УДК 808.2-1/8/(075.8)
ТУРАНИНА Неонила Альфредовна, доктор филологических наук, профессор, руководитель лаборатории лексикографии Белгородского государственного университета. Автор 245 научных публикаций, в т.ч. трех монографий и 16 учебно-методических пособий
МЕТАФОРИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ПОЭЗИИ НАЧАЛА XX ВЕКА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Метафорика, лексический массив, идиостиль, контекст, картина мира
Феномен метафорического взлета, бурного развития метафорической символики начала XX в., в наивысшей степени проявившийся в поэтическом творчестве А. Блока, В. Маяковского, С. Есенина, Н. Гумилева,
В. Брюсова, был бы не возможен без той плодородной почвы уже испытанных, задействованных метафорических средств, которые созданы «золотым веком» русской литературы. Начало XX в. определило семантические направления метафоризации, подготовленные всеми предыдущими этапами развития языка художественной литературы, когда по существу каждый этап знаменовал новое направление в развитии метафорического процесса, отражаемое в идиостиле наиболее крупных писателей и поэтов.
В лингвистике долгое время эти пласты метафорики явно или скрыто противопоставлялись, и на начальных ступенях изучения своеобразия поэтов такой «антагонизм» был объясним и оправдан. В настоящее вре-
мя, когда накоплен достаточный опыт в такого рода исследованиях, нужны другие подходы. Думается, что нельзя оправдать завершение анализа языка поэтов начала XX в. описанием только метафорических инноваций.
На наш взгляд, наступил период синтезированных, комплексных исследований метафорического потенциала в абсолютно полном его объеме. Особенностью проведенного нами наблюдения является учет и анализ всего состава метафорики поэтов начала века. В метафорической системе исследуемого периода видоизменился характер мотивировки, структура и семантика тропов. Традиционные связи были переосмыслены и заложены новые векторы, семантические направления метафоризации. Следует выделить два важнейших фактора, обусловивших «метафорический взрыв» в поэзии начала XX в. Первым фактором являются, как это ни парадоксально, уроки лите-
ратуры XX в. и желание новой плеяды поэтов быть на высоте той духовности и тех лингвистических открытий, которые знаменовали XIX в. Однако развитие литературы — это развитие не только сюжетных линий, диалектика образов, шлифовка приемов, но и развитие самого слова, в частности, открытие его новых и новых метафорических возможностей. Второй фактор, обусловивший столь щедрое пополнение языковой материи новейшими метафорическими смыслами, связан с динамикой развития России, с тем скачком, который был сделан во всех областях интеллектуальной жизни, что потребовало, соответственно, и развития языковой материи.
Именно метафора удлиняет «руку» интеллекта, она, не раздвигая границы мыслимого, обеспечивает нам путь к новым горизонтам. На разных этапах развития художественной речи в текстах поэтов и писателей появляются новые направления метафори-зации, возникающие как на базе слов, имеющих историю метафорического развития, так и слов, еще не подвергавшихся метафо-ризации. Проанализировав состав именной метафоры в поэзии начала XX в., мы бы сказали определеннее: смелость метафорической мысли, новизна поэтического видения мира в творчестве А. Блока, В. Маяковского,
С. Есенина, Н. Гумилева и других авторов в какой-то степени задавали тон всему духовному поиску интеллектуальной элиты, а диалектика отражала поиск и стимулировала его. По существу, поэты XX в. сформировали столь мощный метафорический словарь, которого хватило на многие десятилетия, и который стал символом всего того нового, что принес XX в.
В трудах выдающихся лингвистов 70— 90-х гг. XX в. все отчетливее стала выдвигаться концепция уникальной значимости метафоры в структуре мышления. По нашему мнению, поэты XX в. доказали эту идею практически на своем творчестве, когда бук-
вально каждое слово испытывалось ими в плане раскрытия его метафорических возможностей. Использованная нами методика составления таблиц по тематическому критерию очень часто давала весьма неожиданные результаты: слово метафоризировалось, как правило, один или два раза, но это отнюдь не означало «неудачную» метафориза-цию, наоборот, это доказывало «всеядность» и тотальность метафоры. Соотношение частотных и малоупотребительных, часто единичных метафор, почти всегда срабатывало в пользу единичных. Разумеется, если наложить выделенные нами тематические группы на тематическую сетку языковой картины мира, то мы легко найдем слова, которые ни А. Блок, ни С. Есенин, ни В. Маяковский в качестве метафоры не использовали, однако здесь следует учесть, что мы анализируем поэтический язык. Поэзия заведомо ограничивает круг используемой лексики. Тем не менее эти поэты шагнули далеко за общепринятые лексические рамки, используя все новые и новые пласты слов.
