдением мер личной и общественной гигиены, социальной дистанции, посещением мест массового пребывания людей и пр. [3; 10]);
- оказание содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам здравоохранения и Роспотребнадзора по контролю за соблюдением гражданами и организациями карантинных ограничений (временное приостановление деятельности досуговых, культурных, спортивных организаций, предприятий торговли и питания, соблюдение режима самоизоляции граждан по месту проживания, «масочного режима» и социального дистанцирования в местах массового пребывания людей1). Именно при осуществлении данных мероприятий сотрудники полиции сталкивались с наибольшим количеством проблем. Это противоречия нормативного, технического и психологического характера. О нормативном несоответствии между ведомственными нормативными правовыми актами свидетельствует процедура проверки документов, подтверждающих факт законного нахождения лица в месте массового пребывания людей в период самоизоляции или карантина. Так, согласно санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирус-
ной инфекции (COVГО-19)» [9], сотрудник полиции при общении с проверяемым обязан соблюдать социальную дистанцию находясь на расстоянии 1,5-2 м до человека, в то время как статья 178 Устава патрульно-постовой службы полиции [5] предписывает ему при проверке документов и опросе правонарушителя находится вполоборота и в одном шаге по отношению к последнему, что явно не соответствует санитарным нормам. При этом сам факт ознакомления с документами требует тактильного контакта проверяющего с объектом проверки, и нет никакой гарантии, что сотрудник полиции пусть и в перчатках не передаст инфекцию с паспорта на другой документ.
В ряде случает при проверке разрешительных документов, содержащих электронный идентификатор (QR-код) обладатели электронных устройств и сотрудники контролирующих органов обращали внимание на то, что через несколько часов работы программа переставала функционировать2.
Кроме того ряд авторов отмечают, что «в условиях эпидемии ... среди личного состава, привлекаемого к проведению и обеспечению режимно-ка-рантинных мероприятий вырабатывается боязнь и в то же время недооценка возможности заражения и летального исхода ввиду непосредственного контакта с инфицированными лицами» [16, с. 45]. Данный факт подтверждается и интервьюированием сотрудников полиции3;
- выявление и привлечение к ответственности лиц, нарушивших установленные карантинные ограничения и распространяющих заведомо недостоверную информацию о COVID-19. При реализации мероприятий данной группы сотрудники ОВД достаточно свободны в выборе средств административного воздействия, руководствуясь, как федеральным, так административно-деликатным законодательством субъектов Российской Федерации. Как правило, нарушители карантина привлекаются к административной ответственности по статьям 6.3 КоАП РФ за нарушение законодательства в области
1 Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
2 Пользователи пожаловались на сбои в приложении для зараженных СОУГО-19. https://www.rbc.ru/technology_and_medi а/10/05/2020/5еЬ83а1с9а79471200098й4.
3 «Через меня проходят тысячи людей. Риск заражения коронавирусом почти 100%»: будни московских полицейских. https://www.starhit.ru/life/cherez-menya-prohodyat-tyisyacЫ-lyudey-risk-zarajeшya-koшnavirasom-pochti-100-budш-moskovskih-politseyskih-208709.
обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, 20.6.1 КоАП РФ за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения и 19.4, 19.5 КоАП РФ за неповиновение или невыполнение законного распоряжения (предписания) должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а за распространение заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, создающей угрозу нарушения общественного порядка и безопасности - 13.15 КоАП РФ;
- принятие мер по обеспечению жизнедеятельности ОВД и выполнение мероприятий по защите личного состава от новой коронавирусной инфекции. Выполнение мероприятий данной группы связано с недопущением распространения вируса COVID-19 среди сотрудников ОВД и сопряжено с оптимизацией численности личного состава и уменьшением его количества до требующегося для выполнения оперативно-служебных задач в условиях пандемии, перевода сотрудников группы риска (старше 65 лет, беременных, одиноких матерей, имеющий детей в возрасте до 14 лет или одного из родителей, если они оба являются сотрудниками ОВД имеющих малолетнего ребенка, лиц, перенесших инфаркт или инсульт) на дистанционную работу [8], а также полный переход отдельных подразделений на функционирование в онлайн-режиме и даже временную приостановку отдельных направлений деятельности1. При этом в первом случае требуется волеизъявление самого сотрудника, посредством написания рапорта, а во втором, императивное управленческое решение МВД России. Так с 26 марта 2020 года деятельность подразделений Госавтоинспекции, связная с оказанием государственных услуг по регистрации транспортных средств, приему экзаменов и выдаче водительских удостоверений осуществляется только по предварительной записи через Еди-
1 Так с 27 марта 2020 года до особого распоряжения в МВД России и подразделениях ее системы временно приостанавливается личный прием граждан, а заявителям рекомендуется направлять свои обращения письменно, на бумажном носителе через операторов почтовой связи, в электронной форме посредством сервиса «Прием обращений граждан и организаций» официального интернет-сайта МВД России и официальных интернет-сайтов подразделений системы МВД России. https://мвд. рф/news/item/19862727.
