Научная статья на тему 'Метамодель систем оперативно-диспетчерского управления сложными крупномасштабными организационно-техническими объектами'

Метамодель систем оперативно-диспетчерского управления сложными крупномасштабными организационно-техническими объектами Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
136
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРУПНОМАСШТАБНЫЙ ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ / СИСТЕМА МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / СТОИМОСТЬ ОЖИДАНИЯ / ДИСЦИПЛИНЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ / ОПТИМАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПРИОРИТЕТОВ / LARGE-SCALE PROJECT MANAGEMENT / QUEUING SYSTEM / THE COST OF WAITING / THE SERVICE DISCIPLINE / THE OPTIMAL ASSIGNMENT OF PRIORITIES

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Задорожный Владимир Николаевич, Тулубаев Дмитрий Анатольевич

Предлагается метамодель систем оперативно-диспетчерского управления, представляющая собой «обобщенную» систему массового обслуживания с большим числом классов заявок и с параметрами классов, рассматриваемыми как случайные величины. Выявляются измеримые ключевые характеристики объекта управления, определяющие целесообразность разработки и внедрения приоритетных дисциплин обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Задорожный Владимир Николаевич, Тулубаев Дмитрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Metamodel of complicated large-scale systems to control organizational and technical objects

The metamodel of complicated large-scale systems to control organizational and technical objects is proposed. The metamodel describes technical systems as "generalized" queuing system containing a big number of entity classes and class parameters, which considered as random variables. The key measurable characteristics of the object, the feasibility of developing and implementing priority service disciplines are determined based on the metamodel.

Текст научной работы на тему «Метамодель систем оперативно-диспетчерского управления сложными крупномасштабными организационно-техническими объектами»

величины сжатия и «текущей» степени расширения, определена работа расчетно-графическим методом и путем интегрирования;

— дан пример построения индикаторной диаграммы бензинового двигателя и ее анализ;

— для экспериментального определения давления в цилиндре двигателя предложена конструкция тензометр ического датчика, позволяющая дополнительно определять техническое состояние двигателя.

Библиографический список

1. Автомобильные двигатели [Текст] / Под ред. М. С. Ховаха. — М.: Машиностроение, 1977. — 591 с.

2. Письменный, Д. Т. Конспект лекций по высшей математике : полный курс [Текст] / Д. Т. Письменный. - М. : Айрис-пресс, 2007. - 608 с.

3. Коньков, А. Ю. Средства и метод диагностирования дизелей по индикаторной диаграмме рабочего процесса: моногра-

фия [Текст] / А. Ю. Коньков, В. А. Лашко. - Хабаровск : ДВГУПС, 2007. - 147 с.

МАКУШЕВ Юрий Петрович, кандидат технических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Теплотехника и тепловые двигатели» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. Адрес для переписки: e-mail: makushev321@mail.ru ПОЛЯКОВА Татьяна Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии.

Адрес для переписки: e-mail: ta__polyakova@mail.ru МИХАЙЛОВА Лариса Юрьевна, аспирантка кафедры «Локомотивы и подвижной состав» Омского государственного университета путей сообщения. Адрес для переписки: e-mail: makushev321@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.09.2010 г. © Ю. П. Макушев, Т. А. Полякова, Л. Ю. Михайлова

УДК 681.3.06 в. Н. ЗАДОРОЖНЫЙ

Д. Л. ТУЛУБАЕВ

Омский государственный технический университет

ООО «Востокнефтепровод», г. Братск

МЕТАМОДЕЛЬ СИСТЕМ

ОПЕРАТИВНО-ДИСПЕТЧЕРСКОГО

УПРАВЛЕНИЯ СЛОЖНЫМИ

КРУПНОМАСШТАБНЫМИ

ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИМИ

ОБЪЕКТАМИ

Предлагается метамодель систем оперативно-диспетчерского управления, представляющая собой «обобщенную» систему массового обслуживания с большим числом классов заявок и с параметрами классов, рассматриваемыми как случайные величины. Выявляются измеримые ключевые характеристики объекта управления, определяющие целесообразность разработки и внедрения приоритетных дисциплин обслуживания.

Ключевые слова: крупномасштабный объект управления, система массового обслуживания, стоимость ожидания, дисциплины обслуживания, оптимальное назначение приоритетов.

