Научная статья на тему 'Метаморфозы или конвергентность: код Дзанабазара и UC идеограмма Лайк'

Метаморфозы или конвергентность: код Дзанабазара и UC идеограмма Лайк Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
94
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Дзанабазар / монгольский художественный стиль / источники иконографии / золотая спираль / элементы эвэр / эрхий национального орнамента / современная интернет идеограмма лайк. / Zanabazar / Mongolian art style / sources of iconography / golden spiral / elements / ever / erkhiy of the national ornament / web ideogram of like sign.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сурун-Ханда Дашинимаевна Сыртыпова

Первый буддийский правитель Монголии Богдо-гэгэн Джебзун-Дамба-хутухта Дзанабазар (1635-1723) кроме своей просветительской, религиозной и политической деятельности прославился как великий художник. Исследователи называют его монгольским Микеланджело, так как именно скульптурные творения художника остаются непревзойденными шедеврами буддийской пластики нового времени. Дзанабазару удалось создать свой уникальный стиль, в котором он воплотил не только буддийские иконографические идеалы, но и удивительным образом сохранил мироощущение и эстетику кочевников Центральной Азии. Его творчество – это органичный сплав философской глубины древнеиндийского учения Будды и экспрессии художественных традиций скифо-сибирского звериного стиля. В статье представлены методологические подходы выявления национального и индивидуального стиля в буддийском изобразительном искусстве на примере некоторых работ мастера. Древние художественные традиции кочевников Центральной Азии выплавились силой его таланта в предзнаменование новой истории монголов, когда под влиянием буддизма свирепый воин трансформировался в созерцающего философа. Артинтрига состоит в том, что архаичный знак монгольской тамги, который служит Дзанабазару эстетическим «кирпичиком» и каркасом его творений, совпадает со многими кодовыми смыслами современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Metamor- phosis or Convergence: Zanabazar’s Code and Web Ideogram of Like Sign

The first Buddhist ruler of Mongolia Bogdo Gegen Jebzun Damba Khutuhta Zanabazar (16351723) is famous as a great artist apart from his educational, religious and political activities. The researchers call him Mongolian Michelangelo, since the sculptural works of the artist are remaining unsurpassed masterpieces of Buddhist sculpture art of the new time. Zanabazar managed to create his own unique art style, where the not only Buddhist iconographic ideals were embodied but also the view, beliefs and aesthetics of the Central Asia's nomads were miraculously survived. His artistic activity was an organic fusion of the philosophical depth of the ancient Indian teachings of the Buddha and the expression of the artistic traditions of the Scythian-Siberian animal style. The papers present methodological approaches of the identification of national and individual style in the Buddhist fine art on the example of the works of the great Mongolian artist Zanabazar (1635-1723). The ancient nomadic pictorial traditions of Central Asia mingled with the power of his talent to portend the new history of the Mongols, when the ferocious warrior transformed into a contemplative philosopher under the influence of Buddhism. Art-intrigue is that the archaic signs of the Mongolian seals – tamga, which served for Zanabazar as an aesthetic "brick" and skeleton of its creations, are coinciding with some code meanings of the contemporary.

Текст научной работы на тему «Метаморфозы или конвергентность: код Дзанабазара и UC идеограмма Лайк»

Сурун-Ханда Дашинимаевна СЫРТЫПОВА / Surun-Khanda SYRTYPOVA

| Метаморфозы или конвергентность: код Дзанабазара и UC идеограмма Лайк / Metamor -phosis or Convergence: Zanabazar's Code and Web Ideogram of Like Sign |

Сурун-Ханда Дашинимаевна СЫРТЫПОВА / Surun-Khanda SYRTYPOVA

Институт востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН), Москва, Россия Ведущий научный сотрудник, доктор исторических наук

Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences (IOS RAS), Moscow, Russia Leading Researcher, Doctor of Science (History) syrtyp@gmail.com

МЕТАМОРФОЗЫ ИЛИ КОНВЕРГЕНТНОСТЬ: КОД ДЗАНАБАЗАРА И UC ИДЕОГРАММА ЛАЙК

Первый буддийский правитель Монголии Богдо-гэгэн Джебзун-Дамба-хутухта Дзанабазар (1635-1723) кроме своей просветительской, религиозной и политической деятельности прославился как великий художник. Исследователи называют его монгольским Микеланджело, так как именно скульптурные творения художника остаются непревзойденными шедеврами буддийской пластики нового времени. Дзанабазару удалось создать свой уникальный стиль, в котором он воплотил не только буддийские иконографические идеалы, но и удивительным образом сохранил мироощущение и эстетику кочевников Центральной Азии. Его творчество - это органичный сплав философской глубины древнеиндийского учения Будды и экспрессии художественных традиций скифо-сибирского звериного стиля. В статье представлены методологические подходы выявления национального и индивидуального стиля в буддийском изобразительном искусстве на примере некоторых работ мастера. Древние художественные традиции кочевников Центральной Азии выплавились силой его таланта в предзнаменование новой истории монголов, когда под влиянием буддизма свирепый воин трансформировался в созерцающего философа. Арт-интрига состоит в том, что архаичный знак монгольской тамги, который служит Дзанабазару эстетическим «кирпичиком» и каркасом его творений, совпадает со многими кодовыми смыслами современности.

