КОММУНИКАТИВНЫЕ И ДИСКУРСИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 81'233
А. А. Багаева, ORCID Ю: 0000-0002-7205-6404
ГОУ Гимназия «Альбион», г. Цхинвал, Южная Осетия
МЕТАФОРИЗАЦИЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ИСЦЕЛЕНИЯ В ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ (на материале английского языка)
Настоящая статья посвящена выявлению и исследованию метафорических моделей как основных рычагов воздействия на психическое сознание человека на материале англоязычного психотерапевтического дискурса. Высокой продуктивностью применения метафор пользуются 7 видов, представленных 18 моделями, используемых в целях метафоризации процесса очищения и излечения на уровне визуализаций и аффирмаций: метафора пищевого поведения, пищевая, инструментальная, растительная, метафора очистительных работ, метафора ограничения и визуализации. Выявляются причины возникновения и интерпретация метафорических моделей. Фиксируются основные тактики и стратегии психотерапевтического дискурса и его значимость.
Ключевые слова: психотерапевтический дискурс; метафора; теория метафоры; метафорические модели; психотерапевтическое воздействие метафоры; стратегия и тактика дискурса.
Введение. Эпоха глобализации и радикальные перемены в мире, приводящие к колоссальным, эмоциональным взрывам, психическим нагрузкам и стрессам, обусловили необходимость глобального изучения сложнейшего феномена коммуникаций, представленных многообразием дискурсивных практик. Усваивая общепринятые представления о модели мира, люди создают свой образ реальности, свой мир, свои представления о ценностях и индивидуализированную интерпретацию объективной реальности. Однако субъективная реальность, выстроенная индивидом, совершенно не соответствует жизненным реалиям. Конечным результатом моделирования реальности является человеческая речь - дискурс, которая выражает объективную форму психической реальности.
Изучение феномена коммуникации и многообразие дискурсивных практик требует комплексного подхода, и психолингвистика как наука полностью отвечает этим требованиям.
Умение выделять основы личностных концепций и моделей, которые лежат в основе психологических трудностей и проблем, является определяющими целями и задачами психотерапевтической помощи.
Учитывая субъективный характер психотерапевтического дискурса, терапевтам требуются различные тактики и техники, стратегической целью которых является эффективное налаживание значимых, личностных взаимоотношений, способствующих эффективному целительству. Однако в данном дискурсе нет абсолютной истины вне отношений терапевта и клиента. Психотерапевту заранее неизвестны приемы или тактики, которые будут работать в данном конкретном случае. Пробуя различные подходы,
он использует, по выражению Н. Ф. Калиной, «слепую тактику» или «эмпирические блуждания» [6]. Используются механизмы рефлексии, которые рассматриваются в потоке создания текстов и денотативных и коннотативных смыслов. Подчеркивается важность контекста «здесь и сейчас», остановки во времени, когда участникам дискурса удается проникнуть за денотативные значения текста и его подтекст - коннотативные смыслы. Рассказывая свою жизненную ситуацию, клиент создает текст с денотативными значениями. Используя очевидные бессознательные мотивы, терапевт заставляет его погрузиться в контекст «здесь и сейчас». Для осознания и понимания контекста происходит переключение с денотативных значений на коннотативные. Общаясь с клиентом, психотерапевт задается единой стратегической целью - помочь клиенту улучшить значимые для него взаимоотношения.
Несмотря на единство целей психотерапии, на различие концепций подходов, альтернативных представлений, все терапевты стремятся помочь клиентам стать самостоятельными, независимыми, цельными и уверенными в себе и верящими в людей.
По мнению философа Мартина Бубера, общение терапевта с клиентом должно характеризоваться открытостью, взаимной заинтересованностью, т. е. отношениями «Я и Ты» [8].
Карл Роджерс считает, что терапия эффективна только в том случае, когда он присутствует в этих отношениях как личность, а не как исследователь. Не менее важным аспектом он считает переживание опыта субъекта изнутри, при этом сохраняя собственную индивидуальность. Только в этом случае, переживая подлинный опыт встречи личностей, можно рассчитывать на психотерапевтический эффект [10].