Введение

В сложных крупномасштабных объектах управления (ОУ), таких, как электроэнергетические системы, аэродромы, магистральные нефтепроводы, крупные предприятия и организации, суммарный поток сигналов (заявок), обрабатываемых (обслуживаемых) оперативно-диспетчерским персоналом (ОДП), естественно рассматривать как пуассонов-ский поток, и измерения подтверждают правомерность такого подхода [ 1 ]. Однако предположение об экспоненциальном распределении времени обслуживания заявок (имеющем равный единице коэффи-

циент вариации — к.в.) уже не выглядит столь естественным. Сложный крупномасштабный объект порождает множество классов заявок, которые существенно различаются по трудоемкости их обслуживания, интенсивности поступления, потерям, возникающим в результате задержек при обслуживании, и т.д. Разные классы заявок могут характеризоваться разными свойствами времени обслуживания: оно может быть близким к константе, то есть иметь к.в., близкий к нулю, или, в силу наличия разветвлений в алгоритме обработки, иметь к.в., заметно превосходящий единицу. Поэтому, рассматривая далее работу ОДП с позиций теории массового обслуживания, будем

исходить из наличия в системе большого числа пуас-соновских потоков (классов) заявок, которые могут существенно различаться характеристиками времени обслуживания и другими параметрами. Типовыми формализмами, позволяющими оптимизировать работу ОДП в условиях случайных потоков заявок, являются системы массового обслуживания (СМО). Если в СМО поступает нескольких классов заявок, то учитываются заданные для этих классов ограничения на время ожидания заявок в очередях, и отыскиваются дисциплины обслуживания, позволяющие наилучшим образом учесть эти ограничения.

Вместе с тем, для оптимизации дисциплин обслуживания существующими методами требуется точно определять числовые параметры СМО — средние значения и к.в. времени обслуживания заявок разных классов, стоимости нарушения ограничений по времени ожидания, интенсивности потоков и т.д., что приводит к широкому распространению приоритетных дисциплин в цифровых системах управления [2, 3], но не в системах организационно-технических, где «устройствами», обслуживающими заявки, являются люди. Это приводит к повсеместной утрате (не использованию) такого эффективного ресурса, как оптимизация управления очередями, и делает весьма актуальной задачу разработки методов оптимизации, основанных на качественных данных о сложных объектах. Для решения этой задачи в статье разрабатывается и исследуется метамодель приоритетных СМО с большим числом классов заявок, и выявляются качественные ключевые характеристики ОУ, позволяющие оценивать перспективность различных дисциплин обслуживания и предпринимать соответствующие шаги для их внедрения.

1. Типовая стоимостная модель качества обслуживания

Рассмотрим СМО с п пуассоновскими потоками (классами) заявок, имеющими интенсивностиX,,... Дп. Пусть в к-м классе время обслуживания заявки характеризуется средним Ьк и вторым начальным моментом Ь<2>, а штраф за единицу времени ожидания заявки в очереди составляет ск условных единиц (к = 1,..., п). Эффективность обслуживания оценивается средним за единицу времени штрафом

■Ckwt

(1)

2(1-Я) 2(1 - R) к = 1,..., п,

2(1-Я)

(2)

В{2) = Л-1^А.кЬ[2) — второй момент времени обслужи-к

вания такой заявки,

V— коэффициент вариации (к.в.) времени ее обслуживания.

Ввиду однотипности заявок внутри любого из классов к= 1,..., п принято считать к.в. Ук их времени обслуживания ограниченными достаточно узкими пределами, например, 0 < < 1, или 0<Ук<2, и т.д.

Для бесприоритетного обслуживания Р = .Р0 = к к

При использовании приоритетного обслуживания каждому потоку к присваивается приоритет рке {1,2, ..., п} (разные потоки имеют разные приоритеты). Приоритет рк потока к будем считать старшим по отношению к приоритету ру потока /, если рк>рг При дисциплине относительных приоритетов [2] время определяется формулой:

IM>J

(2)

Л в{

(2)

где

2(1-£,_>)(!-Д,) 2(1(1-Я,

Rk= Хрм Д*-1 = Д*-Р*'

ieP(Jt)

(3)

а множество индексов Р (к) включает номера потоков с приоритетами, не меньшими, чем рк. При дисциплине абсолютных приоритетов (с до обслуживанием прерванных заявок)

W. = W.)

= Rk-A 1 -Rk_{ ' 2(\-Rk^)(\-Rk)

2>,ь,(2)

ieP(k)_

(4)

где мгк — стационарное среднее время ожидания заявок к-то класса.

