Научная статья на тему 'Образная реализация стихий в художественном дискурсе XX века'

Образная реализация стихий в художественном дискурсе XX века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
152
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ДИСКУРС / ОБРАЗНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ / СИНТАГМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / СЕМАНТИКА ОБРАЗОВ / ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКАЯ МЕТАФОРА / UNIQUELY AUTHOR'S METAPHOR / ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА / ПЕРСОНИФИКАЦИЯ / МЕТАФОРИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / ТЕКСТ / AN ART DISCOURSE / SYNTAGMATIC RELATION / SEMANTIC OF THE IMAGES / PERSONIFICATION / FIGURATIVE COMPONENT / TEXT / FIGURED REALIZING / LINGUISTIC WORLD-IMAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Туранина Неонила Альфредовна, Заманова Ирина Федосеевна, Тутаева Галина Николаевна

В статье рассматриваются стихии «воздуха» и «земли» как фрагменты общей картины мира на материале художественного дискурса, приводится анализ данных стихий с точки зрения синтагматических отношений, что позволяет определить обилие тенденций в создании языковой картины мира писателями одного временного периода, семантику образов, специфические черты в использовании языковых образных средств и индивидуально-авторскую метафору.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIGURED REALIZING OF THE NATURE ELEMENTS IN THE ART DISCOURSE XX CENTURY

In the article are discussed the nature elements “air” and “earth” as the fragment of whole picture of the world that based on the art’s material discourse. It mentions an analysis of the element’s date from the syntagmatic relation point of view. It became possible to the writers of the same period to definite the whole number of trends in the creation of the linguistic world-image, semantic images, the peculiarities in the use of language figured advices and uniquely author’s metaphors.

Текст научной работы на тему «Образная реализация стихий в художественном дискурсе XX века»

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

УДК 80

ОБРАЗНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ СТИХИЙ

В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ДИСКУРСЕ XX ВЕКА

Н.А. Туранина, И.Ф. Заманова, Г.Н. Тутаева

Аннотация. В статье рассматриваются стихии «воздуха» и «земли» как фрагменты общей картины мира на материале художественного дискурса, приводится анализ данных стихий с точки зрения синтагматических отношений, что позволяет определить обилие тенденций в создании языковой картины мира писателями одного временного периода, семантику образов, специфические черты в использовании языковых образных средств и индивидуально-авторскую метафору.

Ключевые слова: художественный дискурс, образная реализация, синтагматические отношения, семантика образов, индивидуально-авторская метафора, языковая картина мира, персонификация, метафорический компонент, текст.

FIGURED REALIZING OF THE NATURE

ELEMENTS IN THE ART DISCOURSE XX CENTURY

N.A. Turanina, I.F. Zamanova, G.N. Tutaeva

Abstract. In the article are discussed the nature elements "air" and "earth" as the fragment of whole picture of the world that based on the art's material discourse. It mentions an analysis of the element's date from the syntagmatic relation point of view. It became possible to the writers of the same period to definite the whole number of trends in the creation of the linguistic world-image, semantic images, the peculiarities in the use of language figured advices and uniquely author's metaphors.

Keywords: an art discourse, figured realizing, syntagmatic relation, semantic of the images, uniquely author's metaphor, the linguistic world-image, personification, figurative component, text.

В современной филологии вырос интерес к изучению стихий как фрагментов общей картины мира, которые с древнейших времен обнаруживали своё присутствие во всех сферах человеческой жизни. Стихии представляют собой константы культуры, нашедшие отражение в различных видах искусства, в том числе в искусстве слова.

Древнегреческие мыслители утверждали, что все стихии одинаково важны в мироздании, но именно стихии ВОЗДУХ и ЗЕМЛЯ занимают главенствующее место, выходя в качестве фундаментальной основы, с которой начинается эволюция всех объектов материального мира. Вода почиталась в древнем мире как источник жизни, люди верили в ее очистительную силу, и «водопоклонение оставалось долго у русских в своей силе».

Земля тоже любимая и почитаемая народом стихия, символизирующая богатство и изобилие, в мифологическом сознании славян - «это женский образ, трактующийся

как мать, также земля - это источник сил и здоровья» [3, с.114 - 117].

В лингвистике существует ряд работ фрагментарно рассматривающих стихии на материале художественного дискурса [1,2], отмечая высокую значимость первостихий для русского национального сознания в целом и для отдельной языковой личности в частности.

Анализ образных значений репрезентантов стихийного первоначала ВОЗДУХ и ЗЕМЛЯ с точки зрения синтагматических отношений позволяет определить обилие тенденций в создании языковой картины мира писателями одного временного периода, семантику образов и специфические черты в использовании языковых образных средств.

Индивидуально-авторская метафора становится для творческой личности инструментом познания мира, поскольку она базируется на установлении ассоциативных связей, сходств и различий между явлениями

мира и создаёт на этой основе новые личностные смыслы. Давая субъективную трактовку действительности, автор обязан учитывать связанные со словом, которое подвергается метафоризации, комплексы значений, ассоциаций, образов, существующих в сознании языка.