Дискурс как устойчивая форма эпистемологической практики был сформулирован в 60-70-е годы на основе лингвистики, психоанализа, философии языка и логики.
Разнообразие объектов дискурса обширно. Это политические, идеологические, социокультурные, этносоциальные, захватывающие различные стороны и аспекты человеческой жизни: от дискурса вещей (Ж. Бодрийяр), советского политического дискурса (П. Серио, В. А. Чудинов) до дискурса трансгрессивной сексуальности (Ж. Делез).
В качестве единого объекта в дискурсе выступают две модели - лингвистическая и психологическая. Лингвистическая модель определяет дискурс как объект, с которым сталкивается исследователь, изучающий субъекта речи и языка. Психологическая модель предполагает презентацию языкового кон-ституирования субъекта.
Язык обеспечивает возможность воспроизведения значений и смыслов своими уникальными составляющими синтаксиса, семантики и прагматики.
Психотерапевтический дискурс является объектом больше психологии, чем лингвистики. Опираясь на принцип субъектности, он изучает не столько систему языка, сколько высказывания и речевые акты, проявляемые в поступках личности. Это не только обмен информацией, но и владение коммуникативной ситуацией, которая предполагает вмешательство и воздействие на собеседника, меняя при этом систему его представлений, мыслей и поведения.
Свойства окружающего мира, человеческие чувства и переживания, а также значение и смыслы каждой субъективной психической реальности предоставляют психике такие моделирующие средства, как язык и культура.
Исходя из исследований В. И. Карасика, психотерапевтический дискурс представляет собой «специфическое общение психолога с группой людей, страдающих заниженной самооценкой, испытывающих трудности в общении с окружающими и находящихся поэтому в состоянии эмоционального дискомфорта. Различные депрессивные состояния, из которых такие люди самостоятельно выйти не могут, имеют тенденцию перерастать в различные психические отклонения» [7, с. 239]. Отмечается также, что данный вид общения играет немаловажную роль в выработке самоконтроля при выражении эмоций, разрушающих личность человека.
Важная особенность психотерапевтического дискурса заключается в том, что психотерапевты часто пытаются завуалировать свои цели, используя метафоризацию (т. е. приобретение словом метафорического значения), особую интонацию и другие способы воздействия на сознание клиента. Метафора применяется как инструмент терапевтического воздействия, причем в качестве метафоры выступают целые тексты. В этом случае можно говорить о терапевтической метафоре, определяемой как «риторически релевантная субституция, порождающая рефлексию над содержанием и смыслом текста» [4, с. 124].
Психотерапевтический дискурс метафоричен в принципе, что сближает его с поэзией и художественной прозой. Метафора позволяет «уловить индивидуальность конкретного предмета или явления, передать его неповторимость» [2, с. 348]. Она предоставляет данному виду дискурса «определенную технику номинации» [2, с. 352], «концептуализирует картину мира» [13]. Метафоры оказывают мощное воздействие на клиента психотерапии, заставляют интенсивно работать воображение, создают новую реальность, полностью исключают прямой посыл индивиду, усугубляющий его внутреннюю негативную настроенность и смоделированную им же психическую реальность.
Следуя идеям Н. Ф. Калиной, широкое распространение метафор связано с особенностями человеческой психики, в частности, «с нейродинамическими механизмами обработки информации в коре больших полушарий мозга. Хотя сенсорная информация поступает в систему психики в различных формах, определяемых модальностью (качеством) восприятия зрительной, слуховой, тактильной и т. п., в процессе использования, переработки и хранения она приобретает единую природу» [6, с. 272]. Метафора же есть то, что лучше всего соединяет и связывает несоотносимые аспекты реальности. Метафора необходима для понимания, вот почему она так часто прослеживается в человеческой коммуникации.
Другие причины высокой плотности употребления метафор в рассматриваемом нами дискурсе коренятся в ее семиотической природе. Н. Д. Арутюнова перечисляет следующие свойства метафоры: слияние в ней образа и смысла; контраст с обыденным названием или обозначением сущности предмета; категориальный сдвиг; актуализация случайных связей (ассоциаций, коннотативных значений и смыслов); несводимость к буквальному перефразированию; синтетичность и размытость, диффузность значения; допущение различных интерпретаций, отсутствие или необязательность мотивации; апелляция к воображению или интуиции, а не к знанию и логике; выбор кратчайшего пути к сущности объекта [2, с. 20].