При бесприоритетном обслуживании время для всех к одинаковое и определяется формулой Полла-чека-Хинчина [2 — 4]:

АВ(2) _лб2(1 + У2)_ Д-^2(1 + У2)

Штраф при относительных приоритетах и штраф Р=Р2 при абсолютных приоритетах определяется формулой (1) при мгк, заданных, соответственно, соотношениями (3) и (4).

Для построения методов, позволяющих корректно сравнивать эффективность приоритетных дисциплин на основе качественных данных о сложных объектах, далее формулируется и исследуется соответствующая метамодель СМО.

2. Метамодель приоритетной системы массового обслуживания

2.1. Определим приоритетную СМО тройкой

S = <Q, ос, у>,

(5)

где Л — Л, +... + Хп — интенсивность суммарного потока заявок,

Я = ЛВ = р1 + ... + рп<1 — суммарный коэффициент загрузки,

Рк= ^ А — коэффициент загрузки системы заявками класса к,

В = Л-1 ХкЬк — среднее время обслуживания «произ-

к

вольной» заявки,

где & — параметры ОУ,

а — быстродействие обслуживающего устройства, уе {0, 1, 2, ...} — индекс дисциплины обслуживания (у = 0 соответствует бесприоритетному обслуживанию, у = 1 — дисциплине относительных и у = 2 — дисциплине абсолютных приоритетов). Параметры £1 определим пятеркой

Q= <п,А, х¥, V, С >,

(6)

где п — число классов заявок,

Л= (А,1Г..., Хп) —интенсивности потоков, соответствующих классам 1,..., л,

\Р = (\|/1,..., \|/п) — средние трудоемкости обслуживания (объемы) заявок в классах 1,..., п,

(V,, уп) — к.в. объемов заявок в классах 1, п, С — (с,, ..., сп) — штрафы в этих классах за единицу времени ожидания заявки.

Поток заявок любого класса «по умолчанию» пуассоновский.

Очевидно, при заданном в (5) быстродействии а вектор объемов 4х определяет все Ьк = \|/к/а и, вместе с вектором V, — все Ь(2) = (1 + у2к)\у2к/а2. Быстродействие а должно лежать в диапазоне ос>ост1п, где ат1п определяется условием существования стационарного режима

Я = ^ -кЪк < 1, из которого вытекает ^ < 1,

. При a>ccmin имеем R< 1.

В целях выявления общих закономерностей приоритетного обслуживания, не связанных с конкретными значениями параметров Л, V и С, будем рассматривать эти параметры как случайные векторы. В первом приближении все скалярные компоненты одного и того же вектора можно рассматривать как имеющие одно и то же распределение вероятностей независимые непрерывные неотрицательные случайные величины (сл.в.). Например, вектор Л состоит в этом случае из л независимых сл.в. Х],..., Хп, описываемых одной и той же плотностью вероятностей (п.в.) 4(0. Аналогично векторы Ч*, Уи С могут описываться п.в. / (Ц, /,(£) и/(£) соответственно. В ряде случаев, представляющих практический интерес, можно вводить зависимости между параметрами одного и того же класса заявок. Компоненты ук вектора V ограничим условием 0<Ук<2. В качестве типичной п.в. / (£) можно использовать треугольную п.в., заданную на отрезке (0, 2) с модой в точке £ = 1.

Оценки эффективности приоритетного обслуживания (при у>0) будем искать при условии оптимального назначения приоритетов, обеспечивающего минимальный штраф за ожидание. Показатели и £2 эффективности введения относительных и абсолютных приоритетов определим в виде = и £2 = Р0/Р2 соответственно. Как функции случайных векторов и £2 являются сл.в. Для исследования их математических ожиданий (м.о.) и других характеристик будем наряду с аналитическими методами использовать статистическое моделирование. В последнем случае при заданном п одна реализация параметров Л, ¥,УиС определяет соответствующую реализацию показателей И/, и^ к, ш2к, И{У и £2

сразу для всех а, пробегающих диапазон ос>агпт, то есть сразу для всех Я < 1. Усредняя значения перечисленных показателей по множеству реализаций, получаем оценки их м.о. = ..., = и

12=1лщ-

Параметр п в (6) представляет собой переменную, которая в сложных ОУ может принимать достаточно большие значения.