Ключевые слова: Дзанабазар, монгольский художественный стиль, источники иконографии, золотая спираль, элементы эвэр, эрхий наци-

онального орнамента, современная интернет идеограмма лайк.

METAMORPHOSIS OR CONVERGENCE: ZANABAZAR'S CODE AND WEB IDEOGRAM OF LIKE SIGN

The first Buddhist ruler of Mongolia Bogdo Gegen Jebzun Damba Khutuhta Zanabazar (16351723) is famous as a great artist apart from his educational, religious and political activities. The researchers call him Mongolian Michelangelo, since the sculptural works of the artist are remaining unsurpassed masterpieces of Buddhist sculpture art of the new time. Zanabazar managed to create his own unique art style, where the not only Buddhist iconographic ideals were embodied but also the view, beliefs and aesthetics of the Central Asia's nomads were miraculously survived. His artistic activity was an organic fusion of the philosophical depth of the ancient Indian teachings of the Buddha and the expression of the artistic traditions of the Scythian-Siberian animal style.

The papers present methodological approaches of the identification of national and individual style in the Buddhist fine art on the example of the works of the great Mongolian artist Zanabazar (1635-1723). The ancient nomadic pictorial traditions of Central Asia mingled with the power of his talent to portend the new history of the Mongols, when the ferocious warrior transformed into a contemplative philosopher under the influence of Buddhism. Art-intrigue is that the archaic signs of the Mongolian seals - tamga, which served for Zanabazar as an aesthetic "brick" and skele-

109

| 4 (33) 2018 |

Сурун-Ханда Дашинимаевна СЫРТЫПОВА / Surun-Khanda SYRTYPOVA

| Метаморфозы или конвергентность: код Дзанабазара и UC идеограмма Лайк / Metamor -phosis or Convergence: Zanabazar's Code and Web Ideogram of Like Sign |

ton of its creations, are coinciding with some code meanings of the contemporary.

Key words: Zanabazar, Mongolian art style, sources of iconography, golden spiral, elements, ever, erkhiy of the national ornament, web ideogram of like sign.

Все началось с попытки расшифровать секрет гениальности буддийского художника Дзанабазара (1635-1723). Один из величайших скульпторов мира, он волей кармы стал также первым религиозным правителем Монголии в период братоубийственных междоусобиц чингисовых потомков. Великий Пятый, то есть Далай-лама Нгаван Лобсан Гьялцен (тиб.: п§а ёЬап§ Ь1о Ь2ап§ г§уа mtsho, 1617-1682) признал его воплощением знаменитого тибетского ученого Таранатхи (1575-1634). Джебзундамба-хутухта Ундур-гэгэн1 Дзанабазар с раннего детства проявлял себя незаурядной личностью, память которого сохранила знания предыдущих рождений2. Ис-

1 Титулованное имя теократического правителя Монголии состоит из слов тибетского происхождения (rje btsun dam pa - досточтимый, преосвя-щеннейший владыка) и монгольского (qutuy-tu öndör gegen - святой высоко светлейший). Тибетский титул rje btsun dam pa был унаследован от Таранатхи, хутухтами обычно называли монгольских перерожденцев известных буддийских ученых, т.н. хубилганов (это буквальный перевод тибетского термина sprul sku - букв. тело трансформации). Но, строго говоря, хутухту есть эквивалент тибетского dam pa - букв. святой. Титул Богдо, стал использоваться в эпоху правления маньчжуров в Китае, богдо-ханами называли императоров династии Цинь. Сам художник называл себя именем, данным ему с детства, Дзанабазар (от санскр.: jnäna vajra, тиб: ye shes rdo rje - алмаз знания).

2 По свидетельству его ближайшего ученика и первого биографа, знаменитого ученого Зая-пандиты Лувсан Принлея (тиб: za ya pandita blo bzang prin

следователи творчества художника нередко называют его монгольским Микеланджело, ибо скульптурные творения мастера обладают безупречными пропорциями, ювелирной проработанностью форм и невероятной силой

" 3

эмоционального воздействия на зрителя3.

