Научная статья на тему 'Анимистическая метафора в авторском художественном дискурсе'

Анимистическая метафора в авторском художественном дискурсе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
576
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАФОРА / АНИМИЗМ / НАИМЕНОВАНИЕ / ЧАСТОТНОСТЬ / СЕМАНТИКА / ПОЭЗИЯ / METAPHOR / ANIMISM / THE NAME / RATE / SEMANTICS / POETRY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Туранина Неонила Альфредовна

Настоящая статья посвящена функционированию авторской метафоры в художественных текстах Маяковского, Блока, Есенина Пришвина. Использование наименований животного мира в составе метафоры является давней традицией русской поэзии и прозы. Анимистическая метафора особенно активна в поэзии начала ХХ века. Особой частностью отличается этот тип метафоры в поэзии Маяковского, Есенина, Блока. В прозе Пришвина продолжается использование анимистической метафоры с другим семантическим наполнением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

True article is devoted to functioning of an author's metaphor in art texts Mayakovsky, Block, Yesenin, Prishvin. Use of names of fauna in structure of a metaphor is old tradition of Russian poetry and prose. Animistic metaphor is especially active in poetry of the beginning of XX century. Special a particular this type of a metaphor in poetry Mayakovsky, Yesenin, Block differs. In prose Prishvin use animistic metaphors with other semantic filling proceeds.

Текст научной работы на тему «Анимистическая метафора в авторском художественном дискурсе»

УДК 81'38 / '42

Н.А. Туранина

АНИМИСТИЧЕСКАЯ МЕТАФОРА В АВТОРСКОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ДИСКУРСЕ

Белгородский государственный университет

Перенос свойств живых существ на неодушевленные предметы (анимизм) - характерная особенность человеческого мышления с древних времен, в результате чего и создавалась мифологическая картина мира: действия природных сил приписывались фантастическим причинам. Ряд метафор образуется путем абстрагирования названий живых существ и создаются на основе абстрагирования какого-либо свойства, отличительной черты живого существа или растения.

Антропоцентричность картины мира языковой личности проявляется в ее представлениях об окружающей действительности. Типичные ассоциации, связанные с миром природы, данные в воспроизводящихся речевых моделях, отражают языковые предпочтения носителей русского языка. Использование наименований конкретных природных реалий в поэтическом контексте подчеркивает индивидуально-авторские пристрастия, частицу писательского видения мира.

Выделение той или иной бросающейся в глаза черты поддерживается часто традициями народного творчества и, как отмечают исследователи русского литературного языка С.П. Обнорский, В.П. Андрианова-Перетц, О.А. Державина, Д.С. Лихачев, этот пласт лексики использовался в прошлом весьма интенсивно как одно из важных средств создания образности. В XIX в. продуктивность этой группы как источника метафор значительно снижается. Это может быть связано с тем, что сопоставления разных понятий с растительным и животным миром природы на основе реалистических ассоциаций без обращения к мифологии или символике устного народного творчества стало восприниматься как инородное, искусственное.

В поэтических текстах XIX в. наиболее частотным является слово змея, употреблявшееся в христианской мифологии для обозначения зависти, коварства, злости, лести. Метафорические контексты с этой лексемой включают слова честолюбие, зависть, коварство, тоска, скорбь (хитрой зависти ехидна [Лермонтов]).

Единичны употребления в роли метафоричных компонентов других наименований живых существ: червь сомнения [Апухтин]; коршун памяти [Григорьев].

В поэзии начала XX в. употребительность слов этой тематической группы в роли метафор резко

возрастает: мухи - мысли [Анненский]; волны -звери [Гумилев]; сознание - паук [Волошин]; гроза - сердечная моль [Северянин]. Особенно яркой является метафорическая номинация, связанная с названиями живых существ в поэзии Блока, Есенина, Маяковского; облака - овцы [Блок]; звезды -ласточки [Есенин]; колосья - кони [Есенин], глупая вобла воображения [Маяковский]; капитализм - спрут [Маяковский]. В количественном отношении наименования этой тематической группы в составе метафор Блока, Есенина, Маяковского выглядят по-разному: Блок (6), Есенин (40), Маяковский (76). Группа наименований живых существ отличается и разной частотностью в поэтических текстах Блока, Есенина, Маяковского. Часть наименований в составе метафор имеет частотность от 2 до 4 употреблений, остальные лексемы, передающие метафорический смысл, единичны в своем употреблении.