Процесс вовлечения новых слов в радиус действия метафоры особенно активен в поэзии начала XX в.: наименования лиц, военная терминология, названия предметов быта и многие другие «неосвоенные и невозделанные» тематические группы слов становятся объектом метафоризации. В тематических группах, отдельные лексемы из состава которых были объектом метафори-зации в XIX в., начинают привлекать и другие слова, ранее не участвовавшие в мета-форообразовании (в группе соматизмов, названий живых существ, наименований сооружений, жилищ и другие). Слова-метафоры в поэтических текстах этого периода могут иметь различную стилистическую окраску (разговорную, просторечную), что не было характерно для поэзии XIX в.
Языковая картина мира начала XX в. существенно обновляется и обогащается тем многообразием лексического массива, кото-
рый характерен для «словаря действительности» в целом. Образная картина мира и индивидуально-поэтический язык вербализуют художественное мышление и порождают художественный социум. Исследование метафорической картины мира в рамках образной модели мира чрезвычайно важно, а ее своеобразие заключается в избирательности видения художника. Изучение специфики метафорического миропонимания в поэзии начала XX в. позволяет отметить точность определения образной модели мира (поэтического мира) как «сетку координат», посредством которой языковая личность (поэт) строит образ мира, состоящий из метафорических моделей. Индивидуально-авторская метафора начала XX в. показывает глобальность концептуально-тематической картины мира исследуемого периода, своеобразие концептуального языка, представленного определенным набором метафор.
Концептуально-тематическая картина мира, воплощенная в индивидуально-авторской метафоре начала XX в., позволяет судить о специфике отражения образа мира в сознании конкретной языковой личности (поэта), стремящейся передать реальную картину мира, тем самым создавая целостный образ человека-творца. Абсолютный охват именных метафор в творчестве поэтов оказался продуктивным и для исследования динамики развития языковой личности того или иного поэта. Прием фиксации всех метафор в идиостилях дал возможность говорить о системности метафорического развития не декларативно, поверхностно, а с опорой по существу на все пространства огромного семантического поля, возделанного лингвистическим макроэкспериментом великого поэта, будь то А. Блок, С. Есенин, В. Маяковский. Метафорические значения не менее системны, чем прямые, а индивидуально-авторская метафора так же системна, как и языковая. Авторские мета-
форические значения обеспечивают системную мощь наших ассоциаций, столь важных для аутокоррекции сознания языковой личности. Исследование метафорических полей на материале поэзии начала XX в., связанных в сознании человека со стихиями воды, огня, воздуха, земли, — еще один показатель системности индивидуально-авторской метафоры.
Процедура минимизации контекста позволила наглядно представить метафорические блоки слов и все метафорические смыслы, вложенные поэтом в используемое им слово, а также создать особый тип словарей, ядром которых стал интерес к метафорическому переосмыслению. При лексикографическом подходе к материалу нашим принципом стал отказ от каких бы то ни было дефиниций, всегда обедняющих метафорическую семантику. Разработанный прием минимизации контекста в перспективе может иметь значение и как мнемотехнический прием, позволяющий заучивать и запоминать понравившееся словоупотребление, тем самым вводить его в язык, обогащая действующую языковую модель.
Образная картина мира, как составляющая языковой картины, находит отражение прежде всего в художественном дискурсе. В связи с этим нам представляется актуальной в области писательской лексикографии проблема создания словаря одного из образных средств — метафоры. Еще Аристотель писал о том, что особенно важно быть искусным в метафорах, так как это нельзя позаимствовать у других, и именно это является признаком таланта поэта или писателя.
Создание словаря метафор является важным звеном в исследовании образа мира поэта, его метафорического видения, такой словарь является необходимым звеном в общей типологии словарей. Наш опыт поэтической лексикографии начался с создания
«Словаря метафор В. Маяковского»1, так как метафорическая плотность поэтических текстов этого автора — феномен начала XX в., метафора — основное средство всей поэтики
В. Маяковского. В книге собраны все метафоры поэта из собрания сочинений в 13 томах — 5200 употреблений, расположенные в алфавитном порядке, а внутри словарной статьи представлен полный перечень употребления лексемы в составе метафорического контекста поэта. В ссылках указан год написания произведения, том и страница, на которой использована метафора.
Образцы словарных статей Барабан: войны барабан 1917, 1, 143; сердце наш барабан 1917, 2,7; шагов барабан 1923, 4,54; барабан улиц 1923, 4, 166; барабаном борьбы 1942, 4, 82; барабаны поступи 1926, 7, 2602.
Спускаться: спускались дни 1919—20, 2, 162. На крестьянина спускалась благодать 1923, 5, 253; спускалась слава 1923, 5,151; строфы спускаются 1927, 8, 98; спускается с гор песня 1927, 8, 310.
Многие метафоры проходят через все творчество поэта, словарь дает возможность выявить эволюции метафорических образов, лексическую базу метафор, показать широкий спектр ассоциаций. Метафора поэта является источником исследования языковой личности ХХ в. и ее особенностей видения мира.
«Словарь метафор А. Блока»3 включает 402 лексемы в 890 употреблениях, выписанных из собрания сочинений поэта в 8 томах. Все метафоры расположены в алфавитном порядке, а их употребление в течение всего творчества поэта иллюстрируется в микроконтекстах в хронологическом порядке. Словарная статья содержит ссылки на год, том, страницу текста.
