Научная статья на тему 'Метафорическое моделирование мира как конструкт реальности в художественном дискурсе'

Метафорическое моделирование мира как конструкт реальности в художественном дискурсе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
476
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАФОРА / КОНСТРУКТ / МОДЕЛЬ / КОННОТАЦИИ / ПАРАДИГМА / РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Туранина Н. А.

Целостные представление человека об окружающей действительности в современной науке связано с понятием модели мира. Метафорическое моделирование мира является универсальным механизмом, который позволяет выявить авторскую индивидуальность художника слова. В статье представлены метафорические коннотации писателей ХХ и ХХI в.в., исследованные в процессе контекстного анализа, демонстрирующие яркую метафорическую парадигму художественного дискурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METAPHORICAL MODELLING WORLD AS A CONSTRUCT OF REALITY IN LITERARY DISCOURSE

A holistic view of the person about the reality in modern science related to the concept model of the world. Metaphorical modelling world is a universal mechanism that allows you to identify the author''s personality as an artist of the word. The article presents a metaphorical connotations writers of the twentieth and twenty-first V. V., studied in the process of contextual analysis, showing a vivid metaphorical paradigm of artistic discourse.

Текст научной работы на тему «Метафорическое моделирование мира как конструкт реальности в художественном дискурсе»

252

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

УДК 80

МЕТАФОРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ МИРА КАК КОНСТРУКТ РЕАЛЬНОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ДИСКУРСЕ

Н.А. Туранина

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: turanina@mail.ru

Целостные представление человека об окружающей действительности в современной науке связано с понятием модели мира. Метафорическое моделирование мира является универсальным механизмом, который позволяет выявить авторскую индивидуальность художника слова. В статье представлены метафорические коннотации писателей ХХ и ХХ! в.в., исследованные в процессе контекстного анализа, демонстрирующие яркую метафорическую парадигму художественного дискурса.

Ключевые слова: метафора, конструкт, модель, коннотации, парадигма, репрезентация.

Художественный дискурс как продукт субъективного познания реальности находится в центре исследований лингвистов, литературоведов, культурологов и учёных других отраслей знания с давних времён. Модель мира силой человеческого сознания отображается и преображается в слове как конструкте реальности. Языковые единицы как капсулы хранения информации о выделенных сознанием объектах мира могут быть исследованы и систематизированы на основе их денотативной общности, а особенности мировосприятия и ассоциативного сцепления разных кодов культуры своеобразно закрепляются в образных значениях слов.

Тропеическая составляющая художественного дискурса, отражающая образную модель мира, всегда была и остаётся предметом исследования в филологии. Особый интерес представляет современная лингвометафорологическая парадигма, получившая свою разработку в трудах М. Блэка, Дж. Лакоффа, А. Ричардса и многих других учёных. Попытка обобщить междисциплинарные подходы к феномену метафоры отражены в лингвокультурологических дефинициях: «метафора» (перенесение-греч)- самая

обширная форма тропа, риторическая фигура, представляющая собой уподобление одного понятия или представления другому, перенос на него значимых признаков или характеристик последнего.. .Л

Целостное представление человека о конструктах действительности в современной науке связано с рядом соположенных понятий: картина мира, образ мира, модель мира. Важнейшую роль в таком взаимодействии играет метафора, так как переосмысление, переименование, ассоциативное расширение - эти константные признаки метафоры позволяют рассмотреть познаваемое через уже познанное, интерпретировать, на первый взгляд, хорошо известные через нетрадиционные сопоставления. Посредством метафоры самые сложные концептуальные модели и метафизические категории образуют «языковую плоть», способствуя дальнейшему познанию человеком мира. Метафора в художественном дискурсе, долго рассматриваемая как категория стилистического анализа, сегодня понимается не как орнаментальное, текстовое украшение, а важнейшее средство описания и

концептуализации мира и человека. Манифестация метафоры в различных 1

1 Культурология ХХ века. М, 1998. С. 43.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

253

художественных дискурсах имеет свои особенности, связанные с идиолектом отдельной языковой личности, художника слова.