ный портал государственных и муниципальных услуг2.
На защиту личного состава ОВД от инфицирования также направлены меры связанные с обеспечением его медицинскими средствами индивидуальной защиты (резиновые перчатки, защитные маски, дезинфицирующие средства), ежедневный медицинский контроль состояния здоровья сотрудников перед заступлением на службу, недопущение на работу лиц с признаками ОРЗ, вакцинация и текущая дезинфекция мест общего пользования в административных зданиях системы МВД России.
К недостаткам в сфере защиты личного можно отнести тот факт, что на начальном этапе распространения COVID-19, сотрудники ОВД не были должным образом обеспечены медицинскими средствами индивидуальной защиты или их количество не обеспечивало соблюдение санитарно-эпидемиологических правил (медицинские маски подлежат замене каждые 2-3 часа), о чем свидетельствуют средства массовой информации3, а вакцинирование личного состава МВД России, несмотря на наличие двух зарегистрированных российских вакцин против коронавируса «Спутник V» и «ЭпиВакКорона»4 до настоящего времени не проводилось.
Подводя итог, можно констатировать, что описанные выше недостатки носят временный характер и не оказывают существенного влияния добросовестное отношение к службе сотрудников ОВД, которые, вопреки опасности заражения, ни на минуту не останавливают свою работу, чтобы российские граждане чувствовали себя защищенными.
Литература
1. Федеральный закон от 20 июля 2020 г. № 215-ФЗ «Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 20.07.2020.
2. Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению
2 https://мвд.рф/news/item/19858237.
3 https://yandex.rU/turbo/ura.news/s/news/1052424236.
4 https://tass.ru/obschestvo/9716747.
санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov. ru, 02.04.2020.
3. Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» // СПС КонсультантПлюс.
4. Приказ МВД России от 13 июля 2007 г. № 633 «Об утверждении положения о функциональной подсистеме охраны общественного порядка Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» // СПС СТРАСТ «Юрист».
5. Приказ МВД России от 29 января 2008 г. № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции» // СПС КонсультантПлюс.
6. Распоряжение МВД России от 17 марта 2020 г. № 1/2851 «О комплексе дополнительных мер по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции» // СПС СТРАСТ «Юрист».
7. Распоряжение МВД России от 22 февраля 2020 г. № 1/1964 «О дополнительных мерах по охране здоровья сотрудников органов внутренних дел» // СПС СТРАСТ «Юрист».
8. Распоряжение МВД России от 3 октября 2020 г. № 1/11115 «О мерах по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции среди личного состава органов внутренних дел Российской Федерации» // СПС СТРАСТ «Юрист».
9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 г. № 15 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» // Официальный
интернет-портал правовой информации Ьйр://'«^'^ pravo.gov.ru, 27.05.2020.
10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 16 октября 2020 г. № 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом».
11. Камаровский Л.А. О международных мерах борьбы с эпидемиями. Речь, произнесенная в торжественном собрании Императорского Московского университета 12 января 1893 года // Речь и отчет, читанные в торжественном собрании Императорского Московского университета 12 января 1893 года. М.: Университетская типография, Страстной бульвар, 1893.
12. Кокорев А.Н. Административная деятельность органов внутренних дел (подготовка к экзамену): учебное пособие. М.: МосУ МВД России, изд-во «Щит-М», 2009.
13. Лобанов А.В., Кузнецов А.В. История участия полицейских органов Российской империи в охране здоровья населения // Информационная безопасность регионов. 2009. № 2 (5). С. 89-95.
14. Скобелева М.В. Особенности действий сотрудников ОВД при чрезвычайных ситуациях, связанных с распространением эпидемических заболеваний // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 33 (75). С. 106-108.
15. Тарасова И.А. Деятельность Министерства внутренних дел Российской империи по организации противоэпидемических мероприятий в первой половине XIX века // Проблемы в российском законодательстве. 2012. № 5. С. 179-183.
16. Федоров Р.И. Подготовка сотрудников ОВД к обеспечению режимно-карантинных мероприятий при эпидемиях // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2006. № 3 (27). С. 44-46.