2.2. Из определения показателя с учетом формул (2) и (3) вытекает, что он не зависит от V:

к

АВ

(2)

2(1 -ЩЬ

АВ['

Анализ последнего выражения в (7) показывает, что при фиксированном R (определяемом соответствующим значением а) для любой константы h>О замена вектора С = (с,,..., сп) вектором hC = (hct,..., hcn) не приводит к изменению показателя который, таким образом, инвариантен по отношению к масштабным преобразованиям вектора С. Следовательно, с точки зрения показателя ^ все п.в. /.(£), совпадающие с точностью до их масштабного преобразования, эквивалентны. Аналогичное утверждение справедливо в отношении векторов Л, ¥ и их п.в. fx(t), / (í). Одной из возможных интерпретаций масштабных преобразований сл.в. Л, С и соответствующих масштабных преобразований п.в. fx(f) ,/,(£)-f (t) является изменение единиц измерения времени, объема и стоимости. Естественно, оно не влияет на безразмерный показатель К аналогичному выводу приводит и анализ показателя за исключением того, что он зависит от V (тоже безразмерного). Инвариантность показателей ^ и £2 по отношению к масштабным преобразованиям п.в. /х(£), / (f) и fc(t) учитывается далее путем нормировки этих п.в. условием равенства их м.о. единице: М(Х) = М(\|/) = М(с) = 1.

3. Потенциал аналитических исследований метамодели

Возможности продуктивного использования предложенной метамодели для получения нетривиальных аналитических результатов продемонстрируем на следующем примере выявления особенностей обслуживания при большом числе п классов заявок. В выражении штрафа для бесприоритетной системы

Xкск положим все ск равными единице. Тогда,

к

учитывая (2), а также определение интенсивности Л и формулу Литтла [3], получаем: Р() = И/Л = 1 = = (\ + У2)Я2/(\- К]/2, где I — средняя длина совокупной очереди заявок. Отсюда следует, что значения Р0 и Ь при фиксированном Я могут быть сколь угодно велики, если сколь угодно большим может быть к.в. V.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исследуем, какие свойства сложного ОУ могут предопределять рост совокупного к.в. У (заметим, что в каждом классе заявок их к.в. ограничены условием Ук<2). Рассматривая при л—><*> компоненты векторов Л, 4х и С как независимые выборки из распределений А^М находим, что

Ы2, л

v2+\ = ^ = -—^---

в2 / 42

л-^А

л~'5>А2 —

nnk М(А,)М(Ал|/2)

M2(Xv|/)

Rk_])(\- Rk)

(где для сл.в. стрелка обозначает сходимость по вероятности) и, следовательно, вероятность выполнения неравенства

I

(1 -Щ\ск

^mwm(V)

М2(Ал|/)

(8)

с ростом п сходится к единице. При независимых Л и \(/ полученное неравенство превращается в тривиальное

Таблица 1

Зависимость от п показателей эффективности диспетчеризации

п Независимые параметры К = А/\|!к

L V2 L V2 §1 L V2

2 0.79 2.18 1.23 3.31 3.22 11.9 1.30 3.79 2.28 8.11 1.27 1.82

10 0.97 2.87 1.50 4.70 5.50 21.0 1.60 11.1 11.8 46.5 1.57 5.62

20 1.01 3.04 1.54 4.90 6.79 26.1 1.65 14.5 16.4 64.7 1.63 8.98

50 1.05 3.19 1.57 4.98 7.13 27.5 1.71 15.2 22.7 89.7 1.71 16.4

100 1.06 3.25 1.59 5.21 7.65 29.6 1.76 17.5 28.8 114.3 1.78 32.3

соотношение: V2 > ^-1, или У2>0. Однако для М2(¥)

зависимых X, \j/ неравенство (8) порождает сразу целый класс качественных признаков, которые в соответствующих практических случаях позволяют прогнозировать высокие к.в. V без проведения детальных обследований ОУ.

Действительно, пусть, например, в конкретном ОУ о векторах АиТ известно, что их компоненты связаны соотношением = Л (или Хк = А/\ук, или все одинаковы), где А>О — некоторая константа. Тогда из (8) вытекает, что для больших п с высокой вероятностью выполняется соотношение

y2^W)M(¥)_1 = M , (9)

А

Поскольку по условиям нормировки M(\j/) = 1,.