Русская литература даёт нам образцы всесторонней репрезентации модели мира в художественном дискурсе, прозаические и поэтические шедевры М. Пришвина, М. Шолохова, И. Паустовского, В. Астафьева, В. Тендрякова, А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулиной и многих других авторов, раскрывают сложную систему взаимоотношений человека и Космоса, человека и стихий, человека и социума. Универсальным способом создания авторской модели мира, наполненный глубоким философским содержанием, ключевым средством решения эстетических и

мировоззренческих задач становится метафора.

Космология художественного мира М. Пришвина близка раннефилософской мифопоэтической традиции, представляющей устройство мироздания целостным, упорядоченным, организованным в соответствии с определёнными законами. Космологический сегмент метафорической модели мира в мифологиях представлен четырьмя первоэлементами: стихия воды, стихия воздуха, стихия земли, стихия огня.

В пределах космологического сегмента осуществляется перенос между составляющими его тематическим группами, создавая своего рода «зеркальность», многомерность авторского Космоса в произведениях М. Пришвина.

Водное пространство - земная поверхность: желтое море степи, среди этого безбрежного солонцового океана; Я посмотрел на дом со стороны и подвился: это не дом был, а какой-то нансеновский «Фрам» в полярной стране, засыпанный, затёртый, а вокруг былый курящийся зыбучий океан; на зелёном море всего большака; Мы проходим...через ущелье... там лишь необозримое пространство скал, молчаливый, окаменевший океан. (Пришвин).

Водное пространство, водные потоки - небесный свод: катятся вверху прозрачные зелёные лунные волны; В душе звучит мелодия, и вместо слов отзывается мне всё голубое небо, и по этому светлому половодью во опять плывёт тёплое облако; над землёй опрокинулось небесное море из малиновых волн. Огромное, необозримое пространство может быть обозначено имплицитно: Катятся вверху прозрачные зелёные лунные волны; Потом ещё горы, синие палатки или чёрные окаменелые волны, если подъедешь поближе (М.Пришвин).

В метафорическом осмыслении мира М. Пришвин следует традициям русского космизма конца XIX - первой половины ХХ века, в котором индивидуалистическую идею антропоцентризма, когда человек отделён от природы и противопоставлен ей, заменяет идея антропокосмизма, согласно которой человек восстанавливает прерванные связи с природой и задумывается о своём месте в ней и в Космосе в целом 2.

Метафорический способ отражения действительности в текстах В. Астафьева и В. Тендрякова является интегральной частью общей индивидуальной художественной картины мира каждого из авторов. Наименования водной стихии, используемые писателями главным образом в составе индивидуально-авторских метафор,

представлены различными частями речи, но чаще существительными, глаголами и их формами.

Для номинаций естественных водоемов доминантным становится метафорический перенос реалия водной стихии^множество лиц: чего хитрого? Если академиков в ополчение загонять, артистов и вовсе не жалко. Их у нас - море (Астафьев), акиян мирового пролетариата (Астафьев); море голов (Тендряков), бушующее море людей (Тендряков), людские реки (Тендряков), явлений природы: Да

2

Туранина Н.А., Чумаков А.Н. Словарь метафорических образов М. Пришвина. Белгород, 2008. С.

35.

254

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

разве все пни и выворотни на старых вырубках сочтёшь - их тут море! (Астафьев), необозримое море розового кипрея (Астафьев); океан полыни (Тендряков), море стерни (Тендряков); отрицательных эмоций: слёз-озеро (Астафьев); горя-реки (Астафьев). Подобное указание на объём водной массы, несущий за собой несчастья, неудачи (избыток воды традиционно интерпретируется метафорически как беда), свидетельствует об осмыслении В. Астафьевым воды с мифологической точки зрения; её роли в жизни человека, влиянии на человеческую судьбу.

Рефлексия личности по поводу сложного и касающегося каждого человека феномена времени приводит к возникновению значительного числа образов, связанных с его ролью в жизни, судьбе человека. Можно отметить среди актуализируемых в составе метафорических реализаций наименований-существительных стихии ВОДА смыслы:

- «гибельность, разрушительная сила»: бездонный омут жизни (Астафьев);

- «интенсивное движение»: неспокойное течение жизни (Астафьев); по морям, по волнам бурной современности (Астафьев); по бурной реке современной жизни (Астафьев);

- «безвозвратность»: последняя капля жизни (Астафьев). Водоём-времени вбирает в себя и поглощает, опускает на дно, не возвращая на поверхность или берег прошлое, однако у В. Тендрякова нарушается это традиционное представление: произошло какое-то тихое потрясение, столь же тихое и значительное, как просыпание - выныривание из небытия (Тендряков).