Образцы словарных статей Плакать: плачет душа 1901, 1, 106; плакали струны 1901, 1, 84; плакали зимние
бури 1901, 1, 84; плакала песня 1908, 2, 1914.
Танец: танец нежных вечерниц 1904, 1, 216; танец отдаленных встреч 1907, 2, 191.
Для выявления авторского видения картины мира важно выявить отношение поэта к тропам, определить те пласты лексики, которые вовлечены художником слова в образный контекст. «Словарь образных средств
С. Есенина»5 позволит проникнуть в творческую лабораторию поэта и поможет выявить специфику отражения образа мира.
Образцы словарных статей Костер: красный костер окровил таганы 1914, 1, 142; присел наш клен перед костром зари 1919, 2, 102; в саду горит костер рябины красной 1924, 2, 173; костер метели белой 1925, 3, 426.
Заплакать: на соборах кремля колокола заплакали 1914, 1, 311; недаром листвою октябрь заплакал 1921, 4, 194.
Метафора в прозе — это более сложное явление в плане реализации образа в пределах контекста. Если метафора в поэзии чаще функционирует в составе бинармы, то метафорический контекст в прозе — это предложение. Подтверждением тому является подготовленный нами «Словарь метафорических образов М. Пришвина»7. Для М. Пришвина характерны сквозные метафоры, которые предстают перед нами даже в пределах главы (сверхфразового единства).
Примеры словарных статей Буря: Душа человека похожа на море: вечные бури на поверхности, и в глубине тишина. Как бы я рад был уйти от бурь в тишину, но там, на глубине, и темно, и воздуха нет 1945, 5, 155; поднятую бурю в стакане эгоистической души 1953, 2, 474; в любовных бурях 1952, 7, 454; за жестокими душевными бурями и метелями 1929, 3, 1468.
Зацвести: Бывает, где-то в затишье, в тени жизненной, незнаемый человек: о нем думает: «отжил», и мимо пройдет. А он вдруг
S3
неожиданно выйдет, засветится и зацветет 1940, 5, 41. Раньше в этом мартовском солнце видел цветы на кофточках, а теперь вижу цветы в глазах людей: при этом свете у многих зацвели глаза — и голубые, и синие, и темно-зеленые, и мне кажется, где-то мелькнули глаза лиловые 1952, 7, 382. Вечер зацвел на закате голубыми снегами, розовым лесом 1952, 7, 382.
Именно метафора становится для М. Пришвина универсальным средством для объяснения своего понимания мира, человека, природы, истории, творчества, для создания авторского образа мира, оригинальной философии и оригинального идиостиля.
Созданные нами словари метафор имеют значение для исследования языка творческой личности, ее видения мира. Метафора функционирует в определенном художественном дискурсе, метафорические модели формируют авторскую систему отражения
мира, которая находится в соответствии с культурными традициями этноса.
В начале столетия наблюдается усиление процессов метафоризации, изменение объектов метафор. Тематическая сфера образов становится более разнообразной, отражающей окружающий мир, жизнь, время. В поэзии А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, М. Волошина, В. Брюсова и многих других авторов доминируют концепты 'жизнь' и 'время': море столетий (К. Бальмонт), буря жизни (А. Блок), короб лет (С. Есенин), веков строй (В. Брюсов), лет арба (В. Маяковский), дерево времен (М. Волошин) и другие. Обращение к индивидуально-авторской метафоре анализируемого периода создает предпосылки для исследования метафорического процесса середины и конца столетия, хотя совокупный метафорический потенциал языка этого периода все же уступает «метафорической революции» начала XX в.
Примечания
1 Туранина Н.А. Словарь метафор В. Маяковского. Белгород, 1999.
2Здесь и далее: Маяковский В. Собр. соч.: в 13 т. М., 1955—1961.
3Туранина Н.А. Словарь метафор Александра Блока. Белгород, 2000.
4Здесь и далее: Блок А. Собр. соч.: в 6 т. М., 1962.
5Туранина Н.А. Словарь образных средств С. Есенина. Белгород, 2001.
6Здесь и далее: Есенин С. Собр. соч.: в 5 т. М., 1967.
1 Туранина Н.А., Чумаков А.Н. Словарь метафорических образов М. Пришвина. Белгород, 2007. 8Здесь и далее: Пришвин М. Собр. соч.: в 8 т. М., 1914.
Turanina Neonila
METAPHORICAL VOCABULARY OF POETRY OF THE EARLY XX CENTURY:
PROBLEMS AND PROSPECTS
The article considers the basic problems of metaphorical system formation in poetic texts of the early XX century. The poetry of this period generated a powerful metaphorical potential that all next generations can take advantage of. Materials of imagery dictionaries of different poets such as «Metaphor Dictionary of V. Mayakovsky», «Metaphor Dictionary of A. Blok», «Imagery Dictionary of S. Esenin» are offered for consideration.
Рецензент — Галимова Е.Ш., доктор филологических наук, профессор кафедры литературы Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова