Научная статья на тему 'Метафорика образов космического пространства в поэзии начала ХХ века'

Метафорика образов космического пространства в поэзии начала ХХ века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
568
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАФОРА / METAPHOR / МЕТОФОРИЗИРУЕМЫЙ КОМПОНЕНТ / НЕМЕТАФОРИЗИРУЕМЫЙ КОМПОНЕНТ / ТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРУППА / THEMATIC GROUP / METOFORIZIRUEMY COMPONENT / NEMETAFORIZIRUEMY COMPONENT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Биль Ольга Николаевна

В статье рассматривается метафорика образов космоса в по эзии начала ХХ века. В работе отмечены особенности метафо ризируемого и неметафоризируемого компонентов в поэтических произведениях начала ХХ века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Metaphor of images of outer space poetry of the early XX century

The article considers the metaphor of space imagery in the poetry of the early twentieth century. In this paper, marked especially metaforiziruemogo and nemetaforiziruemogo components in poetry of the early twentieth century.

Текст научной работы на тему «Метафорика образов космического пространства в поэзии начала ХХ века»

Язык художественной литературы

ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

МЕТАФОРИКА ОБРАЗОВ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В ПОЭЗИИ НА ЧАЛА ХХ ВЕКА

О. Н. Биль

В статье рассматривается метафорика образов космоса в поэзии начала ХХ века. В работе отмечены особенности метафо-ризируемого и неметафоризируемого компонентов в поэтических произведениях начала ХХ века.

Ключевые слова: метафора, метофоризируемый компонент, неметафоризируемый компонент, тематическая группа.

Метафора является одним из самых выразительных средств отображения образно-поэтической картины мира. Сущность метафоры заключается в том, что «два предмета (понятия) могут быть связаны какими-то общими чертами. На основании этого сходства наименование с одного предмета (понятия) может быть перенесено на другой предмет (понятие)» [3. С. 34]. По словам Н. Д. Арутюновой, метафора - это прежде всего «способность уловить индивидуальность конкретного предмета или явления, передать его неповторимость... Употребление метафоры в художественном произведении всегда ощущалось как естественное и законное. Метафора органически связана с поэтическим образом мира» [1. С. 348, 380]. Характер метафоры, ее особенности во многом зависят от категориально-грамматических свойств составляющих компонентов, в этой связи можно исследовать главный (метафо-ризируемый) компонент метафорической конструкции и зависимый (неметафоризируемый) член конструкции. В соответствии с этим структура метафорических образов в поэзии начала ХХ века представлена метафоризируемым компонентом метафорической конструкции, представляющим собой наименование космического пространства, и неметафоризируемым компонентом, соотносящим космические номинации с реалиями действительности и

7

Lingua mobilis № 3 (49), 2014

играющим решающую роль в направлении развития сочетаемости метафор. Названные компоненты в поэзии обозначенного периода имеют эксплицитное выражение, основание же, на основе которого осуществляется перенос, носит имплицитный характер.

Метафоризируемый компонент в языке поэзии начала ХХ века представлен номинациями тематической группы (ТГ) «Небесные тела» и ТГ «Небесная сфера». Наиболее частотными в поэтических текстах начала ХХ века являются метафорические космические номинации: солнце, звезда, луч: короны лучи (Маяковский); удачи лучи (Маяковский); звездами вьюг (Блок); и в каждом сердце - птица, во всех очах - звезда (Бальмонт); солнце сердца (Блок); будь славен! И Тильзит, «солнце Аустерлица» (о Наполеоне) (Брюсов); вам - солнцам-городам, кольцеобразно легшим по кодам (Волошин); менее употребительными - лексемы луна, звезда, молния, гроза, радуга, зарница, небо, заря: на заре другой весны (Блок); но, обожженная луной, душа хранит твой знак (Гумилев); ты - отблеск зарницы (Бальмонт); под радугой слов (Есенин); где вы - гроза, губящая стихии (Брюсов); ее глазам - мерцающим зарницам (Гумилев); единичными - туча, созвездие, планета, зарево, комета, мир (-ы), вселенная: горящею кометой привета на безжизненном пути (Брюсов); есть души в мире - те же тучи (Гумилев); каждый цветок есть цветистая планета (Бальмонт); когда же ты поймешь, что солнце и созвездья возникали и гибли внутри тебя (Волошин).

Второй (неметафоризируемый) компонент метафорического образа «определяет связь всего образа с реалиями окружающего мира, поэтому анализ источников метафоризирующих (указательных) слов необходим и важен для выявления закономерностей формирования и функционирования метафорической парадигмы» [7. С. 49]. В поэтических текстах начала ХХ века наименования, репрезентирующие неметафоризируемый компонент, объединяются в семь ТГ, среди которых наиболее представленными являются ТГ «Наименования лиц», «Соматическая лексика», «Отвлеченные понятия», «Эмоциональные состояния и их внешнее проявление».

ТГ «Наименования лиц» включает лексемы, обозначающие наименования человека, причем в поэтических текстах начала ХХ века доминирующим, характерным для поэзии всех названных авторов способом выражения является использование личных место-

8

Язык художественной литературы

имений (я, ты, мы, вы, он) для обозначения лиц как мужского, так и женского пола, наименование лица (девушка, поэт, брат и т. д.) в таких стихотворениях, как правило, легко восстанавливается по контексту: вот ты солнце, вся лазурь твоя до дна (Бальмонт); я -звезда, буду жить пока дышишь ты (Брюсов); ты - звезда над морями (Волошин); я наконец так сладко знаю, что ты - лишь синяя звезда (Гумилев). Кроме того, в поэзии начала ХХ века активны и другие слова-наименования лиц в структуре метафоры как не-метафоризируемый компонент: дева / девица, Мадонна, Наполеон, девушка, король, Вячеслав, Ева, царь: пресветлая Девица - луч последних наших дней (Бальмонт); а там на севере крылами плещет слава..., там солнце Вячеслава (Волошин); и кроткая Ева, игрушка богов, когда-то зарница, теперь для него молодая тигрица (Гумилев); будь славен! Солнце Аустерлица (о Наполеоне) (Брюсов).

ТГ «Соматическая лексика» состоит из номинаций, обозначающих физические параметры, физиологические и психические процессы человека, это такие номинации, как: душа, дух, глаза, очи, взгляд, взор, сердце, лицо, сознание, вены, память, мысль: но память их живет, но память их - заря (Бальмонт); в лучах лица вела дорога (Волошин); та, чьи косы - цвета смоли, а глаза - лазурь небес (Брюсов); солнце духа беззакатно (Гумилев).

ТГ «Отвлеченные понятия» представлена широким спектром номинаций, таких как: мечта, бытие, жизнь, победа, красота, свобода, откровение, правда, обновление, искание, желание, греза, вдохновение, слава, истина, знание, гнет: есть луч от солнца правды запредельной (Бальмонт); он гордо губит в палящем зареве мечты (Гумилев); тают печали в лучах красоты (Брюсов); акрополи в лучах вечерней славы (Волошин).

Репрезентантами ТГ «Эмоциональные состояния и их внешнее проявление» являются лексемы: любовь, радость, стыд, ликование, горесть: сердце, обольсти лучом любви (Брюсов); лучи любви - гений серой нищеты (Бальмонт); он превращает звезды горести в напиток солнца (Гумилев); в мирах любви неверные кометы (Волошин).

Метафорическое значение формируется путем отбора признаков одного класса предметов по их совместимости с другими классами. В поэтических текстах начала ХХ наименования, манифестирующие метафоризируемый компонент, представляющий со-

9

Lingua mobilis № 3 (49), 2014

бой космическое наименование, имеют регулярное соотношение с широким диапазоном номинаций различных ТГ, что позволяет выделить основные направления метафоризации космической лексики: космический образ - человек, космический образ - отвлеченное понятие, космический образ - эмоциональное состояние, космический образ - природа и др. Так, например, лексемы солнце, звезда, луна, луч, заря, радуга могут сочетаться с номинациями, относящимися к разным ТГ: солнце соотносится со словами ТГ «Наименования лиц», «Соматическая лексика», «Отвлеченные понятия»; звезда - с лексемами ТГ «Наименования лиц», «Соматическая лексика», «Отвлеченные понятия», «Эмоциональные состояния и их внешнее проявление», «Флористические наименования»; луна - с номинациями ТГ «Наименования, обозначающие различные качества и свойства», иногда с лексемами ТГ «Наименования лиц», «Соматическая лексика»; луч - с единицами ТГ «Отвлеченные понятия», заря - с лексемами ТГ «Отвлеченные понятия». Реже ТГ «Соматическая лексика», в единичных употреблениях - с номинациями ТГ «Наименования, обозначающие различные качества и свойства» и «Наименования, обозначающие какой-либо промежуток времени».

Наибольший интерес представляют сочетания космических образов с номинациями ТГ «Наименования лиц», «Соматическая лексика» и ТГ «Отвлеченные понятия» (по количеству словоупотреблений в поэзии анализируемых авторов они доминируют). Показательным является то, что в контекстах, в которых метафори-зируются космические слова в соотношении с наименованиями человека, ключевыми являются традиционные сочетания (ты звезда, в очах звезда, ты луна и др.), в которых значимость, важность, некая пафосность космических образов переносится на человека, в результате чего определяется важная роль, например, героини, являющейся вдохновением поэта, смыслом его жизни, движущей силой его деятельности, либо лирического героя, представляющегося как центр мироздания.