00

уточним свойства м.о. M(\j/_1)= Jt~lfy(t)dt. Очевидно,

о

что если при t = 0 п.в./¥(£)>0 и непрерывна справа, то М(\}/_1)=оо. Отсюда, учитывая (9), заключаем, что связь Xk\\fk = А для широкого класса распределений f^(t) приводит с ростом п к неограниченному возрастанию к.в. V, и, вместе с ним, к неограниченному возрастанию L и F0. Можно показать, что аналогичное заключение справедливо для любой связи вида Хк = Ау/ с коэффициентом нелинейности Ре [1, 3), а также, при достаточно общих условиях, для стохастической связи Xk = z/\\fk, где z>О — независимая сл.в. Таким образом, если между компонентами Хк, \ук векторов Л, имеет место достаточно свободно трактуемая (и вполне естественная) зависимость типа «чем выше средняя в классе трудоемкость заявок, тем реже они поступают», то при большом числе п потоков можно предполагать наличие высоких значений V2, F0 и L (и, соответственно, ожидать получения хорошего экономического эффекта от оптимизации управления очередями). Кстати, заметим, что рост V2 приводит к эффектам, сходным с обнаруженными экспериментально в 1993 г. в Интернете эффектами так называемого фрактального трафика [5, 6].

Объем статьи не позволяет продемонстрировать возможности выявления и анализа на основе мета-модели других ключевых характеристик и привести соответствующие результаты. Частично они отражаются в следующем разделе.

4. Потенциал аналитико-статистических исследований

Использование аналитико-статистических методов для исследования рассматриваемой метамодели

позволяет переводить качественные суждения теории приоритетных СМО на язык обоснованных количественных оценок. Перечислим кратко результаты первых шагов, сделанных в этом направлении.

4.1. Статистические эксперименты показывают, что выявляемые ключевые характеристики ОУ Щ оказывают, как правило, несравненно более заметное влияние на эффективность диспетчеризации очередей, чем вид распределений векторов параметров. С учетом этого данные экспериментов приводятся ниже для экспоненциальных п.в. итРе_ утольной п.в. /,(£).

4.2. Асимптотические свойства, найденные выше при п начинают проявляться уже при небольших л. В качестве примера в табл. 1 при Я = 0.5 приводятся средние значения показателей I, V2 и

для случая независимых компонент векторов Л, Ч', V и С и для двух видов связи между Л,^ и Х]/^.

4.3. Установленная аналитически возможность преобразования численных оценок, полученных при конкретном Я (например, при Д = 0.5, как в табл. 1), в выражения с аргументом Я, позволяет на порядок ускорить и упростить исследования, основанные на статистических экспериментах.

4.4. Результаты, приведенные в табл. 1, получены при условии оптимального назначения приоритетов. Известно [3], что при относительных приоритетах их назначение является оптимальным, когда приоритеты рк возрастают у потоков к в порядке роста показателя ск/Ък («правило с/Ь»). Для абсолютных приоритетов правило оптимального назначения приоритетов в настоящее время не найдено [2 — 4]. В [4] «правило с/Ь» рекомендуется применять и в случае абсолютных приоритетов как «неплохую эвристику».

При исследовании метамодели разработан поисковый метод оптимального назначения абсолютных приоритетов и «правило с/Ь» протестировано на большом числе реализаций метамодели при различных значениях ключевых факторов. Установлено, что в решениях по «правилу с/Ь» показатель отличается от оптимального в среднем на доли процента, а максимальные отличия лежат в пределах процента. Обоснованное таким образом применение «правила с/Ь» позволило на порядки сократить общую длительность экспериментов за счет ускорения оптимизации абсолютных приоритетов, выполняемой для вычисления в каждой реализации метамодели.

4.5. Предложены алгоритмы оптимального назначения смешанных приоритетов по критериям, учитывающим среднее время ик пребывания заявки в системе и ограничения типа (или и.к<и\), нарушение которых может приводить к катастрофическим последствиям. Сформулированы практические реко-

мендации по оптимизации очередей в сложных ОУ и по расчету соответствующего экономического эффекта.