Змея [Маяковский - 4, Блок - 2], лебедь [Есенин - 3], ворон [Маяковский - 3], бык [Маяковский - 3], моль [Маяковский - 3], боров [Маяковский - 2], птица [Блок - 2, Есенин - 2], гад [Маяковский - 2], кит [Маяковский - 2], крот [Маяковский - 2], лиса [Маяковский - 2], пес [Маяковский - 2], конь [Есенин - 2], ласточка [Есенин - 2], сокол [Есенин - 2], теленок [Есенин - 2], щенок [Есенин - 2]. Единичные употребления отличаются разнообразием у Есенина и Маяковского.

Блок: овца, оса.

Есенин: блоха, верблюдица, вол, волк, волчица, голубица, голубь, гусь, жеребенок, зайчик, звереныш, касатка, кобыла, кошка, лягушка, малиновка, мотылек, осленок, птаха, птенец, рыба, синица, сорока, телица, ягненочек.

Маяковский: верблюд, вобла, волк, заяц, конь, кошка, лебедь, оса, сокол, хамелеон, собака, спрут, червь, щенок, ящер, бабочка, буревестник, вол, жираф, кобыла, кляча, коршун, медведь, муха, овца, птенец, трутень, улитка, цуцик, чайка, вша, гончая, гусак, гусыня, гусь, дятел, жеребец, клоп, курица, павлин, плотва, птичка, пчела, саранча, свинья, тля.

В этой тематической группе слов можно выделить четыре тематические подгруппы.

Названия животных: овца, змея, бык, еж, боров, гад, кит, крот, лиса, пес, верблюд, волк, заяц, конь, кошка, хамелеон, собака, щенок, ящер, вол,

Н.А. Туранина. Анимистическая метафора в авторском художественном дискурсе

жираф, кобыла, кляча, медведь, улитка, цуцик, гончая, жеребец, свинья, телок, верблюдица, волчиха, жеребенок, зайчик, звереныш, осленок, телица, ягненочек, касатка.

Например: осень рыжая кобыла - чешет гриву [Есенин], и пашню голубую нам пашет разум-вол [Есенин], Невы двугорбого верблюда [Маяковский], киты батарей [Маяковский], банкирских быков [Маяковский], золотою лягушкой луна [Есенин], пляшет ветер по равнинам, рыжий ласковый осленок [Есенин].

Названия птиц: птица, ворон, лебедь, сокол, буревестник, коршун, птенец, чайка, гусак, гусыня, гусь, дятел, курица, павлин, птичка, ласточка, голубица, голубь, малиновка, птаха, птенец, синица, сорока.

Например: птица вьюги [Блок], только радость синей голубицей канет в темноту [Есенин], здесь даже мельница — бревенчатая птица [Есенин)], годы-чайки [Маяковский], сокол - голос мягко сойдет на низы [Маяковский], лебедя выгнув рукой [Есенин], малиновкой журчащей слетит в кусты звезда [Есенин].

Названия насекомых: оса, моль, бабочка, муха, трутень, вша, клоп, пчела, саранча, тля, блоха, мотылек, пчелка.

Например: гений первой любви запевает осой ядовитой [Блок], (весна) мотыльком впорхнула весело [Есенин], пули оса [Маяковский], печурку -пчелу [Маяковский].

Названия рыб: вобла, рыба, сельдь, плотва.

Например: (заря) будет звездных ловить рыб [Есенин], шла плотвою флотов речка [Маяковский].

В составе этих тематических подгрупп можно выявить синонимические ряды: конь - жеребец -кляча; щенок - цуцик; птица - птаха. В некоторых случаях наблюдаются родовые отношения: волк -волчица, конь - кобыла, верблюд - верблюдица, гусак - гусь - гусыня, голубь - голубица.

Слова-названия детенышей в этих группах живых существ неоднократно выступают в метафорических значениях: цуцик, телок, жеребенок, зайчик, звереныш, осленок, ягненочек, птенец.

В поэтических текстах А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского используются традиционные метафорические образы с лексемой змея, хотя сочетаемость и общий смысл метафорической парадигмы изменился.

Змея

Руки белые твои — две холодные змеи [Блок,

1906], и черными змеями распуталась коса [Блок,

1907]; Чека-змея [Маяковский, 1902], змеи извивающихся цистерн [Маяковский, 1923], (эсер с монархистом) жалят змеей [Маяковский, 1924], улица-змея [Маяковский, 1927], заноза-змея [Маяков-

ский, 1928]. В поэтических текстах начала XX в. почти полностью утрачивается метафорический смысл образа, связанный с коварством, тоской, завистью, а возникают метафоры, в основе которых лежат внешнее сходство (по форме) и функциональная близость. Неметафорический компонент -это уже не слова, называющие абстрактные понятия, а обычно существительные со значением конкретных предметов (рука, коса, цистерна, заноза), учреждений, территории (Чека-улица), лиц (эсер с монархистом).