Метафорические представление неосязаемых физических субстанций (звука, света, запаха) чаще всего связывается в текстах писателей с восприятием звуков и запахов, создаваемых человеком, что свидетельствует об антропоморфности индивидуально-авторской художественной картины мира В. Астафьева и В. Тендрякова.

ВОЗДУХ- один из важных концептов картины мира русского народа, и это подтверждается значительным числом лексем, репрезентирующих данную стихию, и постоянным обращением русских поэтов и писателей к воздуху, ветру, вьюге, метели, вихрю, туману. Например:

Воздух: Но скользишь ты, утопая, /В бездне воздуха и света (Бальмонт «Белый лебедь»); Крылья легкие раскину,/Стены воздуха раздвину,/Страны дальние покину (А.Блок «» Крылья); Воздух казался жидким минералом и вливался в лёгкие сам по себе (В. Токарева «Лиловый костюм»); Ему казалось, что воздух вокруг них насыщен предательством, как радиацией (В. Токарева «Паша и Павлушай).

Ветер: Поднимайся, ветер, по равнинам,/ Торопись, ветрило-вихрь-

бродяга,...(М.Цветаева «Лжёт летописец, что..»); Буйный ветер в пустыне второй властелин (Н.Гумилёв «Сахара»); Только ветер резвый, озорник такой,/ Запоёт разлуку вместо упокой (С. Есенин «Закружилась пряжа снежистого льна»); Отрок-ветер по самые плечи /Заголил на берёзке подол (С. Есенин «Закружилась листва золотая»).

Вихрь: И снежных вихрей подъятый молот/Бросил нас в бездну, где искры неслись,/Где снежинки пугливо вились(А.Блок «Настигнутый метелью»); Уж демон вихрей реет грозно, / Свинцовой тучей облачён (Ф. Сологуб «Ты слышишь гром.»); И вдруг в этой напряжённой и испуганной тишине пронёсся вихрь, как долгий вздох облегчения ( Н.Сладков).

Вьюга: Заносит вьюга на порог / Пожар метели белокрылой. (А.Блок

«Заклинание огнём и мраком»);Кто, под вопли вьюги снежной,/ Под упорной зов зыбей,/ Сохранил сурово-нежный/ Говор древних дней? (В. Брюсов «К Швеции»).

Метель: Вкруг колокольни свист метели (С. Городецкий «В стегах»;. и мерцают в музыке/ Пурги (Б. Пастернак «Все в крестиках двери.»);И метёт, метёт метлою /Богородица-метель (М.Цветаева «С.Э»); В серебре метелей кроясь, / Ты горишь, мой

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

255

узкий пояс (А. Блок «Я в дальний мир вошла...»); Свернуты декабрьские метели в серые перины облаков (Ю. Визбор);

Туман: Плыл туман, как фимиамы / Тысячи кадил (А. Ахматова «Чёрная вилась дорога.»; Раздвинув локтем тумана дрожжи, / цедил белила из чёрной фляжки (В. Маяковский «За женщиной»).

Высока частность функционирования лексем, репрезентирующих ВОЗДУХ, в сильных позициях художественного текста, использование названных языковых единиц в начале текста характерна для художественной прозы В. Астафьева, В. Распутина, Л. Соболева, В. Шишкова и других писателей. В начале текста В Астафьева «Зрячий посох» находим лексемы ветер, циклон: «Но дует ветер, хлещет мокрый снег- пришёл циклон откуда-то с востока. Вчера и позавчера он дул с севера - никакие циклоны не минуют Урал, они, как беды, все вокруг него кружат, все по нему дуют и шарят, и весна никак не может наступить, а уже начало апреля». У В. Распутина использованы лексемы воздух, мороз в начале повести. «Живи и помни»: «Зима на 45-й, последний военный год в этих краях простояла сиротской, но крещенские морозы своё взяли, отстучали, как им полагается, за сорок. Прокалившись за неделю, отстал с деревьев куржак, и лес совсем помертвел, снег по земле заскрип и покрошился, в жёстком и ломком воздухе по утрам было трудно продохнуть». Рассказы известного автора романов «Угрюм река»,

«Емельян Пугачёв» В. Шишкова начинаются лексемами ветер, воздух, норд-остс, шторм, мороз: «Ночь без звёзд была, небо тёмное, над тайгой тучи плыли, шумел ветер вершинами» («Царская птица»); «Ах, и ночи бывают ранней осенью - задумчивые, мудро-грустные. Крепко спят живыми снами осиротевшие леса, нивы, луга, воздух («Журавли»); Декабрь. Я сижу на берегу Черного моря и прислушиваюсь к ритмическому гулу его волн. Где-то, вероятно возле Новороссийска, вырвался из-за гор ярый освежающий норд-ост, кинулся на море, взмесил необозримую морскую синь, а здесь, в тихом Сухуми, - лишь отзвук шторма» («Отец Макарий»).

Репрезентация стихии Земля представляет особый интерес в поэтическом дискурсе ХХ и ХХ1 веков. В поэзии А. Блока, В. Маяковского, С. Есенина, метафорические модели «земной направленности» являются доминирующими в составе образных средств - 35 %. Например:

У В. Маяковского: через горы времени; гору взоров; бочки гора; за горами горя; из-за времени гор; за горами грудой; горами веков;

У С. Есенина: голубеет небесный песок; считает время песок мечты.

Наиболее продуктивным является подход к анализу метафоры с позиций концептуально-тематической характеристики главного (метафоризируемого)

компонента. Данный компонент в поэтическом языке Е.Евтушенко, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной выражен наименованиями различных тематических групп, но в создании метафорической модели мира наибольшее предпочтение авторы отдают единицам, входящим в группы «Горные породы», «Части растений», «Растения и другие растительные организмы»:

Я трудно грыз гранит гидростроения; каньоны морщин; ржавчина расплаты; островки родинок; джунгли редакций; крахмал простыни; С колыбели / голубели/у Иваа-дурака / под бровями два хитрющих, / два живучих василька (о глазах) (Евтушенко);

музыка- булыжник; скорлупа ироничности; недра мозга; Мир юркнул в раковину (о наступлении ночи); тычиночка тоски; дебри желудка; лепестки строф и рифм; свадьбы летят - одуванчики Пасхи (Вознесенский);

зимы кристалл; пруд-изумруд; Пусть я сгину, /подрагивая в чистом серебре русалочьих мурашек, / жгущих спину!; в неживом ущелье гортани; Улыбки доблестный цветок, / возросший из расщелин плача; Зияли надземные недра (о небе), / светло, а

256

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

солнце не шло...; Недобро глянул старый антиквар, / Когда б он не устал за два столетья / лелеять нежной ветхости соцветья (о старинных предметах) (Ахмадулина).

Метафорическое моделирование мира, как показал анализ поэтического и прозаического дискурса, играет огромную роль в практическом и теоретическом мышлении, в художественном осмыслении конструктов действительности, предоставляя огромные возможности для развития семантики слов, создания новых кодов приращения смысла. Раскрытие семо - коннотативного потенциала авторской метафоры в изображении стихий даёт возможность увидеть в ней лингвофилософский инструментарий, который имеет культурные и мифологические корни, особенности личностного восприятия модели мира.

Список литературы

1. Культурология ХХ века.- М, 1998.- 184 с.

2. Туранина Н.А., Чумаков А.Н. Словарь метафорических образов М. Пришвина.- Белгород, 2008. -225 с.

metaphorical modelling world as a construct of reality in literary discourse

N. A. Turanina

Belgorod state institute of arts and culture e-mail: turanina@mail.ru

A holistic view of the person about the reality in modern science related to the concept model of the world. Metaphorical modelling world is a universal mechanism that allows you to identify the author's personality as an artist of the word. The article presents a metaphorical connotations writers of the twentieth and twenty-first V. V., studied in the process of contextual analysis, showing a vivid metaphorical paradigm of artistic discourse.

Keywords: metaphor, construct, model, connotations, paradigm, representation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.