Обзор литературы. Методы. Материалом исследования послужили текстовые фрагменты англоязычного психотерапевтического дискурса. В основе методологического и теоретического исследования лежат фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых, представляющих различные отрасли науки (лингвистику, психологию, философию) [Арутюнова Н. Д. 1990, 1999; Калина Н. Ф. 1997, 1999; Карасик В. И. 2004; Lakoff G. 2003 и др.].
Результаты и дискуссия. Негативные эмоции и деструктивные убеждения субъекта, нарушающие представления о себе, становятся причиной его физических недугов и эмоциональных проблем.
Один из психотерапевтических подходов, представленных в пособии для самостоятельного исцеления Луизы Хей «You heal your life», предполагает самопомощь через позитивное мышление и систему правильных установок, т. е. аффирмаций. Человек сам несет ответственность за события в своей жизни. Эта основная идея книги отсылает нас к внутреннему «Я», убеждая нас в том, что наша сила - в нашем уме и в наших руках и не надо искать ее извне. Используя метафорические модели, Луиза Хей действует на сознание субъекта, заставляя его встать на путь выздоровления.
Основываясь на теории о том, что каждая мысль может творить будущее и создавать жизненный опыт - «every single thought creates our future», - нами было исследовано и выявлено 7 видов метафор, представленных 18 моделями.
Американская психологическая школа исходит из того, что абсолютно любая ситуация в жизни зависит только от самих людей, от сопутствующих мыслей. Негативные мысли отрицательно сказываются на нашем здоровье и являются первоисточником многих заболеваний как физического, так и духовного тела. Первый этап на пути к выздоровлению - это избавление, очищение от отрицательных мыслей, т. е. «умственная диета». Данная теория нашла свое отражение в пищевой метафоре (1): «dishes of thoughts», в инструментальной (1): «Your mind is a tool you can use anyway you can», в метафоре пищевого поведения (2), представленной моделями «mental dieting», «dieting from negative thoughts».
Посредством растительной метафоры (2), представленной моделями «the soil you plant in is your subconscious mind», «the whole new experience is in this tiny seed», наше подсознание отождествляется с почвой, в которую мы сажаем растение, семя - новая аффирмация. Весь наш новый жизненный опыт сосредотачивается на этом крошечном семечке (на подсознании). Мы поливаем его аффирмациями, освещаем светом позитивных утверждений, пропалываем, удаляя негативные мысли, появившиеся у нас.
Процесс очищения является очень длительным и болезненным. И для его эффективности надо сделать ревизию своих мыслей, привести свои мысли в порядок. Данная теория послужила источником появления метафоры очистительных работ (3): «Cleaning ones mental house», «mental housecleaning», «go through my mental rooms and examine the thoughts and beliefs in them. Some I love, so I polish and shine them and make them even more useful. Some I notice need replacement or repair, and I get around to them as I can. Some are like yesterday's newspapers and old magazines or clothing that's no longer suitable. These I either give away or toss into the trash, and I let them be gone forever». Необходимо также избавиться от так называемых «ограничивающих убеждений», что выражено метафорой ограничения (3). Например: «Unravel the knots», «untangle the mental knots», «the webs need to be unwound».
Очень часто убеждения, приобретенные в детстве, по-прежнему живут в нашем внутреннем ребенке. Эти убеждения заставляют нас проявлять излишнюю суровость к себе. Луиза Хей утверждает, что внутри нас, несмотря на то, сколько нам лет, прячется маленький ребенок, который нуждается в любви и поощрении. Полюбив своего внутреннего ребенка, мы сможем по-настоящему полюбить себя и начать жить в гармонии с самим собой, освободиться от внутренних блоков, излечиться. Эта идея находит свое отражение в метафоре визуализации (6). Посредством визуализации мы общаемся с нашим внутренним ребенком. «Look deeply into this little child's eyes», «See the longing that is there», «embrace this child», « Hold it with love and tenderness », «put the children into your heart», and «give it lots of love».