Избирательность видения мира художником слова воплощена прежде всего в индивидуально-авторской метафоре, в фокусе которой одни реалии присутствуют, другие исключаются, что позволяет судить о системе приоритетов личности и их включенности в культуру, поэзию.

В рамках исследования стихии ВОЗДУХ образное поле представлено совокупностью образных средств, обращение к анализу языковых единиц, используемых писателями, позволяет выявить специфику индивидуальной картины мира языковой личности. В народных представлениях ветер наделяется свойствами демонического существа. Могущество ветра, его разрушительная или благотворительная сила вызывала преклонение.

В художественном дискурсе К. Паустовского и М. Шолохова видение писателей позволяет воссоздать одухотворённые и выразительные картины природы, а средства манифестации образного поля стихии ВОЗДУХ представлены следующим образом: самая частотная метафора - персонификация. ВОЗДУХ - ЖИВОЕ СУЩЕСТВО: Норд-осты ревут в туманах (Паустовский).

На Христонином гумне взлохматился плохо свершённый скирд пшеничной соломы, ветер вгрызаясь, подрыл ему вершину, свалил тонкую жердь и вдруг, подхватив золотое бремя соломы, как на навильнике, понёс его над базом, завертел над улицей и щедро, посыпав пустую дорогу, кинул ощетиненный ворох на крышу куреня Степана Астахова (Шолохов).

Образ ветра, тумана - живого существа передаётся и с помощью других образных средств: сравнений и эпитетов.

Образное сравнение возникает в том случае, когда семантика сопоставляемых понятий оказывается разноплановой, иногда радикально противоположной. Например: Ветер дул в лицо, как расшалившийся ребёнок (Паустовский). Хлопчатый редкий туман, движимый ветром, плыл, цепляясь за верхушки сосен, тёк над проталинами и, как

коршун над падалью, кружился... (Шолохов).

Эпитет является одним из характерных тропов К. Паустовского и М. Шолохова при создании стихии ВОЗДУХ (духота, туман, облака, тучи, буря). После ядовитой, густой духоты, заполнившей всё помещение школы, воздух на улице показался ему холодным, пьянящим свежестью (Шолохов). Нельзя высказать того, что мы чувствовали, остановясь на шканцах корабля, растерзанного бурей (Паустовский); там появился косматый туман (Паустовский). Воздух персонифицирован и обладает различными признаками и характеристиками человека и животного в текстах обоих писателей, персонификация придаёт текстам индивидуально-авторскую неповторимость и способствует живости восприятия художественного дискурса.

Образная репрезентация стихии ЗЕМЛЯ представляет особый интерес в поэтическом дискурсе XX века, важной особенностью является тоже доминирование метафоры. По данным наших словарей [4,5,6]. Метафорические модели в составе образных средств составляют 45%, остальное - другие тропы. У В. Маяковского: через горы времени; гору взоров; у С. Есенина: голубеет небесный песок; считает время песок мечты.

В роли метафорического компонента в поэзии Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Б. Ахмадулина выступает различная лексика «земной направленности»: горные породы, растения и их части, места обитания животных и т.п. Я трудно грыз гранит гидростроенья; каньоны морщин; ржавчина расплаты; островки родинок; джунгли редакций; крахмал простыни (Евтушенко); музыка-булыжник; скорлупа ироничности; недра мозга; мир юркнул в раковину (о наступлении ночи); тычиночка тоски (Вознесенский); зимы кристалл; пруд-изумруд; в неживом ущелье гортани; улыбки доблестный цветок, / возросший из расщелин плача (Ахмадулина).

Для поэзии Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной характерно вовлечение достаточно широкого спектра наименований, выражающих значения «человек-растение», это такие лексемы, как дерево, цветок, стебель, лист, лотос, поросль, подорожник, завязь, береза, яблоня, дуб, зерно и др. Данные репрезентанты земной стихии частотны в художественных текстах иссле-

дуемых поэтов для выражения полной идентификации себя или другого человека либо с растениями, либо с их частями.

Сравнение довольно широко представленный троп при изображении стихии ЗЕМЛЯ (20%). Например: ...на фоне дальней яхты на волне, / как хризантема, распустилась дама / вся в розовом, на белом скакуне (Евтушенко);

в жизни чувства сближены, будто сучья яблони, / покачаешь нижние отзовутся дальние (Вознесенский);

то гляну в окно: белизна без единой помарки, / то сумерки выросли, с иною растения сада (Ахмадулина).

... и сверкали глаза цыганенка, словно краденный им антрацит (Евтушенко);

Пилы кружатся. Пышут пильщики. / Под береткой, как вспышки, - пыжики. / Через джемперы, как смола, / чуть просвечивают тела (Вознесенский).

Для поэтической речи второй половины XX - начала XXI вв. характерно наличие следующих основных групп эпитетов, прежде всего это эпитеты, обозначающие цвет: золотая струя горчицы (Евтушенко); черный том ее агатовый (Вознесенский); звезда изумрудная (Ахмадулина).