Скульптура Дзанабазара востребована у коллекционеров, высоко ценится на современном мировом арт-рынке, создаваемом деятельностью крупнейших аукционных домов, художественных галерей, художников и коллекци-онеров4. Однако теоретическое исследование 110 творчества монгольского художника лишь начато, как и монгольское изобразительное искусство в целом, остается мало описанным и слабо исследованным. Оценка ситуации Маршаком Б. И. почти полувековой давности остается актуальной и сегодня: «К сожалению, степное искусство почти неизвестно. Трудно отличить то, что сделано кочевниками, от того, что сделано для кочевников, и от того, что

las, 1645-1716) Дзанабазар был человеком очень

скромным, не слишком разговорчивым, обладал веселым нравом, и не любил, когда его восхваляли.

3 Цултэм Н. Выдающийся скульптор Дзанабадзар. Улаанбаатар, 1982, он же, Искусство Монголии с древнейших времен до начала XX века. М. 1982.

4 Скульптура Зеленой Тары (30 см.) школы Дзанабазара на аукционе Сотсбис в Париже была продана в 2014 году, уже после экономического обвала за 3,457 миллионов евро. В 2016 году на крупнейшем аукционе Чайна Гардиан в Пекине скульптура Ламы (52 см х 37 см) работы Дзанабазара была оценена в 73 млн. юаней, т.е., примерно 10,600 миллионов долларов США.

| 4 (33) 2018 |

Сурун-Ханда Дашинимаевна СЫРТЫПОВА / Surun-Khanda SYRTYPOVA

| Метаморфозы или конвергентность: код Дзанабазара и UC идеограмма Лайк / Metamor -phosis or Convergence: Zanabazar's Code and Web Ideogram of Like Sign |

Рис.1 Скульптуры Дзанабазара идеально соответствуют буддийской иконографической сетке. Зеленая Тара. Бронза, высота 70 см. XVII в. Монголия, Музей-дворец Богдо-хана, г. Улан-Батор.

сделано осёдлыми для осёдлых, но под влиянием кочевников»5. Это не мешает росту реального спроса на предметы художественного творчества монголов, но вызывает много вопросов при атрибуции музейных предметов, появляющихся в разных публикациях с неверным определением.

5 Маршак Б. И. Согдийское серебро. Очерки по во-

сточной торевтике. Серия: Культура народов Востока. М. 1971. С. 51.

Рис.2. Силуэты скульптур Дзанабазара также идеально вписываются в график золотого сечения. Зеленая Тара. Бронза, высота 70 см. XVII в. Монголия, Музей-дворец Богдо-хана, Улан-Батор.

Мерилом состоятельности художественного стиля является, прежде всего, узнаваемость, а шедевры Дзанабазара, несомненно, обладают яркой, неповторимой индивидуальностью. Появление оригинального стиля вызывает подражание и провоцирует создание копий. Как определить подлинность работы, и что создает неповторимый почерк художника-творца? Для ответа на эти вопросы нужно фундаментальное знание творчества художника, его обычных и особенных приемов. Чтобы

| 4 (33) 2018 |

Сурун-Ханда Дашинимаевна СЫРТЫПОВА / Surun-Khanda SYRTYPOVA

| Метаморфозы или конвергентность: код Дзанабазара и UC идеограмма Лайк / Metamor -phosis or Convergence: Zanabazar's Code and Web Ideogram of Like Sign |

определить характерный почерк или индивидуальный «мазок» художника, необходимо рассмотреть детали и линии, из которых слагаются его пластические или живописные творения, исследовать источники иконографии его творчества.

Первый и главный признак работ Дзанабазара - пропорциональность и композиционная завершенность произведения. Эти аспекты были детально прописаны в древнеиндийских трактатах по буддийской иконографии - в стремлении и умении все систематизировать и сосчитать выразилась национальная черта индусов (не случайно программисты индийского происхождения высоко котируются на трудовом международном рынке). Действительно, это вопросы, легко поддающиеся описанию математическим языком. Для стиля Дзанабазара характерно щепетильное соблюдение иконографических пропорций, строгое соответствие канонам. Тщательное исследование пропорций в скульптуре Дзанабазара было осуществлено Г. Пурэвбатом, известным художником, директором Института искусств Буддийского университета Гандан в г. Улан-Баторе, на предметах хранящихся в Музее изобразительных искусств им. Дзанабазара, Музее-дворце Богдо-гэгэна, Музее-храме Чойжин-ламы и в основных храмах Монголии6. Пурэвбат утверждает, что отступление от канона для Дзанабазара недопустимо, чего не скажешь о множестве лучших образцов мировой буддийской скульптуры, в которых изменение пропорций служило идейно-эстетическим целям, как например, увеличение размера головы в китайской скульптуре, воз-

вышение головных уборов в кашмирской традиции, уменьшение головы в тайской скульптуре и т. п. Достаточно строгое следование буддийским канонам было свойственно лучшим творениям непальских мастеров в стиле Пала-Сена в 1Х-Х11 вв., которые, очевидно, послужили образцом для монгольского художника. В 15-летнем возрасте он посетил Восточный и Центральный Тибет, поклонился святыням знаменитых буддийских монастырей. Вероятно, особое впечатление на него произвели скульптура и росписи монастыря Шалу -именно шалуские отголоски читаются в его манере исполнения и деталях7.

Матрица пропорций прописана в классической буддийской литературе, но наполнение деталями и декор могли трактоваться художниками в соответствии с их местными традициями. Дзанбазару удается сохранить мон- -

гольский национальный колорит, традиционные представления кочевников о красоте, органично вписав их в буддийскую иконогра-

6 Пурэвбат Г. Ундэр Гэгээний мутрын хувилгаан урлал // бндер Гэгээн Занабазар. Амьдрал, ев. Ула-анбаатар, 2015. P. 46-96.

7 Монастырь Шалу (тиб.: sha lu) основан в 1040 г., находится в 40 км к югу от Шигатзэ, где находилась резиденция Панчен-лам. Шалу примечателен тем, что там жил знаменитый ученый Будон Рин-чендуб (1290-1364), кодификатор тибетского канона - Ганджур, 108 томов (тиб.: bka' 'gyur - Перевод Слова [Будды]) и Данжур, 225 томов (тиб.: bstan gyur - Перевод Комментариев [на Слово Будды]), автор фундаментальной «Истории буддизма». Шалу также славился архитектурой и настенными росписями, сделанными в неваро-тибето-монгольском стиле под руководством известного мастера Анико / Аранико (1245-1306) в 1305 г. по заказу монгольского князя Гунзэн Дагбы Жалцана (тиб.: kun zang drak pa rgyal tsen). См.: Vitali, Roberto. Early Temples of Central Tibet. Serindia Publications, London. Chapter Four: «Shalu Serkhang and the Newar Style of the Yuan Court». 1990. С. 89-122; Shalu Monastery [Электронный ресурс] URL: http: //www. asianart.com/associations/shalu/shalu/, дата обращения 28.05.2018.

| 4 (33) 2018 |

Сурун-Ханда Дашинимаевна СЫРТЫПОВА / Surun-Khanda SYRTYPOVA

| Метаморфозы или конвергентность: код Дзанабазара и UC идеограмма Лайк / Metamor -phosis or Convergence: Zanabazar's Code and Web Ideogram of Like Sign |

фию. Его герои полны скрытой энергии движения, словно схваченные удачным фотокадром. Очарование скульптуры богини Зеленой Тары в ассиметричной линии движения, которую создает ее силуэт, в формуле ускоряющегося движения золотой спирали, что подтверждает эпитет Зеленой Тары «Быстродействующая» (тиб. : myur mdzad ma) - богиня спасает как «скорая помощь» (Рис. I-26a). Однако художник неизменно использует закон золотого графика не только в данной скульптуре, но всех своих работах.

Рассмотрим особенности декоративных приемов мастера. Во-первых, одеяния божеств Дзанабазара следуют индо-непальской традиции - одежда плотно облегает тело, не скрывая, а как бы обнажая фигуру. Дальневосточная, китайская традиция максимально скрывает тело развевающими шелковыми покрывалами, так, у Будды Шакьямуни обычно прикрыты оба плеча верхней накидкой уттарасан-гой.

Во-вторых, детальное разложение декоративных элементов в творениях Дзанабазара обнаруживают удивительную экономность средств. Совершенно роскошные украшения божеств Дзанабазара состоят из одних и тех же, чрезвычайно простых элементов: бусин, колец, спиральных завитков, цветочных розеток, но их всевозможные комбинации создают невероятное разнообразие и богатство убранства. Тончайший гравированный узор на одеждах скульптурных божеств состоит из одних и тех же колец и завитков спирали. Однообразие элементов позволяет рассматривать их как две формы спирали - с равномерным шагом и с динамичным. Приведенные примеры свойственны всем работам мастера из первого

списка8 - шедевры можно увидеть в столичных музеях, на алтарях монастыря Гандан в Улан-Баторе, они широко известны также по публикациям Н. Цултэма. В таблице 1 представлены фрагменты произведений Дзанабаза-ра. Например, археологические открытия монастыря Сарьдагийн хийд (тиб.: ri bo dge rgyas gling)9 заложенного Дзанабазаром в 1654 г. (в возрасте 19 лет), свидетельствуют о существовании определенной моделирующей схемы на самых ранних этапах его творчества. В развалинах обнаружено большое количество скульптур будд и элементов декора из глины, добыча которой осуществлялась поблизости. Скульптуры хранят неповторимый почерк Дзанабазара, они выглядят как многочисленные эскизы тех крупных бронзовых скульптур, которые сегодня хранятся в музеях и храмах,