Заключение. Суть механизма использования метафорических образов в психотерапевтическом дискурсе состоит в выявлении нового содержания в обычных вещах, вследствие чего у субъекта возникает возможность извлекать из метафоры то содержание, которое соответствует его миропониманию и видению проблем. Язык метафор пробуждает творческие ресурсы воображения, раскрывает творческий потенциал, связывает семантическое пространство психолога и клиента, задействует механизмы бессознательного и облегчает осознание системы отношений между субъектами, снижает воздействие негативных эмоций, тем самым стирая эмоциональные блоки, предшествующие излечению нашего физического и духовного тела, вследствие чего создаются новые личностные значения и экзистенциональ-ные смыслы.
Список литературы
1. Арутюнова Н. Д. Теория метафоры - М., 1990.
2. АрутюноваН. Д. Язык и мир человека. - 2-е изд., испр. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 896 с.
3. Белянин В. П. Введение в психолингвистику. - М.: ЧеРо, 1999. - 128 с.
4. Бушев А. Б. Психотерапевтическая риторика: монография / А. Б. Бушев, А. К. Зиньковский, М. Г. Агкацева. - Тверь: ООО «Изд-во «Триада», 2013. - 256 с.
5. Калина Н. Ф. Лингвистическая психотерапия. - Киев, 1999. - 155 с.
6. Калина Н. Ф. Основы психотерапии. Семиотика в психотерапии. - М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1997. - 272 с.
7. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - М.: Гнозис, 2004. - 239 с.
8. Мартин Бубер. Я и Ты. - М., 1993. - 43 с.
9. Портал психологических изданий PsyJournals.ru - attachment:/117/33628_full.shtml [Интент-ана-лиз психотерапевтической речи К. Роджерса. Случаи Герберта, Глории и Джен. - Консультативная психология и психотерапия. - 2010. - № 4].
10. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / общ. ред. и предисл. Е. И. Исени-ной. - М.: Прогресс, Универс, 1994.
11. Свирепо О. А., Туманова О. С. Образ, символ, метафора в Современной психотерапии. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. - 270 с.
12. Тамерьян Т. Ю., Цаголова В. А. Номинативное поле социоперсонального концепта Kanzlerin Angela Merkel - канцлер Ангела Меркель // Политическая лингвистика. - 2013. - № 4. - С. 151-155.
13. Lakoff G., Johnson M. Metaphors we live by. Johnson. - London: The University of Chicago press, 2003. - 276 p.
14. Louise L. Hay/ You Can Heal Your Life, Ch., 1984, 1987. Р. 10-140.
15. Hoffman R. Some implications of metaphor for philosophy and psychology of science // The ubiquity of metaphor. - Amsterdam, 1985. - Р. 327.
16. http://www.pstext.ru/ptess-540-1.html.
17. https://ru.wikipedia.org/wiki/Хей,_Луиза.
18. http://www.cluber.com.ua/lifestyle/samorazvitie-lifestyle/2015/01/26-istselyayushhikh-myisley-ot-lui-zyi-hey/.
Багаева Анна Альбертовна, преподаватель английского языка, ГОУ Гимназия «Альбион» им. К. Л. Хетагурова, г. Цхинвал, Южная Осетия.
METAPHORIZATION AT THE INITIAL STAGE OF HEALING IN PSYCHOTHERAPEUTIC DISCOURSE (оп the material of the english language)
Anna A. Bagaeva,
State Educational Establishment Gymnasium «Albion»,
Tskhinval, South Ossetia
The article deals with the identification and investigation of metaphorical models as the main tools of influence on human's mental mind based on the English-language psychotherapeutic discourse. The most frequently mentioned metaphors are characterized by 7 types aiming at the metaphorization of the process of healing by means of visualization and affirmations: the metaphor offood behavior, food, instrumental, plant, metaphor of cleaning works, metaphor of limitation and visualization. The main reasons of the origin and the interpretation of the given discourse are also mentioned as well as the basic tactics and strategies the psychotherapeutic discourse and its significance.
Kew words: Psychotherapeutic discourse; metaphor; Theory of metaphor; Metaphorical models; Psycho-therapeutic effects of metaphors; Strategy and tactics ofpsychotherapeutic discourse.