Эпитеты, передающие цветовую характеристику образа, были характерны и для поэзии начала XX века. В текстовом пространстве А. Блока, В. Маяковского, С. Есенина наиболее частотны в структуре эпите-

Литература:

1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т.1. / А.Н. Афанасьев. - М.: Современный писатель. - 1995. - 416 с. - С. 59-77.

2. Африкантова Л.К. Образы водной стихии в поэзии Б. Пастернака / Л.К. Африкантова // Языкознание. - 2001. - №3. - С. 14-22.

3. Богданова И.А. Функционирование архе-типического концента «вода» в текстах народного и индивидуального творчества. АКД. / И.А. Богданова. Пермь, 2006. - 25 с.

4. Костомаров Н.И. Славянская мифология / Н.И. Костомаров. - М.: «Чарли», 1994. - 688 с.

5. Туранина Н.А. Словарь метафор В. Маяковского. / Н.А. Туранина. - Белгород, 1997. - 152 с.

6. Туранина Н.А. Словарь образных средств С. Есенина. / Н.А. Туранина. - Белгород, 1998. - 72 с.

7. Туранина Н.А. Словарь образных средств А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского. / Н.А. Тура-нина. - Белгород, 2000. - 203с.

тов-цветообозначений, а также эпитетов, передающих другие семантические оттенки, следующие лексические единицы: золото, серебро, жемчуг, железо, олово. Например, у С. Есенина: солнца луч золотой; в блеске золотом; в лучах золотых; вьются паутины с золотой попеты; и горят снежинки в золотом огне; задремали звезды золотые; покатились глаза собачьи золотыми звездами в снег [5]; у В. Маяковского: наших душ золотые россыпи; день был золот; это серебряный Дон; в ночи Млечный путь серебряной Окою; читайте железные книги; железного Бисмарка [4]. У А. Блока: снов золотых, золотые пряди; лазурью золотой; золотое время; золотые опилки; золотой голосок [6].

Частотны эпитеты, обозначающие качества предметов и явлений:

Сколько свинцового / яда влито, / сколько чугунных лжей...; кристальный сентябрь (Вознесенский); золотые города (о лучших городах мира); суть женственности вечно золотая; голос Нами: серебряный с чернью, / мрачно-алый, как старость вина (Ахмадулина).

В то же время, как показывают наблюдения над фактическим материалом, в языке поэзии конца XX - начала XX в. расширяется спектр наименований стихий, входящих в различные тематические группы, с соответствующей эстетической функцией.

References:

1. Afanas'ev A.N. Pojeticheskie vozzrenija slav-jan na prirodu. T.1. / A.N. Afanas'ev. - M.: So-vremennyj pisatel'. - 1995. - 416 s. - C. 59-77.

2. Afrikantova L.K. Obrazy vodnoj stihii v poje-zii B. Pasternaka / L.K. Afrikantova // Jazyko-znanie. -2001. - №3. - C. 14-22.

3. Bogdanova I.A. Funkcionirovanie arhe-tipicheskogo koncenta «voda» v tekstah narodnogo i individual'nogo tvorchestva. AKD. / I.A. Bogdanova. Perm', 2006. - 25 s.

Kostomarov N.I. Slavjanskaja mifologija / N.I. Kosto-marov. - M.: «Charli», 1994. - 688 s.

4. Turanina N.A. Slovar' metafor V. Maja-kovskogo. / N.A. Turanina. - Belgorod, 1997. - 152 s.

5. Turanina N.A. Slovar' obraznyh sredstv S. Esenina. / N.A. Turanina. - Belgorod, 1998. - 72 s.

6. Turanina N.A. Slovar' obraznyh sredstv A. Bloka, S. Esenina, V. Majakovskogo. / N.A. Tura-nina. - Belgorod, 2000. - 203s.

Сведения об авторах:

Туранина Неонила Альфредовна (г. Белгород, Россия), доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой издательского дела и библиотековедения, Белгородский государственный институт искусств и культуры, е-mail: [email protected]

Заманова Ирина Федосеевна (г.Белгород, Россия), доцент кафедры издательского дела и библиотековедения, Белгородский государственный институт искусств и культуры, е-mail: [email protected]

Тутаева Галина Николаевна (г. Белгород, Россия), старший преподаватель кафедры издательского дела и библиотековедения, Белгородский государственный институт искусств и культуры, е-mail: [email protected]

Data about the authors:

Turanina N.A. (Belgorod, Russia), doctor of philological sciences, professor, head of Department of publishing and library science, Belgorod state Institute of arts and culture, е-mail: [email protected]

Zamanova I.F. (Belgorod, Russia), associate professor of the Department of publishing and library science, Belgorod state Institute of arts and culture, е-mail: [email protected]

Tutaeva G.N. (Belgorod, Russia), senior lecturer of the Department of publishing and library science Belgorod state Institute of arts and culture, е-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.