Метафорические образы с другими номинациями живых существ отчасти продолжают поэтические традиции XIX в., описывая абстрактные понятия, но другой смысловой направленности. Это метафорические модели, в основе которых образы времени, разума, социальных пороков.

Ср .: у времени-хамелеона [Маяковский, 1915], разум-вол [Есенин, 1917], ежом противоречий [Маяковский, 1924], волком бы выгрыз бюрократизм [Маяковский, 1929], время-крот [Маяковский, 1929]. Поэты начала XX в. (чаще Маяковский) используют метафорические наименования живых существ в сатирических образах для изображения негативных социальных явлений; неметафорический компонент (метафоризируемый) представлен лексемами разруха, быт, буржуазный, национальный, обывательский.

Ср.: обывательская моль [Маяковский, 1919], червь-разруха [Маяковский, 1921], быта моль [Маяковский, 1925], национальный трутень [Маяковский, 1927], буржуазный трутень [Маяковский, 1927].

Особенностью образной парадигмы этой тематической группы слов является сопоставление живых существ с людьми в поэтических текстах Есенина и Маяковского с разными положительными или отрицательными коннотационными оттенками.

Ср.: соколы-дружинники [Есенин, 1912], мухи оппозиции [Маяковский, 1919], дворянство-лиса [Маяковский, 1928], парней-жеребцов [Маяковский, 1929], интеллигенция-учеными псами [Маяковский, 1927].

Довольно распространенными являются созданные с помощью наименований понятийной сферы «животный мир» образы природных реалий, космических явлений. В поэтических текстах Маяковского образ солнца появляется в течение всего творчества: .. .у раненого солнца вытекал глаз (1913), ..раскинув луч-шаги, шагает солнце в поле (1920); или же с метафорами - наименованиями животных, ср.: солнце погналось — желтый жираф (1917-1918), солнце разжиревшим боровом (1926). Луна, небо, тучи одушевляются чаще в поэтических контекстах Есенина, хотя в традиционном понимании не все эти объекты несут признак

одушевленности (ср., например, небо, облако - об этом свидетельствует и форма среднего рода). В поэзии Есенина луна, небо, закат, туча, сумрак -живые олицетворенные образы, ср.: ощениться златым щенком луна (1917), отелившееся небо лижет красного телка (1917), по пруду лебедем красным плавает тихий закат (1918), сумрак голодный волчицей (1921).

Традиция использования анимистической метафоры продолжается и в прозе второй половины XX в. Особенно актуальны такие образы для художественной прозы М. Пришвина - поэта природы. Каждая подгруппа находит свое отражение в составе метафорических образов писателя.

Названия животных:

Не дни, а барашки белые (1954); На небе рассыпаются барашком сотни бекасов (1928).

Пятнистый олень, войдя в тень даже не очень густолиственного дерева, благодаря своим защитным пятнам-зайчикам становится невидимым (1933); зайчикам лунного света (1934).

Названия птиц:

Нарастают облака-лебеди (1928); собственная душа обернется кукушкой и начнет куковать (1952); мысли-птицы (1952).

Названия насекомых:

Какой листик летит парашютиком, какой мотыльком (1952). Так я на свободе терпеливым муравьем ... подползал к царству сознания вместе со своими зверями, собаками, букашками и таракашками (1929).

Названия рыб:

Мелкодырчатый успел только глаза вытари-щить. - Чего ты, окунь, глаза вытарищил, на всякого окуня есть щука, а вино казенное... (1940).

Номинации живых существ используются М. Пришвиным в составе метафоры для создания картин природы (барашек, лебедь, зайчик), душевного состояния героя (кукушка, муравей), описания растительного мира (мотылек), характеристики человека (окунь). Писатель продолжает традиции предшественников и находит свои метафорические оттенки в образах, что отражает авторскую образную модель мира.

Использование наименований понятийной сферы «животный мир» характерно для различных метафорических моделей в поэзии и прозе XX в. В основе представленной понятийной сферы в составе метафоры лежит концептуализация человеком себя и мира в процессе когнитивной деятельности.

Поступила в редакцию 09.06.2008

Литература

1. Анненский А. Собрание сочинений в 2 т. М., 1984.

2. Блок А. Собрание сочинений в 6 томах. М., ГИХЛ, 1962.

3. Гумилёв Н. Собрание сочинений в 2 т. М., 1982.

4. Есенин С. Собрание сочинений в 5 т. М., ГИХЛ, 1967.

5. Маяковский В. Собрание сочинений в 13 т. М., ГИХЛ, 1955-1961.

6. Пришвин М. Собрание сочинений в 8 томах. М., 1974.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.