В лирических произведениях начала ХХ века зачастую метафорические космические образы создаются в результате сходства по перцептивным признакам, так, например, метафоры, содержащие космическую лексику, могут опираться на световую характеристику, сема ‘яркость’ в данном случае является доминирующей: ты -

10

Язык художественной литературы

отблеск зарницы (Бальмонт); кто-то забросил к нам в души зарницы (Бальмонт); ты отсвет лун (Бальмонт); мой разум, бодрствуй! Мысль, гори! В душе мерцает свет зари (Брюсов); не знал я, что в сердце так много созвездий слепящих таких (Гумилев). В таких стихотворениях реализуется параллель: яркость космического образа - внутренний мир человека, что также может поддерживаться в контексте другими «световыми» словами, например: отблеск («сияние отраженного света, блик, отблеск на какой-либо поверхности» [2. С. 737; 4. С. 1160]), отсвет («отблеск, отраженный свет, блик на отражающейся поверхности» [2. С. 760; 4. С. 1189]), слепящий («мешающий видеть, смотреть, ослепляя ярким, сильным светом (о чем-либо светящемся, блестящем)» [2. С. 1209; 4. С. 628]), мерцать («светиться неровным, колеблющим светом» [2. С. 535; 4. С. 857]), более того, иногда «световая» сема присутствует в толковании самих космических номинаций, например: зарница -«мгновенная световая вспышка» [2. С. 342; 4. С. 520].

Космические номинации в поэтическом творчестве начала ХХ века, активно функционирующие в составе метафоры, представляют собой такие обороты (образы), которые основываются на употреблении слова (или сочетания слов) в переносном значении и используются для усиления изобразительности и выразительности речи. Космические наименования в поэзии начала ХХ века, сохраняя свое прямое значение, приобретают образное, в поэтическом пространстве возникают эмоционально-выразительные образы космического пространства, отражающие разнообразные дополнительные смысловые оттенки, что дает возможность передать образное видение космоса поэтами начала ХХ века.

Список литературы

1. Арутюнова, Н. Д. Язык и мир человека. М. : Яз. рус. культ., 1999. 896 с.

2. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 1998. 1536 с.

3. Гак, В. Г. Беседы о французском слове: (из сравнительной

References

1. Arutjunova, N. D. Jazyk i mir cheloveka. M. : Jaz. rus. kul't., 1999. 896 s.

2. Bol'shoj tolkovyj slovar' russkogo jazyka / sost. i gl. red. S. A. Kuznecov. SPb.: Norint, 1998. 1536 s.

3. Gak, V. G. Besedy o francuz-

skom slove: (iz sravnitel'noj

11

Lingua mobilis № 3 (49), 2014

лексикологии фр. и рус. яз.). М.

: Междунар. отн., 1966. 335 с.

4. Ефремова, Т Ф. Новый словарь русского языка. Толковословообразовательный. М. : Рус. яз., 2000.

5. Туранина, Н. Космическое пространство в поэзии Серебряного века (на материале текстов К. Бальмонта, В. Брюсова, М. Волошина, Н. Гумилева) / Н. Туранина, О. Биль. - Germany : LAP LAMBERT Academik Publishing, 2011. 174 с.

6. Туранина, Н. Образ космоса в поэзии начала ХХ века: лингвистический аспект: монография / Н. Туранина, О. Биль. - М.: Изд-во «Спутник*», 2011. 108 с.

7. Туранина, Н. А. Именная метафора в русской поэзии начала ХХ века. Белгород : Изд-во Белгород. гос. ун-та, 1999. 214 с.

8. Туранина, Н. Словарь образных средств Александра Блока, Сергея Есенина и Владимира Маяковского. М. ; Белгород, 2009. 176 с.

leksikologii fr. i rus. jaz.). M. : Mezhdunar. otn., 1966. 335 s.

4. Efremova, T. F. Novyj slovar' russkogo jazyka. Tolkovo-slovoobrazovatel'nyj. M. : Rus. jaz., 2000.

5. Turanina, N. Kosmicheskoe prostranstvo v pojezii Serebrjanogo veka (na materiale tekstov K. Bal'monta, V. Brjusova,

M. Voloshina, N. Gumileva) /

N. Turanina, O. Bil'. - Germany : LAP LAMBERT Academik Publishing, 2011. 174 s.

6. Turanina, N. Obraz

kosmosa v pojezii nachala HH veka: lingvisticheskij aspekt:

monografija / N. Turanina, O. Bil'. - M.: Izd-vo «Sputnik*», 2011. 108 s.

7. Turanina, N. A. Imennaja metafora v russkoj pojezii nachala HH veka. Belgorod : Izd-vo Belgorod. gos. un-ta, 1999. 214 s.

8. Turanina, N. Slovar' obraznyh sredstv Aleksandra Bloka, Sergeja Esenina i Vladimira Majakovskogo. M. ; Belgorod, 2009. 176 s.

12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.