Заключение

Эксплуатация крупномасштабных объектов в современных условиях, несмотря на непрерывное повышение уровня автоматизации, характеризуется существенным ущербом, возникающим по причине задержанной или неправильной реакции персонала в штатных или аварийных ситуациях. Применение предложенной в статье метамодели на практике позволяет оценить тот экономический эффект, который можно получить за счет оптимизации диспетчерского управления. Так, рассчитанные в табл. 1 средние значения показателей и \г показывают, во сколько раз можно уменьшить ущерб за счет реализации соответствующих дисциплин обслуживания. Накапливаемые в отраслевых базах данных сведения позволяют постепенно адаптировать метамодель и превращать ее в отраслевые, хорошо структурированные математические модели.

В настоящее время разрабатывается методика использования метамодели в подготовке оперативно-диспетчерского персонала нефтепроводов. На основе метамодели могут рассчитываться объективные оценки значимости ряда квалификационных характеристик персонала (процент действий, выполняемых правильно, невыполняемых или неправильных, выполняемых с опозданием и т.д. [7]). Оценки значимости позволяют оптимизировать сценарии учебных занятий на компьютерных имитационных тренажерах [8]. Результаты, получаемые с помощью метамодели, позволяют формулировать рекомендации и для проектировщиков автоматизированных систем управления.

Библиографический список

1. Меркурьев, Г.В. Оперативно-диспетчерское управление энергосистемами / Г. В. Меркурьев ; под научн. ред. главного

диспетчера ЦДУ ЕЭС России А. Ф. Бондаренко. — СПб : Центр подготовки кадров энергетики, 2002. — 116 с.

2. Основы теории вычислительных систем // С. А. Майоров и др. — М. : «Высш. школа», 1978. — 408 с.

3. Клейнрок, Л. Вычислительные системы с очередями / Л. Клейнрок ; пер с англ. под ред. Б. С. Цыбакова. — М. : Мир, 1979. - 600 с.

4. Рыжиков, Ю.И. Компьютерное моделирование систем с очередями: курс лекций / Ю. И. Рыжиков. — СПб.: BKA им А.Ф. Можайского, 2007. — 164 с.

5. Задорожный В. Н. Предпосылки создания фрактальной теории массового обслуживания // Омский научный вестник, 2010. - №2(90) - С.182-187.

6. Столлингс, В. Современные компьютерные сети / В. Стол-лингс. 2-е изд. - СПб. : Питер, 2003. - 783 с.

7. Будовский, В. П. Обеспечение надежной работы операторов — субъектов оперативно-диспетчерского управления при аварийных ситуациях в энергосистеме / В. П. Будовский. Оперативное управление в энергетике. Подготовка персонала и поддержание его квалификации, 2006. — №4 — С. 11—21.

8. Тулубаев, Д. А. Имитационная компьютерная модель-тренажер системы диспетчерского управления магистральным нефтепроводом / Д. А. Тулубаев. — Имитационное моделирование. Теория и практика // Материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции по имитационному моделированию и его применению в науке и промышленности (ИММОД 2005). Том II. - СПб :ФГУП ЦНИИ ТС, 2005. - С. 218-221.

ЗАДОРОЖНЫЙ Владимир Николаевич, кандидат технических наук, доцент (Россия) (доцент кафедры «Автоматизированные системы обработки информации и управления» Омского государственного технического университета. Адрес для переписки: e-mail zwn@yandex.ru ТУЛУБАЕВ Дмитрий Анатольевич, заместитель начальника отдела информационных технологий ООО «Востокнефтепровод».

Адрес для переписки: e-mail dtulubaev@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 26.01.2011 г. © В. Н. Задорожный, Д. А. Тулубаев

Книжная полка

Виноградов, Ю. Б. Математическое моделирование в гидрологии [Текст]: учеб. пособие для вузов / Ю. Б. Виноградов, Т. А. Виноградова. - М. -.Академия , 2010. - 297, [1] с.: рис. - (Высшее профессиональное образование). -Библиогр.: с. 292-294. - ISBN 978-5-7695-6785-8.

Учебное пособие содержит материал о системах современных методов изучения, анализа и математического описания процессов формирования речного стока и опасных гидрологических явлений, объединенных под общим понятием «математическое моделирование». Рассмотрены цели и возможности моделирования, различные классификации моделей, принципы их проектирования, содержание гидрологических моделей, режимы моделирования, его использование в методах гидрологических расчетов и прогнозов нового поколения. Обсуждены особенности детерминированных и стохастических математических моделей, особо отмечена их перспективность в гидрологических расчетах ближайшего будущего. Сформулированы предъявляемые к моделям требования — универсальность, адекватность, возможная простота, прозрачность структуры, работоспособность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.