References
1. Arutyunova N. D. Teoriya metafory [The theory of metaphor], Moscow, 1990, p. 6.
2. Arutyunova N. D. Yazyk i mir cheloveka [ Language and the world of man] N. D. Arutyunova, 2-e izd., ispr. [Languages of Russian Culture], Moscow: Yazyki russkoj kul'tury, 1999, 896 p.
3. Belyanin V. P. Vvedenie v psiholingvistiku V P. Belyanin. [Introduction topsycholinguistics], Moscow: CheRo, 1999, 128 p.
4. Bushev A. B. Psihoterapevticheskaya ritorika: monografiya [Psychotherapeutic rhetoric: monograph] A. B. Bushev, A. K. Zin'kovskij, M. G. Agkaceva, Tver': OOO «Izdatel'stvo «Triada» [ Publishing house «Triada»], 2013, 256 p .
5. Kalina N. F. Lingvisticheskaya psihoterapiya [Linguisticpsychotherapy], Kiev, 1999, 155 p.
6. Kalina N. F. Osnovy psihoterapii. Semiotika v psihoterapii [Fundamentals of psychotherapy. Semiotics in psychotherapy] N. F. Kalina, M.: Refl-buk, Kiev: Vakler, 1997, 272 p.
7. Karasik V I. Yazykovoj krug: lichnost', koncepty, diskurs [Language Circle: Personality, Concepts, Discourse], Moscow: Gnozis, 2004, 239 p.
8. Martin Buber. Ya i Ty [I and You], Moscow, 1993, 43 p.
9. Portal psihologicheskih izdanij PsyJournals.ru - attachment:/117/33628_full.shtml [Intent-analiz psiho-terapevticheskoj rechi K. Rodzhersa. Sluchai Gerberta, Glorii i Dzhen. - Konsul'tativnaya psihologiya i psihoterapiya, 2010, no 4] (The content analysis of the psychotherapeutic speech ofK. Rogers. Cases of Herbert, Gloria and Jen. - Consultative psychology and psychotherapy).
10. Rodzhers K. Vzglyad na psihoterapiyu. Stanovlenie cheloveka / obshch. red. i predisl. E. I. Iseninoj [A look at psychotherapy. The formation of man], Moscow: Progress, Univers, 1994.
11. Svirepo O. A., Tumanova O. S. Obraz, simvol, metafora v sovremennoj psihoterapii [The image, symbol, metaphor in Modern psychotherapy], Moscow: Izdatel'stvo Instituta Psihoterapii, 2004, 270 p.
12. Tamer'yan T. Yu., Cagolova V. A. Nominativnoe pole sociopersonal'nogo koncepta Kanzlerin Angela Merkel - kancler Angela Merkel' [Nominative field of the socionic concept Kanzlerin Angela Merkel - Chancellor Angela Merkel] Politicheskaya lingvistika, 2013, no 4, pp. 151-155.
13. Lakoff G., Johnson M. Metaphors we live by / G. Lakoff, M. Johnson, London: The University of Chicago press, 2003, 276 p.
14. Louise L. Hay/ You Can Heal Your Life, Ch.: 1984, 1987, pp. 10-140.
15. Hoffman R. Some implications of metaphor for philosophy and psychology of science. In: The ubiquity of metaphor, Amsterdam, 1985, 327 p.
16. http://www.pstext.ru/ptess-540-1.html,
17. https://ru.wikipedia.org/wiki/Hej,_Luiza,
18. http://www.cluber.com.ua/lifestyle/samorazvitie-lifestyle/2015/01/26-istselyayushhikh-myisley-ot-lui-zyi-hey/,
Anna A. Bagaeva, Teacher of English language, State Educational Establishment Gymnasium «Albion» named after K. L. Chetagurov, Tskhinval, e-mail: [email protected].
Для цитирования: Багаева А. А. Метафоризация на начальном этапе исцеления в психотерапевтическом дискурсе (на материале английского языка) // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2017. № 2. С. 16-21.
For citation: Bagaeva A. A. (2017). Metaphorization at the initial stage of healing in psychotherapeutic discourse (оп the material of the english language). Aktual'nyeproblemyfilologii ipedagogiceskoj lingvistiki, 2017, 2, рр. 16-21 (In Russ.).