их пропорции соответствуют золотому сече- -

нию, а узоры сдержанных декоративных деталей сложены из знакомых завитушек бараньих рог, т.е. спирального атома эрхий. Сарьдагийн

8 Список произведений Дзанабазара, происхождение которых не вызывает сомнений, был составлен монгольскими учеными в середине ХХ века. Он состоит из 8-15 наименований, включающих, в том числе, комплектные произведения, это скульптурные и другие культовые буддийские предметы, главные святыни монголов, хранящиеся в храмах и монастырях. Некоторые из них после социалистического переустройства переданы в государственные музеи страны. (Улзий О., Цэрэнсодном Д., Би-ра Ш., Цултэм Н. и др.).

9 Летом 2014 г. в глухой тайге, горах Хэнтэй-хана

монгольские ученые нашли остатки затерянного в тайге монастыря. Материалы раскопок опубликованы в издании Института истории и археологии АНМ Чулуун С. Номын их хурээг нээсэн нь -Сарьдагийн хийдийн судалгаа. Улаанбаатар, 2015.

| 4 (33) 2018 |

Сурун-Ханда Дашинимаевна СЫРТЫПОВА / Surun-Khanda SYRTYPOVA

| Метаморфозы или конвергентность: код Дзанабазара и UC идеограмма Лайк / Metamor -phosis or Convergence: Zanabazar's Code and Web Ideogram of Like Sign |

хийд в 1688 г. был разрушен войсками Галдан-Бошогту-хана (1644 — 1697)10.

Если мы зададимся вопросом, что служило ему образцами для создания декора, отличного от великих художественных традиций Индии, Непала, Китая, Тибета, то должны обратиться к монгольской народной традиции декорирования предметов. Даже приблизительный обзор предметов искусства монгольского происхождения показывает, что базовые элементы изобразительных средств местных мастеров остаются неизменными на протяжении тысячелетий. Этнический орнамент, подобно архаичным языческим культам, является одним из самых консервативных явлений, обладает способностью «не терять лица» с течением времени, сохраняя присущие ему формы и колорит.

У монголов выделяется элемент кольцо (монг.: онги) и спиральный завиток (монг.: наран эургуулгэ, эвэр, эрхий), разновидности которых тысячелетиями сопровождают кочевников Великой Степи. Эти составляющие элементы монгольского орнамента встречаются на изобразительных памятниках, возраст которых исчисляется около трех-пяти тысячеле-

10 Галдан Бошогту-хан (1644-1697) - военно-политический лидер джунгарских родовых сообществ, вел очень активную деятельность за объединение монгольских племен и территорий. Был одним из самых талантливых и амбициозных духовых учеников Далай-ламы Пятого (1617-1682), однако снял монашеские обеты и предпочел путь военного решения конфликтов между потомками Чингис-хана за сферы влияния. Считается, что был противником усиления влияния маньчжурского двора на монгольских территориях. Приходился двоюродным братом Дзанабазара по материнской линии.

тия . Архетипы монгольской изобразительности обнаруживаются в древних тамгах12, архаичных знаках собственности, в наскальных изображениях, петроглифах Монголии и Центральной Азии, выполненных в разной технике: стежке и аппликации, выколотке по металлу, гравировке, резьбе, насечке, литье и т.п. (См.: Табл.Г).

Модификацией элемента эрхий можно считать знаки огня (монг.: гал) и удил или Б-образного крюка (монг.: зуузай /дэгрээ), которые также имеют широкое распространение и были отмечены на ключевых для монголов исторических местах Биндэрийн Рашаан хад; Говь Алтай, Цагаан голын хад; Ховдын Бай-шин узуурийн Цагаан толгой; Налайхын То-ньюкукын хешее; Бигэрийн Хар Аараг; Хэн-тийн Салбарын ханан, Ховд, Алтай сум, Ямаан

114

11 Руденко С. И. Культура хуннов и ноинулинские курганы. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1962; Пэрлээ Х. Халхын шинэ олдсон цааз-эрхэмжийн дурсгалт бичиг. Монгол ба Тов Азийн орнудын соёлын ту-ухэнд холбогдох хоёр ховор сурвалж бичиг // Monumenta historica. T.VI. fasc.1. (О вновь обнаруженном письменном памятнике истории права в Монголии) - Улаанбаатар, 1974; Пэрлээ Х. Д. Монгол тумний гарлыг тамгаар хайж судлах нь // Туух-угсаатны туршиц судалгаа. Улаанбаатар, 1976; Волков В. В. Оленные камни Монголии. Улаанбаатар: Институт истории АН МНР, 1981; Новго-родова Э. А. Центральная Азия и каркасукская проблема. М., 1970, она же, Мир петроглифов Монголии. М., Наука, 1984; она же, Древняя Монголия (некоторые проблемы хронологии и этнокультурной истории). М.: Наука, 1989; Хуннугийн ев. Treasures of the Xiongnu. Ed. by G. Eregzen. Catalog published in commemoration of the 2220-th anniversary of Xiongnu Empire, Mongolia's first Great Empire. Улаанбаатар, 2011 и др.

12 Тамга - тюрко-монг. печать, знак, изначально тавро, использовавшееся для клеймения скота; а также знаки на скалах и камнях, служившие древнейшим способом мечения подконтрольной территории.

| 4 (33) 2018 |

Сурун-Ханда Дашинимаевна СЫРТЫПОВА / Surun-Khanda SYRTYPOVA

| Метаморфозы или конвергентность: код Дзанабазара и UC идеограмма Лайк / Metamor -phosis or Convergence: Zanabazar's Code and Web Ideogram of Like Sign |

Табл. I. (рисунки 1-8).

Рис.1-1. Элементы деревянного декора из монастыря Сарьдагийн хийд [Чулуун, 2015]

Рис.1-2. Корона Будды Акшобхьи. Музей изобразительных искусств г. Улан-Батор.

Рис.1-3. Колье. Зеленая Тара. Частная коллекция, Монголия.

Рис. I-4. Фрагмент, декор трона. Танка Автопортрет Дзанабазара. Частная коллекция, Монголия.

Рис.1-5. Поясная гирлянда. Белая Тара. Музей изобразительных искусств им. Дзанабазара. Монголия, Улан-Батор.

Рис.1-6. Лепесток короны. Скульптура Будда Амитаюс. Музей-храм Чойжин-ламы, Монголия, Улан-Батор.

Рис.1-7. Гравировка дхо-ти. Белая Тара. Весь декор скульптуры буквально соткан из спиралей золотой пропорции. Фрагмент рисунка на дхоти.

Рис.1-8. Виньетки на стене ступы. Музей изобразительных искусств, Монголия, г. Улан-Батор.

115

ус хад; ©мне Говь, Далаан уулын узуурт би-чиг и др. (Табл.1. Рис. 1-5)13.

Спиралеобразные петроглифы Монголии, Центральной Азии обычно трактуются

13 Пэрлээ Х. Д. Монгол тумний гарлыг тамгаар хайж судлах нь // Туух-угсаатны туршиц судалгаа. Улаанбаатар, 1976, табл. V.

как: 1) солнце, 2) вода, 3) рога животных, 4) мускулатура животных, 5) крылья хищных птиц, 6) рука человека с поднятым большим пальцем. Эти элементы сохраняются в народном орнаменте, стойкость которого в течение тысячелетий базируется, несомненно, на неизменности хозяйственного, кочевого скотоводческого уклада жизни. О семантике образа

| 4 (33) 2018 |

Сурун-Ханда Дашинимаевна СЫРТЫПОВА / Surun-Khanda SYRTYPOVA

| Метаморфозы или конвергентность: код Дзанабазара и UC идеограмма Лайк / Metamor -phosis or Convergence: Zanabazar's Code and Web Ideogram of Like Sign |

спирали, как ее понимали степняки Центральной Азии, можно судить по их названиям, используемым монгольскими ремесленниками издревле до наших дней - солнечная спираль (монг.: наран эргYYлгэ), рога (монг.: эвэр), большой палец руки (монг.: эрхий). Рисунки самостоятельных спиралей на скалах и камнях, относящиеся к эпохе неолита, обычно идентифицируются как небесные светила или вода, орнаментальные сдвоенные раппорты на коврах и других предметах домашнего обихода называют рогами, а одиночные элементы более круглой формы носят названия эрхи тамга.

Археологический материал хуннуских городищ и захоронений говорит о неизменном и доминантном присутствии спиралевидного декора в изделиях из разных материалов: глины, войлока, кожи, дерева, ткани, камня, чугуна, бронзы, сопровождавших человека при жизни и после смерти. Например, уже знаменитый войлочный ковер из хуннуской усыпальницы Ноин-уула в центральной части украшен спиралеобразной стежкой (Рис. П-6).

Хуннуский деревянный погребальный ящик покрыт орнаментом из крупных Б-образных завитков, содержащих внутри себя более мелкие Б-образные и волнообразные фигуры, составленные из спиральных же ядер (Табл. II. Рис!-9).

Мужской халат юаньской эпохи украшался орнаментом с этими же мотивами, создавая своеобразную пелерину, покрывающую плечи, верхнюю часть груди и спины (Рис. П-8). Орнамент на тканях этой же эпохи создается вышивкой из элементов эвэр, эрхий с его модификациями. Один из обнаруженных фрагментов шелка содержит орнамент со стилизованным изображением птицы, составленным из

знакомых завитков головы архара с наскальных рисунков. Второй фрагмент шелка украшен одинарными и сдвоенными завитками ро-жек (Рис. П-7).

Золотая мужская серьга эпохи Юань, выполненная на основе выколотки, украшена рельефным рисунком зернью, углубления которого заполнены вставками из бирюзы и лазурита. Серьга состоит из двух частей, верхняя -округлой формы с большим каплевидным глазком в центре, вставка - лазурит, пять круглых глазков из бирюзы (утрачены) посажены на завитушки хорошо знакомой подспираль-ной формы. От нее отходят две ножки, выложенные зернью полукругом для вставки (одна вставка из бирюзы, вторая утрачена). Силуэт серьги создан комбинацией нескольких завитков в форме эрхий (Рис. П-10).

Как мы видели на упомянутых выше -

примерах, базовым для монгольского орнамента является элемент спирали и носит название наран, эвэр, эрхий - букв. солнце, рога животных, большой палец руки. Это символы, обозначения триединства составляющих благополучие и жизнеспособность человека разумного и умелого. Спиралеобразный завиток эрхий означает не только мускульную силу руки человека, но и указывает на безграничный потенциал мастерства и умения человека. Человека искусного по-русски называют «рукастым», монголы говорят «имеющий правильный большой палец» (эрхийдээ ЗYйтэй). Значение поднятого большого пальца в современном мире как знака одобрения, согласия, высшей похвалы стало общим для всех людей с распространением интернет и созданием универсального пиктографического кода.

| 4 (33) 2018 |

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сурун-Ханда Дашинимаевна СЫРТЫПОВА / Surun-Khanda SYRTYPOVA

| Метаморфозы или конвергентность: код Дзанабазара и UC идеограмма Лайк / Metamor -phosis or Convergence: Zanabazar's Code and Web Ideogram of Like Sign |

Таблица II (рисунки 1-8).

Рис.11 -1. Элемент, образующий рога оленей на оленных камнях. Прорисовка СС.

Рис. II -2. Фрагмент петроглифа. Голова архара, горного козла.

Рис. 11-3. «Эрхий» элемент оранмента принят в качестве родового логотипа в семье художника и искусствоведа Батчуулу-на Л.

Рис. 11-5. Кольцо или круг и спиралеобразный завиток чаще других элементов присутстует в древних монгольских тамгах и имах, использовавшихся для метки скота и территорий

Рис. II-6. Хуннуский ковер из Ноин-уула. Фрагмент орнамента

Рис. 11-7 Фрагмент орнамента из трехногой птицы, рисунок состоит из завитков и простейших элементов.

Шелк 23 х 22 см. из курганов Ноин-уула, Батсумбэр сомон, захоронение 1.

Рис. 11-4. Жест руки с поднятым большим пальцем (монг. эрхий) знак поощрения, искусс-ности и созидательной силы человека.

117

Рис. 11-8 Вышивка верхней части халата хун-нуской эпохи состоит из комбинации элемента «рога»

| 4 (33) 2018 |

Сурун-Ханда Дашинимаевна СЫРТЫПОВА / Surun-Khanda SYRTYPOVA

| Метаморфозы или конвергентность: код Дзанабазара и UC идеограмма Лайк / Metamor -phosis or Convergence: Zanabazar's Code and Web Ideogram of Like Sign |

Таблица II (рисунки 9-14).

Рис. II-9. Фрагмент узора Рис. II-10. Золотая серьга

на погребальном ящике хуннуской эпохи - S-образные завитки. Прорисовка СС.

из Тамирын Улаан-хошуун, курган 17. Архе-типичные силуэты эрхий, онги и алха составляют линейный рисунок изделия.

Монголия, Тамирын Ула-ан-хошуун, курган 17. Прорисовка СС.

Рис. 11-11. Мандала Ваджрабхайравы. Гобелен, кесы 245х209 см. Музей Метрополитен г. Нью -Йорк. Фрагмент -прорисовка орнаменто-образующего элемента: зооморфные элементы рога барана и панты оленей вписаны в спираль. Прорисовка СС.

Рис. 11-12. Фрагмент тангка Курукулли. Хара-хото. ХШ-Х1У вв. Шелк, Гос. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Цветочный узор образован из элементов спиралей. Прорисовка СС.

118

Рис. 11-13а. Ворсовый ковер с вышивкой. Шерсть, х/б, шелк. Монголия, 1950 г. Мастер Чойндом Гялав. Музей Востока, Москва.

Рис. II- 13б. Воросовый ковер мастера Ч. Гялава. Музей Востока, Москва. Фрагмент орнамента, состоящего из элемента эрхий.

Рис. 11-14а. Набор нож, огниво, палочки для еды в футлярах на "брелке" и цепочке. Серебро, коралл, сталь, кожа крокодила. Частная коллекция, Монголия.

Рис. II- 14б. Набор мужской, часть национального костюма. Фрагмент филигранного орнамента, составленного из элементов эрхий. Частная коллекция, Монголия.

| 4 (33) 2018 |

Сурун-Ханда Дашинимаевна СЫРТЫПОВА / Surun-Khanda SYRTYPOVA

| Метаморфозы или конвергентность: код Дзанабазара и UC идеограмма Лайк / Metamor -phosis or Convergence: Zanabazar's Code and Web Ideogram of Like Sign |

Третья особенность работ Дзанабазара состоит в том, что кроме сочетания иконографической буддийской каноничности с местными художественными традициями скульптурные и живописные работы Дзанабазара органично вписываются в универсальные «золотые» пропорции Фибоначчи. Моделированные Дзанабазаром предметы состоят из «золотой спирали» разных проекций, от мельчайших декоративных деталей, до составных звеньев и композиции в целом. Он использует исключительно два элемента, два базовых типа спирали, известные нам из математики. Первый тип спирали был открыт Архимедом в III веке до н. э., впервые давшим определение спирали. Спираль - это графическая траектория движения ядра; если движение равномерное, то расстояние между витками остается одинаковым; тогда это спираль Архимеда, и она отражает равномерную ритмичность (Рис.Ш-1). Если

движение происходит с ускорением, мы получаем последовательность чисел, получивших название ряда Фибоначчи, и ее графическое выражение - логарифмическую спираль (1:1, 3:5, 5:8, 8:13, 13:21 и т.д.). Соотношение мер согласно этому числовому ряду, дает идеальные для эстетического восприятия пропорции - так называемое золотое сечение. График такого сечения называют также золотой спиралью (Рис.Ш-2). Коэффициент идеальных соотношений (1,618 или 0,618), признанный универсальной формулой красоты, был вычислен итальянским математиком, Леонардо Пизан-ским (1170-1250), известным по прозвищу Фибоначчи. Это соотношение, на котором построена биологическая жизнь на Земле и вероятно, мироздание всей вселенной, и это универсальная величина роста, развития в природе (Рис.Ш-1, Ш-2).

119

Таблица III (рисунки 1-4).

Рис.Ш-1. Спираль Архимеда - это траектория равномерного ритмичного движения.

Рис.Ш-2. Логарифмическая спираль (Фибоначчи) - это траектория движения с равномерно нарастающей скоростью.

Рис.Ш-3.

Данный вид спирали самый распространенный в природе.

Рис.Ш-4. Пропорциональное телосложение человека также подчинено коэффициенту 0,618

| 4 (33) 2018 |

Сурун-Ханда Дашинимаевна СЫРТЫПОВА / Surun-Khanda SYRTYPOVA

| Метаморфозы или конвергентность: код Дзанабазара и UC идеограмма Лайк / Metamor -phosis or Convergence: Zanabazar's Code and Web Ideogram of Like Sign |

Итак, для художественной традиции центральноазиатских кочевников было присуще использование элементарного графического знака, который у монгольских ремесленников носит название «печати большого пальца» (монг.: эрхий тамга) и является символом мастерства, искусности человека. Конфигурация тамги не что иное, как универсальная кривая, названная В. Гёте «кривой жизни», ибо она присуща всему живому миру на земле. Это архаичное изображение в виде завитка спирали служило ключевой моделью и основой всего декора в произведениях Дзанабазара. То, что данный знак совпадает с изображением «золотой спирали» на малых математических значениях, можно понимать как способность «считывания» универсальной информации, кода жизни во Вселенной, которым обладали гениальные дети Природы, такие великие художники в истории человечества, как Леонардо да

Винчи и Дзанабазар. Интересно, что жест поднятого пальца не во всех культурных традициях считывается однозначно, тем не менее, в современных информационных средствах общения изображение поднятого пальца стало унифицированным, международным знаком согласия, одобрения и поддержки. Знак, перевернутый вниз, принимает противоположное значение, что также соответствует логике гармонии в Природе, так как развитие не может быть бесконечным, и на определенным этапе происходит так называемый эффект схлопыва-ния, обнуляющий все результаты до абсолютной сущности - пустоты (шуньяты). Таким образом, совпадение разновременных кодов и знаков, несомненно, заложено, как в изменчивости, трансформации и метаморфозах проявлений бытия, так и в конвергентности мышления представителей Homo Sapiens.

120

| 4 (33) 2018 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.