Научная статья на тему 'Металлокомпозитные баллоны и создание изделий на их базе'

Металлокомпозитные баллоны и создание изделий на их базе Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
141
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — С П. Семенищев

Известно, что главной проблемой метановой топливной системы транспортных средств является использование баллонов минимального веса при давлении до 320 атм и выше для увеличения пробега автомобилей. Применение стальных тяжелых баллонов значительно ограничивает перевод автотранспорта, в особенности легкового транспорта и автобусов, на компримированный природный газ (КПГ). Поэтому во всем мире растет спрос на легкие и высокопрочные баллоны высокого давления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — С П. Семенищев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Металлокомпозитные баллоны и создание изделий на их базе»

ГШ

Транспорт на КПГ

Металлокомпозитные баллоны и создание изделий на их базе

С.П. Семенищев,

директор ООО НПФ «Реал-Шторм», к.т.н.

Известно, что главной проблемой метановой топливной системы транспортных средств является использование баллонов минимального веса при давлении до 320 атм и выше для увеличения пробега автомобилей. Применение стальных тяжелых баллонов значительно ограничивает перевод автотранспорта, в особенности легкового транспорта и автобусов, на компримированный природный газ (КПГ). Поэтому во всем мире растет спрос на легкие и высокопрочные баллоны высокого давления.

Ижевское предприятие ООО «Научно-производственная фирма «Реал-Шторм» и созданное новое предприятие «Первый механический завод» приступили в 2007 г. к серийному выпуску металлокомпозитных баллонов для автомобилей (тип 3 по ГОСТ Р 51753-2001 и ISO 11439) вместимостью от 47 до 185 л и рабочим давлением 20 МПа и 24,5 МПа (для ПА-ГЗов на 31,4 МПа). Диаметр баллонов - 327 и 401 мм соответственно.

В настоящее время проводятся опытно-конструкторские работы по созданию баллонов на давления 35 и 39,5 МПа.

Завод вышел на объемы серийного выпуска 12,5-15 тыс. баллонов в год. Наибольшим спросом наши баллоны пользуются в Таджикистане, Украине, предприятиях ОАО «Газпром» в России.

Качество этих баллонов обеспечивается уникальной технологией, защищенной патентами. Бесшовный лейнер из алюминиевого сплава производится из трубной заготовки, прочность которой усиливается холодным деформированием с последующей закаткой горловин лейнера, который затем подвергается термообработке.

Без силовой композитной обмотки лейнер используется в качестве баллона на рабочее давление 40

кгс/см2. При серийном изготовлении каждый лейнер контролируется расчетным пробным давлением с целью интегральной оценки его качества по параметру остаточной объемной деформации. В автомобильных баллонах композитная силовая оболочка, выполненная базальтовым ровингом с эпоксидным связующим, обеспечивает требуемый запас прочности по разрушению и нагрузку 15 000 циклов с давлением, равным 1,3 Рраб.

Кроме автомобильных баллонов, наше предприятие производит также баллоны для систем пожаротушения с горловиной диаметром 65; 68 и резьбой М80х2 мм.

Ближайшие перспективные направления работы нашей фирмы - это создание, сертификация и серийный выпуск следующей новой продукции:

1. Баллонов и моноблоков аккумуляторов кислорода, в том числе медицинского с концентрацией до 99,96%.

2. Баллонов для дыхательных аппаратов вместимостью 2; 5; 7 и 10 л на рабочее давление 300 кгс/см2, совместно с ЗАО НПП «Маштест» (г. Королев).

3. Криогенных баков для сжиженного природного газа (СПГ) без сосуда Дюара с временем бездренажного хранения не менее 7 сут., совместно с ЗАО «Метан-Моторс» (г. Омск).

4. Баллонов для хранения сжатого водорода на рабочее давление до 400 кгс/см2.

5. Баллонов на более высокие давления (до 450 кгс/см2).

В Концерн «Реал», кроме ООО НПФ «Реал-Шторм», входит также предприятие ООО «Первый механический завод», который по заданию НПФ «Реал-Шторм» выпускает следующую продукцию:

1. Баллоны автомобильные (БА) для КПГ, используемого в качестве моторного топлива на автомобильных транспортных средствах (ГОСТ Р 51753-2001 и ISO 11439). Этот тип баллонов используется также в блоках аккумуляторов давления (БАГ) и передвижных автомобильных газовых заправщиках (ПАГЗ), предназначенных для перевозки метана и технических газов - аргона, гелия, кислорода, в том числе медицинского.

2. Баллоны систем пожаротушения (БИ) для хладонов, их заменителей и огнетушащих жидкостей на рабочие давления 40; 60 и 150 кгс/см2.

3. Баллоны (БК), используемые в качестве аккумуляторов воздуха и кислорода для заправки дыхательных аппаратов. Разработка проведена совместно с ЗАО НПП «Маштест» (г. Королев).

4. Блоки аккумуляторов газов (БАГи) для АГНКС на 1200 и 2000 л на рабочее давление 250 кгс/см2.

5. Передвижные автомобильные газовые заправщики (ПАГЗ) двух типов:

■ монтируемые на полуприцепах ПАГЗ 2700-24,5;

■ на базе автономных кассетных модулей, самостоятельно работающих при заправке транспортных средств или для питания горелок, ПАГЗ-К-3000-24,5.

Разработка совместно с ЗАО «Метан Моторс» (г. Омск).

Информацию о нашей продукции можно найти на нашем сайте www.realstorm.ru.

По конкретным заявкам, ценам и срокам выполнения обращайтесь письменно

по e-mail: [email protected] или по тел./факсу (3412) 43-94-45, 43-94-46.

«Транспорт на альтернативном топливе» № 3 (3) май 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.